Галлы – что это за народ и кто такие галлы сейчас?

Галлы – что это за народ и кто такие галлы сейчас?

Досуг. галлы

досуг

У галлов нет никакого понятия о досуге или о чем-то вроде права на отдых. Тем не менее они не объявляют бойкота мирским удовольствиям. Но до римского завоевания последние остаются жестко привязанными к социальному положению. Поэтому если у нас и есть какое-то представление о досуге в полном смысле слова, и зачастую роскошном у богатых и властительных галлов, то с тем, чтобы представить, как крестьяне и неимущие проводят то малое время, что не посвящено работе, у нас возникают существенные трудности. Страбон, воспроизводя очень логичные и убедительные отрывки из Посидония, указывает, что «в нравах галлы неотесанны и непорочны». Из этого следует заключить, что их удовольствия просты и естественны и радикально отличаются от развлечений римлян, которых греческий философ тоже созерцал в то же время и с той же точки зрения этнолога. Кроме войны, единственным их увлечением является обучение всему, чему возможно, и, в частности, красноречию.

НАРОДНЫЕ СОБРАНИЯ

Единственной приписываемой письменными источниками народу забавой являются всевозможные собрания. Так как галлы более-менее разбросанными многочисленными семьями проживают в деревнях и так как они работают в поле зачастую в одиночестве или среди стад домашних животных, не имея возможности обучаться с помощью книг, то галлы любят встречаться со своими непосредственными соседями или с иностранцами из более-менее далеких краев. Жрецы и законодатели решают использовать эту радость, которую галлам доставляет чувство общности. Потому это чувство они поддерживают и без конца подпитывают. Религиозные праздники, политические и законодательные сессии являются поводом к массовым сборищам, которые сразу же выходят за пределы своего функционального назначения. Они становятся местами дискуссий, базара, может быть, спектаклей. Последние можно предположить, исходя из той необычайной популярности, которую в первые времена Римской империи обретут театры, обустраиваемые при святилищах.

Сейчас читают:  Чем резать профнастил? Ответы профессиональных мастеров помогают в выборе инструмента

Какие в точности дополнительные развлечения предлагают подобные собрания институционального свойства, неизвестно. Но можно предположить, что в них участвуют барды, что именно там они декламируют свои панегирики, которые потом распространяются в народные массы, что там они очаровывают публику своей музыкой. Конечно же, здесь упражняются в красноречии, происходят словесные дуэли между ораторами и, возможно, настоящие состязания. Пиры и питие вина тоже занимают важное место — возможно, основное. Нет ни одного места культа, ни одного места проведения легислативного или юридического мероприятия, которые бы не распознали по наличию в культурных слоях объедков от таких вот пантагрюэлических вечеринок. Но самое ходовое развлечение — это борьба, силовые состязания, схватки, дуэли с применением оружия. Единственная цель и награда — получить похвалу публики и почетное место за столом.

Гиды цивилизаций |

Галлы – что это за народ и кто такие галлы сейчас?

Наряду с регулярно проводимыми и привязанными к календарю собраниями существует то, что Цезарь называет сборищами, — неформальные собрания в публичных местах и местах скопления народа. Именно здесь разносятся все новости. Жадные до всевозможных познаний, галлы слетаются на подобные мероприятия, где толпа мгновенно собирается и столь же быстро рассасывается. Вероятно, здесь разносятся слухи, возникают волнения, даже вызревают заговоры. Поэтому в некоторых округах, опасаясь драматических последствий подобной болтовни, запрещают в таких местах обсуждение политических тем, оставляя за теми лишь конституционные собрания. Этого единственного запрета уже достаточно, чтобы убедить нас в том, что подобные спонтанные и, возможно, регулярные собрания являются привычкой, издавна укорененной, с которой крайне трудно бороться. В них что-то есть от вечерних сборищ в публичных местах, столь любимых во многих странах Средиземноморья.

Сейчас читают:  Триммер бензиновый solo by AL-KO 116 127150 купить по цене 7 410 руб. в интернет-магазине АЛКО

ОХОТА

Народное воображение может внушить мысль, что охота является галльским досугом par excellence, что она является повседневным и широко распространенным видом активности. Письменные же источники, наряду с археологией, свидетельствуют, что она, наоборот, является привилегией «богатых и тех, кто может себе позволить веселое времяпровождение», согласно цитате историка Арриана, посвятившего целый труд охоте в античную эпоху, где значительная часть посвящена охоте у галлов. Этому много причин. Охота требует свободного времени, а большинство населения им не располагает. Она требует инвентаря (лошади, оружие, собаки), который только знатные могут себе позволить. Но самое главное — она является способом подготовки к войне, видом тренировки, а также ее субститутом во время между военными кампаниями. Для воина охота — это не только удовольствие, но и упражнение.

