Что пьют в Израиле из алкоголя – популярные еврейские спиртные напитки

Что пьют в Израиле из алкоголя – популярные еврейские спиртные напитки

Что пить? [↑]

Нужно пить самое лучшее вино, которое кашерно на Песах, какое только может человек себе позволить. Красное вино предпочтительней чем белое, если только белое незначительно лучше его. В ночь Сэдэра есть даже 2 причины предпочесть красное: 1. вино более качественное — это именно красное; 2. в память о крови, которую пролил фараон, убивая еврейских детей.

Вино или сок? Есть мнение, что в ночь Сэдэра стоит брать именно вино. Но известно о мудрецах Торы, которые пили сок в ночь Сэдэра. Например, Хазон Иш брал 4 бокала сока. Обычно подавляющее большинство женщин (а они обязаны делать Сэдэр точно так же, как мужчины) пьют сок в ночь Сэдэра.

Почему бокалов именно четыре? [↑]

Четыре бокала вина символизируют четыре этапа освобождения народа Израиля из рабства (а также четыре названия Геулы (Избавления) и четыре ее аспекта) которые мудрецы наши увидели в словах недельной главы «Ваера»: «…и выведу Я вас и избавлю от египетского рабства и спасу вас.

Вообще, значительная часть Седера основана на принципе четырехкратного повторения: четыре бокала вина, четыре вопроса в начале Седера в отрывке «Ма ништана…» («Чем отличается…») , «четыре сына» символизирующие разные группы в еврейском народе.

Раби Йеошуа бен Леви сказал: «Четыре бокала соответствуют четырем чашам в руке фараона (упоминаемых Торой в рассказе о сне царского виночерпия, Берешит, 40)». Вот эти упоминания: «И чаша фараона в руке моей», «И выжал его в чашу фараона», «И подал чашу фараону», «И ты подашь чашу фараона в руку его».

Пятое упоминание о чаше, приведенное в конце главы: «И он подал чашу фараону» — не является частью рассказа о сне, а принадлежит собственно Торе и лишь констатирует тот факт, что Йосеф правильно разгадал сон виночерпия. Поэтому мы «засчитываем» лишь четыре упоминания о чашах фараона, сделанные виночерпием и самим Йосефом, которые оба были рабами фараона.

В этих упоминаниях содержится важный намек: «Начинается период порабощения, и чаша находится в руках фараона, но твои потомки отнимут ее у него и возблагодарят Всевышнего за спасение. В честь него они будут выпивать четыре бокала — по числу упоминаний чаши фараона».

Раби Леви сказал: «Четыре бокала соответствуют четырем царствам (которые тяжко угнетали еврейский народ уже после Исхода из Египта) — Бавелю (Вавилонии), Мидии (державе Ахашвероша), Греции и Эдому».

Наши мудрецы сказали: «Четыре бокала соответствуют “четырем чашам бедствий”, к которым Всевышний приговорит народы мира, как сказано: “Ибо так сказал мне Г-сподь, Б-г Израиля: “Возьми эту чашу с вином гнева из руки Моей и напои им все народы, к которым Я посылаю тебя””(Йирмеягу, 25,15).»

Вот что писал о четырех бокалах, сопоставленных четырем историям освобождения в различные времена, великий Абарбанель: «Четырех избавлений удостоился Израиль. Первое наступило, когда Всевышний избрал Авраама и его потомство из всех народов и таким образом создал еврейский народ.

Второе — когда евреи были освобождены от египетского рабства. Третье состоит в том, что Всевышний поддерживал нас в долгие годы изгнания и спасал от всех врагов, пытавшихся нас погубить. Четвертое и последнее избавление наступит после прихода Машиаха».

Виленский Гаон (раби Элияу ми Вильно) писал, что четыре пасхальных бокала связаны с четырьмя различными мирами и эпохами: знакомым нам физическим миром, эпохой Машиаха, эпохой воскрешения мертвых и «иным миром», эпоха которого наступит после этого воскрешения.

Таким образом, тот, кто проводит Седер по всем правилам, удостоится доли во всех этих мирах. Поэтому он уже сейчас благодарит Всевышнего за оказанные ему великие милости.

Что такое кошерное вино

что такое кошерное вино

В период иудейских религиозных праздников каждый правоверный иудей должен употреблять вместе с пищей кошерное вино. Состояние здоровья человека мало кого волнует, религия требует исполнения этой обязанности от каждого. Само кошерное вино готовят в соответствии со всеми строгими правилами и канонами, но по вкусу они ничем не отличается от обычного.

Слово «кошерный» переводится с иврита как «пригодный», то есть соответствующий своду законов и правил, которых придерживаются евреи во время приготовления напитков и блюд. Эти правила собраны в полсотни заповедей Торы, поэтому многие в шутку называют иудаизм «религией кухни», но речь не об этом.

