Питание первобытного человека

Питание первобытного человека

Краткая история пьянства от каменного века до наших дней. что, где, когда и по какому поводу. глава 2. первобытное питие (марк форсайт, 2022)

В своей нынешней анатомической форме современный человек (такой, как мы с вами) существует уже 150 000 лет, первые 125 000 из которых ему можно было только посочувствовать. Приличная выпивка, насколько нам известно, отсутствовала в принципе. Доподлинно, конечно, судить сложно, поскольку записей первобытный человек не оставил — он был слишком занят охотой, собирательством и наскальной живописью.

Первый проблеск надежды являет нам прекрасная Венера Лоссельская. Примерно 25 000 лет назад кто-то вырезал на стене пещеры пышнотелую даму, которая вроде бы подносит к губам рог для вина. Однако не все с этим согласны. Одни считают, что рог — это музыкальный инструмент, просто дама перепутала, с какого конца в него дуть. Другие археологи говорят, что предмет как-то связан с менструациями. Ну и, даже если это рог для напитков, может, в нем простая ключевая вода. Последнее кажется сомнительным: банальное утоление жажды как-то не принято увековечивать в камне, но истину мы все равно, увы, не узнаем.

Останется неизвестным и другое: изготавливали в те времена алкоголь или просто находили. Первобытные напитки, как правило, не столько изобретали, сколько обнаруживали. Вот одна любопытная теория, в которой задействованы пчелы. Представьте себе гнездо диких пчел в древесном дупле. В очередную грозу дерево рушится, дупло заливает водой. Если соотношение меда и воды окажется примерно один к двум, брожение не заставит себя ждать, и неискушенному в крепких напитках первобытному человеку, который, изнывая от жажды, наткнется на это дупло несколько дней спустя, природа преподнесет чудесный подарок — медовуху. Человек наверняка ее попробует, потому что мед он любит. На вкус и вправду чистый мед, но от него хмелеешь.

Сейчас читают:  монтажные пилы по металлукупить в интернет магазине

Это лишь гипотеза, однако хорошая. Есть и более прозаический способ получить спиртное — собирать плоды и складывать в достаточно герметичную емкость: сок на дне забродит, и довольно скоро у вас будет примитивное вино. Правда, для этого нужно сначала освоить изготовление керамики. И что еще важнее, на какое-то время понадобится задержаться на одном месте, а по всем данным, наши предки в основном вели кочевой образ жизни.

Что же побудило нас к оседлости? Принято считать, что необходимость выращивать продукты питания. Затем, возможно, мы начали изготавливать напитки. А потом принялись возводить огромные высокие храмы и окультурились. На первый взгляд вполне логично, однако эта логика может оказаться в корне ошибочной.

Питание первобытного человека

Древнейшая известная нам постройка находится в современной Турции и называется Гёбекли-Тепе. Сооружение занятное, поскольку ни кровли как таковой, ни стен у него не было, отсутствуют и следы обитавших в нем людей. Признаков жилья в непосредственной близости от него тоже не наблюдается. Это понятно, поскольку Гёбекли-Тепе датируется примерно 10 000 годом до н. э., то есть был возведен до того, как человек стал оседлым и занялся земледелием. А значит, этот комплекс охотники-собиратели, скорее всего, построили как храм. Комплекс большой, в его конструкции встречаются каменные плиты, которые весят до шестнадцати тонн. Следовательно, сооружать его должны были общими усилиями многих племен, собравшихся вместе.

Зачем им это могло понадобиться?

В Гёбекли-Тепе есть несколько больших каменных ванн — самая объемная вмещает около 180 литров, — и все они содержат следы химических соединений под названием оксалаты, образующихся при смешивании ячменя и воды. А ячмень с водой соединяют для получения пивной браги. Таким образом, можно предположить, что в Гёбекли-Тепе устраивались сходки — несколько племен сообща пили там пиво. Место для попоек вполне подходящее — вершина холма, красивые виды.

Разумеется, есть и другие гипотезы. Как же без них. Одни исследователи считают, что пивом платили за работу строителям. Другие — что никакого пива не было: мало ли, может, древние просто предпочитали разбухший ячмень, потому и замачивали его в чанах и уж наверняка вытаскивали до того, как он забродит и превратится в благословенный эпипалеолитический эль.

Но, судя по всему, пиво все-таки существовало — и, что немаловажно, существовало до появления храмов и земледелия. На этом строится одна большая теория, касающаяся развития человечества: мы начали выращивать зерновые не ради еды — ее и так было полно. Мы занялись земледелием ради выпивки.

