Триммер бензиновый: устройство, виды, принцип работы

Триммер бензиновый: устройство, виды, принцип работы

Что такое триммер

В понятие «триммер» заложена разновидность газонокосилки, но более компактная и легкая. Данный инструмент предназначен для обработки меньших площадей и сложных ландшафтов: с неровностями, кустами, деревьями, клумбами, строениями и дорожками между ними. В таких условиях полноразмерная косилка неуместна, а многим покупателям большой агрегат не по карману.

Для срезания травы в триммерах используется корд (струна, леска), для веток — диск с лезвиями или насадки-ножи. Рабочие части вращаются на высокой скорости, так что острые концы лески или заточенные края дисков перерезают стебли растений. Скошенная трава отбрасывается влево, поскольку шпиндель, на который крепится насадка, вращается против часовой стрелки. Источником энергии в триммерах может быть бензин или электричество.

На заметку! Многие аппараты нужно держать на весу, но бывают модели с 2, 3 или 4 колесами.

Триммер бензиновый: устройство, виды, принцип работы

Электрическая схема триммера: на что обращать внимание при возникновении неисправностей

Электрики давно свели все свои неисправности к двум причинам и говорят о них в шуточной форме, когда электрический контакт:

  1. случайно возникает там, где его не должно быть (пробой изоляции и возникновение короткого замыкания или перегрузки);
  2. обрывается в любом неожиданном месте.

Именно с этих двух принципиально разных позиций будем разбираться с дефектами электрической схемы.

Причем, в первом случае я настоятельно рекомендую для защиты использовать автоматический выключатель или дифференциальный автомат, которые будут защищать розетку, питающую электротриммер.

Когда он правильно выбран и настроен, то спасение человека от поражения электрическим током обеспечено. Это очень важно соблюдать всегда.

А вот про все остальные особенности работы схемы, связанные с несанкционированным разрывом цепи, рассказываю дальше. Принципиально упрощенно она выглядит следующим образом.

Ток от стационарной розетки 220 вольт через удлинитель проходит на контакт вилки выходного кабеля триммера, а дальше протекает через включенную кнопку выключателя на щетки и обмотку ротора, обмотку статора, термореле и возвращается назад.

Все эти элементы соединяются проводниками. Когда в любом месте случайно возникнет обрыв, то тока не будет и двигатель остановится. По этому принципу работает кнопка включения: ее разрыв прекращает вращение якоря.

Рассматриваю работу этих частей подробнее.

Будущее бензинового триммера

Триммер бензиновый: устройство, виды, принцип работы
Робот-косарь с бензиновым триммером (человекоподобный биомеханический робот), который во время работы подстраивается к имеющимся условиям косьбы (полностью автоматический). Работает по GPS, заранее введённой хозяином программе (есть инструкция на русском языке) или через мобильный интернет. Оператор, через установленную на компьютер или смартфон программу, может видеть «глазами» робота (на экране), что он делает, обстановку вокруг робота и корректировать его действия. Как показали испытания, самостоятельно робот косит очень быстро — обороты и движения ножа одинаково быстры, не зависимо от нагрузки. При этом нож точно копирует поверхность участка и без малейших задеваний обкашивает деревья, кусты, саженцы, столбы, углы, вдоль стен и т. д. Но, если надо, например, вкоситься в цветник между цветами, то оператор с компьютера берёт управление в свои руки и даёт команды роботу: нож «чуть вперёд», «чуть назад», «чуть влево», «чуть вправо», чуть быстрее» и т. д. Робот-косарь и триммер бензиновый работают без снижения темпа круглосуточно, пока не выполнят задание. Робот оснащён компактным лазером (который позволяет видеть роботу в темноте, тумане или дыму), камерой наблюдения (с возможностью кругового обзора), инфракрасным датчиком, двумя радарам и восемью ультразвуковыми сенсорами. В тёмное время суток автоматически включаются габаритные огни и подсвечивается зона кошения (смотрите видео). На робот можно установить любой бензиновый триммер – дозаправка топливом производится, не прерывая косьбы, из заплечного бака на 45 л. За дополнительную плату робот может разговаривать и показывать чувства (радость, нежность, обиду, злость). На груди робота есть кнопка для его выключения. Купить триммер бензиновый вместе с роботом-косарём можно будет по цене 5-6 хороших самоходных газонокосилок. В данный момент руководство компании-производителя согласовывает все юридические формальности. В Россию первая партия таких роботов должна поступить весной следующего года.

Двигатель и его системы

Пожалуй, это важнейшая часть

любого технического устройства.Двигатели внутреннего сгоранияприменяются во многих инструментах бытового и профессионального уровня, ведь при должном внимании такиеагрегатыотличаютсябольшим ресурсоминеприхотливостью в работе.

Наибольшее распространение в мотокосах

получилидвухтактные двигатели. Эти ДВС прекрасно знакомывладельцам бензиновых пил.

Особенностью

двухтактного двигателя является их работа не на чистом бензине, а натопливной смеси, состоящей из бензина и масла. Многие считают это недостатком, однако для садовой техники это скорееплюс, так какмассогабаритные характеристикидвигателя уменьшаются за счетотсутствиямеханизма газораспределения и автономной смазочной системы.