Кошерное вино должно соответствовать следующим требованиям:

1. Плоды винограда собраны с кустов не моложе четырех лет.

2. Если виноградник находится за пределами библейских земель, на нем запрещается каждый седьмой год собирать урожай.

3. На виноградниках должен расти только виноград. Не допускается посевов овощных и злаковых культур в междурядьях кустов.

4. После поступления на завод виноград можно обрабатывать только евреям, строго соблюдавшим «субботу» – запрет на труд в каждый седьмой день недели. В процессе выдержки кошерного вина и его разлива по бутылкам разрешено использовать только абсолютно кошерные материалы (запрет касается веществ животного происхождения).

знак кошерности
Эта маркировка подтверждает кошерность продуктов

Подтверждением кошерности вина является специальная печать «эхшер» и соответственная надпись на этикетке, которую могут ставить только духовные деятели иудаизма, контролировавшие весь процесс производства напитка.

В некоторых случаях кошерные вина подвергают пастеризации. Иудеи верят, что пастеризованное вино можно пить, даже если его открывал или разливал человек, не придерживавшийся «субботы».

какое вино называется кошерным

Евреям запрещено пить вино, относительно которого есть подозрения, что оно использовалось в обрядах других религий. Вследствие этого появился интересный обычай – кипятить вино. Иудеи верят, что кипячение делает напиток непригодным для проведения языческих ритуалов. Иногда термической обработке подвергается виноградный сок.

Производство кошерного вина дорогостоящий процесс, не улучшающий его качество. Несмотря на это, кошерное вино делают не только в Израиле, но и в ряде других стран, даже в России. Кубанские виноделы производят его ограниченными партиями. Примерная цена одной бутылки составляет 330 рублей, что в несколько раз дороже, чем аналогичное «простое» вино.

Так что же пьют евреи?. на кухне моей бабушки: еврейская поваренная книга

Так что же пьют евреи?

Странный вопрос, потому что евреи пьют, в принципе, все известные человечеству напитки.

Пьют водку – правда, как говорит хасидская присказка, евреи покупают бутылку водку на пятерых, выпивают из нее двести граммов, остальное отдают Ивану, а потом долго веселятся.

Пьют квас – вспомните рассказанную Шолом-Алейхемом в его гениальном «Мальчике Мотле» историю о том, как брат Мотла Эли решил разбогатеть и семья занялась изготовлением и продажей кваса. Вернее, скорее продажей, чем изготовлением, так как квас разбавлялся до тех пор, пока «водичка» не превращалась в «воничку». Перечитайте эти бессмертные страницы, и вы просто не сможете удержаться от смеха. Украинские евреи вообще так любили квас, что потребляли его бочками. В некоторых местечках хозяева, готовившие этот напиток, выставляли на субботу бочки с квасом на улицу, чтобы каждый желающий мог зачерпнуть стакан. Ну, а когда суббота кончалась, евреи приносили им деньги за выпитые стаканы, и никогда хозяева не оставались в накладе.

Но самый почитаемый, самый главный наш напиток – это, конечно же, вино.

Понятно, что к его кошерности предъявляются самые строгие требования – еврею запрещено пить вино, изготовленное неевреем (такое вино называется «яин нохри»), хотя все остальные спиртные напитки, приготовленные неевреями, могут быть вполне кошерными.

Не случайно перед тем, как выпить вина, евреи произносят специальное благословение, и именно с этого благословения и пригубливания вина начинается любая праздничная и субботняя трапеза.

Испокон веков Иудея славилась своими винами. Огромные деньги платили римские, египетские, вавилонские и карфагенские вельможи за густое белое вино из Аскалона, терпкие красные вина, приготовленные из пропитанного солнцем иерусалимского винограда, ароматные десертные вина Галилеи и Голанских высот.

Воспевание вина и той радости, которую дарит этот чудесный напиток, является одной из основных тем еврейской классической поэзии.

«Эка невидаль! – может сказать читатель. – Да это вообще одна из излюбленных тем восточной поэзии – вспомните хотя бы Гафиза или Хайяма!»

Что пьют в Израиле из алкоголя – популярные еврейские спиртные напитки

Виктор Бриндатч. «Натюрморт с водкой и селедочкой»

Все верно. Но дело в том, что для поэтических гениев исламского мира эта тема была проявлением фронды, бунта против догм ислама, запрещающего, как известно, употребление спиртных напитков, и потому неразрывно сплеталась с темой социальной. Вспомним хотя бы строчки жившей в ХI веке азербайджанской поэтессы Мехсети:

Сейчас читают:  Как порезать поролон самостоятельно: простая инструкция

Мы пьем вино!

