Гимн самовару – TeaTerra | TeaTerra

Гимн самовару – TeaTerra | TeaTerra

Гимн самовару – teaterra

Бытовые картинки из жизни одной калужской семьи

В XIX веке самовар стал всё чаще и чаще появляться в русских домах, сначала в Санкт-Петербурге, потом в Москве, во Владимирской, Ярославской, Вятской губерниях, а далее и по всей России. Несмотря на весьма высокую его стоимость, он проникает не только в господские дома, но и в рабочую и крестьянскую семью, становясь непременным атрибутом каждого русского дома.
2022_02_27_06_001
Наличие самовара в семье свидетельствовало о её зажиточности. Самоваром гордились, выставляли его напоказ. А при продаже имущества за недоимки в первую очередь продавался самовар, как предмет роскоши.

С середины XIX века чаепитие из самовара стало на Руси национальной традицией. Самоварное чаепитие становится настолько популярным, что превращается в один из национальных обычаев. Вот что писал В.Г. Белинский в своей статье «Петербург и Москва»:

«В Москве много трактиров, и они всегда битком набиты преимущественно тем народом, который в них только пьёт чай. Не нужно объяснять, о каком народе говорим мы: это народ, выпивающий в день по пятнадцати самоваров, народ, который не может жить без чаю, который пять раз пьёт его дома и столько же раз в трактирах».

А замечательный современный писатель Валентин Распутин писал:

«Стол без самоварного возглавия – это не стол, а так, кормушка, как у птиц и зверей, ни приятности, ни чинности. Из веку почитали в доме трех хозяев – самого, кто главный в семье, русскую печь и самовар. К ним и подлаживались…»

Самоваром пользовались не только дома, его брали в дорогу, на гулянье. Для этой цели использовались дорожные самовары. Самовар стал символом России.

Были у самовара свои аксессуары: труба для отвода дыма и улучшения тяги,сапог для его растопки, а также поднос, на который самовар ставили на столе.

Чаепитие породило и особую систему сервировки, которая складывалась из многочисленных чайных принадлежностей: сам самовар, заварной чайник; полоскательница; чашки с блюдцами, как правило, фарфоровые, а в более зажиточных семьях – кузнецовского фарфорового завода; кстати, стаканы не признавались, но если и использовались, только с подстаканниками, и только для мужчин; сахарница; щипчики для колки сахара; ложечки, одна из них для насыпки чая, опять же у более зажиточных — серебряные. Даже скатерти для стола должны были отвечать нормам чайного этикета. Поэтому столы покрывались только тонкой накрахмаленной, как правило, белой или голубой материей.

Калужские водохлёбы очень уважали чаепитие из самовара. Примером самоварного чаепития для меня служила моя бабушка Клаша, коренная калужанка. Когда я её вспоминаю, то, как наяву, вижу её сидящей на высоком табурете у шумящего на столе самовара. Где и когда появился первый самовар, она не знала, да и не интересовалась этим. Зато она знала толк в самоварном чаепитии. Каждый свой день бабушка Клаша начинала с чаепития.

Еще все домочадцы спят, а она уже на ногах – ставит на кухне самовар. Ставили его на древесном угле или на сосновых шишках, реже на древесных щепках. Шишки и щепки быстро сгорали и не держали жара. Поэтому уголёк был предпочтительней: на нём самовар быстрее закипал и жар в самоваре держался дольше. От того, что жар долго держался, самовар не остывал, от того и шумел. Если самовар, когда его ставили, плохо разгорался, то уголь раздували так называемым крестьянским способом – старым хромовым сапогом, как мехами.

За углём далеко идти не надо. В те годы по улицам города ходил разный мастеровой люд, предлагая свои услуги: стекольщики, точильщики, жестянщики, лудильщики. Ходили и угольщики, предлагая свой товар. Нужда в стекольщике или жестянщике, как и в других мастерах, случалась редко. А вот уголёк нужен был всегда.

Разжигали самовар обычной лучиной — тонкой щепой из смолистой сосновой или еловой древесины. Запас угля и лучины всегда хранился у нас на кухне.

Самоварная жестяная труба в виде буквы «Г» устанавливалась длинным концом на внутреннюю трубу самовара, а коротким – в специальное устьице в русской печи.

