Обработка лобзиком

Обработка лобзиком

Основные этапы выполнения резьбы по древесине

Задача каждого потребителя заключается в том, чтобы приобрести инструмент, который будет подходить для конкретных условий эксплуатации. Далее можно ознакомиться с критериями, играющими важную роль при выборе.

Если не учитывать их, то покупка с большей долей вероятности окажется невыгодной.

Профессиональный электролобзик Makita 4350 FCT.

Профессиональный электролобзик Makita 4350 FCT.

  • Первостепенным параметром является мощность, так как она оказывает существенное влияние на производительность труда. Если этот параметр не имеет особого значения, то приобретать сверхмощные модели нет необходимости.
  • Немаловажную роль играет масса прибора. Длительное время держать в руках слишком тяжелый инструмент проблематично, поэтому придется делать частые перерывы.
  • При выборе внимание обращается и на конструкцию рукоятки. Если изделие не очень удобно в работе, то говорить о производительности не приходится. Она будет заметно снижена.
  • Продукция различается по назначению. Профессиональная продукция оснащена долговечными двигателями, способными функционировать без длительных перерывов. Бытовая техника эффективна лишь на коротких промежутках времени.
  • В процессе приобретения должен браться в расчет механизм фиксации полотна. На прилавках магазинов встречаются как универсальные системы крепления, так и специальные, предусматривающие наличие определенных типов пилок.
Модель Makita JV0600K для использования в бытовых целях.

Модель Makita JV0600K для использования в бытовых целях.

Первым, с чего следует начать, является подбор и приобретения материала для работы. Для выпиливания различных поделок обычно используют фанеру, но заготовка должна отвечать ряду требований.

Первое, на что следует обратить внимание — толщина фанерного листа. Для вырезания элементов декора ручным инструментом следует применять не толстую фанеру (до 15мм толщиной). Ее легко обрабатывать вручную. Стоит отметить, что оптимальной толщиной листа для работы ручным инструментом считается 4-6 мм.

При этом стоит помнить, что толщина фанерной заготовки может различаться в зависимости от того, какой декор в итоге планируется получить. Например, для изготовления рамок под фотографии подойдет тонкая фанера, для вазочек следует применять среднюю толщину заготовки.При работе электрическим лобзиком берут более толстые листы.

Варианты пилок для лобзика

Варианты пилок для лобзика.

Помимо толщины фанерного листа, необходимо подобрать оттенок и узор шпона. Это необходимо в случае, если планируется финишная обработка изделия лакокрасочными материалами.

Следующим важным критериями является влажность заготовки и проклейка слоев. Для выполнения работ годиться только сухая фанера. Кроме того, слои фанеры не должны разделяться при обработке заготовки. Помимо выше перечисленного, стоит обратить внимание и на внешний вид заготовки. На ней не должны находиться сучки, пятна.

Разновидности ручных лобзиков по материалу изготовления

Не годиться фанера с примесями соломы. Прочно должен быть приклеен к фанере и шпон. Для определения качества проклейки слоев фанеры и шпона следует провести такой эксперимент: обычной ножовкой отпиливается полоска фанеры шириной 1-1,5 см, если она не будет расслаиваться, то такая фанера пригодна к резьбе лобзиком.

Вместе с покупкой материала для выпиливания, приобретают и лобзик. Рекомендуется приобрести как ручной лобзик, так и электрический, поскольку они имеют различную область применения. Если есть четкое представление о том, какие работы будут выполняться (тонкая или грубая отделка при изготовлении мелких сувениров или мебели), то можно приобрести конкретный инструмент.

Для тонкой работы приобретается обычный ручной лобзик. При выборе стоит обратить внимание на материал, из которого изготавливают раму, зажимы и ручку. Лучший материал для рамы и зажимов — прочная сталь (возможно нержавейка). Лучший материал для ручки — дерево. Такой ручке можно со временем придать форму, которая будет удобно лежать в руке. Следует обратить особое внимание на зажимы. Они должны быть выполнены из стали, а не алюминия или силумина.

