"дальние родственники" современных фужеров и рюмок… из чего пили на руси? – энциклопедия
“Дальние родственники” современных фужеров и рюмок… из чего пили на Руси?
Напитки в истории русского народа всегда имели немалое значение. Как сообщается в летописных источниках, многие мирские дела на Руси непременно начинались с честного пира. Нашим предкам было известно огромное количество различных напитков, яичных и медовых, которые они вынесли со своей арийской родины. В течение всей истории на Руси была выработана целая культура пития.
Братина
.
Также вам будет интересно:У каких животных в их жизненном укладе присутствует матриархат?
Братина – это сосуд для питья, обычно металлический, в виде горшочка. В древней Руси они использовались главным образом как заздравные чаши, из которых пили мёд, пиво и квас на общинных пирах. Кроме того, что братины были необходимой принадлежностью пиршественного стола, они также могли употреблялись как поминальные чаши.Возможно, что происхождение самого слова “братина” относится к тем временам, когда на торжественное застолье сходились кровные родственники-братья.Братина является важнейшим атрибутом, характеризующим русского человека.
Ендова
Ендова представляла собой круглую глубокую чашу для подачи напитков к праздничному столу. В верхней части ендовы делалось отверстие с вставленным желобком – носиком, которое называли “рыльцем”. Некоторые ендовы имели короткую рукоять, с помощью которой можно было удерживать сосуд с напитком.
Ендовы были самых разных размеров от вмещавших ведро до совсем небольших.
Ковши
Ковши – это деревянные ладьевидные, металлические сосуды, в которых подавали на стол напитки. Из маленьких ковшей пили как из чарки, из тех, что побольше – черпаками разливали хмельной напиток по другим сосудам.Известно, что ковши выдалбливались из целого куска дерева, его корня или капа. При этом пользовались сначала топором, а уж только потом резцом и ножом. Бывали на Руси и берестяные ковши, которые сшивали из берёзового лыка. Металлические ковши изготавливали из меди, железа, олова и серебра.
Скобкари
Скобкари – это ладьевидные, круглые или овальные, большие сосуды с двумя ручками, в которых выставлялись на праздничный стол всякие напитки. Ковш-скобкарь обычно делали из дерева: берёзы, ольхи, осины, липы или клёна. Само название этого сосуда (“скобкарь” или “копкарь”) произошло от материала или способа его обработки (коп-копань, копаный, выкопанный)
Чаши и чарки
Это деревянная, глиняная, реже металлическая посуда, которая служила как для питья, так и для приёма пищи. Деревянные чаши представляли собой сосуд полусферической формы с прямыми краями, на небольшом поддоне, всегда без крышки.Чаша являлась незаменимой в древних обрядах, особенно в обрядах, связанных с рождением ребёнка, свадьбы или погребальных проводов. В конце праздничного обеда принято было выпивать до дна чашу за здоровье хозяина и хозяйки: не сделавший этого мог посчитаться врагом.
: конспект занятия по ознакомлению с чувашским декоративно-прикладным искусством «резной ковш «курка»
Елена Абрукова
Конспект занятия по ознакомлению с чувашским декоративно-прикладным искусством «Резной ковш «курка»
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с чувашским декоративно-прикладным искусством
Тема: «Резной ковш «курка»
(старшая группа)
Разработала:
Абрукова Е. Н.
Программное содержание:
Познакомить детей с чувашским народным промыслом : резьба по дереву.
Формировать элементарные представления и знания о художественном образе чувашских деревянных изделий – резных ковшей. Дать сведения о происхождении и бытовании вещи, связи формы с природными формами (человеческая ладонь послужила прообразом черпака, ковша, взаимосвязи формы и назначения предмета, формы и материала, формы и украшения её.
Познакомить с новыми элементами чувашского орнамента и их семантикой (с образом солнца).
Развивать интерес к процессам эстетического восприятия произведений чувашского прикладного искусства.
Развивать мышление, память детей.
Активизировать речь детей.
Воспитывать интерес к чувашской народной культуре.
Материал к занятию :
o Музыкальное оформление (чувашские мелодии);
o Деревянные изделия (ковши, алдар);
o Схемы чувашского орнамента;
o Картинки с изображением инструментов для резьбы;
o Иллюстрации с изображением деревянных домов с резными ставнями и наличниками;
o Платочки;
o Презентация «Работы чувашских умельцев».
Ход:
1. Знакомство с чувашским деревянным изделием – резным ковшом.
Дети играют. Воспитатель собирает их для проведения занятия.
