Грюйт, сахти и вересковый эль: как древнейшее пиво Северной Европы врывается в мир крафта

Грюйт, сахти и вересковый эль: как древнейшее пиво Северной Европы врывается в мир крафта

Большинство норманнов знали, что вино возбуждает и одновременно лишает твердости руку, а потому стремились быть с ним поосторожнее.

На пир созывали громадное количество гостей. Чем больше приходило людей, тем больше славы и почета доставалось хозяину. В сагах есть указания, что на пиры иногда собиралось до тысячи (или даже более) гостей. Для таких пышных торжеств строили специальные помещения – залы.

Однако случалось, что женщины и мужчины садились попарно и даже пили из одного кубка. такой обычай был у “мирных” северян, викинги же никогда не ели вместе с женщинами.

В усадьбах конунгов и ярлов, а также богатых людей дружинники и работники делились на так называемые “столовые команды”, когда за определенным столом сидела определенная группа людей.

Грюйт: «изначальное» пиво на травах, которое пили до открытия хмеля

Примерно к VIII-X векам нашей эры добавление растений в пиво, наконец, оформилось в отдельное понятие — грюйт. Это слово переводится с германских языков как «травы». Основа пива могла быть любая: варили из всех доступных злаков, таких как ячмень, рожь, пшеница и овес, их соложеных и несоложеных смесей. Соответственно, цвет напитка у разных пивоварен мог отличаться, так же как крепость и плотность.

Также грюйтом называли и сам травяной сбор, который добавляли в напиток. В классической рецептуре этого сорта значатся восковница обыкновенная (она же болотный мирт), тысячелистник и дикий розмарин. Но, разумеется, любознательные пивовары начали добавлять в смесь все растения, которые можно было достать и которые хоть как-то сочетались между собой.

В xiii веке король также решил ограничить употребление пива, особенно на свадьбах и поминках. “те поминки, – говорится в законе, – что устраиваются по стране, совершаются более для услаждения живых, чем для поминовения душ усопших”…

Но подобные законы почти не имели влияния на граждан, ибо по всей Норвегии на свадьбах и поминках присутствовали страждущие, чью жажду было вовсе не просто утолить, и пиво на таких собраниях лилось рекой по-прежнему. Продолжали пить и в тавернах, и на королевском дворе, в городах и на хуторах.

Сейчас читают:  Купить Бензиновые кусторезы - недорого

Во времена викингов общие собрания, или пиры, назывались просто “пиво”, по основному напитку, употребляемому на них.

Но когда мы обнаруживаем в новых христианских законах запись о том, что под угрозой большого штрафа хозяева каждой большой усадьбы обязаны собрать гостей на пир не менее трех раз в год, нам становится понятно, что закон этот ставит своей целью вовсе не сохранение языческих обычаев.

Aquavit

Аквавит является одним из самых известных алкогольных напитков в Норвегии. Полученный из картофеля и зерна, особый вкус аквавита исходит от трав и специй, используемых после процесса дистилляции, главным образом тмина, укропа или тмина. Аквавит часто употребляют во время праздничных мероприятий, таких как Рождество, Новый год и свадьбы. Напиток может иметь золотистый оттенок, иногда варьирующийся от прозрачного до светло-коричневого в зависимости от урожая.

Brennevin

Brennevin переводится как «горящее вино». Бренневин – крепкий напиток, дистиллированный из картофеля и злаков. Это может иногда иметь добавленные ароматы. Бренневин – популярный напиток в Скандинавии, который больше всего напоминает крепкий бренди. Содержание алкоголя от 30 до 38 процентов.

Продолжайте до 5 из 10 ниже.

Gløgg

Глогг – это напиток из красного вина и различных приправ. Напиток подается горячим и традиционно употребляется в холодные месяцы перед празднованием Хэллоуина и Сочельника. Как алкогольные, так и безалкогольные версии напитка можно купить в готовом виде. Глогг можно приготовить либо с фруктовыми соками, либо с вином.

Punsch

Введенное в Скандинавии в 18 веке, название «панч» происходит от слова хинди для пяти, обозначающего количество ингредиентов, из которых состоит напиток: алкоголь, вода, сахар, фрукты и специи. Punsch также можно ароматизировать, используя ликер для добавления экзотических нот, таких как миндаль, шоколад и банан. Зимой его обычно подают горячим.

