Кап и сувель: отличия, заготовка, способы реза

Кап и сувель: отличия, заготовка, способы реза

Мебель из слэбов, массива, и разные разности

Вот такой срез сувели березы привезли в мастерскую, пока предварительно планируем сделать журнальный стол.

Сама заготовка такого материала была не самым простым делом, мало того что его нашли в лесу, так ещё с трудом вывезли, затем сувель распилили на части, но и после этого по особой технологии варили пару недель, а потом ещё и сушили пару лет.

В общем это целая эпопея, и в виду того что столько всего было проделано только для заготовки и исходя из размера цена такого материала уже становится сильно высока. И это ещё не сам стол.

Нужно обдуманно подойти к работе, и с минимальными потерями в толщине заготовки сделать ровную столешницу.

Был бы кап таких размеров так ещё ценность выше была бы, но как считается кап редкость и вот так специально его ещё нужно поискать. И речь не про маленький кап, а таких размеров чтоб хватило на столешницу.

В кратце напишу тут в чем отличия капа и сувели, чтоб не залезать в wiki и прочие источники.

Кап (капокорень или как его еще называют в народе «ведьмин веник») — это округлое доброкачественное образование на стволе или ветви с большим количеством древесных узелков. Кап, как раз и отличается от сувели тем, что имеет на своей внешней стороне множество шишечек, которые создаются благодаря придаточным и спящим почкам.

Замечено, что в среднем на одно дерево с капом приходится от трех до пяти тысяч деревьев без такового образования.

оздавать резной узор на капе не имеет смысла, поскольку фактура и текстура древесины красива сама по себе.

Ценная утварь из капа и сувеля

остается визитной карточкой мастеров из Коми

Мало кто может остаться равнодушным, держа в руках изделия из капа и сувеля. Туристы увозят из Коми эксклюзивные чаши-утицы и прочие изделия из этого уникального природного материала – наростов на стволах деревьев. О традициях и тонкостях резьбы из капа и сувеля рассказал один из ведущих в Коми мастеров этого направления Василий Попов.

Мастер не успел увидеть этот материал в «Регионе»: его не стало 21 июня.

Бытует легенда, что в древности на Руси простолюдину, который без высочайшего на то позволения срубал дерево с сувелем или капом, отрубали руку. Так это или нет, но все резчики, работающие с таким материалом, в легенду верят. В начале XIX века русские столяры-краснодеревщики начали применять кап наравне с древесиной ценных пород для декоративной отделки мебели.

В это же время появились первые шкатулки и табакерки, сработанные полностью из капа. Некоторые искусно выполненные изделия ценились буквально на вес золота. Знаменитый историк Н. И. Костомаров писал, что «каповые сосуды были в употреблении у бояр и даже у царей и считались роскошью». Кап нередко сочетали с другими материалами – его чаще всего инкрустировали перламутром, самшитом и слоновой костью…

Кап и сувель с незапамятных времен использовались для изготовления домашней утвари. Народные умельцы ценили и ценят их за природную красоту текстуры и прочность. В фондах Национального музея Республики Коми хранятся старинные предметы домашней утвари из сувеля и капа, преимущественно конца XIX-начала XX вв.

Сейчас читают:  ᐅ EFCO 8110 отзывы — 23 честных отзыва покупателей о EFCO 8110

Традиционный промысел не утратил своего значения и сегодня. Целый ряд мастеров в республике не просто режут из этого материала простые вещи для быта, но и создают изделия высокого художественного уровня, представляют их на профильных выставках и неизменно получают за них награды.

Люди обычно называют наросты на дереве капом.

– На самом деле таких наростов несколько видов: кап, капокорень (кап, наросший не на стволе, а на корнях дерева), сувель (свиль), – рассказывает Василий Васильевич. – Есть даже капосувель – сувель, пронизанный почками, то есть нарост смешанного типа.

Но вообще-то капосувеля в официальной классификации нет, это слово – из нашего профессионального слэнга. Нарост – это резкое утолщение древесины на стволе дерева, его ветвях или корнях. Чаще всего наросты образуются, когда дерево получает травму механического или биологического происхождения, – это защитная реакция дерева на какой-то произошедший с ним катаклизм.