Ребята, я из деревни привезла удивительно красивое изделие. Оно такое красивое, что мне захотелось показать вам эту красоту. Вот оно, это изделие. Как вы думаете, что это такое? (предположения детей). Дети, это резной ковш, называется он по-чувашски «курка». Как вы думаете, а для чего он предназначен? (ответы детей). Дети, потрогайте, какой, лёгкий или тяжёлый. Из чего он сделан, по вашему мнению? (ответы детей). Предложить детям охарактеризовать его. Какой он? (ответы детей).
А вы знаете – он умеет говорить! Давайте послушаем, что о себе расскажет сам ковш (включается аудиозапись).
«Я – небольшой деревянный резной ковш, по-чувашски «курка». Я очень старый. Меня давно-давно вырезали добрые мастера-умельцы из дерева. Такие черпаки, как я, раньше вырезались чаще всего из берёзы, клёна, липы, яблони. Для работы чувашские умельцы применяли топор, специальные ножи-резцы, шило. Посмотрите внимательно на меня. Я, резной ковш «курка», состою из черпака и ручки. Как вы думаете, на что похож черпак? Он похож на человеческую ладонь, сложенную лодочкой. А для чего? Да, чтобы удобно было зачерпывать воду и другие напитки. Такими ковшами, как я, черпали напиток из огромных сосудов, которые порой были в рост со взрослого человека. Такие большие ковши-великаны назывались по-русски «братина», а по-чувашски «алдыр»(алдар)».
Итак, запомните, дети, в далеком прошлом во время праздников чуваши подавали напитки в больших ковшах, называемых по-русски «братина», а по-чувашски «алдыр» («алдар») и оттуда маленький ковш «курка» черпал этот напиток и пили, передавая из рук в руки друг другу.
Наш ковш рассказал о себе. А вы запомнили? Давайте закрепим:
– из чего вырезали ковш «курка»(из дерева);
– из каких деревьев (береза, липа, клен, яблоня);
– какие инструменты применяли для резьбы (специальные ножи-резцы, топор, шило). (Показ картинок с инструментами);
– из чего состоит ковш (из черпака и ручки);
– на что похож черпак (на человеческую ладонь);
– что черпали этим ковшом (напитки).
Молодцы ребята! Давайте похлопаем друг другу.
2. Игра «Изба».
Ребята, из дерева чуваши строили деревянные дома с резными ставнями и наличниками (показ иллюстрации). А давайте поиграем в игру «Изба». Для этого мы разделимся на две команды. На стульях лежат красивые платки. Вы выходите на середину и говорите слова:
Мы ребята – молодцы (Эпир – маттур ачасем).
В играх все мы удальцы (Пер ушкана пуханар).
Вместе спляшем и споем (Выляр, ташлар, саванар).
А потом домой пойдем (Унтан киле саланар).
Потом под музыку исполняются элементы чувашского танца, а как только музыка заканчивается, вы бежите к стульям и натягиваете платок над головами за 4 угла. Выиграет команда, которая быстрее «построит» избу (играем 2 раза).
3. Резной ковш-конь.
А сейчас мы познакомимся с другим ковшом. Дети, это – непростой ковш, а ковш-конь. Посмотрите, ручка украшена образом коня. Я знаю, что образ коня имеет в народном искусстве древнее происхождение. Чуваши верили в то, что кони дают им жизнь и богатство. Конь играл важную роль в жизни чуваша, основным понятием которого было пахать землю. Конь для людей был другом и помощником, от него зависело благополучие и достаток в семье: ведь чем лучше будет вспахана земля, тем богаче будет урожай:
– образом кого украшена ручка ковша (образом коня);
– во что верили чуваши (что кони дают им жизнь и богатство);
– кем был для людей конь (другом и помощником);
– что зависело от коня (благополучие и достаток в доме). Молодцы, ребята! Похлопаем друг другу.
Дети, а вы запомнили, как применяли такие ковши? (ответы детей). Да, такими ковшами черпали напиток из огромных сосудов-ковшей «алдыр», которые могли вмещать даже несколько ведер ароматного напитка. Из ковша пили, передавая его друг другу:
Ковш Людей соединял
И посматривал в их лица –
У колодца он стоял,
Чистоты давал напиться.
Дети, а ковш хотел бы узнать, запомнили ли вы, где его использовали? (ответы детей). Да, чаще всего на чувашских праздниках, он был украшением праздников, особенных свадеб. Покрытые нарядным узором, он словно плыл по праздничному столу.
4. Стихотворение М. Юхма «Братский ковш».
Далее воспитатель предлагает послушать стихотворение М. Юхмы «Братский ковш» :
Братский ковш по-чувашски – алдыр.
Он протянут на щедрой ладони,
Если гость появляется в доме.
