Как на Белой пилят лед: в Уфе начали готовить материал для ледовых городков 25 ноября 202 года |  – новости Уфы

Как на Белой пилят лед: в Уфе начали готовить материал для ледовых городков 25 ноября 202 года | – новости Уфы

Как на белой пилят лед: в уфе начали готовить материал для ледовых городков

Чтобы не упустить глыбу в воде, нужны опыт и сноровка

Чтобы глыбы случайно не разбились, вытягивать из воды их нужно краном

Для начала мы отправились на стадион «Водник» в микрорайоне Затон, именно в этом узком заливе со стоячей водой реки Белой в эти дни добывают идеальный «строительный материал» для всех ледовых городков Ленинского района. На участке чуть дальше стадиона расположилась бригада сотрудников ЖКХ, небольшой кран-манипулятор для погрузки ледовых кубов и КАМАЗ для их дальнейшей доставки в парк. Там же неподалеку расположились заядлые рыбаки и местная ребятня, которая не упускает возможности покататься на идеально застывшем льду.

В тонкости работы заготовщиков льда нас посвятила начальник участка службы по благоустройству Ленинского района Анжелика Толстогузова. За ее плечами 15 лет работы на благо городского пространства. Ее по праву можно назвать королевой ледовых городков, так как она знает о них всё — от инструментов, которые необходимы для его добычи, и до техники безопасности, которую должны соблюдать рабочие во время заготовки льда.

— Мы работаем второй день. Открываем канал и по нему подводим распиленный куб льда. Для того чтобы подтянуть куб к берегу, обвязываем его шпагатом, а затем выводим на берег. Помогаем также баграми и лопатами при необходимости. Продолжительность нашей работы в среднем от трех недель, так как за это время мы добываем примерно 1500–1700 штук ледяных блоков — это то количество, которое нужно для строительства нескольких городков в Ленинском районе, — рассказала Анжелика.

Может показаться, что процесс добычи льда достаточно простой, но на деле это далеко не так.

Сейчас читают:  МЫШЛЕНИЕ БОЛЬНЫХ АЛКОГОЛЬНОЙ ЗАВИСИМОСТЬЮ | Клинический центр «Психиатрия – наркология»

Как только водная гладь покрылась льдом, коммунальщики приезжали сюда и измеряли его толщину. Когда он стал толще 12–15 сантиметров, сюда пригнали технику и разметили территорию для добычи

Лед пилят обычной бензопилой 

С помощью специальных багров заготовку подгоняют ближе к берегу для погрузки

Работа по заготовке льда достаточно опасная — одно неверное движение, и можно угодить в воду. Как рассказывает Анжелика, были случаи, когда сотрудники падали в водоем, но, к счастью, всё заканчивалось благополучно.

Идеальный ледяной куб должен быть 1 метр на 2 метра и весить в среднем полтонны — вот такие стандарты красоты у льдин для городков

После того как ледяной куб доставлен к берегу, его с помощью хомутов грузят в КАМАЗ для дальнейшей перевозки

Конечной точкой путешествия ледяной глыбы станет затонский парк «Волна». Здесь начинается второй этап сложной работы — выгрузка и установка льдин на заранее размеченных местах.

Тяжело ль тебе, котенька?

Для строительства одного городка нужно 1500–1700 ледяных кубов

Выгрузка льдин — дело тонкое, торопиться здесь нельзя 

С помощью всё того же крана заготовку выгружают. Скоро сюда придут скульпторы и вдохнут жизнь в куски льда.

Лед хрупкий, и при неаккуратной погрузке может расколоться

Скоро сюда придут скульпторы и превратят льдины в персонажей известных сказок и будущий символ наступающего года

Одно неверное движение, и можно не только испортить заготовку, но и получить серьезную травму

Технологии изготовления ледовых скульптур

Произвольная композиция на тему XVI века, срок – 24 часа, ледовый марафон начался накануне вечером и завершился в Сочельник

В центре Москвы, на Красной площади, вечером 6 января подвели итоги конкурса ледовых скульптур, посвященного 450-летию храма Василия Блаженного. Задача перед скульпторами стояла неординарная – за 24 часа создать композицию на тему русской истории XVI века. Николай Старобахин расскажет подробнее.[7]

Придать выразительность лицу и выточить кисть руки. За несколько минут до окончания соревнований лишь одна из скульптур – Ивана Грозного – еще не готова. Но ее автор, хоть и разгорячен работой на морозе, но хладнокровен – знает, что успеет.

Александр Парфенов, скульптор:- Как получается спланировать так усилия, чтобы сделать максимум и уложиться в последнюю секунду – я не понимаю никогда. Но попадаю.

В этой композиции сразу 3 скульптуры. Царь Иван Грозный застыл, увидев ангела за спиной Василия Блаженного.

– Ощущение недоумения, остолбенения и обледенения…

Мастера со всей страны сегодня закончили выяснять – кто же лучший ледовый скульптор России. Произвольная композиция на тему XVI века, срок – 24 часа. Ледовый марафон начался накануне вечером и завершился в Сочельник. Здесь и нищие, и скоморохи, и дети. 10 сюжетов на разные темы.

– Это Дионисий, продолжатель дела Андрея Рублева, иконописца.

В руках этих мастеров и бензопила, и стамеска. Инструменты ледового скульптора выглядят устрашающе. Разные ножи, пилы, а еще перчатка с шипами и даже шприц.

– Это природный клей такой – вода называется. Очень интересный, хорошо склеивает.

Накануне, словно разогреваясь перед финальным состязанием, участники все вместе создавали общую композицию – храм Василия Блаженного, каким он был 450 лет назад. Оказалось, что самое сложное – доставить на Красную площадь такое количество ледовых глыб. Других проблем не возникло. Выяснилось, что 10 разных скульпторов вполне успешно могут делать общую работу, невзирая на творческие разногласия и различные техники.

Николай Михеев, скульптор:- Все этим занимаются уже давно, поэтому какие-то нюансы все знают. Если вдруг что, то все друг другу помогают.

Московский этап стал третьим и последним в целой серии соревнований. За 10 дней скульпторы преодолели 3 суточных марафона – в Мурманске, Петербурге и вот теперь в столице. Так что состязание оказалось проверкой еще и на выносливость.

Светлана Михеева, представитель оргкомитета «Гран-при России по ледовой скульптуре»:- В общей сложности они делают около 12 скульптур. Это сложные очень условия, здесь должны быть и спортивный образ жизни, и умение работать со льдом, и распределять время. Это как спортсмены. Некоторые, кстати, могут сойти с дистанции. В прошлом году такое было.

