Бензиновый триммер на даче: 6 ваших ошибок, которые могут привести к поломкам

Бензиновый триммер на даче: 6 ваших ошибок, которые могут привести к поломкам

Почему возникает повышенная вибрация и как от нее избавиться

Мы понимаем, что любая хорошо сбалансированная деталь относительно оси вращения не создает вибрацию. Биения же возникают там, где нарушен заводской баланс или имеется брак.

Косильная головка обладает довольно большой массой. Поэтому она часто бывает причиной повышенных вибраций, но в каждом случае необходимо изучать этот вопрос на конкретной конструкции.

Своим опытом устранения подобного дефекта на электрокосе Tekhmann DCE-2021B делится владелец коротенького видеоролика MasterLom. Его наработки и идеи могут пригодиться вам в устранении вибраций. Рекомендую посмотреть.

Однако вибрацию может создавать и отсутствие смазки на пружинном валу при его вращении за счет трения о стенки составной штанги. Учтите этот вопрос тоже.

Заканчивая изложение материала отмечаю, что постарался рассказать все, что знаю про ремонт электротриммера своими руками. Опыт его эксплуатации превышает пять лет.

Если же вы встречали и другие дефекты или знаете более эффективные способы их устранения, то отпишите в комментариях. Ваши знания будут полезны другим читателям моего блога электрика.

Что надо знать про устройство электротриммера до начала его ремонта: 2 типа конструкций

Триммеры для скашивания травы с питанием от электричества изготавливаются мощностью от 300 ватт до 2 кВт двумя модификациями. Они отличаются расположением двигателя:

  1. внизу около косильной головки:
  2. сверху составной штанги.

Такие изделия создаются для разных задач, отличаются по весу, мощности, рабочим характеристикам. Первые типы моделей относятся к легким и используются для обработки сложного рельефа садовых дорожек под кустами, около клумб.

Изделия с верхним расположением двигателя позволяют обрабатывать большие площади, отмечаются высокой производительностью.

Оба типа косилок могут работать от бытовой сети 220 вольт. Однако элитные изделия создаются с питанием от встроенного переносного аккумулятора. Чаще всего они применяются на легких моделях, как показано на фото выше.

Пример изделия с верхним двигателем и его компоновку показываю на фото своего ECO GT-800L ниже. Крепление ремнем позволяет повесить косилку на плечо, а ручка обеспечивает удобное управление режущей головкой при косьбе.

Рабочим органом выступает косильная головка с леской. Она же на мощных моделях может дополняться режущим ножом из металла или пластика. Вращающий момент высоких оборотов для нее создает электродвигатель, а передается он кинематической схемой, расположенной внутри составной штанги.

Более детально устройство внутренностей показываю фотографией двигателя со снятой верхней крышкой корпуса на своем триммере. Он не оборудован редуктором. Меня это, кстати, такое простое его исполнение полностью устраивает.

Включение двигателя осуществляется небольшим конечным переключателем с удобной пластиковой крышкой, размещенной в нижней рукоятке.

Почему может сильно нагреваться нижняя часть составной штанги

Причиной повышения температуры в этом месте может быть только сильное трение вращающихся частей о неподвижные детали. Другим словами — пружинный вал плотно прижимается к стенкам пластиковой вставки. (Смотри выше фото деталей составной штанги).

Это приводит к расплавлению пластика вплоть до повреждения втулки и образованию из него сплошного комка, проникающего в витки вала.

При охлаждении на воздухе создается монолитная конструкция, которая может заблокировать вращение и даже заклинить двигатель.

Вращающийся пружинный вал штанги должен всегда работать в среде смазки. Его необходимо регулярно смазывать.

Своевременно выполняйте профилактические осмотры и работы.

Неверный выбор режущих элементов

Как правило, владельцы бензиновых косилок разделены на два лагеря. Одни косят и траву, и бурьян только леской. Другие, столкнувшись с высокой травой, сразу устанавливают металлический диск. Я отношусь к представителям первого лагеря. На мощную двухкиловаттную бензокосу мне просто страшно ставить диск: из-под него летит все как из пушки. А при достойной мощности коса и леской легко рубит все от борщевика до мелких кустов.

На косилку Safun установлена леска диаметром 3,2 мм. Ей по зубам даже трехмесячный бурьян. Фото автора
На косилку Safun установлена леска диаметром 3,2 мм. Ей по зубам даже трехмесячный бурьян. Фото автора

Неправильная топливная смесь

С двухтактными двигателями все не так просто, заправляются они смесью бензина и масла, причем к каждому двигателю рекомендована своя пропорция. Так, для моего китайца это 40:1, то есть на 40 частей бензина — 1 часть масла. Пробовал лить масла чуть больше, но движок начинал дымить.

Набор для приготовления топливной смеси для двухтактного триммера. Фото автора
Набор для приготовления топливной смеси для двухтактного триммера. Фото автора

Литровой бутылки моторного масла 2-Takt-Motoroil от Liqui Molyмне хватает на пару сезонов. Это полусинтетическое масло для двухтактных моторов со специальными присадками прекрасно смешивается с топливом и защищает двигатель от губительных отложений и износа.