По сути, кап – это скопление спящих почек, которые при благоприятных условиях могут дать поросль, то есть новую жизнь поврежденному или погибшему дереву. Нарост состоит из неправильно расположенных, как бы перепутанных волокон. О древесине с таким пороком говорят, что она свилеватая.

Ее трудно обрабатывать топором и рубанком. Но у нее свои плюсы: повышенное сопротивление к раскалыванию и неповторимая, причудливая текстура. Более ценные наросты – кап с изысканной, оригинальной текстурой, менее ценные – свиль, у которых рисунок расположения волокон обычно беднее, чем у капа.

Творческий процесс у Василия Попова начинается с добычи материала. В нашей природной зоне самые красивые наросты растут на стволах берез. Чтобы их добыть, нужно или взобраться на березу и отпилить сувель или кап, или свалить дерево и спилить наросты со ствола уже на земле.

Чтобы не губить живые деревья, Василий Васильевич валит тонкий сухостой, тащит его к дереву с нужным наростом, привязывает жерди и с помощью этой конструкции забирается с бензопилой (прежде было с топором и ножовкой) наверх и выпиливает нарост, как бородавку. Место отпила потом зарастает и дерево остается жить дальше.

Работа по добыче сырья трудна и опасна сама по себе. В поисках деревьев с нужными «бородавками» приходится много часов бродить по лесам. Нужно знать места, где наростов побольше, да еще ведь и не каждый подойдет для работы – попадаются и некачественные, и просто маленькие.

Сколько раз к этим трудностям добавлялось еще и незапланированное соседство с хозяином тайги! «Бывает, отпиливаешь кап и вдруг ощущаешь, как волосы поднимаются дыбом, – усмехается мастер. – Значит, мишка рядом – я чувствую его приближение». К счастью, ни разу косолапые не нападали – были сыты и просто глазели из любопытства, что же такое делает человек. Но бензопилу Попов всегда прогревает заранее – чтобы быстро завелась, если медведь подойдет слишком близко…

Принеся сырье домой, мастер снимает с него шиповатую кору, которой много, и добирается до чистого «тела» нароста. Затем идет черновая обработка материала до нужной формы – сначала бензопилой, иногда электрорубанком, затем на настольном профессиональном сверлильном станке.

Сейчас читают:  Триммер для интимной стрижки: какой лучше выбрать, обзор моделей, отзывы

На вырезание чаши-утицы средних размеров уходит две-три недели. После этого изделие отправляется в прохладный сухой подвал – на полгода, год, хоть на пять. Чем больше изделие, тем сушить его дольше, а в среднем – около года. В теплом помещении сушить ни в коем случае нельзя – сразу растрескается.

После шлифовки – тонирование анилиновыми красителями или морилкой, которое позволяет проявиться причудливой природной текстуре материала, его неповторимым «мраморным» узорам. Затем вещь из капокорня покрывается лаком, а из других материалов подвергается вощению (воском, маслом, олифой или иным жиром).

Первый опыт работы с сувелем Василий Попов получил в марте 1980 года. Толчком к творчеству стало его знакомство с этим материалом, когда довелось поработать на лесозаготовках. Там большие сувели просто закапывали бульдозером в землю, потому что на тот момент резьба из этого материала как вид народно-художественного промысла была непопулярна и практически забыта.

Василий заинтересовался совершенно неизвестными ему тогда «шишками» на спиленных деревьях – узнал, что из них вырезают различные изделия. Стал интересоваться темой глубже – пошел в музей и стал изучать старинные изделия из запасников. Появилось желание создать своими руками нечто такое, чего не могут другие.

Технологию резьбы Василий Попов осваивал тоже сам, методом проб и ошибок. Формы некоторых изделий к нему приходили в снах – потом мастер их воплощал. Между тем, сувель и кап гораздо прочнее, тверже обычной древесины, соответственно намного сложнее в обработке…

– Технология – дело наживное, – рассуждает Василий Васильевич. – Вот два сухожилия насквозь пробил себе стамеской – неправильно держал изделие. Один раз электроинструментом так повредился, что два месяца провел в гипсе. Тут как в армейской поговорке: если не хватает мозгов, будем доводить через ноги. У меня было через руки…

Инструментом тоже обеспечивал себя сам. Что-то заказывал выточить знакомым токарям, что-то ковал, точил и гнул своими руками… Сегодня основные помощники в работе – это бензо- и электропила, профессиональный сверлильный станок, горизонтальный шлифовальный станок с различными насадками.