Обладателем «Гран-при» стал представитель Якутии. Александр Шадрин потом признавался – помогали домашние тренировки при -60.

Александр Шадрин, победитель «Гран-при России по ледовой скульптуре»:

Каждый год с 1996 года постоянно я занимаюсь, работаю. Зима у нас холодная, долгая.

Определить своего победителя смогут все, кто придет на Красную площадь. Конкурсные скульптуры останутся здесь до весны.

Еще полвека назад о ледовой скульптуре никто и не слышал. Теперь же каждую зиму по всему миру в крупных городах и небольших поселках можно увидеть людей, которые сосредоточенно обтесывают ледяные глыбы для того, чтобы сложить из них дворец или создать галерею сказочных персонажей.

Родиной ледовой скульптуры можно назвать Китай, и не без оснований: еще лет триста назад в окрестностях Харбина рыбаки, отправляясь зимой на промысел, брали с собой в холодные ветреные ночи ледяные фонари. Изготовлялись они очень просто: корзину с водой выставляли на мороз, затем вынимали из нее лед, выдалбливали в нем отверстие и вставляли внутрь свечу. Возвратившись с лова, рыбаки оставляли фонари на берегу, и во время традиционных зимних праздников ими играли дети. Постепенно детские игры переросли в шоу ледовых фонарей, а начиная с 1963 года — в популярный фестиваль ледовой скульптуры. Теперь ежегодно в январе–феврале жители Харбина любуются в городских парках сложенными из ледяных кирпичей огромными зданиями, садами, водопадами, готическими соборами, резными цветами и драконами.

Фигура русской императрицы Анны Иоанновны, по приказу которой в 1740 году в Санкт-Петербурге был сооружен Ледяной дворец

Однако справедливости ради стоит напомнить, что первый признанный мировой шедевр ледовой архитектуры был создан в России. В 1740 году для развлечения смертельно больной императрицы Анны Иоанновны в Санкт-Петербурге построили Ледовый дом, где вся мебель, занавески, посуда и даже карты, лежащие на столах, были вырезаны изо льда. Ледяные дрова в ледяном камине горели, намазанные нефтью, ледовый слон у входа выбрасывал вверх струи воды, а пушки изо льда стреляли, соответственно, ледяными ядрами. Как известно, в этом доме справили и «потешную свадьбу» придворного шута князя Голицына и вдовы Бужениновой. Но главное — сам дом произвел на современников столь глубокое впечатление, что они не пожалели слов, описывая его для потомков.

Однако широкое распространение ледовое искусство получило уже в наше время, когда появились электроинструменты, способные значительно ускорить процесс создания недолговечных артобъектов.

Лед — материал универсальный, подходящий для фигур и зданий любых размеров. И для гигантской копии Великой Китайской стены в Харбине (2003 год), по которой можно гулять, и для гильотины, созданной американскими мастерами на фестивале в штате Огайо в 2006 году, и для «летящих» лебедей, сделанных красноярскими скульпторами на Пермском фестивале 1999 года. На чемпионате в Фэрбанксе (на Аляске) в 2005 году американские скульпторы под руководством Стивена Беркшира вырезали огромную акулу, выпрыгивающую из воды прямо на зрителя, а годом позже создали тончайшие постромки легендарной «упряжки Бальто», которая неслась вниз с крутого холма, чтобы успеть доставить в Ном спасительный груз вакцины от дифтерии. На таком же чемпионате, но уже в 2007 году, американец Питер Славин и японец Юниши Накамура создали «невесомые» крылья, усики и ножки гигантского кузнечика.

Работа со льдом подобна работе с камнем или деревом с той лишь разницей, что в данном случае она требует соблюдения температурного режима. Как только столбик термометра опускается ниже минус 35°C, лед становится хрупким и ломким, а это значит, что в любую минуту по заготовке может пройти трещина, и тогда — начинай все сначала.[5]

Изящное скульптурное изображение, подобное «Ныряльщице», можно вырезать только из очень чистого льда естественных водоемов. Озеро Луис, Канада.

Традицию международных фестивалей ледового искусства заложили японцы. В 1950 году в Саппоро местные старшеклассники изготовили шесть скульптур из снега. Со льдом стали работать позже. Сейчас фестиваль ежегодно представляет более трехсот снежных и ледовых композиций. На сооружение каждой из них отводится по 48 часов. Ледяные фигуры выставляются в парке Одори и квартале Сусукино (в расчете на то, что они привлекут толпы посетителей в его увеселительные заведения).

Ледовому фестивалю может быть задана определенная тема, как, например, в зоопарке Коркеасаари, близ Хельсинки, где первая часть праздника традиционно посвящена животным. В России — в Перми фестиваль под названием «И снег, и лед, и пламень» проходит уже в 14-й раз. Проводят фестивали обычно в тех странах, где зимние морозы позволяют сохранять скульптуру под открытым небом хотя бы неделю, на срок проведения мероприятий. Один из самых значимых международных ледовых фестивалей проводится на Аляске, в уже упомянутом городе Фэрбанксе. Организуется он в виде соревнований, где участникам отводится определенное время на работу, а жюри выбирает победителей в разных номинациях и присуждает титул чемпиона мира. Местный лед, кстати, считается самым лучшим. Ведь подходящий материал для ледового изваяния найти непросто: он должен быть максимально чистым, без песка и водорослей, иначе инструменты быстро затупятся. Бурый грязноватый лед из пруда годится для того, чтобы построить зимний городок с горками, но не для скульптуры высокого класса. Качественный лед должен замерзать быстро и при очень низких температурах, чтобы не успевали образовываться пузыри. Ледовые блоки можно сделать и в промышленном холодильнике, но это требует много времени — положенный по стандарту кирпич размером 1Ч1,5Ч0,25 метра замерзает в такой установке несколько дней. Между тем даже для небольшого фестиваля требуется несколько сотен тонн льда. В Фэрбанксе же зимой столбик термометра опускается ниже минус 40°С, а блоки с голубоватым отливом, извлекаемые из местной речки, отличаются такой чистотой и прозрачностью, что через метровый слой льда можно читать газету.[13]

Как на Белой пилят лед: в Уфе начали готовить материал для ледовых городков 25 ноября 202 года |  - новости Уфы

Детский парк развлечений в городе Нашвилл, США.

Чтобы его сохранять в течение двух месяцев, необходимо поддерживать температуру минус 9°С.