Снимаем глушитель - удаляем нагар. Фото автора
Снимаем глушитель — удаляем нагар. Фото автора

Плохое масло может оставлять нагар. Износ деталей двигателя, возможно, будет больше, если будешь заливать в бак непроверенное масло. Много чего люди пишут разного про плохое масло — проверять это на двигателе своего триммера как-то не хочется. Я и не стал.

Подобрать качественное масло для садовой техники с двухтактными и четырехтактными двигателями вы можете из ассортимента Садовой программы Liqui Moly. Рекомендации по выбору вы найдете в статье Какое моторное масло выбрать для садовой техники, чтобы она прослужила много лет.

Бензин старый — и свежий

Все бензокосы, с которыми мне приходилось сталкиваться, неохотно заводились на старом бензине, который, к примеру, простоял в канистре зиму. Я пробовал старый 92-й бензин разводить свежим 95-м — двигатель начинал схватывать лучше. Но в конце концов я перешел на 95-й (в описании триммера было написано, что бензин — не ниже 92-го). На нем двигатель развивает ощутимо большую мощность. Греется он быстрее, летом при 25°C на солнце мощность резко падает уже через 20 минут работы. Триммеру в таком случае надо отдохнуть в тени минут 15 — а мне попить чаю. Наблюдайте за «поведением» агрегата — и обязательно давайте ему передохнуть, когда это необходимо.

Если техника до начала сезона все же хранится с топливом в бачке, то перед тем, как ее убрать на длительный на отдых, добавьте стабилизатор бензина Benzin-Stabilisator. Он консервирует топливную смесь и не дает ей потерять свои свойства. Средство надо залить прямо в бак, потом завести двигатель, дать ему поработать вхолостую минут 10, выключить. После того, как он остынет, можно убирать инструмент на хранение.

Стабилизатор бензина заливают прямо в бак
Стабилизатор бензина заливают прямо в бак

Как правильно составить топливную смесь

Не зря производитель рекомендует определенное соотношение масла и бензина. Его надо соблюдать. Перельешь масла — косилка дымит, образуется нагар. Недольешь масла — двигатель начнет быстрее греться, увеличится износ деталей, что, в общем-то, не очень заметно, особенно когда не представляешь, какой реально ресурс у мотора. Но ничего хорошего в обоих случаях ждать не приходится.

Раньше я разводил масло, используя обычную банку (800 мл) и старый флакончик из-под масла Liqui Moly с мерным стаканчиком, им 20 мл отмерял достаточно точно. Смешивал все в стеклянной банке, при этом бензина при каждой заправке я наливал фактически на глаз.

Масло отмерял старым флаконом из-под масла. Фото автора
Масло отмерял старым флаконом из-под масла. Фото автора

В конце прошлого сезона я по случаю купил химическую мензурку, уж больно красивая и удобная посуда — бензин прямо из канистры налить очень просто.

Химическая мензурка и шприц для приготовления топливной смеси для двухтактного двигателя. Фото автора
Химическая мензурка и шприц для приготовления топливной смеси для двухтактного двигателя. Фото автора

На сайте самодельщиков вычитал, что удобно отмерять масло большим шприцем, — эта идея мне понравилась. Теперь мензуркой отмеряю точно 800 мл бензина. Масло дозирую, используя шприц на 20 мл. При необходимости им можно отмерить и 12, и 15 мл.

Выдавливаю масло из шприца в мензурку с бензином — в принципе, смесь готова, надо немного размешать. После чего заливаем смесь в бензобак. 

Набираем масло в шприц, выдавливаем содержимое в бензин. Готовую топливную смесь заливаем в бензобак. Фото автора
Набираем масло в шприц, выдавливаем содержимое в бензин. Готовую топливную смесь заливаем в бензобак. Фото автора

Имейте в виду, что если вы косите в сильную жару, то добавлять масла в топливную смесь нужно ровно столько, сколько рекомендует производитель, а вот в прохладную погоду можно лить чуть меньше.

Не очищали воздушный фильтр

Иногда косилка начинает глохнуть после запуска. Причина может быть в воздушном фильтре. Он нужен для того, чтобы в карбюратор не попадали мелкие частички пыли, мусора и разные другие включения. Если фильтр сильно загрязнился, то в карбюратор не поступает достаточное количество воздуха.

Снимаем кожух фильтра (часто он крепится на защелке). Вынимаем фильтр — сразу видно, что он грязный. Очищаем от крупных включений — а затем промываем специальной жидкостью или бензином.

Снимаем крышку, извлекаем загрязненный воздушный фильтр. Фото автора
Снимаем крышку, извлекаем загрязненный воздушный фильтр. Фото автора

В полевых условиях для промывки подойдет топливо из бака. После промокаем чистой ветошью и ждем, пока фильтр подсохнет и бензин испарится; устанавливаем губку на место.

Перед сборкой протираем чистой тряпкой посадочное место для фильтра и удаляем грязь с защитного кожуха. Помните, что фильтр после промывки должен хорошо высохнуть, после чего его нужно пропитать небольшим количеством масла. Если на вашем триммере стоят фильтр в виде подушечки (не кольца) и сетка, которая не дает ему плотно прилегать внутри корпуса, не забудьте установить каждую деталь на свое место.

