Особенности гигиены в Монгольской империи

Особенности гигиены в Монгольской империи

Что пьют монголы? – общество – новая бурятия

Монголы не пьют воду, поэтому в каждой юрте всегда есть горячий чай или кумыс. Монголы пьют много напитков, в том числе и от погоды.

Зимой в монгольской семье вам предложат чай с соленым молоком (сетэйтай). Он горячий, вкусный и подходит для холодной погоды.

Особенности гигиены в Монгольской империи

Почему к чаю нужна закуска Почему? Потому что это монгольский чай, для туриста может оказаться полной неожиданностью.

В чугунном казане кипятят воду, добавляют чай и молоко до полного приготовления. Затем его заливают молоком или водопроводной водой, после чего кладут соль, поджаренную муку, слегка обжаривают кость бараньего копчика – костный мозг бараньей головы;

Чай с такими ингредиентами часто служит единственной пищей для кочевых пастухов.

На поверхности этого чая плавает тонкий слой жира. Он не содержит сахара. Конечно, лучше один раз попробовать. Хотя для людей со слабым желудком такое чаепитие может быть чревато не очень приятными последствиями.

В Монголии чаепитие – довольно распространенный обычай. Хозяин и хозяйка юрты, несомненно, предложат вам чашку чая, если вы останетесь в ней на некоторое время. Монголы не считают, что для разговора необходим чай. На протяжении всего чаепития царила полная тишина.

В настоящее время это правило практически не соблюдается. Следует отметить, что хозяин юрты или дома, который также является главой семьи, получает первую чашку чая раньше других членов семьи.

Монголы начинают свой обед с чая. Они пьют его до тех пор, пока не созреет ягненок. Хозяйка, принимая чай, протягивает обе руки в знак уважения. Гость должен принять его обеими руками в знак уважения к дому.

В Монголии существует правосторонний обычай. И чаша, и табакерка передаются только правой рукой. И вполне естественно принимать любое подношение правой рукой или обеими.

Весной, когда домашний скот не производит молока или уже умирает на воле, а у вас нет коровы, вам предложат черный чай (har chai). Этот чай похож на молоко, только в нем нет молока.

Особенности гигиены в Монгольской империи

Хярам, пожалуйста. В молоко добавляют соль и щепотку соли. Этот напиток имеет фантастический вкус и очень легкий. Когда на улице жарко, это просто фантастика. Если холодно, это еще лучше.

Особенности гигиены в Монгольской империи

После июня, когда кобылы начнут давать молоко в достаточном количестве, вам предложат айраг. Это ферментированное кобылье молоко. Монголы ждут этого напитка весь год.

Особенности гигиены в Монгольской империи

Иногда вам предлагают чай с молоком и сушеными пельменями (banshai tsai). Этот напиток очень вкусный.

Особенности гигиены в Монгольской империи

Хозяину можно принести молочную водку. Она мягкая и имеет маслянистый вкус. Не пейте ее сразу, постарайтесь насладиться ею.

Особенности гигиены в Монгольской империи

Я не буду много писать о том, что такое молоко и йогурт.

Монголы едят все сорта молока – коровье, кобылье, козье.

Кумыс и водку делали из кобыльего молока, а масло, пенку и варенье – из коровьего. Кобылье молоко считалось чистым, его не кипятили. Другие сорта получали после длительного кипячения.

В любой дом (или юрту) можно приносить различные несладкие йогурты.

В Монголии можно попробовать кумыс или айраг (сырое кобылье молоко долго взбивается), тарага – кипяченое коровье молоко с обезжиренной пенкой, подогретое с помощью специальной закваски.

Источник:quora.com

Что такое иго? И откуда взялось это слово?

Особенности гигиены в Монгольской империи
Римляне под игом. Картина Марка Габриэля Шарля Глейра. 1858 год Musée cantonal des Beaux-Arts de Lausanne

Слово “ярмо” произошло от латинского jugum, что первоначально означало ярмо и собачью упряжь; позднее – рабство. Дело в том, что ярмо представляло собой символическую арку из двух воткнутых в землю копий с двумя копьями внизу: эта символическая арка образовывала своего рода ярмо. Под арку (ярмо) римляне помещали побежденные войска и давали им знак подчинения.

