Деревянная мозаика (маркетри): особенности, изготовление, фото. Маркетри || Маркетри лобзиком

Деревянная мозаика (маркетри): особенности, изготовление, фото. Маркетри || Маркетри лобзиком

Мозаика из дерева: вчера и сегодня

Первый виток небывалой популярности маркетри пришелся на эпоху Ренессанса: именно тогда был собран станок для создания пиленого шпона – тонких планок из ценных пород древесины. Фигурная и орнаментальная мозаика витиеватыми узорами «расползалась» по столешницам, дверцам тумбочек и шкафов, изголовьям кроватей и полотнам настенных витражей.

От современного рабочего процесса созидание мозаики в прошлом отличалось немногим: фигурные кусочки дерева обжигали, затем придавали им оттенок, протравливали кислотой, чтобы расширить цветовую палитру, наносили гравировку, чтобы сделать акцент на какие-либо детали.

Сегодня деревянная мозаика снова в фаворе. Современные ценители уюта и роскоши не смогли устоять перед живой глубиной и естественностью благородных витражей из дерева. В оформлении интерьера маркетри можно увидеть на потолке, в углублениях всевозможных ниш, на дверных полотнах и комнатных перегородках. Иконы, шкатулки, часы и прочие элементы декора также становятся удобным рабочим полем для создания удивительных композиций из деревянного шпона.

Маркетри иногда ошибочно путают с инкрустацией и интарсией, которые на самом деле являются самостоятельными видами искусства. Если говорить о степени сложности, техничное исполнение маркетри легче, чем специфика работы в вышеупомянутых техниках.

Инкрустация – это украшение изделия композицией из ценных материалов (перламутра, полудрагоценных и драгоценных камней, металла и дерева) путем их врезания в толщу поверхности изделия.

Приглашаем на работу реставратора мебели

Интарсия – это врезание деревянных элементов в деревянную поверхность для создания фигуративного изображения или орнамента.

Искусство маркетри, фото которого представлены ниже, отличается от других видов работы с деревом изяществом и утонченностью.

Деревянная мозаика древнего мира

Техника маркетри относится к одному из самых древних искусств. Зародилась она как интарсия в Древнем Египте, где не было богатых лесных ресурсов, поэтому древесина очень высоко ценилась. Красивый и яркий цвет и богатая текстура дерева позволяла украшать различные изделия наряду с перламутром, слоновой костью, металлом, камнями, а прочность соединения и легкость обработки сделали её преобладающим материалом в работе мастеров.

В Древнем Египте на саркофаге фараона Тутанхамона археологами были обнаружены вставки из черного дерева. . Очень высокого уровня достигла интарсия в Риме и Древней Греции, где по свидетельству римского историка и писателя I века н.э. Плиния Старшего, мебель из простого дерева покрывали тонкими дощечками дорогого дерева.

Греки украшали изделия из дерева различными орнаментами из сложных форм клена, самшита, дуба, кизила, железного дерева, па́дуба (остролиста).Для смены цвета древесины мастера пропитывали её маслом, квасцами, кипятили в краске, обжигали в горячем песке для изменения цвета (при этом удается получить плавные переходы от светлых тонов к более темным и даже почти черным тонам).

и применяли многие другие способы обработки. Деревянные саркофаги из кипариса и кедра украшали растительными орнаментами, применяя самшит, клен, железное дерево, кизил. В Китае и других странах Юго-Восточной Азии существует старинная традиция украшения деревянных изделий перламутром по черному или красному лаку.

Как создают маркетри

Эскиз рисунка, который специалист решил воплотить в мозаике, переносится на миллиметровую бумагу. Затем мастер определяется с цветовой гаммой и раскрашивает изображение акварельными красками в соответствии с задумкой.

Плотный картон служит материалом для шаблонов, которые вырезают и, приложив к шпону, обводят по контуру карандашом. Деревянные фрагменты вырезают специальным остро заточенным ножом, резаком или лобзиком.