«О, есть ли грех страшней?!» —

кази кричит, заботясь о мошне.

Мы вправду кувшины опустошаем…

Но грабить сирых разве не грешней?!

У еврейских же поэтов любовь к вину никак не мешала их любви к Богу, и они славили его отнюдь не для того, чтобы досадить раввинам. Вот, например, какие гимны вину посвятил величайший еврейский поэт и религиозный философ Иегуда Галеви,[37] бывший, кстати, современником Мехсети-ханум:

Тобой всю жизнь я вдохновляться буду,

И влагу воспевать твою, как чудо!

Давно с кувшином побратался я —

Сосу нектар из милых уст сосуда.

«Ты пьяница!» – корят меня друзья

И пристают с вопросами: «Докуда?!»

«Бальзамом Гилеада, – говорю, —

Врачую свой недуг, когда мне худо!»

Кто от кувшина отречется в мире,

Когда ему всего двадцать четыре?!

…Вот друга дом: войди в него

с приветом.

Бокал в руке заменит солнце светом.

Красно вино и в хрустале ясно,

И посрамит кораллы алым цветом…

Оно в меня войдет – и грусть уйдет,

И связан буду с ним любви заветом.

И каждый тут по-своему хорош —

Будь он певцом, лютнистом иль поэтом.[38]

Стоит заметить, что еврейская культура винопития сформировалась тысячелетия назад, и хотя за субботним столом вино у нас пьют даже дети, наш народ вовсе нельзя обвинить в склонности к алкоголизму. Все дело именно в том, что вино у нас не столько пьют, сколько смакуют, наслаждаясь его цветом и ароматом. Традиционно так повелось, что ребенок выпивает за трапезой не больше наперстка, а мужчина – не более двух бокалов вина, причем это питие – так предписано Галахой – должно сопровождаться разговорами о Торе, то есть смакование вина растягивается надолго, да и время его потребления определено – это суббота, праздник или какое-нибудь радостное событие.

Считается, что еврей не должен позволять себе напиваться до беспамятства – само собой, за исключением Пурима, о котором мы еще с вами поговорим.

И как бы ни был беден еврейский дом, в нем всегда находилось вино для субботней трапезы. О, конечно, на настоящее вино деньги были только у обеспеченных евреев, а в бедных домах, как рассказывает в своих книгах Исаак Башевис-Зингер, пили вино, приготовленное из изюма.

Ну, а сегодня…

Сегодня Израиль, по всеобщему признанию, производит вина, которые на мировом рынке соперничают с итальянскими, французскими, румынскими, чилийскими. Белые мускатные вина из виноградников Галилеи, терпкие сухие красные вина, приготовленные по старинным рецептам в поселениях Иудеи, розовые вина из Гамлы… Мы вернулись на эту землю, и первое, что мы насадили, были именно виноградные лозы. И совсем не случайно, что первым промышленным предприятием в Палестине стал винный завод в Ришон ле-Ционе – первом поселении в Эрец-Исраэль, созданном евреями в 1882 году, то есть за два десятилетия до официального рождения политического сионизма. А потому автор этих строк просто не может отказать себе в удовольствии познакомить читателей с некоторыми азами культуры потребления вина.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Бокал для пророка элияу [↑]

Некоторые законоучителя считали, что во время Седера нужно выпить еще один — пятый бокал вина, в память об обещании Вс-вышнего привести наш народ в Землю Израиля: «…и введу вас в Землю» (Шмот 6:8). Другие придерживались мнения, что так поступать не следует, поскольку обещанное Всевышним еще не исполнилось окончательно («Псахим» 118а:

Риф и Тосафот). Из-за разногласий по поводу практической алахи (практического закона) сложилась следующая практика: пятый бокал мы наполняем, но не пьем — его мы оставляем на столе, в ожидании пророка Элияу, приход которого предвещает раскрытие Машиаха.

Кроме того, Элияу должен окончательно разрешить все неясные вопросы в еврейском законе. На основании вышесказанного автор книги «Афлаа» делает вывод, что бокал пророка Элияу имеет «двойное» назначение: он символизирует нашу надежду на его скорый приход, возможно даже ночью этого Седера, а также нашу веру в то, что обещание Всевышнего о завершении нашего изгнания окончательно и навеки реализуется именно с приходом праведного Царя Машиаха.

Наполнив бокал для Элияу, мы открываем входную дверь, в качестве демонстрации нашей веры в обещание Вс-вышнего сделать первую ночь Песаха «ночью защиты» — «ночью бдения Г-спода».

Виски

Перечисляя спиртные напитки, которые производятся в Израиле, виски обычно упускают из виду. Это неудивительно, ведь еще 10 лет назад этот вид алкогольных напитков относился к сугубо импортным.