Конструктивно двигатель

состоит из цилиндра, головки, куда вворачивается свеча, поршня, коленчатого вала и кривошипно-шатунного механизма. В цилиндре предусмотреныдва канала— один отвечает за впуск горючего, второй за отвод продуктов горения.

Выпускной коллектор

соединяется сглушителем. В триммерах могут применяются ДВС мощностью0,8-2,5 л.с.Агрегат смонтирован втермостойком пластиковом корпусе.

За поступление горючего

в камеру сгорания отвечаеттопливная система. Она состоит из топливного бака, фильтрующего элемента, магистральных трубок, праймера (ручного насоса) и карбюратора.

Задача карбюратора

сводится кнасыщениютопливной смесивоздухоми непосредственной подачи ее вкамеру сгорания. Чтобы запустить двигатель в работу применяетсясистема пуска, которая включает в себя тросовый стартер, связанный снакладками сцепленияидроссельной заслонкой.

Воспламенение

топливной смеси происходит в результате работысистемы зажигания. Она состоит из маховика с магнитными элементами, модуля зажигания (катушка и высоковольтный провода), а также свечи зажигания.

Отметим что маховик

выполняетсяв виде крыльчаткии одновременно выполняет задачуохлаждения двигателя. На корпусецилиндраиголовкиможно увидетьпластинчатые ребра— это также элементысистемы охлаждения.

Как проверить выключатель: самый надежный метод

В качестве выключателя триммера обычно используется микрик с нормально разомкнутыми контактами, которые в процессе длительной работы могут подгореть или окислиться.

Их исправность позволяет проанализировать замер сопротивления мультиметром в режиме омметра или так называемая на языке электриков прозвонка цепи.

При нажатии на кнопку контакты замыкаются и их сопротивление становится маленьким, как на фото выше. Если выключатель отключен, то омметр покажет бесконечно большое значение.

На моем электрическом триммере выключатель работает следующим образом.

Все другие показания будут свидетельствовать о неисправностях. Довольно часто сам микрик можно аккуратно разобрать, сняв крышку, и почистить загрязненные контакты воронилом или отмыть спиртом. После этого микрик собирается в обратной последовательности.

При замене выключателя новым обращаете внимание на коммутационную способность контактов. Они должны иметь запас по мощности, ибо будут рвать электрическую дугу и могут сгореть.

Как проверить работу выключателя не разбирая корпус триммера за 5 шагов:

  1. Подключаем мультиметр режиме в омметра или прозвонки на контакты вилки кабеля питания.
  2. Фиксируем показания прибора.
  3. Срабатываем выключатель.
  4. Наблюдаем за изменением отсчета.
  5. Отпускаем кнопку, контролируя сопротивление.

Анализируем работоспособность схемы. Двигатель у нас работает на переменном токе, а омметр – на постоянном. Но это не мешает судить о коммутации контакта по изменению активного сопротивления цепи.

На электродвигателях разной мощности эта величина отличается. В моем случае эти показатели видны на фото ниже.

Исправный отключенный выключатель: цепь разорвана – показание бесконечность.

Выключатель включен: цепь замкнута – сопротивление 12 Ом. У вас эта величина может незначительно отличаться.

Рассказывая про выключатель хочу обратить внимание на кнопку фиксации его рабочего положения. Она имеет чисто механическую конструкцию пружинного переключения. В своем триммере я ее изъял и оставил свободное отверстие.

Считаю, что вопросы безопасности должны преобладать над удобствами. Фиксатор лишний. При косьбе можно оступиться, поскользнуться, упасть.

Электротриммер, выпавший из рук, должен моментально отключиться.

Если же триммер будет продолжать работать, то возможны большие неприятности. Аналогичная кнопка фиксации находиться на электродрели. Но это инструмент можно крепить в стойку и управлять дополнительной схемой. В этом случае работа происходит безопасно.

Впрочем, рассчитывайте на свои силы и возможности самостоятельно, а я считаю профилактическую часть информации обязательной.

Как проверить обмотку статора: 2 способа

Повреждения обмотки могут проявиться в трех случаях:

  1. обрывом токопроводящего провода;
  2. пробоем слоя изоляции на корпус двигателя;
  3. межвитковым замыканием (нарушением диэлектрического слоя между витками).

Обрыв провода

Неисправность выявляется прозвонкой обмотки мультиметром, который покажет ее активное сопротивление в режиме омметра.

Пробой изоляции на корпус двигателя и триммер

Здесь нужен специальный прибор – мегаомметр, выдающий напряжение 500 или лучше 1000 вольт между участками цепи. Он способен замерять ток утечки в долях миллиампер и пересчитывать их в мегаОмы.

В домашних условиях он имеется далеко не у каждого электрика. Выручить может вот такая простенькая схема. Она ограничена рабочим напряжением.

Питание 220 вольт подается от бытовой розетки через лампочку накаливания и амперметр мультиметра.

Этот замер относится к работам под напряжением. Выполнять его допускается только электрикам с группой III по электробезопасности или выше. Без специальной подготовки лучше не пробуйте: доверьтесь специалистам.