Теория гораздо более обоснованная, чем может показаться на первый взгляд, и оснований у нее имеется шесть. Во-первых, пиво проще изготавливать, чем хлеб, поскольку не требуется очаг. Во-вторых, в пиве содержится витамин B, который дает человеку здоровье и силы. Если охотники получают витамин B, поедая других животных, то земледельцы на одном хлебе без пива превратятся в анемичных хлюпиков, которых быстро истребят мускулистые рослые охотники. Но, к счастью для земледельцев, витамин В образуется при сбраживании пшеницы и ячменя. В-третьих, пиво попросту питательнее хлеба — поскольку часть работы по перевариванию дрожжи уже взяли на себя. В-четвертых, пиво можно хранить и запасать. В-пятых, спирт в пиве обеззараживает воду, на которой оно изготовлено, и убивает всякие зловредные микроорганизмы. Коварство оседлости в том, что экскременты, скапливаясь в одном месте (человеку же нужно где-то испражняться), просачиваются в воду, а с ней вновь попадают в организм. У кочевников такой проблемы нет.

Однако шестой и самый главный довод заключается в том, что для кардинальных перемен в поведении требуется культурный стимул. Если ради пива стоит тащиться в какую-то даль (судя по Гёбекли-Тепе — стоит), если пиво играет религиозно-обрядовую роль (судя по Гёбекли-Тепе — играет), даже самый заядлый охотник согласится осесть на одном месте и вырастить немного ячменя, чтобы было из чего это пиво варить.

Вот так примерно за 9000 лет до н. э. мы занялись земледелием, чтобы напиваться на регулярной основе. Это привело к двум последствиям. Во-первых, у нас появились наконец нормальные, неоспоримые археологические доказательства существования крепких напитков. В этом плане хочется похвалить вино, которое оставляет осадок из винной кислоты. Такой осадок нашли в Китае и датировали 7000 годом до н. э. В чуть более позднюю эпоху он обнаруживается в Иране и затем распространяется на запад к Средиземноморью. Разумеется, прогресс мог идти и другим путем, это лишь едва уловимый археологический шепоток в могильной тишине.

Вторым, гораздо менее важным, последствием стала цивилизация.

«гастрономическая» судьба человека

Конечно, современные знания о питании древнего человека очень ограниченны. Еще предстоит провести более масштабную междисциплинарную работу по изучению данного вопроса, тем более что человек очень сильно изменился за 10 тыс. лет. К тому же научно доказано, что в современном мире потребности в белках, жирах и углеводах различаются от культуры к культуре.

Сейчас невозможно восстановить те продукты питания, которые составляли пищу древности: одомашненные животные мало напоминают своих далеких предков, в том числе и по химическому составу мяса и жира. То же самое можно сказать об окультуренных растениях.

Нельзя не учитывать и изменения, произошедшие в воде, воздухе и прочих важнейших элементах среды обитания человека. Изучение начального этапа истории человечества представляется крайне важным для понимания того, что происходило в дальнейшем. Именно в древности были заложены многие основы, определившие дальнейшую «гастрономическую» судьбу человека.

Важнейший момент здесь заключается в складывании к концу каменного века весьма развитой системы питания, с определенными принципами приготовления пищи, приспособлениями для этого и вкусовыми предпочтениями. В этот период были заложены и основы социального поведения, как правило, связанные с добычей, приготовлением и приемом пищи.

Божественный дар

Новейшие исследования говорят о том, что родиной мирового виноделия следует считать Большой Кавказ, а самый древний из обнаруженных винных погребов находится на территории нынешнего Западного Ирана и датируется периодом между 5400 и 5000 годами до н.э.

Ценность лозы заключалась в том, что она довольно неприхотлива, росла на скудных почвах, не требовала специального ухода. При этом давала богатый сахарами, витаминами и микроэлементами продукт, который еще и поддавался естественной консервации: ягоды можно было высушивать и получать сладкий изюм, а сок — сбраживать и хранить долгие месяцы в виде вина.

В древности вино имело большую ценность, как и все остальные продукты консервации: сыр, вяленое мясо, уксус, сушеная рыба, сухофрукты. Оно позволяло людям питаться на протяжении многих месяцев, а не только в сезон урожая. Его можно было брать с собой в торговые и военные экспедиции, обменивать на другие продукты.

Понятно, почему вину в древних культурах уделялось такое большое внимание. Дитя виноградной лозы считалось даром небес, его обожествляли, наделяли чудодейственными свойствами (например, способностью залечивать раны и возвращать зрение) и активно использовали в разнообразных сакральных ритуалах — от бесконечных вариаций дионисийского культа до христианской евхаристии.

За много столетий техника виноделия почти не менялась. За лозами ухаживали мало, лишь подрезали время от времени, оставляя лежать на земле или забрасывая их на ветви деревьев. Рудименты древней виноградарской практики кое-где можно отыскать и сегодня, например на островах Эгейского моря.

Большая разница

Кухня древних народов от Кавказа до Испании немыслима без вина. Но долгое время его никак не дифференцировали. Вино было просто вином. Его делали вперемешку из красного и черного винограда, лозы которого зачастую соседствовали на одном поле. Старое вино смешивали с молодым, свое собственное с привозным. С полным безразличием к сортам и терруарам, критически важным для современного виноделия.