В 2022 году ликеро-водочный завод Golan Heights выпустил виски Golani, приурочив событие ко дню независимости Израиля. И хотя первые партии спиртного были изготовлены из импортных компонентов, завод начал выращивание нескольких видов ячменя в довольно отдаленном от крупных городов месте.

Стоимость бутылки еврейского виски Golani составляет примерно 230 шекелей. Цвет алкогольного напитка желтоватый, что объясняется не слишком длительной выдержкой. Запах «тонкий», слегка уловимый, с намеком на дубовую кору. Вкус цитрусовый, имеется вполне ощутимая сладость. Крепость спиртного — 40°.

Если посчастливится, то в израильских магазинах можно отыскать односолодовый виски Triple Cask от Milk & Honey. В качестве эксперимента завод выпустил всего 1450 бутылок спиртного напитка крепостью 46°. На данный момент цена за бутылку составляет 300 шекелей. Но если виски будет признан на международном уровне, уже через 2-3 года стоимость алкоголя возрастет в несколько раз.

Даже если инвестиция окажется неудачной, можно будет просто побаловать себя. Виски с легким ароматом дыма, дуба и корицы на вкус перечно-пряный. Ценители отмечают неожиданное шоколадное послевкусие, благодаря которому пить этот алкоголь удивительно приятно. Действительно интересное сочетание!

Теперь, зная, что пьют в Израиле, можно смело отправляться в тур по еврейским барам и винным магазинам. Здесь определенно есть оригинальные алкогольные напитки, которые стоит попробовать.

21.09.2021

Водка

Водку в «чистом» виде в Израиле пьют в основном выходцы из стран бывшего СССР. Свое производство алкогольного напитка только набирает обороты. На полках магазинов преобладают импортные марки из России, США, Нидерландов.

Но для коллекции можно приобрести бутылку в форме кристалла AVIV 613 за 200 шекелей. Цена достаточно высока, но это единственная водка в мире, перегоняемая из пшеницы, ячменя, маслин, инжира, фиников, винограда и граната.

Более бюджетный производитель L’Chaim предлагает еврейскую кошерную водку по цене 105 шекелей. Она изготавливается на основе родниковой воды, имеет пряный вкус и легкий аромат ванили.

А за 125 шекелей можно приобрести алкоголь крепостью 96 градусов! Естественно, производитель Elite Arak акцентирует внимание на том, что в чистом виде такую водку не пьют. Однако те, кто ищут идеальную основу для коктейлей и самодельных ликеров отмечают, что алкоголь обладает удивительным «чистым» вкусом без посторонних ароматов.

Как пить? [↑]

Пить каждый из четырех бокалов нужно «возлежа», т.е. облокотившись на левую сторону.

Каков размер бокалов? [↑]

Минимальный размер бокалов, используемых во время седера, должен быть таким, чтобы туда вмещалось не менее «ревиита» (досл. «одной четверти [от лога]») вина. «Ревиит» — это талмудическая мера объема. При переводе ее в метрическую систему мнения авторитетов разделились.

«Ревиит» равен 86 куб. см по мнению рава Хаима Ноэ. Хазон Иш придерживался более строгого мнения и считал, что «ревиит» равен 150 куб. см. Таким образом, бокал, в котором содержится менее 86 куб. см вина точно некашерен для Пасхального седера.

Ликер

Если арак имеют право называть своим национальным спиртным напитком еще и Ливан, Сирия, Палестина, то ликер Tubi 60 — достояние еврейского народа на все 100%. Желтая жидкость имеет яркий лимонный вкус, приятно дополненный имбирем, травами и цветочными экстрактами.

Самый «молодой» национальный еврейский алкогольный напиток был создан в 2022 году двумя братьями из Хайфы. Крепость ликера 40 градусов, но «шот» не ударяет в голову, а создает эффект легкой эйфории.

Сейчас читают:  «На вынос» и «распивочно»: питейные заведения в России второй половины XIX века — VATNIKSTAN

Лозунг Tubi 60 – «атмосфера чистого счастья» – связан с тем, что будто бы после употребления ликера нет похмелья.

Бутылка крепкого алкогольного напитка стоит 100 шекелей. Также буквально во всех барах Израиля можно попробовать коктейли с лимонным ликером в составе. В основном Tubi 60 пьют с соком, газировкой или колой.

Другие национальные марки, произведенные в Израиле: Lavie (кофейно-молочный, крепость 15°), SABRA (шоколадный, кофейный, крепость 30°), Y (острый ликер с чилийским перцем, крепость 40°).