Межвитковое замыкание обмотки

Эту неисправность можно выявить только в специализированной электрической лаборатории со специфичным оборудованием. Выполнять диагностику в домашних условиях просто нет возможностей.

Если кого интересует подобная проверка, чтобы изучить более досконально, то пишите в комментариях. Помогу советами. Мне приходилось искать межвитковые замыкания как непосредственно под нагрузкой, так и на стенде снятием вольт-амперных характеристик.

Как проверить обмотку якоря: обзор 3 методик

Неисправности у роторной обмотки такие же, как у статорной, но конструкция отличается и способы проверки тоже.

На статоре коллекторного двигателя триммера обмотка намотана определенным числом витков, но одним длинным проводом с двумя концами, выведенными на клеммы.

На коллекторе же имеется четкое число пар контактных площадок. Между ними вмонтированы совершенно одинаковые обмотки с равной длиной провода по определенной схеме подключения.

За счет одинаковых длин и сечений проводников между контактными площадками у них создается равное активное сопротивление. Если же в каком-то месте схемы появится обрыв, то баланс нарушается, сопротивления отличаются.

На этом принципе существует три методики проверки целостности якорных обмоток.

Перед проведением замеров не забудьте извлечь щетки из щеткодержателей. Их наличие в цепи повлияет на показание прибора, исказит конечный результат.

Методика №1. Замер сопротивлений между соседними пластинами

Мультиметром в режиме омметра замеряем доли Омов между каждой парой контактных площадок.

Результат запоминаем или записываем. Один щуп переставляем и повторяем замер всех цепочек, последовательно двигаясь по кругу. Сверяем все показания. Обеспечиваем плотное прилегание измерительных концов к контактным пластинам.

Результаты всех измерений исправных обмоток будут равны, а в случае обрыва – станут отличаться.

Методика №2. Замер сопротивлений между диаметрально расположенными пластинами

Технология измерения аналогична предыдущей, но щупы омметра ставят на площадки, расположенные по противоположным концам диаметра вала. Для этого якорь потребуется достать из двигателя или использовать отверстия для щеток в щеткодержателе.

Существует мнение, что этот способ более точен. Проверьте эту гипотезу.

Методика №3. Замер сопротивлений косвенным методом

Суть электрических измерений та же, но инструментарий другой. В качестве источника тока подойдет заряженный аккумулятор повышенной емкости. Снимать его с танка или комбайна не обязательно. Можно обойтись легковым автомобилем или мотоциклом.

Просто повышенная емкость обеспечивает более стабильное напряжение источника во время кратковременного замера. Это важно понимать и учитывать.

Напряжение подается на коллекторные пластины через резистор, сопротивление которого не меняется, и параллельно снимается его падение с помощью вольтметра.

Контактные площадки можно использовать расположенные рядом или по противоположным концам диаметра. Кому как удобнее.

Замер выполняется по кругу. Все показания сравниваются. Равный результат – целые обмотки без обрыва.

Кинематическая схема триммера: как передается крутящий момент от двигателя на косильную головку – где возникают поломки

У электрического триммера с верхним расположением двигателя, как и у бензинового, существует две конструкции передачи крутящего момента через штангу, имеющую форму:

  1. прямой линии;
  2. или изогнутой.

Прямолинейная штанга используется на более мощных и дорогих триммерах. У меня более бюджетный вариант, но работает он надежно. Начну описание с него.

Верхняя часть штанги вставлена в корпус. Ее фиксируют крепежные саморезы с противоположных сторон – два диаметрально расположенных.

Внутри нее вращается пружинный вал, свободный конец которого вставлен в переходную втулку.

Вращение передается напрямую. На мощных триммерах здесь может стоять верхний редуктор, повышающий мощность усилия за счет числа оборотов, столь необходимую при косьбе кустарников и молодых стволов.

Личное мнение: пилить древесину лучше пилой, а не триммером с электродвигателем или бензиновым мотором.

У меня штанга разборная. Состоит из двух частей, что позволяет перевозить электрокосу в салоне обычного автомобиля.

Маркетологи считают это полезной функцией, но я ею за 6 лет так ни разу и не воспользовался, если не считать случая разборки для показа вам этой конструкции фотографией.

Возможности изгиба пружины даже под собственным весом хорошо видны ниже.

Обращаю ваше внимание на то, что на ней всегда должна быть специальная смазка. Она резко снижает возможную силу трения вала о внутренние стенки металлической трубы, исключает ее повреждение.

Второй вал, расположенный последовательно ниже, совершенно такой же. Но ему смазка нужна в большей степени: он работает внутри изогнутой трубки и должен лучше смазываться.

Вал входит в подшипник скольжения, вмонтированный внутри нижней части штанги. На нижнем конце закреплена катушка с леской.

Кстати, электродвигателя в 800 ватт и лески 1,6 мм мне на триммере вполне достаточно для регулярного скашивания травы вокруг дачи. Мощность бензокосы в 1,85 кВт и толщина лески 2,4 мм для моих целей излишняя. Хотя работа идет быстрее.

Детали крепления катушки с леской на выходном валу показываю очередным снимком.