Археология подтверждает заверения Арриана. Останки диких животных почти не встречаются среди обломков домов, кроме домов аристократии. Они отсутствуют в местах культа и захоронений, лишь иногда встречаются поблизости. Эти кости в подавляющем большинстве случаев заячьи, иногда принадлежат оленям, кабанам и косулям. Текст Арриана позволяет разделить охоту по крайней мере на три вида. Первый — это псовая охота. В основном так охотятся на зайца. Охота происходит на открытой, равнинной местности. Иногда таким способом могут охотиться на оленя в лесистой местности. Второй тип — охота исключительно при помощи собак. Часть псов поднимает дичь и гонит ее в направлении других псов, составляя, таким образом, сеть. Третий тип носит более воинский характер. Здесь от человека требуются хорошие физические данные (быстрота, выносливость) и умение обращаться с оружием. Страбоном упоминается специфическое охотничье оружие — тяжелый дротик с железным наконечником, который галлы метают без помощи силовых установок, которым они могут убивать птиц. Такой способ, хорошо известный у индейцев Амазонии, требует необычайной ловкости, точности и силы.

Таким образом, галльская охота носит коллективный, аристократический характер. Они изобрели псовую охоту. Это страстное увлечение требует значительных средств, а также лошадей и собак. Оба этих вида животных используются на войне и являются престижным объектом разведения, а об-

Галлы – что это за народ и кто такие галлы сейчас?

ращение с ними требует надлежащего обучения. Кроме того, выводятся специальные породы собак, предназначенные для охоты. Это собаки с идеальным нюхом, гончие и борзые, охотящиеся исключительно на зайца.

Дичь, которая относится к диким животным, рассматривается наряду с растениями как собственность богов. Только некоторые из галлов могут заниматься охотой, при особых условиях (может быть, в определенные дни календаря). В любом случае убийство дичи означает появление некоторой задолженности по отношению к богам, которую следует уплатить. Арриан подробно описывает обряды ежегодного жертвоприношения, которое охотники должны совершать в честь галльской богини, аналогичной Артемиде, выступающей кем- то вроде хозяйки диких животных. Каждое убитое животное имеет цену, денежный эквивалент которой учитывается. Заяц стоит два оболя; лисица, поскольку питается зайцами, оценивается в драхму; косуля, поскольку больших размеров, стоит четыре драхмы. Накопившаяся, таким образом, сумма по окончании охотничьего сезона позволяет купить жертву — овцу, козу, даже быка, если хватает денег. Совершается жертвоприношение. Мясо съедают люди и собаки. На собак надевают венки из цветов, поскольку в этот день они удостаиваются почитания.

ВЕРХОВАЯ ЕЗДА И ТРЕНИРОВКИ

У галлов крайне энергозатратный способ сражаться. В бою они отчасти или почти полностью обнажены. Эти обстоятельства вынуждают их положиться на свое собственное тело как на главный гарант их выживания как в бою, так и при еще более изнурительных перемещениях. Им требуется сила для длительных марш-бросков, для того чтобы бегать так же быстро, как их лошади, чтобы совершать на них эквилибристические трюки, ошеломляющие их врагов. Такое геройство возможно лишь при постоянных тренировках и при наличии здоровья. И то, и другое подразумевает тщательную гигиену. Человеческие кости, принадлежащие воинам, тысячами обнаруживаемые на поле битвы при Рибемон-сюр-Анкре, принадлежат индивидам высокого роста, иногда худощавым, иногда настоящим здоровякам, но каждый из них обладал развитой мускулатурой и не страдал никакими дегенеративными заболеваниями типа артроза. Столь великолепное состояние здоровья можно объяснить только отсутствием тяжелой, монотонной работы, хорошим питанием и главным образом постоянными физическими упражнениями. Конечно, знатные воины по возвращении домой не проводят свое время исключительно в пирах и попойках — вывод, который можно было бы сделать, читая некоторых древних историков. Наоборот, они стараются держать себя в форме и быть готовыми к отражению любой агрессии. Такие тренировки, которые похожи на те, что ввели греки, оставили минимум упоминаний в литературе. Однако в одном из самых древних упоминаний о кельтах, принадлежащем Эфору (IV век до н.э.), сообщается о странном обычае (который можно объяснить лишь в контексте того, о чем говорится в данной главе) измерять талию молодым людям (естественно, будущим воинам) с помощью эталонного пояса. Превышение допустимого размера строго каралось.

