Ремонт лобзика Диолд ПЛЭ-1-05. Опыт эксплуатации

Ремонт лобзика Диолд ПЛЭ-1-05. Опыт эксплуатации

Устройство электролобзика – механическая часть

Электрическая часть лобзика выглядит следующим образом:

  1. Обмотка статора электродвигателя
  2. Выводы медной обмотки
  3. Пластинки роторного коллектора
  4. Ротор
  5. Щеткодержатель с графитовой щеткой
  6. Статор (сердечник из электротехнической стали).

Как можно заметить, в инструменте применен коллекторный электрический двигатель, основными элементами которого являются: статор, ротор, угольные щетки. Статор выполнен из электротехнической стали и имеет прямоугольную форму с пазами, в которых располагаются статорные обмотки. Статорных обмотки две – располагаются они друг напротив друга.

Ротор двигателя являет собой вал (располагается внутри статора) со специальными канавками, в которых размещаются так называемые якорные обмотки. От данных обмоток выходят выводы, соединяемые с коллекторными пластинами. Сам коллектор запрессован на конце вала ротора.

В процессе работы электродвигателя по коллекторным пластинам двигаются графитовые подпружиненные щетки. Благодаря последним электрическое напряжение подается на обмотки якоря. К слову, при ремонте любого электроинструмента, на состояние щеток обращается первоочередное внимание.

Последнее, что следует рассмотреть в устройстве электролобзика и его электрической части – кнопка и конденсатор. Кнопка лобзика достаточно сложный по функциональности элемент. С ее помощью подается напряжение на двигатель и регулируется частота вращения вала якоря. Регулировка скорости вращения вала осуществляется посредством реостата, встроенного в кнопку. Другими словами за счет реостатной кнопки пользователь может вручную ускорить или замедлить передвижение режущей пилки.

Что касается конденсатора. Основное предназначение данного элемента – снятие остаточного напряжения с обмоток после отключения электролобзика. Кроме этого конденсатор сглаживает пульсации, возникающие в электросети вследствие работы инструмента.

С электрической частью разобрались, переходим к рассмотрению механической составляющей.

Механическая часть лобзика представлена четырьмя элементами:

  1. Движущимся штоком;
  2. Редуктором;
  3. Вентилятором;
  4. Крепежом режущей пилки.

Основным механическим узлом инструмента является редуктор. За счет редуктора обеспечивается необходимое движущее усилие. Если говорить «механическим» языком: основное предназначение редуктора – уменьшение оборотов двигателя для повышения величины крутящего момента. В большинстве современных электролобзиков используется шестеренчатый редуктор, имеющий одну передачу. Хотя встречаются и модели с несколькими передачами – например, с двумя.

Необходимо отметить, современный рынок предлагает модели лобзиков с маятниковым ходом (например, электролобзик Макита 4329), благодаря которому улучшается соприкосновение пилки с обрабатываемым материалом, а соответственно ускоряется процесс распиливания. Механическая часть таких инструментов гораздо сложнее той, которую рассматриваем мы.

Настал момент рассмотрения принципа работы инструмента. Чего-либо сверхъестественного здесь нет – достаточно «вникнуть» в устройство электролобзика. Итак, электродвигатель вырабатывает механическую энергию, которая передается через редуктор на шток с пилкой. Шток, двигаясь вниз/вверх перемещает соответственно и пилку лобзика.

Надеюсь, статья получилась понятной и исчерпывающей. Если же у вас остались вопросы, касающиеся устройства электролобзика, можете задавать их в формате комментариев.

Автор – Антон Писарев

Конструкция электролобзиков разных фирм мало отличается. Состоит он из корпуса, подошвы, пильного полотна, механизма режущего инструмента, редуктора и электродвигателя, приводящего в движение рабочий орган инструмента.

Различие в моделях того или иного изготовителя заключается в конструктивных особенностях некоторых узлов. Закономерно то, что неисправности и причины их возникновения тоже идентичны.

