Дифференциальная диагностика тремора · Лаборатория ВМ ЭЭГ

Дифференциальная диагностика тремора · Лаборатория ВМ ЭЭГ

психомоторное развитие как критерий неврологического здоровья недоношенного ребенка | #05/04 | «лечащий врач» – профессиональное медицинское издание для врачей. научные статьи.

В последние десятилетия в нашей стране наблюдаются стремительные изменения в работе неонатологической службы. Повсеместная организация отделений реанимации и интенсивной терапии новорожденных, широкое внедрение ИВЛ, привлечение в неонатологию специалистов-реаниматологов, освоение множества новых методик, связанных с выхаживанием глубоконедоношенных детей, — все это позволило врачам не только в какой-то мере снизить неонатальную смертность, но и руководствоваться в своей работе новыми, принятыми во всем мире критериями живорождения, выхаживать детей с экстремально низкой массой тела при рождении. Все эти дети плохо адаптируются к внеутробному существованию. Почти у половины из них наблюдаются органические поражения ЦНС гипоксически-ишемического генеза в виде внутрижелудочковых кровоизлияний различной степени тяжести, ишемических очагов, перивентрикулярной лейкомаляции. Их лечение и выхаживание требуют больших материальных затрат и морального напряжения от персонала.

Вместе с тем, наш клинический опыт и данные литературы показывают, что лишь у 10–15% детей неврологическая патология уже в неонатальном периоде является столь серьезной (декомпенсированная гидроцефалия, атрофия мозга, пороки развития, некупирующийся судорожный синдром), что требуется перевод в специализированный неврологический стационар, а неблагоприятный исход ее развития и инвалидность могут быть установлены уже в эти сроки. Остальные дети после соматической адаптации могут и должны находиться в домашних условиях, хотя известно, что в течение почти всего первого года жизни у этих детей сохраняются изменения со стороны бронхолегочной системы, нестабильность гемодинамики, склонность к вирусно-бактериальной инфекции, высокая частота развития рахита, анемии, дисфункции желудочно-кишечного тракта, дискинезии желчевыводящих путей, затяжной дисбактериоз, ферментопатии. Кроме того, у большинства из них имеются проблемы со слухом и зрением и перинатальное поражение ЦНС. Именно поэтому эти дети заслуживают особого внимания со стороны медиков и общества в целом.

Сейчас читают:  Как и чем смазывать валы в штанге мотокосы. Какую использовать и как смазать?

Однако на сегодняшний день у нас отмечается значительный разрыв между научно обоснованными высокими технологиями выхаживания недоношенных детей, применяющимися в специализированных клиниках, и последующим их наблюдением в общей амбулаторно-поликлинической сети. Анализ амбулаторных карт наблюдения, проведенный нами в течение 2 лет, показал, что эти дети вызывают большую тревогу у участковых врачей. Отсутствие научно обоснованной методологии ведения таких пациентов становится причиной больших затруднений при выделении первоочередных задач, направленных на коррекцию их соматического состояния. Еще более серьезную проблему представляет собой полное отсутствие научных данных относительно особенностей их нервно-психического и моторного развития, понятия скорригированного возраста и его сопоставления с фактическим. Таким образом, имеются 2 варианта оценки развития детей и, соответственно, 2 прогноза. Первый вариант — «благодушно-спокойное отношение»: «ребенок очень маленький и может значительно отставать от своих сверстников». Данный подход в ряде случаев приводит к поздней диагностике грубого нарушения развития, в связи с чем специальное лечение начинается уже в запущенной стадии, когда состояние ребенка плохо поддается коррекции.

Второй вариант, более распространенный, заключается в «утрировании» неврологической патологии, задержки развития, гипердиагностике патологических состояний, например внутричерепной гипертензии или гидроцефалии (не подтвержденных функциональными исследованиями). В соответствии с этим часто наблюдается не всегда обоснованное назначение длительной дегидратации, раннее включение арсенала стимулирующих средств, что может приводить к обратному результату, замедлять развитие детей. Кроме того, существующая в настоящее время система раздельного наблюдения за таким ребенком — педиатром, неврологом, гастроэнтерологом, пульмонологом и др. — приводит к тому, что каждый специалист, акцентируя внимание только на «своей» патологии, назначает препараты, которые в совокупности ребенок просто не может «усвоить», а в ряде случаев оказывается, что они просто несовместимы.

Таким образом, имеется насущная необходимость разработки идеологии, а также методологии наблюдения, лечения и реабилитации недоношенных детей.

Сейчас читают:  Stihl FS 250 мотокоса купить по низкой цене в Москве в интернет-магазине официального дилера Штиль 41342000432

Проблема состоит в том, что в 3–4 мес постнатальной жизни недоношенного ребенка врач не может предсказать вероятность «неблагоприятного неврологического исхода», так как развитие болезни определяется 3 основными моментами — перинатальным поражением мозга, пластичностью мозга и адекватной помощью, т. е. реабилитационными и коррегирующими мероприятиями, проведенными в нужные сроки и с помощью правильно подобранных средств.

В настоящее время в отечественной и зарубежной литературе имеется множество исследований, посвященных выявлению факторов риска реализации неблагоприятного неврологического исхода у недоношенных детей. Знание этих факторов, безусловно, важно для специалиста, однако это еще не дает возможности провести индивидуальную оценку и спрогнозировать, как будет дальше меняться состояние ребенка. Кроме того, практически любой недоношенный младенец в той или иной мере входит в группу риска формирования неврологических заболеваний. Это определяет современные установки, касающиеся его последующего наблюдения в общей амбулаторно-поликлинической сети, которые можно сформулировать следующим образом: «Недоношенный ребенок — это заведомо больной ребенок, и ему требуется с учетом множества неблагоприятных факторов, которые он перенес в перинатальном и неонатальном периодах, постоянное стимулирующее лечение, причем начинать терапию следует как можно раньше, для того чтобы активизировать компенсаторные возможности мозга».