Военные тренировки в Галлии столь развиты, что порождают настоящее искусство тактики, которое специально изучается. Существует несколько

моделей воинских построений, которым даются специальные названия, многие из них перенимаются римской армией. Верховая езда становится кульминацией этого тактического искусства. Арриан спас от забвения несколько сложных фигур, которые делают конные воины. Конник со щитом и тремя дротиками осуществляет невероятно сложные маневры, каждый из которых имеет галльское название, остающееся для нас совершенно непонятным: petrinos, хупета, tolutegon.Известно также, что в тренировках и в бою всадники не вполне отделены от пехотинцев. Пехотинец должен уметь бегать столь же быстро, как лошадь и при необходимости оседлать ее на полном ходу. Еще он должен возвращать в строй лошадей, потерявших своего наездника. Такой способ сражаться, греческому или римскому наблюдателю зачастую кажущийся бестолковым, конечно же, не имеет ничего общего с импровизацией и требует многолетнего обучения.

ПИРЫ И ГЕРОИЧЕСКИЕ ИГРЫ

Если и существует никем не запатентованный карикатурный образ галлов, то это образ ненасытных чревоугодников. Лучшие письменные источники упоминают об этих грандиозных пирах, которые в наше время подтверждаются археологическими раскопками. Пиры проводятся часто, и на них присутствуют представители всех социальных слоев. Действительно, галлы любят совместные трапезы. Для них это основной вид социальной активности, притом самый почетный. Историки пожелали увековечить лишь эти ломящиеся от еды и питья столы и привычное завершение пиров — бахвальство, споры, иногда драки. Реальность же совсем иная — на таких пирах все ритуально расписано, все имеет свой смысл. Но для галла главный смысл своего

Галлы – что это за народ и кто такие галлы сейчас?

I Галлы

участия в пиршестве — это осознание своей принадлежности к сообществу граждан, каждый из которых обладает в обществе положением, каким бы малым оно ни было.

Галлы – что это за народ и кто такие галлы сейчас?

Галларимский бронзовый сосуд с изображением атлетов. 100 г. н.э.

Пиры сопровождают любые события в жизни сообщества. После жертвоприношения они являются самым важным моментом религиозного празднества. Ими завершаются политические собрания и правоведческие заседания. Но они также призваны скрепить соглашения, достигнутые на муниципальных и корпоративных собраниях. Посидоний Апамейский оставил нам великолепное описание воинского пира, на котором место, занимаемое каждым из сотрапезников, отражает его положение на иерархической лестнице, где учитывается мера добродетели каждого. Это место присваивается лишь при условии всеобщего на то согласия. Если имеются спорные вопросы, то претендент должен предъявить аргументы, должен отстаивать свои права. Если на одно место претендуют двое и сообщество разделено во мнениях по их поводу, то лучшего может определить только дуэль. Во время еды воины садятся в круг, символизирующий групповую солидарность, превалирующую над иерархическим порядком. Оруженосцы — те, что носят копья и щиты, образуют второй круг, позади круга хозяев. Но они тоже находятся в положении сидя, а это привилегия высокоуважаемых людей. Рабы разносят напитки и блюда согласно установ-

Гиды цивилизаций ,

Галлы – что это за народ и кто такие галлы сейчас?

ленному распорядку. Пьют из одного кубка — это обычай, существующий у многих воинских народов древности.

На таких пирах сотрапезники возлегают на подстилках из соломы или из ветвей, расстеленных на земле. У богатых подстилки отделаны кожами и мехами. Едят сидя, при необходимости можно прилечь. То есть пиры могут продолжаться бесконечно. То, что воины образуют круг, заставляет предположить, что его внутреннее пространство оставлено для спектаклей и развлечений — музицирования, пения, чтения стихов. Но апогеем любых пиров, в том числе, может быть, и поминальных, являются игры в греческом смысле слова, то есть поединки, дуэли — все, что любят у древних греков и на средневековых турнирах. Бьются исключительно из удовольствия лицезреть спектакль, даваемый здоровыми мужчинами, дерущимися по правилам, присущим определенному типу боя. Сам поединок является калькой с военных упражнений, заключающихся в построении определенных фигур — вроде тех, описание которых нам оставил Арриан для верховой езды. Посидоний совершенно однозначно указывает на существование подобных героических поединков, которыми заканчивается пир или которые знаменуют его переход в новую фазу, когда он длится несколько дней. То же самое происходит еще у германцев, описываемых Тацитом. Но его описания или, скорее, описания того, кто его информировал (так как сомнительно, что он сам мог присутствовать на подобных собраниях), отражают явное непонимание по-настоящему смертельного характера дуэлей, которыми не только забавляются, но которые могут (в случае, если задета честь воина, если оспаривается превосходство вождя) принимать вид ордалий. То есть напрямую испрашивается мнение небес — в точности, как у средневековых шевалье. «Кель-

ты, — пишет он, — во время пиров иногда устраивают настоящие дуэли. Всегда при оружии на своих собраниях, они понарошку борются друг с другом на руках, но иногда дело доходит до крови. Тогда, озлобленные, они могут поубивать друг друга, если ассистенты их не остановят».

