Перестаньте пилить опилки! Как сделать, чтобы прошлое не отнимало наши силы. Приемы Дейла Карнеги и НЛП. Код вашего успеха

Перестаньте пилить опилки! Как сделать, чтобы прошлое не отнимало наши силы. Приемы Дейла Карнеги и НЛП. Код вашего успеха

Перестаньте пилить опилки! как сделать, чтобы прошлое не отнимало наши силы. приемы дейла карнеги и нлп. код вашего успеха

Перестаньте пилить опилки! Как сделать, чтобы прошлое не отнимало наши силы

Дейл Карнеги дает совет жить в рамках сегодняшнего дня – то есть настоящим моментом, не «убегая» мыслями в будущее и не застревая в прошлом. Это позволит вам быть счастливым и успешным, избавив от ненужных переживаний, тревог и беспокойства, которые только отнимают у нас силы, погружая, говоря языком НЛП, в нересурсные, то есть крайне неблагоприятные состояния.

В своей книге «Как преодолеть чувство беспокойства» Карнеги предлагает нам задать себе следующие вопросы и честно ответить на них:

• Есть ли у меня частое беспокойство о будущем, не мечтаю ли я о волшебном саде из роз где-то вдали, за горизонтом?

• Не отравляю ли я временами настоящее имевшим место в прошлом, давно свершившимся, к которому нет возврата?

• Встаю ли я утром с намерением «схватить день», сделать максимум возможного за эти 24 часа?

• Можно ли лучше себя чувствовать, живя делами одного дня?

• Когда начну выполнять это правило? Со следующей недели? Завтра? Сегодня?

Чтобы начать, не откладывая, выполнять это правило – жить в рамках сегодняшнего дня – необходимо последовать еще одному совету Дейла Карнеги, который звучит так:

«Не пытайтесь пилить опилки!»

В этом образном, иносказательном выражении кроется призыв оставить в покое свое прошлое, прекратить переживать о нем, не «пережевывать» вновь и вновь то, что уже давно осталось позади. Но как на практике последовать этому совету, если прошлое порой очень цепко держит нас? Если в прошлом были беды и неприятности, неудачи и нежелательные события, мы порой несем их в себе долгие годы, и они словно держат нас на цепи, не дают двигаться дальше, съедают наши силы, ограничивают наши возможности.

НЛП предлагает решать подобные проблемы, создав репрезентацию этого прошлого негативного опыта, а затем трансформировать его – например, сделать менее ярким, приглушить звуки, уменьшить интенсивность ощущений, а может, и вообще стереть или растворить его. Но прежде чем перейти к такой работе, нужно научиться не только ослаблять сигналы от соответствующего образа, но и выводить себя самого за его пределы, или, говоря языком НЛП, диссоциироваться от него.

Разберемся подробнее, что это означает.

Если вы, вспоминая свое прошлое, воспринимаете образ события изнутри, будто снова становясь его участником и переживая все заново – вы создаете ассоциированный образ.

Если же вы, вспоминая событие, смотрите на него будто со стороны, как зритель, – вы создаете диссоциированный образ.

Ассоциация – состояние, в котором вы полностью погружаетесь в событие (или воспоминание о нем), воспринимаете его изнутри, и заново переживаете все связанные с ним эмоции.

Диссоциация – состояние, когда вы словно выходите из ситуации и воспринимаете ее (или воспоминание о ней) словно снаружи, как зритель, который только наблюдает, отделив от себя ситуацию и связанные с ней эмоции.

Чтобы справиться с сильными негативными эмоциями, нужно научиться входить в состояние диссоциации – то есть отделять себя от негативного события и связанных с ним эмоций. Затем, воспринимая ситуацию со стороны, как зритель, мы сможем полностью выйти из-под ее влияния.

Заметьте, присутствуете ли вы сами внутри образа-картинки прошлого, когда вы вспоминаете о чем-то – хорошем или плохом – что случалось там. Или вы «не видите» себя в этой картинке, а остаетесь зрителем, сторонним наблюдателем? В первом случае вы создаете ассоциированный образ, во втором – диссоциированный.

Так вот, если вы чувствуете, что негативные эмоции, связанные с воспоминанием, очень сильны, и вы не можете с ними справиться – представьте всю картину в целом, и выведите себя оттуда! Так вы превратите ассоциированный образ в диссоциированный.

Освоив этот прием, вы сможете совместить два действенных инструмента: технику трансформации зрительных, звуковых и кинестических сигналов с техникой диссоциации.

Благодаря этим приемам можно буквально переписать свое прошлое!

Конечно, сам неприятный эпизод прошлого никуда не исчезнет, но ваше восприятие изменится так, что он больше не будет вызывать у вас переживаний.

Упражнение 4. Перепишите прошлое

Войдите в любое ресурсное состояние, которое наполняет вас уверенностью и силой.

Вспомните ситуацию из прошлого, которая до сих пор заставляет вас переживать. Например, кто-то вас обидел, вы потерпели неудачу, или оказались в каком-то неприятном положении.

Представьте все зрительные образы, которые вы видели тогда, все звуки, которые вы слышали, все ощущения, которые вы испытывали. Представьте, что вы снова переживаете эту ситуацию, находясь в ней. Представьте, что вы внутри картины, образы окружают вас, и вы можете мысленно прикоснуться к ним.

Ответьте для себя на вопросы:

• Образы вокруг вас неподвижные, как на фотографии, или движущиеся, как на киноэкране?

• Картинка цветная или черно-белая?

• Картинка четкая или размытая?

• Картинка яркая или тусклая?

• Предметы и люди далеко или близко?

• Слышите ли вы голоса людей?

• Есть ли среди них ваш собственный голос?

• Голоса громкие или тихие?

• Речь звучит быстро или медленно?

• Голоса спокойные, или эмоционально окрашенные?

• Речь вялая, монотонная, или напористая, убеждающая?

• Вы чувствуете холод или тепло?

• Образ в целом создает у вас ощущение напряжения или расслабления?

• Ваши ощущения от одежды, поверхности, на которой вы стоите или сидите, мягкие или жесткие?

• Ощущаете ли вы что-то на вкус или запах?

Теперь представьте, что вы как будто отделяетесь от себя и выходите за пределы картины. Теперь вы – зритель, и сидите в кинозале. Вы видите на экране ту картину, внутри которой только что находились. Вы видите в этой картине и самого себя. Но теперь вы смотрите на себя со стороны, как будто в кинотеатре демонстрируется фильм из вашей жизни.