Брага одина. — vseopilah.ru

Thn-nxz08a0В эпоху викингов скандинавские народы славились не только боевыми навыками, но и умением пить. Ни одно застолье не обходилось без алкогольных напитков, при этом самым обычным делом было просиживать за столом всю ночь напролет. Пиры в Скандинавии зачастую назывались “пиво”, поскольку именно этот напиток был “основным блюдом” на любом торжестве. Традиция пить эль в странах Скандинавии существует как минимум с 1500-1300 года до н. э..
Изготовление пива в те времена было распространённым занятием, встречавшимся среди самых разных слоёв общества. Варение пива было своеобразным ритуалом, основной целью которого являлось удержать злых духов вдали от поселений – напиток варили в больших котлах на открытом огне. Однако не само изготовление пива играло главную роль, а процесс его распития с гостями. Обычное пиво (ǫl), на основе злаковых, сваренное дома, было каждодневным напитком и не было каким-то особенно вкусным напитком, но имело множество разновидностей, одной из которых был, например, mungát (или «услада уст» — варившееся в не таких больших объёмах пиво, которое пили не для утоления жажды, а для получения удовольствия от его вкуса).
Совсем иное дело — медовое пиво, или мёд, которое варили в усадьбе конунга или ярла. Мёд имел символическое значение: этот напиток считался источником поэтического дара, его распивали в Вальхалле (небесном чертоге в виде гигантского зала), своём раю, эйнхерии – самые доблестные из павших в бою воинов. Мёд был предназначен преимущественно для торжественных случаев, поэтому можно отнести его к напиткам для высших слоёв общества.
Ещё один напиток, который пили скандинавы – брага (bjórr). Слово bjórr означало ферментированный напиток, который делался из фруктового сока, подслащённого мёдом, некое подобие нынешнего сидра. Этот напиток был крепче мёда (mjǫðr, медового напитка) и пива (ǫl) и был вторым по престижности после вина.
Пиво (ǫl), мёд (mjǫðr) или брага (bjórr) в эпоху викингов являлись частью языческой религии. Еда и питье всегда посвящались какому-либо богу — Одину, Тору или Фрейру.
Напитки северяне изготавливали из местных ингредиентов: мед, клюква с болот, брусника, болотный мирт, тысячелистник, можжевельник, березовый сок, злаки и иногда виноградное вино, импортируемое из Южной или Центральной Европы. Пиво преимущественно изготавливалось из ячменного солода, как и сегодня. Могли использоваться и другие злаки, но именно в ячмене, среди скандинавских злаковых, было высокое содержание крахмала, а его выращивание не было трудоёмким. Зерно вначале могли обжаривать на огне, а затем заливать водой.
Зачастую пиво, мёд и брагу употребляли сразу после приготовления, поэтому оно могло подаваться тёплым, в виде свежесваренного сусла, или выдержанным в ёмкостях, в которых происходило брожение. Существуют гипотезы, что древние скандинавы подавали пиво не только тёплым, но и замораживали его для того, чтобы повысить содержание алкоголя. Пиво хранилось в бочонках или в больших сосудах, из которых его потом разливали в рога и чаши.
Откуда же викинги брали дрожжи? Как правило, использовались семейства диких дрожжей, которые попадали в посуду для пива воздушным путём либо из осадка в неочищенных бочках, поскольку для ферментации использовались одни и те же бочки, в которых оставались осадки и примеси с высоким содержанием дрожжей. Об этом свидетельствует также одно из выражений, которым на древнескандинавском обозначались дрожжи – dregg, так как у этого слова было также ещё одно значение, «осадок на дне».
На пирах неизбежно возникали ссоры и вооружённые стычки — выпив, люди теряли контроль над собой. Здесь и кроется одно из главных отличий пива и мёда викингов от современного. Сегодня пиво считается «мирным» напитком — выпив несколько литров пива, человек становится весёлым, слегка сонным и ленивым. Но в «древний» скандинавский эль, долгое время не добавлялся хмель, дающий «снотворно-наркотический» эффект. Для обогащения вкуса солода древние скандинавы использовали иные ароматические растения, например, пижму бальзамическую, кошачью мяту, мирт болотный и тысячелистник. Такое пиво являлось простой ячменной брагой, как часто оно и называется в сагах. Соответственно, выпивший его в непомерном для современного человека количестве, викинг вёл себя иначе.
Самый близкий по составу к древнему эль сейчас делают на острове Готланд в Балтийском море, его можно попробовать на местных фермах. Этой зимой на пивоварне Dogfish Head Craft Brewery в штате Делавэр, США, под руководством д-ра Макговерна стали варить свою версию древнего скандинавского напитка. Это смесь пива из ячменя и озимой пшеницы, вина из брусники и болотной клюквы и медовухи, все сдобрено травами (болотная мирта, тысячелистник, клевер) и березовым сиропом. Напиток назвали по имени героя германо-скандинавской мифологии Квасира. Квасир обладал недюжинной мудростью, и, когда он был убит гномами, из его крови они приготовили напиток. Каждый, кто хотя бы раз его пробовал, становился искусным поэтом, за что напиток назвали «мед поэзии». Другую версию эля — Arketyp можно попробовать в шведском городе Нюнесхамн в пивоварне Nynäshamns Ångbryggeri или купить в сети магазинов алкогольной продукции Systembolaget по всей Швеции.
1419864104_viki