Чаще всего пиры проходят в том же месте, где только что проводились религиозные, политические или судебные заседания, на которых присутствуют будущие сотрапезники. Археологические следы пирушек, иногда в избытке, находят в святилищах и на местах собраний граждан. Но, по-видимому, эта страсть к пирам привела галлов к мысли оборудовать места, специально предназначенные только для этого. Вдали от жилищ или поблизости от культовых мест в них задействуется тот же архитектурный инструментарий, что свойственен большим религиозным или политическим учреждениям, — четырехугольный участок, огороженный рвом.

ОПЬЯНЕНИЕ И ОДУРМАНИВАНИЕ

Обычно думают, что кельты испытывают опьянение на своих грандиозных пирах, но это вовсе не так. В Галлии опьянение является феноменом, распространенным гораздо шире, истоки которого в привычке некоторых народов древности одурманивать себя. Это очень древняя практика, ставшая предметом удивления, а потом и комментариев первых греческих путешественников. Так Платон в своем трактате «Законы» сообщает, что она является общей у карфагенян, кельтов, иберов и фракийцев. Александр Полиистор уточняет, что у всех этих народов, к которым он добавляет еще и скифов, «то, что у нас рассматривается как странность, является красивым и правильным обычаем». Действительно, одурманивание, которое происходит либо вслед-

Галлы – что это за народ и кто такие галлы сейчас?

ствие галлюциногенных свойств некоторых растений, либо потребления алкогольных напитков, является индоевропейским обычаем, связанным с религиозными воззрениями и стремлением к миру неземному. Вырываясь из пут своего тела и разума, индивид может посчитать, что его душа покидает телесную оболочку и что теперь она может общаться с миром богов или миром мертвых. Таким способом галл ищет знамений и даже советов. Представляется, что друидам совершенно не претят такие способы. Плиний говорит, что вербена применяется в качестве средства, способствующего прорицанию. Один из схолиастов Лукана указывает, что в тех же целях применяются желуди. Яды — из разряда тех, что содержатся в дурмане, действие которого знакомо галлам — тоже в малых дозах являются наркотиками.

К опьянению стремятся и по другим причинам. Платон уже отмечал, что оно присуще народам воинского склада. Следует думать, что идущие на бой ищут в питье состояния экзальтации или беспамятства, необходимых, чтобы справиться со страхом. Однако в таких случаях алкоголь не лучший помощник. Он ослабляет, притупляет бдительность и может обернуться смертью. Известно, что воины откладывают употребление алкоголя на время после битвы, что гораздо более логично — нужно снять стресс и забыть о смерти и крови. Пьянство также преимущественное времяпровождение в военных лагерях, когда нужно чем-то заняться в длительные периоды безделья. Часто приходится видеть, как враги галлов беспрепятственно проникают в их укрепления и обнаруживают там сотни спящих под воздействием алкоголя воинов. Пристрастие к алкоголю присуще подавляющему большинству населения, причем с давних пор — по крайней мере задолго до того, как все в Галлии прознали про ита

лийское вино. Сообщающий об этих фактах Посидоний, по-видимому, представляет их как пример влияния географического положения на внешний облик и поведение народов. Эта теория в античности была необычайно развита и имела огромный успех. По ней, люди, живущие в более северных, более холодных странах, обладают более бледной кожей, более светлыми волосами; их тела более чахлые. Тепла и избавления от меланхолии они ищут в алкогольных напитках, которые сами и изготовляют. Диодор утверждает, что самый популярный напиток изготовляется из ячменя. Плиний сообщает нам его название, ceruesia, что в современном французском преобразуется в «ячменное пиво». Другой напиток получается с помощью «медовых лучей, которые разбавляются». По всей видимости, речь идет о медовухе.

Одно из самых поразивших галлов открытий, которое они сделали во время своих первых вторжений в Италию, было вино. Сами римляне уже в очень раннюю эпоху создали миф, согласно которому именно пристрастие к вину стало причиной, по которой галлы обрушились на Италию. В любом случае можно с уверенностью сказать, что уже на заре галльской истории самые влиятельные галльские аристократы при посредничестве Массалии организовали импорт италийского вина в пределах своих личных потребностей. Популярность к нему пришла благодаря грандиозным пирам, тогда как напитки местного производства с тех пор стали только достоянием пирушек для бедных. Диодор, воспроизводя отрывки из Посидония, пишет: «Пристрастившиеся к вину, они сметают все, что импортируют торговцы. В своей неутолимой жажде они пьют вино большими глотками и пьянеют. А потом спят или впадают в состояние, похожее на помешательство». Возможно, прежде всего из-за

Гиды цивилизаций ,

Галлы – что это за народ и кто такие галлы сейчас?

