Берсерки Викинги | Freinheim | Северный Дневник

Берсерки Викинги | Freinheim | Северный Дневник

Что именно говорят про берсерков древние?

Прежде всего, отметим, что не будем в этом тексте касаться появления берсерков в сагах. Саги записаны в XII-XIV веках и, по словам М. В. Елифёровой, «передают не столько языческие представления, сколько своё представление об этих представлениях».

Поэтому когда Эварт Окшотт в книге «Археология оружия» описывает поединок с берсерком, не стоит ему доверять. Он был великий специалист в матчасти холодного оружия, и его типология мечей крайне важна.

Однако, поединок с берсерком — это фрагмент исландской «Саги об Эгиле». По всему ее тексту берсерки упоминаются девять раз, причем складывается ощущение, что в их рядах состояла половина жителей Скандинавии.

Описание берсерка

Начнём с поверхностной информации, которую можно найти в любой подобной статье. Берсерк или Берсеркер — «berserkr». С древнескандинавского языка существуют три основных варианта перевода.

  1. медвежья рубаха
  2. медвежья шкура
  3. без рубахи 

Все они вполне подходят. Если верить некоторым источникам, эти воины сражались без доспехов. Использовали лишь медвежьи шкуры поверх голого тела.

Берсерк — это особый воин посвятивший всю свою жизнь служению верховному языческому богу войны Одину. Берсеркеры известны своей способностью — входить в боевой транс перед сражением.

  • Боевой транс — особое психофизическое состояние при котором берсерка одолевала невыносимая жажда крови, сильная ярость и нечувствительность к боли.

Некоторые исследователи считают, что достигалось это при помощи специально приготовленных отваров из галлюциногенных грибов, взывания к богам и особого ритуала, состоящего из предбоевого танца и молитвы. Также скандинавские берсерки известны тем, что перед боем грызли край своего щита чтобы разбудить звериную ярость.

Берсерк в исполнении нидерландского художника Cristi Balanescu

«травники» против «наркоманов»

Напрашивается вопрос: что будет, если мы столкнемся с противником, накачанным тем же первитином или каким-то другим сильным химическим стимулятором? Ведь эффект от них заведомо выше тех 20–30 процентов превосходства, на которые мы рассчитываем, даже с добавкой в виде относительно мягких натуральных тоников.

Ответ – действие всех стимуляторов отталкивается от базы физической готовности. У кого она выше, у тех и стимуляторы смогут работать лучше. Поэтому если командование решит парировать угрозу путем применения аналогичных стимуляторов, то в относительных величинах имевшаяся «нормальная степень превосходства» сохранится.

Немаловажный плюс – если у противника появится какой-то новый стимулятор, его формулу мы сможем скопировать достаточно быстро, в современных условиях это нетрудно. А вот быстро скопировать всю инфраструктуру «нормальной степени превосходства», основанную на честном, трудовом подходе к реализации возможностей человека, никак не получится. Это даст нам системное, долгосрочное преимущество.

В описанном выше замысле речь на самом деле вовсе не идет о выходе за физические возможности человека и уж тем более о создании «сверхчеловека». Дело в грамотном, основанном на научном подходе раскрытии заложенного в нас природой потенциала физического совершенства.

Белена черная

Предположение исследователя опирается на различные описания берсерков в древненорвежских источниках. Процесс начинался с озноба и тремора, а затем лицо воина опухало и краснело. Потом он впадал в ярость.

Когда эффект спадал, воин заболевал и испытывал физическое и эмоциональное истощение.

Эти симптомы наряду со рвотой, потоотделением, спутанностью сознания и припадками совпадают с тем, что испытывает человек, наевшийся красных мухоморов.

Но, по мнению Фатура, более правдоподобно, что воины были в состоянии опьянении беленой.

Берсерки

Тем представлением о берсерках, которые мы имеем сегодня, мы обязаны историку-медиевисту, одному из теоретиков нацизма, члену НСДАП и сотруднику Анненербе Отто Хёфлеру.

Берсерки в современной культуре

Викинги берсерки — персонажи известные, их узнают даже те, кто вообще никак не знаком с историей и культурой средневековой Скандинавии. Образ сурового бесстрашного берсеркера, размахивающего окровавленным топором, стал визитной карточкой эпохи викингов.

Они фигурируют в древних сагах, о них снимают документальные фильмы, пишут книги, количество фантастических и околоисторических произведений и статей в интернете на эту тему просто невозможно сосчитать.

Берсерки являются частыми персонажами компьютерных игр и огромного количества артов, картин, эскизов и рисунков. Образ берсерка часто перенимают люди, занимающиеся единоборствами и силовыми видами спорта.

Berserker в исполнении Американского художника Brenoch Adams

Берсерки, которые бежали с поля боя

Наконец, анализируя «Песнь о Харальде», исследовательница приходит к выводу о том, что ее основной текст надо датировать XII веком. И потому нельзя считать его автором современника конунга Харальда Прекрасноволосого по имени Торбьёрн Хорнклови.

Внутри произведения есть скальдическое стихотворение из пяти строф – «Морской бой при Хаврсфьорде». И вот он-то, в отличие от остального текста, является древним.

Из анализа стиха видно, что берсерки и «волчьи шкуры» – вовсе не элитная дружина Харальда, а скорее те, кто от него бежали в битве. Дело в том, что  третья  и четвертая строфы посвящены бегству врагов Харальда.

Кто бежал сначала не очень понятно. Сказано только «им бежать пришлось». Однако единственные действующие лица, о которых говорится до этого как раз берсерки:

«Берсерки рычали, / битва кипела, /   облаченные в волчьи шкуры выли / и потрясали мечами».

Логика построения текста это подтверждает. Если берсерки — дружиники Харальда и они бежали, то это оскорбление конунга, за которое скальд мог серьезно поплатиться.