Бытующие сегодня представления практически не позволяют дифференцированно подходить к состоянию детей, так как отсутствуют критерии их индивидуального «здоровья», которые можно объективно оценивать и контролировать.

Первый год жизни любого ребенка характеризуется совершенно уникальными процессами, которые проявляются в приобретении ребенком множества психомоторных навыков: сочетанность и целенаправленность действий, вертикализация и устойчивость, формирование абстрактного мышления (поиск спрятанного предмета), ассоциаций (сравнение животного объекта с нарисованным в книге), игровой деятельности и социального контакта (отражение взаимоотношений ребенка со взрослыми «свой–чужой») и т. д. Для того чтобы малыш мог приобрести все вышеуказанные навыки и за 1 год жизни из абсолютно беззащитного новорожденного превратиться в очаровательного, активного, подвижного, любознательного ребенка, должны реализоваться сложнейшие процессы формирования внутриполушарных и межполушарных связей внутри мозга, связи с периферическими центрами, нервно-мышечной передачи сигнала, наладиться работа нейроэндокринной системы и многое другое, чего мы, к сожалению, не знаем и что является великим таинством развития.

Сейчас читают:  Как сделать багги своими руками - 120 фото новинок с лучшими идеями

Оценка и понятие развития во все остальные периоды жизни ребенка определяют дифференцированный уровень реализаций возможностей мозга. Но на первом году жизни это, прежде всего, формирование возможностей, а значит, любое новое умение, которое приобретает ребенок, и есть функция его психоневрологического здоровья. Другими словами, поступательное психомоторное развитие ребенка в соответствии с ежемесячными нормативами приобретения навыков и может служить главным критерием здоровья любого ребенка на первом году жизни. Это относится и к недоношенным детям.

Однако для широкого внедрения этой методологии в практику, прежде всего, необходимо решить 3 основных вопроса: как оценивать развитие недоношенного, что является «нормой» для недоношенного ребенка и в каком случае и какую терапию следует проводить.

Существует множество шкал, с помощью которых проводится оценка развития ребенка. В основе их лежит обязательное выделение различных линий развития, т. е. многогранность оценки, что позволяет своевременно определять причину отставания и направлять усилия именно на коррекцию выявленного неблагополучия. Так, мы должны оценить (уже с первого месяца жизни), насколько успешно идет формирование познавательной функции, зрительной, скоординированности действий «глаз–рука», моторной функции, созревание слухоречевого анализатора, какова социальная интегрированность ребенка. При этом необходимо однотипное тестирование всех детей. Во всех случаях желательно лишь прислушиваться к словам родителей, но ответное действие ребенка следует оценивать самому, так как представления и желания родителей могут не совпадать с тем, насколько с неврологической точки зрения ребенок способен выполнить то или иное действие. Для того чтобы ребенок среагировал на предлагаемое действие, необходимо войти с ним в контакт, таким образом, тестирование следует проводить до начала общего осмотра, не раздевая ребенка. Тесты должны иметь высокую чувствительность и специфичность, быть легкими в исполнении, не требовать никакого дополнительного оборудования, кроме 1–2 игрушек, и занимать у врача не более 7–10 мин, чтобы ребенок не устал. Из всех имеющихся шкал в наибольшей степени предъявляемым требованиям отвечает шкала КАТ/КЛАМС. Она разработана Американской академией педиатрии и представляет собой компиляцию всех распространенных шкал, максимально унифицированную и упрощенную, в соответствии с поставленными задачами. Для более углубленного исследования такая шкала, безусловно, не подходит, но является незаменимой для скрининга и быстрой оценки динамики формирования навыков ребенка и обладает большой степенью достоверности.

Данная методика, позволяющая оценить формирование навыков решения наглядных (раздел КАТ) и речевых (раздел КЛАМС) задач, а также развитие моторики ребенка (шкала развития макромоторики), создана для тестирования детей до 2 лет. Сопоставляя возраст развития с фактическим возрастом, определяют коэффициент развития, который равен отношению возраста развития к фактическому возрасту, умноженному на 100. Коэффициент развития высчитывается раздельно по 3 описанным выше параметрам. При их совпадении и соответствии фактическому возрасту или если коэффициент развития больше либо равен 75, считается, что ребенок имеет нормальное развитие. Для доношенных детей коэффициент развития ниже 75 свидетельствует об отставании ребенка, а при различных показателях в 3 системах говорит о диссоциации развития и позволяет выбирать соответствующую тактику коррекционных мероприятий.

Наиболее сложной задачей является определение «нормативов» развития недоношенных детей. Особенно это касается глубоконедоношенных детей, рожденных на сроке менее 32 нед гестации и с массой тела менее 1500 г. Совершенно ясно, что с учетом степени недоношенности, морфофункциональной незрелости, перинатальных патологий нормативы становления психомоторных функций у этих детей отличаются от таковых у их доношенных сверстников.

Были проведены специальные исследования с ретро- и проспективным анализом у большой группы специально отобранных детей с глубокой недоношенностью, которые имели минимальные нарушения в пери- и неонатальном периоде (при отсутствии органического поражения ЦНС и тяжелой соматической патологии) и к 2 годам жизни сравнялись со своими доношенными сверстниками.

При анализе развития детей данной группы установлены следующие закономерности, которые могут служить отправной точкой при обследовании любого недоношенного ребенка. Прежде всего, оценку его моторных и психоэмоциональных возможностей целесообразно начинать только после достижения возраста 40 нед гестации (в среднем у детей с гестационным возрастом 26–28 нед это 3 мес их фактического постнатального возраста). Нормой для этих детей может считаться соответствие 1 мес (4 нед) развития по шкале КАТ/КЛАМС. В последующие 2-3 мес (т. е. практически до 5–6 мес фактического возраста) не отмечается значительного прироста психомоторных навыков — это так называемый «платообразный период развития недоношенного ребенка», связанный с «накоплением мозговых связей». На этом этапе в общепринятой практике у врачей чаще всего возникает мысль о медикаментозном вмешательстве. Однако функциональные и электрофизиологические исследования показывают, что отсутствие внешних проявлений формирования навыков не исключает того, что в мозге могут происходить сложные процессы, которые предопределяют дальнейшее скачкообразное развитие ребенка. Кроме того, данный период жизни недоношенного ребенка требует особого внимания к соматическим проблемам (вопросам вскармивания и адаптации желудочно-кишечного тракта, профилактики и лечения анемии, рахита, витаминно-минеральных нарушений и т. д.), которые чаще всего проявляются именно в это время и могут потенцировать замедление развития.

