Преимущества бензиновых кос, их базовое устройство
Прежде всего, уберем небольшое противоречие. В некоторых публикациях в интернете приводится весьма спорная классификация, по которой к триммерам относят только лишь электроинструмент, полностью отделяя эту категорию от мотокос с бензиновым двигателем.
Как же на самом деле безупречно правильно – сказать сложно. Однако, второй тип классификации все же кажется более наглядным и обоснованным. Не претендуя на абсолютную истинность, все же будем придерживаться определения, что триммер – это ручной инструмент для кошения травы с электрическим или бензиновым силовым приводом.
Несмотря на очень большое разнообразие моделей бензиновых триммеров, большинство из них выполнено по единой схеме. В качестве силового привода используется двигатель внутреннего сгоранию, от которого вращающий момент передаётся на рабочую режущую головку. На иллюстрации показаны основные видимые элементы и узлы стандартной бензокосилки-триммера:
1 – бензиновый двигатель, расположен вверху.
2 – топливный бак.
3 – ручной стартер для пуска двигателя.
4 – штанга, соединяющая двигатель с рабочей частью триммера. Внутри штанги всегда расположен гибкий или жесткий вал, передающий вращение. Штанга может быть цельной или разборной, состоящий из двух или более секций.
5 – рукоятка, которая может быть различного типа, что, кстати, предопределяет и размещения основных органов управления (поз. 6).
7 – тросик, связывающий устройство управления с двигателем.
8 – угловой редуктор, передающий вращение вала на рабочий шпиндель.
9 – режущий инструмент – специальный нож или катушка (шпулька) с режущим кордом (леской).
10 – защитный щиток, предохраняющий во время работы ноги оператора от травмирования
Органы управления бензокосилкой могут несколько различаться по своей компоновке, но обычно включают несколько одинаковых по своей функциональности клавиш и переключателей:
1 – кнопка (тумблер, переключатель) цепи зажигания. Позволяет моментально заглушить двигатель в случае необходимости.
2 – основная клавиша, управляющая дроссельной заслонкой карбюратора (клавиша «газа»).
3 – предохранительная клавиша, предупреждающая случайное нажатие на «газ». Пока она не утоплена, использовать основную клавишу невозможно.
4 – стопор клавиши управления в нажатом состоянии. Облегчает управление при больших объемах работ.
Как правило, еще один элемент управления находится на самом двигателе – это переключатель положения воздушной заслонки. Используется для облегчения запуска и быстрого прогрева двигателя в условиях пониженной температуры воздуха.
Несколько подробнее об основных элементах и узлах мотокосилки будет рассказано ниже, при рассмотрении параметров выбора инструмента. А пока несколько слов о том, какими преимуществами обладают бензиновые триммеры:
- Такой инструмент совершенно не привязан к источнику энергии – для работы на местности достаточно иметь с собой необходимый запас топлива. Кроме того, даже при работе непосредственно у дома ощущается явное преимущество – нет постоянно мешающегося под ногами кабеля электропитания.
- В отличие от электрического триммера, бензиновый вполне можно использовать и после дождя, и ранним утром, пока еще не сошла обильная роса. Верхнее расположение двигателя полностью исключает какую бы то ни было зависимость безопасности использования инструмента от уровня влажности скашиваемой травы.
- Бензиновые триммеры всегда мощнее, имеют более высокий моторесурс, способны на длительную работу без пауз, справляются с жесткими травами и кустарниками. Вероятность перегрева привода – во много раз меньше, чем у электротриммера.
Свойственны бензиновым триммерам и определенные недостатки:
- Устройство у них – более сложное, нежели у электрических аналогов. Их эксплуатация и особенно – регулярное техническое обслуживание требуют определенных знаний и навыков.
- Бензиновые косилки всегда существенно массивнее, то есть работа с ними потребует более значительных физических усилий.
- Техника такого класса весьма привередлива к чистоте горючего и правильности составления топливной смеси. С низкокачественным топливом возможны перебои или отказы в работе инструмента.
- Двигатель внутреннего сгорания – это всегда наличие выхлопа и существенный уровень шума.
Тем не менее, если предполагается обработка больших по площади участков, или работа на местности, где нет возможности подключиться к электропитанию, ничего лучше бензинового триммера не найти. Преимущества подобного инструмента значимо перевешивают его недостатки.
Рабочая оснастка бензиновой косы
Рабочие режущие инструменты бензиновой косы могут входить в ее комплект или приобретаться дополнительно.
- Практически все модели всегда комплектуются катушкой (шпулькой) для намотки определенного количества режущей лески (корда). Как правило, такое приспособление позволяет регулировать длину выступающих концов лески в полуавтоматическом режиме – на нижней плоскости имеется широкая кнопка стопора. При легком ударе ею о землю стопор освобождает внутреннюю катушку, и леска под действием центробежной силы выходит наружу. На защитном кожухе стоит специальный нож, который обрежет вышедшие концы корда по необходимой длине.
В параметрах бензокосы указывается рекомендуемый диаметр режущего корда. Обычно он составляет от 2 до 3 мм – вполне достаточно для травы и тонких кустарников.
- Для скашивания густой травы, осоки, камыша, кустарников применяются металлические (иногда – пластиковые) ножи (фрезы). Они могут различаться конфигурацией, количеством режущих лопастей. Некоторые фрезы напоминают круглые циркулярные пилы – установка их на мощных бензокосах позволяет бороться с молодой порослью деревьев.