Биоактивная пища победителей

Чтобы подступиться к решению этой задачи, сначала надо дать ответ на вопрос: а достигает ли современный человек тех нормальных пределов физических возможностей, которые есть у него от природы? И ответ на этот вопрос будет отрицательный – нет, не достигает.

Дело в том, что наш вид появился и тысячи лет эволюционировал в живой природе в рамках образа жизни охотников-собирателей, рацион которых можно в упрощенном виде описать так: немного мяса, немного рыбы, много плодов, трав, кореньев, семян и тому подобной растительной пищи.

За долгие тысячелетия эволюции организм человека (а до того и более дальних эволюционных предков) научился распознавать, выделять из растительной пищи и применять в своем метаболизме огромный спектр ценнейших биологически активных веществ. Наиболее известным примером таких веществ являются витамины, но они лишь верхушка айсберга.

Это, например, такие вещества, как сквален (амарант), тимохинон (черный тмин), хамазулен (ромашка), схизандрин (лимонник), бетулин (береста), и тысячи других, не все из которых даже известны науке. Самостоятельно такие вещества организм вырабатывать не в состоянии, они могут поступать только с растительной пищей.

Эти природные вещества являются тем строительным материалом, из которого организм созидает себя, свое здоровье, все свои функции, включая такие важные в военном деле, как физическая сила, выносливость, набор мышечной массы, реакция, глазомер, а также процессы обновления и самовосстановления.

Переход к земледелию, а тем более к современным формам цивилизации – это очень недавнее по меркам существования вида явление, которой на нашей физиологии еще не успело значительным образом сказаться. Наиболее полезной для человека по-прежнему остается «первобытная» диета – именно ее в тех или иных вариантах рекомендуют ведущие диетологи, хотя и отталкиваются при этом от других соображений.

Обычный рацион современного человека, не исключая и меню военнослужащих, оказывается сильно «обрублен» в своей растительной части. В результате этого организм, будучи сильно «стеснен в средствах», оказывается неспособен развить все заложенные в него природой качества.

Благодарности

Автор выражает благодарность сайту «Ульвдалир» и участникам группы «Ульвдалир (Волчья долина)» в Вконтакте за ценные советы и ссылки на литературу. Особенно он признателен Марии Елифёровой за разрешение использовать ее работы в своей статье. С нетерпением ждем выхода ее книги о мифе про берсерков.

Фото — со страницы Тины Рыбаковой и Василия Мизгирева в соц. сети «ВКонтакте».А так же кадр из фильма «13 воин» и снимки без указания авторства, найденные в соц сети «ВКонтакте».

Варяги в шкурах перед византийским императором

Византийские императоры, случалось, были еще и писателями. Император Константин VII Багрянородный оставил после себя трактат «Книга церемоний», в котором, якобы, упомянул о ритуальном танце варягов, одетых в звериные шкуры.

Однако если почитать августейшее сочинение, то окажется, что варяги плясали не в шкурах, а в шубах, вывернутых наизнанку. И делали они это во время придворной святочной «игры в готов».

Увы, но ни  в византийских, ни в арабских, ни во франкских, ни в  англосаксонских текстах нет ни одного упоминания о берсерках как об особой категории воинов.

Внешний вид берсерка

Как я рассказывал в начале — берсеркеры, возможно, не использовали доспехи. Они шли в бой с голым торсом или голые целиком используя в качестве одежды медвежьи шкуры.

Вооружались берсерки в основном топорами, или дубинами. Работали широкими размашистыми ударами. Мечи были редкостью среди викингов и доставались только лучшим воинам. Берсерки отрицали использованием мечей. Склонялись в пользу проверенных временем боевых топоров, секир и молотов.

Также существует предположение что берсеркеры и вовсе не признавали оружие. Сражались исключительно тем, что найдут под ногами. Использовали камни, палки и тому подобные предметы. Или попросту кидались на врага с голыми руками.

Вот так описывает внешний вид викингов берсеркеров римский писатель Тацит:

Воины-волки и другие зверолюди языческих времен

Ни у одного исторического деятеля в источниках нет упоминаний о дружине из берсерков, в том числе одетых в волчьи шкуры. Это так называемые ульфхеднар (ulfhe?nar) – «волчьи шкуры», которые в популярной, а иногда и научной литературе считаются волчьим типом берсерков. Они есть только в выше упомянутой «Песне о Харальде».

Даже берсерки Одина из «Саги об Инглингах» не ulfhe?nar. В тексте стихотворения о морском бое при Хаврсфьорде отсутствуют указания на социальный статус и религию берсерков. Неясно также, как понимать их «звериность» – в прямом или переносном смысле. То есть, одеты они действительно в шкуры или просто изображают зверей.

В целом можно процитировать вывод М. В. Елифёровой, что «всё, что можно сказать о берсерках на базе этих групп источников – что кого-то в Исландии и, может быть, ещё в Норвегии называли берсерками, что этим персонажам могла приписываться зооморфность и что они могли ассоциироваться с языческой культурой».

Всего этого недостаточно, чтобы подтвердить существование классического образа берсерка, известного в популярной культуре и даже науке. Как обычно, советую ознакомиться с работами из списка литературы.

А воины-звери растворяются в тумане веков под тихий волчий вой и медвежье ворчание.

зверолюди

Вперед, к рациону первобытного охотника

Но как реализовать это предложение на практике? Да еще и не на «гражданке», а в армии. Ведь в самом деле, не будешь же держать мешки с травой возле каждой полевой кухни. Однако здесь ничего сложного нет, решение данной задачи давно имеется – это экстракты.

Иными словами – вытяжки, которые производятся из растительного сырья по довольно широкому спектру технологий. В отличие от самих растений экстракты компактны, нетребовательны к условиям хранения и очень долго не портятся – объективно идеальны для армейской логистики. И при этом сохраняют все полезные свойства растений.