Лишь в первом тысячелетии до н.э. в некоторых средиземноморских цивилизациях с развитой гастрономической культурой стали обращать внимание, что вина из разных регионов заметно различаются между собой, хранятся дольше или меньше, бывают лучше или хуже, крепче или слабее, вкуснее или совсем наоборот.

Греки и особенно римляне начинают высоко ценить вина с островов Хиос, Лесбос, Самос, Крит, из области Фалерны в Кампании и Тимавы на побережье Адриатики. Если до середины первого века до н.э. к обеду подавали какое-то одно вино, то со времен Цезаря в практику входит сервировка нескольких разных вин в течение одной трапезы. Эта традиция сохраняется по сей день во всех без исключения винодельческих регионах мира.

Средневековье унаследовало от античности такое же отношение к вину. В XIV веке в знаменитой «Битве вин» Анри д’Андели описывает свойства вин из разных уголков Европы, которые представили на суд короля. Он отмечает, что вина из Эльзаса и Анжу были отменно хороши и заслужили королевское благоволение, а из Шалона и Бове, напротив, оказались слишком кислыми и невкусными.

В античности и Средневековье винам из разных регионов приписывали различные свойства. Если верить Плинию Старшему, вино из Аркадии унимало бешенство, из Ахейи или Египта — провоцировало выкидыш, из Трезены — избавляло от немощи, с Фасоса — уменьшало сонливость.

По утверждению Ливии Друзиллы, супруги императора Августа, она дожила до 86 лет только благодаря тому, что всю жизнь пила punicum — совершенно определенное вино с берегов Адриатики. А претор Сений лечил свою сердечную недостаточность исключительно вином с Хиоса.

В Средние века сухие вина считались остужающими и пробуждающими аппетит, а сладкие — питательными и возбуждающими. Медики прописывали их немощным старикам в небольших количествах, а вот молодежи категорически не рекомендовали. Но это мало помогало. Флорентийский новеллист Франко Саккетти сетовал, что молодые люди уже с утра выпивали по несколько бокалов сладкой мальвазии, распаляя сладострастие и затем предаваясь разврату.

Глава восьмаякухня кочевых народов

Кочевники – «чистые» скотоводы. Земледелия они не практикуют, такова специфика кочевого образа жизни. Рацион кочевников – это мясо и молочные продукты, а также то немногое, что им удается собрать во время остановок. Дикие злаки дают кочевникам зерно и муку, но мука используется только как добавка к супам.

Давайте познакомимся с кухней кочевников на примере монголов, нации с древними кочевыми традициями, во многом сохранившимися до сих пор. Монголы живут в континентальном климате с жарким летом и холодными зимами. Выраженная разница между сезонами обусловила столь же выраженную разницу в питании.

Сезонность делает кочевников большими мастерами заготовки продуктов впрок, а жизнь, связанная с постоянными переездами с места на место, вынуждает создавать легкие и компактные запасы.

Из ножек и хвостов, которые содержат немного мяса и много соединительной ткани (жилы, суставы), они варят густой насыщенный бульон, который используют как подливу. В бульон добавляются дикий чеснок, пряные травы и соль. 

Консервация мяса представлена у кочевников сушкой, комбинацией сушки с копчением и засолкой. 

Монголы не пьют свежее молоко, предпочитая ему кислое, которое лучше усваивается организмом, поскольку часть работы по его перевариванию уже выполнили молочнокислые бактерии. К тому же в теплое время года свежее молоко быстро прокисает и становится непригодным к употреблению. Кочевники пьют кислое молоко, которое приготовлено с использованием закваски, то есть «искусственно» прокисшее молоко.

Особой популярностью у монголов пользуется айраг – напиток из кислого кобыльего молока, более известный за пределами Монголии под своим тюркским названием «кумыс». 

Айраг может содержать до 3 % алкоголя, но он у монголов опьяняющим напитком не считается. Более крепким напитком является архи, которую делают из кислого молока путем перегонки. Перегонку можно повторять, увеличивая тем самым крепость напитка, но обычно дело заканчивается на первой, которая дает напиток крепостью около 8-10°.

У монголов и многих других кочевых народов есть еще один продукт питания, который доступен всегда, вне зависимости от времени года и прочих обстоятельств. Это кровь живых животных. Живых, а не забитых. Если нет времени или возможности готовить еду, например – при длительном перегоне скота или во время военного похода, то монгол может пообедать кровью своего коня.

Используется в монгольской кухне и кровь забиваемых животных, которая служит ингредиентом для различных колбас.

Просто, быстро, сытно – вот девиз кухни кочевников. Небогатый продуктовый ассортимент обуславливает небольшое количество блюд, но все они калорийны и составляют полноценный рацион, который дает организму все необходимое. 

Большое содержание жиров в монгольском традиционном рационе – это оборотная сторона отсутствия углеводов. Это не очень хорошо, потому что избыток жиров может приводить к развитию сердечно-сосудистых заболеваний и сахарного диабета, но у древних кочевников не было выбора.