(с) Eleonora Micko

В день нового года все выпили особенно много. а в конце пира гостям предложили вино. рог ходил по кругу. и каждый мог пить столько, сколько хотел. а потом стали они пить по полному рогу каждый. и вскоре все они напились.

Тут Гейрмунд сказал, что наверняка в питье подмешали еще чего-нибудь, ибо слишком быстро гости потеряли голову. Тогда Бьёрн принес чашу с пивом, но Гейрмунд ударил по ней и вылил ее содержимое на кравчего. Бьёрн обругал гостя и разбил ему нос до крови.

В это время Торгильс вскочил на ноги, схватил тяжелый рог, оправленный в серебро, и ударил им Бьёрна по спине между лопаток, так что тот упал на пол. Брюнульву это не понравилось, и он тоже схватился за оружие. Вскочили и его люди, и Эйрик.

Эйрик сказал: “Не стоит нам затевать этой ссоры, а лучше разойтись миром”.

На что Брюнульв отвечал: “Не привык я, чтобы били людей в моем доме”.

Тогда Арне, дружинник, заметил: “Есть у вас в Согне дурная привычка пить без меры, пока не потеряете вы весь свой разум… И будет лучше, если сейчас не будем мы говорить об этом деле, а отправимся спать, а утром обо всем договоримся”.

Это предложение пришлось всем по душе. И люди улеглись спать.

Наутро все протрезвели и пошли на службу в церковь, а затем вновь уселись за стол. Арне стал говорить о деле, и решено было, что стоит простить друг друга, ибо нет в той ссоре ничьей вины. Хозяин очень обрадовался этому решению, да и остальные были тоже довольны. После этой распри не было больше других, и все гости хорошо повеселились во время Рождества”.

Из этого описания рождественских празднеств мы можем почерпнуть много полезной информации.

В те времена пиво варили прежде всего для каких-то важных и праздничных событий: на рождество, свадьбы и рождения детей, поминки, праздник середины лета. в таких случаях варилось очень много пива, и пили гости и хозяева без всякой меры.

Варка пива – как и другие важные события человеческой жизни – происходила по определенным канонам, была своеобразным ритуалом, основной целью которого являлось удержать злых духов вдали от драгоценного напитка. Есть и другие причины тому, с нашей точки зрения, “злоупотреблению” пивом, которое наблюдалось в Средние века.

Вересковый эль и галлюциногенный мох

Древние жители северных регионов издревле добавляли в зерновую брагу различные травы, коренья и ягоды, которые по их мнению могли улучшить вкус и аромат напитка. Неизвестно, сколько людей отравилось и умерло в ходе таких экспериментов, но со временем появились любимые и относительно безопасные сочетания, которые укоренились в культуре того или иного народа.

Одно из самых древних таких сочетаний — это вересковый эль, воспетый в знаменитой балладе Роберта Льюиса Стивенсона. Ископаемые образцы, обнаруженные на острове Рам в Шотландии, свидетельствуют о том, что местные жители употребляли напитки из зерна с добавлением вереска еще за 2000 лет до н.э.