Работать в одиночку с блоками, которые весят до сотни килограммов, трудно, поэтому на Аляску приезжают команды по два и четыре человека. Пара трудится 60 часов, вырезая задуманный объект из цельного блока льда. Четверке отводят на работу 110 часов. За это время она должна соорудить композицию из множества небольших кирпичей. Прежде чем мастер приступит к воплощению заранее разработанного эскиза, блоки нужно выпилить из речки, рискуя свалиться в полынью, выволочь их оттуда с помощью щипцов и веревок, затащить в грузовик и доставить до места. Здесь их выравнивают, шлифуют, смачивают водой, а через несколько минут, когда кирпичи примерзают друг к другу, начинают обработку. Для создания ледовой скульптуры используют те же инструменты, что и для резьбы по дереву. Самыми лучшими считаются японские резцы, которые выпускают специально для обработки льда, но стоимость их очень высока — десятки тысяч долларов. Поэтому в дело идут обычные резцы и пилы, а также множество других инструментов.

Как на Белой пилят лед: в Уфе начали готовить материал для ледовых городков 25 ноября 202 года |  - новости Уфы

Китайский ледяной фонарь с рыбами на выставке в Харбине в 2007 году Китайский ледяной.

Лишние куски льда можно отсечь топором, но от этого заготовка покрывается сеточкой мелких царапин, становится мутной, поэтому чаще всего используют пилу. Некоторые мастера, чтобы избежать сколов и трещин на будущем кружеве или цветке, снимают лед слой за слоем бритвой, и только, когда остается удалить совсем чуть-чуть, берут ножовку, а затем уже резец для вытачивания мелких деталей. И вот наступает завершающий этап — полировка. Поверхность изделия обрабатывают с помощью шлифовального круга или терки с металлическими шипами, а узоры прорезают болгаркой. Чтобы сгладить неровности, убрать царапины, придать блеск и заставить лед переливаться, фигуру обдувают феном, прикладывают к поверхности утюг, электропаяльник или даже медицинский прибор для прижигания кровотечений — термокаутер. В особых случаях, чтобы не растопить ненароком лишнее, лед заглаживают ладонью.

Цвет скульптуре придают с помощью подсветки или подкраски искусственного льда еще на стадии его замерзания. К последнему способу мастера относятся с прохладцей: крашеный лед теряет способность играть под солнечными лучами. Чтобы подчеркнуть детали, нередко прибегают к другому методу. На поверхности фигуры вырезают желобки и заполняют снегом, краской, цветным песком. Этим приемом часто пользуется Тажана Раукар, скульптор из Черногории, которая в составе американской команды шесть раз побеждала на чемпионате мира в Фэрбанксе. Так была создана пятнистость на шкурке жирафа в композиции «Парад животных», которая принесла ее команде первенство в категории «Реальное искусство» в 2005 году.

«Ледовая скульптура — это все равно что допинг», — утверждает американец Стив Лестер, работающий помимо льда с камнем и деревом. А Виктора Чернышева это увлечение, которым он заразился более 20 лет назад, привело к созданию Ассоциации скульпторов России по снежным, ледовым и песчаным композициям и организации фестивалей по всей стране.

В ледовой скульптуре часто изображают героев популярных мультфильмов и классических произведений, птиц и зверей, библейских персонажей. В Харбине можно увидеть фигуры политических вождей, российские мастера копируют сюжеты картин Третьяковской галереи, в Антверпене популярны герои полотен Рубенса, а в австрийском городе Граце к Рождеству как-то вырезали ледовый вертеп — Марию, Иосифа, Иисуса в яслях и волхвов. Среди ледовой архитектуры нередки уменьшенные копии знаменитых зданий, Биг-Бена, например, или собора Василия Блаженного.

Работа по льду, как правило, требует высокого мастерства. Парадокс заключается в том, что выходящие из-под резца художника композиции зачастую приобретают черты народного аттракциона. Строятся ледовые рестораны и ледовые бани, изо льда делают украшения для свадебного стола, посуду для вечеринок. По самостоятельным проектам в Швеции и Финляндии каждую зиму строят ледовые отели. Главное удовольствие туристы получают здесь от новых впечатлений, проводя ночь в альпийском спальнике на ледовой кровати при температуре внутри «люкса» минус 3°С. На фестивале в бельгийском городе Брюгге желающим предлагали помыться в ледовом душе при температуре минус 12°С. Может, подобное творчество и не совсем укладывается в понятие «искусство», но людям нравятся необычные ощущения.

Как на Белой пилят лед: в Уфе начали готовить материал для ледовых городков 25 ноября 202 года |  - новости Уфы

Ледяная скульптура — художественная композиция выполненная изо льда.

Для изготовления ледяной скульптуры используется как природный, так и искусственно созданный лёд. Блоки природного льда выпиливаются с помощью ручной или бензопилы (что намного удобней) из ледяного покрова различных водоёмов. При этом следует проявлять осторожность окружающий лёд может не выдержать выпиленную глыбу и проломиться.

В природных водоёмах необходимой толщины лёд можно найти, как правило, к концу декабря — началу января. Искусственный материал для ледяной скульптуры можно получить уже к началу зимнего сезона. Для приготовления искусственного льда зимой подойдёт любая форма из пластика, нержавеющей стали или деревянная опалубка с расстеленной внутри для гидроизоляции полиэтиленовой плёнкой. С помощью красителей добавленных в воду можно получить лёд различных цветовых оттенков. В лёд для художественного оформления могут быль вморожены различные предметы. Также для цветового оформления используют различные виды подсветки.

Для художественной резки по льду используются различные инструменты: пилы, стамески, резцы, аналогичные тем, которыми работают по дереву. На создание композиции или скульптуры в зависимости от размеров уходит как правило от 3-4 ч. до нескольких дней.

В ряде городов северного полушария таких как Фэрбенкс, Харбин, Любеке зимой проводят фестивали ледяных скульптур. На которых создают изо льда десятки а то и сотни статуй и композиций.

Ледяные скульптуры иногда используют при художественном оформлении помещений во время проведения свадеб, дней рождения или корпоративной вечеринки.

Ледяные композиции при отрицательных температурах способны сохраняться практически вечно, а достаточно большие ледовые скульптуры (высотой около 100 см) как правило спокойно выдерживают 1 месяц зимой на открытом воздухе, а при должном уходе способны простоять на улице 2-3 месяца .