Они позволяют зафиксировать заготовку и избежать ее смещения в процессе работы, что существенно уменьшит вероятность кривых линий среза, а также позволяет не порвать пилу. Далее приобретают копировальную бумагу и листы с узорами. При помощи копировальной бумаги переносят узор с исходного листа на заготовку.

Если мастер обладает хорошим глазомером и художественным образование, то узор на заготовке он может нарисовать сам. Лучше всего для этого использовать карандаши «ТМ» или «М», их используют для наведения рисунка после копировальной бумаги. Потребуется и оборудование рабочего места. Для создания комфортных условий работы следует обзавестись столом 1,5-0,6 метра.

Но самым важным расходным материалом являются полотна. Поскольку порвать пилу при выпиливании не просто, а очень просто, поэтому необходимо иметь большой запас пилок. Так в среднем на одну заготовку более или менее опытный мастер расходует около 40 пилок: 20 обычных прямых и 20 спиральных.

Подставка для выпиливания лобзиком

Лобзиком выпиливают на какой-либо подставке, чтобы получилось ровно и легко.

Перед тем, как пользоваться лобзиком, на заготовку следует нанести узор. Его можно перенести со специального альбома (можно поискать на барахолках альбомы с узорами для выпиливания времен СССР), либо нарисовать самостоятельно. Другим вариантом является распечатка на принтере узора с последующим наклеиванием его на заготовку.

Дополнительно:  Можно ли электролобзиком пилить металл

Выпиливать начинают с внутренних контуров заготовки. Это связано с тем, что фанера является хрупким материалом, и в случае, когда выпиливается сначала наружный контур, высока вероятность сколов уже готового узора. Для начала работы во внутренних контурах заготовки, следует просверлить отверстия дрелью, в которое вставляется пилка, после чего она закрепляется на лобзике.

В случае, если заготовка имеет больше количество внутренних контуров, которые необходимо выпилить, следует просверлить необходимое количество отверстий до закрепления заготовки. Это позволит снизить время работы. При фиксации полотна на лобзике, его следует закрепить так, чтобы не было вибраций полотна при работе.

Электролобзик

Сам процесс выпиливания мало отличается от работы обычной пилой — те же поступательные движения. Важным моментом при работе является необходимость поддерживать угол 90о между заготовкой и пилкой лобзика. Если пропил будет производиться под углом, то возможен порыв полотна. Такие ошибки часто допускают новички, однако ничего страшного в этом нет — полотно быстро заменяется.

Прежде чем начать работать с деревом с помощью лобзика, подготовьте удобное рабочее место:

  • стул должен быть удобным, а стол — иметь устойчивую конструкцию;
  • расположите стол так, чтобы естественный свет падал вам в лицо, а настольный источник искусственного освещения был высотой, не превышающей 20 см, и был размещен на удобном для ваших глаз расстоянии;
  • все нужное расположите так, чтобы оно всегда было под рукой — наброски, инструментарий, деревянные дощечки.

Оптимальным соотношением уровня влажности и твердости обладают ольха, липа, осина и береза. Поэтому они считаются самыми удобными для резьбы — вероятность, что готовые изделия из них потрескаются, очень мала.

Перед началом работы с древесной деталью ее тщательно просушивают, обрабатывают наждачкой поверхность, чтобы она была гладкой. Дерево должно быть однотонным по окраске, без сучков. Хвойные виды для резьбы не применяют. Минимальная толщина досточки составляет 6-10 мм, максимально допустимая толщина — 15-20 мм.

После переноса шаблонов для выпиливания на поверхность дерева, приготовьте лобзик, закрепив в нем пилку.

На фото представлен процесс резки древесины при помощи электролобзика.

