Святой Грааль: самая красивая легенда

Святой Грааль: самая красивая легенда

Легенды. святой грааль.

Содержание.

1. Грааль: начала легенды

2. Грааль с небес

3. Грааль из Шамбалы

4. Грааль и христианство: в поисках реликвии

    4.1. Гластонберийская чаша.

    4.2. Блюдо «Сакро Катино».

    4.3. Чаша из Нантеоса.

    4.4. Серебряная чаша из Антиохии.

    4.5. Валенсийская чаша: Грааль, признанный Ватиканом.

5. Отто Ран, катары и крепость Монсегюр.

6. Росслинская часовня — карта Грааля? 

1. Грааль: начала легенды

    Святой Грааль уже два тысячелетия является важнейшей религиозной святыней христианского мира. Таинственная чаша (или блюдо), согласно западноевропейским легендам, реликвия некогда обретенная, но затем вновь утраченная. Одна из распространенных версий гласит, что из чаши Грааля Иисус Христос вкушал на Тайной Вечере, а после Его мук на кресте именно в эту чашу Иосиф Аримофейский собрал кровь распятого Спасителя. Иосиф Аримафейский сохранил чашу и привёз её в Британию, по одной из поздних версий в Гластонберийское аббатство.

Впервые Грааль упоминается в нескольких древних источниках и, хотя его описания сильно расходятся между собой, — в одном источнике это блюдо на котором волшебным образом появляется пища, а в другом это светящийся камень, — оба они подчёркивают некую сверхъестественную силу, которой обладает этот предмет.

    Только в последующие века люди станут верить, что это чаша, в которой находилась кровь Христа. Испивший из этого сосуда, обретёт бессмертие, различные блага и получит прощение всех грехов.

В основе христианской версии, судя по всему лежит апокриф о прибытии в Британию Иосифа Аримофейского. Но есть и другие гипотезы о возникновении легенды о Граале. Одна из них уходит корнями в мифологию древних кельтов, другая связана с древней восточной мифологией, третьи считают, что Грааль, — наследие некоего тайного оккультного общества, основанного в незапамятные времена, сокровенные знания которого передаются из поколения в поколение.

Но чем бы ни был Грааль, — священной чашей, магическим камнем или некой другой драгоценной реликвией ищут его уже на протяжении многих веков.

Есть даже несколько чаш и блюд, хранящихся в разных монастырях, которые претендуют называться Святым Граалем, но до сих пор доподлинно неизвестно где следует искать истинный Грааль, — является ли он предметом материального мира? Или, быть может, Грааль это символ духовного возрождения?

Так что же такое Грааль? Этот, казалось бы, простой на первый взгляд вопрос вовсе не так прост, как кажется и на него никто не даст однозначного ответа. Существует много версий того, чем на самом деле может быть Грааль.

Само слово «Грааль» является производным от старофранцузского «фа-даль» (латинского «градалис») и переводится как «широкий с углублением сосуд, в котором подается изысканная пища». Однако если быть более точным, то название Грааль происходит из окситанского языка от слова gresal, или greal (от gre — песчаник для керамического производства) и буквально означает «каменная ваза». Но так как слово Грааль в окситанском языке имеет несколько значений, то оно может быть переведено совершенно по-разному, — либо как «сосуд» в том числе в значении «сосуд содержащий царскую кровь» либо как «камень», при одинаковом звучание и произношение. Таким образом, уже само по себе название, вносит некоторую путаницу.

Так как слово Грааль имеет разные написания, то перевод тоже разнится. В одних источниках слово может быть переведено как «волшебный котёл», в других как «царская» или «истинная кровь», а например, у автора «Книги о короле Артуре и о его доблестных рыцарях Круглого стола», Томаса Мэлори, — получим перевод «святая кровь». Отсюда возникла ещё одна сравнительно новая гипотеза о существовании «семьи Грааля», — то есть людей связанных кровными узами с Иисусом Христом.

Согласно христианским догмам, Грааль появился примерно в то время когда жил Иисус, но помимо этого есть и другие, дохристианские, намного более древние легенды, в которых упоминается предмет похожий на Грааль.

Так, например, для христиан это Священная чаша или по одной из версий блюдо. На Востоке, — это камень мудрости, а согласно древним дохристианским мифам, это очень сильный магический предмет, например в кельтской мифологии одно из значений слова Святой Грааль может быть переведено как «волшебный котёл возрождения» (известный также под названием кельтского Грааля).

В христианстве чаша для причастия, потир, является важным атрибутом и применяется в обрядах богослужения, с первых дней существования христианской церкви. Однако название Святой Грааль стало широко известно в Европе лишь в 12 веке. Виной тому послужила поэма одного уже известного в те времена своим современникам французского поэта Кретьена де Труа, автора поэм о короле Артуре. Поэма называлась «История Грааля» и он начал писать её в 1182 году, вскоре после возвращения из Святой земли одного прославленного крестоносца, у которого Кретьен де Труа состоял на службе. По словам поэта, рыцарь предоставил ему материалы, о Граале взятые из книги, которую он добыл в 1177 году на Святой земле. К сожалению, поэма о Граале не была завершена в связи со смертью её автора.

В поэме рассказывается о приключениях и странствиях молодого и наивного юноши по имени Персиваль. Он жаждет стать рыцарем и чтобы испытать своё мужество отправляется в лес, где встречает двух рыцарей короля Артура, которых он сначала принимает за ангелов. С этих пор молодой Персиваль готов всюду следовать за ними. На его пути встречается много опасностей, и он испытывает различные приключения, самое необычное из которых связано с Граалем.

Странствуя, Персиваль прибывает в опустошенную «содеянным злом» землю. Это была безжизненная земля, на которой ничего не растёт и все женщины тут вдовы, а дети сироты, потому что не осталось в этих краях ни одного рыцаря способного защитить их от зла. Правит этим проклятым местом король по прозвищу Король-рыбак, — хранитель таинственного волшебного предмета, — Грааля. Над королем, как и над землями подвластными ему тяготит страшное проклятие. Ему приносит неимоверные страдания загадочная болезненная рана. Исцелить её может лишь юный герой с чистым сердцем и благородной душой. Но для этого он должен задать нужный вопрос: «Кому служит Грааль?».

Король-рыбак приглашает юношу в свой замок, чтобы тот отдохнул, поел и как он надеется, задал вопрос о Граале, тем самым, сняв проклятие с королевства и избавив его от мучений. Во время ночного ужина мимо стола рыцаря проходит странная процессия, которую замыкает дева несущая таинственный светящийся сосуд. Пораженный Персиваль смотрит на него… и молчит.

Проснувшись на следующий день, он видит, что замок опустел. Персиваль покидает эти места с тяжёлым сердцем и лишь позже в своих странствиях он узнает, какую ошибку совершил, — перед видением самого желанного и мистического предмета во Вселенной он оробел и лишился языка. Стоило ему тогда лишь задать вопрос, и Грааль осыпал бы его всеми своими благодатями, а с Короля-рыбака и его королевства было бы снято проклятие. Пристыженный своим молчанием Персиваль много странствует и совершает доблестные деяния, однако ни одно из них не приближает его к Божественной благодати обещанной Граалем. Проходят годы, — забывшись, он всецело посвящает себя сражениям.

Для многих искателей Грааля это не просто красивые легенды, а скорее исторические документы, приукрашенные поэтом. Так, например мифическая история о Персивале удивительным образом похожа на судьбу короля Англии и Франции Ричарда I, более известного как Ричард Львиное Сердце. Казалось, что крестовый поход Ричарда, как и поход Персиваля в легенде о Граале, потерпел полный провал. Однако в легенде о Граале есть счастливый финал, но был ли он у крестоносцев Ричарда, удалось ли им овладеть тайной Священного Грааля?