Заводскую катушку к концу шестого сезона эксплуатации я протер об землю до основания, а леска полностью прорезала металлические втулки и вылезла из ее пластмассовых стенок.

Пытался выполнить ее ремонт, но это не эффективно: бесполезное занятие. На снимке уже вторая, купленная катушка с леской моей косилки.

Подшипник скольжения (когда нет шариков или роликов, а сделано просто калиброванное отверстие во втулке) – далеко не лучшее техническое решение. У меня на триммере он уже износился и требует замены.

В продаже таких втулок практически нет. Необходимо их снимать и заказывать у токаря.

На канале Яндекс Дзен показываю поэтапную замену лески внутри катушки в виде нарратива.

Особенности конструкции триммеров с прямолинейной штангой

Вращение электродвигателя внутри штанги передается сплошным валом, а не пружинным: надежнее при работе. Он может быть один или состоять из двух частей, что позволяет лучше транспортировать собранный электротриммер.

На сплошных валах работают подшипники качения, а это значительно продлевает межремонтный период и ресурс изделия.

Триммер с прямолинейной штангой может иметь верхний редуктор, состыкованный с валом электродвигателя. Шестерни в нем цилиндрические.

Альтернативный вариант – нижнее расположение редуктора с выходом вращающегося момента непосредственно на косильную головку: конические шестерни.

Любая конструкция редуктора передает вращение шестеренками и требует их смазки. Без нее резко возрастает трение и, как следствие – увеличивается износ механизма: проработает малый срок.

Для смазки редуктора триммера используйте только специальные сорта триммерной смазки: они лучше работают.

Режущий диск для скашивания кустов на своей бензокосе я не использую, а на электрическом триммере его нет. Поэтому никакой информации об его работе не публикую.

На этом буду заканчивать свою статью. Остальные детали триммера, на мой взгляд, ломаются реже и сложного ремонта не требуют, как ременная оснастка. Например, поломанную пряжку я просто заменил куском попавшейся под руку проволоки.

В заключение хочу предложить вам поучаствовать в коротеньком опросе и высказать личное мнение, которое поможет следующим читателям сайта.

Интересное решение по ремонту электрокосы предлагает Малуша в своем коротеньком видеоролике, отказываясь от устройства плавного пуска двигателя. Считаете ли вы подобное решение оправданным?

Другое полезное видео по теме касается устранения повышенной вибрации триммера. MasterLom решил это вопрос самостоятельно и оригинально: изменил размер резьбы, проведена дополнительная регулировка.

Если у вас остались еще не выясненные вопросы про мотокосу, то воспользуйтесь разделом комментариев. Сейчас вам удобнее всего это сделать. Я обязательно дам ответ.

Классификация триммеров

  1. Триммер бензиновый – бытовой инструмент для удаления травы, основным рабочим органом которого является триммерная головка. В ней находится намотанная на барабан леска, концы которой выведены наружу триммерной головки. Шпулька триммера вращается со скорость до 10 000 об/мин. и под действием центробежной силы леска выпрямляется и сечет траву. Привод триммерной головки чаще осуществляется гибким металлическим тросом.
  2. Бензокоса (мотокоса) – полупрофессиональный бензиновый инструмент для скашивания травы и сорняков, основным рабочим органом которого является металлические ножи различной конструкции и назначения. Крутящий момент от двигателя к рабочему органу передаётся, как правило, прямым металлическим валом, расположенным в штанге бензокосы.
  3. Кусторез – профессиональный инструмент (триммер бензиновый) для пиления молодых деревьев и кустов толщиной до 14 см., основным рабочим органом которого является пильный диск. Кусторезы отличаются высокой надёжностью, универсальностью и стоимостью.
  4. Электрокоса – бытовой инструмент для кошения травы триммерной головкой или металлическим ножом, который в качестве источника питания использует электрическую сеть. Расположение электродвигателя может быть как верхним, так и нижним. Преимущества: простота использования и обслуживания, тишина, отсутствие вибраций и расходов на бензин. Недостатки: радиус работы ограничен длиной питающего кабеля.
  5. Аккумуляторный триммер – бытовой инструмент для удаления травы, как правило, триммерной головкой, который в качестве источника питания использует аккумуляторную батарею. Расположение двигателя и преимущества по сравнению с бензиновым триммером – такие же, как и у электрокосы. Недостатки: продолжительность работы ограничена ёмкостью аккумуляторной батареи.

Корпус триммера: как вскрыть и добраться до электрической схемы

Все фото буду делать на примере своего триммера из Китая, отработавшего уже 6 сезонов. У других моделей могут быть отличия, но они не существенны для уяснения принципов работы.

Не забываем перед разборкой предварительно выдернуть вилку шнура из розетки.

Верхняя пластиковая крышка по периметру закреплена винтами саморезами с крестовой головкой. Все они расположены и закручены только с одной стороны корпуса.

Поочередно выкручиваем их до конца. После этого между обеими половинками корпуса необходимо расцепить (отсоединить) пластиковые защелки – замки. Их можно открыть тонким лезвием отвертки или ножа.

Дальше крышка снимается вверх, а мы имеем доступ ко всем внутренностям. Выполняем осмотр.