Братский ковш – приглашенье на пир.
И с ладони хозяина гость
С пивом пенистым ковш принимает,
И обычай народ уважает –
Так от века у нас повелось.
О, друзья, на ладони моей
Все, чем я дорожу, что я имею.
Мой алдыр – это сердце моё,
Это песня моя на ладони.
В круговую пустите её,
Пусть гостится вам в песенном доме.
На открытой ладони моей
Все мое человечье богатство –
Ковш наполненный святостью братства, –
Отдаю его в руки людей.
С чем сравнивает автор стихотворения ковш (ответы детей). Да, с сердцем. Молодцы, ребята!
5. Рассматривание ковша.
Дети, ковш привлекает нас своей простотой и удобством, им удобно пользоваться. Но чуваши стремились его сделать не только удобным и прочным, но и красивым, он богато украшен. Помимо образа коня, посмотрите, что есть на ручке ковша? Да, отверстия, выемки. А как вы думаете, для чего они? Верно, для красоты, а ещё с помощью выемки ковш «курка» подвешивается к ковшу-великану «алдыр»(показать иллюстрацию).
Дети, а чем ещё украшен ковш? Да, рисунками-узорами. Рисунки раньше наносили неглубокими врезами ножом или путём накладывания шилом (показ иллюстрации). Рисунок получался очень легкий, напоминающий вышивку. Дети, а хотите, загадаю загадку: на что похож этот узор (солнце, (показ карточки с изображением чувашского орнамента). О чём говорит этот узор? О чём он рассказывает? (Предположения детей).
Дети, а в каких частях ковша размещены чувашские орнаменты? Да, на ручке и в передней части черпака. А как вы думаете, почему именно в этих местах? Да, конечно, чтобы всем было хорошо видно, когда пьют из него.
6. Отгадывание загадок.
А сейчас я проверю, как вы знаете элементы чувашского орнамента. Я вам буду загадывать чувашские загадки, а вы должны будете отгадать их и найти отгадку среди элементов чувашского орнамента.
Загадки:
1. Из леса смотрит красная девица (солнце).
2. Снаружи 8 углов, а внутри 4 (дом).
3. Летом одевается, а зимой раздевается (дерево).
4. Красная собака лает (огонь).
5. Звонко чирикает, стремительно летает (воробьиные лапки).
6. Одна барыня одела 5 мелковых платков (цветок).
7. Один каравай разрежу, потом не могу приставить (пашня).
8. Течет, течет, не вытечет, бежит, бежит, не выбежит (ручей). Молодцы, ребята!
7. Итог занятия.
В форме ковша воедино слились образы солнца (отверстия в форме круга и узор, выполненный врезами ножом) и коня. Образы солнца и коня в ковше – это символы счастья и благополучия, т. е. всего хорошего.
Итак, что нового узнали мы сегодня:
1. Как по-чувашски называется деревянный резной ковш?
2. В какую чувашскую игру мы играли?
3. С каким еще одним ковшом мы познакомились?
4. Как называлось стихотворение М. Юхмы?
5. Какие элементы чувашского орнамента мы отгадывали?
6. Что обозначают образы солнца и коня в ковше?
8. Презентация «Работы чувашских умельцев».
Литература:
1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. комаровой, М. А. Васильевой – издание 3-е, исправленное и дополненное – М. : Мозаика-Синтез, 2022 г.
2. Программа воспитания ребенка-дошкольника под руководством О. В. Драгуновой. Чувашское книжное издательство, 1995 г.
3. Л. Г. Васильева «Дошкольникам о чувашском прикладном искусстве», Чебоксары,1994г.
4. Меджитова Э. Д., Трофимов А. А. Чувашское народное искусство. Чаваш халах искусстви. Чебоксары, Чувашское книжное издательство, 1981 г.
Братина
С древнейших времен в России существовал обычай провозглашения за пиршественным столом “заздравной чаши”. В глубокой древности в XI столетии в монастырях после трапезы пили три чаши: во славу Бога, в четь Богородицы, за здоровье князя. Этот обычай существовал также при великокняжеском, а позднее при царском дворе, нося название “чин чаши”.
Для “чина чаши” выполнялись особенно нарядные шарообразные сосуды-чаши на небольшом поддоне, иногда с крышкой. Во время застолья их передавали от соседа к соседу, братаясь таким образом. Отсюда их и название – братины. Первые письменные упоминания о братинах относятся к XVI веку, но в наиболее многочисленных экземплярах до наших дней дошли братины XVII века.
Их делали из золота, серебра, камня кости и даже из кокосового ореха, в драгоценных оправах. Поверхность тулова украшалась чеканным или гравированным растительным орнаментом, декорировалась клеймами и “ложками”, эмалью, черневым рисунком с изображением библейских сюжетов.