О других особенностях обслуживания различной садовой техники вы можете подробно прочитать в статьях, которые собраны в библиотеке Клуба «Техника в порядке с Liqui Moly»:

Дождались проблем со свечой зажигания

Наверняка вам знакома ситуация, когда дергаешь за стартер, а двигатель не схватывает и бензокоса не заводится. Нет искры. Причин может быть несколько. Проверьте, включена ли она (банальность, но так бывает). Потом можно проверить свечу. Вывернуть, протереть: вдруг ее залило или она покрылась сильным нагаром?

(Кстати, это часто происходит из-за плохого масла или из-за перелива масла в топливной смеси.) Проверяйте ее периодически — и обязательно в конце сезона перед консервированием инструмента на зиму. На свече не должен скапливаться нагар, она должна быть сухой.

Если искра слабая (из-за сырости после зимнего хранения или по другой причине), либо свеча значительно изношена, а запасной нет, можно воспользоваться специальным спреем Start Fix, который поможет запустить двигатель. Штука хорошая, пригодится не только для триммера, потому что подходит для разных моторов — бензиновых и дизельных, двух- и четырехтактных.

Средство для быстрого запуска двигателя поможет начать работу даже при проблемах со свечой зажигания
Средство для быстрого запуска двигателя поможет начать работу даже при проблемах со свечой зажигания

Когда триммер не заводится не из-за свечи

Может случиться и так, что свечу вы почистили, а триммер так и не завелся. Сначала проверяем искру. Отключаем свечу, снимаем кожух, выкручиваем свечу.

Затем накидываем контакт, прижимаем к цилиндру и дергаем стартер. Вы сможете увидеть, есть искра или нет.

Отключаем свечу, снимаем кожух, выкручиваем ее, включаем триммер, подключаем провод, прикладываем свечу к цилиндру. Фото автора
Отключаем свечу, снимаем кожух, выкручиваем ее, включаем триммер, подключаем провод, прикладываем свечу к цилиндру. Фото автора

Я как-то проделывал такую процедуру, но искры так и не увидел. Поломка оказалась в другом — от вибрации разъединились контакты подключения выключателя. 

Контакты разъема разошлись. Фото автора
Контакты разъема разошлись. Фото автора

Проблема может быть не в контактах, а в катушке (магнето), которую надо менять. А это значит, что вам, скорее всего, в сервис. Но, слава богу, такая неисправность обошла меня стороной.  

Забыли про смазку редуктора

Редуктор — это самый нагруженный узел в косилке, в процессе работы на него передаются все толчки и вибрации. Чтобы уменьшить износ и исключить заклинивание редуктора, его надо регулярно смазывать. Лучше — через 20-30 часов работы триммера, но точное время зависит от режима эксплуатации и интенсивности работ.

Редуктор - один из самых нагруженных узлов
Редуктор — один из самых нагруженных узлов

Смазать редуктор поможет все тот же шприц объемом 20 мл. Процесс простой.

  1. Набираем 10-15 мл масла для смазки редукторов.
  2. Отворачиваем болт-заглушку заливного отверстия.
  3. Выдавливаем в него смазку, прокручиваем катушку. Часть масла редуктор может выдавить обратно.
  4. Удаляем излишки, закручиваем заглушку.


Редуктор смазан. Можно косить.

Откручиваем болт-заглушку на угловом редукторе, закачиваем смазку с помощью медицинского шприца. Фото автора
Откручиваем болт-заглушку на угловом редукторе, закачиваем смазку с помощью медицинского шприца. Фото автора

Двадцать лет я регулярно кошу траву на дачном участке площадью 36 соток. За последние 10 лет, после нескольких смелых экспериментов с четырьмя бензиновыми триммерами, пришел к определенным выводам. Триммер должен быть мощным, не менее 2 кВт. Двигатель такой мощности позволяет косить любой проблемный бурьян леской.

При проведении правильного и регулярного технического обслуживания недорогой китайский триммер может проработать так же долго, как триммер от известной фирмы. Особое внимание при эксплуатации триммеров с двухтактным двигателями следует обратить на использование качественного масла для приготовления топливной смеси и свежего бензина с октановым числом не ниже рекомендованного.

А вы какой триммер используете на даче? Часто ли сталкиваетесь с его «недомоганиями»? Обслуживаете его сами или уже при первых нехарактерных звуках сдаете в сервис?

Бензин старый — и свежий

Все бензокосы, с которыми мне приходилось сталкиваться, неохотно заводились на старом бензине, который, к примеру, простоял в канистре зиму. Я пробовал старый 92-й бензин разводить свежим 95-м — двигатель начинал схватывать лучше. Но в конце концов я перешел на 95-й (в описании триммера было написано, что бензин — не ниже 92-го).

На нем двигатель развивает ощутимо большую мощность. Греется он быстрее, летом при 25°C на солнце мощность резко падает уже через 20 минут работы. Триммеру в таком случае надо отдохнуть в тени минут 15 — а мне попить чаю. Наблюдайте за «поведением» агрегата — и обязательно давайте ему передохнуть, когда это необходимо.

Если техника до начала сезона все же хранится с топливом в бачке, то перед тем, как ее убрать на длительный на отдых, добавьте стабилизатор бензина Benzin-Stabilisator. Он консервирует топливную смесь и не дает ей потерять свои свойства.

Стабилизатор бензина заливают прямо в бак
Стабилизатор бензина заливают прямо в бак

Быстрый способ проверки электрической схемы

При включении в работу коллекторного двигателя ток последовательно проходит по всем полуобмоткам статора и ротора через щеточный механизм.