А также топоры, тесла, прямые, косые и полукруглые стамески разных размеров, клюкарзы, штихеля и наждачная ткань. Когда Василий сделал с пару десятков изделий, решил, что пора начинать общаться на эту тему с коллегами. Узнал про центр народного творчества и при нем любительское объединение «Серпас» – мастера там собирались, делились опытом.

В 1983 году проходила очередная городская выставка художников-любителей из «Серпаса», и начинающий мастер по резьбе из сувеля и капа Василий Попов впервые принял в ней участие. После нее музей сразу купил у Василия несколько работ. Следующей знаковой выставкой стала «Мы – молодые» в1987 году, после чего на мастера обратил внимание Союз художников Коми, начав закупать его работы через выставкомы….

Со временем мастерство Василия Попова выросло до уровня эксперта – его попросили написать статью о резьбе из сувеля и капа для популярного и очень авторитетного журнала «Наука и жизнь». Она вышла в 9-м номере за 1998 год. Секреты мастерства Василий Васильевич не утаивает – охотно делится ими со всеми, кто обращается с такой просьбой.

Сейчас читают:  Как смазать машинку для стрижки волос?

Уже стали мастерами и его ученики. Не все они, освоив ремесло, остались в нем – уж очень невыгодно оно с экономической стороны, если сопоставлять с конечной стоимостью изделий вложенные в них трудозатраты и время. Но, например, работы Олега Махова, который учился у Василия Васильевича, сегодня в числе лучших в регионе.

А однажды Василию Попову довелось пошлифовать одно изделие вместе с …Президентом России Владимиром Путиным. Эпизод вошел в историю под заголовком «Как два ВВП одну утицу шлифовали» – такая заметка вышла в июле 2007 года в одной из республиканских газет.

В Саранске, на I Международном фестивале культур финно-угорских народов, был обустроен «Город мастеров» с подворьями разных народов. На коми подворье был и Василий Васильевич. Путин обходил ряды вместе с президентом Финляндии Тарьей Халонен и премьер-министром Венгрии Ференцем Дюрчанем.

Увидел Попова, который в это время шлифовал солонку-утицу из капа. Шлифовкой в тот день были заняты все резчики по дереву: перед визитом руководителей стран им было строго наказано убрать под замок весь колюще-режущий инструмент, фильтр безопасности прошла только наждачная бумага.

Ею и наводили красоту на изделиях все мастера-резчики. ВВП из Москвы подошел к ВВП из Сыктывкара и спросил, что и из чего тот делает. Попов пояснил, что вырезать солонку из капа можно быстро, и это несложно. А отшлифовать – целое искусство. Путин попросил попробовать.

Наш мастер дал ему утицу и «шкурку», накинул на колени холстину, и президент от души потрудился над отделкой вещицы, а затем предложил сделать то же самое руководителям Финляндии и Венгрии. Чиновники Мордовии потом пытались выпросить это изделие у Василия Васильевича, чтобы подарить Владимиру Владимировичу, но тот отказал: дескать, у президента уже есть вещи из капа, в том числе сделанные мастерами Коми.

За 40 лет счет изделиям, созданным Василием Поповым из сувеля и капа, идет на тысячи. Они разлетелись по всему миру в качестве сувениров и VIP-подарков. Их покупали российские руководители и бизнесмены всех рангов и иностранцы, многие изделия мастер сам дарил, да и сейчас дарит друзьям на праздники.

Несколько лет назад Василий Попов устал от общественной работы в творческих союзах и перебрался на ПМЖ в Туапсе. Там познакомился с наростами южных деревьев – граба, ясеня, дуба и других, опробовал их в работе. Поучаствовал в тамошних выставках мастеров, затем принял участие в выставке «Город ремесел» в Вологде и занял там первое место в своей номинации.

Но очень скоро понял, что менталитет южных людей слишком далек от привычного ему, там мало кто по-настоящему интересуется искусством… И в феврале этого года мастер вернулся в Сыктывкар. Теперь вновь творит на родине. И на выставке «Мастер года» этой зимой его работы вновь заняли свое место среди лучших изделий умельцев региона.

Оставьте комментарий

Adblock
detector