Крышка братины имела форму шлема или купола церкви.Наиболее интересная часть братины – орнамент и надписи, идущие по венцу. Обычно это имя владельца, какое-либо мудрое изречение или нравоучение. Например, наиболее часто встречаются надписи:”Братина добра человека питии из нея на здравие…”, “Безвинно вино, да проклято пьянство”.Братины употреблялись и как поминальные чаши, их наполняли сытой – водой с медом, и ставили на могилы и гробницы.
Ендова
К братине близок еще один тип посуды – ендова, который широко употреблялся в быту до конца XVII века. По форме она представляла собой сосуд в виде широкой братины с носиком по венцу.Ендовы изготавливались из серебра или меди: тулово украшалось чеканными “ложками” и растительными узорами, на венце располагались надписи.
Ендова употреблялась как столовая посуда. В ней приносили к столу напитки – пиво, брагу, мед – и разливали их в питьевые сосуды. Ендовы были разного размера и вмещали в себя от двух-трех до двенадцати литров. В праздничные дни нарядно одетые хозяйки с ендовами в руках у своих изб угощали прохожих напитками.
Как пили на руси
Вино стало известно на Руси с IX века, а после принятия христианства, в конце X века, оно стало обязательным ритуальным напитком. Нужно сказать, что ввозимое из-за границы красное ритуальное вино 8-12° разбавлялось перед употреблением водой в два раза согласно греческой традиции.
Мед как алкогольный напиток был более всего распространен в лесистой части Древней Руси. Расцвет медоварения в XII – XV веках связан с сокращением привоза греческого ритуального (красного церковного типа кагора) вина вследствие начала монголо-татарского нашествия, а затем упадка и крушения Византийской империи. Торговая стоимость одного литра ставленного меда доходила до 4 рублей серебром по ценам того времени. Крепость меда была довольно высокой (около 15-17°), а опьяняющее воздействие – сильным. Однако пили на святой Руси, по свидетельству князя Владимира (Мономаха), не для того, чтобы напиться до положения риз, а лишь для повышения настроения и общего увеселения.
Сикера и ол были хмельными напитками, приготовляемыми по технологии, близкой к медо- и пивоварению. Интересно, что в названии опьяняющего напитка сикеры присутствует одна и та же смысловая нагрузка, что и в названии боевого топора – секиры: “то, что способно отсечь голову от тулова”.
Довольно долго в средневековой Руси брагу, пиво и их разновидности: пивной квас, жидкое пиво, твореное пиво, суслану, полпивцо с хмелем или солодом, бравнду, ол и т.д. – называли жидким хлебом.
Что касается водки, то как лекарство, спиртовая настойка, предназначенная для медицинских нужд, она впервые упоминается в новгородской летописи 1533 года. Название “водка” произошло от слова “вода”, поскольку в процессе приготовления получаемый в русских монастырях напиток крепостью порядка 14-18°, точно так же, как вино, разбавлялся пополам водой.
ПИТЕЙНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ РУСИ
Устраивая пиры княжеские, братские между семьями, соседями или одними мужчинами (так называемые братчины) и отдельно между девицами (складчины), на свадьбах или похоронных обрядах пили свои старинные напитки: брагу, пиво, квас и бархатный мед, которые каждая семья непременно варила к празднику. В больших городах напитки продавались в корчмах, питейных и съестных домах.
Со второй половины XVI века, после взятия Иваном Грозным Казани, в Москве появляются первые кабаки, например “большой царев кабак”, располагавшийся у Каменного моста. Позднее даже в Кремле был открыт кабак, который назывался “Неугасимая свеча”. В 1651 году “царевы кабаки” велено было называть “кружечными дворами”, переименованными в 1765 году в “питейные дома”.
С XVIII века в Москве наблюдается расцвет питейных заведений, появляются фартины, трактиры, герберги, ресторации, ренсковые погреба. С этого времени прекращается массовое изготовление домашнего пива, медоварение, и потребление спиртных напитков перемещается в кабаки.
Благодаря первому “Питейному уставу”, изданному царем Иваном Васильевичем Грозным, в России во всех питейных домах впервые появились заорленные (заклейменные знаком орла), то есть застандартизованные питейные меры: ведро, осьмуха, полуосьмуха , стопа и кружка. Вместе с тем у целовальников (людей, давших присягу с целованием креста служить казне честно и верно) на полках всегда находилась разнообразная посуда: ендовы, ковши, ставцы, стопки, а для мелкой продажи – крюки – чарки с длинным крючком на конце вместо ручки, висевшие по краям ендовы. Нужно отметить, что в старорусских мерах и в посуде, используемой для питья, заложен один и тот же принцип – квартальное, или четверичное , соотношение объемов (1:2:4:8:16).