вина галлы открывают свои границы и дороги греческим и римским торговцам. Благодаря прогрессу, достигнутому в последние годы археологией, стало известно, что со II века до н.э. эти торговцы образуют по всему югу Галлии постоянные рынки, на которых сбывают продукцию виноградников Этрурии и Кампании.

ПУТЕШЕСТВИЯ

Так же как и в случае с досугом, у галлов нет понятия о путешествиях как о развлечении, как о каком- то моменте жизни, радикально отличном от работы или войны. Однако они не такие уж оседлые, как то принято считать. Привычки, сохранившиеся от кочевой жизни их предков, частые военные экспедиции, вкус ко всему новому и неизведанному приводят к тому, что они к путешествиям предрасположены в большей степени, чем большинство их современников. В первую очередь следует сказать о перемене мест, необходимой в военных целях. Походы покрывают большие расстояния и нередко длятся долгое время. Но военные цели служат другим интересам — торговым и дипломатическим. Вынужденное путешествие служит интересам краеведения, и за военным походом следуют более мирные визиты. Мотивы разные. В первую очередь это меновая торговля, более-менее регулярная. Но в нее втянуты только торговцы и сопровождающая иностранных негоциантов охрана. Большую часть всех путешествий совершает одна и та же категория населения: богатые и знатные, единственные, у кого есть личные средства передвижения — повозки и лошади. Они отправляются в путь по какому угодно поводу. Политики едут встретиться со своими товарищами по партии из других округов, проводят «международные» совещания, иногда они

вынуждены совершать дипломатические миссии. В таких случаях их сопровождают воинская стража и собаки. Ежегодно друиды проводят свои сессии в местах, считающихся географическими центрами Галлии, таких, как лес во владениях карнутов. Их ученики иногда прибывают из очень далеких мест, чтобы их послушать. Сами друиды часто совершают путешествия по морю на остров Британия к своим островным коллегам, чтобы пополнить свой багаж знаний. Наконец, Цезарь, в своей «Галльской войне» упоминает ряд других типов вояжей. Например, те, которые совершаются в брачных целях. Знатные в целях укрепления господствующего положения своей семьи могут выбирать себе жену из очень далеких мест — у соседних народов или даже не соседних.

Мы видели, что галльские дороги — будь они наземные или водные — позволяют перемещаться относительно легко и быстро. Цезарю с его войсками удается проходить за сутки сорок километров. Это расстояние можно увеличить вдвое, если пользоваться двуколкой с регулярно сменяемыми лошадьми. Тем более что у галлов множество различных телег, повозок и колесниц — прочных и одновременно легких. Если верить Клементу Александрийскому, женщины при путешествиях на небольшие расстояния заказывают носилки, как это делают в Риме. Столь же удобны и переправы через море, через Ла-Манш в частности. Множество судов регулярно курсирует от берегов Британии до берегов Галлии. Переправа совершается быстро, а на обоих берегах обустроены порты.

О связанной со средствами передвижения инфраструктуре известно мало. В наличии портов можно не сомневаться, но неизвестно точно, существуют ли в перевалочных пунктах гостиницы. Совершенно неизвестно, существуют ли придорож

ные гостиницы, хотя очевидно, что станции для смены лошадей имеются. Очень часто ксенофилам галлам приходится принимать у себя путешественников. Так они поддерживают с теми узы родства или дружбы, либо таким образом они хотят услышать новости из далеких краев, а, может быть, просто получить подарки в благодарность.

Скорее всего галлы, которые слишком поздно совершают переход к городской жизни, не понимают, что такое курортная дачная жизнь. У них нет такой потребности, поскольку они уже живут в сельской местности и во время своих перемещений по другим областям Галлии в любой момент могут найти приют у своих друзей или дальних родственников.

Латенская археологическая культура

О более ранней картине расселения (между V и III веками до н. э.) историки информированы плохо, но отдельные её элементы позволяют представить археологические данные. После 475 года до н. э. на территории центральной и Западной Европы поздняя стадия гальштатской археологической культуры сменилась ранней стадией Латена.

Важнейший признак этих изменений — распространение нового стиля искусства и переход от прежде господствовавших традиций геометрического стиля к использованию сложных сочетаний волнообразных линий орнамента. Его основные элементы сформировались на основе заимствований, в том числе средиземноморских мотивов. Украшения покрывали как предметы роскоши, так и обиходные вещи.

Новым элементом, определившим облик латенской археологической культуры, также является исчезновение княжеских курганных погребений с богатыми приношениями и широкое распространение простых грунтовых могильников с трупоположением. Погребальный ритуал в целом в сравнении с предшествующей эпохой стал гораздо более скромным, что, возможно, соответствует упростившейся социальной структуре.

