Бензопила дружба история создания
Дружба является одной из первых бензопил, которые появились в СССР. Ее прообразом является старая-добрая «Дружба-2». Первый выпуск бензопилы «Дружба-4» состоялся в 1955 году на заводе им. Дзержинского в Перми. Эта была модификация с креплением ручек непосредственно к самой крышке вентилятора.
В 1990 году было внесено конструкторское изменение в виде электронного зажигания, и начался выпуск цепных бензиновых пил «Дружба-4А-Электрон».Последняя модернизация, которая появилась на свет, и живет до сих пор является «Дружба-4М». Она получила карбюратор нового типа КМП-100У. Производятся они уже на заводе «Дружба-Алтай».
Бензопила Дружба — модель бензопилы. Разработана на ЗМКБ «Прогресс» им. академика А. Г. Ивченко в ноябре 1953 г. Производители — Машиностроительный завод им. Дзержинского (Пермь) и ГУП ПО «Сибприбормаш» (Бийск). Выпускается с 1955 года. В 90-х годах выпуск пилы и запасных частей к ней освоили также небольшие частные предприятия в самых различных городах России.
Массовое производство бензопилы Дружба началось в 1955 году в Перми, а уже в 1958 году, на выставке в Брюсселе, изделие было награждено «Золотой медалью». Назвали бензопилу Дружбой в честь 300 летия воссоединения Украины с Россией, празднование которого пришлось на 1954 год, но в некоторых источниках упоминается совместная разработка советских и китайских специалистов, увековеченная в названии.
Мощность одноцилиндрового двухтактного двигателя внутреннего сгорания, применяемого в конкретной модели бензопилы, всегда фигурирует в названии. Если название Дружба 4 — мощность двигателя 4 л.с., если Дружба 4Э — двигатель тот же, только с электронным зажиганием.
Силовой агрегат и двигатель выполнены независимыми и собираются на фланцевое соединение, что позволяет располагать пильный узел, как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскостях, да и замена узла, вышедшего из строя, довольно проста и не представляет особых трудностей.
Легкое отсоединение двигателя и его неприхотливость, дали простор для творчества и широкого применения его домашними умельцами. С модели бензопила Дружба – 4А начинается применение автоматической смазки пильной цепи, что значительно увеличило срок службы, как самих цепей, так и направляющих шин.
Сцепление инерционное, приводящее цепь в движение увеличением оборотов двигателя, и не позволяющее глохнуть ему, при закусывании цепи или чрезмерной нагрузке. Сухой вес всех моделей составляет около 12 кг, а последние бензопилы Дружбы уже оснащены аварийным тормозом цепи.
картера 24, коленчатого вала 21 с шатуном, поршня 12 с поршневыми кольцами 11,
зажигания, охлаждения цилиндра и выпуска отработанных газов, питания.
Цилиндр двигателя выполнен из алюминиевого сплава. Для повышения износостойкости
его внутренняя рабочая поверхность хромирована.
Герметичность кривошипно-шатунной камеры двигателя обеспечивается резиновыми
уплотнителями 5 и 20, паронитовой прокладкой 16 и бумажной прокладкой 25.
Фрикционная муфта состоит из двух частей — ведущей и ведомой. Ведущая часть муфты
установлена на хвостовике коленчатого вала двигателя и состоит из поводка 17 и двух
разрезных чугунных колец 26.
Ведомая часть муфты (ступица) 8 и установлена на хвостовике
ведущей шестерни редуктора.
Смазка подшипников коленчатого вала, рабочих поверхностей деталей кривошипно-
шатунной группы во время работы двигателя осуществляется маслом, входящим в состав
топливной смеси.
В систему зажигания бензопилы дружба 4 входят: бесконтактное магнето 7 и маховик 4 , провод
зажигания 11 и изолятор 10 (рисунок 3) с помехоподавляющим устройством и свеча
зажигания 10.
Магнето бесконтактное ЭМ-1
Принципиальная электрическая схема
магнето ЭМ-1
Все полупроводниковые элементы: пять диодов, тиристор, резистор и конденсатор
смонтированы в камере основания и залиты герметизирующим компаундом. В случае выхода из
строя одного из элементов в камере основания, магнето восстановлению не подлежит.
Магнето ЭМ-1 обеспечивает начало искрообразования на свече при частоте вращения
маховика 400—600 об/мин., поэтому проверку магнето на искрообразование следует
производить вращением коленчатого вала стартера с частотой не ниже указанной. При этом
необходимо учитывать, что температура искры, вырабатываемой магнето ЭМ-1, значительно
выше, чем от контактного магнето, и искра при дневном освещении трудно просматривается.
Это не является дефектом магнето. Магнето нормально работает при температуре до плюс 85° С
(температура корпуса магнето). При превышении указанного значения температуры при
эксплуатации бензопилы, электронный блок магнето может выйти из строя.
Во избежание преждевременного выхода из строя магнето ЭМ-1 следует соблюдать
правила эксплуатации бензопилы.
Магнето крепится двумя винтами к переходнику 4, который, в свою очередь, крепится к
картеру тремя шпильками с гайками 6 .