В легенде, по прошествии многолетних странствий, уставший и отчаявшийся Персиваль находит приют у отшельника. Он объясняет Персивалю, что Грааль на самом деле следует искать не в мирской жизни, но в своей душе. Тайны Грааля может постичь лишь тот, кто покаялся в своих грехах и чист сердцем. Персиваль погружается в размышления и молитвы, он отвергает мирскую жизнь и очищает свою душу. Затем его отводят в замок Грааля. Там он наконец-то задаёт правильный вопрос, — Король-рыбак исцелен, а в мире вновь торжествует праведность. Сам же Персиваль становится хранителем Грааля.

Как и Персиваль, Ричард отчаявшийся в своём крестовом походе узнаёт об одном отшельнике, — человеке который много лет прожил в пещере и которому молва приписывала дар пророчества. Он отправляется к нему и находит старца при смерти. Ричард, наконец, задаёт свой вопрос, который мучает его уже долгие годы, — сможет ли он искупить свои грехи, завоевать Иерусалим и вернуть священные реликвии христианства находящиеся в руках язычников-мусульман? Мудрец отвечает ему: «Твои грехи будут прощены, и ты отчистишься от скверны, но для этого ты должен оставить Иерусалим. Было пролито достаточно крови и город никогда не покорится тебе, — сейчас неподходящее для этого время». Затем отшельник достал из-под камней в глубине пещеры какой-то предмет и отдал его Ричарду. По одной из версий это был обломок креста Господня, а по другой — Священный Грааль. Потрясенного Ричарда захлестнули эмоции. Он несколько дней провёл рядом с отшельником, пока старик не умер, а уже через несколько месяцев, он прервал свой крестовый поход и вернулся во Францию, где вновь занялся делами своего королевства.

Что ж, возможно Ричард наконец-то нашёл свой Священный Грааль, — он примирился с Богом и с самим собой. И хотя жить ему оставалось немного, — вскоре он был смертельно ранен стрелой в плечо, Ричард пишет письма своим многочисленным врагам, которыми он обзавелся благодаря жестоким деяниям, — он раскаивается в содеянном зле и умоляет их о прощении. В конце-концов он причастился и 6 апреля 1199 года умер, судя по всему почив в мире. Сразу после смерти слава о нём стала столь велика в народе, что вскоре распространилась за пределами Англии и Франции по всей Европе, а затем и по всему миру. Ричарда Львиное Сердце, как теперь его называли, барды восхваляли в своих песнях, а молодые рыцари во всём пытались быть похожими на отважного короля-крестоносца. Слава о нём пережила века, жива она и ныне. Если Ричард и нашёл Грааль, он получил обещанное им бессмертие, ведь как гласит известная народная мудрость: «Человек жив, пока его помнят».

2. Грааль с небес.

Происхождение Грааля окутано мистикой. Может ли Грааль быть древнее христианства? Это возможно, ведь испокон веков в мире существовали мистерии, — тайные мистические, религиозные, философские и научные общества. Адепты этих обществ, как правило, состояли из выдающихся людей своего времени, — образованных, развитых духовно и наделенных мудростью. Это и не удивительно, так как в задачу подобных людей вменялось сохранение древних сакральных знаний о природе ближнего и дальнего Космоса, о сущности мира духовного и материального, природе вещей и человека. Этими глубоко законспирированными организациями делалось всё, чтобы тайные знания не попали в руки какого-нибудь дилетанта, но были сохранены и переданы внутри общества его посвященным членам.

Определённые знания во все времена давали их обладателям некоторую власть и могущество. Древние мистерии обладали такими знаниями и внесли значительный вклад в становление человечества. Эти общества были не только хранителями знаний, но и самого человечества, оберегая его от упадка, деградации и возможного вырождения, они способствовали развитию цивилизаций. Именно они являлись вдохновителями некоторых глубокомысленых доктрин и религий, — созидательных идей которые затем распространялись среди народов.

Источник этой мудрости и выдающихся знаний, который содержал в себе великие вечные истины материальных и духовных миров, никогда не открывался посвященными. Тем не менее, упоминания о неких сакральных предметах силы, встречаются у разных народов с самых древних времён. Возможно, что одним из таких источников был Грааль.

Шли века, безжалостное время и кровопролитные войны никого не щадили и многие мистерии погибли или распались, а память о них была практически стёрта со страниц истории. Но были и такие, слава о которых пережила века. В их числе египетские мистерии Озириса, Изиды и Сераписа, Орфические, Элевсинские и Вакхические мистерии Греции, мистерии друидов Британии, Ирландии и Северной Франции, скандинавские мистерии Одина, Каббала и мистерии ессеев в Иудеи, персидские мистерии Митры которые приобрели огромное влияние в Древнем Риме в первых веках нашей эры и мистерии Иисуса Христа во многом схожие с мистериями Митры и вскоре окончательно вытеснившие их.

Степеней посвящения в мистерии было несколько. Они зависели в первую очередь от объема и секретности знаний, которые передавались посвящаемым. Условно можно выделить три степени посвящения.

Третья, самая низшая степень посвящения была доступна всем желающим, поэтому такие мистерии были самыми многочисленными, однако степень посвящения в знания на этой ступени была самой низкой. Яркими примерами таких мистерий являются мировые религии, такие как христианство, буддизм и ислам. От посвященных требовалось совсем немного, — соблюдать простые обряды и участвовать в символических ритуалах, а сама церемония посвящения была простой, — например у христиан достаточно было пройти обряд крещения водой.

В мистерии второй степени или малый круг уже посвящалось куда меньшее количество избранных людей. Им уже были доступны более сокровенные знания и секреты.
Однако все эти знания были ничем по сравнению теми тайнами, которые открывались посвященным в высшую, первую степень секретности. Лишь самые достойные и преданные адепты из малого круга, доказавшие там свою полезность и состоятельность могли претендовать на посвящение в высшие степени мистерий. Как правило, помимо сложных экзаменов им требовалось пройти смертельно опасные ритуальные испытания, доказывающие их непоколебимость и решительность в выборе.

Зато те, кто успешно проходил испытания и был посвящен в высшие степени мистерий, получал доступ к сакральным знаниям человечества и становился их хранителем. Эти знания не раскрывались непосвященным без особого на то разрешения. Однако, все же иногда знания «уходили в мир», когда посвященные считали, что настало для этого время и цивилизация готова принять их.

Среди этих посвященных, которые когда пришло нужное время раскрыли некоторые тайные знания, были такие великие учителя и наставники человечества как Будда, Рама, Мухаммед, Иисус Христос, Моисей, Пифагор, Гермес Трисмегист, Орфей и многие другие, менее известные.

Неотъемлемой частью всех мистерий были символы, — особые тайные знаки, геометрические и образные. Они служили как для посвящения в мистерии, так и для общения внутри общества. Эти тайные знаки и символы содержали в себе смысл понятный для посвященных, но сокрытый для профанов. Чем выше и секретнее были знания, тем более сложные применялись символы, и лишь посвященный обладавший определенной мудростью и допуском к этим знаниям мог расшифровать их. Некоторые ученые склоны считать язык символов универсальным Вселенским языком общения, языком будущего. Однако подобные языки появились задолго до компьютеров и полётов человека в космос, — они использовались древнейшими цивилизациями Земли, например в Древнем Египте.