Им приходилось питаться тем, что они имели, а имели они мясо и молоко. Отчасти выправил положение естественный отбор. Из поколения в поколение жили дольше и оставляли больше потомства те монголы, организмы которых хорошо справлялись с обилием жиров в рационе.

Глава седьмаякухня древней индии

Те, кто Индию знает, заодно знают о том, что единой индийской кухни не существует.

В Индии все разное – и корни, и принципы. Если на индийском ресторане написано по-английски: «Настоящая (традиционная) индийская кухня», то рядом, на родном языке, будет дана правильная информация, например: «Настоящая пенджабская кухня». «Пенджабская», но не «индийская».

За «индийскую» кухню мы примем кухню «мумбайскую кухню», которая сохранила больше древних традиций, чем другие кухни Индии, она вобрала в себя черты других индийских кухонь и именно мумбайскую кухню чаще всего считают «настоящей индийской» за пределами Индии.

Вегетарианство получило широкое распространение среди высшего сословия священнослужителей-брахманов, которым религиозные традиции запрещают есть мясо. Как подражание брахманам вегетарианство распространилось и среди других каст.

Мясо в современной Индии представлено бараниной и курятиной.

Индусы создали сакральный продукт – топленое масло гхи!

Гхи – это топленое масло, продукт, получаемый при длительном кипячении сливочного масла на медленном огне, во время которого масло очищается от примесей и немного изменяет свой вкус. По сути дела, гхи представляет собой рафинированное сливочное масло.

Долго Хранящийся Гхи стал Целебным Гхи и Священным Гхи.

Культ коровы привел к культу молочных продуктов.

Чудесное гхи обогатило индийскую кухню большим ассортиментом вкусных жареных блюд.

Если попросить индуса выразить суть индийской кухни в трех словах, то он скажет: «Гхи, дхал и масала – вот что такое наша кухня».

«Дхал» – это общее название блюд, основу которых составляют бобовые.  Чаще всего дхал представляет собой нечто среднее между густым супом и пюре.

«Масала» в переводе с хинди означает «смесь пряностей». 

Широкое и обильное применение пряностей в индийских традиционных кухнях обусловлено тремя причинами. Прежде всего пряности обогащают вкус еды. Что составляло в древности и продолжает составлять по сей день основу рациона бедных слоев индийского общества? Бобы и хлеб. Добавление различных пряностей к чечевице или гороху превращает одно и то же пюре из вареных бобов в разные блюда.

Пряности «перебивают» вкус испортившейся или, если точнее, начавшей портиться пищи. В Индии жарко, а в жару все быстро портится. Но если как следует приправить остатки вчерашней курицы специями, то блюдо станет вполне съедобным. 

Различные пряности, а также маринованные овощи возбуждают аппетит. 

Смешивание самых разнообразных пряностей в самых невероятных сочетаниях – отличительная особенность индийских кухонь. 

Панир – индийский сыр. Собственно, панир можно добавить в качестве четвертой составляющей индийской кухни к гхи, дхалу и масала. 

И, разумеется, чапати – тонкие пресные пшеничные лепешки, которые используются индусами в качестве замены столовым приборам.

Не хотите есть при помощи лепешки – ешьте руками. То, что можно выпить, выпивается из чашки, а все прочее берется правой рукой (только правой, ибо левая считается нечистой, и есть ею невежливо). Еда берется не горстями, а кончиками трех или четырех пальцев. Ладонь при этом должна оставаться чистой.

Чай масала тоже готовится по особым правилам. Сначала специи (гвоздика, корица, кардамон и пр.) варятся в воде не менее 5 минут. Кипение должно быть несильным. Затем добавляют молоко и сахар и варят еще несколько минут, а в самом конце кладут чайную заварку (черный чай), снимают с огня и дают настояться не менее 5 минут. Допускается добавлять молоко в воду сразу же, вместе со специями.

Алкогольные напитки в Древней Индии были, и даже в древних аюрведических трактатах описано лечение последствий отравления алкоголем. Самым распространенным алкогольным напитком древности был сура – продукт сбраживания проросшего зерна, фруктов или тростникового сока.

Глоток, еще глоток

Данные этнографии и археологии свидетельствуют, что на заре мирового виноделия вино как сакральный продукт было доступно лишь немногим избранным, отвечавшим за связь с потусторонним миром: жрецам, шаманам, колдунам. Для всех остальных существовали довольно строгие запреты на его потребление, сохранившиеся в древнейших мифах.

По мере распространения виноградарства архаичные табу утратили силу. Вино стало доступно практически всем. В доиндустральную эпоху его пили часто и помногу, например во время ритуальных симпосиумов, дионисийских оргий, придворных пиров и т.д. Но о конкретных цифрах можно судить только применительно к Средневековью. Лишь от этого времени сохранились более или менее определенные данные: отчеты о закупках, различные сметы и прочее.