В России существуют десятки предприятий, производящих экстракты – ни одно из них не делает весь спектр продукции, которая может потребоваться для столь масштабного проекта. Но все вместе вполне могут дать необходимую матрицу. Ну а сама отечественная школа экстракции имеет давние традиции и уходит корнями глубоко в советскую эпоху, в тридцатые годы ХХ века.

Посильно ли в рамках предложенного подхода решить поставленную задачу по достижению «нормальной степени превосходства»? Заранее трудно прогнозировать, однако опираясь на опыт, накопленный в гражданских сферах, можно с уверенностью говорить о том, что потенциал для этого, несомненно, имеется.

Важно только заранее обозначить, что речь идет именно о широкой матрице полезных растений, а не об одной какой-то чудодейственной травке, которая решит все проблемы. Нет таких травок в природе, хотя маркетинг постоянно пытается убедить нас в обратном.

Вводить в употребление эту матрицу можно примерно таким образом. Наиболее вкусные и известные растения применять в виде жидких специй, которые военнослужащие будут сами по желанию добавлять в свои блюда и напитки. Также целесообразно составить несколько рецептур готовых напитков, концентраты которых могут поставляться в войска, состоящие из широкого набора экстрактов.

Это тоже можно сделать вкусным, чтобы бойцы с удовольствием пили такие жидкости. Безвкусные же экстракты включать в рецептуры основных блюд. Ну а наиболее грустную часть – горькие и невкусные, но полезные экстракты вводить в рацион либо в виде травяных чаев, которые надо, набравшись мужества, выпить залпом, либо в виде глотательных пилюль по типу БАД.

Также можно (и нужно) освоить разумное применение экстрактов растений, обладающих тонизирующими свойствами. Эффект от них, конечно, не такой яркий, как от первитина, но зато они и не вредят организму, а наоборот – приносят пользу. Особенно перспективным в плане военного применения выглядит экстракт лимонника дальневосточного (ягод и лозы) – он снимает симптомы усталости, повышает выносливость, а также улучшает периферийное и сумеречное зрение, что важно для стрелков и снайперов.

Мало того, еще является адаптогеном: при регулярном употреблении способен активизировать собственные защитные силы организма и повысить его неспецифическую сопротивляемость к широкому спектру негативных воздействий. Неплохой набор свойств, не правда ли?

Двенадцать сыновей ангрима

воин в шкуре волка

Далее идет группа связанных между собой текстов:

  • «Песнь о Хюндале»
  • стихотворные вставки из «Саги об Одде Стреле»,
  • «Саги о Гримме Мохнатые Щеки»
  • «Саги о Хервёр».

Эти произведения относятся к так называемым сагам о древних временах и не имеют отсылок к реальным историческим событиям. В этих текстах есть упоминание берсерков – двенадцати сыновей Ангрима.

Эти же сыновья фигурируют у датского летописца XII века Саксона Грамматика, но в его латинском тексте берсерков или похожих слов нет.

О двенадцати братьях мы узнаем, что они враги героев саг и что они «отправятся в гости к Одину». Это единственное стихотворение, где слово «берсерки» появляется в тексте рядом с именем верховного бога скандинавов. Но здесь, по контексту, ясно, что они не его воины, а просто должны умереть от рук героев:

отправятся скоро / в гости к Одину / двенадцать берсерков, / а мы двое выживем.

(перевод М.В. Елифёровой)

Кроме того, выясняется, что берсерки эти отнюдь не голые или в рубашках, или в звериных шкурах. Более того, они «i gram serkjum», то есть «одеты в кольчуги».

Драпа об исландцах

М. В. Елифёрова насчитала девять текстов с упоминанием берсерков: три текста скальдической поэзии и шесть текстов эддической. Скальдическая поэзия почти не дает информации.

В ней берсерки лишь упоминаются как враги лирического героя, которых он победил. Для примера приведем перевод М. В. Елифёровой из «Драппы об исландцах»:

Убили, как сказали автору люди, / Тот [Торлейв] и Олав другой, –  /Братья были оба,  / – Берсерка (поделом).

Ели ли берсерки мухоморы?

Немного разобравшись с тем, откуда берсерки в принципе появились, нужно ответить на главный вопрос. «Мухоморная тема» постоянно муссируется в разговорах о берсерках. Впрочем, никакой объективной основы эти представления под собой не имеют.

Сначала об опьянении берсерков заговорил исланский скальд Снорри, он уверял, что берсерки пьют напиток троллей. Ни одного упоминания о чем-нибудь подобном нет в сагах о берсерках.

Затем, в конце XVIII века, об одурманивании берсерков себя психотропными средствами заговорил исследователь С. Эдман. При этом он связывал религию викингов с восточносибирским шаманизмом. Почему? Одному ему это было известно, но миф начал приживаться.

Ученые, такие, например, как Рейкборн-Хьеннеруд пусть и допускают, что кто-то из берсерков действительно бился в состоянии опьянения, указывают, что это не подтверждено никакими фактами, поэтому разговоры на эту тему – сущий вздор. Если подумать логически, то весьма сомнительно, чтобы конунг окружал себя 12-ю наркоманами с мечами и топорами.

Исландский судебник «серый гусь»

берсерк в шкуре

Юридические тексты очень важны, так как в меньшей степени отражают литературную традицию и в большей – социальную реальность. Есть один отрывок в исландском судебнике «Серый гусь», но там фигурирует не berserkr, а berserksgangr – «состояние берсерка».

Это упоминание находится в разделе о церковных наказаниях за языческие религиозные действия, причем неясно, идет ли речь о поклонении высшим богам скандинавского пантеона, или низшим духам. В основном имеется в виду борьба с бытовой магией: заклинаниями, порчей, оберегами.