Некоторые фрезы предназначены специально для покоса травы в заготовительных целях – они, в отличие от того же корда, не крошат траву, а обеспечивают ее ровный срез.
Самодеятельность в использовании ножей и фрез – недопустима. Производители бензокос указывают на возможность использования того или иного типа режущего инструмента. Пренебрежение рекомендациями может привести к выходу триммера из строя.
- Встречаются в продаже и специальные насадки, значительно расширяющие функциональность мотокосы. Они могут входить в комплект или же приобретаться отдельно, по мере надобности, но в любом случае, возможность их применения должна быть оговорена производителем.
Так, на бензиновой косе с разборной штангой вместо обычного режущего блока могут устанавливаться кусторез, небольшая цепная пила для спиливания сучьев деревьев, щетки для очистки дорожек от грязи или для уборки снега, и даже различные культиваторы для поверхностной обработки почвы.
Тип привода
Если вы собираетесь купить триммер, сначала ответьте на вопрос: вам нужно устройство с бензиновыми или электрическим двигателем?
Бензиновый двигатель обеспечивает полную автономность. Вы можете косить хоть на соседнем поле — вам ничто не ограничивает. Кроме, конечно, веса, а он у бензиновых моделей немаленький. Да и подготовить такое устройство к работе иногда непросто.
Кстати, выхлопные газы вместе с характерным треском от работы двигателя такого триммера тоже нарушают идиллию — так что, не каждому этот вариант подойдет. Зато косить можно не только траву, но и растения с толстыми стеблями — мощности всегда хватит с запасом.
Преимущества:
- Независимость от розетки
- Большая мощность
Недостатки:
- Большой вес
- Необходимость заправки и обслуживания
Из недорогих моделей можно рекомендовать Интерскол КБ-25/33В за 5000 руб., если вам не пугает двухтактный двигатель. Модели известных мировых брендов стоят как минимум в 2 раза дороже.
Электрический двигатель работает заметно тише. Его не нужно заправлять, достаточно просто включить в розетку. Кстати, есть и аккумуляторные модели, но они довольно дороги. Электротримеры эконом-класса не такие мощные, поэтому с толстыми стеблями могут быть проблемы. Зато никаких выхлопных газов и треска: наслаждайтесь свой работой.
Преимущества:
- Простая малообслуживаемая конструкция
- Небольшой вес
- Тихая работа
Недостатки:
- Не всегда достаточная мощность
- Зависимость от розетки (если нет аккумулятора)
Надежную Makita UR3000 средней мощности (450 Вт) можно купить тоже примерно за 5000 руб.
Подключаются триммеры к сети 220V через удлинитель. Из каждого триммера выходит вилка, подключаемая к специальному водонепроницаемому электрокабелю, который в свою очередь подключается в обычную розетку внутри или снаружи дачного дома. Оптимальная длина электрокабеля (удлинителя)
* Дополнительно требуется приобрести масло для двухтактных двигателей и бензин АИ-92.
Дополнительно требуется приобрести кабель электропитания длиной 20 — 80 м.
Устройство бензокосы и распространенные неисправности
Проще всего отдать бензокосу в ремонт, выделив из семейного бюджета определенную сумму средств, оперативный и качественный ремонт своими руками не менее прост и удобен при желании разобраться в конструкции бензокосы и исправить все неполадки.
Массовое и штучное изготовление триммеров основывается на использовании общепринятой технологии, типичная схема конструкции состоит из определенных элементов и частей, их важно знать при осуществлении самостоятельных ремонтных работ:
- верхняя часть. Основа всей конструкции, где собраны все важные элементы, такие как стартер, карбюратор и двигатель бензокосы;
- средняя часть. Полая штанга, внутри нее находится трос, соединяющий двигатель и редуктор, который приводит в движение режущую леску. В этой части находятся крепления для распределения веса всей конструкции и пояс для фиксации триммера на поясе человека, использующего триммер по назначению;
- нижняя часть. В ней расположены редуктор и режущие элементы, которые скрыты под практичным кожухом, что защищает пользователя. Кожух обеспечивает повышенный уровень безопасности, предотвращая попадание в человека крупных фракций мусора, камешков и стекла во время работы с бензокосой.
Точно зная внутреннее устройство и принцип работы триммера можно самостоятельно осуществить ремонтные мероприятия для конструкции или замену отдельных, пришедших в негодность узлов, используя инструкцию по ремонту.
Самыми распространенными и часто встречающимися, подлежащими самостоятельному исправлению поломками агрегата можно назвать следующие проблемы:
- неисправность двигателя, за счет которых бензокоса не заводится и не работает;
- усиленная вибрация штанги мотокосы, что усложняет ее целевое использование;
- увеличенный перегрев редуктора, его ускоренное нагревание в ходе эксплуатации;
- медленное и слабое функционирование режущей лески при недостаточных оборотах;
- засорение решетки стартера, вызывающее перегрев двигателя и его отказ от работы;
- быстрое и частое засорение карбюратора за счет применения некачественного топлива;
- засорение воздушного фильтра при несоблюдении мероприятий по уходу за устройством.
Все эти проблемы могут привести к тому, что прибор потеряет свою трудоспособность, прежде чем заказывать необходимые запчасти для безнокосы следует провести визуальный осмотр и диагностику прибора.
Особенного внимания требуют отдельные запчасти и агрегаты приспособления, для их проверки не придется обращаться к профессиональному мастеру, комплекс диагностических мероприятий поможет своими руками выявить следствие возникновения потери работоспособности.