Заметьте разницу в своих ощущениях. Когда вы воспринимали происходящее более ярко и четко – когда были внутри картинки, или когда вышли из нее? Когда вы испытывали более яркие эмоции? Как изменился характер этих эмоций, когда вы оказались в «кинозале», а не на «экране»?

Теперь, будучи просто зрителем, сторонним наблюдателем, начинайте менять все отмеченные вами характеристики на противоположные.

• Если картинка была неподвижной, заставьте ее двигаться; если она двигалась, заставьте ее замереть (замените «фильм» на «слайд-шоу»).

• Если картинка была черно-белой, сделайте ее цветной и наоборот.

• Если картинка была четкой, размойте ее, и наоборот.

• Если картинка была яркой, сделайте ее тусклой, и наоборот.

• Если люди и предметы были близко, отдалите их, и наоборот.

• Если люди говорили, представьте, что они замолчали (или только открывают рты, а звука нет), если молчали – «заставьте» их говорить.

• Если вы не слышали собственного голоса – представьте, что слышите только его, а остальные молчат; если слышали собственный голос, представьте, что вы молчите и слушаете.

• Если голоса громкие, заставьте их звучать тихо, и наоборот.

• Если речь быстрая, замедлите ее (представьте, что то же самое говорится растянуто, медленно, как на испорченной пластинке), если речь медленная – представьте, что «прокручиваете» ее на увеличенной скорости.

• Если голоса спокойные, представьте, что они стали эмоциональными, и наоборот.

• Если речь вялая, пусть она станет напористой, и наоборот.

• Если с вашими воспоминаниями о той ситуации связано ощущение холода, замените его на тепло, и наоборот.

• Вместо напряжения представьте себе расслабленность, или наоборот (если это была вялая расслабленность, представьте себя в тонусе).

• Чувство жесткости поменяйте на мягкость, и наоборот.

• Вкус и запах, если они были, поменяйте на противоположные, или вовсе «отмените» их.

Затем представьте, что весь этот «фильм» вы прокручиваете в обратном направлении: идете от конца ситуации к ее началу. После представьте, что экран становится полностью темным, а затем белым. В зале зажигается свет. Фильм окончен. Вы выходите из кинозала с чувством, что этот эпизод – в прошлом, и можно о нем забыть.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Как мы пилили рога оленям.

Серия –

101 день в Якутии.

Этап третий – хребет Черского. Продолжение.

Мы теперь уже почти настоящие оленеводы. И хотя об основной, фотографической задаче мне лично постоянно приходится помнить, но и в жизни стада тоже надо как-то участвовать, мы ведь оленеводческая бригада. А на повестке у нас очень ответственное дело, будем пилить рога оленям. О том, что такое событие наступит, мы знали и готовились к нему. Очевидно, что просто в роли гостей здесь не отсидеться, надо помочь ребятам. К тому же, чем быстрее мы управимся, тем быстрее сделаем очередную перекочёвку, теперь уже ниже в зону леса. А мне туда очень нужно и очень хочется. Золотая осень грядёт, а здесь в горной тундре она как-то слабо себя проявляет, необходимо идти в лес. И как бы не опоздать к этому очень короткому здесь, но такому яркому событию и состоянию в природе. Поэтому лучше активно участвовать в процессе.
С оленьими рогами боролись два неполных дня и в конце-концов победили. Конечно, не под силу было бы оприходовать всех оленей, но такой задачи и не ставилось. Во-первых, лишали этого украшения на голове только тех оленей, у которых рога уже успели окостенеть, а во-вторых, ловили самых крупных. В итоге под ножовку попало чуть меньше сотни оленей из восьмисот. Мне приходилось совмещать сразу две должности – штатного фотографа и пильщика рогов. Поэтому в руках обычно была ножовка, а через плечо перекинута камера. И надо сказать процесс этот увлекательный, прежде всего, по обилию сюжетов.

036w-1177
1.

Я спрашивал наших друзей, зачем вообще нужно пилить рога. Внятного ответа не получил, но факт, что это коммерческий материал. Рога затем вывозят в Якутск и там есть скупщики, которые вроде бы затем поставляют эти рога в Китай. Зачем? До сих пор толком так и не знаю, но одна версия показалась вполне правдоподобной. Версия была на тему жемчуга. Эта тема для меня очень даже знакомая и близкая, поэтому вполне возможно, что действительно рога хороший материал для формирования затравок, которые закладывают в раковины-жемчужницы и затем выращивают культивированный жемчуг на специализированных фермах. Скупают костяные рога примерно рублей по триста за кило, если я правильно помню.
Оленьи рога, кстати, довольно востребованный и дорогой материал для фармацевтики, как источник пантокрина. Но это когда рога молодые, ещё с кровоснабжением. Тогда их нужно пилить по весне. Но здесь это не практикуется, потому что панты, как называют молодые рога, скоропортящийся материал, а быстро вывезти их отсюда невозможно.

036w-1060
2. Ну началось.

036w-1071
3. Сначала нужно отпилить отросток, а основную ветвь отмеряют от отростка на ширину ладони, плюс оттопыренный большой палец и здесь уже пилят.

036w-1089
4. Ваня ведёт учёт оленей, прошедших через нашу цирюльню.

036w-1096
5.

036w-1101
6. Всех оленей ловил Спиридон. Я спрашивал, почему только он. Оказалось, что аркан есть только у него, а это вещь, которую другому не доверяют, как собственную жену.

036w-1102
7.

036w-1080
8.

036w-1106
9.

036w-1111
10.

036w-1118
11. ну теперь ты модный парень, можешь гулять.

036w-1119
12.

036w-1120
13.

036w-1139
14.

036w-1144
15. Главное вовремя отскочить в сторону, олень так напуган, что может и зашибить нечаянно..

036w-1160
16. Уязвимое всё же сооружение, оленьи рога. За них и лассо цепляется и с их же помощью оленя заваливают набок, используя как рычаг.

Сейчас читают:  Обработка лобзиком

036w-1155
17.

036w-1165
18.

036w-1189
19.

036w-1194
20.

036w-1195
21. Этот белый долго сопротивлялся и в первый раз даже сбежал из под ножовки с целыми рогами, только со второго раза взяли.

036w-1203
22. На самом деле, это достаточно опасное занятие, ребята рассказывают, что случаев травматизма в истории много и, учитывая, что помощи ждать неоткуда, всё может закончиться очень плохо.