Возьмите фотоаппарат и делайте фотоснимки каждой детали и их расположение между собой. Они значительно ускорят вам будущую сборку и пригодятся в дальнейшем ремонте, особенно если что-то придется искать и покупать.

Все, что изображено на этом фото (на конкретно вашей модели триммера могут быть отличия), необходимо тщательно осмотреть и проверить электрическими замерами, вызвонить целостность каждого проводка и узла.

Обратите внимание на чистоту внутренностей, особенно состояние вентиляционных отверстий и работу вентилятора охлаждения. Если воздух не обдувает электродвигатель, то последний станет при работе перегреваться.

Механические неисправности триммера

Если электрический двигатель прибора включается, но вращения бобины с леской не происходит, причины такой неисправности могут заключаться в обрыве гибкого вала передающего крутящий момент. Такая проблема особенно часто проявляется при ненадлежащем уходе за электроприбором.

Например, при отсутствии смазки внутри штанги электрокосы трос будет подвергаться чрезмерному трению и в течение непродолжительного времени данная деталь выйдет из строя. Для замены достаточно отсоединить верхнюю часть электрокосы, в которой находится электродвигатель, после чего можно будет извлечь гибкий вал из штанги.

Триммер бензиновый: устройство, виды, принцип работы
Гибкий валТриммер бензиновый: устройство, виды, принцип работы
Смазка для гибкого вала

Если возникли затруднения при с извлечением второй части троса оставшейся в внутри полости, производится отсоединение нижней части косы с бобиной и валом. Сборка механизма производится в обратном порядке.

Триммер бензиновый: устройство, виды, принцип работы
Триммер с нижним расположением двигателя

Перед установкой гибкий вал необходимо тщательно смазать пластичной смазкой для снижения вероятности повторного выхода данной детали из строя.

Триммер бензиновый: устройство, виды, принцип работы
Подшипник вала электрокосы

Разрыв гибкого вала может произойти только в моделях электротриммера с верхним расположением двигателя.

Электрокосы с нижним расположением двигателя не имеют гибкого вала, но неисправности таких устройств могут проявляться в виде разрушения подшипника основного вала электрокосы на которую производится установка бобины с леской.

Починить такую неисправность очень просто достаточно выполнить замену вышедшего из строя подшипника новой деталью.

Обзор популярных моделей

Электрический триммер в работе
Покос травы триммером
Выбираемая электрокосилка для травы должна быть удобной, бесшумной и эффективной. Не ошибиться с выбором вам помогут рекомендации:

  • Производительность. Этот параметр зависит от мощности мотора и количества оборотов в минуту. Для участка не больше 2–4 соток подойдет триммер с двигателем 300–400 Вт. Для ухоженных, но более крупных участков, где нужно время от времени стричь невысокую траву, вполне подойдет прибор мощностью 1000 Вт. Для удаления густых зарослей потребуется более мощный агрегат, но учтите, что не стоит гнаться за высокой производительностью: чем сильнее мотор, тем больше масса триммера.
  • С кабелем или аккумулятором. Первый вариант мощнее, но кабель может постоянно мешать и есть риск, что он попадет под режущий элемент триммера. Аккумуляторный прибор автономен, правда, на одном заряде можно работать около 15–20 минут. Такой вариант больше подходит для небольших объемов работы.
  • На удобство использования, стоимость влияет и расположение двигателя. Недорогие маломощные приборы имеют нижнее расположение мотора. В таких триммерах часто есть следующие проблемы: плохое охлаждение и засорение травой. Для аналогов с верхним расположением электромотора (предпочтительный вариант) важно наличие плечевого ремня.
  • Электрические косы для дачи отличаются и формой ручки. Легкие триммеры имеют D-образные держатели, которые делают устройство маневренным. Более мощные агрегаты имеют рукоятку в виде велосипедного руля.
  • Тип штанги – не менее важный показатель. Более надежным и практичным вариантом считается прямой, но модель с такой штангой стоит дороже. Изогнутый аналог менее практичный и долговечный.
  • Обратите внимание и на режущий элемент. Это может быть металлический нож или леска. Первый тип удобнее использовать на ровных газонах без насаждений и камней, второй – на участках с камнями. Кроме того, ножи у триммера могут иметь разную форму. Диаметр лески для электротриммера составляет от 1,2 до 2,4 мм. На моделях с верхним расположением двигателя используется леска диаметром от 2 мм, с нижним – до 2 мм.
  • Производитель. К популярным брендам относятся Denzel, Huter, Makita, Ставр и др.

Оснастка

Режущие элементы бензинового триммера обычно идут в комплекте к агрегату либо приобретаются отдельно, в зависимости от типа и сложности работ, которые будут выполняться с его помощью. В большинстве моделей в стандартной комплектации идет специальная катушка (шпулька), в которую наматывается корд (леска), служащая в качестве режущего инструмента.

Конструкция шпульки позволяет производить регулировку длины корда практически в полуавтоматическом режиме: достаточно слега ударить стопором о землю, и блокировка с внутренней катушки снимается. Далее, благодаря центробежной силе, во время вращения шпульки корд выходит наружу, а поскольку на защитном кожухе находится специальный нож, то лишние края лески срезаются.