Уместно вспомнить, что непременным атрибутом каждого кружечного двора XVII века являлся струганый деревянный клин с тесемками, который особо буйным пьяницам – “ревунам” вставляли в рот, завязывая тесемки на затылке.
При Петре I в России появились две новые питейные меры: штоф и мерзавчик , а также ведро указное, равное 200 чаркам. Устав о вине 1781 года устанавливал в каждом питейном заведении иметь “засвидетельствованные и клейменные в Казенной палате меры”, а в магистрате предписывалось хранить контрольные меры, для того чтобы ” … покупщик вина … мог той мерою поверить объем …” купленного товара.
Посудный ряд, состоящий из “засвидетельствованных и заклейменных мер” казенного вина, допустимых к открытой продаже в питейных заведениях России (в образцовом царевом кабаке XVI-XVIII веков), мог выглядеть примерно так: шкалик – чарка – стакан – бутылка – штоф – осьмуха – полведра – ведро.
ПО НАПИТКУ И ПОСУДА
Питейная посуда служила мерилом любой жидкости. За истекшее тысячелетие происходило постоянное уменьшение размеров питейных посудин, использовавшихся в быту россиян, и, как следствие, дробление питейных мер, что связано, по-видимому, с увеличением крепости потребляемых напитков.
У нынешних чашек, бокалов, фужеров и рюмок немало предшественников среди старорусской питейной посуды – кубков, рогов, чар и чарок, братин, чаш, ковшей-скопкарей, крючков, стопок, стаканов (досканцов), лафитников и ставёшек – вот далеко не полный перечень посуды, из которой наши предки пили в основном хмельные напитки. Например, современный граненый стакан состоит “в родстве” с досканом, название которого происходит от обычной строганой доски. Древнерусский стакан представлял собой деревянный сосуд мерою около 1/3 бутылки, состоящий из обвязанных веревкой снаружи деревянного круглого донца ладов-дощечек.
Емкости для хранения жидкости достаточно разнообразны. Это и кожаные мешки (козевки , бурдюк) вместимостью до 60 л, и деревянные досканцы , ставцы, жбаны, ковши-скопкари , чарки, ведра и бочки (вместимостью от 123 г до полутонны и более), и глиняные амфоры, корчаги, крынки, кувшины и чашки от 143 г до 40 л, и хорошо знакомые всем стеклянные бутыли, бутылки, графины, кружки, рюмки, стопки, пузырьки (от 61,4 г до 20 л) и даже разнообразные аптекарские и парфюмерные склянки.
Золотой ковш, принадлежавший царю Михаилу Федоровичу, 1618 год.
До введения метрической системы мер и весов в России в качестве крупной меры объема жидкости (например, казенного вина, пива и т.д.) использова лись ведра московские приимочные и отдаточные и деревянные бочки, которые делились на 5-, 10-, 20-, 30- и 40-ведерные.
Ведро мерное, например, равное 12,229 л, начиная с XV века подразделялось на полведра , четверть , осьмую ведра, шестнадцать “кружек” (или штофов по 1,23 л, что соответствовало 4 косушкам или 10 чаркам) и бутылки двух видов: мерные и торговые.
Ендова
Первые отечественные винные и мерные бутылки, выпускаемые с 1635 года Истринским стекольным заводом в Подмосковье, были равны одной шестнадцатой части ведра, тогда как бутылки торговые, получившие название водочных или пивных, равные полуштофу, соответствовали одной двадцатой части ведра = 0,6115 л. А современная “поллитровка” появилась уже в Советской России только в конце 20-х годов XX века.
Серебряная братина, изготовленная в мастерских Московского Кремля в первой трети XVII века. Принадлежала главе Посольского приказа, думному дьяку И. Т. Грамотину.
Подробнее см.: http://www.nkj.ru/archive/articles/4051/ (Наука и жизнь, “ВЕСЕЛИЕ ПИТИ”)
Бочарная посуда, употребляемая в различных местностях России, отличалась разнообразием названий в зависимости от этнографических особенностей (баклажка , баклуша, барилка, бочаты), от размера и объема (ангал, анкер, бадия, бочонок беременный , пудовка, радовка, сороковка ), своего основного назначения (смоляная , солевая, ворванная , винная, дегтярная ) и используемой для их изготовления древесины (дуб, сосна, липа, осина). Наконец, готовая бочарная продукция подразделялась на ведра, кадки, чаны, бочонки и бочки.