036w-1207
23.

036w-1213
24.

036w-1217
25. Перекур.

036w-1218
26.

036w-1222
27.

036w-1227
28.

036w-1228
29.

036w-1247
30. Атас.

036w-1250
31.

036w-1254
32.

036w-1298
33.

036w-1312
34.

036w-1325
35.

036w-1340
36.

036w-1348
37.

036w-1330
38. Но не только рогов лишались некоторые олени, попутно вёлся генетический отбор. Наш Ваня-ветеринар кастрировал некоторых особей мужского пола. Я помню ещё из деревенского детства, как бычкам делали целую операцию, но сейчас оказывается всё проще. У Вани есть такие специальные плоскогубцы, что-то вроде компостера, которыми он пережимает канальцы и после этого олень уже и не совсем особь мужского пола. Да мужики, повезло нам всё же, что мы не олени.

036w-1181
39. Вот он герой, его стараниями некоторые олени уже никогда не дадут потомство.

036w-1331
40. А этому бояться нечего, у него рога ещё не дозрели.

036w-1408
41. У кого-то сегодня шухер, а кого-то солью угощают, жизнь несправедлива.

036w-1413
42.

036w-1275
43. Процесс закончен, стадо теперь может спокойно пастись.

036-5854
44. Результат нашего труда. Рога отсюда вывезут только зимой, когда можно будет впрячь оленей в нарты. Тогда вопрос перевозки грузов будет существенно упрощён.

036-5847
45. Наша фото-оленеводческая бригада.

Предыдущая часть.

Продолжение следует.

§

Серия –

101 день в Якутии.

Этап третий – хребет Черского. Продолжение.

Мы теперь уже почти настоящие оленеводы. И хотя об основной, фотографической задаче мне лично постоянно приходится помнить, но и в жизни стада тоже надо как-то участвовать, мы ведь оленеводческая бригада. А на повестке у нас очень ответственное дело, будем пилить рога оленям. О том, что такое событие наступит, мы знали и готовились к нему. Очевидно, что просто в роли гостей здесь не отсидеться, надо помочь ребятам. К тому же, чем быстрее мы управимся, тем быстрее сделаем очередную перекочёвку, теперь уже ниже в зону леса. А мне туда очень нужно и очень хочется. Золотая осень грядёт, а здесь в горной тундре она как-то слабо себя проявляет, необходимо идти в лес. И как бы не опоздать к этому очень короткому здесь, но такому яркому событию и состоянию в природе. Поэтому лучше активно участвовать в процессе.
С оленьими рогами боролись два неполных дня и в конце-концов победили. Конечно, не под силу было бы оприходовать всех оленей, но такой задачи и не ставилось. Во-первых, лишали этого украшения на голове только тех оленей, у которых рога уже успели окостенеть, а во-вторых, ловили самых крупных. В итоге под ножовку попало чуть меньше сотни оленей из восьмисот. Мне приходилось совмещать сразу две должности – штатного фотографа и пильщика рогов. Поэтому в руках обычно была ножовка, а через плечо перекинута камера. И надо сказать процесс этот увлекательный, прежде всего, по обилию сюжетов.

036w-1177
1.
Смотрите дальше…Collapse )

§

Серия –

101 день в Якутии.

Этап третий – хребет Черского. Продолжение.

Мы теперь уже почти настоящие оленеводы. И хотя об основной, фотографической задаче мне лично постоянно приходится помнить, но и в жизни стада тоже надо как-то участвовать, мы ведь оленеводческая бригада. А на повестке у нас очень ответственное дело, будем пилить рога оленям. О том, что такое событие наступит, мы знали и готовились к нему. Очевидно, что просто в роли гостей здесь не отсидеться, надо помочь ребятам. К тому же, чем быстрее мы управимся, тем быстрее сделаем очередную перекочёвку, теперь уже ниже в зону леса. А мне туда очень нужно и очень хочется. Золотая осень грядёт, а здесь в горной тундре она как-то слабо себя проявляет, необходимо идти в лес. И как бы не опоздать к этому очень короткому здесь, но такому яркому событию и состоянию в природе. Поэтому лучше активно участвовать в процессе.
С оленьими рогами боролись два неполных дня и в конце-концов победили. Конечно, не под силу было бы оприходовать всех оленей, но такой задачи и не ставилось. Во-первых, лишали этого украшения на голове только тех оленей, у которых рога уже успели окостенеть, а во-вторых, ловили самых крупных. В итоге под ножовку попало чуть меньше сотни оленей из восьмисот. Мне приходилось совмещать сразу две должности – штатного фотографа и пильщика рогов. Поэтому в руках обычно была ножовка, а через плечо перекинута камера. И надо сказать процесс этот увлекательный, прежде всего, по обилию сюжетов.

036w-1177
1.
Смотрите дальше…Collapse )

Не пытайтесь пилить опилки

Перестаньте пилить опилки! Как сделать, чтобы прошлое не отнимало наши силы. Приемы Дейла Карнеги и НЛП. Код вашего успеха

Несмотря на обилие  исследований, советов и рекомендаций по улучшению   эмоционального состояния человека,  избавления  от тревоги, она  является неизбежным спутником  большинства человечества.

Посмотрим, что предлагают психологи. Во-первых, легче справиться с тем, что обозначено в слове. Не сопротивляйтесь своей повышенной тревожности. И если   это состояние вам действительно знакомо, так и скажите  для начала «я тревожный человек».

Чувство беспокойств  вытесняется деятельностью.  Существует даже такой термин «терапия занятостью». Поэтому, чтобы не усиливать  тревожное состояние, как говорят американцы «делайте хоть что-нибудь!»    

Не пытайтесь  пилить опилки.  Нельзя пилить опилки. Это относиться к нашему прошлому, которое изменить невозможно. Когда вы  переживаете прошлые ошибки, вы просто пытаетесь пилить  опилки.

Психолог Ниле  Лифсен из Хельсинки  предлагал самый простой способ избавиться от  тревоги и грусти:  писать подробные  письма с описанием своих  жалоб.  Такие  «жалобщики» получали самое главное – возможность высказаться.       

Английский врач Т. Гибсон предлагает такой способ преодоления  нервного стресса:  лежать  в постели,  полностью  отключившись  от решения проблем. Однако  пребывание в постели более 48 часов способно  вызвать уже  другой стресс –  стресс от безделья.