Там в конце списка провинностей стоит «оберсеркевание». Но что это за практика и кем она применялась, непонятно.Нет также никаких отсылок к воинской культуре и сражениям.

Источники

Берсерки были впервые упомянуты скальдом Торбьёрном Хорнклови в стихотворении о победе короля Харальда Прекрасноволосого в битве при Хаврсфьорде (предположительно 872 год). О них скальд написал: «Берсерки рычали, / битва кипела, / облаченные в волчьи шкуры выли / и потрясали мечами».

Упоминаются берсерки и в «Эдде». Дважды. Оба раза они – как полулегендарные герои. Полулегендарными же являются и жены берсерков, которые сражаются в «Песнях о Харбарде» с самим Тором. Но здесь, вероятно, как это часто бывает в мифологии, произошло наложение образов, и автор имеет в виду под женами берсерков мифологических великанш.

Главным источником сведений о берсерках стала посвященная Одину глава из «Истории норвежских королей», написанной Снорри Стурлусоном: «Один умел делать так, что в битве его враги слепли или глохли, или их охватывал страх, или их мечи становились не острее, чем палки, а его люди шли в бой без доспехов и были словно бешеные собаки и волки, кусали щиты и сравнивались силой с медведями и быками.

Они убивали людей, и их было не взять ни огнем, ни железом. Это называется впасть в ярость берсерка». То есть здесь берсерки выступают как «люди Одина», что весьма примечательно, поскольку нигде до этого в сагах и мифах Одина не сопровождает никакая свита из воинов.

Еще есть исландские родовые саги. В них берсерки уже вполне себе реальные люди, но, скажем мягко, малопривлекательные. Они приходят в дома к простым людям накануне Рождества и устраивают там разгром, грабят и насилуют женщин. Положительным героем в таких сюжетах обычно выступает какой-нибудь бравый исландец, который побеждает берсерков либо при помощи дубины (потому что они-де неуязвимы для огня и железа), либо хитростью, потому что признается как аксиома, что берсерки глупы.

В историческом отношении именно этот образ берсерка ближе всего к истине. Принятие христианства, централизация, «переформирование армии», распад дружин викингов – все эти факторы оставили без источника пропитания большую группу бывших воинов, которые кроме как воевать больше ничего не умели.

Поэтому они и грабили, и кутили, пока в Исландии не вышел «антиберсеркский» закон 1123 года, в котором черным по белому было написано: «Замеченный в бешенстве берсерка будет наказан 3 годами ссылки».Показательно, что в законе говорится именно о «ярости берсерка», как об особом состоянии, а не профессиональной черте воинов. К этому мы ещё вернемся.

Исчезновение берсерков

Как считают многие историки, исчезновение берсерков было связано с принятием христианства в скандинавских странах. К концу эпохи викингов, потребность в озверевших неуправляемых берсерках ослабла.

Их бешенство доставляло множество проблем мирному населению. А их языческие ритуалы посвящения и вхождения в боевой транс, вызывали ужас и непонимание со стороны многих новоиспеченных христиан. Берсерков стали считать — демонами, творениями дьявола.

В относительно мирное время, в поисках битвы, берсеркеры занимались убийствами и грабежом. Из-за этого и были объявлены вне закона в XI веке. Новых последователей культа Одина не находилось, а все старые берсерки были либо перебиты в бесконечных стычках и потасовках. Либо закрыты за решетку и провели остаток жизни под стражей за жестокие убийства, нападения и зверские изнасилования.

  • Повторюсь еще раз, настоящей исторической информации на данную тему крайне мало. Почти весь материал о викингах берсеркерах является сборником из огромного количества чьих-то теорий, предположений и догадок.

В которых не могут разобраться ни сами историки, ни уж тем более самоназванные эксперты. Все обсуждения на тему викингов берсерков, часто заканчиваются бесконечными спорами.

А на этом у меня все. Большое спасибо за то, что дочитал запись до конца. Надеюсь я смог рассказать тебе что-нибудь новое и интересное — это очень важно для меня. Если понравилось — заглядывай ко мне почаще.

Чтобы всегда быть в курсе новых записей и событий, вступай в наше сообщество Freinheim. Только тебя и ждём. А все остальные записи и разделы моего дневника можешь найти в оглавлении.

Хочешь познакомиться с большим и красочным миром скандинавской мифологии? Узнать много интересного о его богах, существах и легендах? В моём дневнике есть большой раздел северная мифология там я расскажу тебе обо всём.

  1. Миры скандинавской мифологии
  2. Боги и богини
  3. Существа

Запись украшают работы художников:

  1. Caio Monteiro — Berserker
  2. Brenoch Adams — Berzerker
  3. Cristi Balanescu — Berserker
  4. Unknown — Bearskin
  5. Curious — Jordling
  6. Chris Wahl — Vikings Rollo
  7. Ubisoft — Holor For Honor

Кстати, о художниках, я очень люблю красивые и качественные арты рисунки и эскизы. Если ты тоже, то в разделе Северные арты я познакомлю тебя со многими интересными и талантливыми художниками и их работами на тему средневекового севера.

Как переводится корень «бер-» ?

Здесь есть два варианта перевода.

  • ber– в значении «голый» (в последнее время более популярный вариант).

Но рубашка (—serkr) голой не бывает, условное слово типа «голорубашечный» требует суффикса, которого нет. Ближайшие параллели, такие как berskjalda?r – «голощитный» (=«без щита») и berbrynja?r – «голокольчужный» (=«без кольчуги»), – суффиксы имеют.

  • ber– в значении «медведь» (хотя почему-то в массовом сознании, берсерк ассоциируется с волком).

Как переводится корень «-серк»?

Теперь рассмотрим элемент -serkr. Обычно считается, что тут все ясно – «рубашка» или «кольчуга», то есть нагота реальная или фигуральная.