Изготовление маркетри

Все элементы одного рисунка приклеивают к шаблону столярным клеем, стараясь подогнать их максимально плотно друг к другу. Даже очень маленькие промежутки между фигурными кусочками шпона недопустимы! Также кусочки древесины могут не приклеивать на бумажную основу, а объединить их скотчем. Таким приемом пользуются мастера со стажем.

Готовый набор из кусочков дерева переворачивают бумагой или скотчем вверх и, применяя специальную дисперсию, приклеивают его к основе, которой служит фанера или оргалит. После того, как излишки клея смыты, работу помещают под пресс не менее чем на 4 часа. За это время изделие окончательно высыхает.

Следующий этап – работа с лицевой частью маркетри. Бумагу осторожно убирают крупной наждачной бумагой, а скотч просто отклеивают. Готовое изображение шлифуют и покрывают лаком не менее трех раз. Затем деревянную мозаику полируют.

Чтобы изображение, выполненное в технике маркетри, выглядело наиболее эффектно, профессионал использует большое количество разнообразной древесины. Очень часто используют сочетание карельской березы, груши, красного дерева и нескольких видов ореха. С особой внимательностью относятся к фигурным элементам из дерева с разными дефектами и необычной текстурой – готовой композиции они дарят особый шарм и неповторимость.

Не всегда создателя маркетри устраивают цвета и оттенки кусочков шпона, которые у него есть. Тогда профессионалы выходят из затруднительного положения следующим образом: протравливают деревянные пластинки различными кислотами. Так, раствор хлористого железа окрашивает древесину в светло-голубой или светло-зеленый цвет, а те кусочки, которые вымачивались в медном купоросе или железистом калии, приобретают красный цвет.

Возрождение техники в Европе

После гибели античной культуры искусство инкрустации дерева было утрачено и возобновилось уже в средневековой Европе, когда вошла в моду отделка мебели и стенных панелей в интерьерах Пик расцвета интарсия достигла в эпоху Возрождения в Италии. Только во Флоренции в середине XV века работало более 80 мастерских.

Реставрация маркетри

Мозаикой в виде геометрических и растительных орнаментов украшали в основном церковную мебель и утварь. Для фона применялись темные породы древесины, для рисунка – светлые, и наоборот. Из Италии интарсия проникла во Францию, Германию и другие страны Центральной Европы. С этого времени в Европе стали облицовывать мебель, изготовленную из древесины местных недорогих пород, шпоном ценных привозных пород древесины (черного, красного, розового дерева).

Дополнительно:  Лобзик лучковый

Но первым шагом для разработки маркетри в современном понимании стало появление фанеры, которую «придумали» так: при перевозке товаров на кораблях сундуки, особенно с продовольствием, часто портили мыши. Было замечено, что они грызут доски только поперек волокон, чтобы не поранить десны. Тогда один купец решил делать сундуки из двух слоев тонких досок, положенных так, чтобы их слои были перпендикулярно (мыши прогрызали первых слой, второй же – волокнами поперёк, ранил их занозами, отчего мыши прекращали попытки прогрызть сундук).

Это и была первая фанера. Оставался один шаг до «изобретения» шпона. Именно это стало условием для появления маркетри в нынешнем значении. После разработки в 1562 году лобзика с деревянной рамкой-держателем мастера стали склеивать между собой пластины из цветной фанеры и выпиливать одновременно и рисунок, и основу.

Появление маркетри стало возможным только после изобретения во второй половине XVI веке станка для производства пиленого шпона. Для этого закрепляют ствол так, чтобы он вращался вокруг продольной оси, по касательной обрезался острым ножом на лущильном станке (на больших листах фанеры заметны повторения рисунка или отверстий от сучков).

Европейские мастера стали активно использовать новые художественные возможности, которые открылись с появлением шпона. Большое влияние на мебельщиков оказывало тогда творчество художников-живописцев, таких как Пьеро делла Франческа, Лоренцо Лотто и Сандро Ботичелли, которые работали в это время в области декора мебели.