В средневековой Европе вино в общем и целом считалось статусным напитком. Поэтому крестьяне пили его относительно редко, предпочитая довольствоваться пивом, которое рассматривалось в качестве «жидкого хлеба». Главными производителями вина являлись церкви и монастыри, владевшие десятками тысяч гектаров виноградников.

В монастырях полагалась одна чаша за обедом (около 300 граммов). Но к этому нужно добавить многочисленные поминальные и праздничные трапезы, число которых стремительно возрастает с IX века. Известно, что по праздникам монахи выпивали до 3 литров вина. Кроме того, они имели право на дополнительную порцию в дни особенно тяжелых и длительных служб.

В IX веке Карл Великий обычно выпивал за обедом три кубка вина и еще один после еды, то есть около литра в день. При этом современники восхваляли императора франков за умеренность в потреблении спиртного.

В XIV веке люди из окружения архиепископа Арля употребляли примерно по 2 литра в день. Столько же приходилось на долю некоторых крупных светских сеньоров из Оверни. Стража ярмарок в Шалоне выпивала от 1,81 до 2,69 литра в день. В Туре среднее потребление составляло между 148 и 178 литрами на человека в год, во Флоренции — между 220 и 260 литрами.

На Сицилии аристократия выпивала примерно 100 литров вина в год. Но люди, занятые тяжелым трудом (моряки, портовые рабочие), за то же время употребляли от 300 до 900 литров. Около 1400 года при французском королевском дворе выпивалось примерно 10 тысяч гектолитров вина в год. А в XV веке эта цифра выросла вдвое.

Иными словами, количество потребляемого вина было огромным. Объяснимо, что пьянство считалось одним из главных пороков на протяжении всего Средневековья. Пьющих публично высмеивали, сажали в тюрьму, принуждали к покаянию, но меньше их не становилось.

Деликатесы древних

Древнейший и простейший способ обработки пищи без использования каких-либо дополнительных приспособлений связан с ее сбраживанием и ферментацией. Причем первоначально это происходило без добавления соли или других реагентов, провоцирующих и усиливающих процесс.

Такой способ приготовления пищи вел к размягчению и улучшению ее вкуса, увеличению срока годности продуктов, даже к превращению несъедобного в съедобное. Этот способ приготовления пищи был весьма распространен у первобытных племен, так готовили и мясо, и рыбу, и растения.

Для сквашивания пригодно все: и травы, и мясо, и отдельные части животных, и рыба, даже кровь животных. Конечно, археологических следов сквашивания продуктов в первобытную эпоху не найдешь. Но то, что этот метод заготовки продуктов сохранился у многих народов мира, вряд ли является случайным.

В России, где довольно продолжительный период в большинстве регионов наблюдался дефицит свежих овощей и фруктов, был освоен способ сквашивания продуктов питания. Знаменитая квашеная капуста — незаменимый источник витаминов в русской деревне на протяжении почти всего года, а также квашеные огурцы, свекла, яблоки, ягоды, зеленые травы и другие растения по сей день остаются на нашем столе.

Справедливости ради скажем, что сквашивать, например, рыбу принято у многих народов — не только на Крайнем Севере и Скандинавии. В России этот способ готовки был широко распространен у поморов, квасивших рыбу в бочках до состояния полного размягчения. Таким образом рыба не только сохранялась долгое время, но и получала дополнительные полезные свойства.

У чукчей, например, и на сегодняшний день одно из любимых блюд — копальгин. Мясо моржей, тюленей закапывают в землю (в вечной мерзлоте оно особым образом ферментируется). Есть его могут только чукчи, поскольку деликатес сильно отдает тухлятиной. И есть риск получить арктический трихинеллез — тяжелое паразитарное заболевание.

Точно так же готовят мясо акул в Исландии. Правда, польза этого блюда для здоровья сомнительная — продукт содержит аммиак и сильно им пахнет.

Одним словом, сбраживание — это простая технология, отсутствие каких-либо особенных приспособлений или дополнительных сложных ингредиентов, даже соли, максимально доступный способ приготовления пищи для древнего человека.

Е501 — наследие предков

В древности соль получали из золы при сжигании растений, выпаривании соли из родниковой соленой воды. Вещество, получаемое при сжигании растений, получило распространение и в более поздние эпохи. Называется оно поташ или карбонат калия, зарегистрированный в настоящее время как пищевая добавка Е501 (разрешена к применению ТР ТС 029/2022). Поташ — неплохой природный консервант, и им нередко заменяли соль в тех случаях, когда не было возможности ее достать.

С переходом человека к земледелию древнейших источников и заменителей соли оказалось недостаточно. Так называемая неолитическая революция в числе прочего означала и конец «бессолевого» существования человека, вынужденного начать поиски способов нахождения и получения для своих потребностей соли.

Одомашненные травоядные животные не могли существовать без соли, таким образом, добыча соли в больших количествах стала для человека жизненной необходимостью.