Но есть версия, по которой —serkr имеет также значение некоторого количества шкур (отсюда русское числительное сорок).

Есть и другое —serkr – единственное число от слова serkir – «сарацины», а значит serkr – «сарацин».Формально оно встречается лишь в составе слова Serkland – Страна Сарацинов.

Один раз слова «берсерк» и «Серкланд» даже попадаются в одном тексте.

Отмести слово Serkland как реалию более поздних времен – времен Крестовых походов –  нельзя. Дело в том, что оно упоминается в 6 рунических надписях 1000-1050 годов, а это ведь конец эпохи викингов.

Тогда как трактовать это слово? Вероятнее всего, оно пришло в Скандинавию из ромейского (греческого/византийского) языка, где обозначало арабские народы.

Каково значение слова «берсерк»?

берсерк и медведь

Слово berserkr происходит из древнеисландского языка и не имеет однокоренных слов в других германских языках. Более того: в них оно попадает не ранее XVI века, то есть через полтысячелетия после заката эпохи викингов и берсерков.

Но, тем не менее, проанализируем это слово.  Состоит оно из двух частей, и рассматривать каждую мы будем по очереди.

Кратко о берсерках

Для тех, кто не хочет читать большие и интересные тексты, над которыми я так стараюсь, а просто заглянул за краткой, основной информацией.

  1. Берсерки или Берсеркеры — скандинавские и германские воины, посвятившие свою жизнь битвам.
  2. Главная особенность берсерков — умение входить в боевой транс перед боем.
  3. Боевой транс — это особое психо-физическое состояние, при котором берсеркер не чувствовал страха, усталости и боли.
  4. Три основных перевода с древнескандинавского berserkr:
    1. медвежья рубаха
    2. медвежья шкура
    3. без рубахи 
  5. После окончания эпохи викингов и христианизации Скандинавии, берсерков объявили вне закона. Из за их дикого поведения в мирное время. Большую их часть поубивали в стычках. Оставшихся держали в оковах до конца их дней.
  6. Исторической информации о берсерках очень мало. Но существует огромное количество домыслов и предположений с которыми я тебя и познакомлю.

Лишь предположения

Аннелеен Кооль из Музея естественной истории полагает, что в исследовании слишком много допущений.

«Но так часто и бывает, когда пытаешься раскопать подобные вещи».

Она не уверена, что викинги использовали растение именно в этих целях.

«Викингам было бы трудно добиться таких успехов в военном деле, если бы они были под воздействием наркотиков», — говорит Кооль.

Карстен Фатур и сам подчеркивает, что это, конечно, лишь предположение, основанное на информации из доступных ему источников. Пока что его теория не доказывается никакими археологическими находками.

Возможно, так называемую ярость берсерка вызывало что-то другое. Может, в нее вводили с помощью ритуалов, или она была связана с эпилепсией, психическими заболеваниями или алкоголем.

Массовое убийство берсерков

В сагах сохранилось несколько исландских топонимов, которые могут относиться к эпохе викингов: например, «Могила берсерков» и «Берег берсерков».

Впрочем, названия географических объектов часто несут в себе легенды об их образовании. Например, в саге «О людях с Песчаного берега» есть эпизод о том, как берсерков заставили выполнять тяжелые строительные работы, а затем убили. Отсюда топоним – «Могила берсерков».

Причем, точно такой же эпизод рассказан в главной книге скандинавской мифологии — «Младшей Эдде». Вот только в ней на месте берсерков были великаны. А значит история с их убийством в саге придумана.

В названии «Могила берсерков» берсерки – точно часть мифа.

Еще один топоним, считающийся берсерковским, – «Ястребиное ущелье» или «Ущелье Хауков». Легенда, описанная в четырех сагах, гласит, что в ущелье убили двух берсерков – обоих с именем Хаук. Здесь даже нет слова berserkr, а слово haukr – это просто ястреб. Вся конструкция выглядит искусственно.

Наркотики и стимуляторы не наш путь

Современные войны ведутся в формате непрерывной череды локальных конфликтов, в которых морально-волевые и физические качества бойцов имеют никак не меньшее, а нередко и большее значение, нежели продвинутость систем вооружения. А исторический опыт и вовсе наводит на интересные выводы – на основе открытых в последнее время архивных документов стало ясно, что первитин (он же метамфетамин – основной военный наркотик Третьего рейха) имел как минимум не меньшее значение в успехе стратегии «молниеносной войны» периода 1939–1941 годов, чем прочие составляющие блицкрига, которые обычно приковывают к себе внимание исследователей и широкой публики.

Чтобы снабдить организм человека необходимым для работы набором веществ, надо обогатить рацион питания как минимум десятками, а скорее даже сотнями наименований полезных растений

Однако использование сильнодействующих стимуляторов как во время Второй мировой войны, так и после нее столкнулось с одной и той же неустранимой проблемой: в случае затягивания боевых действий негативные последствия начинают превышать выгоды от их применения.

Причина проста – наш организм устроен так, что не может долго функционировать в «закритическом режиме», существенно превышающем его естественные физические возможности. При прохождении определенного порога пребывания в таком режиме неизбежно наступает обратная реакция в виде разрушения физического и душевного состояния человека. Обойти это ограничение нельзя.

Негласно сложившийся консенсус по данному вопросу можно сформулировать примерно так: стимуляторы рассматриваются как допустимый инструмент понятия боевого потенциала сил специального назначения, операции которых носят штучный характер, а для регулярных войск, тянущих лямку каждый день, их рассматривают как резерв на крайний случай.

В чисто военном смысле ситуацию вокруг стимуляторов можно рассматривать как позиционный тупик – об их возможностях известно всем. И если одна сторона в ходе конфликта прибегнет к массовому использованию данного инструмента, другая может быстро парировать тем же.

Неужели это все?