Для того  чтобы избавиться  от чувства страха,  психологи рекомендуют проделать следующее упражнение. Поместите  на  полу матрац, сверху  положив  подушку. Далее  необходимо  встать  на матраце на колени,  при этом  руки должны  быть  за спиной, голова откинута  назад. В таком положении    постарайтесь  упасть лицом на подушку. Важное условие – руки   не выбрасывать вперед.

Некоторые  люди совершенно не способны выполнитьэто упражнение по причине страха. Другим, которые могут выполнить его легко, нужно усилить   эмоциональное переживание. С этой целью  упражнение усложняется   нужно упасть вперед,  и уже не с коленей, а с положения стоя. Основное условие  сохраняется  – не подгибать коленей и не выбрасывать  рук вперед.

Физиологическим  механизмом переживаемого чувства является инстинктивный  страх, который можно рассматривать  как пассивный оборонительный  рефлекс. Это  можно сравнить со следующей ситуацией. Когда мы идем  по бревну, то знаем, что можем ушибиться, и этой логической мыслью будет  определяться наше  чувство страха. Но падая  на мягкий матрац,  мы прекрасно знаем, что удариться неможем. И все-таки нам страшно, страшно вопреки всякой логике. Здесь мы сталкиваемся с двумя  разновидностями страха.Есть страх  возникающий  на основе  осознания опасности (то есть в результате мышления).  Иногда же страх появляется вопреки нашему  мышлению.    

Рэнди Ларсен, профессор  психологии Мичиганского университета, изучая проблему  плохого расположения духа много  лет, выделил следующие способы поднятия  настроения:

– активный поступок в самом начале решения проблемы;

  переосмысление создавшейся ситуации, ее плюсов  и минусов;

  самопоощрение (покупка какой-нибудь вещи  в магазине,  ужин в ресторане);

– намерение проявить еще большее усердие. Подумайте о будущем, о том, как избежать  подобной  ситуации  в дальнейшем. Это сразу улучшает  настроение;

– сравнение с худшим: подумайте  о других людях, у кого дела обстоят еще хуже.

Поступки, которые приведут к поражению:  выпивка,  выпускание пара в виде слез и крика, развлечение и уединение, фатализм и возложение вины на других.  

Как видим, способов совладания с тревогой и  плохим настроением много. Все в наших руках. Ну, а  если и это не поможет,  то, как советует психиатр женского журнала  – идите на кухню и вычистите давно подгоревшую сковороду. Всегда помогает!

Один раз отрежь! или пилите, шура, пилите…

Как работает пила?
Родословная пил по дереву насчитывает 4000 лет (ой, тут некоторые отрицают возможность роспуска пиломатериалов даже двести лет назад, представляете!… , сейчас набегут «грабить корованы»). На протяжении столетий технологический прогресс улучшал качество используемых для них материалов, а сменявшие друг друга поколения мастеров предлагали нам множество вариантов решения задачи пиления древесины — быстрое, прямое, чистовое и т. п. Некоторые пилы сконструированы так, чтобы пилить, когда их тянешь на себя, некоторые — от себя. Тем не менее все пилы разрезают древесину по одному и тому же принципу. Полотно пилы имеет протяженный ряд остроконечных зубьев вдоль режущего края. Каждый зуб действует как миниатюрное лезвие долота, стамески или ножа, срезая маленькие стружки или щепки древесины, падающие на пол в виде опилок.

Ручные пилы
имеют длинные, гибкие полотна, а их достаточно большая ширина позволяет выполнять прямой рез. Лучшие из ножовочных полотен выполнены с поднутрением, то есть их толщина поверх зубьев уменьшается, чтобы они более свободно ходили в пропиле. У них также делают плавный изгиб верхнего края с утончением в передней части для улучшения баланса пилы. Иногда полотна покрывают политетрафторэтиленом (ПТФЭ), или тефлоном, для снижения трения.

Рукоятки пил
Рукоятка должна находиться позади полотна, чтобы обеспечить максимальный рабочий ход инструмента. Хотя некоторые пилы еще пока производят со «старомодными» ручками пистолетного типа, большинство имеют более мощные закрытые рукоятки из дерева или пластмассы. Тем не менее рукоятки пистолетного типа часто используются для легких пил и ножовок, поскольку предоставляют больше степеней свободы, а также более компактны и легки. Но при этом более тяжёлые традиционные «рогатые» деревянные рукоятки как функциональны, так и удобны.

Некоторые вдумчивые читатели могут задаться вопросом: а чего это они такие вычурные? Для красоты что-ли? Ну и для красоты конечно тоже, причем успела сформироваться некоторая эстетическая традиция для деревянных ручек, но основная функция такой вычурности — комфортная возможность работы обратным хватом, обеспечивая при этом не только удобство хвата, но и защиту кисти (об этом приёме будет ниже). Современные и более дешевые пластиковые рукоятки,  затрудняют использование такого приёма, но всё же это возможно. При этом, такие рукоятки часто делаются так, чтобы одновременно служить и в качестве большеразмерного угольника.

Таким образом можно заметить, что несмотря на некоторые эстетические и эргономические потери, особенно при работе обратным хватом, пластиковые рукоятки имеют и некоторые преимущества: относительная дешевизна, большая долговечность и возможность использовать пилу с такой рукояткой в качестве угольника и ерунка.

Сейчас читают:  Лучшие аккумуляторные триммеры - Рейтинг 2021 (ТОП-6)

В общем, при покупке пилы всегда обращайте внимание на их рукоятки. А какую же предпочесть — комфортную классическую деревянную или современную прикладистую пластиковую? Сразу стоит отметить, что подавляющее количество “правильных” ручных пил и ножовок имеют съёмные рукоятки. Для чего это нужно? Ну, первое соображение, которое приходит в голову, — удобство хранения инструмента. Полотна пил и ножовок, с бытовой точки зрения, практически не имеют толщины. А вот рукоятки имеют толщину и объём. Во-вторых, пилы имеют некоторый ресурс, по исчерпанию которых их надо заново разводить и затачивать. Если мы используем пилу время от времени, то скорее всего перед нами эта проблема не будет стоять так остро, извините за невольный каламбур, но при интенсивном использовании (ремонт, перестройка загородного коттеджа, большой объём пильных работ) очень несподручно использовать тупую “глупую” пилу. Ну представьте себе, разметил детали, закрепил их, приладился, а тут надо отвлекаться от рабочего процесса, что бы пилу заново наладить. Сбивает. Проще заменить полотно, а вопрос заточки оставить на потом. Кстати говоря, многие профессиональные столяры, в принципе, склонны разменивать деньги на время, и имея по два-три запасных полотна, для наладки использованных полотен обращаются к специализированным мастерским или сервисам, которые способны выполнять такие услуги качественно и быстро.
Nota Bene! Если вышеприведённые соображения для вас важны, обращайте внимание на крепление различных рукояток. Если они не совпадают (хотя бы в рамках одного производителя), то вы не сможете их менять. Элементарно, Ватсон! А теперь, давайте пилить дальше…

Развод зубьев
Если бы зубья просто стояли друг за другом ровным рядом, полотно пилы заклинило бы через несколько минут работы. Зубья поочередно отгибают в разные стороны, чтобы вырезать желобок или пропил, который шире самого полотна.