Интуиция — диетология древних

Если говорить о диетологической стороне, то, конечно, ни о какой диетологии в то время говорить не приходится. Древние люди чисто интуитивно, а затем сознательно применяли в питании свежую и замороженную кровь, квашеные продукты (квашеную капусту, квашеные рыбные продукты, медовые напитки, свежие ягоды и фрукты).

Не было данных и понятий о составе продуктов (белках, жирах, углеводах), об ее энергетической ценности (калораже), о витаминах и минеральных веществах, в силу того что еще не было таких наук, как химия, биохимия, физика. Но древние люди уже хорошо понимали, какие продукты приносили пользу здоровью человека, а какие вред.

Кровь вместо соли

Важный вопрос, на котором необходимо остановиться, говоря о питании человека доисторического периода, касается потребления соли. Первобытные люди не имели потребности в соли и, скорей всего, ее не употребляли.

Человек до перехода к земледелию с преобладанием растительной пищи в его диете довольствовался той солью, что получал из свежей крови животных. Кровь поедаемых животных содержит достаточное количество необходимых естественных микроэлементов и минеральных веществ.

Потребление свежей крови и сырого мяса первобытными людьми было необходимо даже и после того, как человек овладел огнем и научился на нем готовить, поскольку в приготовленном мясе нет достаточного количества естественных заменителей соли.

Многочисленные свидетельства русских и иностранных путешественников прошлого говорят о том, что коренные жители Севера России, занимающиеся охотой, соли не знали вплоть до ХХ в. Так, «парная» кровь зверей у северных народов почитается за лакомство. А соль они не употребляли и чувствовали даже к ней отвращение.

Например, жители Сибири и в настоящее время традиционно любят слабосоленую рыбу и икру. Для первобытных людей такие вкусовые предпочтения были чреваты болезнями, о которых тогда не знали. В настоящее время известно, что в некоторых районах Сибири пораженность рыбными паразитами (описторхозом и дифиллиботриозом) достигает 80 %. По всей видимости, в древние времена ситуация была не лучше.

Но чем южнее, тем большая обнаруживается потребность в соли. Во-первых, это связано со значительным объемом растительной пищи, потребляемой на юге. А во- вторых, сама по себе жизнь в жарком климате вынуждает организм потреблять больше соли.

Много мяса

Безусловно, древний человек потреблял мясо и, видимо, много. Свидетельством этому является значительное скопление костей животных по всему ареалу обитания древнего человека. Причем это не случайное собрание костей, так как на костях исследователи находят следы каменных орудий; эти кости тщательно обрабатывали, снимая мясо, а часто и дробили — внутрикостный мозг, судя по всему, пользовался большой популярностью у наших предков.

Охота временами дополнялась собирательством ягод, кореньев растений, яиц птиц, однако оно не играло существенной роли. Эти данные говорят о том, что предположение об исключительно мясной пище древних людей имеет под собой вполне реальную почву и что такая пища может быть вполне достаточной.

Для людей эпохи позднего палеолита мясо диких животных было основой системы питания и существования. Все эти животные — дикие быки, медведи, лоси, олени, кабаны, козы и другие — для многих народов и сегодня являются основой повседневного питания.

Важную роль в рационе питания древних людей играла кровь животных, которую они употребляли и как свежую, и в составе более сложных блюд. Современными учеными подтверждено, что при исключительно мясном питании она является неоценимым поставщиком витаминов и минеральных веществ.

Особо ценился животный жир, подкожный и нутряной, играющий значительную роль в рационе древних людей. Например, в условиях Крайнего Севера жир был незаменимым и часто был единственным источником различных необходимых организму веществ.

На вкус и цвет

В древности вина были главным образом белыми, поскольку сок после отжима не держали на мезге, а сразу пускали в дело. Как известно, сок у подавляющего числа даже красных сортов винограда тоже белый. В Средние века по мере похолодания климата в северной части Европы начали широко практиковать мацерацию, чтобы сделать довольно субтильные и слабоалкогольные местные вина более тельными, мясистыми и живучими.

Так появились красные вина в современном смысле слова. Но еще долгое время они не могли сравняться по популярности с клеретами — винами светло-рубинового или нежно-красного цвета с относительно низким содержанием алкоголя, которые были более привычны жителям к северу от Луары. Сегодня клеретов почти не найти.

Охота на мамонта

Чаще всего люди следовали законам логики и практики — добывали пищу и ели то, что водилось и находилось рядом, близко от места обитания — «жилья». Известно, что древние люди старались селиться вблизи мест, удобных для поиска пищи, например около водоемов, где собирались стада животных.

Считается, что мамонты были одним из важнейших источников питания древнего человека. Мамонт в пищевом плане привлекал человека массой мяса и жира, последний, скорее всего, был незаменим для древнего человека. С начала таяния ледника, который окончательно отступил в 10-м тысячелетии до нашей эры, в мясном рационе древнего человека происходят частичные изменения.