И это неспроста: вереск, который шотландцы считают подарком бога их пустынной скалистой земле (о богах-покровителях алкоголя читайте в нашем материале), отлично и в больших количествах произрастал на болотах, склонах гор и в обдуваемых ветрами пустошах.

Его яркие бело-розовые цветы не только радовали взгляд в летнюю пору, но и обладали насыщенным приятным ароматом, вереск являлся чуть ли ни единственным медоносным растением тех земель и привлекал пчел, а еще в засушенном виде ценился как оберег от злых сил.

Веточки вереска добавляли в местный эль не только по религиозным соображениям, но и потому, что сухая тонкая горечь вереска уравновешивала сладко-торфянистую основу напитка (которой, кстати добивались и за счет добавление верескового меда), растение придавало ему утонченный цветочный-травянистый аромат, помогало дольше храниться, а также наделяло некоторым наркотическим эффектом.

Водка

Vikingfjord – это известная марка норвежской водки, дистиллированной с использованием воды из ледника Йостедалсбреен. Марка была признана лучшей водкой международным винодельческим сообществом. Это бестселлер в Норвегии и во всем мире. Vikingfjord поставляется без вкуса, с содержанием алкоголя 40 процентов.

Игра в шахматы и кости, как и шашки, также была известна в древности.

Но самым любимым развлечением древних скандинавов на пирах было слушать рассказы о подвигах и славных делах, саги и песни о замечательных событиях и великих людях.

Люди пили пиво из костяных рогов, которые регулярно наполнялись прислужниками. дорогие, оправленные в серебро и золото рога, чаши и другая драгоценная посуда имелась в каждой богатой усадьбе в громадных количествах.

Богатый человек Бьярне Аудунсон владел чашей на ножке, которая была подарена ему епископом, а также чашей, оправленной в серебро на позолоченной ножке, и еще одной позолоченной чашей.

Во времена викингов рога и чаши, как и многие другие любимые предметы – мечи, копья, щиты, имели свои собственные имена, производные от имени владельца или обозначавшие свойства, которыми обладали сами.

Рога часто украшали руническими надписями. Руны имели охранительную силу и должны были защищать от порчи и яда. Такие магические знаки назывались “рунами пива”. Вот как об этом говорится в “Речах Сигрдривы”:

Руны пива познай, чтоб обман тебе не был страшен! Нанеси их на рог, на руке начертай, руну Науд – на ногте.Рог освяти, опасайся коварства, лук брось во влагу; Тогда знаю твердо, что зельем волшебным тебя не напоят45.

Мид (мьёд)

Мид играл важную роль исторически во многих празднованиях Скандинавии, начиная со времен викингов. Зимой напиток часто употребляют в горячем виде вместе с имбирным печеньем. Большинство ферментированного сахара напитка получают из мёда, что дает ему популярное прозвище «медовое вино».

На пирах и за столом всегда должно было быть весело.

“Мужество лучше отчаяния, веселье лучше скорби”, – говорится в “Речах Фафнира” в “Старшей Эдде”. “Отчего гости так скромны и молчаливы? – спрашивал в “Саге о Сигурде Крестоносце” норвежский конунг Эйнстейн, когда однажды все сидели за столом молча, потому что пиво было не хорошо.

В сагах редко описываются праздники и пиры без таких слов: “Не было там недостатка ни в веселье, ни в забавах, ни другом удовольствии”.

На пирах, судя по древнескандинавским литературным источникам, слушали игру на арфе.

В эпических песнях и мифах встречается упоминание о плясках на пирах. Особенно славился своей игрой на арфе эпический герой Гуннар.

Встречаются в сагах и упоминания о песнях. Так, рассказывается, что Сигурд Харальдссон во время поездки с дружиной в Викен подъехал к одному двору и услышал приятный голос девушки, которая молола зерно на мельнице и пела. Он был так очарован услышанной песней, что решил остановиться, слез с коня и вошел на мельницу взглянуть на певицу.

На свадьбах почетное место во главе стола занимала невеста, другое, также почетное, – тесть, третье – жених, каждого окружали близкие родственники.

Принимать и угощать гостей должны были особые люди. Вокруг стола ходили слуги с наполненными водой чашами и полотенцами в руках, чтобы гости в любой момент могли вымыть руки и умыться: в те времена еще не было вилок и ели руками. Кубки (рога) обыкновенно наливали и подносили женщины, напоминая валькирий, угощающих павших воинов в Вальгалле.