В некоторых погребениях, принадлежавших представителям знати, на смену четырёхколёсной повозке гальштатской эпохи пришла двухколёсная боевая колесница, столь важная в дальнейшем для военного дела кельтов. К настоящему времени известно более 200 таких погребений, преимущественно располагавшихся на территории северо-восточной Франции и западной Германии, вплоть до берега Рейна.

В этот регион, включавший области в верховьях Марны и Сены, долину Мозеля и область вдоль среднего течения Рейна и выделяемый археологами в качестве ареала распространения «культуры Марны», входят и наиболее ранние центры латенской культуры. Отсюда она постепенно распространяется в западном и южном направлении.

Раньше в этом процессе видели следствие передвижения кельтских племён, постепенно покоривших местное население. Сейчас процесс «кельтизации» Галлии представляется гораздо более сложным. Такие предметы типично латенского облика, как оружие или украшения, встречающиеся в погребениях V–IV веков до н. э., характеризуют скорее статус своих носителей, нежели их этническую или языковую принадлежность.

Некоторые товары могли специально изготавливаться на экспорт, иногда в очень отдалённые районы. В отличие от результатов раскопок погребений, демонстрирующих распространение нового художественного стиля, раскопки поселений в западной и южной части Галлии свидетельствуют о высокой степени преемственности с предшествующей эпохой.

Лишь на рубеже IV–III веков до н. э. на юге Аквитании и в Лангедоке в достаточно большом числе обнаруживается латенское оружие и украшения, которому соответствует горизонт разрушений местных политических центров. Эти неоспоримые следы военных действий принимаются археологами за свидетельство появления в регионе новых групп завоевателей, подчинивших своей власти местное население.

Нашествие кимвров и тевтонов

Дальнейшему вовлечению Рима в галльскую политику способствовало переселение кимвров и тевтонов, которое затронуло и взбудоражило весь варварский мир Западной и Центральной Европы. Плутарх пишет:

«Сперва слухам о силе и многочисленности надвигавшихся полчищ не верили, но потом убедились, что они даже уступают действительности. В самом деле только вооруженных мужчин шло триста тысяч, а за ними толпа женщин и детей, как говорили, превосходившая их числом… Перед их отвагой и дерзостью нельзя было устоять, а в битве быстротой и силой они были подобны огню. Так что натиска их никто не выдерживал и все, на кого они нападали, становились их добычей».

Около 120 года до н. э. кимвры обрушились на живших на территории Чехии бойев. Около 114 года до н. э. их нападению подверглись скордиски на Дунае. В 113 году до н. э. кимвры оказались в восточных альпийских предгорьях, где жили норики и тавриски.

Консул Гней Папирий Карбон встретил здесь их войско и потребовал у варваров оставить в покое дружественных римлянам таврисков. Те как будто согласились, но консул решил напасть на них во время перемирия. В последовавшем затем сражении он был наголову разбит, и только разразившаяся буря помешала полному истреблению римской армии.

После этого кимвры, присоединив к себе где-то по пути племя тевтонов, обошли Альпы с севера и вторглись в Галлию. В 109 году до н. э. они обратились к находившемуся здесь консулу Марку Юнию Силану с просьбой наделить их свободными землями для поселения.

Сенат опасался вторжения в Италию, но кимвры вместе с тевтонами повернули на север и ушли грабить Галлию. Подробности их похода известны лишь из отрывочных сведений «Записок» Гая Юлия Цезаря. Даже 50 лет спустя галлы всё ещё вспоминали о разорении своей земли, о населении, загнанном в города, где оно так нуждалось в провизии, что оказалось вынуждено питаться человечиной.

Череда военных неудач привела в движение галльские племена. В 107 году до н. э. тигурины и тоугены из племени гельветов, живших в юго-западной Швейцарии, перешли через Юрские горы и оказались на территории Нарбоннской провинции. Здесь они встретились с армией консула Луция Кассия Лонгина, которую заманили в засаду и уничтожили.

Сам военачальник и большая часть его войска погибли, уцелевших принудили к позорной капитуляции и выдаче обоза. В том же году жители Толосы (Тулуза) заключили в оковы находившийся у них римский гарнизон. К счастью для римлян гельветы дальше не пошли, а кимвры находились в то время далеко.

Консул Квинт Сервилий Цепион в 106 году до н. э. сумел с помощью измены вновь завладеть городом и вывести из знаменитого храма Аполлона хранившиеся здесь сокровища. Согласно легенде, это было золото, похищенное Бренном из Дельфийского храма. Размеры сокровищ оценивались в 110 000 фунтов серебра и 5000 фунтов золота, но назывались и ещё более колоссальные цифры.