Климат становится мягче, и там, где отступил ледник, появляются новые леса, пышная растительность. Меняется и животный мир. Исчезают крупные животные предшествующих эпох — мамонты, шерстистые носороги, некоторые виды овцебыка, саблезубые кошачьи, пещерный медведь и другие виды животных больших размеров.

К сведению, российские ученые в настоящее время не оставляют надежду клонировать древнего представителя семейства слоновых. Был создан проект «Возрождение мамонта» — это совместное детище Якутского НИИ прикладной экологии Севера Северо-Восточного федерального университета и корейского фонда биотехнологических технологий Soom Biotech.

Переход к мясной пище

Благодаря «инстинкту совершенствования, присущему человеческой натуре», человек стал производить орудия труда и перешел на мясную диету, отмечает французский философ, юрист, политический деятель Жан Антельм Брийя-Саварен в 1825 г. в своем трактате «Физиология вкуса».

Особая роль в формировании общественного поведения в человеческой культуре отводилась мясу, так как мясо с древнейших времен сохранило особое место в питании.

Понимание пользы и вреда

В рационе человека появлялось все больше и больше новых видов продуктов питания. Каким образом древние люди определяли пользу или вред пищи?

Происходило это поэтапно. С появлением огня возникло разнообразие в питании, особенно мясном, рыбном. Затем у человека сформировалось понятие вкуса, что вкусно, а что не вкусно. Затем появились данные из практической жизни, чисто интуитивно, а потом и сознательно, что полезно, а что вредно.

Разнообразие в питании

Как мы видим, пища древнего человека была представлена как мясными продуктами, так и растительными. Возможно, он вполне осознанно разнообразил свой рацион, дополняя базовую мясную пищу растительной. Это приводит к мысли, что питание древнего человека не было столь однообразным. Он наверняка имел вкусовые предпочтения. Его пища не была направлена исключительно на удовлетворение голода.

К концу палеолита складывается первая «пищевая» дифференциация и связанные с нею особенности социально-культурного развития древних людей. Момент этот особенно важен для последующей истории питания человека.

Во-первых, он со всей определенностью показывает зависимость между потреблением пищи и образом жизни, культурой и в некотором отношении общественной организацией древнего человеческого коллектива. Во-вторых, дифференциация указывает на наличие предпочтений, на некий выбор, а не только на простую зависимость от обстоятельств.

Растительная пища в рационе

У исследователей первобытного общества в настоящее время нет сомнений в том, что пища растительного происхождения и способ ее получения — собирательство, так же как и мясная пища и способ ее добычи — охота, занимали особое место в жизни древнего человека.

Существуют косвенные свидетельства этому: наличие остатков растительной пищи на зубах ископаемых черепов, медицинская доказанная потребность человека в поступлении в организм ряда веществ, содержащихся прежде всего в растительной пище. Более того, чтобы перейти в будущем к земледелию, человек должен был иметь сложившийся вкус к продуктам питания растительного происхождения.

Растительная пища была незаменима для первобытного человека. Древними медиками и философами написано немало трудов об отдельных видах растительной пищи. Основываясь на письменных свидетельствах более поздней эпохи и сохранившейся практике употребления некоторых видов диких растений, можно сказать, что растительная пища была разнообразная.

Например, древние авторы свидетельствуют о пользе и широком применении в тот период желудей. Так, Плутарх превозносит достоинства дуба, утверждая, что «из всех диких деревьев дуб приносит лучшие плоды». Из его желудей не только пекли хлеб, но он также давал мед для питья.

Средневековый персидский врач Авиценна в своем трактате пишет и о целебных свойствах желудей, помогающих при различных заболеваниях, в частности при болезнях желудка, кровотечении, как средство от различных ядов. Он отмечает, что есть «люди, которые привыкли питаться желудями, и даже приготавливают из них хлеб, который им не вредит, и получают от этого пользу».

В качестве главных достоинств древние античные авторы упоминают также арбуту, или земляничник. Это растение, плоды которых отчасти напоминают ягоды земляники. Еще одно теплолюбивое дикорастущее растение, известное с древнейших времен, — лотос. Корень этого растения, круглый, величиной с яблоко, также съедобен.

С пылу с жару

Также необходимостью для человека стало открытие новых способов приготовления — «кулинарии», если можно применить это слово к человеку эпохи палеолита. Как следствие, пища стала более сытной и обильной. Появилась возможность съедать все части животного, которые раньше выбрасывались, то есть люди стали более рационально использовать результаты добычи.

Относительно способов приготовления еды достаточно археологических и поздних этнографических данных для восстановления объективной картины:

  • простое поджаривание мяса на открытом огне;
  • запекание мяса в золе;
  • запекание мяса на углях, в шкурах, в листьях, глине, в собственном панцире;
  • приготовление пищи на раскаленных углях;
  • приготовление мяса, зажав его между раскаленными камнями;
  • приготовление пищи в посуде, сделанной из шкур животных, частей их тела (например, желудка, желчного и мочевого пузыря), выдолбленных из дерева углублений, сплетенных из разных частей растений — коры, стеблей, ветвей сосудов, естественных сосудов — раковины, черепа, рога.