Выбор триммера для дачи. мой опыт

Катушка моей «Альпины» взорвалась прямо под ногами, когда я косил бурьян у забора. При поисках этой запчасти мне попадались варианты за 1500-1800 рублей (было это три года назад). Ну очень дорогие, как мне показалось. Тут коллега рассказал мне, что купил недавно мощный триммер «Байкал 4500» всего за 4900 рублей (цена — без доставки). Знакомый мастер собрал его всего за 700 рублей. Цена за все очень заманчивая.

Я тут же позвонил в эту фирму, но менеджер меня расстроил, сообщив, что такого же «Байкала» уже нет. Однако он предложил мне бензокосу китайского бренда Safun мощностью 2,5 кВт за 4000 рублей. Уболтал, одним словом. Да к тому же мне было приятно купить косилку за цену двух катушек для триммера Alpina.

Триммер, который приобрел мой коллега, при весе чуть более 5 кг и объеме двигателя 52 см³ имеет заявленную мощность 5,5 кВт. Просто чудо какое-то! В комплекте — два ножа и катушка с леской. Рекомендуемая толщина лески — 2,4 мм, что показалось мне странным, ведь мощность двигателя в два раза больше, чем у предложенного мне китайского Safun, а рекомендуемая леска — тоньше.

Триммер Байкал, заявленная мощность 5,5 кВт. Фото автора
Триммер «Байкал», заявленная мощность — 5,5 кВт. Фото автора

Когда заказанный Safun привезли в офис, другой мой коллега заинтересовался моей покупкой. У него-то совсем недавно сломался электрический триммер, который починили в мастерской за пару тысяч, но после ремонта он снова сломался, причем окончательно. Я ему рассказал о своем триммере, купленном за сущие копейки, он немного подумал и приобрел похожий, но подороже — Procraft T-4350 за 6000 рублей. Я не поленился и приехал к нему на дачу, помог собрать аппарат, заодно и попробовал покосить. Бензокоса Procraft T-4350 . Фото автора
Бензокоса Procraft T-4350. Фото автора

Заявленная мощность двигателя бензокосы Procraft T-4350 — 4,35 кВт, но при пробном окашивании разницы со своим я не почувствовал. Расход бензина и лески большой. Двигатель работает тише, чем у Safun. В первом сезоне эксплуатации этим триммером суммарно было покошено до 100 соток.

Двигатель заводился стабильно на холодную и на горячую.Моторесурс косилки обычно не указывается в описании — найти эту информацию о своем триммере Safun я не смог. Пришлось оценивать его самому по количеству покосов за сезон. Косилка отработала три сезона. Я регулярно окашиваю дачный участок 36 соток. На сегодняшний день «пробег» косилки составил 9-10 гектаров.

Мощный Safun рубит леской и траву, и бурьян. Фото автора
Мощный Safun рубит леской и траву, и бурьян. Фото автора

Далее я хочу поделиться опытом эксплуатации триммера, мелкими ошибками и поломками, с которыми я столкнулся за последние три года.

Где возникают электрические неисправности триммера и как их определить

Так случилось в моей практике, что уже дважды обращались соседи за помощью, когда двигатель у них не включался. Самое интересное то, что он был полностью в рабочем состоянии, а дефект находился внутри шнура удлинителя.

Поэтому я рекомендую начинать разбирательство с проверки его исправности. Для этого достаточно вставить удлинитель в розетку, а на его конце замерить напряжение.

При пользовании отверткой индикатором придется дважды переворачивать вилку питания, проверяя целостность каждой жилы по наличию фазы на контакте розетки.

Если оно отсутствует, то уже имеет смысл искать обрыв проводов в схеме подвода питания. Кстати, недостаточный уровень напряжения тоже может сказаться на работе электродвигателя. Это часто происходит в сельской местности.

Тогда напряжение придется поднять одним из наиболее приемлемых способов для вашего конкретного случая. Иначе электротриммер может работать с перегрузкой, перегреваться. Обратите на это внимание.

Сила ее свечения позволяет косвенным методом судить о величине питания и искать обрыв места жилы в удлинителе. Провод придется просто перебирать руками по всей длине. Пропадание контакта обычно происходит около розетки, где чаще всего создаются колебания при косьбе.

Если же с питанием все нормально, то нам потребуется доступ к внутренней электрической схеме. Для этого необходимо вскрыть винты крепления корпуса. Они все расположены с одной стороны, включая саморез, фиксирующий штангу.

Обе половинки корпуса кроме винтов держатся на пластмассовых замках с защелками. Их необходимо открыть любым плоским и тонким металлическим предметом, например, лезвием ножа или отвертки.

После этого верхняя крышка легко снимается. Сразу же рекомендую взять фотоаппарат, сделать снимок укладки проводов по многочисленным внутренним каналам и углублениям. Фотография поможет в будущей сборке.

После этого можно приступать к внутреннему осмотру и анализу исправности всех электрических компонентов схемы.

Двигатель работает, а косильная головка не вращается: в чем причина

Поломка связана с прекращением передачи крутящего момента двигателя на рабочий орган. Дефект может возникнуть в любом месте передаточного звена. Чаще всего в моделях с редуктором причина кроется в износе рабочих граней шестерни.