Конечно нет. Берсерки остаются в художественной литературе. В утешение себе и читателям я предлагаю прочесть замечательную повесть Марии Семёновой «Сольвейг и мы все» из сборника «Викинги» 1993 года.

Там вы найдете историю одного «настоящего» берсерка, вопреки всем источникам, конечно, положительного персонажа. Кстати, он получил свой недуг (а в повести это именно психическая болезнь) – одержимость духом медведя, когда ему пытались «врезать орла».

Нормальная степень превосходства

Есть ли выход из этого тупика? Конечно, есть, и начать следует с постановки задачи, исключив из нее неосуществимую концепцию «быстрорастворимого суперсолдата» из порошка или таблетки, которая корнями уходит в ту же нацистскую идеологию, требующую несопоставимо кратного превосходства «сверхчеловека» над любым противником. Если цели формулировать разумно, то и шансов достичь их становится гораздо больше.

Следующим шагом обратимся к отечественному опыту, а именно к очень удачной советской доктрине «нормальной степени превосходства», которая была сформулирована во второй половине Великой Отечественной и касалась в основном подходов к разработке новых образцов вооружений и военной техники.

В рамках этой доктрины от новых образцов ВВТ требовалось иметь лишь ту самую «нормальную», отнюдь не запредельную степень превосходства над основными образцами аналогичной техники противника. Количественно эту «нормальную» степень превосходства можно примерно оценить в 20–30 процентов по совокупности основных боевых характеристик: действительно отнюдь не запредельно, но при умелом использовании такое преимущество вполне возможно обратить в стратегический фактор и достичь с его помощью решительных результатов.

И если в области военной техники эта отечественная доктрина со всей очевидностью доказала свои преимущества перед нацистской ставкой на всякие несуразные «вундервафли», то почему бы не попробовать применить ее и к вопросам физической подготовки военнослужащих?

Например, поставим задачу таким образом – достичь превосходства в физической форме и выносливости в 20–30 процентов над любым потенциальным противником (без учета сил специального назначения – речь идет только о регулярных войсках), причем сделать это надлежит без вреда для здоровья военнослужащих.

Сформулированная таким образом задача начинает выглядеть уже гораздо более реалистично, чем погоня за химерическими концепциями неутомимых и неустрашимых «суперсолдат». Хотя, конечно, вот так с ходу все равно остается неясным, а как достичь хотя бы таких достаточно умеренных целей.

Отвар из мухоморов

Что-же вот и настало время познакомиться поближе со всем известной теорией применения викингами-берсерками отваров из галлюциногенных грибов.

По теории некоторых историков, вхождение в боевой транс, происходило при помощи отваров из грибов мухоморов.

  1. Сушеные грибы мелко нарезались и измельчались до состояния порошка
  2. Высыпались в подогретую воду или алкогольный напиток
  3. После приготовления викинги употребляли наркотический отвар перед боем и усиливали свое вхождение в боевую ярость.

В пятидесятых годах, якобы проводилось исследование на эту тему. Которое показало что люди после принятие подобных отваров, полностью теряли боеспособность и серьезно страдали из за побочных эффектов.

Поэтому существует догадка, что сам отвар пил только один берсерк. Принимал на себя все побочные эффекты. Остальные викинги пили его мочу, получали действующее вещество, минуя при этом побочные эффекты. Повторяться это могло по нескольку раз.

Откуда появился миф о берсерках?

Современные представления о берсерках – это, во многом, воздушный замок, построенный рядом ученых в XX веке. Причем большинство из них были не узкими специалистами по средневековой Скандинавии, а лингвистами, собирателями фольклора и исследователями мифов.

Яркая идея сверхлюдей, погруженная в антураж древних викингов, привлекала  многих. Один из столпов берсерковедения — Отто Хёфлер, был по совместительству видным нацистским идеологом времен Третьего Рейха.

Он-то и придумал, что берсерки – это члены военных союзов, связанных с культом Одина, возможно, носившие звериные маски (Хёфлер сопоставил их с эйнхериями – воинами, вечно пирующими и сражающимися в Вальхалле).

Как заметил историк Карло Гинзбург, исследовавший связь германской мифологии и нацизма: «Берсерки рассматривались через призму штурмовиков, и наоборот».

Тогда возникает вопрос: а может быть тогда берсерки – миф, который возвеличили в ХХ веке для создания нацистской идеологии? Вот с этим-то мы и попробуем разобраться. Нам нужно сделать две вещи.

  • Во-первых – проанализировать значение самого слова,
  • а во-вторых – изучить, что именно в текстах говорится о берсерках.

Персидский вариант

И, наконец, есть вообще альтернативная этимология слова berserkr от персидского bezrek, bezerk – «огромный», т.е. «великан». Эта версия придает берсеркам дополнительную мифологичность.

Песнь о хабарде и женщины-берсерки

женщина-берсерк

Рассмотрим эддическую поэзию. В «Старшей Эдде» есть упоминание о берсерках в «Песне о Хабарде».Но там фигурирует женский вариант берсерков – bru?ir berserkja.

Это дает две возможных интерпретации:

  • или надо представить зверских женщин-воинов (что навевает мысли о легендарных амазонках и современных воительницах из книг жанра фентези и компьютерных игр),
  • или надо признать, что в тексте это словосочетание – синоним слова великанша.

Толкователи предпочитают второе, так как фабула песни почти не оставляет других вариантов. В ней Хабард (Один) беседует с Тором, который хвастается своей победой над этими существами женского пола.

Между ними возникает спор о том, достойно ли хвалиться победами над женщинами.Кто знаком со скандинавской мифологией, помнит, что отношения у Тора и великанш были напряженные.

Подходящие симптомы

И белена, и мухоморы могут вызывать симптомы, похожие на те, что были у викингов, но, по словам Карстена Фатура, для тех, кто съел мухомор, агрессия не свойственна. С другой стороны, он упоминает случаи, когда растения, родственные белене и содержащие те же вещества, взывали агрессивное поведение.