Золотой кубок, подаренный в 1589 году Борисом Годуновым патриарху Иову.
Независимо от своего названия и назначения слово бочка, с этимологической точки зрения, представляет собой явное заимствование из древнерусского языка и, по мнению лингвистов, восходит к животу, слова кадка и кадушка были преобразованы из горла и гортани, а слово чан означает просто “большую дощатую кадку”.
Изучение старорусской питейной посуды и анализ разнообразных форм емкостей для хранения жидкости убеждают нас в том, что в представлениях наших предков явно присутствовали и доминировали одновременно две основные формы сосудов для жидкостей, условно названные нами: мужеподобные и женоподобные. Мужеподобными , по старорусской логике, являются такие сосуды, в форме которых как бы заложено мужское начало, особенности строения мужского тела. Например, к мужеподобным формам сосудов относятся: стройные, как юноши-подростки, бутыли и бутылки, туеса и бурачки, кружки и жбаны, а также широкоплечие и подтянутые, как русские воины, стаканы и стопы, ведра и бокалы, чаши и чарки. Тогда женоподобными сосудами будут крынки и кувшины, рюмки и братины, горшки и горланы, ендовы и ставцы и т.д.
Жбаны отличались друг от друга по форме и размеру в зависимости от назначения.
Бочарная посуда в представлениях наших предков была похожа на беременную женщину. Например, во времена царствования Ивана Грозного для хранения хмельных напитков высшего качества использовались бочки “винные беременные” вместимостью по 10 ведер или по 4 новгородские насадки. А вот бочка “винная полубеременная” служила торговой мерой алкогольной продукции в 5 ведер, которая отпускалась с “государева отдаточного двора” для мелкооптовой продажи в государевых кабаках, пополняя тем самым запасы казны. Беременным именовали также специально изготовленный 30-литровый бочонок, предназначенный для хранения высших сортов хлебного вина, которое курили из ржи, пшеницы и ячменя и т.д.
Бочонок (баклага, баклажка). Посольский дар турецкого посланника царю Михаилу Федоровичу в 1632 году.
Для кругового заздравного пития использовались большие рога быка, вола или барана, которые, однако, нельзя было поставить на стол; наполненный вином рог непременно нужно было держать в руках и выпить его до конца. Возможно, этот застольный обычай был унаследован нашими предками от викингов.
МЕРЫ ВОДЯНЫЕ, ЧАЙНЫЕ, СБИТЕННЫЕ…
Традиция пития на Руси предусматривала использование специальной посуды для каждого напитка.
Для воды и сыта, березовицы и морса, зельевых настоев и других безалкогольных русских фруктовых и ягодных напитков обычно использовалась любая подручная емкость вместимостью от 200 мл до 1,5 л.
Бульотка. Из этого сосуда, похожего на самовар, разливали бульон.
В особой посуде подавался сбитень – народное горячее обильное питье из воды, меда и пряностей, в состав которых нередко входили лечебные травяные сборы. Горячий сбитень, пряные и лесные чаи с медом обладали согревающим и противовоспалительным действием, поэтому их преимущественно пили в зимний период из чар, стаканов , ставешек или любых других емкостей, вместимость которых не превышала 1/30 – 1/40 ведра. Обычно сбитень был не крепче 4-7°, но иностранным морякам и состоятельным людям могли подавать и более крепкий напиток.
Другой разновидностью этого напитка был холодный “збитень” (на букву “з”), который был не менее популярным питьем у древних русичей при утолении жажды в русской бане или летом в жаркий день. Освежающий и тонизирующий збитень пили ковшами, чюмами и жбанами по нескольку раз в день, особенно утром.
Самым известным атрибутом русского стола конечно же являлся блестящий и пышущий самовар, который, как “водогрейный для чаю сосуд с медной трубой”, по своим размерам мог быть большим (на несколько ведер), средним (около ведра) и маленьким (на 1-2 стакана).
Самовар вносил в чаепитие праздничность и располагал к неспешной застольной беседе. Во время вечернего чаепития домохозяин с полотенцем на шее выпивал по 20-25 чашек чая. Согласно питейным традициям того времени первые 5 чашек домочадцы пили вприглядку (то есть глядя на сахарную голову, выставленную на средину стола), затем вприлизку (облизывая свой сектор 7-килограммовой сахарной головы), потом впригрызку (отгрызая свою часть сахара от головы) и лишь под конец чаепития – вприкуску (откусывая по маленькому кусочку от большого куска сахара, завернутого в тряпицу).
Винный бокал емкостью 120 граммов. 1875 год.