Однако современники “га” не называли так свои отношения с Ордой: они писали о рабстве и унижении. Им было известно слово “иго”, например, выражение “Io Christo”, то есть монашеский постриг.

В сознании людей укоренилось представление о том, что Русская земля была “пленена” и “порабощена” иноземцами в первые десятилетия после нашествия Батыя. Конечно, речь шла не о том классическом рабстве Древнего Рима.

В духе времени и культуры происходило осмысление случившегося – с помощью библейских сюжетов, заимствованных из пророческих книг. А. В. Лаушкин считает, что “наказание Господне свидетельствует об избранности наказанного народа и заботе Бога о его спасении.

Вестник МГУ рассказал о ранних прозрачных Сказки Михаила Черниговского Серия 8. № 6. 1999. Среди прочего уход проявился в том, что согрешившие народы оказались “под игом работы” В. М. Истрина.

Мефодий Патарский и мифические видения Даниила Тексты и исследования. Под игом рабства, М., 1897. Только смирение и вера смогут спасти нас от гнева Господня в этих обстоятельствах.

Книжники, такие как Серапион Владимирский и даже Кирилл, один из самых адекватных авторов, предложили четкую аналогию между “вавилонским пленением” евреев и “ордынским пленением” России. “Многое из того, что Я приготовил для народа Вавилонского” – это то же самое (заимствовано у пророка Езекии), только без рабства.

Польский летописец Ян Длугош впервые использовал слово “иго” в 1479 году. В своей “Хронике славного королевства Польского” Длугош использовал выражения “ярмо варваров” и “поместье рабства” для описания правления Ивана III.

” Татарское иго” впервые было использовано в “Синопсисе” Иннокентия Гизеля (первое издание – Киев, 1674 год). В России этот светский учебник был очень популярен, и именно оттуда “иго” было перенесено в “Историю государства Российского” Николая Карамзина.

” Последний летописец, или Две жизни Николая Карамзина” – так называется книга историков Натана Эйдельмана и Исаака Зеланда. Он также использовал этот термин исключительно в светском смысле; для него “свержение ига” – синоним свободы отечества.

” Наконец-то мы видим, что Москва ставит цель многолетних усилий Москвы: свержение ига – свобода отечества”, – перечислял он, запятая за запятой, в своей истории. И хотя для него “иго” было лишь художественным эпитетом, а не научным термином в историческом лексиконе – именно с этой публикации оно прочно вошло во все исторические словари отечественного исторического обихода.

. Его популярность можно объяснить тем, что с конца XVIII века русские, обладающие чувством национальной гордости, требовали от правительства и населения объяснений, почему их страна не является частью Европы. Идея “ига” – столетнего рабства, навязанного извне, – позволила им ответить на это с наибольшими затратами и найти дополнительные оправдания национальной гордости.

Лучше всего это сформулировал Пушкин: “У России была высокая судьба. Ее бескрайние равнины поглотили силу монголов и остановили их нашествие на самом краю Европы; варварские народы, оставшиеся в силе, вернулись в степи своего востока.

В двадцатом веке этот дискурс активно поддерживал Иосиф Сталин, который собственноручно вписал слово “иго” во второй советский учебник истории под редакцией профессора Шестакова. В ЦК историки должны ссылаться на положения книги Карла Маркса “Разоблачение дипломатической истории восемнадцатого столетия”.

Но хотя большинство современных исследователей согласны с тем, что термин “иго” (как и рабство) не самый удачный для русских отношений второй половины XIII-XV веков), они продолжают его использовать. В силу сложившейся традиции, сформировавшейся под влиянием древнерусского книжного восприятия и риторического высказывания Карамзина.

Лошадкам татаро-монгол кушать было нечего?

К вопросу о том, что могли жрать лошади монгольского войска во время путешествия по южно-сибирским окраинам. А то некоторые говорят, что кушать там животинкам нечего.
Автор – Особенности гигиены в Монгольской империиmetafor7_1

В третий раз наткнулся на статью о монгольских турлучных лошадях. По словам биолога Лексутова, который якобы нанес на карту места татаро-монгольского похода в нашу область и исследовал их наземные передвижения из сердца Азии в наш регион, везде, где они проходили, были альпийские леса, что делало невозможным для монгольских лошадей пережить этот путь.