Символы и мистерии тесно связаны и с Граалем. Чтобы это понять, нам вновь придётся вернуться в эпоху Средневековья, в ту эпоху, когда Грааль стал широко известен в массах благодаря бардам и поэтам, воспевшим его в своих произведениях.

Вскоре после выхода «Истории Грааля» Кретьена де Труа, свет увидела поэма Вольфрама фон Эшенбаха, под названием «Парцифаль». Произведение получило широчайшую известность в Европе, и показала Грааль в несколько ином свете. Для нас особенный интерес эти поэмы представляют потому, что и Кретьен де Труа и Эшенбах, в своих произведениях ссылаются на некие первоисточники, то есть фактически они заявляют, что их поэмы основаны на реальных событиях.

Вольфрам фон Эшенбах утверждал, что он черпал сюжет для своей поэмы из книги своего учителя Киота из Прованса, «мудрого мага» как он его ещё называл. Последний же получил эти, как он утверждал, древние и сакральные знания от своего наставника-мусульманина, восточного мудреца, мистика и астролога коему был ведом секрет звёзд, Флегетаниса, автора трактата о небесной войне ангелов, который был потомком самого Соломона Мудрого.

Ещё одна интересная деталь, — в «Парцифале» Эшенбаха Грааль вовсе не кубок как привыкли считать в Европе, а камень. Это один из немногих европейских средневековых авторов который утверждал что Грааль – это волшебный камень. Такое верование распространено на Востоке и косвенно подтверждает, тот факт, что Эшенбах действительно черпал материал для своей поэмы в восточных манускриптах.

Интриги также добавляет то, что Вольфрам фон Эшенбах был ещё и тамплиером, а потому вполне мог быть посвящен в некоторые тайные знания. Кроме того, на фамильном гербе Эшенбаха красовался египетский иероглиф, обозначающий слово «Боги» и символизирующий противоположность и равенство божественных сил. Так вот этот знак, символ дуалистической доктрины катаров, тайного ордена, период зарождения и расцвета которого пришелся как раз на это время, а согласно одной из версий именно катары были хранителями Священного Грааля.

Но вернёмся к тому, что поведал нам о Граале сам Эшенбах и к источникам его поэмы.

Эшенбах признавался, что сведения о Граале он почерпнул главным образом из брошенных в Тотеле зашифрованных рукописей Флегетаниса звездочёта и алхимика из рода Соломона. Для того чтобы прочесть эту рукопись Эшенбаху пришлось освоить тайный язык, на котором был написан трактат, в этом ему помог наставник Киот, нашедший эти манускрипты у своего учителя Флегетаниса. Как пишет Эшенбах, наконец-то он научился различать таинственные знаки, не прибегая к чёрной магии, и ему открылись удивительные вещи о Граале и его тайных мистических свойствах.

В своих рукописях Флегетанис сообщал о том, что, изучая далёкие звёзды и созвездия, он проник в глубочайшие знания, о которых невозможно говорить без содрогания. Знания о предмете, именуемом Граалем, пришло к нему именно со звёзд. Он писал, что вереница ангелов спустилась с небес на Землю и принесла с собой волшебный Грааль. Они оставили его, а сами улетели обратно к далёким звёздам, призвав самых почитаемых и заслуженных людей человеческого племени заботиться и оберегать этот предмет.

Но Флегетанис утверждал, что ещё кое-что прочёл по звёздам, — круговорот звёзд предопределяет все, что происходит на Земле, — пройдёт время и когда звёзды завершат свой путь и вернуться на прежнее место, ангелы вновь явятся на Землю, чтобы забрать Грааль.

Эшенбах характеризует Грааль как вожделенный магический камень из Рая. Он светится изнутри пламенем и в нём заключена сила исполнения всех земных желаний. Эшенбах ассоциирует это пламя с птицей Феникс, которая согласно христианской мифологии олицетворяет круговорот «умиранья и обновления», — то есть всеобщего воскресения мёртвых, а в языческой мифологии, — вечный замкнутый круг взаимоперехода противоположностей.

Камень Грааля тут отождествляется с неким вселенским центром мира, неисчерпаемым источником волшебных сил и в христианской обработке Эшенбаха является проводником благодати Святого Духа (Божей благодати). Однако согласно языческим источникам, тут скорее проявляется магический принцип. Да и согласно Эшенбаху, Грааль – это не просто духовное познание, путь к Богу, а вполне самодостаточная цель, то есть Грааль зримо присутствует на этой земле. Другое дело, что если верить легендам, найти Грааль сможет только человек с кристально чистой душой и сердцем, через самопознание, через путь к Богу. В поэме рассказывается о том, что когда на небесах разразилась война между Господом Богом и сатаною, ангелы сохранили камень, — «для лучших, избранных чад земли».

    Так быть может этот камень следует воспринимать как единственную сохранившеюся в первозданном виде реликвию Рая, в то время как всё остальное было подвергнуто изменению вследствие грехопадения? В таком случае существует тесная связь Грааля с культом поклонениями предметам праэпохи, сакрального времени у язычников. Камень, которым является Грааль в поэме у Эшенбаха, вообще очень древний, возможно древнейший, символ поклонения, ассоциирующийся с первозданным, ещё бесформенным миром. В данном случае Грааль у Эшенбаха, можно сравнить, например, с греческим омфалом, — камнем упавшем с неба. Этот древнейший культовый объект хранился в дельфийском святилище Аполлона и символизировал центр мироздания.

Издавна подземные пещеры и скалы в мифах и сказаниях были местами обитания таинственных существ, часто входом в потусторонний мир. Камень же наделяли магическими свойствами, скрытой жизнью и волей, которая иногда бывала, враждебна и чужда человеку. Камень Грааля у Эшенбаха является сущностью первоосновы мира и сохраняет свои магические свойства, но он подчинён воли человека и уже не страшен ему. Грааль обладает многими чудесными свойствами. Одно из них, — это магнетизм, — когда на нём чудесным образом появляется надпись, — список избранных рыцарей, что является проявлением воли волшебного камня, которая выходит из его недр и призывает, притягивает к себе на службу рыцарей, причём происходит это иногда даже наперекор их собственной воле. Но волшебная сила Грааля заключена не столько в этом, сколько в способности даровать жизненные силы, молодость, бессмертие, исполнять желания:

Тот, кто на камень взглянет,
Пусть знает: хоть побьют, хоть ранят,
Семь дней уж точно он не умрет!
(Парцифаль, 470)

Предмет подобный Граалю из «Парцифаля», наделенный волшебными свойствами, сакральными знаниями, олицетворяющий центр мира, начало материального и духовного, встречается в мифологии древних, весьма часто. Он принимает различные формы, но суть его от этого не меняется. Причём, что любопытно возраст этих мифов куда старше христианства и корни их теряются где-то во тьме истории.

Интерес вызывает также некоторые древние источники, указывающие на звёздное или небесное происхождения Грааля, недвусмысленно намекая на то, что кто-то прилетел, спустился с небес на Землю, и оставил здесь Грааль. Что же имели ввиду наши мудрые предки оставившие эти мифы? Было ли это наивной попыткой описать древним очевидцем падение метеорита на землю? Непохоже, да и причём тут тогда существа спустившиеся с небес? А быть может неуловимый Грааль свидетельство палеоконтакта с нашими «праотцами» из других миров? Тогда он и впрямь мог быть наделён воистину чудесными свойствами, превосходящей нас по развитию цивилизацией. Чем мог быть этот небесный камень, — обучающей системой, источником знаний нашей молодой цивилизации давший толчок развитию мифической працивилизации Гипербореи или аккумулятором невероятной «неиссякаемой» энергии погубившей легендарную Атлантиду?