В трактирах, расположенных вдоль почтовых трактов, ямщиков потчевали двумя кусками колотого сахара и парой чая, выставляя на стол перед посетителем трактира два чайника: большой – с крутым кипятком, налитым из самовара, и маленький – со свежезаваренным чаем или зельем: морковным либо травяным сбором.
Собственные названия имела и молочная посуда. Замороженный и выставленный на продажу “круг молока” в Сибири объемом примерно в три малых питейных стакана фактически всегда был гораздо меньше пары молока – торгово-бытовой меры молока в ряде городов центральной части России. В юго-восточных и лесостепных областях России для временного хранения молока и переноса на небольшие расстояния (например, косцам, работающим в поле) использовался балакирь – долбленая деревянная посудина, объемом в 1/4-1/5 ведра.
Повседневная кружка
Любопытно, что балакирем в Древней Руси называли еще и весьма упитанного человека небольшого роста, склонного к полноте.
Как правило, в центральной и западной частях России мерные емкости для хранения молока были пропорциональны суточным потребностям семьи и представляли собой разнообразные глиняные горшки, корчаги, подойники, крынки, кувшины, горланы, дойницы, берестяные бурачки с крышками, туеса, вместимость которых составляла примерно 1/4-1/2 ведра (около 3-5 л). Емкости же махоток, ставцов, туесков, в которых держали кисломолочную продукцию – сметану, простоквашу и сливки, примерно соответствовали 1/8 ведра.
Праздничная кружка
В центральных областях России издревле были широко распространены разнообразные сорта хлебного кваса. Фруктовые и пенные квасы любили, их готовили и пили в огромных количествах; квас для великорусов был таким же национальным напитком, как питейный мед, хмельная бражка, а позднее и водка.
Обычно квас готовили на всю семью в чанах, кадках, бочках и кадушках (лагушках, ижемках и т.д.) вместимостью до 20 ведер, а на свадьбу – на 40 и более пудов. В питейных заведениях России квас обычно подавали в квасниках, графинах и кувшинчиках, вместимость которых колебалась в разных местностях от 1/8-1/16 до примерно 1/3-1/ 4 ведра. Торговой мерой кваса центральных областей России служили большой глиняный (питейный) стакан и кувшин.
Водочные бутылки конца XIX века.
Культура пития продолжает изменяться. За последние столетия и без того многочисленные ряды питейной посуды умножились чрезвычайно, явив отдельные семейства бокалов винных, коньячных, ликерных, многие из которых вышли из рук хрустальных дел мастеров и стеклодувов настоящими шедеврами, не говоря уже о поистине драгоценных фарфоровых чайных и кофейных сервизах. Но эта тема лежит уже за пределами данной статьи.
Подробности для любознательных
Кабак – слово, заимствованное из татарского языка; в XII-XIII веках наименование дешевого, легкого, небьющегося сосуда, удобного для кочевой жизни; сосуд из тыквы, кабачка, “кабака”.
Приимочное ведро – это стандартная мера заорленного (то есть узаконенного царским указом с рельефным изображением двуглавого орла) ведра, которым с 1681 года измеряли привезенную с винокурень помещиков и крупных вотчинников на государственный склад – государев отдаточный двор – питейный мед, водку 18 _ 24°и и, звинь 70°, предназначенные для пополнения запасов казны. Государево приимочное ведро соответствовало ведру торговому объемом примерно в 14 л.
Отдаточное ведро, с помощью которого измеряли отпускаемые с государева отдаточного двора хмельные напитки, предназначенные для выплат служилым людям – казакам, подчиненной непосредственно царю вооруженной военной охране, духовенству на строительство храмов, а также для продажи в царских кабаках и прочих государственных расходных статей, всегда было существенно меньше ведра приимочного, приближаясь по своему объему к 8 л.
Пришедший к нам из Европы бокал отличался по форме от всех известных видов питейной посуды; кстати, при Петре I он произносился как “покал” (от фр. bocal или boccalle). Любопытно, что классические бокалы изготавливались по форме и размеру груди королевы Франции Марии-Антуанетты, обезглавленной в Париже в 1793 году. Соответствующие размеру “В” по международной классификации размеров женских бюстов и объему в 200 мл, согласно метрической системе, эти бокалы благополучно дожили до нашего времени.
Первое упоминание о сбитне как о напитке, широко употребляемом славянами, относится к летописным источникам XII века. Правда, в те времена он назывался переваром, а позднее – взваром или просто варом. До появления чая в России сбитень, пожалуй, был единственным горячим напитком россиян.
В качестве мерной емкости питий бутыль впервые была завезена в Россию Петром I в 1694 году, а в XIX веке она зачастую имела торговое название “гусь” – крупной меры водки, бутилированной в стеклянные сосуды с очень длинной горловиной, вместимость которых составляла 3,057 л. Бутылочная торговля водкой была введена в России с 1885 года.