В 105 году до н. э. кимвры вновь появились у границ римских владений в Галлии. На правом берегу Роны стояла армия Сервилия Цепиона, на левом, у Араузиона (Оранж), позицию со своей армией занял консул Гней Маллий Максим. Подчинявшийся Маллию Максиму отряд Марка Аврелия Скавра был выдвинут вперёд, чтобы предупредить о возможном приближении варваров. Этот отряд подвергся первому нападению и был наголову разбит, а командовавший им Аврелий Скавр попал в плен.

Поражение отрезвило консула, и он приказал Сервилию Цепиону переправиться к нему на левый берег, чтобы соединить свои армии. Тот выполнил приказ, но разбил собственный лагерь. Обоих командующих разделяла острая личная вражда, о которой они не могли забыть даже перед лицом общего противника.

В сражении, разыгравшемся 6 октября 105 года до н. э., сначала был разбит он сам, затем та же участь постигла вторую римскую армию. По свидетельству римских историков, погибло до 80 тысяч солдат и ещё 40 тысяч сопровождавших армию нестроевых. Альпийские перевалы, по которым пролегал путь в Италию, оказались открыты.

Разгром тевтонов и кимвров

В 102 году до н. э. кимвры из Испании вновь вернулись в Нарбоннскую Галлию и отсюда уже двинулись прямо на Италию. По пути их армия разделилась. Тевтоны и амброны избрали более короткий путь через долину Роны и западноальпийские перевалы. Кимвры должны были в это время обойти Альпы с севера и вторгнуться в Италию через Бреннерский перевал.

За прошедшие три года римляне предприняли ряд мер для защиты Италии. В Нарбоннской Галлии они разместили 40-тысячную армию под командованием Гая Мария. Опытный военачальник неустанно тренировал своих воинов, готовя их к встрече с грозным противником.

Тевтоны явились первыми. Марий встретил их в укреплённом лагере у впадения Изеры в Рону. Варвары штурмовали его три дня, но не смогли прорваться через укрепления. Тогда они решили обойти лагерь стороной. Шесть дней тевтоны проходили мимо римлян непрерывным потоком, насмешливо спрашивая солдат, не хотят ли те что-нибудь передать своим жёнам, поскольку они, мол, скоро будут в Италии.

Марий пропустил неприятеля мимо, а затем пошёл за ним следом, каждый раз устраивая укреплённую стоянку. У Акв Секстиевых потасовка обозных из двух армий на берегу ручья постепенно переросла в полномасштабное сражение, в котором потерпели поражение союзники тевтонов амброны.

На следующий день тевтоны всей массой атаковали римский лагерь. Невзирая на крутизну склона, они бегом взобрались на вершину холма, где были выстроены легионы. После упорной рукопашной схватки римлянам удалось оттеснить противника в долину. В это время из засады в спину варварам ударили свежие резервы.

В это время кимвры перешли Альпы и на берегу Адидже напали на другого римского консула, Квинта Лутация Катулла, армия которого должна была прикрыть путь в Италию с северо-востока. При первой же атаке римляне обратились в повальное бегство и только благодаря мужеству военачальника им удалось избежать катастрофы. Вся страна между Альпами и берегом По была занята варварами.

Весной 101 года до н. э. Марий со своими воинами пришёл на помощь коллеге, и объединённая римская армия вновь перекрыла варварам путь на юг. 30 июля 101 года до н. э. противники встретились на Равдинском поле к югу от Верцелл. В центре римской позиции выстроились 20 тысяч воинов Катулла, на флангах стали 32 тысячи воинов Мария. Фронт варваров, значительно превышавших по численности римскую армию, растянулся на 5,3 км.

Конница кимвров нанесла удар первой. Отступая, она увлекла за собой часть воинов Мария направо, в то время как центр римлян был атакован основной массой пехоты варваров. После длительной рукопашной схватки кимвры были побеждены и обратились в бегство.

Так римлянам удалось отвратить опасность, нависшую над Италией. Марий за эту победу был назван «отцом отечества» и вторым основателем Рима.

Римское завоевание южной галлии и учреждение нарбоннской провинции

Римляне, в 200–191 годах до н. э. покорив Цизальпинскую Галлию, несколько раз переходили Альпы в ходе своих войн с лигурами. В 154 году до н. э. консул Квинт Опимий по просьбе массалиотов отогнал от стен Антиполя (Антиб) и Никеи (Ницца) осаждавших их лигуров-оксибиев и декиетов.

В 125 году до н. э. массалиоты вновь обратились к Риму за помощью против угрожавших им лигуров-саллювиев. Консул Марк Фульвий Флакк в 124 году до н. э. разбил саллювиев, а также победил их союзников воконтиев. Царь саллювиев Тутомотул, изгнанный римлянами, нашёл защиту у аллоброгов.

Римляне обратились к тем с требованием выдать им беглеца, однако получили отказ. Аллоброги начали готовиться к войне. В 123 году до н. э. Гай Секстий Кальвин нанёс им тяжёлое поражение недалеко от основанного им впоследствии города Аквы Секстиевы (Экс).