С седьмого-восьмого месяца фактического возраста (скорригированный возраст — 4-5 мес) отмечается выраженный скачок в психомоторном развитии. Так, прирост функциональных возможностей начинает опережать скорригированный возраст на 3-4 нед, к 12-му месяцу жизни — на 5-6 нед, а к 18–20 мес дети ничем не отличаются по развитию от доношенных сверстников 12–14 мес. Достижение уровня доношенных сверстников по моторному развитию происходит к 18–20 мес фактической жизни, по познавательному — к 20 мес, по речевому — к 24 мес жизни.

Развитие языковой функции у недоношенных детей также имеет определенные особенности. Так, лишь с четвертого месяца скорригированного возраста (6-7 мес фактического возраста) у них начинает появляться интонация недовольства, формируются другие виды интонационной выразительности, такие, как гуление, а затем и лепет. Это говорит об активации специфических корковых речевых структур. Появление в эти же сроки адекватной реакции на интонацию взрослых свидетельствует о созревании слухового анализатора. Другими словами, развитие механизмов интонемного поля происходит соответственно скорригированному возрасту, а фонемного — запаздывает на фоне дисфункции стволовых структур, обусловливающих выраженную незрелость артикуляционного аппарата, однако всегда имеет поступательный характер. Несмотря на то что эти особенности характерны для всех глубоконедоношенных детей, необходимо обязательно установить над ними раннее логопедическое наблюдение с целью своевременной коррекции указанных отклонений.

Наиболее наглядно можно представить себе динамику формирования психомоторных навыков в виде графиков развития для скорригированного возраста (рис.).

Выявление отклонения от «условного» норматива при обязательном ежемесячном контроле и обследовании ребенка является показанием к более углубленному анализу и комплексному обследованию, цель которого — выявление патологии, способной нарушать определенную линию развития. Так, если у ребенка отмечается изолированное замедление формирования моторных навыков, можно ограничиться физическими методами воздействия — массажем, физиотерапией, плаванием и т. д. При отсутствии эффекта следует проводить дальнейший дифференциально-диагностический поиск.

При отставании в познавательном развитии и вторичной моторной задержке прежде всего необходимо оценить, какие именно тесты вызывают затруднения. Это позволит выделить состояния, связанные с нарушением функционирования зрительного анализатора, с генетическими заболеваниями, с органическими поражениями центральной и периферической нервных систем. При отсутствии формирования гуления и лепета необходимо исключить тугоухость.

Таким образом формируется система наблюдения за недоношенными детьми. Ребенка необходимо осматривать ежемесячно, с оценкой его психомоторного развития и умений, которые были приобретены за месяц, параметров физического развития, соматического состояния, неврологического статуса и т. д. При выявлении отклонений оценивается возможная причина неблагополучия (это могут быть не только истинно «неврологические» заболевания, но и перенесенные инфекции, нарушения вскармливания, прорезывание зубов и даже неблагополучная домашняя обстановка), а терапевтические усилия направляются на ее коррекцию.

На основании вышеизложенного можно предложить не только алгоритм наблюдения и выявления возможной патологии у недоношенного ребенка, но и лечебную тактику.

Так, дети обычно находятся на втором этапе выхаживания до 40–44 нед гестации, что соответствует 2-3 мес их постнатальной жизни, в зависимости от степени недоношенности. Именно в эти сроки их переводят на амбулаторное наблюдение в общей поликлинической сети или в специализированных центрах. В последующие 3 мес их жизни при отсутствии острых неврологических состояний (резкое увеличение окружности головы, опережающее рост окружности груди, нарастание размеров желудочков мозга по УЗИ, клинические признаки острой внутричерепной гипертензии — рвоты, запрокидывание головки, непрекращающийся крик, гипертермия, судороги — все это требует стационарного лечения) ребенку показаны коррекционные мероприятия. Это, прежде всего, подбор питания, лечение дисфункции желудочно-кишечного тракта — биопрепараты, ферменты, препараты симетикона и др. Необходимо раннее начало профилактики рахита с помощью назначения витамина Д, предупреждение анемии, прием фолиевой кислоты, подбор комплекса витаминов группы А, В и Е. Для улучшения клеточного метаболизма показан препарат элькар (L-карнитин). Для улучшения мозгового кровотока применяются сосудистые средства (кавинтон или цинаризин). По нашему опыту использование дегидратирующих средств требует более строгих показаний, а их эффективность сомнительна.

Массаж в этот период должен быть щадящим, кратковременным (не более 10–20 мин) и направленным на улучшение кровообращения в коже и мышцах. Следует помнить, что лечебный массаж может спровоцировать ухудшение адаптации с развитием синдрома срыгивания, нарушением суточной ритмики, нарастанием возбуждения, в некоторых случаях переходящим в судороги, а также нарушениями сердечной деятельности, вплоть до повторного открытия фетальных коммуникаций.

В 5-6-месячном скоррегированном возрасте у недоношенных детей начинает отчетливо проявляться задержка формирования моторных навыков за счет замедления нормализации тонуса.