Ко времени, когда вся семья собиралась за столом, баба Клаша уже успевала выпить одну-две чашки чая. Чай она заваривала крепким, и пила его вприкуску. Чаепитие в накладку или из стакана она не признавала. Большие куски сахара-рафинада (теперь такой не выпускают) специальными щипчиками она раскалывала на маленькие кусочки, которые и отправляла в рот. Баба Клаша сама пила чашку за чашкой и других приглашала выпить еще чашечку чая. А самовар так уютно шумит, что отказаться невозможно (в скобках замечу, что в самоваре, на пару варили яйца и разогревали зачерствевшие пироги, уложив их на «круг» — литое кольцо, находившееся в верхней части самовара).

Отец и мать спешат на работу и за столом подолгу не засиживаются. А бабушка еще долго сидит за столом у шумящего самовара, выпивая третью, а то и четвертую чашку чая.

Так происходило в будни, а в будни весь самоварный ритуал не очень нагляден. Другое дело праздничное застолье, например бабушкины именины.

Тот круг связей, который сложился еще при жизни деда, после его смерти почти полностью сохранился. На бабушкины именины приходили все старые друзья, приходили без приглашений, так издавна повелось, что друзей на семейные праздники не зовут, они приходят сами, без приглашения. Приходили с недорогими подарками, поздравляя именницу, обменивались с нею троекратными поцелуями.

Готовя праздничный стол, бабушка перечисляла тех, кто должен придти, и тех, кто не сможет из-за болезни или по другим причинам. Всегда приходили кумовья Анисим Андреевич Яковенко с женой Елизаветой Андреевной, бывший сослуживец деда Жабыко Николай Андреевич с женой, реже чета Долбышевых. Ольгу Николаевну Долбышеву и её мужа Васю, бывшего почтового служащего, связывала необыкновенная любовь. Ольга Николаевна была много старше мужа, к тому же была без одной ноги, и чтобы скрыть деревяшку, заменявшую ей вторую ногу, носила длинные, до пола, платья, хотя мода на них уже прошла. Других постоянных гостей уже не помню.

Бабушка была отменной кулинаркой и иногда баловала нас какой-нибудь вкуснятиной из прежней, дореволюционной жизни. Очевидно, она знала толк не только в самоварном чаепитии, но и в гастрономии. В разговорах о прошлой жизни она упоминала ликер шартрез и селедочку с душком. Кстати, протухшую селедку – сюрстремминг – в Швеции считают деликатесом. Не знаю, какими угощениями баба Клаша украшала праздничный стол до революции, в 30-х, несытых, годах, никаких изысков, как мне помниться, не было. Всё было по-простому: полукопченная колбаска, сыр, холодная телятинка, соленые или маринованные грибочки, селёдочка под луком и никаких оливье или иных салатов, но зато непременный винегрет. Из спиртного для мужчин – водочка, настоянная на лимонных корках, для дам – сладкие наливочки. Подавалась и более крепкая наливка «спотыкач», до которой были охочи и женщины, и мужчины. Непременным атрибутом праздничного стола были пироги с разной начинкой. Подавалось и горячее блюдо. Помню, как на какой-то праздник баба Клаша подала на стол большое блюдо, на котором высокой горкой лежали макароны в виде толстых трубочек – такие делали раньше, они были очень вкусны, — а вокруг, по краям блюда, располагались вкусно пахнущие румяные котлеты. Это простое и, по теперешним понятиям, не праздничное кушанье, было встречено гостями с восторгом и с аппетитом поглощено.

Спиртным не увлекались и допьяна не пили. Не было и тамады. Заздравные тосты, конечно, произносились, но по желанию. Иногда за столом пели старые русские песни, но позже — под занавес застолья. После ужина играли в лото или в карты, ставки были копеечные. А заканчивалось всё чаепитием. Это самоварное чаепитие и являлось кульминацией праздничного застолья, его финалом.

Отужинав, гости выходили из-за стола, чтобы размяться после долгого сидения. Еще с дореволюционных времен все хорошо друг друга знали, но поскольку давно не виделись, обменивались новостями.

Со стола всё убрано, и он сервируется заново. Самовар уже поставлен, а пока он закипит, на белую скатерть выставляются все чайные принадлежности. А что они собой представляют, я уже описал. В центр стола выставляется выпечка: именинные пироги, ватрушки, хворост, – все домашнего изготовления, не из магазина. Выставляются также сахарница с уже расколотым на кусочки сахаром-рафинадом, вазочки с вареньем, как правило, земляничным или из крыжовника, розетки для варенья, редко — конфеты.