Затем соблюдайте последовательность в дальнейшей работе с материалом:

  • лобзиком выпиливайте контур детали по нанесенной линии; двигайте лобзиком вниз и вверх строго вертикально, без перекашиваний, легко нажимая на инструмент, чтобы не нанести повреждения материалу и лобзику; если вы выполняете фигурное вырезание, меняйте положение не инструмента, а самого изделия;
  • если в изделии предусмотрены внутренние элементы, проколите шилом центр детали, которая подлежит удалению, затем введите пилку лобзика в образованную дырку и выпилите лишние участки дерева;
  • когда работа выполнена и лишний материал удален, готовую работу можно отшлифовать, раскрасить или покрыть специальным лаком.

1.3. Технология художественного выпиливания лобзиком

Материалы:

  • Фанера 3-х слойная,
    толщина 3 мм (кедр)

  • Клей «момент»
    (Универсал)

  • Морилка спиртовая
    (Цвет — Орех)

  • Лак (алкидный) по
    дереву ПФ-283

Инструменты:

  • Лобзик ручной

  • Набор пилок

  • Набор надфилей

  • Линейка

  • Карандаш

  • Шило

  • Ручная дрель

  • Сверла (диам. 2мм)

  • Наждачная бумага
    с мелкими и крупными зернами

  • Кисти для нанесения
    на детали морилки и лака

  • Станок-подставка

Шаг 1. Подбираю и
выпиливаю заготовки фанеры для чертежа;

Шаг 2. Шлифую
заготовки наждачной бумагой;

Шаг 3. Переношу
чертежи на фанеру;

Обработка лобзиком

Шаг 4. Сверлю и
накалываю шилом отверстия для выполнения
внутренних контуров деталей вазы
(Приложение-Рис. 13);

Дополнительно:  Электрический лобзик по дереву: устройство и принцип действия, критерии выбора

Шаг 5. Выпиливаю
детали внутреннего контура (Приложение-Рис.
14);

Шаг 6. Выпиливаю
детали внешнего контура;

Шаг 7. С помощью
набора надфилей выравниваю неточности
выпиливания всех деталей вазы
(Приложение-Рис. 15);

Шаг 8. Шлифую
готовые детали с помощью наждачной
бумаги;

Шаг 9. Собираю вазу
без склейки, для проверки точности всех
соединений, и на наличие каких либо
недостатков;

Шаг 10. Морилкой
покрываю все детали вазы 1-м слоем
(Приложение-Рис. 17);

Шаг 11. Жду высыхания
1-го слоя морилки, примерно 1-2 часа;

Шаг 12. Наношу 2-й
слой морилки (для придания большей
контрастности);

Обработка лобзиком

Шаг 13. Жду высыхания
2-го слоя морилки, примерно 3-6 часов;

Шаг 14. Наношу на
склеиваемые поверхности деталей вазы
клей «Момент» и соединяю их, плотно
прижав, друг к другу на некоторое время;

Шаг 15. Жду полного
высыхания клея, примерно 24 часа;

Шаг 16. Убираю, с
помощью надфилей или наждачной бумаги,
излишки клея, которые проявились при
прижатия деталей друг к другу;

Шаг 17. Подкрашиваю
морилкой те места, которые проявились
при удалении клея;

Шаг 18. Жду высыхания
морилки, примерно 2 часа;

Ручной лобзик и дополнительные инструменты для работы с ним

Шаг 19. Наношу 1-й
слой лака;

Шаг 20. Жду высыхания
1-го слоя лака, примерно 36 часов;

Шаг 21. Наношу 2-й
слой лака;

Шаг 22. Жду полного
высыхания лака, примерно 36-40 часов;

Шаг 23. Ваза готова
к эксплуатации.

Какие дополнительные инструменты вам пригодятся?

На фото – обычный ручной лобзик

Работа лобзиком по дереву предполагает применение и других инструментов.

Чтобы выполнить орнамент любой сложности, вам понадобится одно или несколько приспособлений:

  • ручной либо электролобзик;
  • станок для выполнения объемной резьбы;
  • доска из дерева либо фанеры;
  • комплект пилок;
  • дрель;
  • клей для скрепления отдельных резных частей;
  • стамеска и шило;
  • кисть;
  • лак и морилка.