Сколько пить? [↑]

В идеале, каждый заповеданный бокал должен быть выпит полностью. В отношении первых двух бокалов допускается вариант, когда из бокала выпивается больше половины содержимого, но не все. Из четвертого бокала необходимо выпить как минимум «ревиит», чтобы сказать благословение после него.

В Мишне сказано, что разрешается дополнительно пить вино между первыми двумя бокалами и последними двумя, но между третьим и четвертым бокалами пить вино нельзя, поскольку существует опасения, что человек опьянеет и не сможет закончить Седер.

Спиртные напитки

СПИРТНЫ́Е НАПИ́ТКИ. Производство виноградного вина было широко распространено на древнем Ближнем Востоке. Согласно Быт. 9:20, первым виноделом был Ной.

Виноделие составляло важную отрасль хозяйства в древнем Израиле: в Библии упоминается, что, наряду со злаками и оливковым маслом, Эрец-Исраэль обильна вином (Втор. 6:11; 7:13; 8:8; Хош. 2:10–11; Иер. 5:17 и другие). Виноградарство было распространено на всей территории Эрец-Исраэль — преимущественно в горных районах (Ис. 5:1; Иер. 31:4; Амос 9:13; II Хр. 26:10), но также и в долинах (I Ц. 21:1 и другие). В горах на склонах создавались искусственные террасы, обнесенные каменными оградами, чтобы дождь не вымывал почву. При виноградниках строилась давильня (гат), часто высеченная в скале и сообщавшаяся с также высеченной в скале цистерной (иекев), куда из давильни стекал виноградный сок и где он настаивался (обычно в течение года, но иногда — нескольких лет) и превращался в вино. Сбор винограда (бацир) был праздничным событием и сопровождался музыкой и танцами (Суд. 9:27; Ис. 16:10; Иер. 25:30 и другие). В древности славилось вино из виноградников Хеврона (Чис. 13:12), для обогащения вкуса в него добавляли специи (Пс. 75:9 и другие).

Наряду с виноградным, древние израильтяне производили фруктовое вино, предположительно из плодов граната и из фиников, а также ячменное пиво, изготовление которого было широко распространено на древнем Ближнем Востоке.

Многочисленные сведения о производстве вина в более позднюю эпоху содержатся в Талмуде. Здание винодавильни называлось бет ха-гат. Собранный виноград помещали в каменный, глиняный или деревянный чан. Выжатый при помощи деревянного пресса виноградный сок стекал по желобу (циннор) в находившуюся рядом цистерну. Виноградное сусло (тирош) процеживалось через сито или полотняный фильтр. Из цистерны виноградный сок разливали в глиняные сосуды различной величины и формы (кад, канкан, хавит и другие). Эти сосуды покрывали изнутри тонким слоем извести, смолы или сургуча. После того, как вино настаивалось, его специальным черпаком (махац) разливали в глиняные сосуды (хацава) или сосуды, высеченные из камня и снабженные горлышком и цедилкой, называвшиеся лагин или цирцур; такие сосуды сохраняли вино прохладным. В этой посуде вино хранилось в стенных нишах в винных погребах (Ав. Зар. 5:11; Тос. Тр. 3:7; Тох. 10:7; Эд. 6:1; ББ. 97а и другие).

Качество вина определялось по цвету и месту производства. Красное вино ценилось больше белого. Особо ценились фригийское вино (Шаб. 147б), розовое вино из долины Шарон и вино с горы Кармел (Шаб. 77а). Производилось также изюмное, яблочное и финиковое вино.

Вино играло важную роль в храмовой литургии (см. Храм) и в различных религиозных обрядах, включая субботнюю (см. Суббота) трапезу. Из запрета употреблять вино, которое использовалось для языческих возлияний, в талмудический период развился запрет на употребление вина, изготовленного неевреями. Поэтому и в странах рассеяния евреи продолжали заниматься виноделием, а также активно занимались торговлей спиртными напитками. Так, некоторые амораиВавилонии добывали средства к существованию виноделием и виноторговлей (Бр. 56; Лев. Р. 12:1). В средние века в Европе евреи продолжали заниматься виноделием долгое время после того, как они были вытеснены из остальных отраслей сельского хозяйства.

Возрождение виноделия в Эрец-Исраэль началось в конце 19 в.; халуцим основали в стране первые земледельческие поселения, одной из ведущих отраслей которых стало виноградарство. Огромную роль в развитии виноградарства и виноделия в Эрец-Исраэль сыграл барон Э. Дж. де Ротшильд, который не только жертвовал средства на приобретение земли и сель­ско­хо­зяй­ст­вен­ного оборудования, но и стремился повысить качество вина. Центром виноделия в этот период стал Ришон-ле-Цион; другой значительный центр возник в Зихрон-Я‘акове. В 1908 г. в винных погребах Ротшильда в Ришон-ле-Ционе было произведено около семи миллионов бутылок вина; бо́льшую часть кооператив «Кармел» продавал в еврейских общинах Восточной Европы (в одной только Варшаве — около двухсот тысяч бутылок) и Северной Америки. Рост еврейского населения Эрец-Исраэль способствовал увеличению внутреннего рынка.