Думаю, что необходимо повториться: мои посты про инструменты не являются пособием по столярному делу, да и сам я не являюсь профессиональным столяром или плотником. Поэтому я пробегаю по самим верхам, полагая, что самых элементарных сведений для людей, которые используют столярные инструменты в бытовых нуждах, более чем достаточно. Для любителей считать заклёпки, сообщаю, что я в курсе того, что разводка зубьев делится на скалывающую, групповую, комбинированную и патентованную чередующуюся. Но совершенно не понимаю, зачем этими нюансами грузить самого себя и моих читателей.

Неподходящая (и наоборот подходящая) пила или форма зубьев
Зубьям придают различную форму в зависимости от назначения пилы. Зубья для продольного пиления, или “рвущие” зубья (1), предназначены для пиления вдоль волокон, как это делается при подгонке ширины доски. Это крупные зубья с вертикальными ведущими кромками. Каждый зуб заточен под прямым углом (иногда под минимальным отклонением от 90 градусов) к поверхности полотна, и его острый кончик срезает дерево, как стамеска.

Зубья для поперечного пиления (2), сделаны для распиловки поперек слоев, не разрывая волокнистую структуру дерева. Это необходимо при вырезании большинства соединений или подгонке доски по длине. Ведущая кромка такого зуба немного отклонена назад и заточена под углом, образуя острый режущий край и кончик. Каждый зуб работает как нож, и срезает древесину с каждого края пропила. При этом отходы выпадают наружу по мере прохождения полотна.

Японские зубья для поперечного пиления (3) по конструкции похожи, но они длинные (высокие) и узкие, с двойным наклоном режущей кромки у вершины. Надеюсь, что уважаемые читатели сего журнала помнят, что общее название — японские инструменты (пилы, рейсмусы, ножовки, рубанки и т.д.) вовсе не означает, что инструменты сделаны в Японии. Имеется в виду, что этот вид инструментов имеет в своей основе японскую ремесленную традицию и, отличаясь от традиционного и привычного нам, имеет необычный вид и иные приёмы использования.

Универсальные зубья, или зубья двойного назначения (4), симметричны и заточены по обеим кромкам для пиления вдоль и поперек волокон. Их также называют ланцетовидными.

Размер зубьев пилы
У пилы для тонкой работы — как, например, для выпиливания соединения «ласточкин хвост» — зубья мелкие и часто стоящие. Однако пилы с маленькими зубьями пилят медленно. Чтобы пила могла быстро пилить, особенно смолистую древесину хвойных пород, её зубья должны быть крупными, с глубокими углублениями или пазухами между ними, которые позволяют удалять опилки из пропила в больших количествах. О размере зубьев судят по их количеству в 1 дюйме или 25 мм полотна пилы (я не случайно в предыдущем  посте дал общее представление о британской системе мер и весов). Как сказала бы Валерия Ильинична: «дотянулся кровавый Черчилль». Эта величина может обозначаться двумя способами: количеством зубьев на дюйм при их подсчете по расстоянию между основаниями или между вершинами. Эти обозначения для одного и того же размера отличаются на единицу.

Иногда пила бывает с переменным расстоянием между зубьями, то есть их ширина увеличивается по направлению к рукоятке. Пиление начинают мелкими зубьями, чтобы сформировать пропил, а затем можно использовать всю длину полотна. Лично я такие пилы не жалую. Совсем не потому, что они не очень. Наоборот, это я не очень. Не будучи профессионалом, я не могу извлечь все положительные свойства такой пилы, а потому и не придаю особенного значения такому подходу. Но с точки зрения самого
инструмента — это один из параметров для оценки его качества.

Стоит заметить, что при выборе инструментов часто бывает сложно придти к какому-либо однозначному выбору. Всегда имеет место некий компромисс между ценой и качеством, возможностями самого инструмента и нашему умению им пользоваться. Наука, как известно, имеет много гитик. Например, многие пилы делают с зубьями, закаленными электрическим способом. Они остаются острыми дольше, чем обычные, но их нельзя затачивать вручную напильником.

Разделение труда
Определив частности, посмотрим на ручные пилы в общем.

Пила для продольной резки
Продольные пилы самые большие среди ножовок, с длиной полотен около 650 мм и 5 вершинами зубьев на дюйм. Это специализированный инструмент, пригодный только для пиления цельной древесины вдоль волокон.

Пила для поперечной резки
Длина поперечной ножовки составляет 600–650 мм при 6–8 вершинах зубьев на дюйм. Она идеальна для отрезания цельнодревесных досок, но грубовата для искусственных древесных материалов. Некоторые пилы западного типа делают с японскими зубьями поперечного пиления.

Про универсальные пилы я ничего писать не буду, поскольку любой универсальный инструмент имеет больше недостатков, чем достоинств (см. Multipurpose или многоцелевой истребитель-бомбардировщик). Но иметь универсальную пилу в хозяйстве нужно. Невозможно предугадать будущий характер и объём работ.

Панельная пила
У панельной пилы сравнительно мелкие зубья — 10–12 вершин в дюйме — для поперечного пиления. Ею пилят искусственные древесные материалы, но также ее используют и как поперечную пилу общего назначения. Длина полотна составляет 500–550 мм.

НЕМНОГО ПРАКТИКИ

Работа ручными пилами
Обрабатываемое изделие располагайте так, чтобы пилить под углом 45° к его поверхности, а полотно пилы должно быть на одной линии с предплечьем. Помните иллюстрацию в начале поста?