Вспомним, что писал звездочёт Флегетанис о Граале. Он писал, что когда звёзды вернуться на прежнее место, совершив свой круговорот, ангелы вновь прилетят со звёзд за волшебным камнем. А ведь наши далёкие предки их ждали, — ведь строили для чего-то пирамиды по всему миру, причём с невероятной, казалось бы, недоступной в то время точностью, ориентированные точно на далёкие звёзды как в Египте или настоящие древние космодромы, как в Южной Америке. Откуда были столь глубокие познания в математике и астрономии у древних Шумеров и Египтян, для кого нарисованы гигантские петроглифы в пустыне Наска которые иначе как с большой высоты не разглядеть? Каким бы богам ни поклонялись древние, боги эти явно жили не в нашем мире.

Но зачем «небесным ангелам» прилетать обратно за Граалем? Возможно «неиссякаемому источнику энергии, знаний и благодати», всё же требуется заменить батарейки? Но шутки в сторону. Можно предположить, что Грааль, чем бы он ни был, источником знаний, магической энергии или предметом, исполняющим желания, был опасен. Что ж знания порой могут быть опасней, чем тысячи копей. Недаром у Флегитаниса и других авторов говорится, что хранителями Грааля могут стать лишь избранные. Да и сама по себе необходимость в хранителях, подразумевает, что этот мистический артефакт был предназначен лишь для узкого круга посвященных. Кем могли быть эти посвященные? Флегетанис сообщает нам, что когда ангелы улетали обратно к звёздам они, завещали хранить Грааль самым почитаемым, мудрым и заслуженным людям из племени. Эшенбах так пишет об этом в своей поэме:

Меж Господом Богом и сатаною,
Сей камень ангелы сберегли
Для лучших, избранных чад земли.
(Парцифаль, 471)

Быть может первыми хранителями Грааля были древние цари працивилизаций, полубоги из древних мифов, а затем после их краха магический Грааль унаследовали фараоны, верховные жрецы новой великой цивилизации древности, — Египта? Возможно, но всё это лишь догадки, — ведь нам так мало известно о той далёкой эпохе.

3. Грааль из Шамбалы.

Существуют и другие окультно-мистические версии о том, где следует искать Грааль. Помимо Европы и Ближнего Востока с Граалем тесно связан Дальний Восток.

Ещё давным-давно паломники на Востоке рассказывали первым путешественникам из Европы, что по их преданиям рядом с нашей Землёй существует невидимая страна, которой нет ни на одной карте. Эта таинственная страна находится в неком духовном пространстве и имеет точки выхода и соприкосновения с нашим материальным миром. Восточные мудрецы называли эту страну Шамбалой и говорили о том, что Шамбала соприкасается с Землёй в местах известных как Гималаи и Тибет. Именно эти места испокон веков считались священными на Востоке, там жили мудрецы способные «общаться» с тонкой материей Космоса. Интерес к этой стране, как объекте утраченных человечеством знаний и духовных ценностей, был подогрет, после того как о Шамбале заговорили такие известные эзотерики как Елена Блаватская, а затем Николай и Елена Рерихи, которые утверждали, что бывали в этой тайной незримой стране.

Так как согласно восточным преданиям места соприкосновения Шамбалы с Землёй находятся в высокогорных районах, можно было бы предположить, что Шамбала, — это некий Надземный мир. Однако согласно Рерихам Шамбала является миром Подземным. Николай Рерих описывал путь через пещеры, которым можно спуститься туда. Там согласно преданием обитает Правитель Мира, который по ночам выходит на поверхность, чтобы посетить ламаистские храмы.

Елена Блаватская так описывает его: «Дхиан-Коган изображается с четырьмя руками. Две руки сложены, третья держит лотос, четвертая змею. На шее у него четки, а на голове знак Воды (материя, потоп), тогда как на лбу помещается третий глаз, глаз Шивы, знак духовного прозрения. Имя его «Покровитель» (Тибета), «Спаситель Человечества». Еще одно из его имен, на санскритском языке, Локапати или Лаканатха — Владыка Мира и по-тибетски «Джигтен-Гонпо», Покровитель Мира от всякого зла». Рерихи считали его воплощением Христа Второго Пришествия, грядущим Мессией, Майтрейей. Однако с точки зрения христианских богословов это — обычный демон.

Этот Подземный Владыка Мира, укрывшись в пещерах Шамбалы сквозь магическое зеркало способен предвидеть и предвосхищать любые события, незримо действуя через царей, ханов, полководцев, первосвященников и прочих власть имущих. Магическую силу для контроля хода земной истории Правитель Шамбалы и Мира черпает из некоего «Чудесного камня» внеземного происхождения, используя который можно создавать энергетические поля будущих культур.

По мнению профессора-богослова Кураева мир «подземных владык» и «поднебесных духов» невозможно подчинить, им можно лишь противостоять или игнорировать. В нашей истории было достаточно примеров, когда отдельные люди и даже целые народы пытались привлечь на свою сторону силы тьмы, но никому не удавалось их контролировать. Камень Грааля служит лишь Правителю Шамбалы, Люциферу, и сила заключенная в нём способна управлять демонами.

В европейской культуре чаша Грааля является символом христианства, но с точки зрения тибетского буддизма камень Грааля соотносится с демоническими силами.

В восточных учениях камень Грааля занимает ничуть не меньшее место, чем чаша Грааля в христианстве.

Например, легендарный камень Чинтамани, ещё одно воплощение Грааля, — посланец Космоса на Земле из созвездия Орион, по преданиям хранится в башне Чунг Повелителя Шамбалы.

В книге Рериха «Шамбала сияющая» можно прочесть следующее: «Со времен друидов многие народы помнят эти правдивые легенды о естественных энергиях, скрытых в странном небесном госте нашей планеты»… «Лапис эксилис» называется камень, который упоминается старыми мейстерзингерами»

А в другой своей книге «Сердце Азии» Рерих пишет: «Великий Тимур, говорят, владел этим камнем».

В древнерусской сакральной рукописи, — «Голубиной Книге», — также есть упоминания о волшебном первозданном камне, — Алтырь-камне.

Итак, согласно восточной концепции Грааль вовсе не чаша, а некий магический камень. Но тогда почему в более поздних европейских и христианских легендах Грааль упоминается именно как чаша? В Каббале говорится о том, что чаша Грааля была высечена из изумруда, — драгоценного камня, — который упал с короны или со лба Люцифера во время его низвержения. Вспомним буддистского Подземного Владыку Мира и его магический камень-метеорит с помощью которого он управлял судьбами людей. Возможно, именно из подобного волшебного камня была позднее высечена чаша Грааля? Как бы там ни было, а православная христианская церковь выступает категорически против восточной теории о «камне Грааля» и опровергает существование страны Шамбала. Что ж, эту заветную страну ищут уже долго и безуспешно. И лишь некоторые оккультисты, такие как Рерихи и Блаватская утверждали, что тибетские ламы открыли им секрет Шамбалы.

4. Грааль и христианство: в поисках реликвии.

Ученые по-разному относятся как к мистическим свойствам Грааля, так и к самой возможности его существования. Среди них есть как приверженцы Грааля, которые верят в то, что он реален, так и скептики, которые утверждают, что Грааля, волшебной чаши дающей бессмертие, никогда не было. Тем не менее, и скептики, и сторонники Грааля, сходятся в том, что этот объект имеет огромное духовное значение, особенно для людей, которые верят в его существование. Несомненно, одно, — если его найдут, это будет величайшее археологическое и религиозное событие за последние две тысячи лет.