Виноделие в Израиле — одна из ведущих отраслей пищевой промышленности. Израильские виноделы используют достижения мировой винодельческой технологии и постоянно совершенствуют качество и ассортимент своей продукции. Закладываются новые виноградники, выводятся новые сорта винограда. Значительная часть производимого в стране вина поступает на мировой рынок, где оно пользуется спросом не только благодаря своей кашерности (см. Кашрут), но и высоким вкусовым качествам (в 1994 г. доход от экспорта вина составил сорок миллионов долларов). В стране производится несколько сортов пива, а также крепкие спиртные напитки (водка, ром, бренди и ликеры).

Известно, что в некоторых областях Европы еврейские виноделы продавали вино также христианам. В 1090 г. евреям Шпейера и Вормса была дана императорская лицензия на продажу вина христианам. В 12–13 вв. евреи, импортировавшие вино в Англию, были освобождены от уплаты пошлины и других налогов.

Поскольку в ритуалах и иудаизма, и христианства используется вино, продажа еврейского вина христианам вызывала постоянные протесты христианского духовенства, что отразилось, в частности, в письме папы Иннокентия III от января 1208 г.: «В сезон сбора евреи в льняной обуви давят виноград и, сцедив более чистое вино в соответствии с еврейским ритуалом, оставляют его себе, а остальную часть, ту, которая им отвратительна, оставляют правоверным христианам; и вот этим-то вином совершается причащение к Христовой крови».

В мусульманских странах производство евреями спиртных напитков приобрело значительные масштабы, о чем свидетельствуют египетские документы 12 в. В 1136 г., как свидетельствует документ, «четыре партнера [все евреи] объединились для производства вина, и их объединенный капитал составил огромную сумму в 1510 динаров». Около 1150 г. в неком еврейском имении насчитывалось 1937 чанов вина, стоимость которых составляла 200–300 динаров.

В Испании как под мусульманской, так и под христианской властью автономные власти еврейской общины облагали продажу и потребление вина налогами. Сохранившиеся документы свидетельствуют о широком размахе еврейской виноторговли в стране. После 1391 г. выходцы из Испании стали открывать свои предприятия по торговле спиртными напитками в мусульманских странах, где производство и торговля спиртными напитками осложнялись запретом, налагаемым Кораном на употребление вина.

К 15 в. виноградников в собственности евреев практически не осталось, однако торговля спиртными напитками постепенно стала одним из наиболее распространенных занятий евреев в Германии и западнославянских землях. Евреи активно участвовали в процессе расширения торговли между городом и деревней (не последнюю роль в этом сыграло изгнание из больших городов). Конкуренция со стороны еврейских виноторговцев вызывала недовольство гильдий (например, в Регенсбурге в 1616 г.).

С 16 по 19 вв. производство и продажа спиртных напитков были одной из важнейших отраслей хозяйства в Польско-Литовском государстве (см. Польша) и в России, а также, в несколько меньшей степени, в Богемии, Силезии, Венгрии и Бессарабии. Так, в 1648 г. в Белой Церкви, где в тот период проживало около 100 еврейских семей, евреи держали 17 кабаков. Почти во всех сельских поместьях Польши их владельцы обладали монополией на производство и продажу алкогольных напитков; подобная монополия была и у городов. Евреи арендовали пивоварни, винокурни и кабаки как у помещиков, так и у городов, что было частью общей арендной системы, действовавшей на территории Польши, Украины и Белоруссии, и приносило хозяевам значительные доходы. Часто аренда была комплексной, включая как производство, так и продажу спиртных напитков; кабаки арендовались непосредственно у помещика или у еврейского посредника. Срок аренды был всегда ограничен; обычно он составлял три года, иногда — один год. Еврейские общины издавали правила (такканот), чтобы предотвратить конкуренцию между еврейскими арендаторами.

Во второй половине 16 — первой половине 17 вв. в имениях польских магнатов на Украине и в Белоруссии было много еврейских винокуров, пивоваров и кабатчиков, которые жестоко пострадали во время погромов Б. Хмельницкого в 1648–51 гг. После соглашения между Польшей и Россией в 1667 г. еврейские кабатчики могли опять селиться по правому берегу Днепра, в то время как на левый берег, отошедший к России, евреи не допускались, и еврейские кабатчики появились там опять лишь в конце 18 — начале 19 вв. В Польше и Литве в последней трети 18 в. 15% еврейского городского и 85% еврейского сельского населения — в общей сложности около пятидесяти тысяч человек — было занято в производстве и продаже спиртных напитков.