Каждый из перечисленных инструментов облегчит разные этапы работы и поможет выполнять резьбу по древесине более эффективно. Также часто используют бормашины, шлифовочные станки, резцы, зажимы, ложкорезы.

1.3.1. Копирование и разметка рисунка

Для
первоначальных занятий по выпиливанию
следует подбирать работы с простыми
рисунками, а в дальнейшем можно усложнять
свой выбор. Чтобы более экономно
расходовать материал, все детали
выпиливаемой вещи необходимо располагать
на листе фанеры компактно, что позволит
нам иметь меньшее количество отходов.

Гораздо удобнее вначале перевести все
детали изделия на лист фанеры; ножовкой
или пилкой распилить ее на части с
переведенными деталями, а затем уже
можно приступать к выпиливанию каждой
детали в отдельности.
Если две
детали имеют прямые стороны, то их
располагают на материале так, чтобы
можно было произвести один общий пропил,
вместо двух с целью экономии
времени.

Прежде
чем перевести рисунок на фанеру, ее
поверхность необходимо слегка обработать
шкуркой, затем материал покрывают
копировальной бумагой, на которую
накладывают рисунок и закрепляют
канцелярскими кнопками. Далее рисунок
обводят по контуру карандашом средней
твердости или же заостренной палочкой.

Модель с питанием от сети 220В

Рис.
13. Перевод рисунка с бумаги на фанеру
(1 _ фанера; 2 — лист с рисунком; 3 — копирка;
4 — булавка)

Переводить
рисунки на выпиливаемый материал можно
непосредственно с альбомных и книжных
листов, однако, чтобы сохранить рисунки,
рекомендуется вначале перевести его
на прозрачную бумагу, а затем с бумаги
на материал.
        После
того как будет переведен рисунок на
фанеру, его нужно сверить с оригиналом
и выправить возможные пропуски и
неточности.

В тех случаях, когда нам
приходится переводить рисунок со сложным
узором, когда могут быть допущены
пропуски, то лучше всего обведенные
внутренние контуры рисунка слегка
отмечать карандашом, а по окончании
копирования пометки стереть
резинкой.
        Особенно
часто пропуски могут быть в рисунках,
которые копировались на материал
неоднократно.

рисунок, который надо увеличить,
покрывается сеткой, состоящей из
отдельных одинаковых квадратов. Затем
на чистый лист бумаги наносится такая
же сетка, но с более крупными квадратами
(смотря, во сколько раз увеличивается
рисунок), после чего увеличиваемый
рисунок переносят в соответствующие
квадраты чистого листа.

В альбомах
прилагаемые рисунки (чертежи) для
изготовления вещей даны в натуральную
величину. Иногда приходится вносить
поправки (в шипах и вырезах) в тех случаях,
когда фанера будет не соответствовать
(толще или тоньше) чертежным размерам.
Места соединений деталей при сборке
(шипы и их вырезы) соответственно
обозначены одними и теми же
буквами.

Дополнительно:  Чертеж поделки Полочка былинная

Аккумуляторный электролобзик с поворотной рукоятью

Пунктирные
линии в чертежах и рисунках обозначают
места наложения одной детали на другую
или срезаемую грань (обычно внутреннюю)
угловых стыков коробчатых
изделий.
        Встречаются
такие детали изделий, когда одна и та
же (с некоторым изменением) выполняет
разное назначение. Например, дно в
шкатулке с вырезанным внутренним окном
выполняет также роль верхнего «соединяющего
кольца» боковых стенок.

Даже
на начальной стадии выпиливания не
нужно пользоваться фанерой низкого
качества. В противном случае в скором
времени лицевая сторона фанеры начинает
крошиться, а обратный слой отслаиваться.

Список использованной литературы

Синтетические
материалы не способны наполнить дом
такой мощной природной энергетикой,
как дерево. Прикоснувшись к нему, мы
ощущаем ответное тепло, а приглядевшись,
находим рисунок: следы годовых колец,
различные рисунки на продольных спилах.
Расширяясь и уплотняясь, они «говорят»
нам о событиях и мире.