В инструкции к косе указывается, какой толщины должна быть леска. Обычно ее диаметр составляет 2-3 мм, чего достаточно для срезания травы и кустарников с тонкими стеблями.

Чтобы скосить более толстые стебли растений (камыш, осока, кустарники), потребуется применение металлических ножей и фрез. Они, как правило, отличаются формой и количеством режущих поверхностей (лепестков). Бывают фрезы, напоминающие по своему виду циркульную пилу, которые с успехом применяются на мощных агрегатах. Триммер с диском обычно используется, если требуется срезать молодую поросль деревьев.

Также для расширения функциональности мотокосы можно приобрести (если нет в комплектации) специальные насадки, показанные на следующем рисунке.

Следует знать, что такие насадки возможно установить только на триммер, имеющий разборную штангу. В данном случае устройство может превратиться в:

  • кусторез,
  • цепную пилу (можно спиливать ветки на деревьях),
  • щётку (можно очищать дорожки от снега и грязи),
  • культиватор для обработки почвы (поверхностной).

Особенности бензиновой группы триммеров

Устройство бензинового триммера имеет некоторые особенности — двигатель располагается на верхнем конце штанги, вместе с баком для топлива или его смеси со смазкой. Рабочий цикл мотора внутреннего сгорания состоит из нескольких этапов: поступления в цилиндр топливной смеси, ее сжатия, возгорания, образования горючих газов.

Продукты сгорания расширяются, толкают вниз поршень мотора, в результате чего выполняется полезная работа. Моторы бывают двух видов: двухтактные и четырехтактные. В первых за один рабочий цикл поршень совершает два перемещения (такта) — вверх и вниз, а коленвал выполняет один оборот. Во вторых на цикл приходится четыре движения поршня и два оборота коленчатого вала.

Схема двухтактного мотора триммера

Важно! Для двухтактных двигателей топливо необходимо предварительно смешивать с маслом в пропорциях, которые указаны производителем. В четырехтактные моторы бензин и смазка заливаются по отдельности — каждая субстанция в свой резервуар, и не перемешиваются в процессе работы.

Четырехтактные бензокосы мощнее, экономичнее, их КПД выше, чем у двухтактных моделей, а уровень шума и вибрации значительно ниже. Тем не менее, триммеры с 2-тактным мотором очень популярны среди покупателей за счет невысокой стоимости (например, мотокосы «Штиль»).

Схема четырехтактного мотора триммера

Заводить бензиновый триммер нужно с помощью стартера, который находится под двигателем и тоже крепится к штанге. Часто встречаются ручные стартеры — чтобы мотор завелся, их шнуры нужно несколько раз дернуть. Электрические стартеры позволяют запустить агрегат нажатием на кнопку или поворотом ключа. Чтобы выключить инструмент, нужно нажать кнопку на рукоятке для разрыва цепи зажигания.

На заметку! У мотокосы регулируется количество оборотов в минуту: если заслонка карбюратора будет открыта шире, увеличится поступление горючего и, соответственно, частота вращения вала.

Триммер с ДВС может работать 40-60 минут кряду. Периодически двигатель нужно будет охлаждать, но перерывы понадобится делать короткие (по 10-20 минут). В общем случае продолжительность работы мотокосы ограничена емкостью топливного бака.

Преимущества аккумуляторного триммера

Триммер бензиновый: устройство, виды, принцип работы
Триммер электрический, работающий от аккумулятора, по сравнению с триммером, работающим от бытовой электросети:

  • Не привязан питающим проводом к розетке (который ограничивает радиус его работы), а является полностью автономным электрическим инструментом для кошения травы.
  • Также к преимуществам аккумуляторной косы относится её бесшумность (не более 80 дБ) и почти полное отсутствие вибраций (не более 2,5 м/с²).
  • Но самым главным преимуществом аккумуляторного триммера является то, что теперь все ведущие производители мира начали устанавливать на свои триммеры с верхним расположением двигателя бесщёточные электромоторы — моторы, которым техническое обслуживание не проводится вообще (в течении всего периода эксплуатации триммера).
  • На некоторых моделях есть функция обратного хода для быстрой очистки ножа от набившейся травы и режим повышенной мощности индикатор заряда, показывающий, насколько разрядилась батарея.

Приводные детали

Коленчатый вал

двигателя черезсцеплениесоединяется спередаточным валом. В зависимости от модели инструмента он может бытьразборнымисостоять из двухчастей илицельным.

Для этого применяется специальная соединительная муфта

. Вторая конструкция считаетсяболее надежнойиз-за отсутствиядополнительного износав местах сопряжения .Валмонтируетсявнутри штанги.

Снизу вал заходит в редуктор

, представляющий собойконическую пару. За счет этого изменяетсяплоскость вращениярежущего инструмента. Важно знать, чторедукторотносится ктяжело нагруженному узлу, поэтому в него следует периодическидобавлять смазку.

На валу редуктора устанавливается исполнительный режущий элемент

это может быть катушка с леской, нож-пропеллер или звездочка. Каждаянасадкахороша длясвой задачи. Мелкая трава прекрасно коситьсялеской, более грубаяпропеллером, кустарник древесного типазвездочкой.