В этот период, после необходимых обследований — ЭКГ и ЭЭГ, можно начинать проводить комплекс интенсивных реабилитационных мероприятий — лечебный массаж, физиотерапию, водные процедуры. Из медикаментозных средств используют ноотропные препараты, например пантогам, при необходимости назначают курс церебролизина. В дальнейшем при нормализации состояния и ускорении формирования навыков в соответствии с приведенными выше нормами ребенок может не получать активной терапии. Вместе с тем, отсутствие эффекта от проведенного лечения служит основанием для дальнейшего обследования, повторных реабилитационных мероприятий с диагностикой причины задержки развития и включением всего арсенала средств, применяемых для лечения конкретного заболевания

Такой подход, с успехом использующийся в Центре коррекции развития детей раннего возраста Московского НИИ педиатрии и детской хирургии, позволяет значительно снизить вероятность назначения ребенку необоснованного лечения. Это особенно важно, так как при использовании медикаментозной терапии и применении методик физического воздействия у детей с низкой массой тела при рождении наблюдается большое количество побочных, парадоксальных реакций и осложнений, вплоть до развития судорог, о чем должны быть предупреждены родители и что требует большой ответственности от врача.

По вопросам литературы обращайтесь в редакцию.


Е. С. Кешишян, доктор медицинских наук, доктор
Е. С. Сахарова, кандидат медицинских наук
Московский НИИ педиатрии и детской хирургии МЗ РФ, Центр коррекции развития детей раннего возраста, Москва

Гиперактивный ребенок и неусидчивый ребенок. повышенная возбудимость у ребенка

Симптомы и причины. Гиперактивный ребенок не может долго сидеть и выполнять работу, связанную со статичным положением тела, часто громко кричит и бурно выражает эмоции, имеет дефицит внимания, не дающий ему сосредоточиться на чем-то одном, вынужден разряжать накопившееся напряжение через двигательную активность.

Т.е., в нервной системе ребенка возбуждение существенно доминирует над торможением. Опасность повышенной возбудимости – в снижении обучаемости и, как следствие, отставании ребенка от сверстников в развитии.

Здесь важно понять источник повышенной возбудимости и неусидчивости. Поэтому первое, что мы Вам предложим – выяснить причину происходящего. Основных варианта три:

  1. Это нормальный природный темперамент Вашего ребенка и вмешательства психиатра или врача не требуется. Ребенок при этом психически здоров и психологически благополучен. В этом случае мы дадим Вам несколько рекомендаций, и Вам с ребенком станет заметно комфортнее.
  2. Имеется какая-либо психологическая проблема, повышающая у ребенка уровень эмоций, тревоги или агрессии, например. Эмоция требует выхода (разрядки, реализации), отсюда повышенная возбудимость и неусидчивость. Ребенок при этом психически здоров и в каком-либо медицинском лечении не нуждается. Такого рода психологические проблемы довольно легко диагностируются в ходе беседы с ребенком и родителями, а затем мягко корректируются.
  3. Повышенная возбудимость и неусидчивость является следствием медицинской проблемы. Речь может идти, например, о повышении внутричерепного давления, хроническом воспалении где-либо (аденоидыминдалины), нейровоспаление, последствиях родовой гипоксии или травмыдетском неврозе, скрытой форме эпилепсии.  Так же встречаются в нашей практике и более серьезные проблемы, как аутистическое расстройство и детская шизофрения. В этом случае очень важно найти истинную причину происходящего, и только тогда лечение будет работать эффективно и безопасно.

Гипервозбудимость, неусидчивость и гиперактивность как особенности характера. Если говорить про повышенную возбудимость и неусидчивость, как характерологические  особенности, такое возможно, если ребенок экстравертивен и темпераментен от природы.

Либо ребенок может копировать такой стиль поведения у кого-то из членов семьи. Но мы можем говорить о норме только в том случае, если это вид гиперактивности не приводит к нарушению здоровья  и если ребенок не возбуждается настолько, что перестает нормально спать, начинает часто болеть или отстает в общем развитии.

Дрожание рук. во всем виновата генетика

И.А. Иванова-Смоленская
профессор
ГУ НИИ неврологии РАМН

Дрожание сопровождает многие болезни – болезнь Паркинсона, рассеянный склероз, алкоголизм, неврозы, многие дегенеративные и наследственные заболевания нервной системы. Среди последних особое место занимает эссенциальный тремор (синонимы: наследственное дрожание, болезнь Минора).

Эссенциальный тремор – наиболее частое наследственное заболевание нервной системы: его распространенность составляет от 0,3 до 6,7% среди лиц моложе 40 лет и достигает 8-17% на восьмой и девятой декадах жизни. Заболевание носит относительно доброкачественный характер и отличается медленно прогрессирующим дрожанием рук с частотой 6-12 Гц, реже – дрожанием головы, губ, голоса, туловища, ног. Несмотря на большую распространенность, чем болезнь Паркинсона, эссенциальный тремор менее известен в широкой врачебной практике, и весьма нередко его “путают” с болезнью Паркинсона. Однако уметь различать эти две болезни чрезвычайно важно, поскольку лечение и прогноз при них принципиально различны.

Для болезни Паркинсона характерно дрожание в покое, а также повышение мышечного тонуса (ригидность), “застывшая” поза (акинезия) и другие симптомы. Эссенциальный тремор чаще характеризуется только одним симптомом – дрожанием, которое отличается от дрожания покоя при болезни Паркинсона тем, что появляется при напряжении мышц и движении конечностей, чаще рук. В четверти случаев к дрожанию могут присоединиться нарушения при письме (писчий спазм), легкая степень кривошеи, легкое повышение мышечного тонуса рук, которое никогда не усиливается до стадии ригидности, характерной для болезни Паркинсона. Если болезнь Паркинсона быстро прогрессирует и с течением времени резко инвалидизирует больных, то пациенты с эссенциальным тремором отличаются долголетием (иногда до 90 лет и более) и относительно хорошим качеством жизни (часто сохраняется хороший уровень интеллекта, памяти, а также нередко и способность к самообслуживанию).

Эссенциальный тремор – наследственное заболевание, передающееся по “вертикали”, то есть от родителя к сыну или дочери (аутосомно-доминантный тип наследования). В связи с этим все потомки больных эссенциальным тремором должны пройти обследование у специалиста-нейрогенетика, даже если они сами не жалуются на “явное” дрожание. В нейрогенетическом отделении Института неврологии РАМН наблюдается несколько сотен семей с эссенциальным тремором, и это позволяет говорить о крупнейшем в мире (наряду с некоторыми зарубежными центрами) опыте изучения данного заболевания.