Несомненно, существовали особые ритуальные танцы во время языческих праздников.

Вероятно, в глубокую древность корнями уходит танец с мечами, о котором говорит Олаус Магнус. Во время этого танца пляшущие сначала поднимали мечи в ножнах и поворачивались три раза кругом. Затем обнажали мечи, также поднимали их кверху, с легкостью и изяществом обращали их друг на друга, и в этой “битве” составляли шестиугольную фигуру, называемую розой, – и вдруг опять расходились и потом взмахивали мечами, образуя над головой каждого четырехугольную розу.

Олаус Магнус прибавляет: “Не быв очевидцем, нельзя вообразить себе красоты и величавости этой пляски, когда видишь целое войско вооруженных людей, бодро идущих в бой, по указанию одного. Эта пляска исполнялась во время поста; целых восемь дней перед тем не делали ничего другого, как только заучивали ее; даже духовные лица принимали участие в пляске, потому что движения пляшущих были очень приличны”.

Но самым ценным и самым вкусным считалось вино. его подавали только в исключительно торжественных случаях.

Подтверждение этой градации “пиво – мед – вино” мы находим и в легенде об Олаве Святом. Однажды конунг проделал большой путь верхом и очень захотел пить. Он приказал дать ему воду, а епископа попросил освятить ее. Епископ освятил. Тогда конунг взял рог с напитком, посмотрел в него и сказал:

“Не хочу я во время поста пить пива”. В рог налили другую жидкость, и епископ вновь освятил ее. Конунг взял рог и сказал: “Еще менее хочу я во время поста пить мед”. Рог снова наполнили, и епископ вновь освятил его. Тогда конунг воскликнул: “И уж совсем большим грехом будет пить вино”.

Несомненно, это всего лишь легенда, но исторические источники говорят об употреблении пива, меда и вина то же самое.

А вот к чему может привести неправильное распределение меда и пива между гостями и дружинниками, как о том рассказывается в “Саге о Сверрире”:

“Магнус конунг собирался провести Рождество в Бьергюне. Дружинники должны были пировать в большой дружинной палате, а гости – в палате Сунневы. Гости были недовольны тем, что дружинники пьют мед, а они пиво.

На пятый день Рождества, когда гости перепились, они взялись за оружие, пошли к палате конунга и хотели взломать дверь. Поняв, что происходит, конунг бросился к двери, чтобы остановить их. Но Бард Щит, его раб, опередив его, выбежал в сени и был сразу же убит.

После этого конунг вернулся назад, и дружинники захлопнули дверь. Но гости взломали ее. Тогда бросились к двери те, кто в тот день стоял на страже, так как только у них было оружие. Некоторые брали печные камни и бросали их в сени. Когда горожане и работники Магнуса конунга и лендрманнов поняли, что происходит, они схватились за оружие и пошли к дружинной палате. Тут гости отступили. Но многие были ранены”44.

Пили на всех больших “сборищах” и пирах. играть свадьбу, собирать поминки на древнескандинавском языке называлось “пить свадьбу”, “пить поминки”.

На подобных сборищах германцев потреблялось невиданное количество пива. Тацит пишет, что у германских народов не считается зазорным пить день и ночь напролет. Довольно часто пиры заканчивались перебранками, и в ход шло оружие. Даже такие серьезные дела, как покупка и продажа усадьбы, помолвка и обсуждение приданого, выбор конунга и выплата виры, всегда обсуждались за пиршественным столом.

К слову сказать, именно Тацит писал о том, что германцы теряют разум, когда пьют, и обретают его, когда трезвеют. Для примерного римлянина подобное “злоупотребление” пивом должно было выглядеть весьма отталкивающе. И поэтому его вовсе не удивляло, что в конце пира в споре побеждал тот, кто лучше владел оружием. А германцам пива всегда было мало.

Неутолимая жажда викингов хорошо известна и другим историкам. Осенью норманны неизменно устремлялись в страны, где рос виноград, и подгадывали всегда так, что время их нападения приходилось на праздник сбора урожая, сопровождавшийся обильным возлиянием. Виноградари уже знали об этом и стремились спрятать вино подальше от ненасытных викингов.