Так, где же следует искать Святой Грааль, и могла ли сохраниться чаша возрастом не менее двух тысяч лет? Археологи считают, что она могла сохраниться, и, вероятно, у последователей и учеников Христа были все основания сохранить её.

Сегодня найдены десятки самых разнообразных чаш и кубков от простых до изысканных, которые претендуют называться Граалем, однако лишь четыре сосуда с некоторой вероятностью могут оказаться истинным Граалем, — это загадочная стеклянная чаша найденная в колодце в Гластонбери, деревянный кубок, дарующий исцеление из Валлийского аббатства, маленький каменный кубок, который вот уже сотни лет хранится в Испании и серебряная чаша с изысканной гравировкой, найденная в развалинах древней Антиохии.

Итак, существуют чаши из стекла, серебра, дерева и камня, претендующие называться Святым Граалем. Есть ли среди них подлинный Грааль?

4.1. Гластонберийская чаша.

Согласно легенде, после распятия Христа, Иосиф Аримофейский увёз Святой Грааль в Британию и поселился в городке Гластонбери, где и жил до конца своих дней.

Рядом с ним располагался крест, на котором была следующая надпись: «Здесь на острове Аваллон покоится прославленный король Артур». Внутри гроба находились останки мужчины богатырского телосложения, там же, как утверждали монахи, они нашли чудесную чашу, которую приняли за Святой Грааль.

В 1485 году король Генрих VIII, рассорившись с папой Римским, приказал разрушить и разграбить все католические монастыри на территории Англии.

Чтобы спасти святыню, монахи аббатства бросили Святой Грааль в глубокий монастырский колодец, на дне которого он покоился сотни лет, пока в 1906 году не явился в видениях мистику Уэсли Тюдору Полу и стало ясно, что чаша находится под водой в Гластонбери.

Тогда Пол взялся за поиски этой чаши. Он отправился на развалины Гластонберийского аббатства, нашёл колодец и принялся за раскопки. Вскоре он нашёл небольшой стеклянный сосуд, который получил название Гластонберийского Грааля, а место где его нашли, получило имя Колодца чаши.

Этот мистический артефакт, известный также как синяя чаша, благодаря цвету стекла, из которого он сделан, имеет 15 сантиметров в диаметре и по форме напоминает глубокий соусник. Чаша очень красива, выполнена с большим мастерством из стекла с вкраплениями более тёмных участков с элементами серебряной фольги. Она полупрозрачна и просвечивает так, будто бы светится изнутри. И хотя основной цвет чаши синий изнутри просвечивает более тёмное стекло изумрудного цвета.

Но мог ли такой хрупкий предмет из стекла, пережить века и падение в глубокий колодец? Чаша была подвергнута глубокому анализу ученых, с целью определения её возраста, но мнения разделились. Одни исследователи утверждают, что чаша из Гластонбери, относится к эпохе Средневековья и выполнена из Венецианского стекла, другие же уверены, что сосуд относится к временам распятия Христа. И хоть пока нет никаких веских доказательств, что чаша из Гластонбери и есть истинный Грааль, многие верят в это и тысячи паломников приезжает в аббатство, чтобы посмотреть на неё.

Неиссякаемый «Колодец Чаши», это древний источник, воду которого тысячи лет пили пилигримы. Он также называется «Кровавым колодцем» из-за красно-бурого цвета минеральной воды, которая содержит много железа и других элементов. Источник обладает уникальными целительными свойствами, а его вода согласно поверьям приобрела красно-бурый цвет, из-за крови Христа собранной в Святой Грааль. И хотя ученые объясняют целительные свойства источника, наличием в воде большого количества редких и полезных минералов, некоторые из засвидетельствованных тут исцелений от тяжких и не подвластных современной медицине недугов, пока не поддаются научному объяснению и иначе как чудом их трудно назвать.

Однако, несмотря на чудесные свойства этого места, чаши и источника, трудно сказать является ли Гластонберийский артефакт истинным Граалем. Легенды об Иосифе Аримофоейском и Короле Артуре, указывают на это место, но не более того, — есть и другие места, где мог быть спрятан Грааль. Тем не менее, многие паломники верят, что чаша из Гластонбери и есть истинный Грааль и тысячи людей ежегодно приезжают сюда, чтобы обрести новый опыт, в поисках просветления и исцеления.

4.2. Блюдо «Сакро Катино».

В Генуэзском кафедральном соборе Сан-Лоренцо в Италии хранится другая, менее известная чаша, — большое изумрудно-зеленное блюдо «Сакро Катино». По одной из версий, именно оно является Граалем.

Согласно преданиям, на этом блюде Саломея принесла Ироду голову Иоанна Крестителя. Говорят, что «Сакро Катино» появилось в Европе во времена крестоносцев, в 12 веке и архиепископ Генуэзский объявил, что именно из этого блюда Иисус и апостолы вкушали баранину во время Тайной Вечери. Вскоре после появления в городе артефакта тысячи паломников стали стекаться в собор, чтобы посмотреть на блюдо.

Долгие века жители Генуи верили, что это подлинная реликвия с Тайной Вечери, бесценное блюдо, напоенное Божественной силой. В 50-х годах 20 века ученые подвергли происхождение этой священной реликвии сомнению, датировав блюдо примерно 16 веком. Однако у них не нашлось достаточных доказательств этому и вскоре их результаты были опровергнуты рядом исследователей, которые склонны считать, что «Сакро Катино» много старше.

Рассказывает Даниэль Кальканьо, Университет Генуи: ««Сакро Катино» древний предмет. Блюдо было изготовлено где-то между сотым годом до нашей эры и сотым годом нашей эры. Это загадочный и очень красивый предмет, которым пользовался Христос во время Тайной Вечери. Люди верят, что на этом блюде лежала баранина. Христос и апостолы ели баранину во время последнего ужина. Эту историю нельзя подтвердить, как нельзя подтвердить и само существование Грааля. Однако мы считаем, что наше блюдо вполне может относиться к той эпохе. Приятно думать, что две тысячи лет назад оно было свидетелем такого исключительного события».

4.3. Чаша из Нантеоса.

Ещё одна чаша, которая может оказаться Святым Граалем находится в городе Аберистуит, на западном побережье Уэльса. Вот уже более века в Нантеос-хаусе хранится древняя деревянная чаша, которая по слухам обладает лечебными свойствами и которую многие считают настоящим Граалем.

    Внешне чаша из Нантеоса выглядит весьма невзрачно. Это самая обыкновенная деревянная чаша, которая к тому же сильно пострадала под воздействием времени. Она не имеет каких-либо украшений, кроме мелкого резного орнамента. Тем не менее, чаша из Нантеоса притягивает к себе достаточно много людей, которые не сомневаются, что перед ними находится истинный Грааль. С ней связано множество мистических историй, а сама чаша хранится в красивом ящике на бархатной подушке.

О таинственном Граале из Нантеоса заговорили сравнительно недавно, — в конце Викторианской эпохи.

Джордж Пауэл, тогдашний владелец Нантеос-хауса, нашёл чашу в конце 19 века в руинах аббатства Страта Флорида. Это простой деревянный сосуд для питья, который, согласно легенде, использовался во время Тайной Вечери.