Скульптура высотой от 50 см и выше при комнатной температуре не теряет своей красоты и формы от 8 до 24 часов. [12]

  • 12 января в областном центре стартовал фестиваль снежных и ледовых скульптур. Он проводится уже третий год подряд. И в этот раз собрал рекордное количество участников.
  • 64 команды и тонны снега и льда. На Сусанинской площади настоящее ледовое побоище. В этом году фестиваль собрал рекордное количество участников – 250. Команды приехали со всех уголков Костромской области. Есть уже опытные зодчие, есть и новички. Но и тем и другим одинаково нелегко с хрупким материалом.

Марина Евсеева, участник фестиваля снежно-ледовых фигур: “Сложность придать фигуре объем. Неловкое движение – и будет скол.”

Александр Стекольщиков, участник фестиваля снежно-ледовых фигур: “Необычно! Снеговиков в детстве все лепили, а здесь надо не просто шары скатать, а что показать.”

Спасает обилие стройматериала – машины со снегом приезжают на площадь каждые 30 минут. А также в помощь скульпторам необычные инструменты. Это бензопилы, обязательно нужна вода, чтобы склеивать лед или снег. Также скребки – специальные, самодельные. А верх народной мудрости и инженерии – терка. Здесь вкручены обычные саморезы. И все это нужно, чтобы придавать льду или снегу ту форму, которую задумал художник.

Тематика фестиваля снежно-ледовых фигур этого года – бренды области. Хотя фантазию участников никто не ограничивает. В скором времени на площади появятся кролики, ангелы, храмы и церкви, Дед Мороз и Снегурочка и даже Иван Сусанин. А команда из Нерехты решила подарить Костроме шапку Мономаха.

Мария Демидова, участник фестиваля снежно-ледовых фигур: “У нас идея показать один из брендов Костромы – “Кострома – богохранимая”. Одним из брендов являются ее церкви и храмы. И мы хотим отразить эту идею через шапку Мономаха.”

Мастерам на возведение скульптур жюри отвело 3 дня. 15 января будут подведены итоги и названы победители. А сами фигуры будут радовать костромичей и гостей областной столицы до весны. Ледяная скульптура создается из блоков льда. Блок размером 1м х 0,5м х 0,25м является наиболее оптимальным и распространенным во всем мире. Вес такого блока льда около 120кг. Такой блок еще возможно передвигать и поднимать вручную, скульптура же при этом получается с малым количеством соединительных швов.

Зимой ледяные блоки заготавливаются в естественных водоемах и транспортируются в холодильные камеры и места изготовления ледяных скульптур.

В теплое время года блоки прозрачного и матового льда замораживаются в холодильных камерах. При необходимости, возможно изготовить блоки и больших размеров.

В зимнее время скульптуры можно создавать на месте проведения мероприятия.

В теплое время ледяные скульптуры создаются в холодильных камерах при температуре -10 С.

Приступая к созданию скульптуры, скульптор прежде всего делает эскиз с помощью современных компьютерных программ 3 dmax, Сorel или Photoshop, достигая наибольшего сходства с оригиналом и выверяя пропорции с помощью компьютера. Затем эскиз согласуется с заказчиком. После этого начинается создание скульптуры.

В настоящее время в центре имеется банк готовых эскизов более 1500 скульптур.

Ледяные скульптуры можно создавать не только из прозрачного или матового, но и из цветного льда. В центре существует своя технология покраски льда и создания цветных ледяных скульптур.

Ледяной скульптурой называется художественная композиция, которую исполняют изо льда.

Для того чтобы изготовить ледяную скульптуру использует природный либо искусственно созданный лёд. Обычно блоки природного льда выпиливают при помощи ручной или бензопилы (это довольно удобно) из зимнего ледяного покрова всевозможных водоёмов. Следует помнить, что при этом важно проявлять осторожность, так как, окружающий выпиленную глыбу, лёдовое покрытие может не выдержать нагрузки и проломиться.

Как правило, в природных водоёмах лед необходимой толщины обычно можно отыскать, в конце декабря — начале января. А материал искусственного происхождения для создания ледяной скульптуры возможно получить к наступающему зимнему сезону. Для изготовления искусственного льда в зимние холода подойдут различные формы из нержавеющей стали, пластика либо деревянная опалубка, где внутри расстелена с целью гидроизоляции полиэтиленовая плёнка. С помощью специальных красителей, которые добавляют в воду можно создать лёд разных цветов и оттенков. В подобный лёд для оригинального художественного оформления иногда вмораживают различные предметы. Кроме этого, для цветового оформления ледяной скульптуры можно использовать всевозможные виды подсветок. Для выполнения художественной резки скульптур изо льда применяют специальные инструменты различных видов: стамески, пилы, резцы, которые аналогичны тем, какими обычно работают мастера по дереву. Для создания скульптуры или композиции, с учетом ее размеров, уходит приблизительно от трех – четырех часов до нескольких суток. Ряд городов в северном полушарии Земли, таких как Харбин, Фэрбенкс и Любеке, может похвастать зимними фестивалями ледяных скульптур, которые проводятся там ежегодно. Там создают из сверкающего льда десятки и даже сотни превосходных статуй и потрясающих композиций. Такие ледяные скульптуры изредка используют в художественном оформлении различных помещений для проведения свадеб, именин либо корпоративных вечеринок. Изящные ледяные композиции при минусовых температурах имеют способность сохраняться длительное время, а ледовые скульптуры довольно крупных размеров (достигающие в высоту около ста сантиметров) как правило, отлично выдерживают целый зимний месяц на свежем воздухе, ну а если им обеспечен должный уход, могут простоять на улице два – три месяца.

Скульптура, имеющая высоту от полуметра и выше, в условиях комнатной температуры не утрачивает своей формы и красоты от восьми до двадцати четырех часов.

Искусство производства ледяных скульптур достаточно специфично и так как скульптуры, выполненные изо льда, чувствительны к перепадам температур, изготовление таких ледовых скульптур имеет целый ряд специфических особенностей. Ледовые скульптуры изготавливают при весьма низких температурах, именно поэтому изготовление фигур изо льда требует от скульпторов особенного подхода, специального инструмента и массу усилий для выполнения ледовых скульптур, но когда перед зрителями предстает удивительная галерея ледовых скульптур, становится понятно, что эта красота стоит затраченных стараний.

Использование для украшения праздника ледовых скульптур – это достаточно необычно и весьма креативно. Практически для каждого мероприятия возможно сделать превосходные ледяные скульптуры и изящные фигуры, которые непременно будут гармонировать с всеобщей атмосферой торжества. Для оформления выставок либо презентаций подойдет скульптура ледяного логотипа, для того, чтобы украсить ледяной скульптурой свадьбу или день рождения – прекрасные ледяные лебеди, великолепные сердца, волшебные цветы во льду и прочие традиционные фигуры. Для фуршета или банкета – необычные предметы сервировки и удивительное оформление торжественного стола ледяной посудой (с использованием логотипа во льду).