В последние годы благодаря внедрению молекулярно-генетических технологий в медицину совершен серьезный “прорыв” в изучении этиологии наследственных заболеваний, то есть в установлении мутантных генов и их белковых продуктов. Гетерогенность эссенциального тремора как заболевания показана на молекулярно-генетическом уровне, поскольку идентифицированы как минимум два участка (локуса) на различных хромосомах, в которых расположены два самостоятельных гена этой болезни.

Сотрудниками нейрогенетического отделения Института неврологии РАМН во время экспедиции в Таджикистан были изучены несколько уникальных семей с большим числом родственников из разных поколений, страдающих эссенциальным тремором. В последующем совместно с французскими генетиками из Национального института здоровья и медицинских исследований (Париж) показано, что в нескольких изученных таджикских семьях мутантный ген локализован на 3-й хромосоме. Таким образом, генетическая гетерогенность при эссенциальном треморе весьма широка и не ограничивается локализацией мутантного гена только на 3-й и 2-й хромосомах. Однако до сих пор сами мутантные гены, ответственные за развитие эссенциального тремора, не идентифицированы, и непосредственная ДНК-диагностика болезни пока не проводится. Исследования в этой области активно продолжаются во многих странах, в том числе и в России.

В настоящее время существуют препараты, тормозящие прогрессирование эссенциального тремора и уменьшающие его выраженность. Важно подчеркнуть, что, несмотря на относительно мягкое прогрессирование дрожания, лечение эссенциального тремора проводить необходимо, поскольку в пожилом возрасте дрожание у пациентов может прогрессировать быстрее и иногда даже мешает самообслуживанию в обычной жизни, не говоря уже о профессиональной деятельности.

Считается, что постепенному замедлению прогрессирования дрожания при эссенциальном треморе способствуют большие дозы витамина В6, который может применяться в виде внутримышечных инъекций (от 4 до 8 мл 5% раствора в сутки) повторными 1-месячными курсами (обычно 2 раза в год). Препаратом, заметно уменьшающим выраженность (амплитуду) дрожания, является бета-блокатор анаприлин: он применяется длительными курсами по 10-20 мг 2 раза в день под контролем частоты пульса и артериального давления, поскольку эта группа препаратов может способствовать урежению пульса и снижению артериального давления.

Важное место в лечении эссенциального тремора придаете противосудорожным препаратам. Лечение этими препаратами следует проводить длительно на протяжении месяцев и лет с небольшими перерывами или чередованием, доза подбирается постепенно и медленно, поскольку вначале может отмечаться некоторая общая слабость и сонливость, которые в дальнейшем при правильном титровании дозы исчезают.

Новым перспективным препаратом для лечения эссенциального тремора является атипичный антиконвульсант леветирацетам. Сотрудниками нейрогенетического отделения Институт неврологии РАМН впервые в России получен опыт применения леветирацетама при эссенциальном треморе. Результаты работы вполне согласуются с аналогичным опытом зарубежных исследователей и свидетельсвуют о том, что у большинства больных этот препарат даёт очень хороший эффект: значительно уменьшается дрожание любой локализации. При правильном дозировании отсутствуют какие-либо серьезные побочные явления.

Медико-генетическое консультирование при эссенциальном треморе имеет свои особенности. В отличие от большинства других наследственных заболеваний нервной системы, при эссенциальном треморе вопрос возможности деторождения решается положительно, поскольку заболевание имеет медленное прогрессирование, поддается лечению и, как правило, не инвалидизирует больных в настолько тяжелой степени, чтобы рекомендовать специальные метод оценки риска развития бoлeзни у потомства или плода. В связи этим дородовая ДНК-диагностика эссенциального тремора не проводится.

© Журнал “Нервы”, 2006, №3

Дифференциальная диагностика тремора · Лаборатория ВМ ЭЭГнаверх 

Как распознать судороги у новорожденных и детей раннего возраста

              Как распознать судороги у новорожденных и детей раннего возраста

У детей первого года жизни судороги наблюдаются при различных заболеваниях нервной системы, врожденной патологии обмена веществ, электролитных нарушениях. Они могут появиться на фоне уже имеющихся неврологических нарушений и задержки психомоторного развития или возникают как первый симптом, свидетельствующий о поражении мозга. Клиническая картина судорожного синдрома зависит как от характера заболевания, так и от возраста ребенка.

Так что такое судороги? Судороги – непроизвольные мышечные сокращения, связанные с патологическими электрическими разрядами в головном мозге.
Признаки судорожного состояния зависят от причин, которые спровоцировали реакцию. При нарушениях нервной системы данное явление сопровождаются временной потерей сознания. Перед этим непроизвольно вытягиваются ноги и руки, на время остаются парализованными мышцы лица, малыш запрокидывает голову назад и как будто бы отстраняется от внешнего мира. Припадок может вызывать подергивания конечностей, обильное слюноотделение и даже рвоту.

У новорожденных могут быть также очаговые клонические припадки, захватывающие одну половину тела или одну конечность. Иногда они протекают в виде поворотов головы, глаз, тонических отведении рук в сторону поворота головы, оперкулярных пароксизмов (гримасы, сосание, жевание, причмокивание). Двигательный компонент припадка часто сопровождается вазомоторными нарушениями в виде бледности, цианоза, покраснения лица, слюнотечения. Реже наблюдают у новорожденных судороги миоклонического типа, которые характеризуются очень быстрыми одиночными или множественными подергиваниями верхних или нижних конечностей с тенденцией к их сгибанию. Они могут проявляться также общими вздрагиваниями с последующим крупноразмашистым тремором рук. Иногда эти судороги сопровождаются вскрикиваниями, вегетативно-сосудистыми нарушениями. В легких случаях патологические движения, которые возникают при судорогах, можно ошибочно принять за спонтанные движения новорожденного и пропустить истинное начало судорожного синдрома.