В XVI веке для изготовления мебели мастера использовали около 100 пород дерева, как экзотических, так и распространенных: лимон, груша, яблоня, клен, орех. Богатство цвета и фактуры материалов позволяло создавать сложнейшие композиции с передачей света и тени, а мельчайшие детали прописывались с помощью гравировки.

Способы набора.

1. Обратный набор на бумагу Бумагу с нанесенным на нее рисунком закрепляют на доске или фанере. Изготовляют детали из листов шпона. Набор начинают с левого верхнего угла. Небольшой мягкой кисточкой намазывают глютиновым клеем поверхность первой детали и наклеивают ее лицевой стороной на бумагу согласно рисунку.

Стул из массива берёзы под покраску в белый цвет

Затем наклеивают вторую деталь вплотную к первой и т. д. Для проверки качества набор просматривают на свет: между отдельными элементами не должно быть просветов. Этот способ наиболее прост, но стыки деталей не всегда получаются плотными.2. Набор по типу мозаикиДетали готового макета надо перенести на листы шпона – сначала основной фон, в который затем врезаются более мелкие детали.

После выпиливания всех деталей их собирают, накладывают на бумажный макет, склеивая в единую мозаику, закрепляя бумажным скотчем с лицевой стороны. Между деталями не должно быть просветов, зазоров, нахлёстов, смещения текстуры, растрескивания шпона, а бумажный скотч быть наклеен плотно без сдвигов и морщин.3.

Набор в бумагу На макете из плотной бумаги (например, ватмана) с четко и тонко прорисованными контурами деталей вертикально поставленным ножом вырезают одну деталь, отделяют, накладывают макет на лист шпона, строго по контуру выпавшего бумажного элемента проводят ножом, повторяя контур. Получается деталь, идеально подходящая по форме в свой «паз».

Эта деталь приклеивается бумажным скотчем к смежным элементам (вместо выпавшего бумажного элемента) с обратной стороны. Затем аналогично вырезается следующий элемент, по его контуру – деталь из шпона, закрепляется, и так далее. Возможно одновременное вырезание бумаги и шпона, но так этот способ не подходит при работе с неравномерным по окраске шпоном, когда лист имеет тональные переходы или естественные включения (сучки и прочие), которые можно использовать для большей декоративности.

Бумажный макет постепенно заменяется на шпоновый набор без просветов и нахлёстов.4. Набор в шпонНа лист шпона (фон) через копирку переводят рисунок, вырезают в фоне детали по контуру. Затем из других видов шпона готовят вставки, заполняя выпады в фоне. Детали соединяют бумажным скотчем.5. ПаркетриЕсли мозаика представляет собой простой геометрический рисунок из одинаковых прямолинейных геометрических фигур, то набор можно делать путем склеивания предварительно нарезанных элементов по кромкам или путем наклеивания их на расчерченную бумагу вплотную друг к другу.

Такой набор получил название паркетри (от слова паркет). Для получения объемности изображения, направление волокон у всех элементов набора должно быть разным. Используя свойство древесины по-разному отражать падающий свет в зависимости от направления волокон, можно получить объемное изображение за счет игры светотени даже при применении в наборе одной породы.6.

Техника БуляЕсли требуется получить несколько однотипных орнаментальных наборов, то фон и рисунок вырезают одновременно. Два листа шпона (один – фон, другой — вставки), наклеивают на бумагу и накладывают один на другой, скрепив в нескольких местах клеем. На верхний лист шпона наносят контур рисунка и выпиливают его лобзиком.

Разъединив листы шпона, получают сразу два гнезда и две вставки, из которых изготовляют два набора, противоположных по цвету. Так как при этом способе элементы фона и рисунка вырезают одновременно, они плотно соединяются, обеспечивая высокое качество набора.7. Блочный наборИз блоков изготовляют орнаментальные украшения в виде тонких пластинок в форме квадратов, звезд или полос различной ширины.