И конечно же, можно возвести огромный сказочный ледовый дворец, красивые ледяные горки на различных участках за городом. Все согласятся, что праздничное оформление изысканными ледяными скульптурами является самым приятным событием, предваряющим любое торжество.

Специально для заказчиков наши высококлассные специалисты выполнят разработку эскизов скульптур изо льда и выберут дополнительные элементы для задуманного праздничного оформления.

Закусить стаканом – Девушка выпивает стопку, а потом с хрустом от нее откусывает — очень эффектно выглядит, мы бы такой ролик рекламный сделали,– говорит арт-директор компании «Ледмастер» Анна Хачатурова.

Ледовики заняты не только изготовлением монументальной ледяной скульптуры, но и мелкой тары. Ледяные бокалы, стаканы, икорницы и прочие предметы сервировки в прямом смысле вырублены из замороженной дистиллированной воды. Анна Хачатурова рассказывает: «Есть две технологии производства ледяной посуды. Ее можно замораживать в формах или вытачивать из куска льда. Всякие цветовые или вкусовые добавки имеют смысл, когда стаканы растут в отдельных формах. Но тогда посуда получается непрозрачной, с пузырьками воздуха. Так что в ней напиток легче протаивает дырочки и начинает вытекать. С уверенностью из такого стакана можно выпить только раз, а если посуда вырезана и ледяного блока, то она абсолютно прозрачна и получается более долгоиграющей. Бокала или рюмки хватит на три-четыре тоста».

При желании ледяной может быть чуть ли не вся сервировка стола, за исключением персональных приборов и посуды для горячего, да и сам стол можно изготовить из ледяных блоков. Клиенты заказывают ведерки для шампанского, блюда для морепродуктов, вазочки, подставки для нескольких бутылок, не большие настольные скульптурки, ледяные кубы с вмороженными в них фруктами и цветами.

Чтобы ледяная посуда не таяла в руках и на столе, в комплекте к блюдам, икорницам и подставкам под бутылки необходимы поддоны. Что касается стаканов и бокалов, то их просто уносят после первой же тоста и заменяют на стекло и хрусталь. Впрочем, на некоторых корпоративных вечеринках гости, по словам производителей, находили ледяной посуде дополнительное применение – метали ее в мишень. С настоящими бокалами так редко кто будет развлекаться.

Производство ледяной посуды — дело творческое, иногда технологии приходится изобретать на ходу. «Для презентации духов нам заказали ледяные столбики, в которые требовалось вморозить разрезанные плоды лайма, палочки корицы и семена кориандра — основные ноты нового аромата. С лаймом и корицей все было более или менее просто. Их придавили специальными ячеистыми панелями, чтобы не всплывали, а мелкий кориандр все время просачивался и плавал сверху»,– рассказывает Анна Хачатурова.

Вообще, «вморозка» — один из самых востребованных видов ледового производства. Цветы и фрукты в толще прозрачного льда выглядят эффектно, они как мушка в янтаре. Замуровать в лед можно, в сущности, любой предмет. Например, для лотереи с автомобилем в качестве главного приза в «Ледмастере» изготовили ледяную машину в натуральную величину, а внутрь поместили ключи от настоящей. Счастливому победителю вручили пилу и молоток и предложили самому достать свой приз. Пилить и бить пришлось долго.

На корпоративных вечеринках популярностью пользуются конкурсы, когда какой-нибудь ценный сувенир надо собственноручно вытопить из ледяной глыбы. Естественно, он помещается сначала под прозрачный колпак, а уже поверх него намораживается лед.

Конкурсантам дают на выбор утюг, фен, паяльник, стамеску, и они в поте лица начинают добывать приз.

Также иногда заказывают мастер-классы ледяной скульптуры — желающие неизменно выстраиваются в очередь.

Каждая технология, придуманная той или иной компанией, тут же тиражируется конкурентами. «Все время приходится изобретать что-то новое»,– говорит Хачатурова. Одно из новшеств — логотипы из вмороженного дюралайта, светящегося шнура, который не греется и потому лед не растапливает. Более традиционный способ изготовления логотипа на заказ — вмораживание в лед оракала, самоклеющейся виниловой пленки.

Недавно «Ледмастер» предложил клиентам контррельефную скульптуру, когда объёмное изображение в толще льда создаётся пустотами. Для пущего художественного эффекта в данном случае используется природный лед.

Сегодня на рынке работает пять-шесть крупных компаний, занимающихся большими и малыми ледяными формами, и неопределенное число фрилансеров, которых привлекают как евентерские фирмы — организаторы мероприятий, так и ледовые компании, в основном на крупные заказы или в самую горячую пору — под Новый год. Заказы на новогодние ледяные красоты начинают поступать в октябре, а с ноября начинается производство заказанного. Рабочая температура для ледового скульптора — минус пять градусов. Работают мастера в том же холодильнике, где хранятся лёд и уже готовые скульптуры.

Скульпторы, работающие со льдом, чаще всего имеют художественное образование. Например, в «Ледмастере» трудятся выпускники Строгановки. Правда, традиционные инструменты по камню или дереву для льда не подходят. Поэтому их либо дорабатывают, либо заказывают у частников-умельцев. Специальный инструмент делают в Москве, Петербурге и традиционных «ледовых» городах, например в Ханты-Мансийске. Часто применяются неожиданные подручные средства. Например, для того, чтобы сделать стенку барной стойки идеально гладкой, ее ровняют обычным утюгом. А когда надо сделать изо льда шар, на утюге разогревают мокрые перчатки, а потом гладят ими ледяную заготовку. Красивая гравировка на ледяном блоке получается, когда её заполняют снегом. Сквозь снежную надпись проходит свет, и она получается воздушной и светящейся. Лед хорошо обрабатывается цепными пилами, фрезерами и даже простыми ножами, не говоря уже о стамесках.

Надо сказать, что скульптуру чаще всего невозможно сделать из одной глыбы. Между фрагментами даже мелких ледяных фигур всегда видны швы. Однако у неопытного скульптора швы получаются грубыми, а у мастера со стажем они едва видны. Бесшовные скульптуры возможны только на севере, где размеры блоков не 1х0,5х0,2 м, а 2х2 метра.