С 1648 по 1701 год в царских кабаках хмельные напитки продавались ведрами и только на вес, например, вес ведра водки во всех кабаках России должен был быть неизменным и составлять 30 фунтов на всей территории до Урала и 40 фунтов в Сибири. Превышение веса свидетельствовало о том, что водка разбавлена.
Сравнительная таблица старорусских мер. Бочки объемом поменьше делились в той же квартальной пропорции, результатом деления стало появление новых названий малых мер.
Кандидат биологических наук Б. КАЗАЧЕНКО (НИИ и Музей антропологии МГУ)
Источник: http://www.nkj.ru/archive/articles/4051/
Кружка
Русские мастера начали изготавливать кружки в конце XVII века, до этого времени в России пользовались только привозными европейскими кружками. Форма и оформленные кружек были заимствованы русскими мастерами у иностранных мастеров. Украшались кружки резными и рельефными чеканными изображениями сцен из античной и светской жизни, пейзажами, растительными мотивами.
К.Е.Маковский
Утащено отсюда, спасибо PKFNF
Кубок
С древних времен известна на Руси еще одна форма посуды – кубок, старинный сосуд для вина. Форма кубков была различной и определялась формой тулова: в виде стакана, колокола, братины, различных видов плодов: тыквы, кисти винограда и т.д. Существовали фигурные кубки в форме птиц, животных.
Стояны кубков делались в виде ножки, литой человеческой фигурки, дерева, обвитого ветвями, балясины (столбика). Поддон имел форму перевернутой чаши или блюдца. Кубки почти всегда были с подъемными крышками. Изготавливались кубки из золота, серебра, украшались рельефным, литьевым и гравированным, эмалевым орнаментом, накладными медальонами, драгоценными камнями.
На крышках кубков помещались литые фигурки. Упоминаются кубки из цветных камней, кокосовых орехов, перламутровых раковин, рогов различных животных, из капа – древесного наплыва. Такие кубки часто искусно оправлялись серебром, украшались драгоценными камнями.
До XVII века на Руси бытовали кубки преимущественно иностранной работы, которые привозились из Европы купцами или иностранными гостями в качестве подарков или дипломатических даров.В России кубки появились преимущественно во второй половине XVII века,русские мастера начинают создавать сосуды, в формах которых ощущается влияние западноевропейской утвари.
Ставец
Среди древнерусской посуды встречаются небольшие цилиндрические чаши с крышками,называвшиеся ставцами. Назначение такой посуды до настоящего времени точно не выяснено. Известно, что деревянные ставцы предназначались для жидкой пищи: щей, ухи, взвара (компота).
Ставцы широко применялись в монастырях. Существовала даже поговорка “сколько старцев, столько ставцев” или “каждому старцу по ставцу”. Для царского и боярского быта их делали из серебра и использовали для десерта.Ставец был персональной посудой. Так Петру I принадлежал ставец в виде серебряной золоченой чаши с крышкой, украшенной чернью.
Стакан
Высокие стаканы, расширенные в верхней части, издавна бытовали на Руси. Они изготавливались из олова, меди, серебра. Стаканы ХVI- ХVII веков были с сильным раструбом стенок. Стеклянные и хрустальные стаканы появились на Руси в ХVII столетиях. Постепенно форма их менялась, приобретая форму цилиндра, иногда на ножках-шариках. Серебряные стаканы XVII века украшались резным и черневым орнаментом из вьющихся стеблей с крупными цветами, изображением фруктов, ягод, связок плодов.
К.Е.Маковский
Чарка
Чарка Петра 1 которую он выточил собственноручно и подарил ее Матвею Гагарину московскому губернатору. 1709 г.
Чарка золотая, украшена чернью, эмалью по оброну и жемчужиной. 1515 год
Чарка 1704 г.
Чарка серебро 1700 г.
Чарка, круглый сосуд для питья, относится к старинной форме посуды, издавна бытовавшей на Руси. В них наливали крепкий напиток – “государево винцо”, как его называли в те времена. Чарки изготавливались из серебра и других металлов. Украшались чеканными растительными узорами, изображениями птиц и морских животных.
Нередко орнамент покрывал тулово и поддон чарки. По венцу делались именные надписи.В 17 веке форма чарок меняется. Они становятся более высокими, с узким дном. Особое внимание уделяется декору. Чарки украшаются драгоценными камнями, разноцветной эмалью.
https://www.youtube.com/watch?v=RQo1oZiJwRM
Чарка меду.К.Е.Маковский