Сейчас читают:  Что пили в СССР и сколько это стоило (19 фото)

Еврейские кабатчики стали неотъемлемой частью жизни городов и деревень, что усиливало враждебность к ним и вообще к евреям со стороны местного населения. Еврейских кабатчиков обвиняли в спаивании и долговом закабалении крестьян. В 17–18 вв. во многих поместьях Польши крестьяне громили еврейских винных арендаторов. После 1648 г., когда начался экономический упадок в Польше, враждебность местного населения к еврейским кабатчикам усилилась. В Польше к концу 18 в., в особенности после погромов, учиненных гайдамаками в 1768 г., евреев-кабатчиков стали обвинять в отрицательном влиянии на общество, а также в упадке городов и нищете сельского населения. Установление контроля над виноторговлей и вытеснение евреев из сферы производства и продажи спиртных напитков было одной из основных задач обнищавших польских городов между 1788–1792 гг.: уже в 1776 г. польский сейм принял закон, устанавливавший приоритет граждан малых городов в производстве и торговле спиртными напитками; однако кандидатов, располагавших достаточным капиталом, было мало. В 1783 г. в Белоруссии евреям было запрещено заниматься торговлей спиртными напитками в городах, а доходы от сельских кабаков передавались в распоряжение муниципалитетов; однако этот запрет был отменен в 1785 г.

С разделом Польши еврейское сельское население и еврейские кабатчики стали объектом нападок также и русских властей, обвинявших их в нищете и моральной деградации местного крестьянства; политика упразднения еврейских кабаков, начатая в независимой Польше, была продолжена русской администрацией. Подобная политика проводилась и другими участниками раздела Польши. В 1782 г. австрийский император Иосиф II издал указ, предписывавший всем помещикам освободить свои владения от еврейских арендаторов в течение двух лет (это постановление не было, однако, исполнено). Около 1805 г. прусские власти подготовили указ, запрещавший евреям арендовать кабаки, но в связи с оккупацией страны Наполеоном I этот указ не был реализован.

Ограничивая еврейскую торговлю спиртными напитками, российские власти, однако, нередко использовали евреев для увеличения государственных прибылей. Так, в 1811 г. правительство отдало евреям на откуп казенную продажу вина в деревнях. В 1821 г., после донесения черниговского губернатора, что «евреи содержат в тяжком порабощении» казенных крестьян и казаков, власти постановили, что по окончании четырехлетнего срока евреям воспрещается брать кабаки на откуп; это постановление было распространено в следующем году на Полтавскую губернию. С 1824 г. в Могилевской и Витебской губерниях евреям было запрещено продавать вино в деревнях, в шинках и на постоялых дворах; только в городах и местечках торговля была разрешена. Несмотря на эти и многочисленные другие ограничительные меры, правительство не отказывалось от услуг евреев в качестве откупщиков питейных сборов. Отдавая крупным еврейским предпринимателям на откуп целые области, правительство не позволяло им нанимать на службу евреев. В 1835 г. в Уставе о питейном сборе и акцизе евреям было запрещено проживание в деревнях и содержание там шинков и постоялых дворов, однако в Положении о евреях того же года за евреями признавалось право брать на откуп корчмы, шинки и тому подобные заведения. Так как сельские местности не вошли в черту оседлости лишь в Могилевской, Витебской и частично Черниговской и Полтавской губерниях, евреи могли заниматься торговлей спиртными напитками в деревнях всех остальных губерний черты оседлости, а в Черниговской и Полтавской губерниях — в помещичьих деревнях.

В 1845 г. были введены правила о еврейском производстве и торговле спиртными напитками в тех местах, где евреям дозволено проживание. Согласно этим правилам, евреям-купцам всех гильдий разрешалось брать на откуп питейные заведения в городах и местечках, однако в казенных деревнях и на расстоянии двух и более верст от городской черты хозяевами и другими служащими этих заведений могли быть только неевреи. Евреям было запрещено продавать — лично или через христиан — спиртные напитки в разлив в деревнях и на хуторах, служить там в питейных заведениях и даже проживать в шинках, корчмах и т. п. Вытеснение евреев привело к падению цен на откупных торгах; в ряде случаев вообще не находилось желающих взять откуп. В результате правительство вновь допустило евреев к участию в откупах не только в городах, но и в уездах, в казенных имениях и даже за пределами черты оседлости: в 1842 г. — в Херсонском и Симферопольском уездах и в городах Николаеве и Севастополе; в 1848 г. — в Харьковской губернии и в Киеве, в военных поселениях и в Азовском казачьем войске; в 1848 г. последовал закон о допущении евреев к содержанию питейных заведений в казенных имениях всех западных губерний. Из докладной записки министра государственных имуществ, послужившей причиной издания последнего закона, следует, что конкуренция между помещиками и евреями в получении винных откупов способствовала значительному повышению цены на откупы; стремясь устранить еврейских конкурентов, помещики утверждали, что отдача виноторговли на откуп евреям ведет к закабалению и разорению крестьянства; генерал-губернатор Бибиков, со своей стороны, удостоверял, что подобных вредных последствий не наблюдалось.