Помимо мастеров-скульпторов ледовой фирме требуются мастера-грузчики, которые умеют управляться с семисоткилограммовыми скользкими глыбами и даже затаскивать их по лестнице на третий, к примеру, этаж.

Крупными ледяными скульптурами, башнями и крепостями сегодня никого уже не удивишь, и именно на таких крупных объектах и получают основной доход профильные компании. Основные потребители ледяной архитектуры — города в регионах с крепкими морозами вроде Ханты-Мансийска, Новотроицка или Ноябрьска. Большие ледяные объекты заказывают местные власти, строить их съезжаются все ледовые фирмы и множество скульпторов-фрилансеров. Ледяной город может обойтись заказчику в $50 — 100 тыс. Со льдом в таких местностях проблем не бывает — его просто нарезают в ближайшем водоеме. Более того, московские компании возят оттуда лед в столицу. С природным материалом у нас туго – морозов у нас иногда всю зиму нет, да и чистота водоёмов оставляет желать лучшего.

Зимой ледовые компании вынуждены создавать стратегические запасы льда. Так что основа круглогодичного процветания — большие ангары с минусовой температурой для хранения льда. «В прошлом году мы заложили 40 тонн льда, а уже летом подскребли остатки и пошли покупать лед у более запасливых конкурентов»,– рассказывает Анна Хачатурова.

Однако лед даже из самого экологически чистого природного источника для украшения стола не подходит. Поэтому фирма, занимающаяся льдом, должна располагать не только специальными ангарами для его хранения (в качестве которых часто используются списанные фуры-рефрижераторы) и спецтранспортом для его перевозки, но и формами для выращивания ледяных глыб. Надо сказать, что выращивание прозрачного однородного льда — важнейший момент в деятельности «ледяных» фирм. Каждая компания, выходя на рынок, бьется над этой проблемой самостоятельно и хранит как зеницу ока тайны производства. Здесь нужна не только чистая вода, но и постоянный контроль замораживания — лед не должен содержать пузырьков воздуха или примесей.

«Для ледяных скульптур можно брать речной лед, с ним и работать интереснее, поскольку он „живой”. А для барных стоек и посуды нужен абсолютно прозрачный лед, его можно приготовить только из очищенной воды»,– говорит Анна Хачатурова. Очищенная и дистиллированная вода — тоже серьезная статья расходов.

Крупные ледяные формы живут до восьми часов, мелкие — четыре-шесть часов. Все это время скульптура или барная стойка, естественно, тает, но делает это красиво. Благодаря воде, образующейся на поверхности, объект блестит и переливается, если, конечно, правильно подсвечен. Поэтому ледовые компании отвечают не только за все, что изо льда, но и за сопутствующее оборудование. Непротекающие поддоны – непременный атрибут ледовых изделий, потому что если барная стойка будет красиво таять на полу, под ней очень скоро образуется большая некрасивая лужа. Также очень важна грамотная подсветка – без неё ледовая скульптура – «деньги на ветер». Демонтаж — отдельная головная боль для ледовой фирмы и статья расходов для заказчика.

Еще одна трудность работы со льдом — перевозка. Любой «лежачий полицейский» может превратить ледяные художества в мелкие обломки, и чтобы доставить товар в целости и сохранности, его приходится тщательно упаковывать. Порой при доставке приходится сталкиваться с совершенно неожиданными трудностями. Например, Анна Хачатурова вспомнила про одну из самых сложных доставок для ее компании — в Алматы. Там презентовали большой жилищный комплекс «Новое столетие», в связи с чем потребовалось изготовить ледяные макеты зданий и упаковать их так, чтобы они могли проехать 4,5 тыс. км. Макеты фигурировали в накладной как «ледяные скульптуры», и таможня потребовала разрешение министерства культуры. Машины с ценным художественным грузом стояли на таможне, а Анна срочно добывала нужную бумагу. После чего выяснилось, что у перевозчика нет права на пересечение границы… В результате макеты на руках переносили через границу и грузили в Алматинскую машину. Они все-таки попали в Алматы, правда, не к началу торжественного мероприятия.

Но проще довезти ледяной город до Алматы, чем оценить доходы мастеров льда. Заказчиками ледяных скульптур и баров чаще всего являются компании, занятые организацией праздников. По словам Светланы Чуриловой, генерального директора одной из таких компаний — «Алеф Трейдинг», основной тренд года — ледяные бары; изо льда делается и барная стойка с вмороженным или гравированным логотипом, и посуда. Весь бар обходится примерно в $1,5-3 тыс., цена зависит от сложности работы и количества использованного льда.

Хотя «Алеф Трейдинг» активно предлагает своим клиентам лед в качестве украшения, на него приходится 2 — 3% общего бюджета мероприятия.

Тем не менее, по словам участников рынка, этот сектор услуг ежегодно растет примерно на 50%. Но оценить оборот ледового рынка не берутся ни сами «ледовики», ни компании-заказчики. Причина проста: и мастера-одиночки, и фирмы предпочитают вести расчеты «налом». Кстати, «Алеф Трейдинг» предпочитает нанимать как раз таких индивидуалов, их услуги где-то на 10% дешевле.

Самое урожайное время для ледовых скульпторов — зима. Но ситуация с заказами постепенно выравнивается: летом не строят крепостей и горок, зато спрос на ледяные барные стойки и лебедей не снижается, а, точнее, растет вместе с температурой воздуха. В помещении с кондиционером ледяная красота живет шесть-восемь часов, на улице — три-четыре часа.

Основные потребители ледяных изделий — крупные компании, среди которых много производителей алкоголя. Фрукты во льду любят заказывать на открытие ресторанов. Впрочем, барные стойки изо льда, ледяные самовары и фон таны со спиртным (ноу-хау компании «Ледмастер») заказывают на корпоративные вечеринки любого профиля. Частных заказчиков пока ничтожно мало и работа с ними, как правило, связана с высоким риском. Анна Хачатурова рассказала, как один молодой человек заказал на свой участок ледяную скульптурную группу, барную стойку, скульптуры-фонтаны, желая поразить любимую в день ее рождения. Однако утром, когда прибыли все подрядчики, поссорился с именинницей и исчез. Заказчика нашли с большим трудом.

Одноразовая посуда бывает не только из картона и пластика, но и изо льда. Живет совсем недолго, зато из такой не зазорно выпивать и на свадьбе. Стаканы, стопки, бокалы и настольные украшения из замороженного дистиллята все чаще заказывают на корпоративные и домашние вечеринки. А ледовые скульпторы торопятся освоить малые формы.