Пластинки вставляют в лист шпона, являющийся фоном, и вместе с ним наклеивают на поверхность изделия. Часто применяют сквозное крашение древесины в разные цвета, получая красочные орнаменты. В блок склеивают брусочки длиной 20 см и сечением 2х2 см из древесины экзотических пород (амаранта, палисандра, красного дерева).

Дополнительно:  Рисунки для выпиливания лобзиком из фанеры: разновидности, особенности, назначение

Узор мозаики создают торцовые поверхности брусков. Вначале бруски склеивают по продольным кромкам в соответствии с рисунком в ряд, состоящий из 60 брусков. Затем на первый ряд наклеивают второй, третий и т. д. до шести рядов. Склеенный блок, состоящий из 60 брусков по длине и 6 по высоте, разрезают параллельно торцовой плоскости на тонкие пластинки, которые затем наклеивают на плиту-основу.

После того как делянки склеены в один лист, во избежание трещин и сколов на его торцовые кромки или по всему периметру наклеивают клеевую ленту. Чтобы выровнять мозаику, промазывают швы с внутренней стороны заполняющим составом и подсушивают, прокладывают листами вощеной бумаги и помещают под пресс на несколько дней.

После высыхания рисунок готов к наклеиванию на основу.Цвет древесины сильно меняется после обработки готовой поверхности, итоговый колорит проявится только после полировки и лакировки, когда древесина под действием света и иных факторов «устоится в цвете». Одни породы через несколько месяцев заметно темнеет, другие породы выгорают, так что приходится соскабливать в этом месте лак, заменять часть набора и заново полировать.

Можно избежать этого, если набор вести из фанерок, предварительно ошкуренных и покрытых 2-3 слоями лака. Поскольку по декоративным качествам деревянная мозаика близка к живописи, здесь приходится иногда заменять фрагменты из-за цветового влияния соседних. Здесь действуют живописные принципы: цвет каждого участка зависит от колорита окружения.

При лицевом (прямом) наборе, когда поверхность скреплена подклейками с обратной стороны, его наклеивают лицевой стороной на плотную бумагу (ватман) с помощью резинового клея. Бумажные наклейки счищают, и набор наклеивают счищенной стороной на основу. Наклеенная резиновым клеем бумага легко снимается, набор выравнивается шлифовкой и обрабатывается.

Возможные посветления со временем вернут первоначальный цвет, если были заранее покрыты лаком.Несколько десятков видов шпона, собранные в рисунок, не становятся единым деревом, каждая деталь по-своему реагирует на перепады температуры, влажности, давления, освещенности и т.п., основа тоже «дышит». По этой причине изделие в технике маркетри или шпонирования наклеивают не на массив дерева (в этом случае рисунок довольно скоро покоробиться).

Основой служит фанера, оргалит или другая плита не реагирующая на внешние факторы. Поверхность основы предварительно готовят – устраняют вмятины, царапины, сколы и т.п. (шероховатость основы не должна превышать 50 мкм). Наклеивается рисунок с помощью столярного клея или ПВА-дисперсии, они не оставляет разводов на древесине, высыхая бесцветной пленкой.

При наклеивании набора на большую заготовку во избежание коробления, с обратной стороны заготовки наклеивается компенсирующий слой шпона, направление его волокон должно совпадать с преобладающим направлением волокон в рисунке. Наклеенный на основу рисунок оборачивают вощеной бумагой и помещают под горячий пресс до полного высыхания.

Готовый мозаичный набор освобождают от скотча, циклюют и шлифуют, лакируют не менее чем тремя слоями нитроцеллюлозного лака. Каждый слой по отдельности и все изделие после сбора полируется (через сутки) полировочной пастой и суконкой. Можно вместо лакирования покрыть изделие специальной мастикой из скипидара и воска (2/1) тряпочным тампоном или щетинной кистью.