Анестезирующий эффект белены, вероятно, помогал воинам лучше терпеть боль. Это создавало впечатление непобедимости на поле боя.

Поскольку на следующий день после боя у воинов начинались головные боли и проблемы со зрением, Фатур полагает, что употребляли они именно белену, а не мухоморы, у которых почти нет отложенных побочных эффектов.

Поэзия скальдов и эддическая поэзия

Это не саги, а отдельные стихи и вставки в них, которые считаются более древними, чем основной текст. Полагают, что поэзия, особенно скальдическая, – серьезный источник. Строгая форма текста снижает количество вариаций, и поводом к написанию, как правило, бывают реальные события.

Эддическая поэзия менее достоверна. Она является более свободной формой, где часто встречаются стилизации.

Несколько отрывков из того и другого мы сейчас рассмотрим.

Предположения и домыслы о берсерках

С историческими источниками мы познакомилимь. А теперь я расскажу о не менее интересных вещах. Теориях и домыслах о воинах берсеркерах. Их служения Одину, социальным положением в обществе, военным укладом, внешним видом и жизнью.

По поводу нижеописанных теорий, до сих пор не утихают споры и распри среди знатоков скандинавской истории и мифологии. Но их мы обойдем стороной и просто ознакомимся с интересной информацией.

  • Вся информация, изложенная далее не имеет исторических подтверждений и является догадками, домыслами и теориями историков, экспертов или людей таковыми себя считающими.

Предположения о берсерках

  1. Берсерки посвящали себя богу Одину. Чем больше викинг убивал врагов, тем ближе он сидел к Всеотцу в Вальхалле.
  2. На воспитание берсеркам отдавали детей сирот и потеряшек. Жили берсерки в далёких от поселений лагерях. Где тренировались и воспитывали учеников в мирное время.
  3. Вступительный обряд берсерка — это бой один на один с диким медведем. После победы, воин снимал с животного шкуру и когти. Из которых и делал себе одежду.
  4. Существовали не только воины-медведи, но и воины-волки, их называли Ульфхеднарами.
  5. Берсерки — крупные и хорошо сложенные мужчины. Часто их тела были покрыты руническими татуировками. Длинные волосы и борода — символы принадлежности к животному миру. Единства с природой. Поверх голого тела берсерк носил медвежью или волчью шкуру, голова которой была его капюшоном.
  6. Чтобы легче войти в состояние транса, берсерки пили отвар из мухоморов. И под воздействием галлюциногенных грибов, доводили себя до нужного состояния ритуальным танцем и поклонением Одину.
  7. Берсерки не могли контролировать себя во время боевого безумия. Поэтому среди них часто случались нападения на дружественных воинов и мирных жителей.
  8. Берсерки жили в стороне от общества, потому что люди боялись их непредсказуемого поведения. В набегах, берсерки плыли на отдельном корабле.
  9. Берсеркеры сражались без одежды или в медвежьих шкурах. Предпочитали биться без оружия или использовали проверенные временем топоры и дубины, не доверяя новомодным мечам.
  10. В мирное время берсерки развлекались бесконечными грабежами и насилием в своих же землях. Благодаря этому воины-медведи и стали главными злодеями с скандинавских сказках и ночных страшилках.

Здоровья тебе, дорогой друг. Рад видеть тебя здесь. Меня зовут Гаврилов Кирилл и это не просто приветствие для галочки. Мне действительно очень приятно когда читают мои записи и интересуются моей деятельностью. Я увлекаюсь историей, мифологией и культурой средневековой Скандинавии. А это мой северный дневник Freinheim. Который я наполняю записями на интересные мне темы.

Сейчас я расскажу тебе о берсерках или берсеркерах. Давно хотел сделать подробную запись — помочь интересующимся людям разобраться в этой теме. Викинги берсерки очень интересное и насыщенное явление. Дополненное всевозможными догадками и многочисленными мифами.

Скажу заранее. Исторической информации о викингах берсерках — крайне немного. С ней я познакомлю тебя в начале. А затем, я расскажу тебе о многих не доказанных теориях и предположениях. Спорами, о которых постоянно занимаются историки, эксперты и люди себя таковыми считающие.

Рунические надписи на поминальных камнях

рунический камень

Исследуем дальше. У древних скандинавов был такой обычай: в память о каком-либо событии, либо человеке, воздвигать камень, испещренный надписями. Надписи делали исключительно рунами, к которым отношение было именно как к азбуке.

Рунические камни несут на себе очень ценные сведения. Фактически это письма из раннего средневековья. К тому же — в отличие от берестяных грамот — они гораздо крепче и заметнее.

Из текстов на таких камнях мы узнаем много интересного о реалиях древней жизни,о героях, о походах, но только не о берсерках.

То есть, одно из двух: либо берсерки не были достойны памятников, либо их родственники умалчивали об их сущности. К тому же ссылка на сверхсекретность берсерков не работает – ведь в сагах более позднего времени они отлично известны.

Скорее всего, это не грибы

Фатур — этноботаник в Университете Любляны в Словении. Это значит, что он изучает взаимодействие людей с растениями. Недавно он опубликовал исследование, в котором доказывает, что норвежские воины опьяняли себя растением Hyoscyamus niger, то есть беленой черной.

<![CDATA[]]>Берсерки Викинги | Freinheim | Северный Дневник<![CDATA[]]>

Слово «берсерк»

Неясности с берсерками начинаются уже начиная с их названия. Откуда появилось это слово? Впервые оно упоминается в Старшей Эдде, затем его использует скальд Торбьерн.