Закусить стаканом — Девушка выпивает стопку, а потом с хрустом от нее откусывает — очень эффектно выглядит, мы бы такой ролик рекламный сделали,– говорит мечтательно арт-директор компании “Ледмастер” Анна Хачатурова.

Делать ледяную посуду первым в России догадался гендиректор компании Mobi Ace Михаил Муха еще в 2005 году. Сначала посуда не хотела отлипать от форм и получалась бугристой, потом пришлось придумывать, как перевозить ледяные стаканы, не переколотив их. Когда технологии, которые компания держит в секрете, были доведены до совершенства, Муха построил завод по производству ледяных стопок и прочей посуды, вложив в него $100 тыс. Теперь емкости изо льда — главный козырь Mobi Ace.

Однако конкуренты, занятые до того монументальной ледяной скульптурой, не дремали и тоже занялись изготовлением мелкой тары. В компании “Ледмастер” гордятся тем, что не добавляют в свою ледяную посуду ничего постороннего — соль, лимонный сок и пищевые красители. Их бокалы, стаканы, икорницы и прочие предметы сервировки в прямом смысле вырублены из замороженной дистиллированной воды. Анна Хачатурова рассказывает: “Есть две технологии производства ледяной посуды. Ее можно замораживать в формах или вытачивать из куска льда. Всякие цветовые или вкусовые добавки имеют смысл, когда стаканы растут в отдельных формах. Но тогда посуда получается мутноватой, с дорожками из пузырьков воздуха. Так что в ней напиток легче протаивает дырочки и начинает вытекать. С уверенностью из такого стакана можно выпить только раз, а если посуда вырезана из ледяного блока, то она абсолютно прозрачна и получается более долгоиграющей. Бокала или рюмки хватит на три-четыре тоста”.[23]

Mobi Ace, напротив, предлагает ледяные туфельки всех цветов радуги (используются пищевые красители) для гигиенически безупречного распития шампанского на свадьбе.

При желании ледяной может быть чуть ли не вся сервировка стола, за исключением персональных приборов и посуды для горячего, да и сам стол можно изготовить из ледяных блоков. Клиенты заказывают ведерки для шампанского, блюда для морепродуктов, вазочки, подставки для нескольких бутылок, небольшие настольные скульптурки, ледяные кубы с вмороженными в них фруктами и цветами.

Чтобы ледяная посуда не таяла в руках и на столе, в комплект к блюдам, икорницам и подставкам под бутылки необходимы металлические поддоны. Что касается стаканов и бокалов, то их просто уносят после первого же тоста и заменяют на стекло и хрусталь. Впрочем, на некоторых корпоративных вечеринках гости, по словам производителей, находили ледяной посуде дополнительное применение — метали ее в мишень. С настоящими бокалами так редко кто будет развлекаться.

Скользкие технологии.

Производство ледяной посуды — дело творческое, иногда технологии приходится изобретать на ходу. “Для презентации духов нам заказали ледяные столбики, в которые требовалось вморозить разрезанные плоды лайма, палочки корицы и семена кориандра — основные ноты нового аромата. С лаймом и корицей все было более или менее просто. Их придавили специальными ячеистыми панелями, чтобы не всплывали, а мелкий кориандр все время просачивался и плавал сверху”,– рассказывает Анна Хачатурова

Вообще, “вморозка” — один из самых востребованных видов ледового производства. Цветы и фрукты в толще прозрачного льда выглядят эффектно, они как бы висят в воздухе. Замуровать в лед можно, в сущности, любой предмет. Например, для лотереи с автомобилем в качестве главного приза в “Ледмастере” изготовили ледяную машину в натуральную величину, а внутрь поместили ключи от настоящей. Счастливому победителю вручили пилу и молоток и предложили самому достать свой приз. Пилить и бить пришлось долго. На корпоративных вечеринках популярностью пользуются конкурсы, когда какой-нибудь ценный сувенир надо собственноручно вытопить из ледяной глыбы. Естественно, он помещается сначала под прозрачный колпак, а уже поверх него намораживается лед. Конкурсантам дают на выбор утюг, фен, паяльник, стамеску, и они в поте лица начинают добывать приз. Также иногда заказывают мастер-классы ледяной скульптуры — желающие неизменно выстраиваются в очередь.

Каждая технология, придуманная той или иной компанией, тут же тиражируется конкурентами. “Все время приходится изобретать что-то новое”,– говорит Хачатурова. Одно из новшеств — логотипы из вмороженного дюралайта, светящегося шнура, который не греется и потому лед не растапливает. Более традиционный способ изготовления логотипа на заказ — вмораживание в лед оракала, самоклеющейся виниловой пленки.

Недавно “Ледмастер” предложил клиентам контррельефную скульптуру, когда изображение формируется в толще льда посредством пустых и наполненных снегом пустот, а также гравировки — похоже на голографию. Для пущего художественного эффекта в данном случае используется природный лед.

Мастера утюга и паяльника.

Сегодня на рынке работает пять-шесть крупных компаний, занимающихся большими и малыми ледяными формами, и неопределенное число фрилансеров, которых привлекают как эвентерские фирмы — организаторы мероприятий, так и ледовые компании, в основном на крупные заказы или в самую горячую пору — под Новый год. Заказы на новогодние ледяные красоты начинают поступать в середине октября, а с ноября начинается производство заказанного. Рабочая температура для ледового скульптора — минус пять градусов. Работать зачастую приходится в той же фуре-холодильнике, где хранятся уже готовые скульптуры. Скульпторы, работающие со льдом, чаще всего имеют художественное образование. Например, в “Ледорубе” трудятся выпускники Строгановки. Правда, там учат резать деревянные скульптуры, а не ледяные, и инструменты по дереву для льда не подходят. Поэтому их либо дорабатывают (например, на электропилы ставят самодельные шины), либо заказывают у частников-умельцев. Специальный инструмент делают в Москве, Петербурге и традиционных “ледовых” городах, например в Ханты-Мансийске. Иногда применяются неожиданные подручные средства. Например, для того, чтобы сделать стенку барной стойки идеально гладкой, ее ровняют обычным утюгом. А когда надо сделать изо льда шар, на утюге разогревают мокрые перчатки, а потом гладят ими ледяную заготовку. Красивая гравировка на ледяном блоке получается, если в нее втереть снег, а затем покрывать слоем льда. Сквозь снежную надпись проходит свет, и она получается воздушной и светящейся. Лед хорошо поддается паяльнику, сверлу, для придания формы используют также фены.