После просушивания в течение 2-3 часов набор натереть до блеска суконкой, фетром или драпом.8. При создании интарсии в лицевой поверхности из массива дерева вырезают резцами очертания узора или фигурного изображения и в полученные углубления вставляют кусочки дерева, разные по текстуре и цвету. Вставки могут выступать над поверхностью.9.

При инкрустации деревянную мозаику дополняют деталями из кости, перламутра, янтаря, металла и других материалов. Врезки деревянной мозаики выполняются на одном уровне с украшаемой поверхностью и закрепляются в гнезде с помощью клея. Всю поверхность тщательно выравнивают, рисунок иногда усиливают гравировкой, заполненной мастикой или смесью клея с краской, а потом отделывают прозрачным лаком.

За долгий век существования маркетри мастерами-краснодеревщиками было придумано множество способов создания мозаики этого вида. Перечислим некоторые из них.

Лист бумаги, на который нанесен эскиз будущего изображения, крепят к доске. Из древесины вырезают необходимые фигурные элементы и приступают к работе. Отправной точкой набора становится левый верхний угол композиции. На лицевую сторону каждой  детали с помощью небольшой мягкой кисточки наносят глютиновый клей и приклеивают кусочки шпона на бумагу в соответствии с эскизом.

Готовый макет разрезают на детали и переносят их на тонкие деревянные листы (шпон). Сначала набирают основные элементы, которые служат в основном фоном, затем врезают более мелкие детали. Когда все элементы выпилены, их прикладывают к бумажному макету в виде мозаики, скрепляя с помощью скотча с лицевой стороны.

Набор в бумагу

Сначала на плотном ватмане четко прорисовывают тонкие контуры элементов, а затем, поставив нож в вертикальное положение, вырезают одну деталь, чтобы прикрепить ее на шпон. Выпавший бумажный элемент на деревянном листе тщательно обводят ножом по контуру: так получают деталь, которая как нельзя точнее впишется в паз.

Набор в шпон

На деревянную основу через копировочную бумагу переносят рисунок и вырезают  в шпоне детали по контуру. Потом из деревянного сырья другого вида изготавливают необходимые вставки для заполнения ниш на фоновой доске. Между собой элементы соединяют бумажным скотчем.

Дополнительно:  Пропил лобзиком

Техника Буля

Русская деревянная мозаика

В Россию техника маркетри пришла позже, в начале XVIII века. Первые опыты относятся к петровскому времени, когда появились наборные паркеты и инкрустированная мебель. Петр I предпринял попытку создать русскую школу мастеров по изготовлению мебели и даже послал 18 столяров учиться «столярному делу и убиранию домов, науке стульев, столов и поставцов» в Англию и Голландию.

Но его усилия по-настоящему дали плоды только во время царствования Екатерины II. Императрица, ревностно следившая за всеми новыми художественными веяниями в европейской культуре, уделяла огромное внимание строительству и отделке своей главной резиденции — Зимнего дворца. Сначала такие работы выполнялись приезжими специалистами, потом русскими мастерами по эскизам европейских.

К середине века столичные и крепостные мастера в полной мере овладели техникой, и создавали настоящие произведения искусства: мебель с маркетри в виде цветов, геометрических орнаментов, натюрмортов, портреты, сложные наборные панно с видами Петербурга и дворянских усадеб, поражающие тонкостью и точностью прорисовки деталей.

Значительная часть мебели и интерьеров Зимнего дворца была декорирована в технике маркетри: двери и наборные паркеты (эти методы аналогичны), столы и столики, диванчики, кресла, стулья, причем использовались не только яркие по окраске породы дерева, но и окрашенные в насыщенные зеленые цвета для усиления цветовых эффектов.

В Петербурге существовали гильдии иностранных ремесленников, объединяющие специалистов разных специальностей. В 1770–1780-х годы Х.Мейер (Christian Meьer) стал главным поставщиком Двора Ее Императорского Величества. Имя Мейера вошло в историю русской художественной мебели, он не имел официального звания придворного мебельщика, но, выполняя самые разнообразные работы, в том числе изготовление мебели, по существу являлся им на протяжении 30 лет.