Управление пилой
Когда работаете ножовкой, держите указательный палец вытянутым в направлении конца полотна (1). Вначале пилите короткими возвратно-поступательными движениями, вплотную к линии разметки со стороны отхода (вспоминаем рейсмусы и разметочный нож), направляя полотно суставом большого пальца (не ногтем, ни в коем случае!) свободной руки (2). Не бойтесь! В этом положении вы не сможете отпилить свой большой палец левой руки, даже порезать и поцарапать будет проблематично; понадобится особенно постараться. Но если у вас получилось — руки прочь от пил — раз и навсегда. Это, точно, не ваше : )  Когда пропил сформируется, используйте всю длину полотна, делая плавные, равномерные движения пилой. Быстрые, неравномерные рывки ножовкой не только утомляют, но и нарушают точность работы. Если пила начинает отклоняться от линии разметки, немного поверните ее для возврата к нужной траектории. Если пропил начинает сужаться и зажимать полотно (многие почему-то стесняются использовать данный приём, а напрасно), используйте маленький клин (3). Для более плавного пиления натрите полотно воском, стеарином или воскоподобной смазкой.
Окончание пиления
В конце распиловки придерживайте отход свободной рукой (4). Действуйте плавно и аккуратно при разрезании последних волокон, чтобы предотвратить раскалывание древесины. Заканчивая пиление длинной древесной плиты, либо развернитесь и пилите навстречу только что сделанному пропилу, либо поменяйте хват на инструменте (а вы подумали, что я наверное пошутил, говоря про обратный хват и специфические формы классических деревянных рукояток?), чтобы можно было продолжить процесс в том же направлении, но ножовкой, направленной зубьями от вас (5). Можно расположить заготовку на высоте верстака, чтобы кончиком пилы не  тыкаться в пол.

Расположение заготовки (детали)
Если неправильно установить заготовку, нельзя быть уверенным в эффективной работе и ее безопасном результате. Размещайте цельнодревесные или искусственные доски на специальных опорах высотой около 550 мм, которые называются пильные козлы (ну или просто: козлы). Тонкий листовой материал будет «бить» (колебаться), дергаться, если не поместить его с обоих концов разметочной линии на жесткие опоры. Особенно это касается фанерных листов, даже относительно “толстых”. Сверху придерживайте заготовку коленом. Если вам удобнее пилить на высоте верстака — зафиксируйте деталь струбцинами или в гребенках верстака.

Далее мы рассмотрим лучковую пилу, наградки, выкружные ножовки, и казалось бы, уместнее некоторый шаблон рассмотреть ниже, но поскольку мы уже немного коснулись практических советов, то скажем немного об усорезах. И опять мы возвращаемся к самостоятельному судостроению и наращиванию брусков, досок и фанеры «на ус».

СТУСЛО (да-да, КАПС-ЛОГОМ)
Какой красивый термин! Под этим термином подразумеваются сразу несколько шаблонов под наиболее часто употребляемыми названиями — усорезы. Усорезы бывают Г-ОБРАЗНЫМИ (или одинарные) и П-ОБРАЗНЫМИ (или двойными). Г-образные предоставляют чуть больше степеней свободы, но при этом являются менее точными, а П-образные — более жёсткие, чёткие, но не всегда ими удобно работать.
Усорез или стусло — это шаблон для выпиловки деталей, наращивания «на ус», угловых соединений и т. п., он может быть двусторонним и более дешевым, односторонним. При работе со стуслом пила ходит в пропилах шаблона с требуемым углом скоса. Вот в одном из постов я писал про профильный шаблон. Многие удивились, что за чудо такое? Так вот Стусло чудо не меньшее!

НАГРАДКИ
Ножовки с обушком (или ножовки-наградки) с их сравнительно легкими полотнами и мелкими зубьями — это именно тот инструмент, который подходит для четких и аккуратных работ. Отличительной чертой этого семейства ножовок является очень тонкое полотно ножовки, которое позволяет производить пиление любых материалов точно и ровно. Для компенсации тонкой ножовки и для препятствия её деформации и изгибов, сверху устанавливается массивная латунная или стальная полоса (обушок), охватывающая верхний край полотна. Этот элемент препятствует изгибу полотна, фактически являясь ребром жёсткости.

Шипорезная пила
Шипорезная пила — самая большая из ножовок с обушком, с длиной полотна 250–300 мм и 13–15 вершинами зубьев в одном дюйме. Это хорошая универсальная пила для распиловки толстых досок и выпиловки крупных соединений. У нее, как правило, закрытая рукоятка, как у обычной ножовки.

Кромочная пила
Это миниатюрная наградка для тонкой работы. У нее 26 вершин зубьев в одном дюйме.

Модельная пилка
Эта самая маленькая из наградок подходит для исключительно тонких, модельных работ. Зубья (33 вершины в одном дюйме) настолько малы, что их не возможно заточить вновь и поэтому пилки просто меняют по исчерпании их ресурса.
Также существуют наградки, как: наградка для соединений «ласточкин хвост», наградка для «ласточкина хвоста» с регулируемой смещенной ручкой (позволяет работать и правой и левой рукой, что иногда бывает очень удобным) и многие другие.
Начинают работать ими короткими движениями на себя, держа наградку под небольшим углом. По мере образования пропила постепенно опускают инструмент до горизонтального положения и продолжают пиление до получения результата.

Сейчас читают:  Машинки для стрижки, триммеры: купить в Челябинске в интернет-магазине, машинки для стрижки, триммеры - цены и характеристики в каталоге

ПИЛЫ ДЛЯ КРИВОЛИНЕЙНОГО ПИЛЕНИЯ
Существует целая группа ножовок для выпиловки криволинейных деталей. Размеры этих инструментов варьируют, что обеспечивает работу с древесиной практически любой толщины: от массивных досок из твердой древесины до тонких шпонов. Здесь расскажем о таких инструментах, как ажурная пила, лобзик и выкружная пила (ножовка).

Ажурная пила
Полотно ажурной пилы длиной 150 мм натянуто металлической рамкой в форме дуги. Пила используется для выпиливания криволинейных поверхностей как в цельной древесине, так и в искусственных древесных материалах. Полотна (15–17 вершин зубьев в одном дюйме) слишком узки для заточки и заменяются при затуплении или поломке.