Искра между электродами свечи зажигания появляется в момент, когда поршень не
доходит до В.» М. Т. на 2,55 мм, что соответствует углу поворота коленчатого вала до В. М. Т.
22°, который и является углом опережения зажигания.
На заводе-изготовителе при установке угла опережения зажигания против риски 7
на магнето ставится риска 3 на переходнике 4. При этом шпильки
переходника должны находиться в пазах картера в правом крайнем положении.
Положение переходника в картере фиксируется риской 5 на шпильке и на картере
двигателя. При установке магнето после его замены, после регламентных или ремонтных работ
в процессе эксплуатации бензопилы указанные риски необходимо совместить.
Маховик четырехполюсный, устанавливается на конусе коленчатого вала, фиксируется
шпонкой и крепится гайкой М10Х1. В ступице маховика на резьбе крепится храповик 6 для пуска двигателя стартером.
ВНИМАНИЕ. На бензопилу нельзя устанавливать маховик, имеющий три магнита
(полюса) от ранее выпускавшихся бензопил с контактным магнето.
Провод высокого напряжения одним концом вворачивается в патрубок вывода
высоковольтного трансформатора 5, второй конец имеет. резьбовую втулку для
соединения с изолятором 10.
Изолятор 10 выполнен из диэлектрического материала. В изоляторе на резьбе установлен
винт контакта 4 (рисунок 6). Подавление радиопомех, возникающих при работе бензопилы,
осуществляется демпфирующим сопротивлением в экранирующим колпачком 6.
Свеча зажигания с резьбой ввертываемой части М14><1,25 и размером шестигранника под
ключ. Нормальный размер зазора между электродами свечи 0,6—0,7 мм.
Охлаждение двигателя воздушное принудительное. Система охлаждения включает в себя
крыльчатку 3, отлитую за одно целое с маховиком, крышку картера 2 и дефлектор 1.
Воздушный поток создается крыльчаткой 3, по каналу, образованному крышкой картера 2
и картером 24 поступает через дефлектор 1 к цилиндру 15, обеспечивая его охлаждение. Забор
воздуха производится через защитную решетку крышки картера.
Для снижения шума выпуска отработанных газов и гашения искр двигатель
укомплектован глушителем 8.
Редуктор бензопила дружба состоит из корпуса 5 и двух конических шестерен— ведущей 4 (14
зубьев) и ведомой 12 (23 зуба),
На хвостовике вала ведущей шестерни установлена на шлицах ведомая часть фрикционной
муфты — ступица 8, а на валике ведомой шестерни — ведущая звездочка 13 пильной цепи. На
корпусе редуктора закреплен зубчатый упор 18, которым упирается бензопила в древесину при
пилении.
Смазка подшипников и зубчатого зацепления шестерен производится консистентной смазкой
Герметичность внутренней полости редуктора обеспечивается резиновыми уплотнителями
7 и 11.
Рама бензопила Дружба состоят из руля 8 с рукоятками и бензобаком 6 и стойки 10. Между собой
они соединены виброгасящим устройством, состоящим из дружины 9 и шарнирного узла 11.
Шарнирный узел показан на рис. 9. На нижней части стойки имеется хомут для соединения и
крепления двигателя и редуктора между собой.
Пильный аппарат бензопилы Дружбы 4 состоит из пильной шины 18 с ведомой звездочкой 19 и
пильной цепи 17. Шина крепится на шпонке редуктора шпилькой 21 и гайкой 22. Натяжение
пильной цепи регулируется винтом 16 натяжного устройства. Включение, и выключение
пильной цепи автоматическое центробежной фрикционной муфтой.
Рабочая длина пильной шины—46 см.
Пильный аппарат для пиления в горизонтальной плоскости (для валки деревьев) и для
пиления в вертикальной плоскости (для раскряжевки хлыстов, распиловки дров) переводится
поворотом редуктора на 60—90° при ослабленном зажиме хомута рычагом эксцентрикового
зажима 13 .
Конструкция стартера приведена на рисунке. При вытягивании троса за рукоятку 11 при
пуске бензопилы валик 4, вращаясь, выдвигает вперед храповик 6, который входит в зацепление
с храповиком двигателя и вращает коленчатый вал. При этом пружина 8 закручивается. После
пуска двигателя храповик стартера выходит из зацепления с храповиком двигателя, а пружина
8, раскручиваясь, производит намотку троса на барабан.
Система питания бензопилы состоит из бензобака 6 с отстойником,
топливного крана 5 с фильтром, карбюратора КМП-100АР или КМП-100У, бензопровода 4 и воздушного фильтра 12 .
Очистка топлива от механических примесей осуществляется сетчатыми фильтрами 2
Воздушный фильтр осуществляет очистку воздуха, поступающего к карбюратору Дружбы 4 от
опилок и грязи. Работать с неисправной сеткой воздушного фильтра не рекомендуется.
Карбюратор Дружба 4 КМП-100АР беспоплавковый мембранный, состоит из
следующих основных узлов: корпуса диффузора 9, корпуса топливной камеры 2, диафрагмы 10
с обогатительной кнопкой 12, крышки 13, дросселя 8, с иглой 4 и стаканчиком 6, троса