Надо сказать, что скульптуру чаще всего невозможно сделать из одной глыбы. Между фрагментами даже мелких ледяных фигур всегда видны швы. Однако у неопытного скульптора швы получаются грубыми, а у мастера со стажем они едва видны. Но избавиться от них совсем невозможно. Помимо мастеров-скульпторов ледовой фирме требуются мастера-грузчики, которые умеют управляться с пятитонными скользкими глыбами с помощью специальных крючьев и полозьев. Крупными ледяными скульптурами, башнями и крепостями сегодня никого уже не удивишь, хотя именно на таких крупных объектах и получают основной доход профильные компании. Основные потребители ледяной архитектуры — города в регионах с крепкими морозами вроде Ханты-Мансийска, Новотроицка или Ноябрьска. Большие ледяные объекты заказывают местные власти, строить их съезжаются все ледовые фирмы и множество скульпторов-фрилансеров. Ледяной город может обойтись заказчику в $50-100 тыс. Со льдом в таких местностях проблем не бывает — его просто нарезают в ближайшем водоеме. Более того, московские компании возят отсюда лед в столицу. С природным материалом там туго, лед из Москвы-реки не годится для работы — слишком грязный, а в иную зиму его и вовсе может не быть.

Зимой ледовые компании вынуждены создавать стратегические запасы льда. Так что основа круглогодичного процветания — большие ангары с минусовой температурой для хранения льда. “В прошлом году мы заложили 40 тонн льда, а уже летом подскребли остатки и пошли покупать лед у более запасливых конкурентов”,– рассказывает Анна Хачатурова.

Однако лед даже из самого экологически чистого природного источника для украшения стола не подходит. Поэтому фирма, занимающаяся льдом, должна располагать не только специальными ангарами для его хранения (в качестве которых часто используются списанные фуры-рефрижераторы) и спецтранспортом для его перевозки, но и формами для выращивания ледяных глыб. Надо сказать, что выращивание прозрачного однородного льда — важнейший момент в деятельности “ледяных” фирм. Каждая компания, пытающаяся выйти на рынок, бьется над этой проблемой самостоятельно и хранит как зеницу ока тайны производства. Здесь нужна не только чистая вода, но и постоянный контроль замораживания — лед не должен содержать пузырьков воздуха или быть мутным.

“Для ледяных скульптур можно брать речной лед, с ним и работать интереснее, поскольку он “живой”. А для барных стоек и посуды нужен абсолютно прозрачный лед, его можно приготовить только из очищенной воды”,– говорит Анна Хачатурова. Очищенная и дистиллированная вода — тоже серьезная статья расходов.

Крупные ледяные формы живут до восьми часов, мелкие — четыре-шесть часов. Все это время скульптура или барная стойка, естественно, тает, но делает это красиво. Благодаря воде, образующейся на поверхности, объект блестит и переливается, если, конечно, правильно подсвечен. Поэтому ледовые компании отвечают не только за все, что изо льда, но и за сопутствующее оборудование. Например, необходимы непротекающие поддоны, потому что если барная стойка будет красиво таять на полу, под ней очень скоро образуется большая некрасивая лужа. Демонтаж — отдельная головная боль для ледовой фирмы и статья расходов для заказчика.

Еще одна трудность работы со льдом — перевозка. Любой “лежачий полицейский” может превратить ледяные художества в мелкие обломки, и чтобы доставить товар в целости и сохранности, его приходится особым образом упаковывать. Порой при доставке приходится сталкиваться с совершенно неожиданными трудностями. Например, Анна Хачатурова вспомнила про один из самых сложных заказов для ее компании — из Алма-Аты. Там презентовали большой жилищный комплекс “Новое столетие”, в связи с чем потребовалось изготовить ледяные макеты зданий и упаковать их так, чтобы они могли проехать 4,5 тыс. км. Макеты фигурировали в накладной как “ледяные скульптуры”, и таможня потребовала разрешение министерства культуры. Машины с ценным художественным грузом стояли на таможне, а Хачатурова срочно добывала нужную бумагу. В результате макеты все-таки попали в Алма-Ату, правда, не к началу торжественного мероприятия.

Тающие деньги. Но проще довезти ледяной город до Алма-Аты, чем оценить доходы мастеров льда. Заказчиками ледяных скульптур и баров чаще всего являются компании, занятые организацией праздников. По словам Светланы Чуриловой, генерального директора одной из таких компаний — “Алеф Трейдинг”, основной тренд года — ледяные бары; изо льда делается и барная стойка с вмороженным или гравированным логотипом, и посуда. Весь бар обходится примерно в $10 тыс., цена зависит от сложности работы и количества использованного льда.

Хотя “Алеф Трейдинг” активно предлагает своим клиентам лед в качестве украшения, на него приходится 2-3% общего бюджета мероприятия. Тем не менее, по словам участников рынка, этот сектор услуг ежегодно растет примерно на 50%. Но оценить оборот ледового рынка не берутся ни сами “ледовики”, ни компании-заказчики. Причина проста: и мастера-одиночки, и фирмы предпочитают вести расчеты “налом”. Кстати, “Алеф Трейдинг” предпочитает нанимать как раз таких индивидуалов, их услуги где-то на 10% дешевле.

Самое урожайное время для ледовых скульпторов — зима. Но ситуация с заказами постепенно выравнивается: летом не строят крепостей и горок, зато спрос на ледяные барные стойки и лебедей не снижается, а, точнее, растет вместе с температурой воздуха. В помещении с кондиционером ледяная красота живет шесть-восемь часов, на улице — два-четыре часа.

Основные потребители ледяных изделий — крупные компании, среди которых много производителей алкоголя. Фрукты во льду любят заказывать на открытие ресторанов. Впрочем, барные стойки изо льда, ледяные самовары и фонтаны со спиртным (ноу-хау компании “Ледмастер”) заказывают на корпоративные вечеринки любого профиля.

Частных заказчиков пока ничтожно мало и работа с ними, как правило, связана с высоким риском. Анна Хачатурова рассказала, как один молодой человек заказал на свой участок ледяную скульптурную группу, барную стойку, лебедей, желая поразить любимую в день ее рождения. Однако накануне вечеринки, когда все уже было установлено, поссорился с именинницей и исчез. Заказчика нашли с большим трудом.

Чтобы снизить риски, связанные с непредсказуемостью поведения клиентов, некоторые фирмы не ограничиваются художественным творчеством на заказ, а занимаются еще и производством и реализацией ледяного полуфабриката, можно сказать ширпотреба. Например, Mobi Ace продает косметический лед салонам красоты, а пищевой — кафе и ресторанам.

Оставьте комментарий