Причем если износились зубья на одной, то менять надо сразу обе, ибо вторая тоже пострадала.

Неисправности шестерен редукторов чаще всего возникают после пропадания в них смазки, на что, кстати, обращает внимание каждый производитель.

Дело в том, что конструкция корпуса редукторов триммера не делается полностью герметичной. Иначе его стоимость сильно возрастет. Шестеренки всегда должны работать в смазке, а она расходуется. Если ее не пополнять, то поломки неизбежны, что и происходит довольно часто.

У более дешевых конструкций без редуктора шпуля катушки своим донышком закреплена через пластмассовую втулку к валу. При постоянных нагрузках происходит нагрев пластика, а в процессе эксплуатации втулка изнашивается, головка начинает болтаться.

При достижении критического значения люфта втулка подлежит замене.

К чему приводит перегрев корпуса

Владельцы легких триммеров часто пользуются своими косилками на пределе их возможностей, а то и создают им недопустимые условия эксплуатации. Итогом такого отношения имеем перегоревший электродвигатель и расплавленный пластик корпуса.

Подобные дефекты своим руками не устраняются и требуют полной замены, что сопоставимо по цене покупки нового агрегата.

Как безопасно проверить работу выключателя

Электрические коммутации выполняет малогабаритный переключатель, имеющий два фиксированных положения:

  1. отключено, обеспечивающее разрыв силового контакта при отпущенной кнопке микрика;
  2. включено — при нажатой.

Его срабатывание необходимо проверить омметром или прозвонкой. При опущенной кнопке показания на табло будут свидетельствовать об очень большой величине сопротивления — ∞ или 0L, как на моем приборе.

При нажатии на кнопку пальцами возникает электрический контакт, а сопротивление резко снижается практически до нулевого значения.

Как вызвонить электрические провода

Выявить обрыв жил или пропадание электрического контакта в любом месте схемы позволяет прозвонка участка цепи или замер его сопротивления мультиметром в режиме омметра.

Для этого достаточно использовать даже упрощенную схему коллекторного двигателя, показанную выше. Она позволит последовательно проверять все участки цепей подвода напряжения к электродвигателю.

Показываю этот процесс на отрезке от вилки кабеля питания до контакта выключателя.

При замере использую свой карманный мультиметр Mestek MT-102. Он показал сопротивление 9,3 Ома, что вполне допустимо. Если же будет выявлен обрыв, то с этим местом придется разбираться дальше.

Таким способом между всеми участками последовательно делается замер, определяется место обрыва. Не забываем про термореле. Оно в холодном состоянии всегда должно иметь замкнутый силовой контакт.

Если электротриммер подвергался разборке посторонним человеком и не работает, то имеет смысл полностью оценить правильность монтажа электрической схемы.

Как искать неисправности в механической части

Передача вращения от электрического триммера косильной головке выполняется так же, как у моделей с двигателем внутреннего сгорания: внутри прямоугольного участка штанги работает цельный вал, а у изогнутого — тросик.

Их длина, диаметр и конструкция подбираются производителем под конкретные размеры составной штанги.

Как можно перегреть двигатель электротриммера

С давних институтских времен помню фразу преподавателя кафедры сопромата и теории прочности оболочек о надежности конструкции любого механизма: вся техника проектируется и создаётся для работы при оптимальных условиях с допустимым коэффициентом запаса прочности.

Занижать его нельзя: будут частые поломки, а завышать экономически не выгодно: резко увеличивается стоимость.

Это вступление я сделал для того, чтобы подчеркнуть, что указанные заводом условия эксплуатации необходимо изучить, строго соблюдать. В противном случае поломки неизбежны: потребуется выполнять ремонт электротриммера.

Что делают «новоявленные рационализаторы» для облегчения своей работы:

  • устанавливают более толстую леску в косильную головку;
  • снимают защитный кожух с обрезным ножом лески;
  • монтируют на головку «вечную леску» из цепей, толстой проволоки, спаянной ленты от пластиковых бутылок;
  • крепят самодельные ножи из полосок стали.

Толстая леска действительно лучше косит более высокую траву, но она же создаёт повышенную нагрузку на двигатель. Перегрев его возникает не сразу, а через какой-то промежуток времени.

Длина вращающихся отрезков лески влияет не только на ширину прокоса, но и работу двигателя. Особенно это ощущается на слух по оборотам ротора. Выпуск более длинной лески и отсутствие на защитном чехле срезающего ножа — предпосылка перегрева обмоток.Самодельный диск

По этой же причине недопустимо нарушать конструкцию режущих элементов косильной головки.

Если уж возникла необходимость доработки каких-то элементов вопреки требованиям заводской документации, то внимательно принимайте техническое решение, просчитывайте все возможные последствия.

Я так поступил при изготовлении самодельного удлинителя для своего электротриммера, расписав технологию его расчета и изготовления отдельной статьей.

Вот еще пример грубого нарушения монтажа ввода электрического кабеля в корпус триммера: блокировка амортизационной защитной втулки вместо замены поврежденной.

Такое жёсткое крепление долго не проработает: в затянутом хомутами месте шнур питания будет постоянно подвергаться повышенному изгибу, что приведет к быстрому повреждению или обрыву металлической жилы, нарушению слоя ее изоляции.