Принципы управления

Можно долго писать о разнообразных видах рукояток на триммерах, так как за последние годы на рынке появилось большое количество модификаций, но по факту выделяют два основных типа управления.

D-образная р

Триммер с D-образной рукояткой. Фото.
укоятка – для краткости обозначим её как D-образная, хотя форма особой роли тут не играет, сама ручка может иметь любую форму (О-образная, J-образная, С-образная). Основная идея заключается в том, что органы управления расположены рядом с двигателем, там же располагается задняя рукоятка, передняя рукоятка находится на штанге. Крепление с ручкой обычно перемещается вниз и вверх по штанге. С такой конструкцией не всегда удобно делать размашистые движения для кошения большей площади, но зато для точечных работ в стесненных условиях такая конфигурация подойдет лучше всего.

«Велосипедная»рукоятка – также имеет большое количество названий, при этом суть заключается в том, что обе ручки расположены симметрично друг другу и закреплены на штанге. Рядом с двигателем в этом случае рукоятки нет. Триммером с «велосипедной» рукояткой можно в буквальном смысле косить, совершая движения, как при работе с ручной косой. Площадь обработки в этом случае существенно возрастает.

D-образная рукоятка с изогнутой штангой – отличное сочетание для точечного покоса. «Велосипедная рукоятка» — наиболее удобный способ управления,

если речь идет о длительной эксплуатации в сложных условиях.

Ремонт кнопки запуска

Если электрокоса не подаёт признаков жизни, то возможно произошёл обрыв электрического кабеля внутри ручки корпуса, либо неисправна кнопка включения электродвигателя.

Триммер бензиновый: устройство, виды, принцип работы
Кнопка запуска

Для того чтобы произвести диагностику электрики потребуется разобрать ручку электроприбора. Работы выполняются в такой последовательности:

  • Снимается ручка управления с рамы электрокосы.
  • Ручка разбирается.

Когда доступ к внутренней части электрокосы будет обеспечен, с помощью мультиметра производят замеры сопротивления кнопки включения электротриммера. Если сопротивление отсутствует после нажатия, то эта

деталь подлежит обязательной замене. Необходимо также проверить места соединения силового кабеля с внутренней электрикой находящейся в ручке

прибора. Контакты следует проверить «на обрыв» с помощью мультиметра. Нередко такую неисправность можно определить «на глаз». После обнаружения обрыва контакта достаточно осуществить пайку повреждённого места для восстановления работы электротриммера.

При отсутствии мультиметра диагностические работы можно производить индикаторной отвёрткой. Для этой цели следует включить вилку в электрическую сеть и с помощью данного диагностического инструмента

найти «фазный провод» и проверить таким образом наличие электрического тока до кнопки включения и после. Если фазный ток будет обнаружен в другом электрическом контуре, то достаточно установить электрическую вилку наоборот в розетке, чтобы можно было осуществить правильную диагностику

неисправности триммера. Второй вариант диагностики следует производить с большой осторожностью, т. к. существует опасность поражения электрическим током во время проверки целостности проводки.

Термореле для электродвигателя триммера: как проверить и заменить

Внутри небольшой белой пластиковой коробочки встроен электрический контакт с биметаллической пластиной. Термореле лежит на медной обмотке статора и прижато к ней стяжкой.

Термореле имеет ту же температуру, что и обмотка. В нормальном режиме его контакт замкнут, а во время перегрева – размыкается, автоматически разрывая цепь тока: двигатель останавливается.

Проверяется состояние контактов прозвонкой, как и выключателя. Методика аналогична – не расписываю.

За все время мне только один раз попалось термореле с внутренним обрывом. Разбирать не пробовал. Просто зашунтировал его контакт на две недели. За это время друзья нашли аналог на двигателе доноре уже полностью поломанного триммера.

Заменил и все работает по сей день. Есть еще вариант поискать термореле в интернет магазинах.

Наличие термореле – существенный приоритет электротриммеров перед аналогами с обычными бензиновыми двигателями. Я не рекомендую блокировать его контакт.

Делаю это заявление на основе собственного опыта. У меня для скашивания травы имеется еще бензокоса (та же марка ECO) и простая литовка ручной сборки для мелких работ в саду. Они представлены на фото ниже.

Производитель бензинового устройства в своей инструкции четко пишет, что работать этим триммером при температуре воздуха выше 30 градусов по Цельсию не рекомендуется. Он может перегреться и отказать: потребуется сложный ремонт.

Другие косы к жаре менее восприимчивы, да и уход проще.

Все это расписано в отдельной статье про заводку бензокосы.

Вообще же я до сих пор предпочитаю в работе электрокосу, а не бензиновый триммер:

  • не надо готовить точную пропорцию топливной смеси, замерять бензин и масло;
  • не попадется некачественное топливо, загрязненное различными примесями;
  • исключены проблемы в работе со свечой зажигания, карбюратором, стартером;
  • аналогичное по мощности устройство легче по весу, а значит скашивать траву на участках дачи легче;
  • после зимы заводится без проблемы;
  • ремонт лично для меня проще выполнить своими руками;
  • простота запуска.