Задумывался ли С. А. Лексутов, как переселенцы попадали в Сибирь из Сибири и во времена Екатерины Великой? Железных дорог и авиации тогда не было, а виманы гиперборейцев были спрятаны где-то на чердаках Ватикана.

Цитирую книжку для переселенцев в Сибирь. Если земледельцы куда-то переселяются, то рассчитывают они сразу же приняться за обработку земли (а чем питаться, если не посеешь, не посадишь?). Потому в основном направлялись не в леса, а туда, где можно было в первый же год пахать и сеять. С учётом этого и говорится
Особенности гигиены в Монгольской империи

И, хотя всё переселение разсчитано на перспективу, всё-таки ближайшее время тоже продумано
Особенности гигиены в Монгольской империи

Чтобы в первый же год прокормиться своим трудом нужны не леса густые, а,  в основном, луга и степи. Народу-то едет много:
Особенности гигиены в Монгольской империи

50 тысяч – цифра средняя и включающая не всех, но подушно (в том числе и детей, и стариков). Это – мирное время, а не военный поход, двигались медленнее. Если приезжие не на лошадях добирались, то лошадей приобретали на местах. Значит, там лошадки уже были, специально разводились и чем-то кормились. Но, читаем дальше
Особенности гигиены в Монгольской империи

Особенности гигиены в Монгольской империи
Особенности гигиены в Монгольской империи

Обратили внимание на пути следования и расселения? Если уж мирные переселенцы могли мигрировать по этому маршруту, что мешало проследовать войскам татаро-монгол? Что мешало им не в одну линию двигаться, а разделиться и идти разными путями?
Особенности гигиены в Монгольской империи
Особенности гигиены в Монгольской империи

Лошади уже паслись за пределами Оренбурга. Вы думаете, до Оренбурга не было травы? Пастбища были, но у них не было земли.

В таком случае, почему нынешние альтернативщики, считающие себя такими умными, отрицают ум азиатских кочевников и тот факт, что они знали обо всех проблемах военных кампаний? Они могли спланировать всю специфику (и материалы) и сделать необходимые запасы.

Не отвлекаясь от темы кормов для лошадей, приведу для информации немного сведений из отчетов ботанических и почвенных экспедиций (да-да! в дореволюционное время существовали экспедиции по изучению растительности азиатской части России).

В частности, вот как выглядела растительность водосбора Чулым-Чичкаюл.

Особенности гигиены в Монгольской империи

Такие экспедиции проводятся уже не первый год. Государственный подход. А что мешало монголам развивать разведку по маршруту движения будущей армии? Вы думаете, Чингисхану вечером пришла в голову идея завтра отправиться на охоту? “А утром он собрал войско и поскакал дальше?” И прямо в Рязань? Куда укажет правая пятка коня.

Монголы, чтобы поставить русских на место и выяснить их условия, собирались с булгарами в течение пяти лет. То есть они были рядом. И не далеко! Сколько времени им понадобилось от тех же булгар? Напомню, что монголы завоевали Бухару и Самарканд. Они захватили часть Индии и Армении.

Монголам не нужно было тащить с собой все с начальной точки своего вторжения. Конечно, они брали с собой самое необходимое из дома. По пути они восполняли потраченное. Они пополняли запасы на захваченных территориях. Одна только территория Волжской Булгарии чего стоила.

Например, сибирские переселенцы. Кроме того, они покупали их у местного населения, а не собирали дань. Кроме того, ни одна из их лошадей не была из Монголии.

Можно было бы написать и о количестве лошадей в татаро-монгольском войске. Миллион голов, пожирающих всю растительность и деревья по пути следования. Смотрите видео внимательно и не обманывайте ни себя, ни других.

Монголы в быту и в бою. завоевательные походы бату-хана

Монголы в быту и бою.

Не только у монголов было очень мало описаний быта и обычаев из сочинений их современников.

Вот описание, оставленное ученым архидиаконом Фемой из Сплита. Эта публикация ценна не только тем, что Фома был очевидцем событий.