«Предположительно её привёз в место, которое мы сейчас называем Англией Иосиф Аримафейский, который, как мы знаем, участвовал в погребении Иисуса. Возможно, он оставил чашу в Гластонбери, вместе с терновым венцом. Есть мнение, что она хранилась в Гластонбери долгие века, пока не наступила Эпоха Реформации, и монастырь не был разрушен. Семерым монахам, якобы удалось скрыться в холмах Уэльса и в горах Камбрии, где они и хранили свою драгоценную чашу. Когда один монах умирал, он передавал её на хранение другому, пока наконец не умер последний из них оставив чашу наместнику аббатства Страта Флорида». — рассказывает Геральд Морган исследователь истории Нантеос-хауса.

Долгое время считалось, что чаша из Нантеоса сделана из оливы приблизительно в I веке нашей эры в Палестине. Однако при осмотре экспертами из комиссии по оценки памятников Уэльса, выяснилось, что на самом деле она сделана из вяза.

Джордж Пауэл предъявил чашу из Нантеоса общественности в 1878 году. К тому моменту она уже привлекла всеобщее внимание своими целебными свойствами.

Рассказывает директор «Сообщества народного искусства», доктор Джульетта Вуд из Университета Кардиффа: «Достоверно известно, что в 19 веке чаша из Нантеоса использовалась для лечения. Люди брали чашу, оставляя что-нибудь в залог, и пили из неё. Осталось много записей связанных с чашей, в которых говорится, что за неё дали в залог, на какое время взяли и когда вернули, а в конце приписано красным, — «излечился». Кроме того, я общалась с людьми знакомые которых излечились с помощью этой чаши. Своими глазами я таких людей не видела, но зато видела людей, которые слышали о них».

В 1906 году миссис Маргарет Пауэл, которая унаследовала и дом и чашу, выпустила буклет в котором чаша из Нантеоса описывалась как Святой Грааль.

Согласно некоторым письменно задокументированным свидетельствам, полученным от людей, контактировавших с чашей из Нантеоса, — все они испытывали очень сильные эмоциональные переживания лишь от прикосновения к чаше, а некоторые и вовсе теряли сознание, увидев этот таинственный кубок. И хотя скептически настроенные ученые не видят в этой чаше ничего кроме куска деревяшки, обычной посуды для питья, многочисленные факты чудесных исцелений произошедших с людьми, испившими из этого кубка, говорят куда красноречивее, чем сухие выкладки докторов наук и профессоров, которые тщетно пытаются объяснить «технологию чуда».

4.4. Серебряная чаша из Антиохии.

В 1910 году на руинах древней Антиохии, что в Турции был найден необычный древний кубок, наделавший много шума в газетах и научных кругах того времени.

Некогда город Антиохия был одним из трёх величайших городов Римской Империи. В 1910 году исследовательская археологическая группа из Принстонского университета нашла здесь серебряный клад. Один из предметов был особенно интересен, — большая серебряная чаша с позолотой, на которой были выгравированы сцены Тайной Вечери. Может быть, принстонские ученые откопали Святой Грааль? Они так и подумали, и весть об этом открытие облетела весь мир.

    Рассказывает Симон Кирк, Бристольский университет: «Весьма вероятно, что Иосиф или другой богатый христианин, возможно друг Иисуса, забрал чашу после смерти Христа, чтобы вспомнить о Тайной Вечере. А если вы богатый христианин, желающий украсить серебряную чашу в I веке нашей эры, то куда вы поедете? В Антиохию, — серебряную столицу Римской Империи».

По мнению экспертов, гравировка, выполненная на чаше из Анитиохии, является одним из первых известных нам изображений Христа и апостолов во время Тайной Вечери. По мнению исследователей этой чаши, первоначально она не имела украшений, — это был серебряный кубок с гладкой поверхностью, а затем его дополнительно украсили серебряной гравировкой. Потом предположили, что это был маленький деревянный кубок, заключенный в серебро.

Рассказывает директор «Сообщества народного искусства», доктор Джульетта Вуд из Университета Кардиффа: «Происхождение кубка сокрыто мраком. Известно, что он был сделан в Антиохии или её окрестностях и найден в начале 20 века. Он демонстрировался на Международной ярмарке в Чикаго как Грааль и его приобрёл Рокфеллер, который затем подарил его музею Клойстерс в Нью-Йорке…».

С 1950 года и по сей день Антиохийский потир хранится в Нью-Йоркском музее Метрополитен.

4.5. Валенсийская чаша — Грааль, признанный Ватиканом.

Среди сотен чаш и кубков, найденных в Европе или привезенных туда крестоносцами, есть один небольшой каменный сосуд, который сегодня находится в испанском городе Валенсия, в кафедральном соборе Валенсии. Именно эта чаша была признана Ватиканом и папой Римским подлинным Святым Граалем.

    Этот небольшой кубок, как его еще называют Санто-Калис или Валенсийская чаша, долгое время был скрыт в испанском монастыре. По легенде Святой Пётр привёз её в Рим в I веке нашей эры, всего через двадцать лет после распятия Христа. Однако после того как римляне начали гонения на христиан, Пётр отправил её в Испанию на хранение и ныне эта чаша, — официально признанный Ватиканом Святой Грааль.

Эта чаша представляет собой небольшой искусно сделанный кубок из полудрагоценного камня, — агата. Ныне этот кубок является символом Валенсии. Валенсийская чаша одна из самых надёжно охраняемых реликвий, — хранится она в Валенсийском соборе в специальном отдельном сейфе. По мнению духовенства, этот кубок, истинный Грааль с Тайной Вечери, ведь во времена Христа подобная посуда была в ходу. К тому же эта чаша, выточенная из камня, относится именно к той эпохе. На самом деле, сделана она из разных материалов: верхняя часть, из агата, гладкого как стекло, основание из другого полированного камня, а ножка и держатель чаши сделаны из золота и украшены жемчугом.

В 1960 году археолог, профессор Антонио Бельтран Мартинес из Университета Сарагосы внимательно изучил Валенсийскую чашу: «Я могу гарантировать, даю слово, что чаша из Валенсии была изготовлена в мастерской Александрии или Антиохии не ранее второй половины III века до н. э. и не позднее первой половины I века н. э. На основание моего исследования нельзя сказать является ли чаша Святым Граалем, — мы не можем сказать, что все сомнения развеяны. Это возможно, нет повода этого отрицать».

Несмотря на то, что папа Римский дал своё благословение чаше в 1982-ом году, признав её истинным Святым Граалем, многие специалисты и ученые сомневаются в её подлинности. Церковь по вполне понятным причинам заинтересована в том, чтобы обладать подобными реликвиями и не важно истинные они или нет, если в их подлинность будут верить достаточно много людей.

Несмотря на обилие найденных «Граалей» нет ни малейших доказательств тому, что хоть один из них является истинным. А это означает только одно, — поиски продолжаются…

5. Отто Ран, катары и крепость Монсегюр.

    Одно из возможных мест, где следовало бы искать Грааль, является крепость Монсегюр (в переводе с оскитанского — «спасительная гора»), — укрепленная цитадель катаров находящаяся на вершине скалы в отрогах Пиренеев. Стены этой древней крепости высечены из скальной породы и являются как бы продолжением отвесных склонов горы. Это место окутано множеством тайн и легенд и испокон веков, задолго до появления там катаров, служило религиозным целям кельтским племенам.

Катары — это миролюбивый христианский орден, расцвет которого пришёлся на XII-XIII века. Движение затронуло ряд стран и областей Западной Европы.