И императрица доверила ему обучать этому ремеслу старших внуков Александра и КонстантинаВ 80-е годы XVIII в России имелись большие запасы самых различных пород дерева, включая дорогие и экзотические виды амаранта, басторозы, желтого сандала, оливки, кенигс-гольца, пальмы, шанара, гриэбена, белого и красного кипариса, дуба и заморских красных магону, розового и сандального дерева.

В годы, последовавшие за царствованием Екатерины II, ее личные апартаменты несколько раз переделывались, а в 1837 году были уничтожены пожаром, но часть вещей была спасена. Дворцовая мебель XVIII века, декорированная в технике маркетри, продолжала служить убранством интерьеров Зимнего дворца и в XIX столетии.

К началу XIX века интерес к маркетри и другим «ручным» техникам в проектировании и производстве мебели в целом угас. Приближалась пора поточного производства. Гладкие фанерованные поверхности дерева с филенками или без них и с минимальным количеством бронзового декора, больше соответствовали эстетике классицизма.

В последней четверти XVIII столетия в мебельном деле в моде были простота и стремление показать естественную красоту природного узора дерева. Изделия с декором в технике маркетри, создававшиеся в XIX веке, являются, главным образом, подражаниями изделиям прежнего времени или специальными работами на заказ.

В конце первой четверти XIX в. мозаика уступила место другим видам декорирования мебели (резьбе, накладным украшениям из металла) и лишь в начале XX в. она снова ненадолго появилась в мебели стиля модерн. В настоящее время вновь наблюдается большой интерес к деревянной мозаике. Эту технику используют для отделки мебели, стеновых панелей, декоративных панно, а также любых других деревянных элементов оформления интерьера.

Особенности восстановления маркетри

Мозаичный набор нуждается в восстановлении, когда:

  • его конструкция с течением времени ослабилась;
  • он сильно загрязнен;
  • испорчено его отделочное покрытие;
  • некоторые его элементы растрескались или покоробились;
  • отдельные элементы отклеились;
  • царапины, заколы или вмятины портят общий вид изображения.

Реставрация деревянной мозаики осуществляется по принципам восстановления фанерованной мебели, потому что характер их дефектов одинаков. Так, если роскошный вид маркетри портят неглубокие царапины, отслоения или вмятины, но целостность изделия не вызывает сомнений, то работают по технологии реставрации обычной фанерованной поверхности.

Вначале укрепляют фрагменты, которые могут вскоре отклеиться: снимают их с основы, очищают деревянный элемент и его нишу, а затем вставляют обратно, закрепляя его гуммированной лентой или прижимным приспособлением. Следующий этап – удаление поверхностных загрязнений, следов от клеящей дисперсии. Небольшие трещины и поверхностные дефекты шпона маскируют с помощью мастики. Последний штрих – освежение старого слоя лака: его тонируют и придают глянцевый блеск с помощью шеллачной политуры.

Более кропотливой работой занимается мастер, если отдельные элементы мозаики потеряны, испорчены и, что хуже всего, некачественно отреставрированы ранее. Тогда основную работу предваряет составление проекта реставрации, который необходимо утвердить в Реставрационном совете.

Утерянные врезанные элементы восстанавливают по очертаниям пустых ниш. Также отсутствие фрагментов восполняют, копируя аналогичные элементы на уцелевшем участке той же композиции. Из плотной бумаги вырезают шаблон, на основе которого изготавливают вставку из дерева. Шпон для создания недостающих фрагментов подбирают с особой тщательностью – по породе, естественному оттенку и направлению волокон. Свежеизготовленные вставки приклеивают методом прессовки струбцинами.

Пожалуй, единственный недостаток маркетри – дороговизна. Какой бы модной ни была деревянная мозаика, купить ее может далеко не каждый. Объясняется это тем, что такая работа с деревом носит поистине ювелирный характер, а значит, оценивается очень дорого.

Оставьте комментарий

Adblock
detector