Лобзик
Имеет глубокую дугу рамки, сконструирован для выпиливания очень крутых изгибов в тонких искусственных древесных материалах, фанере или шпонах. До 32 вершин зубьев в одном дюйме, и полотна, что характерно, весьма хрупки. Осторожней с ним. И тут еще такое дело. В английском языке “лобзик” и “ажурная пила” имеют одно  и тоже обозначение: jigsaw. Так что несчастные английские и американские столяры различают эти инструменты исключительно в контексте.

Выкружная пила (узкая ножовка)
Ни одну из выше рассмотренных пил нельзя использовать для пиления в середине широкой доски. Тонкое, сужающееся к концу полотно выкружной пилы способно выполнять кривые с достаточно большой крутизной, и в то же время оно достаточно широкое и прочное, чтобы выдерживать направление пиления. На пистолетную рукоятку (рукоятки у таких ножёвок — сменные) можно крепить набор полотен с 8–10 вершинами зубьев в одном дюйме. Имеется разновидность с прямой продольной ручкой, которой удобно пилить в любом направлении.

Лучковая пила
Лучковая пила традиционного типа, по-видимому, не изменялась с самых древних времен. Натяжение полотна ножовки регулируется с помощью закрученного шнура, растянутого между двух оконечных стоек по подобию тетевы лука. Отсюда и название. Полотно можно развернуть так, чтобы каркас пилы не мешал при распиловке длинных досок. В зависимости от нужд могут устанавливаться полотна с 4-мя, 5-ю, 6-ю и 11-ю вершинами зубьев в одном дюйме полотна. Я уверен, что многие видели нечто подобное в мастерских, гаражах и сараях своих дедушек. Зачем же нам нужна такая архаика? А затем, что такую пилу может при самой нужде сделать каждый (шутка, но правдивая).

РАБОТА ЛУЧКОВОЙ ПИЛОЙ
Лучковая пила ведет себя довольно неуклюже, если не использовать правильный двуручный хват для управления инструментом. Возьмитесь одной рукой за рукоятку, вытянув указательный палец в направлении полотна. Другую руку расположите рядом так, чтобы указательный и средний пальцы охватывали стойку по разные стороны полотна. 

Поперечное пиление лучковой пилой (1)
В этом случае слегка поверните полотно лучковой пилы, чтобы элементы ее конструкции не загораживали вам линию разреза. Поддерживайте отход по окончании пиления, пропустив руку через рамку пилы поверх полотна.

Продольное пиление лучковой пилой (2)
Зажмите заготовку так, чтобы ее край выступал за пределы верстака. Поверните полотно на 90° к рамке и пользуйтесь двумя руками для управления пилой.

Что не вошло в этот пост?
Конечно же, все эти японские пилы (Катабы, Риобы, Дозуки, Мавашибики и, разумеется, Худжихики). Ну, я ими не особенно пользуюсь и полагаю, что остальные тоже как-то не часто. Будет кому интересно, обязательно расскажу. Также я пропустил некоторые подробности про оправку для развода зубьев пилы и трехгранный напильник для заточки пил. Но вы действительно готовы сбивать пальцы в кровь, что бы самостоятельно затачивать свои пилы?

P.S. Этот пост дался не просто. Поскольку многих иллюстративных материалов попросту нет в интернете, пришлось отрисовывать самому. Да и вообще… : (  Но было чувство долга. Один из моих френдов (френднесс) поторапливал меня по поводу написания и опубликования данного поста, поскольку ему (ей) эта информация казалась актуальной. Уж не знаю успел я или нет, но я был сам заинтересован в как можно более быстром его (поста) создании. Поскольку на пятки наступает следующий пост: “На всё забей!” (угадайте про что?), а также скорое путешествие под парусами. Я очень, просто очень, благодарен моему жж-другу за дополнительную мотивацию!!!

Пилить – энциклопедический словарь, толковый словарь, академический словарь, сборник слов и иносказаний, словарь русского арго, язык одессы, словарь сленга, орфографический словарь, словарь ударений, трудности произношения и ударения, формы слов, синонимы, идеография, грамматический словарь, словарь бизнес-сленга, поговорки, пословицы и поговорки, морфемно-орфографический словарь

толковый словарь

несов. перех. и неперех.

1. Разрезать пилой различные материалы (древесину, металл и т.п.).

отт. неперех. Профессионально заниматься пилкой, распиливанием чего-либо; быть пильщиком.

отт. разг. Резать что-либо ножом, производя движения, как при пилении.

2. перех.

Придавать нужную форму, подпиливая, стачивая верхние слои, края чего-либо.

3. перен. разг. перех.

Изводить, донимать кого-либо беспрерывными поучениями, придирками, бранью; корить, попрекать чем-либо.

4. перен. разг. неперех.

Плохо играя на смычковом музыкальном инструменте, извлекать резкие, негармоничные звуки.

ПИЛИ́ТЬ – глаг., нсв., употр. часто

Морфология: я пилю́, ты пи́лишь, он/она/оно пи́лит, мы пи́лим, вы пи́лите, они пи́лят, пили́, пили́те, пили́л, пили́ла, пили́ло, пили́ли, пи́лящий, пили́мый, пили́вший, пи́ленный, пиля́; сущ., с. пиле́ние; сущ., ж. пи́лка

1. Если вы пилите что-либо, значит, вы это разрезаете на части или срезаете, отсоединяете с помощью пилы.

Пилить станет легче, если полотно пилы смазать воском. | Строгать и пилить – моя любимая работа. | На территории заповедника запрещено пилить лес.

2. Если вы пилите кого-либо, значит, вы постоянно упрекаете его в чём-либо, ругаете за что-либо; разговорное слово.

Хорошая жена мужа не пилит. | Когда ты, наконец, прекратишь пилить меня? | Дурака сколько не пили, умнее не станет.

толковый словарь ушакова

ПИЛИ́ТЬ, пилю, пилишь; пилящий, несовер.

1. что. Разрезать твердое вещество (дерево, металл) пилой. Пилить дрова.

2. перен., кого-что. Мучить, донимать беспрерывными попреками, придирками (разг. фам.). «Часто со смехом рассказывал, что когда ночью “супружница начинает пилить его”, то он обыкновенно берет подушку и, посвистывая, уходит в кабинет.» Чехов. «Жена… бранила и пилила меня за это.» Л.Толстой.

толковый словарь ожегова

ПИЛИ́ТЬ, пилю, пилишь; пилящий; пиленный; несовер.

1. что. Резать пилой, а также снимать слой металла напильником. П. доски.