Те люди, которые ниже вас ростом и имеют очень широкую грудь. Внешность их ужасна: лицо безбородое и плоское, нос тупой; маленькие глаза расположены на расстоянии нескольких шагов друг от друга. Другие, как я уже говорил, непроницаемы для холода и влаги; шлемы сложены таким же образом. Вооружены они кривыми саблями, колчанами и стрелами в четыре пальца длиной. Черные или белые знамена носят пучки конских волос. Их лошади, хотя и небольшого роста, выносливы; они способны преодолевать большие расстояния без седла – даже в таких условиях их не останавливает трехдневный напряженный галоп. А о пище своей люди не очень заботятся, как будто живут от самой суровости своего воспитания: едят хлеб, а пьют – кобылье молоко (кумыс) или кровь С собой они ведут большое количество пленных. Если кого-нибудь из них убьют, то хоронят сразу без гроба. Но им приходится пересекать большие реки на своих мохнатых хозерах (надутых воздухом) и лодках. Палатки могут быть сделаны из ткани или кожи. И хотя они многочисленны, в них нет ни ропота, ни ссор – они стойко переносят страдания и упорно сражаются”.

На мой взгляд, описания монголов современными историками и исследователями заслуживают внимания.

С. М. Соловьев описывает монголов, основываясь на путевых заметках Дж. экио Плано Карпини и В. Рубрука: “Сделаем все, чтобы выиграть чемпионат мира”.

Новая колония имела необычную внешность: большие глаза, больше, чем у других племен; маленькие носы, узкие скулы с узкими глазами – вот отличительные черты их внешности. Татарские жены имеют столько жен, сколько могут содержать: они не берут для себя мать и сестру от одной матери. У них есть круглое жилище, в котором уложены хворост и жерди; сверху есть отверстие для освещения и выхода дыма. Некоторые из этих юрт легко разбираются и укладываются на телеги, другие нельзя даже разобрать на телегу – они все время ездят за ними. Их главное богатство – домашний скот: верблюды, быки и козы. Они верят в единого бога, создателя всего видимого и невидимого. Но они не молятся этому богу и даже не почитают его, а приносят жертвы другим богам, сделанным из разных материалов в виде людей или поставленным против дверей юрты: под этих идолов они кладут изображения манекенов. Они также поклоняются своим умершим ханам; почитают солнце, луну, воду (и землю). Они придерживаются различных суеверных традиций, например: считают грехом прикоснуться к стрелам ножом или плетью. Ловля и битье молодых птиц считается большим преступлением – это нарушение правил поведения в обществе из-за непонимания окружающих; убийство человека – грех для всех живых существ (включая женщин). Они верят в будущую жизнь, но считают: когда они умрут, то будут жить так же, как и на земле. Они сильно верят в гадания и чары, также считают: огонь очищает все. И поэтому иностранных послов с подарками сначала проводят между двумя линиями огня, чтобы они не могли принести хану никакой беды. Татары – единственный народ, который так преданно и почтительно относится к своим вождям. Они редко ссорятся друг с другом, никогда не воюют, у них нет воров, поэтому их юрты или кибитки никогда не запираются в степи. Они общительны между собой: помогают друг другу в нужде, воздержанны в делах (но некоторые из женщин тоже), но иногда им приходится пить водку после того, как ей становится слишком жарко). Воры есть только среди местных азиатов – это те же цыгане со всего мира! Описав хорошие качества татар, западный путешественник минорит Джон Плани-Карпини переходит к плохим. “Мы видели при дворе хана великого князя Руси Ярослава – сына царя Грузии и многих других правителей; ни одному из них не были оказаны должные почести, приставленные к ним татары всегда занимали перед ними первое место”, – пишет он в своем блоге на Гизмочине Trends of the World Reporter (Gramington Post).

А. Венков и С. В Деркач: «

Монгольские мужчины от 14 до 60 лет вступали в армию /./ При переходе из части в часть вход был запрещен, каждый воин знал свое место и свою роль.