Положение о питейном сборе 1861 г., отменившее откупную систему, разрешило евреям торговлю спиртными напитками лишь в городах и местечках черты оседлости, однако это ограничение было отменено уже в 1863 г., когда евреям было разрешено заниматься торговлей спиртными напитками в местах их постоянного проживания, и, следовательно, также в деревнях. В 1865 г. это разрешение было распространено на деревни Витебской и Могилевской губерний, хотя там евреям было разрешено лишь временное проживание. Согласно уставу 1866 г. о питейном сборе в Царстве Польском, евреям было разрешено держать оптовую торговлю спиртными напитками повсеместно, однако торговля в разлив разрешалась только в городах и местечках, а также в деревнях, где живут одни евреи.

В 1874 г. был принят закон, ограничивавший право евреев на занятие торговлей спиртными напитками вне черты оседлости, а в ней — лишь в домах, принадлежавших евреям; евреям разрешалось служить сидельцами только в питейных заведениях, которые держали евреи. Первоначально закон толковался в том смысле, что только дом, где торгуют спиртными напитками, должен находиться в собственности еврея, в то время как земля, на которой стоит этот дом, может быть арендованной; однако в 1882 г. было принято постановление, что земля также должна быть в собственности еврея. В этот период (данные на 1883–88 гг.) во владении евреев находилось 31,6% винокуренных заводов в Витебской и 76,3% — в Гродненской губерниях.

Введение в конце 1890-х гг. казенной продажи спиртных напитков лишило более ста тысяч евреев средств к существованию. С этого времени торговля спиртными напитками утратила свое значение в экономической жизни евреев Российской империи. Еврейское колонизационное общество, внесшее большой вклад в развитие виноградарства и виноделия в Эрец-Исраэль (см. выше), содействовало также развитию этой отрасли в России; еврейское виноградарство и виноделие развивалось в южных губерниях Российской империи.

В независимой Польше между двумя мировыми войнами был принят ряд законодательных и экономических мер, направленных на вытеснение евреев из этой области хозяйственной деятельности.

Развитие промышленности и торговли во второй половине 19 в. и более свободный доступ евреев к ремесленному производству постепенно уменьшили зависимость евреев Восточной Европы от торговли спиртными напитками, однако до сих пор существует антисемитский стереотип ненавистного кабатчика-еврея.

Чаши б-жьего гнева [↑]

Согласно мнению Меири, четыре бокала символизируют «четыре чаши Б-жьего гнева», которые должны пролиться над четырьмя царствами, угнетавшими еврейский народ со времен разрушения Первого Храма Персия, Вавилон, Греция и Рим. И если три первых царства уже потеряли свою силу и покинули арену истории, то четвертое — Рим — с точки зрения еврейской традиции все еще здесь.

Римская империя меняет названия и личины, но она жива и олицетворяет собой все силы, которые в ответе за наше изгнание. Она все еще влияет на судьбы евреев и несет в себе угрозу нашему существованию. Поэтому мы, наливая четвертый бокал, просим Вс-вышнего, чтобы гнев Его обрушился на силы тьмы, которые присутствуют в мире, и окончательно их уничтожил.

Четыре бокала пасхального седера [↑]

В еврейской традиции вино является важным атрибутом праздника, поскольку оно «радует сердце». Один из ключевых законов Пасхального Седера — закон о четырех бокалах вина, выпиваемых на протяжении Седера. Каждый из этих бокалов является отдельной заповедью, которую обязаны исполнять как мужчины, так и женщины.

Первый бокал мы выпиваем в самом начале Седера, в завершение церемонии освящения этого дня («Кидуш»).

Второй бокал выпивается в конце заповеданного рассказа об Исходе из Египта («Магид») — перед праздничной трапезой.

Третий бокал мы пьем после произнесения молитвы «Биркат а-мазон», которую мы произносим в благодарность за трапезу.

https://www.youtube.com/watch?v=Ycf6PpcwWf0

Четвертый бокал мы пьем после той части «Алеля», которая читается во время Седера, чтобы выразить нашу благодарность Творцу и провозгласить Его нашим Б-гом.

Оставьте комментарий

Adblock
detector