У младенцев на фоне высокой температуры(выше 38 градусов) могут возникать так называемые фебрильные судороги, которые не являются симптомом поражения ЦНС.

Как могут выглядеть судороги при гипертермии у ребенка:

В таком состоянии малыш может находиться до 15 минут, потом мышечные спазмы должны пройти. Чтобы ускорить реакцию, необходимо сбить температуру (дать жаропонижающее).

В медицине различают тонические и клонические судороги. Тонические проявляются как мышечное напряжение – спазм. Клонические подразумевают непроизвольные подергивания мышц, которые происходят при смене мышечного тонуса.

Хаотическим движением ног и рук характеризуются клонические судороги у детей. Во время приступа малыш не контролирует движения, подергиваться могут даже веки. Чаще всего клонические реакции возникают во сне, когда дети лежат на животе.

Одним из вариантов судорог у новорожденного ребенка может быть кратковременная остановка дыхания- апноэ, проходящая после тактильной стимуляции.

При подергиваниях мышц рук, ног, всего тела, выгибании ребенка, закатывании глаз, сжимании зубов, особенно сопровождающимися цианозом, нужно вызывать скорую помощь.

Врач анестезиолог- реаниматолог отделения реанимации новорожденных УЗ «ГОДКБ» Митюль О.П.2638

Навязчивые неврозы

В большинстве случаев проблема невроза навязчивых состояний и тиков решается путем игровой психотерапии или курсом медицинского лечения, а чаще всего – сочетанием медикаментозного лечения и психологической работы с подавляемым нервным напряжением у ребенка.

Обессивные неврозы у детей проявляется в виде навязчивых различных движений и мыслей. Навязчивые состояния (обсессии) проявляются как непреодолимые и непроизвольно возникающие мысли, страхи, и, как следствие – навязчивые движения.

Навязчивые мысли

  • когда ребенок боится за здоровье и безопасность себя самого и своих родных
  • постоянно думает или представляет себе, что с ними может случиться что-то плохое
  • все время вспоминает негативные события, которые произошли с ним или с его родными в прошлом

Типичные навязчивые мысленные действия

  • прочитывание номеров автомобилей, вывесок, операции с числами и буквами из номеров и вывесок
  • подсчет фонарных столбов, домов, газонных ограждений и т.п.
  • постоянный поиск «любимых» и «нелюбимых» букв и цифр

Навязчивые движения и действия. Сфера их проявлений весьма обширна. Это может быть и нервный тик у ребенка, и навязчивые движения. Наиболее типичные навязчивые движения и действия у детей:

  • обкусывание ногтей и губ
  • выдергивание волос
  • сосание пальца, сосание или обкусывание карандаша, ручки, пуговицы, края одежды
  • покашливания, похрюкивание или проговаривание звуков
  • подергивания конечностей
  • моргание и/или стереотипные движения глаз
  • кружение
  • постукивание, похлопывание в ладоши
  • раскачивание
  • приседание, прихрамывание при ходьбе
  • потирание тела или предметов
  • потряхивание и встряхивание рук и предметов
  • прыжки и скачки без причины
  • мышечные сокращения рук и ног, а также лицевой части.

Типичные сложные ритуальные действия

  • дети могут ходить по определенным плиткам на полу
  • обходить, крутить, гладить предмет какое-то строгое количество раз
  • подпрыгивать и хлопать в ладоши, проговаривать фразы и т.д.

Также, неврозы могут иметь различный характер течения:

  • эпизодический
  • хронический
  • прогрессирующий

Невроз у ребенка может иметь разные причины. Наиболее часто встречающейся является наличие какой-либо психической травмы у ребенка, а также наличие эмоциональных факторов. Таких как: напряженная и конфликтная обстановка в семье, неправильное и слишком жесткое и авторитарное воспитание детей.

Нередко в этот список входят и физиологические причины: наследственность и генетика, перенесенные заболевания, физические перегрузки ребенка, недостаток сна.

Так или иначе, все это связано с тем, что ребенок имеет повышенное возбуждение в определенных областях мозга. В основном речь идет о дисфункции подкорковых ядер головного мозга, которые отвечают за позу и мимику, мышечный тонус и за глобальные двигательные акты.

Это могут быть: тики (ребенок дергается, либо дергает какой-либо частью тела), быстрые стереотипные движения, могут быть навязчивые позы, навязчивые движения; ребенок может присаживаться, подпрыгивать, издавать какие-то звуки, проговаривать слова или даже ругательства (при синдроме Туретта). Очень часто такие проявления не воспринимаются в серьез на начальных этапах.

Синдром Туретта является генетически предопределенным состоянием, связанным с неврозами навязчивых состояний и тиками, или стереотипными тикообразными движениями.

Также неврозоподобные навязчивые состояния во многом провоцируются хронической стрептококковой инфекцией с повышением антистрептолизина О (АСЛО) при хроническом тонзиллите, так называемый PANDAS -синдром, текущим нейровоспалением с повышением таких маркеров, как:

Дифференциальная диагностика тремора · Лаборатория ВМ ЭЭГ
ЭЭГ (электроэнцефалография) для детей в клинике “Эхинацея”

Советуем Вам обратиться к детскому неврологу, детскому психиатру и аллергологу-иммунологу. Для удобства и координации помощи ребенку мы практикуем консилиум из всех трех специалистов. Благодаря этому приемы получаются более информативными, а эффект от назначенной терапии наступает быстрее.  

Обсессивный невроз хорошо поддается лечению на ранних стадиях, особенно в дошкольном возрасте.

Что же касается синдрома Туретта, то даже при наличии генетической предрасположенности этот синдром может и «замолчать». Ведь до момента дебюта синдрома Туретта ребенок живет с тем же генетическим набором, но никаких тиков и вокализмов нет. Здесь дело не только в генетической предрасположенности к синдрому Туретта, но и в сопутствующих проблемах и текущем состоянии здоровья ребенка.