Мир моих увлечений
разнообразен. Одним из моих увлечений
является декоративно-прикладное
искусство. Познакомившись когда-то с
одним из видов декоративной обработки
древесины «Художественное выпиливание»,
я увлекся этим видом работы с фанерой
и теми возможностями, что можно сделать
из нее. Я изготовил резную шкатулку
(Приложение-Рис. 18).

Для выполнения
творческой работы, я решил, попробовать
выполнить декоративную вазу, которую
увидел на одной из страниц журнала по
выпиливанию лобзиком. Эта декоративная
ваза послужит украшением интерьера
любой квартиры в различных случаях
(праздники, дни рождения, чаепитие), ее
можно использовать в качестве вазы для
печенья, конфет, фруктов.

Инструменты:

  1. Домокеев А.Г. –
    «Строительные материалы» М. 1988
    Издательство – Высшая школа;

  2. Марценюк П. –
    «Подготовка и обработка древесины»;

  3. Жильцов, Шалин –
    «Художественная резьба по дереву»;

  4. Хайди Грунд-Торпе
    – «Выпиливание лобзиком»;

  5. Костина –
    «Выпиливание лобзиком»;

  6. В.И. Рыженко –
    «Работы по дереву»;

  7. Соколов
    Ю. – «Художественное выпиливание»;

  8. Э.В.
    Рихвик – «Мастерим из древесины»;

  9. Барадулин
    В.А.“Основы художественного ремесла”;

  10. Слипак
    В.П.“Резьба по дереву. Из опыта работы”;

  11. Степанов
    Н.С.“Резьбы очарованье”.

Чем удобен электрический лобзик?

Существует множество вариантов того, что можно сделать из дерева лобзиком. А сэкономить время при работе вам поможет аналог ручного приспособления, работающий от электросети.

Электролобзик — это ручной инструмент со встроенным электроприводом. С его помощью удобно делать следующие типы работы с деревом:

  • прямой либо криволинейный рез пластика, древесины, металла, керамических плиток, гипсокартона или ламината;
  • прорезание отверстий круглой формы любого диаметра;
  • резку прямоугольных отверстий.

С такой толщиной лобзик еще справится

Электрический лобзик по дереву способен проделывать больший объем работы в единицу времени, чем ручной инструмент. Им удобно выпиливать и прямые и фигурные контуры в любом направлении.

Дополнительные преимущества работы с электрической моделью лобзика:

  • можно контролировать частоту хода пилящего полотна;
  • встроенный многоступенчатый механизм маятника;
  • подсвечивание рабочей области лампочкой;
  • возможность быстро менять изношенную пилку на новую;
  • функция подключения прибора к пылесосу;
  • функция поворота пилки на 360 градусов, что позволяет делать в детали круглые отверстия любого размера;
  • угловой фиксатор поможет установить инструмент под нужным углом от 0 до 45 градусов.

Ленточный лобзик — это тип электролобзика, предназначенный для использования в производстве мебели. Поэтому прибор приспособлен для обработки не только дерева, но и ДСП либо ламината. Можно также сконструировать ленточный лобзик по дереву своими руками, но для регулярного использования лучше приобрести мощную и качественную модель электроинструмента.

Приложение

Рис.
1. Плоскорельефная резьба

Рис.
2. Пропильная резьба

Устройство современного электролобзика

Рис.
3. Пропильная резьба

Рис.
4. Прорезная резьба

Рис.
5. Прорезная резьба

Рис.
6. Ручной лобзик

Рис.
11. Набор надфилей

Рис.
12. Резная ваза

Рис.
13. Сверление дырок

Маятниковый режим можно отключить

Рис.
14. Выпиливание внутреннего контура

Рис.
15. Обработка надфилем

Рис.
16. Подготовка к отделке

Рис.
17. Покрытие морилкой

Рис.
18. Пример моей работы

Оставьте комментарий

Adblock
detector