Как передается вращающий момент от двигателя на косильную головку: 3 составных части кинематической схемы

В работе участвуют:

  1. электродвигатель;
  2. кинематика составной штанги;
  3. косильная головка с леской или ножом для травы.

Обращаю внимание, что только на наиболее мощных моделях может дополнительно стоять редуктор.

Он используется для понижения оборотов и, соответственно, повышения мощности на выходном валу.

На одних конструкциях он располагается сразу после двигателя, встроен в его конструкцию.

У других моделей он может находиться снизу сборной штанги: сразу под косильной головкой и защитным чехлом.

Любой из этих редукторов состоит из двух шестеренок, передающих вращение. На верхнем фото они имеют цилиндрическую форму с косым зубом, а на нижнем — коническую, ибо изменяют вращение под косым углом.

Передача крутящего момента от двигателя выполняется стыковочным узлом, состоящим из цилиндрической втулки с прямоугольным отверстием. В него вставляется наконечник пружинного вала соответствующей формы, расположенный внутри алюминиевой трубки.

Штанга триммера состоит из двух половинок, соединенных последовательно. Каждая часть составлена из трех вставленных друг в друга деталей:

  1. внешней тонкостенной защитной трубки, выполненной из алюминиевого сплава;
  2. пластиковой вставки;
  3. пружинного вала.

Сочленение штанги выполнено на середине ее длины с помощью переходника с винтовым соединением, позволяющим складывать всю конструкцию для удобной перевозки на транспорте.

Снизу расположена косильная головка с защитным кожухом. Для обрезки излишков лески на нем стационарно установлен нож, уменьшающий ее длину до оптимальной величины.

Как правильно составить топливную смесь

Не зря производитель рекомендует определенное соотношение масла и бензина. Его надо соблюдать. Перельешь масла — косилка дымит, образуется нагар. Недольешь масла — двигатель начнет быстрее греться, увеличится износ деталей, что, в общем-то, не очень заметно, особенно когда не представляешь, какой реально ресурс у мотора. Но ничего хорошего в обоих случаях ждать не приходится.

Раньше я разводил масло, используя обычную банку (800 мл) и старый флакончик из-под масла Liqui Moly с мерным стаканчиком, им 20 мл отмерял достаточно точно. Смешивал все в стеклянной банке, при этом бензина при каждой заправке я наливал фактически на глаз.

Масло отмерял старым флаконом из-под масла. Фото автора
Масло отмерял старым флаконом из-под масла. Фото автора

В конце прошлого сезона я по случаю купил химическую мензурку, уж больно красивая и удобная посуда — бензин прямо из канистры налить очень просто.

Химическая мензурка и шприц для приготовления топливной смеси для двухтактного двигателя. Фото автора
Химическая мензурка и шприц для приготовления топливной смеси для двухтактного двигателя. Фото автора

На сайте самодельщиков вычитал, что удобно отмерять масло большим шприцем, — эта идея мне понравилась. Теперь мензуркой отмеряю точно 800 мл бензина. Масло дозирую, используя шприц на 20 мл. При необходимости им можно отмерить и 12, и 15 мл.

Выдавливаю масло из шприца в мензурку с бензином — в принципе, смесь готова, надо немного размешать. После чего заливаем смесь в бензобак. 

Набираем масло в шприц, выдавливаем содержимое в бензин. Готовую топливную смесь заливаем в бензобак. Фото автора
Набираем масло в шприц, выдавливаем содержимое в бензин. Готовую топливную смесь заливаем в бензобак. Фото автора

Имейте в виду, что если вы косите в сильную жару, то добавлять масла в топливную смесь нужно ровно столько, сколько рекомендует производитель, а вот в прохладную погоду можно лить чуть меньше.

Как предотвратить неисправности косильной головки, связанные с совершением типичных ошибок домашними «умельцами»

Триммерные головки создаются тремя видами конструкций, подразумевающими выдачу лески одним из способов:

  • вручную;
  • полуавтоматически;
  • автоматически.

На подавляющем количестве изделий используется полуавтоматическая подача лески. Она же допускает ручной режим регулировки длины режущего участка.

Большое количество поломок связано с нарушением правил эксплуатации, рекомендованных производителем, когда триммер начинает работать за пределами своих возможностей. К ним относятся:

  • значительное превышение диаметра режущей лески, ведущее к повышенной нагрузке на двигатель, промежуточные валы, редуктор и механические детали головки;
  • установка самодельных ножей или цепей вместо штатных конструкций;
  • неправильная намотка лески.

Вот такие самоделки наподобие «вечной лески для триммера» не только повреждают кинематику газонокосилки, но и травмируют людей, причиняя вред их здоровью. Не советую этим заниматься. Никакой экономии здесь нет.

Как проверить исправность электродвигателя на триммере

Работа проводится в два этапа:

  1. внешний осмотр;
  2. электрические замеры.

На что обращать внимание при внешнем осмотре

Самым проблемным местом обычно бывает щеточно-коллекторный узел и подшипники В идеальном состоянии пластины коллекторного механизма должны сверкать чистотой и быть отполированными, щетки целыми и ровными, а подшипники легко вращаться без люфта.

Показанное на фото ниже небольшое загрязнения угольной пылью от щеток считается рабочим и вполне допустимо.