Сахти и можжевеловый эль: как скандинавы, прибалты и финно-угры варили пиво

Северные страны, особенно их провинции, жили в достаточно сильной изоляции от внешнего мира, его торговли и законов. И их никоим образом не затронули западноевропейские ограничения: северяне как варили свое семейное пиво веками, так и продолжили это делать, благодаря чему мы и сейчас можем попробовать много сортов-долгожителей.

Главная отличительная черта северного пивоварения — это любовь к двум вещам: ржи и можжевельнику. Так или иначе, эти ингредиенты фигурируют почти во всех рецептах национальных напитков. Самый же яркий и популярный представитель такого пива, безусловно — финский сахти.

Как и с грюйтами, сахти — это не конкретный стиль, а метод изготовления. Обычно он сочетал в себе рожь и ячмень (могли добавить пшеницу и овес), также добавляли ветви или ягоды можжевельника. Такое пиво варилось для личного использования одной семьей или несколькими домами в складчину. Пили его весь год, но особо активно заготавливали к религиозным праздникам и семейным торжествам.

Праздничное пиво было крепче и насыщенней, а пить и гулять было принято по несколько дней, пока не закончатся запасы напитка. Большое количество разрозненных рецептов до сих пор не позволяют вывести какое-то общее понятие сахти, но именно они позволили этому стилю сохраниться почти в первозданном, хоть и не едином, виде.

Можжевеловый эль представляет из себя достаточно плотный напиток с цветом от светло- до насыщенно-янтарного и ярким ароматом бананов и солода. Иногда присутствуют дымные ноты за счет сушки солода на открытом огне, но сейчас такая технология почти не применяется.

Крепость обычно средняя, в районе 7-8%, вкус сладкий, с теми же нотами бананов и солода, а также можжевельника и меда, могут присутствовать ноты спирта, зачастую джина. Газация у такого пива либо минимальна, либо вообще отсутствует, что может показаться очень непривычным.

В наше время финны ежегодно проводят турниры по варке сахти (а финнов хлебом не корми — дай в чем-нибудь посоревноваться), где со всей страны съезжаются пивовары и показывают, чему они научились в своих деревнях и у своих предков. Эдакий пьяный можжевеловый балаган с десятками участников, куда даже те, кто не будет принимать участие в самом конкурсе, везут пиво, чтобы угостить им всех желающих прямо из своей машины на парковке.

Из финских марок в России вряд ли можно что-то отыскать, но обычно на их этикетках крупными буквами красуется гордое Sahti. 

Из западных пивоварен с этим стилем заигрывали Boston Beer Company с их Samuel Adams Norse Legend, The Ale Apothecary и их Sahati, Castle Danger Brewery и их пиво Nordic, Dogfish Head Craft Brewery с Sah’tea, куда добавили также черный чай, кардамон, корицу, имбирь, гвоздику и черный перец. Предпринимались попытки выдержать сахти в бурбонных и других бочках, чтобы сделать его вкус еще глубже.

В России тоже варили финское пиво, и уже не раз. Это и LaBEERint Sahti, и Sahti от Nuclear Brewery, и Paradox Kataja Ja Hiiva, и AF Brew Brewer’s Profile: Sahti.

Спрюсовый эль — еловое пиво

А еще один, более северный брат сахти — спрюсовый (еловый) эль помог мореплавателям покорить и пересечь Атлантику, да там, за океаном, и остался. Так что теперь его можно встретить в Канаде и США, где его также считают своим национальным напитком. Ель, обладая бактерицидными свойствами и являясь богатым источником витамина С, оказалась невероятно полезна для моряков, они добавляли в пиво еловые побеги или покупную спрюсовую эссенцию, что помогало им бороться с цингой во время путешествий.

Сейчас из спрюсового эля можно выпить Spruce Beer от Garrison Brewing Company в Канаде, Captain Cook Spruce Beer от Wigram Brewing Company в Новой Зеландии или «Тролль во Мху» от Knightberg в России — и все это будет аутентично.

Фруктовое пиво

Фруктовое пиво, сваренное в Норвегии, хорошо известно во всем мире. Популярные бренды сделаны из ежевики и приправлены различными специями и травами. Другие ароматы включают вишню, малину и персик.

Оставьте комментарий