Работа с провоцирующими факторами (невроз навязчивых состояний, инфекции, сопутствующие воспалительные заболевания, нарушение сна, высокий уровень тревоги и т.д.) обычно приводит к постепенному улучшению, часто до полного прекращения тиков и вокализмов.

Дифференциальная диагностика тремора · Лаборатория ВМ ЭЭГ
Мы широко практикуем  метод игровой терапии для лечения навязчивых неврозов у детей

Повышенная утомляемость. ребенок быстро устает

В большинстве случаев повышенная утомляемость и истощаемость нервной системы ребенка имеет вполне определенные причины и довольно просто поддается коррекции или лечению. 

Очень важно понять и найти причины, почему формируется усталость. Лечение должно точно попасть в причину проблемы. К сожалению, мы часто видим обратные примеры. Например, ребенок устает из-за хронической инфекции, а его водят к психологу и «исправляют поведение», или, например, причина утомляемости связана с гормональным фоном, а его отправляют к психиатру и назначают ненужные в этом случае лекарственные препараты.

Возможна обратная ситуация, у ребенка нет никаких особенных проблем со здоровьем, а есть лишь психологические проблемы, которые приводят к утомляемости. Необходимо четко понять причину того, что происходит, и только тогда лечение принесет желаемый результат.

Резкое переключение ребенка от активных и динамичных игр до полного упадка сил, при котором ребенок может заснуть за одну минуту, является нормой для детей от двух до пяти лет. В этом возрасте это будет абсолютно нормальной усталостью с последующим переходом в активность.

Повышенная утомляемость должна Вас насторожить, если:

  1. Ребенок настолько устает, что не может сосредоточиться, отстает от сверстников в обучаемости и освоении новых навыков;
  2. Ребенок не может уснуть или просыпается по ночам, днем ощущает сонливость;
  3. Утром ребенок просыпается уставшим, трудно включается, отказывается от завтрака;
  4. Ребенок часто болеет простудными заболеваниями;
  5. Вы отмечаете продолжительную (более 2х недель) общую вялость у ребенка, темные круги под глазами и бледность, спад настроения;
  6. Ребенок большую часть времени пребывает в негативном настроении, обижается и плачет без объективных на то причин;
  7. Появляется сонливость, апатия и безразличие к прежде любимым занятиям;
  8. Ребенок жалуется на головную боль или головокружение;
  9. Ребенок теряет моторную ловкость, проявляет агрессию, часто меняет позы при чтении или выполнении домашних заданий;
  10. Ребенок жалуется на усталость и/или  боль в ног.

Повышенная утомляемость, в основном, связана с тем, что нервная система ребенка не может достаточно долго поддерживать возбуждение для обеспечения повседневных задач, включая обучение, освоение навыков, речи и так далее. 

Утомляемому ребенку трудно удерживать внимание на чем-то одном, оно начинает рассеиваться, в результате чего ребенок сопротивляется обучению, которое оказывается для него слишком трудным. Ситуация перерастает в конфликты, а причина тому – повышенная утомляемость.

  1. Истощение нервной системы ребенка из-за длительного стресса, т.е. «застревании» организма в состоянии подготовки к ответу на опасность. Реакция стресса создана природой как кратковременная; она приходит к быстрой реализации и выходу из стресса. Но если вдруг стрессорная готовность в организме ребенка становится долговременной, нервная система постепенно истощается. Таким образом, происходит истощение мозга и, как следствие, быстрая утомляемость.
  2. Нарушение снаНормальный здоровый сон состоит из четырех стадий, из них самые глубокие и важные – это 3я и 4я. При дефиците глубоких стадий сна нервное истощение наступает довольно быстро. Частые варианты недосыпания у детей: ребенок имеет нормальную продолжительность сна, но при этом спит поверхностно, ребенок спит с пробуждениями, ребенок имеет укороченный сон (долго засыпает или слишком рано просыпается). Некоторые проблемы сна выясняются, если сделать ночной ЭЭГ мониторинг.
  3. Наличие повышенного внутричерепного давления, когда мозг испытывает давление излишним  количеством цереброспинальной жидкости и не может долго находиться в состоянии возбуждения.
  4. Хронические заболевания, и очень часто это нарушение обмена веществ, инфекции (аденоидыхронический тонзиллит), снижение функции щитовидной железы или другой эндокринный дисбаланс. Хронические инфекции могут быть связаны с вирусом герпеса, стрептококками, которые очень часто вызывают такую хроническую усталость. В этом случае мы предложим Вам привести в порядок иммунитет ребенка, заниматься лечением инфекций и тогда здоровье нервной системы ребенка восстановится.

Ребенок закатывает глаза: психологическая или медицинская проблема?

В большинстве случаев проблема с закатыванием глаз у ребенка имеет вполне определенные причины (чаще всего они связаны с нарушением работы головного мозга, но могут быть и психологические причины).

Симптомы и причины. Закатывание глаз вверх – нормальное явление для новорожденного ребенка до месячного возраста. Особенно перед сном, во время пограничного состояния между сном и бодрствованием. Но если ребенок закатывает глаза вниз, стоит обратить на это внимание и обратится к детскому неврологу.

Это явление может происходить по многим причинам. Самая распространенная причина закатывания глаз у новорожденных –  повышенное внутричерепное давление. Причиной также могут быть нервные тики и синдром Туретта, невроз навязчивых состояний, т.е. разрядка повышенного нервного напряжения ребенка посредством каких-либо повторяющихся действий.

Один из распространенных тиков как раз связан с закатыванием глаз, подергиванием глазами или в кратковременном взгляде в одном и том же определенном направлении. Так же закатыванием глаз может проявляться эпилепсия.

Малые эпилептические приступы – абсансы – часто сопровождаются закатыванием глаз и кратковременным «зависанием», остановкой всех высших психических функций ребенка. Т.е. ребенок останавливается, замолкает, замирает, закатывает глаза, а через некоторое время «включается» и продолжает действовать как ни в чем не бывало.