Наконец, вносят самовар и всех приглашают к столу. Бабушка, хотя она и именинница, дирижирует чаепитием сама. Русский чай (с Батумских плантаций, позже с Краснодарского края) был сносного качества, но не мог соперничать с чаем китайским. Бабушка сама покупала чай, ни кому не доверяя – купят не тот, — покупала ароматный, дорогой. И заваривать чай она тоже ни кому не доверяла. Разливая из заварного чайника чай по чашкам, спрашивала: покрепче или послабее. Большинство – чаевники с большим стажем — просит покрепче. Но единицы, боясь, что от крепкого чая будут плохо спать, просят послабее. Вообще-то жидкий чай был не в почете, потому как свидетельствовал о скупости хозяйки.
2022_02_27_06_002
За чаем велась застольная беседа уже без тостов и анекдотов. Бабушка следила за тем, кто уже выпил свою чашку, и тут же предлагала налить новую. Возле неё стояла полоскательница, в ней она споласкивала чашку, чтобы остатки спитого чая на дне не портили вкус новой порции.

Пили чай вприкуску исключительно с рафинадом, но кто-то и с вареньем. Кстати, это и отличало русское чаепитие от английского, когда чай пьют с молоком, или восточного, характеризующегося употреблением зеленых чаев с добавкой жасмина, лотоса и мяты.

После второй или третьей чашки горячего чая чаевников начинает пробивать пот, тут уж без носового платка или полотенца не обойтись.

Бабушка рассказывала, что раньше в трактирах пили чай «с полотенцем», вешая его на шею для утирания пота. А чай пили из блюдца, держа его высоко на растопыренных пальцах.

Но вот чаепитие окончено, и разомлевшие гости начинают расходиться по домам. Прощаются, как и при встрече, обмениваясь троекратными поцелуями.

Война надолго отлучила нашу семью от самовара. Пока мы находились в эвакуации, всё наше добро было похищено, пропал и наш старинный самовар. Когда отец пришел с фронта и ему, как фронтовику, вернули нашу прежнюю квартиру с русской печью, появился в квартире и самовар. Его подарила бабушке её подруга Елизавета Ильинична. Самовар был старинный, дореволюционного производства, с медалями. Самоварное чаепитие в нашей семье возобновилось.

Прошли годы, бабушка ослепла, а вскоре и умерла. Ставить самовар стало некому. Теперь из самовара пили чай только по выходным дням или по праздникам. А когда наш дом снесли и маме дали квартиру в «хрущевке» с малюсенькой кухней, о самоварном чаепитии пришлось забыть. Самовар свезли на дачу, а когда дачу продали, то вместе с ней был продан и самовар.
2022_10_09_02_007
2022_10_09_02_009
2022_10_09_02_010
2022_10_09_02_011
2022_10_09_02_012
2022_10_09_02_013
Вадим Прохоркин
Источник: http://forum.vgd.ru

Как заваривать и пить чай из самовара

Топливом для разогрева воды в самоваре могут служить угли, ветки деревьев, щепки и даже сосновые шишки. Наверное, самым доступным и наиболее удобным способом является розжиг щепок. Сначала в самовар следует аккуратно залить воду. Затем нужно взять длинненькую щепку, опустить её в трубу (кувшин) и зажечь. Когда щепка разгориться, то её можно бросить на дно топки.

Убедившись, что огонь не погас, к первой щепке нужно добавить вторую. Если пламя продолжает разгораться, то значит смело можно добавить щепок, заполняя трубу на 1/2 или 2/3 её объёма. В случаях затруднения розжига, можно воспользоваться старым методом – раздувом с помощью сапога или же просто хорошенько подуть в отверстия шейки самовара. Когда самовар растоплен, то сверху на него устанавливается труба, использование которой не обязательно, но зато ускоряет процесс закипания воды.самовар с сапогом

Более быстрым считается способ розжига самовара углями. В этом случае в кувшин закладывают горячие угли, сверху добавляют дрова и хорошенько раздувают самовар.Внимание! Техника безопасности:- не разжигайте самовар без воды и не оставляйте его без воды с тлеющими углями;- не ставьте самовар с горящим топливом на деревянный стол;- растапливайте самовар на улице либо только в тех помещениях, где есть вытяжка;- уберите легковоспламеняющиеся вещи подальше от растопленного самовара;- никогда не оставляйте самовар без присмотра!