Данные археологии указывают на наличие различных типов печей для готовки пищи в эпоху позднего палеолита:

  • приготовление пищи в выкопанных углублениях в земле, где сверху разводился огонь;
  • приготовлении пищи в ямах, выкопанных в земле, где сначала разводили огонь и после прогорания костра золу разгребали к стенкам, а на освобожденное дно выкладывали пищу для приготовления;
  • ямы — печи, обставленные камнями.

Топливом для костров нередко служили кости самих животных, особенно в зимнее время, когда в холодных регионах достать дерево было сложней, а также в тех регионах, где наблюдался недостаток дерева.

Сознательное преобразование пищи, помимо физиологической пользы от лучшего усвоения питательных веществ, сказалось и на физическом развитии человека, а это не могло не привести к появлению вкуса к пище, стремлению ее разнообразить для получения удовольствия.

Социальная функция еды

Что ели люди каменного века, из чего состояла их пища, как они ее готовили и хранили? К сожалению, исследователи глубокой древности мало уделяли внимания таким важным вопросам. Однако эти направления видятся чрезвычайно важными.

Социальная функция еды представляется ключевой для понимания процесса становления древних обществ, в которые уходят корнями многие традиции и ритуалы значительно более позднего времени, вплоть до современности. Понять их, не обратившись к истокам, чрезвычайно трудно.

Направления, раскрывающие тему потребления пищи древним человеком, можно разделить на три группы. Первая, наиболее простая, связана с тем, что ели первобытные люди. Вторая и третья более сложные: как готовили и как сохраняли пищу древние люди. Именно об этих трех направлениях далее пойдет речь.

Список использованной литературы

Козловская М. В. Феномен питания в эволюции и истории человека, М., 2002. — 30 с.

Козлов А. И. Пища людей, Фрязино, 2005.

Добровольская М. В. Человек и его пища, М., 2005.

Колпаков Е. М. Питание древнего населения Европейской Арктики // В сб.: Научно-практическая конференция. Питание и интеллект. Сборник трудов. — СПб. — 2022. — с. 29–33.

Технологии на века

Другой весьма распространенный способ сохранения продуктов, доставшийся нам от наших предков, — заморозка.

В древности занимались и консервированием продуктов питания: существовали ямы вокруг древних жилищ, которые могли использоваться и как своеобразные герметические контейнеры — «консервы».

Широко применялись другие известные нам способы обработки продуктов — сушение и вяленье мяса, рыбы и растений.

Все упомянутые выше способы приготовления пищи: на огне, в подобиях печей, в вырытых в земле ямах и др. — довольно-таки просты, не требуют особых сосудов.

Трезвость – национальная русская традиция!

Источник

Эволюция рациона

Достаточно долгий период древний человек питался плодами, листьями и зернами. Подтверждение его вегетарианства находят в остатках зубов древних людей и в некоторых косвенных свидетельствах, например, об отсутствии больших коллективов древних людей, необходимых для охоты на животных.

Затем изменения в климате привели к сокращению растительной пищи, и человек вынужденно стал питаться мясом, которое в палеолитическую эпоху составило основу его питания. Ну и наконец, изменения климата после отступления последнего ледника привели к тому, что рацион человека значительно разнообразился — мясная и растительная пища дополнилась морепродуктами, рыбой.

Предлагаем рассмотреть ключевые моменты в формировании рациона древнего человека с того момента, когда растительной пищи ему стало недостаточно.

Охота на мамонта

Чаще всего люди следовали законам логики и практики — добывали пищу и ели то, что водилось и находилось рядом, близко от места обитания — «жилья». Известно, что древние люди старались селиться вблизи мест, удобных для поиска пищи, например около водоемов, где собирались стада животных. Считается, что мамонты были одним из важнейших источников питания древнего человека. Мамонт в пищевом плане привлекал человека массой мяса и жира, последний, скорее всего, был незаменим для древнего человека. С начала таяния ледника, который окончательно отступил в 10-м тысячелетии до нашей эры, в мясном рационе древнего человека происходят частичные изменения. Климат становится мягче, и там, где отступил ледник, появляются новые леса, пышная растительность. Меняется и животный мир. Исчезают крупные животные предшествующих эпох — мамонты, шерстистые носороги, некоторые виды овцебыка, саблезубые кошачьи, пещерный медведь и другие виды животных больших размеров. К сведению, российские ученые в настоящее время не оставляют надежду клонировать древнего представителя семейства слоновых. Был создан проект «Возрождение мамонта» — это совместное детище Якутского НИИ прикладной экологии Севера Северо-Восточного федерального университета и корейского фонда биотехнологических технологий Soom Biotech.

Оставьте комментарий