Такой нагар при профилактическом осмотре желательно смыть этиловым спиртом, одеколоном или даже простой водкой. После этого медные пластинки протирают чистой ветошью, обращая внимание на отсутствие забоин, трещин, царапин.

Ниже показываю изношенные коллекторные пластины, поврежденные плохим прилеганием щеток вследствие большого их износа или ослаблением пружин.

Такой коллектор при работе создает постоянное искрообразование или даже круговой огонь по всей поверхности окружности.

Подобное состояние допускать нельзя.

Как выполнить электрические замеры

У меня на сайте отдельной статьей подробно расписана проверка любого электродвигателя мультиметром. В ее конце рассказываю о трех методиках проверки коллекторных двигателей.

Ниже же привожу две картинки оценки состояния сопротивления ротора мультиметром и косвенным методом измерения. Технология их проверки изложена в той же статье.

Кроме обмотки ротора может возникнуть повреждение на статоре. Способ выявления описан там же.

При перегреве обмоток из-за повышенных нагрузок возможно повреждение изоляции и возникновение межвитковых замыканий. В этой ситуации двигатель не сможет развивать обороты при номинальной мощности.

Такую проверку проводят под нагрузкой или снятием вольтамперной характеристики, что не так просто сделать в домашних условиях не подготовленному человеку.

Владелец видеоролика Elektromaster BY подробно показывает проверку якоря и статора в домашних условиях.

Ремонт поврежденного электродвигателя начинающему мастеру вряд ли по силам, а по стоимости он примерно равноценен приобретению только что выпущенного на заводе.

В отдельных случаях при обнаружении подобной поломки бывает экономически выгоднее даже приобрести новый триммер с более подходящими техническими характеристиками.

Как просто намотать леску на шпулю

Обычно этот вопрос вызывает затруднения у новичков. Специально для такого случая я сделал нарритив на своем канале Яндекс Дзен.

Как просто проверить работу подшипников

Достаточно повращать внешнюю обойму относительно вала и сразу тактильными ощущениями пальцев оценить плавность их работы, состояние люфтов.

Разбитые и изношенные подшипники необходимо заменить. Не забываем при необходимости обновить смазку: удалить струю и нанести новую.

Как проявляются типичные механические дефекты и способы их устранения своими руками

На электротриммере чаще всего возникают следующие повреждения кинематической схемы:

  1. клинят или разбалтываются подшипники электродвигателя;
  2. спутывается или обрывается леска вследствие неправильной намотки на катушку;
  3. не передается вращающий момент от двигателя на косильную головку;
  4. расплавляется пластмассовый корпус и отдельные детали при перегреве из-за повышенных нагрузок;
  5. создается усиленная вибрация вращающейся головки, затрудняющая косьбу.

Разберу их чуть подробнее.

Как устранить повышенную вибрацию

Надежно собранная механика триммера хорошо сбалансирована. Она обеспечивает удобную работу. Однако подшипники со временем могут износиться, потерять смазку.

Сборный вал, передающий вращение от двигателя шпуле, способен касаться внутренних стенок штанги, создавая излишнее трение с нагревом.

Такой дефект можно и необходимо устранять. Эту технологию показывает Ремонтник ТВ своим видеороликом «Вибрация при работе электрокосы».

Если у вас еще остались вопросы о том, как выполнять ремонт электротриммера, то задавайте их в комментариях. Я отвечу.

Когда триммер не заводится не из-за свечи

Может случиться и так, что свечу вы почистили, а триммер так и не завелся. Сначала проверяем искру. Отключаем свечу, снимаем кожух, выкручиваем свечу.

Затем накидываем контакт, прижимаем к цилиндру и дергаем стартер. Вы сможете увидеть, есть искра или нет.

Отключаем свечу, снимаем кожух, выкручиваем ее, включаем триммер, подключаем провод, прикладываем свечу к цилиндру. Фото автора
Отключаем свечу, снимаем кожух, выкручиваем ее, включаем триммер, подключаем провод, прикладываем свечу к цилиндру. Фото автора

Я как-то проделывал такую процедуру, но искры так и не увидел. Поломка оказалась в другом — от вибрации разъединились контакты подключения выключателя. 

Контакты разъема разошлись. Фото автора
Контакты разъема разошлись. Фото автора

Проблема может быть не в контактах, а в катушке (магнето), которую надо менять. А это значит, что вам, скорее всего, в сервис. Но, слава богу, такая неисправность обошла меня стороной.  

Особенности места соединения составной штанги

Оно выполнено переходником с винтовым зажимом.

Большая головка винта сделана для удобства регулировки положения косильного органа внизу штанги. Угол поворота подбирается индивидуально.

Мне удобно выставлять его так, чтобы продольная ось защитного кожуха и оси электродвигателя располагались в одной плоскости.

В этом месте иногда может возникнуть неисправность, связанная с передачей крутящего момента от прямого вала на тросик. Она проявляется тем, что на холостом ходу двигателя триммер нормально работает, а уже под небольшой нагрузкой косильная головка перестает вращаться.

Способ ее устранения хорошо показал владелец видеоролика «Ремонт электротриммера» Роман Шапков. Рекомендую посмотреть.

Особенности устройства электрической схемы: кратко

Базовой частью служит типичный коллекторный двигатель, в котором движение ротору в подшипниках придает вращающееся электромагнитное поле обмоток статора.