Оборонительное и наступательное вооружение монголов менялось по мере расширения границ империи или завоевания новых территорий. Монголы в большинстве своем носили коническую шляпу с отвернутыми раздвоенными полями – ушанками (наушниками). Шапка подбивалась мехом лисицы или рыси и могла использоваться в качестве подушки при движении каравана из города к реке через реку Уллахун Рукава были широкими, до локтя. У женщин под халатом был короткий рукав. Монголы носили широкие штаны, кожаные сапоги без каблуков и меховые шубы. Зимой шубу могли натягивать и надевать.

На лошадях была развернута вся монгольская армия. В зависимости от кавалерии различали легкую и тяжелую кавалерию.

Единственный способ, которым татаро-монголы когда-либо изображались, – это стая кочевников в шкурах, летящих и улюлюкающих. Кочевники в Центральной Азии исторически обладали чрезвычайно тяжелыми доспехами. Древние рисунки седьмого и восьмого веков были обнаружены в Монгольском Алтае.

Оружие нападения: лук, топор и сбруя.

Основным оружием был лук, который был довольно дальнобойным. У некоторых воинов было два лука – большой и маленький. Стрелы делились на легкие с небольшим острым наконечником для стрельбы по близким целям и тяжелые – по средним. Стрелы имели орлиное оперение.

Богатые воины использовали изогнутые, односторонние, остроконечные “мечи” (как их называет Карпини) в качестве своего клинкового оружия.

Монголы использовали как обычные копья, так и крюки для стягивания противника. Монгольские воины держали копье обеими руками, сидя боком в седле. /./

Монголы широко использовали различные военные машины. Очевидно, “по” и “шивайгоу”, которые метали горшки с греческим огнем.

Сами воины отличались тщательной подготовкой и высоким уровнем выносливости. С четырехлетнего возраста монгольский мальчик проходил обучение обращению со стрелами. Монголы могли дремать в пути, сидя в седле. Эти переходы заслуживают уважения. Они преодолели 600 миль за 9 дней, в том числе 180 миль по глубокому снегу и 120 миль без остановок для еды. Они ели крыс, лошадей, собак, волков и лисиц. Затем они клали их в рот. Некоторые источники утверждают, что они занимались каннибализмом. /./

Монголы были отличными разведчиками, агитаторами и дезинформаторами. Военные учения начинались со сбора информации: изучения слабых мест противника, климатических условий, характера будущего театра военных действий. В это время проводились мероприятия по подкупу противника, распространению слухов и подбору заинтересованных лиц.

Перед маршем всевозможные военные подразделения были проверены на наличие оружия и его исправность.

При марше армейская разведка должна была находиться на передовых позициях. Передовые войска продвигались вперед на 70 верст, а боковые дозоры прикрывали местность на такое же расстояние. Вездесущие передовые отряды расшифровывали расположение противника и прикрывали отход войск. У противника создавалось впечатление, что он окружен и монголы повсюду.

Основные отряды придерживались правила “двигаться отдельно, сражаться вместе”. Кавалерийские колонны шли отдельно, но поддерживали постоянную связь посредством дымовых сигналов. Противник, казалось, не знал о реальных силах армии и ее положении. Бывали случаи, когда армия отступала несколько дней без подготовки и не показывая своих реальных сил.

Если дело доходило до битвы, то обычным формированием было сложенное построение сотен человек.

Первые два ряда составляли сотни тяжелой кавалерии, за ними в три ряда следовали сотни легкой кавалерии.

Отряд особого рода постоянно беспокоил фланг противника. Британские солдаты, вступив в бой с основной массой войск в центре города. Сотни легкой кавалерии выдвинулись вперед и начали обстрел противника. Если враг атаковал, артиллеристы не прекращали огонь и отступали через промежутки за сотнями тяжеловооруженной кавалерии, которая встречала врага копьями. Продолжая этот маневр, враг смог на некоторое время отступить, пока не был достаточно измотан. В это время по сигналу, который подавался поднятием черного или белого флага (ночью), фонарей и т.д. Общая атака начиналась барабанным боем в присутствии верховного главнокомандующего.