    Некоторые исследователи полагают, что религия катаров – это религия, возникшая благодаря Граалю. Не все ученые единогласны в своих выводах относительно истоков движения катаров. Одни склоны считать, что это вероучение имеет восточные языческие корни, другие утверждают, что катаризм – это отдельная ветвь раннехристианского учения. Дуалистическая доктрина катаров подразумевает абсолютную независимость друг от друга добра и зла, Бога и Дьявола, вечный баланс сил, как инь и ян в конфуцианстве. Символ дуалистической доктрины катаров, — египетский иероглиф, — знак похожий на кубок. Крепость Монсегюр, некоторые исследователи называют Храмом Чаши Грааля, так как если катары действительно были хранителями Грааля, то лучшего, более укрепленного, места для хранения столь важной реликвии, трудно было бы отыскать во всей Европе.

    Катары выступали с резкой критикой церковной иерархии, а структура их организации была наиболее близка к структуре ранней христианской церкви. Всё это очень не нравилось Римско-католической церкви и вскоре катары были объявлены «опасными еретиками». В 1244 году, по приказу церкви крестоносцы осадили цитадель катаров. 29 марта обитатели крепости сдались и все отправились на костёр новых христианских догм.

Почти 700 лет спустя в 1931 году молодой человек исследовал развалины Монсегюра в поисках забытой жизни катаров. Этого человека звали Отто Ран и он охотится за Святым Граалем.

Отто Ран был писателем и историком, он приехал в маленький городок Монсегюр осенью 1931 года. Он был немцем, хотя бегло говорил по-французски. Отто уже давно изучал историю этого региона, теперь же приехав сюда, он полюбил его. Целые дни напролёт он изучал развалины крепости.

Как и мифический Персиваль, молодой и преисполненный надежд Отто Ран задался целью, — во что бы то ни стало отыскать Святой Грааль. Мечтатель и романтик по своей натуре, он верил, что эта находка поможет изменить мир к лучшему. Родина Отто Рана, Германия, потерпев поражение в Первой мировой войне, переживала тяжелые времена. Обложенная непомерными контрибуциями, экономика Германии рухнула, и к 1931 году в стране насчитывалось более 16 миллионов безработных и нищих

Наибольший удар приняли на себя студенты и молодые интеллектуалы, к которым относился и Отто Ран. Ему пришлось бросить учёбу и попытать свои силы на писательском поприще. Он жил и работал в тесной коморке над своими книгами, посвященными крестовым походам и поиску утраченного Грааля, и параллельно преподавал иностранные языки.

Отто Ран верил, что орден катаров был хранителем Грааля. В своих изысканиях он часто опирался на поэму Вольфрама фон Эшенбаха «Парцифаль» в которой, как он считал, зашифровано тайное послание, где следует искать Грааль. В данном случае интересна аналогия между Замком Грааля Короля-рыбака и крепостью катаров Монсегюр, особенно если вспомнить, что на гербе Вольфрама фон Эшенбаха красовался символ катаров.

Отто Ран тщательно исследовал как саму крепость, так и подножие горы на которой она была расположена. Крепость имела лишь один неудобный для атакующих крутой подъем, по которому можно было попасть внутрь. Остальные её стороны являлись практически продолжением отвесных стен скалы, на которой возвышалась цитадель, а потому крепость была абсолютно неприступна с этих направлений. Около девяти месяцев немногочисленный гарнизон крепости катаров фанатично сопротивлялся многотысячной армии крестоносцев, расположившихся в долине с удобного для штурма направления.

Отто Ранн исследуя подножие скалы, на которой возвышалась крепость, обнаружил там ряд обширных пещер. Он полагал, что когда в 1244 году Монсегюр пал, кто-то из хранителей Грааля мог спастись и укрыться в одной из этих пещер. Времени для этого было более чем достаточно и хранители должны были попытаться спасти Грааль. Для этого они могли, используя длинную веревку, спустится ночью, в тайне от врагов, по одному из отвесных склонов скалы, там, где их ожидали бы меньше всего.

Но было ли защитникам Грааля такое под силу, ведь высота с которой им пришлось бы спускаться, да еще и ночью составляет порядка 1200 метров! Этот вопрос долго оставался темой для многочисленных споров, но не так давно, уже в наше время, группе исследователей удалось произвести подобный ночной спуск и экспериментально доказать состоятельность этой версии. Кроме того, в исторических документах есть упоминания о неких беглецах из осажденной крепости Монсегюр, которым удалось за день до капитуляции гарнизона, спустится, вниз используя верёвку. Беглецов было четверо и их задачей было спасти некие сокровища…

Куда могли вывезти Грааль катары? Одни полагают, что в конечном итоге он стал достоянием Ватикана, другие считают, что он до сих пор спрятан где-то у подножия крепости Монсегюр. Есть и такие, которые утверждают, что Грааль – это на самом деле тайные знания катаров о земной жизни Христа, — о жене и детях Спасителя.

Отто Ран принялся за раскопки, днюя и ночуя в пещерах под Пиренеями. На сводах пещер он обнаружил знаки и символы, принадлежавшие катарам, но Грааль так и не нашёл.

В 1932 году Отто покидает Монсегюр. По-прежнему нищий, но теперь полный воодушевления от своих исследований и обнаруженных в пещерах следов пребывания катаров, Отто направляется в Париж, где приступает к своей научной работе. В результате на свет появилась книга «Крестовый поход против Грааля».

Вскоре книга была издана, однако средств вырученных с проданных экземпляров ему едва хватило, чтобы начать расплачиваться по долгам. Несколько лет Отто Ран едва выживал, — он не имел постоянного дохода и жилья. Так продолжалось до 1935 года, когда однажды Отто получил анонимное письмо из Берлина. Написавший его человек выражал своё восхищение книгой Отто о Святом Граале, приглашал его на встречу в Берлин и обещал дать денег на дальнейшие исследования по этой теме.

Отто Ран поспешил в Берлин на встречу своему таинственному покровителю. Им оказался руководитель СС Генрих Гиммлер. Среди руководителей нацистского движения были люди, одержимые оккультизмом. Они считали, что Грааль некогда принадлежал арийской расе, но со временем был утрачен. Вернув его, они надеялись обрести магические силы Грааля.

В 1936 году Отто Ран вступил в Анненербе СС. Тогда Отто мало, что знал о нацистах и СС. Всё что от него требовалось – это сосредоточиться на своём любимом занятии, — поиске Грааля. Гиммлер даже восстановил мрачный средневековый замок Вевельсбург, куда должен был быть доставлен Грааль и где за Круглым столом, подобно древним рыцарям, собирались руководители СС. Вскоре осознав истинные цели, преследуемые нацистами, Отто Ран понял в какую страшную ловушку он попал. Малодушие, проявленное им в нужде, сделало из него соучастника страшных преступлений. В своих исследованиях и поисках Грааля он стремился изменить мир к лучшему, но сам оказался в услужении у сил зла. Третьему Рейху требовалось новое супероружие, — и этим оружием должен был стать Грааль! Он не хотел и не мог терпеть такое положение вещей, — но пути назад уже не было. В конце 1938 года Ран подал рапорт об увольнении из рядов СС и вскоре покончил жизнь самоубийством.

6. Росслинская часовня — карта Грааля?

Удивительная часовня находится неподалеку от столицы Шотландии города Эдинбурга. Возможно, это сооружение является ключом к поиску Грааля. Здешние места и часовню окружает мистический ореол. Являясь древним оплотом Ордена Тамплиеров, Росслинская капелла украшена замысловатыми и таинственными узорами. Их происхождение связывают с масонскими традициями, основоположниками которых в Шотландии были Синклеры.