Техническая характеристика аккумуляторного триммера хускварна 536 lil и хускварна 536 lir

Триммер бензиновый: устройство, виды, принцип работы
Тип батареи – Li-Ion (литиево-ионный аккумулятор – в перерывах между работой не разряжается и можно заряжать не полностью разряженный аккумулятор — его ресурс не уменьшается).

Напряжение – 36 В. Емкость – 3 А-ч. (BLi 60 — 1,5 А-ч, BLi 110 — 3,0 А-ч). Срок зарядки аккумулятора – 35 мин. Вес триммера (без режущего оборудования) – 4,2 кг. / 4,8 кг. Вес без аккумулят. – 3 кг. / 3,6 кг.

Триммер бензиновый: устройство, виды, принцип работы
Электродвигатель BLDC (без щёток), разработка Хускварна – 5500 об/мин. Время работы электрического триммера от аккумуляторной батареи (на холостом ходу) в режиме экономии savE – 1 час.

Шум на уровне уха оператора триммер аккумуляторный производит – 81 дБ(A). Вибрации (ahv, eq ) на левой/правой рукоятке – 1,7 / 0,5 и 2,6 / 2,1 м / с².

Husqvarna 536 LiL имеет петлеобразную ручку как у триммера, а Husqvarna 536 LiR руль велосипедного типа как у обычной бензокосы или кустореза.

Устройство аккумуляторного триммера

Триммер бензиновый: устройство, виды, принцип работы
Триммер электрический, который работает от аккумулятора или триммер аккумуляторный, состоит из:

  1. Съёмного аккумулятора (аккумулятор – это источник тока, который с помощью повторяющихся электрохимических процессов, позволяет многократно накапливать и отдавать электрический ток).
  2. Электрического двигателя постоянного тока, который может быть расположен как в верхней, так и в нижней части триммера. В нижней части триммера, над триммерной головкой, как правило, устанавливается коллекторный электродвигатель небольшой мощности. Такой триммер обычно рассчитан на работу только с триммерной головкой.
  3. Также триммер электрический (триммер аккумуляторный) состоит из штанги – изогнутой, если привод режущего оборудования тросовый или прямой, если привод режущего оборудования валом.
  4. На штанге крепится петлеобразная ручка или руль велосипедного типа с кнопками управления и ремень или ременная оснастка.
  5. В нижней части триммера находится режущее оборудование – триммерная головка или металлический нож с пластиковой защитой.

Уход за мото- и электрокосами

При использовании триммера вследствие особенностей конструкции той или иной модели, а также интенсивности работы и манеры обращения с инструментом могут возникать различные неполадки и неисправности. При этом не стоит сразу же расстраиваться и отправлять его в сервисный центр.

Большинство неприятностей, которые могут возникнуть в процессе ухода за участком, можно утранить самостоятельно. Единственное но – если сломался двигатель, ему крайне необходим квалифицированный ремонт, который зачастую невозможно качественно провести подручными средствами.

Наиболее частые поломки триммеров и способы их устранения:

  1. С косильной головки отпал проволочный ограничитель.

Этот элемент можно установить на место, крепко примотав его гибкой медной или алюминиевой проволокой к несущей штанге. Впрочем, если в качестве режущего элемента установлена нейлоновая проволока, работать можно и без него, правда, соблюдая повышенную осторожность.

  1. Запал тумблер включения/выключения.

Если пользователь дружит с паяльником и знаком с простейшими электрическими схемами, можно заменить запавший или отвалившийся тумблер – продается он в любом магазине электрообрудования, а замена его займет не более нескольких минут.

  1. Сломалась или погнулась штанга.

В этой ситуации можно попытаться аккуратно разогнуть штангу либо закрепить ее части на деревянные рейки, металлические скобы и т.д.

4. В барабане косильной головки порвалась леска.

Заводскую режущую струну можно заменить аналогичной по толщине нейлоновой или капроновой леской. Для намотки лески придется разобрать барабан режущей головки, а потом внимательно собрать его обратно.

  1. При работе возникают сильные вибрации.

Вполне вероятно, что причиной этому послужило отсутствие смазки. Разобрать триммер и проверить смазочную систему проще простого, а смазывать инструмент следует не реже 1 раза в год.

  1. Деформировались пластиковые ножи или режущий диск.

В этом случае можно купить режущий элемент необходимого размера в магазине или заменить его на выполненный из нержавейки. Для этого доведется обратиться к знакомому токарю, а после установки повысить осторожность при работе с триммером как минимум втрое.

Не стоит забывать, что при бережном и аккуратном отношении инструмент может прослужить гораздо дольше отпущенного заводом-изготовителем срока. Поэтому за триммером необходимо ухаживать – после работы очищать его от остатков травы и растительного сока, а также выполнять обслуживание двигателя, в т.ч. сезонное.

Сейчас читают:  ЗАПЧАСТИ ДЛЯ ТРИММЕРА ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО AL-KO BC 1200 E (АРТ. 112924) | Все для ремонта инструментов и оборудования -

Оставьте комментарий