Электрический ток, совершающий основную работу, протекает по замкнутой цепи всех обмоток через щеточно-коллекторный механизм.

У подавляющего большинства двигателей в качестве защиты от перегрева изоляции обмоток используется термореле. При ремонте рассматриваем его как обычный силовой контакт в замкнутом состоянии.

При критическом нагреве лака проводов он просто разомкнется и прервет действие электрического тока.

Все элементы электросхемы соединены проводами и клеммами между собой в последовательный участок. Короткий кабель с вилкой выведен наружу для подключения к удлинителю.

Простыми словами о конструкции и принципах работы

Устройство триммера можно условно разбить на две части:

  1. Электрическую схему;
  2. Систему кинематики.

Электрика построена на подаче напряжения из розетки на коллекторный двигатель, совершающий вращательное движение ротора.

В зависимости от назначения конкретной модели этот двигатель располагается сверху или снизу триммера, оборудуется различными защитами и органами управления.

Мощные модели создаются для быстрого выкашивания больших площадей, а средние и маломощные позволяют декоративно обрабатывать газоны, подстригать кустарники, формировать цветочные клумбы.

Механическая часть изготавливается разборным корпусом с кинематической схемой, передающей энергию вращения ротора двигателя рабочему органу косильной головки.

Механика и электрика тесно взаимосвязаны: поломка в любом месте приводит к выводу триммера из работы. Рассмотрим более подробно эти ситуации для возможности проведения ремонта.

Самый главный элемент электротриммера

Беда начинающих пользователей в том, что они не до конца понимают роль температуры в работе коллекторного, да и любого электродвигателя.

Электрический ток хорошо проходит по холодным или перегретым проводам обмотки и нормально создает магнитное поле, вращающее ротор. А лак изоляции, да и другие окружающие материалы, при повышении температуры плавятся и текут.

На фотографии показан деформированный от высокого нагрева корпус крышки триммера и вышедший из строя двигатель.

Ниже представлено фото сгоревшей изоляции обмоток статора и ротора, которые спеклись в единый комок.

Такие поломки устранять экономически не выгодно. Замена сгоревшего двигателя в ремонтной мастерской по цене незначительно уступает покупке нового триммера в магазине.

Секреты выбора лески

Среди частых неисправностей триммерной катушки встречаются случаи, когда леска закончилась или просто запуталась из-за неправильной намотки на шпулю. Устранить их не сложно.

Но на практике я встретился с еще одним дефектом лески, которую продали в государственной торговой сети от Московской компании ООО «Патриот». Ее вид в заводской упаковке.

Как я понял, она специально запрятана в герметичный пакет: нельзя потрогать при покупке.

Когда вскрыл упаковку для установки лески в шпулю, то сразу бросилась в глаза ее пластичность, а не упругость. Она легко изгибается, ведет себя как мягкая проволока: при контакте с травой сразу ломается. Косить ей невозможно: удалось вернуть продавцу.

С тех пор покупаю только ту леску, которую можно помять в руках и оценить ее эксплуатационные свойства.

От сортов обычной круглой лески стараюсь отказываться. Предпочитаю им ребристую форму с гранями: звездочку, трапецию, квадрат или треугольник. Они лучше срезают траву.

Соблюдение температурного режима

При работе необходимо следить за нагревом корпуса.

Особенно актуально это требование для маломощных моделей с нижним расположением двигателя. Они предназначены для кратковременных работ по стрижке газонов с невысокой травой: обладают упрощенной конструкцией, не укомплектованы защитой от перегрева.

Электрические триммеры среднего класса и выше оснащаются защитным термореле. Оно при достижении критической температуры своим биметаллическим контактом разрывает цепь протекания электрического тока, а после охлаждения — восстанавливает.

У меня на триммере оно стало ложно срабатывать: пришлось заблокировать контакты. Описал этот случай в статье о ремонте триммера на даче. Там же подробно показал фотографиями последовательность разборки двигателя. Знакомьтесь с технологией.

С зашунтированными контактами термореле триммер отработал до конца сезона. Во время косьбы периодически проверял температуру корпуса рукой, делал перерывы. За зиму нашел новое термореле, заменил старое. После этого работаю с термозащитой.

Способ крепления косильной головки и кожуха

На моем триммере снизу штанги закреплен заклепками переходник, в который ввернут крепежный болт защитного кожуха.

Выходной вал вращающегося тросика имеет на конце шестигранник. На него надевается пластмассовая косильная головка.

Изнутри в нее вставляется возвратная пружина автоматического сброса лески при косьбе.

На нее вставлена шпуля. Она прикручивается сверху фиксирующей гайкой.

Устройство косильной головки с леской довольно простое.

Однако все пластиковые детали не обладают высокой прочностью, подвержены износу. Их рабочие поверхности стираются. После трех сезонов работы на моем триммере расширились выходные отверстия лески из косильной головки, уменьшилась толщина фиксирующей гайки.

Применять защитные меры к износу сложно, а ремонт этих деталей проще всего выполнять полной заменой головки. Ее несложно купить: надо только знать точные размеры шестигранника и оценить новую конструкцию по рабочим характеристикам.

Сейчас читают:  Как заменить редуктор на триммере | Сделай самоделку

Оставьте комментарий