красивый самовар
Собираясь попить чаю из самовара, помните, что процесс разогрева воды может занять достаточно продолжительное время, которое, впрочем, вы можете потратить на неторопливую застольную беседу. Когда самовар начинает закипать, то он оповещает об этом своим “гудением” – говорят, что самовар “запел”. Тогда следует снять трубу, поставить наверх конфорку, а в неё заварочный чайник для согревания. Шум самовара станет сигналом того, что вода закипела и можно заваривать чай (именно на стадии шума, но не бурления!). В это время самовар вместе с заварником уже можно нести на стол. Приятно вам чаепития!

Традиционное русское чаепитие с самоваром

Возможно, среди предметов кухонной утвари нет более колоритного, более родного, чем самовар. Это «горячее сердце» исконно русского чаепития, её квинтэссенция! Кажется, что самовар вобрал в себя всю изобретательность Кулибина, всю красоту родной страны и всю щедрость русской души.

Баранки на столе, чашки с блюдцами и самовар – все это так близко сердцу и навевает воспоминания о детстве… Трудно представить себе традиционное русское чаепитие без самовара! Можно ли вообще считать чаепитием выпитый наспех чай из маленького бумажного пакетика?
Пузатый, блестящий, дымящийся – он стал центром русского застолья, символом гостеприимства.
Первые упоминания о самоваре восходят к началу XVIII века. Где точно появился первый самовар доподлинно неизвестно: то ли в Туле, то ли где-то на Урале…
Мастер Назар Лисицын в 1778 году открыл первую в России самоварную мастерскую в Туле. К 1850 году в Туле было уже 28 самоварных мастерских – недаром Тула называется самоварной столицей!

2

Самовары делали на усмотрение и по желанию заказчика: от большого до малого, сувенирные, декорированные, в виде ваз, банок, рюмок, бочонков, шаров, дулей. Фантазия ремесленников и кошелек заказчика не знали пределов. Самовары покрывали золотом, серебром, затейливыми рисунками. Покупка самовара – считалась важным событием, а самая традиция чаепития набирала популярность… Именно тогда возникла традиция «звать на чай».
Вот как описывает чайную церемонию писатель Николай Кузьмин: «Приедет ли, бывало, кто из уезда, зайдет ли вечером гость ближний – и сразу же: «Самоварчик? И уж пыхтит на столе, как символ гостеприимства домашнее русское желтобрюхое божество, и угощенье на скатерти – свежесваренные, в самоваре же, яйца, и мед, и крендели на мочальной завязке, взятые по «заборной» (от слова «забирать») книжке…»
Чай прежде пивали неспешно, дюжинами чашек. Чаем трапезу начинали, а потом в продолжении обеда, и чаем трапезу заканчивали. Самовар ставили в доме тогда, для гостей, после бани, на праздниках, с холоду, с радости, или с расстройства, к пирогам, просто для нагрева воды…
Самовар занимал почетное место на столе, его называли «Генерал стола»! Самовар считался дорогим подарком и при царской, и при советской власти.

О самой церемонии чая:

Под словами «выпить чаю» мы понимаем: попить и поесть, поэтому на чайном столе традиционно много еды: конфеты, сушки, баранки, пироги и пирожки, варенье.
Чай разливала традиционно хозяйка дома, иногда эту почётную обязанность предоставляли старшей дочери: Л.Н. Толстой в «Семейном счастье» пишет: о в домашнем чаепитии: «Вечерний чай разливала я в большой гостиной, и опять все домашние собирались к столу. Это торжественное заседание при зерцале самовара и раздача стаканов и чашек долгое время смущали меня. Мне все казалось, что я недостойна еще этой чести, слишком молода и легкомысленна, чтобы повертывать кран такого большого самовара, чтобы ставить стакан на поднос Никите и приговаривать: «Петру Ивановичу, Марье Миничне», спрашивать: «сладко ли?» и оставлять куски сахара няне и заслуженным людям».
Пили чай из фарфоровой посуды, не доливая 1-2см от края чашки, что считалось хорошим тоном. В мещанских и купеческих семьях позволено было подавать чашки с горячим чаем на глубоких блюдцах, из которых его и пили вприкуску с сахаром или вареньем, держа блюдце в ладони с особым, показным шиком.

3

Может не у каждого в доме остался самовар, но устроить настоящие чаепитие можно и без него: соберите друзей, напеките пирогов и «чаёвничайте» с размахом! Встречайте осень горячим чаем и душевными посиделками с друзьями!

Сейчас читают:  Карбюратор бензопилы: устройство и принцип работы, описание процесса настройки и проверки

Оставьте комментарий