Очередная атака тяжелого отряда и скачущих за ним легких сотен смяла врага. Монголы так и не смогли полностью окружить врага, предоставив ему “золотой мост”. Враг, потеряв надежду на бегство и отступление – останавливался. Монголы и тогда преследовали до тех пор, пока была возможность. /./

Отступление происходило только по приказу свыше. Железная дисциплина не позволяла солдатам отступать без приказа. Круговая порука наказывала все десятки за отступление одного солдата.

Несколько слов об исключительной, на мой взгляд, монгольской лошади. Писатель Ж. Болдбаатар рассказывает:

Как в повседневной жизни, так и в бою монгольская лошадь и монгольская кобыла стали одним из источников неслыханных ранее побед. Монгол той эпохи “всю жизнь прожил верхом на лошади и вырос на лошади”.

Он вторит бурятскому исследовательу Я. Халбаю:

Кочевник сидел на лошади с детства до старости. Монгол и его лошадь были единым организмом.

Зимой температура в Монголии опускается до -50oC, а летом поднимается выше 40oC. Порода образовалась из породы лошадей с крупной головой, короткой шеей и длинными ногами. Эта лошадь может питаться на пастбище круглый год. “Высота монгола в холке колеблется от 122 до 130 см. Это идеальная лошадь для длительных походов и завоеваний”.

Если бы у монголов не было уникального коня, который плавал в воде как рыба, и быстрого ветра, они не завоевали бы полмира.

Вышеупомянутая информация приводит нас к выводу, что монголы тринадцатого века были призваны сражаться и покорять.

Особенности гигиены в Монгольской империи

Напиток великого монгола – алкохакер

Арака, творение Востока, вошла в его пределы из Ирана около 300 лет назад вместе с торговцами или монголами.

В каждой восточной стране существуют свои традиции изготовления и продажи таких изделий. В Монголии, Казахстане и Кыргызстане арак на 30% состоит из кумыса.

Напиток Чингис-хана

В Таджикистане и Бурятии арак называют “тарасун”, что означает молочная водка, в Чувашии – “кумыш” (от “циребун”), в Осетии – “царевна”.

В основе алкоголя лежит сыворотка коровы, кобылы или верблюда, в зависимости от природных условий и экономической системы. Производство молочной водки – сложный и материалоемкий процесс. Из 10 ведер айрана (кислое молоко, йогурт) получается только одно ведро араки. Молочная водка – редкий и дорогой продукт.

Приготовление национального напитка у бурят в юрте
Приготовление национального напитка у бурят в юрте

Как пить напиток?

Арака чаще всего разливается в бутылки после приготовления. По вкусу арака напоминает спирт, разбавленный теплой водой с легким дымным привкусом.

Арыка (9-11%), орзо или хорзо (20%), хондро (42%). Монгол перегоняют пять раз, крепость последнего превышает 30%. Жидкость, полученная после третьей-пятой перегонки, считается ядом и используется только в качестве лекарства.

При соблюдении нормы (не более 30 мл в течение дня) арака приносит пользу организму: лечит желудок, верхние дыхательные пути и улучшает иммунитет.

Меньше – значит больше, но это более мягко.

Мифы и тайны окружают происхождение араки, молочного напитка с туманным прошлым.

В архетипе сочетаются следующие элементы: 1) пары быстро текущей воды (этот элемент придает человеку легкость в движениях); 2) цветы растительных трав, вызывающие румянец на лице; и 3) пламя огня. Человек может обжечься вином или отравиться им). 4) узел конских пуделей – человек приобретает быстроту движений), 6) мерцание воздуха (“пьяный человек ведет туманные необдуманные разговоры”). 7) мозг барана “шипит”, 8) бешеная собака пускает слюни (“пьяный сходит с ума!

В мифологии существует двойственное отношение людей к питью араки. В зависимости от того, сколько человек пил. Чингисхан запрещал пить только три чашки араки (характерно, что сейчас эти четыре чашки считаются обязательными). Он говорил: “Чем меньше ее пьешь, тем вкуснее она становится”.

Чингис-хан
Чингисхан

Многолетняя традиция пить араку, тот особый запах и особый градус переживания были наиболее характерны для молочной водки.

Сейчас читают:  Чем резать и сверлить столешницы из искусственного камня? - Stone&Furniture

Оставьте комментарий