2. перен., кого (что). Беспрерывно упрекать, попрекать (разг.). П. мужа.

| сущ. пиление, -я, ср. и пилка, -и, жен. (к 1 знач.).

энциклопедический словарь

ПИЛИ́ТЬ пилю́, пи́лишь; пи́лящий; пи́ленный; -лен, -а, -о; нсв.

1. что. Разрезать пилой какой-л. материал (дерево, камень, металл и т.п.). П. брёвна. П. железную трубу. П. гранит. Пила тупая, плохо пилит. П. что-л. до мозолей на руке. // что. Разг. Резать что-л. ножом аналогично движениям пилой. П. сахар.

2. что. Разг. Стачивать верхние слои, края детали, предмета до нужного размера, формы. П. напильником заусеницы. П. напильником ногти.

3. кого (что). Разг. Изводить, донимать беспрерывными попрёками, придирками; корить. П. сына за двойку. Жена пилит мужа. Попутчики пилили друг друга всю дорогу.

4. Неодобр. Неумело играть на смычковом музыкальном инструменте, неприятно воздействуя на слух. Сосед с утра пораньше пилит на скрипке. Сколько можно п. на баяне? // Издавать однообразные резкие звуки (о насекомых). Кузнечики трещат, будто пилят.

Пили́ться, пи́лится; страд. (1-2 зн.). Пиле́ние, -я; ср. Пи́лка (см.).

академический словарь

пилю́, пи́лишь; прич. наст. пи́лящий; прич. страд. прош. пи́ленный, -лен, -а, -о; несов., перех. и без доп.

1. Разреза́ть пилой.

Пилить бревна.

[Старик] пилил кусок железа, и сыпались железные опилки. Чехов, Бабье царство.

Виктор не пилил больше – пила висела на гвозде там, где ей полагалось висеть, а Виктор сидел в своем углу. Кетлинская, Дни нашей жизни.

|| перен. разг.

Изводить, донимать беспрерывными попреками, придирками.

– Разве это жизнь? Пилят с утра до ночи: дурак, да дурак! Это невыносимо наконец! Н. Успенский, Тихая пристань.

2. перен. разг. неодобр. Играть на смычковом музыкальном инструменте.

[Райский] подошел к форточке, отворил ее, дохнул свежим воздухом: до него донеслись звуки виолончели. – Ах, опять этот пилит! – с досадой сказал он. И. Гончаров, Обрыв.

[Наташа:] В твою комнату я велю переселить Андрея с его скрипкой – пусть там пилит! Чехов, Три сестры.

||

Издавать однообразные резкие звуки (о насекомых).

Ночная смена кузнечиков пилит и пилит на одной ноте: цвирь-дэвинь, цвирь-дэвинь – словно едет телега, поскрипывая рассохшимся, немазаным колесом. Полторацкий, Киношники.

3. разг.

Стачивать верхние слои, края чего-л., придавая нужную форму; опиливать.

Пилить напильником деталь. Пилка плохо пилит.

сборник слов и иносказаний

пилить – кого (иноск.) – без конца укорять словами, докучать, не давать покоя

Ср. Ее двоюродный брат офицер, веселый малый… часто со смехом рассказывал, что когда ночью “супружница начинает пилить ” его, то он обыкновенно берет подушку и, посвистывая, уходит к себе в кабинет.

Ант. П. Чехов. Именины. 4.

Ср. Рукам воли не давал, но подначальные говорили: не в пример бы легче было, ежели бы хозяин за всяко просто в ус да в рыло… А то пилит-пилит, ругается над тобой, ругается – не видно ни конца, ни краю…

Мельников. На горах. 1, 8.

Ср. Ты coeur d’or et tête folle. – “Да, maman меня за это всегда пилит, за мои extravagances”, – жалобно проговорила Маша.

Б.М. Маркевич. Бездна. 1. Пролог. 15.

См. рукам воли не давай.

См. в ус да в рыло.

См. конца краю не будет.

словарь русского арго

ПИЛИТЬ, пилю, пилишь; несов.; ПИЛЬНУТЬ, -ну, -нёшь, сов.

1. кого. Вступать с кем-л. в половую связь (о мужчине).

Пильнул и увильнул.

2. куда и без доп. Идти, шагать, двигаться, направляться куда-л.

Вон Дрюня (Андрей) пилит.

Пили сюда.

3. что. Портить, изнашивать, неаккуратно обращаться.

Не пили пластинку.

4. Перепродавать.

Надо одну вещь пильнуть куда-нибудь.

Пильну недорого.

4. – ср. уг. «пильнуть» – сбыть.

язык одессы

словарь сленга

орфографический словарь

словарь ударений

трудности произношения и ударения

формы слов

пили́ть, пилю́, пи́лим, пи́лишь, пи́лите, пи́лит, пи́лят, пиля́, пили́л, пили́ла, пили́ло, пили́ли, пили́, пили́те, пи́лящий, пи́лящая, пи́лящее, пи́лящие, пи́лящего, пи́лящей, пи́лящих, пи́лящему, пи́лящим, пи́лящую, пи́лящею, пи́лящими, пи́лящем, пили́вший, пили́вшая, пили́вшее, пили́вшие, пили́вшего, пили́вшей, пили́вших, пили́вшему, пили́вшим, пили́вшую, пили́вшею, пили́вшими, пили́вшем, пилю́сь, пи́лимся, пи́лишься, пи́литесь, пи́лится, пи́лятся, пили́лся, пили́лась, пили́лось, пили́лись, пили́сь, пили́тесь, пили́мый, пили́мая, пи́лящаяся, пили́мое, пи́лящееся, пили́мые, пи́лящиеся, пили́мого, пи́лящегося, пили́мой, пи́лящейся, пили́мых, пи́лящихся, пили́мому, пи́лящемуся, пили́мым, пи́лящимся, пи́лящийся, пили́мую, пи́лящуюся, пили́мою, пи́лящеюся, пили́мыми, пи́лящимися, пили́мом, пи́лящемся, пилим, пилима, пилимо, пилимы, пи́ленный, пи́ленная, пи́ленное, пи́ленные, пи́ленного, пи́ленной, пи́ленных, пи́ленному, пи́ленным, пи́ленную, пи́ленною, пи́ленными, пи́ленном, пи́лен, пи́лена, пи́лено, пи́лены

синонимы

идеография

грамматический словарь

полезные сервисы

Оставьте комментарий

Adblock
detector