Долгое время, до середины XIX века, ни у кого из специалистов не возникало сомнений, что berserkr означает «без рубашки». Однако Свейнбьёрн Эгильссон в своем словаре предположил, что «берсерк» означает «медвежья рубашка». Предположение было охотно принято, хотя никакого альянса между медведями и берсерками в родовых исландских сагах нет. С того времени и пошла путаница.

На образ берсерков повлияли дохристианские преставления об оборотничестве, поэтому перевод «медвежья рубашка» был встречен мифологами даже с воодушевлением. Он открывал им большой простор для интерпретаций. Единства по поводу того, откуда все-таки это слово произошло, нет до сих пор.

Сложное понятие «берсерк»

Одна из главных проблем в этой области — отсутствие однозначного определения слова «берсерк». Если трактовать его буквально, древненорвежское слово berserkr состояло из слов «медведь» «рубаха» («медвежья рубаха», «медвежья шкура»), и, вероятно, указывало на защитную экипировку, которую воин использовал в битве. Об этом рассказывает Каролине Хьесруд (Karoline Kjesrud), исследовательница Музея истории культуры в Осло.

«Это слово часто использовалось, чтобы описать человека с хорошими воинскими качествами, зачастую оно было связано с размерами и другими характеристиками. „Берсерк” мог служить синонимом сильного человека, гиганта», — объяснила она в электронном письме.

Использовалось это слово и в других контекстах. В некоторых случаях его применяли как синоним воина вообще или воинственного пришельца из дальних стран. В литературе Средневековья берсерков наделяли сверхъестественными силами:

«Например, они могут менять облик во время боя, из-за чего их очень трудно победить», — говорит Хьесруд.

Насколько Хьесруд знает, данных о том, чтобы берсерки принимали нечто особенное перед боем, нет. Подчеркивались только их сила и размеры.

Она сомневается, что воины использовали какое-то определенное растение, чтобы одурманить себя и ринуться в бой.

«Белена упоминается в нескольких медицинских описаниях, датированных концом XV века, но только в качестве лекарства, а не как опьяняющее средство. Например, ее использовали как мочегонное. Если бы это растение было известно как обычное опьяняющее средство, применяемое на войне, может быть, мы бы нашли больше свидетельств в средневековых источниках?»

Социальная жизнь викингов

Вся жизнь берсерка была посвящена бесконечным битвам, сражениям и жестоким тренировкам. Как правило, берсерки не имели семьи. В невоенном обществе они были изгоями из за своего дикого поведения и жили где-нибудь на окраине — вдали от общества.

Тот факт что они жили вне общества только усиливал их фанатичность в тренировках и отстраненность от людей. Есть упоминания о том, что даже бойцы дружественной армии обходили берсерков стороной и старались держаться подальше. Чтобы не нарваться на неприятности.

  • Ингвар, возьми двух ребят и сходи за оружием. Не идите вдоль берега — там стоит лагерь конунговых медведей. Обойдите лесом. Обычно они не отходят от своего драккара. Но если встретишь по пути хотя бы одного из этих полоумных — опусти взгляд и обойди. Слышишь, Ингвар, обойди. Не хватало нам еще со своими драться.

Во время походов берсеркеры плыли на отдельном чтобы не избежать внутренних конфликтов.

Великолепнейшая работа словацкого художника Michal Ivan

Тренировки берсерков

На воспитание берсеркам отдавали потерявшихся детей, сирот и прочих беспризорников. Некоторые семьи добровольно отдавали сыновей берсеркерам. Есть мнение, что существовали специальные лагеря, находящиеся вдали от человеческого общества, где жили и тренировались берсерки в мирное время.

Также существует предположение — вступительным обрядом было сражение один на один с диким медведем. Побеждая зверя в бою, новобранец обретал право стать берсерком. Снимал с медведя шкуру которую и использовал в качестве одежды. Вырывал клыки и когти из которых изготавливал ожерелье.

Всё время берсеркеры уделяли тренировкам, которые были очень разнообразные и жестокие. Многие дети просто умирали во время испытаний, это позволяло остаться только самым сильным и умелым. Тренировки посвящались как развитию общей физической силы, скорости и выносливости так и развитию, и контролю боевого безумия, знаменитого неистовства берсерков.

Цветок, известный в истории

Белену действительно использовали в эпоху викингов, рассказывает Аннелеен Кооль (Anneleen Kool). Она работает в Музее естественной истории Осло и изучает, как именно растения использовались во времена викингов.

«Ее часто находят при раскопках захоронений викингов, например, ее нашли во многих местах в Дании, Йорке, Дублине и в российской Старой Ладоге», — написала она в электронном письме Forskning.

Также археологи нашли следы растения в могиле одной ворожеи в Дании, рассказала она.

В разные времена растение использовалось как снотворное, успокоительное, также с его помощью вызывали галлюцинации. По словам Кооль, это растение смертельно ядовито, и его использование не было безопасным.

Белена содержит вещества гиосциамин и скополамин, которые оказывают сильное наркотическое воздействие на нервную систему, согласно статье Музея естественной истории. Если ее семена нагреть, они начинают выделять эти вещества, имеющие анестезирующий и оглушающий эффект. Вероятно, оракул в Дельфах вдыхал дым именно от таких семян.

Ярость берсерка

Главной особенностью воинов берсерков являлась их способность входить в боевой транс перед боем. Часто это состояние называют «ярость берсеркера» или «неистовство». Воины специально накручивали, возбуждали себя перед боем, зверели и приводили себя в бешенство. Перед боем берсерки грызли края своих щитов, вели себя как дикие звери.

Тотемным животным берсеркеров в большинстве случаев являлся медведь или волк. Есть мнения, что тотемных животных было намного больше. О волкоголовых ульфхеднарах или ульфхевдинах я расскажу тебе в небольшом дополнении к этой записи:

Сейчас читают:  Чем резать ламинат в домашних условиях без сколов

Оставьте комментарий