Преемник Секстия Кальвина, консул Гней Домиций Агенобарб, намеревался перенести войну вглубь владений самих аллоброгов, но тут в конфликт вмешался царь могущественного племени арвернов Битуит. До поры до времени он равнодушно взирал на события, затрагивавшие лишь его восточных соседей, однако на этот раз предложил его участникам своё посредничество в переговорах. Когда римляне отвергли его, Битуит со своим войском присоединился к аллоброгам.

На помощь Домицию Агенобарбу в 121 году до н. э. пришёл консул Квинт Фабий Максим Эмилиан. Численность объединённой римской армии достигла 30 тысяч человек, но противники превосходили её как минимум вчетверо. 8 августа 121 года до н. э. у впадения Изеры в Рону произошло решающее сражение, в котором римляне одержали полную победу. Арверны понесли огромные потери, особенно когда под тяжестью бегущих рухнул мост и тысячи людей утонули в реке.

Битуит предложил аллоброгам немедленно заключить мир, и Фабий Максим присоединил к своему имени почётное прозвище Аллоброгского. Вскоре он уехал в Рим, поручив завершить войну Домицию Агенобарбу. Питая злобу на Битуита за то, что тот посоветовал аллоброгам сдаться Фабию Максиму, а не ему, Домиций коварно захватил царя арвернов и его сына, и отправил обоих в Рим. После триумфа Фабия Максима, в котором Битуит выступал, облачённый в серебряные доспехи, он был поселён в Альбе Фуцинской.

Война с арвернами после этого возобновилась. У Виндалия (Бендарид) при впадении Сорги в Рону произошло новое сражение, в котором римляне одержали ещё одну победу, главным образом благодаря использованию боевых слонов. Домиций Агенобарб также отпраздновал победный триумф в Риме в 120 году до н. э.

Не смотря на поражение, арверны сохранили свою независимость, потеряв лишь ряд южных областей. А лигурийские и галльские племена, жившие между Альпами и Роной, в том числе аллоброги, стали римскими подданными. Столицей созданной римлянами провинции стал основанный в 118 году до н. э. город Нарбон.

Экипировка античных воинов: галлы

Среди народов древности кельты, или галлы, славились своей воинственностью и тягой к странствиям. Они широко расселились в западной и центральной части Европы, от Британских островов до долины Дуная. Перейдя через Альпы, галлы заняли северную Италию, изгнав населявшие её ранее народы. Им удалось разбить римскую армию, захватить и разграбить сам Рим. На протяжении двухсот лет они были самыми опасными врагами римлян. Римский страх перед галлами был настолько велик, что закон предписывал на случай войны с ними призывать в армию даже стариков и калек. Впоследствии галльские орды наводнили Македонию и Грецию, разграбили Дельфийский храм Аполлона, а затем переправились в Малую Азию. В качестве наёмников галлы служили во многих армиях того времени, принимали участие в основных войнах, и даже их враги признавали их отчаянную храбрость на поле боя.

Греческие и римские авторы оставили нам довольно подробные описания внешнего вида галльских воинов, используемую ими военную тактику и боевые приёмы. Греческий историк и географ Страбон, живший в конце I века до н. э., писал о них так:

«Всё галльское племя помешано на войне, отличается отвагой и быстро бросается в бой; впрочем оно простодушно и незлобливо… Кто бы, когда и где ни пожелал бы под любым случайным предлогом раздражить галлов, найдёт их готовыми встретить опасность… Что же касается их силы, то она зависит отчасти от крупного физического сложения, а частью обусловлена их многочисленностью… Галльское оружие соответствует их большому росту: длинный меч, висящий на правом боку, длинный прямоугольный щит в соответствии с ростом и “мандарис” (matara) — особый род дротика. Некоторые галлы употребляют также луки и пращи».

Это описание дополняет его современник Диодор Сицилийский:

«На войну они ведут с собой и свободных слуг, которых набирают из бедняков и используют в сражениях как возничих или оруженосцев… Выстроившись к бою, галлы имеют обыкновение выходить перед строем и вызывать храбрейших из противников на поединок, потрясая оружием и устрашая врагов… Некоторые из них презирают смерть настолько, что устремляются навстречу опасностям обнажёнными, в одном только поясе. Убитым врагам они отрубают головы и вешают их на шеи своих коней, а окровавленные доспехи врагов передают слугам и увозят военную добычу, распевая боевые песни и победный гимн».

В новом интерактивном проекте Warspot предлагаем ознакомиться с реконструкцией внешнего вида, оружия и защитного снаряжения галльского воина I века до н. э., составленной на основе описаний античных авторов и археологических находок.

Оставьте комментарий