По одной из легенд считается, что план часовни воспроизводит храм Соломона, а удивительной красоты резные орнаменты являются зашифрованными масонскими символами. Если их расшифровать, то можно найти место, где спрятаны сокровища Тамплиеров. А согласно преданиям, главным сокровищем Тамплиеров является не что иное, как Святой Грааль.

Быть может, он спрятан в подземельях Росслинской часовни? Склеп с захоронениями Синклеров соединён потайными ходами с тайником, где возможно спрятан ковчег завета и Святой Грааль. Существуют и другие более экстравагантные теории. Дело в том, что растительные узоры на арках часовни имеют сходство с колосьями маиса, что якобы указывает на контакты владельцев Росслинского замка с Американским континентом. Согласно этой версии, часть своих несметных и наиболее ценных сокровищ Тамплиеры спрятали не в Европе, а в Новом Свете. Так может быть загадочные узоры часовни, да и весь храмовый комплекс является ни чем иным как картой, указывающей на то, где следует искать Святой Грааль?

Легенда гласит: сражаясь за Иерусалим в 12 веке, храмовники нашли несметные сокровища, погребенные под руинами древнего храма Соломона. В их числе были Святой Грааль и ковчег завета.

Тамплиеры – это рыцарский орден, основанный во время крестовых походов. Они сражались с большим искусством и отвагой, всеми силами защищая Иерусалим. Их легко было узнать по длинной белой мантии с красным крестом. Они вернулись из Святой земли, невероятно разбогатев. Сразу после их возвращения, по Европе поползли слухи о неких тайных знаниях, которые крестоносцы обрели в Иерусалиме, и священных предметах которые они нашли под храмом гроба Господня. Французский король из зависти к их власти и богатству, обвинил орден Тамплиеров в поклонении дьяволу и прочих преступлениях. Орден был объявлен вне закона, и большинство его членов было казнено. Однако некоторым тамплиером удалось спастись бегством и найти защиту, приют и покровительство в Шотландии.

Эндрю Синклер, прямой потомок крестоносца и тамплиера сэра Вильяма Синклера долгие годы изучал историю тамплиеров и их сокровищ. В 1992 году Синклер сделал интереснейшее открытие, — он обнаружил в масонской ложе на острове Оркни, что близ западного побережья Шотландии, свиток 15 века. Он считает, что это карта тамплиеров, где показано, что Грааль скрыт в Росслинской часовне.

Рассказывает Эндрю Синклер: «Длина свитка пять метров, ширина, — метр восемьдесят сантиметров. Я видел его, я смотрел и просто не верил своим глазам». Синклер передал свиток экспертам из колледжа Магдалины в Оксфорде для радиоуглеродного анализа. Они заключили, что это подлинная карта 15 века.

«Я нашёл старейший средневековый свиток во всей Шотландии, возможно во всей Британии, но главное, — я нашёл карту. Это карта и на ней изображено здание, имеющее те же очертания, что храм Соломона. Это Росслинская часовня. На ней помечены два подвала, которые как нам известно были в Росслинской часовни и на месте этих подвалов есть символы ковчега и Грааля». — рассказывает Эндрю Синклер.

В июне 2001 года Синклер уговорил владельцев Росслинской часовни позволить ему провести детальное исследование этого места.

Рассказывает Эндрю Синклер: «Сначала мы проверили Росслинскую часовню эхолотом, и он показал то же самое, что мы видели на старинной карте: подземелья, — одно под алтарём, другое под полом. Они были отмечены, чтобы их легко было найти. Получив разрешение на раскопки, мы начали сверлить. Мы знали, что там есть боковое подземелье, частично соединённое с основным. Мы добрались до этого бокового подземелья, и нашли ступеньки вниз. Это был величайший момент в моей жизни! Я спустился по этим ступенькам, — там было три разбитых гроба и маленькая деревянная миска. Моя величайшая находка оказалась простой миской, которая, наверное, принадлежала рабочим. Оказалось, что она относится к средним векам. Она сейчас находится в Росслине но больше мы ничего не нашли».

Такими неутешительными оказались результаты первых раскопок Синклера. Однако отчаиваться было рано, ведь пока оставалось не ясным, что лежит в главном подземелье, и что спрятано под стеной.

«Мы предприняли вторую попытку. Мы применили прибор под названием эндоскоп. Просверлили пол и просунули шланг с камерой на конце, но нам не удалось увидеть, что находится в подземелье. Там было слишком много камней, — всё завалено камнями, которые провалились в отверстия, проделанные нами… В конце-концов я понял, что это тайна. Возможно, никому не суждено найти Грааль и главное, — это сам поиск. Его невозможно найти, его нельзя взять в руки, — это просто поиск…».

    Ну а сама Росслинская часовня – загадка, головоломка и, возможно, карта, указывающая, где находится Святой Грааль. Некоторые исследователи считают, что символы Росслинской часовни указывают, что Грааль следует искать в Новом свете и что именно туда тамплиеры в опасные для себя времена вывезли его из Европы. Однако сегодня большинство исследователей Росслинской версии Грааля склоны считать, что он находится в самой часовне, а точнее в подземельях под её полом, до которых пока не добрался Синклер и кто знает, возможно, рано или поздно раскопки будут продолжены и нам откроется удивительная тайна Грааля.

Ижевский Космоцентр

24.07.12

Рождение легенды

Сегодня сложно проследить историю предания о Святом Граале, как и любой другой легенды, получившей статус «народной». Но кое-какие зацепки все же есть.

Поиски стоит начать в средневековой Европе, где в IX веке начинается настоящая охота за христианскими реликвиями. Это связано с требованием римской церкви об обязательном присутствии в храме останков или вещей святого. Так реликвии стали выгодным товаром, который начал массово поступать в Европу с Востока.

Естественно, наиболее ценными считались те, что были связаны со Страстями Христовыми. Части креста, на котором Он был распят, гвозди, которыми тело Христа было прибито к кресту, терновый венец, копье Лонгина, Туринская плащаница и другие святыни, были весьма желанными объектами, как для служителей церкви, так и для крупных феодалов и монархов.

Но среди всех реликвий Страстей, которые выставлялись в многочисленных храмах, отсутствовала чаша, из которой Иисус впервые причастил всех своих учеников на Тайной вечере. Учитывая значимость причащения вином в католических церквях, которое считалось привилегией и долгое время было доступно лишь духовенству, отсутствие столь важного предмета не могло остаться незамеченным.

Начали ходить слухи о его необычайных свойствах и возможных местонахождениях. В один прекрасный день Англия, в противовес Франции, где французские короли собрали многие святыни христианства, выдвинула легенду о Граале, который якобы находился на просторах Британии.

Поводом для этого послужили две рукописи. Первая – хроника Уильяма Мальмсберийского, которая повествует, что в 63 году в Британию прибыли ученики апостола Филиппа под предводительством Иосифа из Аримафеи, чтобы проповедовать христианство. Они построили первый храм там, где впоследствии было основано Гластонберийское аббатство, и где в XII веке было якобы найдено тело короля Артура и королевы Гвиневры. Там же до сих пор существует источник, названный «колодцем чаши».

Второй манускрипт XII века – Grand Saint Graal передает уже рассказанную здесь легенду о перевозе Грааля в Британию и хранителях чаши. Впоследствии, эту историю повторили романы Робера де Борона и Кретьена де Труа, в которых легенда связывается с преданиями о короле Артуре.

Сейчас читают:  На посошок: что это означает, откуда пошло выражение

Оставьте комментарий