Это и есть проявление эпилептических абсансов. Малый эпилептическим приступ, может перейти в большой. В этом случае ребенок сначала закатывает глаза, затем подергивает одной или несколькими мышцами, а вслед за этим происходит развернутый судорожный приступ – это уже более тяжелое проявление эпилепсии.

Возможны и другие варианты. 

Например, у ребенка может быть боль в области глаз, глазных яблок при различных заболеваниях, связанных с носоглоткой и ушами (аденоиды, воспаление пазух носа, миндалин, или воспаления ушей), когда возникает боль в области лицевого черепа и мягких тканей лица, глотки.К кому обращаться с закатыванием глаз ребенком?

В случае подобных симптомов необходимо показать ребенка детскому неврологу и окулисту, а так же оториноларингологу, если есть какие-то специфические проблемы. Но для начала все же советуем консультации детского невролога.

Сколько должен спать ребенок

Возраст ребенкаПродолжительность дневного снаПродолжительность ночного сна
От 1 до 2 месяцевоколо 9 часовоколо 18 часов
От 3 до 4 месяцевоколо 8-6 часовоколо 16 часов
От 7 до 9 месяцевоколо 4 часовоколо 13 часов
От 10 до 12 месяцевоколо 3 часовоколо 13 часов
От 1-го до 1,5 летоколо 3 часовоколо 12 часов
От 1,5 до 2 летоколо 2,5 часовоколо 10-11 часов
От 2 до 3 летоколо 2,5 – 2 часовоколо 10-11 часов
От 3 до 7 летоколо 1,5 часов, по желаниюоколо 10 часов
После 7 летДневной сон не обязателенне менее 8-9 часов

Режим сна. Нормальный сон ребенка должен протекать без перерывов, без эпизодов возбуждения, связанного с криком или плачем во сне. Нормальная продолжительность засыпания порядка получаса, если оно длится более 30 минут, стоит обратить на это внимание и узнать причину.

Для ребенка является нормой ранний подъем в выходные по режиму, принятому в будни. Желательно, чтобы биоритм жизни ребенка совпадал с биоритмом географического временного пояса, в котором он живет. В природе предусмотрено так, что когда на улице темно, человек спит, а с рассветом он просыпается, этот же ритм соответствует и детскому режиму.

Для ребенка дошкольника  отбой должен быть не позже, чем  в 22.00. У школьников не всегда бывает возможным соблюдать такой режим, ибо нагрузка, получаемая в школе, возрастает непропорционально физиологическим возможностям детей. Но все же для гармоничного роста и развития ребенка необходимо стремиться к соблюдению режима и наличие сна не менее 8-9 часов. Для ребенка до 10 лет продолжительность сна 9-10 часов – абсолютно нормальна и полезна.

Многие дети в приближении школьного возраста отказываются спать днем, это не всегда является нарушением режима сна, у некоторых детей при полноценном ночном сне потребность в дневном сне отпадает. При условии, что отсутствие дневного сна не влечет за собой изменение самочувствия ребенка в худшую сторону.

Нужно учитывать еще один аспект, что детям до 4х лет дневной сон жизненно необходим, так как в этот период жизни активно идет построение нейронной структуры  головного мозга и хороший сон способствует наиболее эффективной работе мозга в будущем.

Сон состоит из нескольких стадий (делится на фазы). Полноценный отдых, восстановление нервной системы, активная работа обмена веществ, иммунитета происходят, в основном, в третьей-четвертой фазах сна. Эти фазы достигаются только в ночном сне, при условии своевременного засыпания, достаточной продолжительности и глубины сна, отсутствии ночных пробуждений.

Ситуация, когда ребенок не спит ночью или трудно и подолгу засыпает, часто встает, просит попить или поесть, придумывает себе разные занятия, лишь бы не спать, может возникать по множеству причин. Основные причины:

Поведенческий фактор. Возникает из-за дефицита внимания взрослых, которые весь день работают и поздно приходят домой, не уделяя достаточного время своему ребенку. В результате ребенок долго засыпает, потому что ему хочется восполнить недостаток общения с родителями и ощутить их физическое и эмоциональное присутствия рядом с ним.

Высокий уровень тревожности у ребенка. Когда ребенок не может заснуть, но с трудом уснув, часто просыпается или спит поверхностно, так как  стрессорные механизмы нервной системы продолжают работать, включая защитные реакции и не позволяя ребенку заснуть глубоко.

Ребенок кричит во сне, ходит, разговаривает во сне. Лунатизм (сомнамбулизм) – состояние неполного пробуждения. В то время, когда ребенок должен перейти в глубокую стадию сна, идет процесс торможения мозга, но при этом процесс затрагивает не все участки мозга, т.е. часть мозга остается бодрствующей или просыпается среди ночи.

Ребенок скрипит зубами во сне. Основной возраст, когда возникает бруксизм – период с 3 до 6 лет. Самый пик проявления приходится на пять лет, когда начинаются прорезываться коренные зубы. Причиной скрипа зубов может стать затрудненное дыхание из-за аденоидов, ушной или зубной боли и заложенности носа, боли в животе и вообще, любого физического дискомфорта. 

Отсутствие полноценного сна может повлечь за собой серьезные проблемы для организма ребенка. Таки как расстройство нервной системы, ослабление иммунной системы, нарушение привычного для организма режима работы всех внутренних органов. Необходимо относиться ко сну ребенка максимально внимательно. Восстановить нормальный ночной сон у ребенка – задача, как правило, вполне выполнимая.

В первую очередь мы рекомендуем обращаться с ребенком, который плохо спит:

  1. Консультацию врача детского невролога. Обычно в ходе консультации выясняется причина нарушения сна и может быть подобрано лечение.
  2. Если имеются подозрения по поводу хронической ночной боли где-либо, кожного зуда, нарушений носового дыхания – мы предложим помощь врача соответствующего профиля.

Оставьте комментарий