Знание наиболее часто встречающихся отказов электроинструмента и профилактических мер по их предупреждению поможет и начинающему мастеру, и опытному профессионалу.

Среди характерных выходов из строя лобзиков с электрическим приводом можно выделить:

  1. Кривизна пиления.
  2. Изменение формы или разрушение опорного ролика.
  3. Поломка узла крепления режущего инструмента.
  4. Повреждение зубчатых колес редуктора.
  5. Разрушение или искривление опорного штока.
  6. Поломка зубьев на цанге лобзика.
  7. Досрочное изнашивание червячной передачи якоря.
Дополнительно:  Электролобзик ( лобзик ) bort bps 600 разбираем, смотрим, чистим. электроинструмент

Стоит обратить внимание на электролобзик Интерскол отечественного производства. Его выпускают в Ижевске. Для бытового пользования это вполне приемлемый вариант. У него много положительных качеств, и самым впечатляющим является невысокая стоимость. Но есть и недостатки.

Это кривизна пиления. В чем заключается проблема, и можно ли от нее избавиться? Виной всему стало быстросъемное крепление пилки. Дело в том, что оно рассчитано на пильное полотно максимальной толщины. Весь режущий инструмент меньшей толщины в креплении просто болтается.

Как выйти из сложившейся ситуации? Нужно заменить быстросъемное крепление на простой девайс с обычными болтами. Сделать его несложно. Нужно взять квадратной прут, отрезать две заготовки, просверлить в них отверстия и соединить двумя болтами М5 с гайками. Процедура крепления пильного полотна несколько усложнится, но инструмент будет давать ровный рез.

Кроме этого, можно доработать саму конструкцию инструмента и ограничить движение пилки в поперечной плоскости.

Для этого нужно:

  • взять листовой алюминий и вырезать пластину по размеру подошвы электролобзика;
  • в передней части заготовки необходимо сделать вырез по размеру рабочей зоны режущего инструмента. Все кромки обработать напильником, на внутренних продольных кромках выреза сделать скосы;
  • из оргстекла нужно вырезать пластину по размеру рабочей зоны пильного полотна. Обработать все острые кромки напильником, а на наружных продольных кромках сделать обратные скосы;
  • алюминиевую пластину необходимо разметить под ее монтаж на подошву электролобзика. Просверлить отверстия и сделать фаски под установку винтов крепления с потайной головкой;
  • кусочек оргстекла нужно вставить в алюминиевую пластину, предварительно сделав распил по месту его положения.

Теперь при работе пильное полотно будет ограничиваться в поперечном движении практически в зоне реза, что придаст ему еще большей прямолинейности.

Другим, не менее востребованным производителем отечественного электроинструмента, является смоленская компания Диолд. Электролобзики отличает низкая цена и довольно приличное качество. Для домашних работ это вполне подходящий бюджетный вариант.

В нем тоже есть моменты, которым стоит уделить внимание. Первое – это опорный ролик. Со временем, а это примерно год, он начинает терять круглую форму. Причина – материал ролика или технология его изготовления. Он обладает недостаточной твердостью.

Его ремонт заключается в замене. Все же лучше не изобретать велосипед, а приобрести оригинальный ролик от производителя или отнести инструмент в сервисный центр, особенно если он на гарантии.

Если такой вариант не подходит или невыполним, то можно реанимировать лобзик при помощи подручных средств. Для этого понадобится обычный болт М5 с гайкой. В данном случае болт будет служить осью, поэтому на нем нужно сточить резьбу, а гайка роликом, в ней по образующей необходимо прорезать паз по толщине пильного полотна.

Идеально это делать на токарном станке, но можно использовать и инструмент, который есть под рукой, например, дрель и диск угловой шлифмашинки. Диск нужно зажать в тиски, болт с гайкой – в дрель и нарезать паз. Вариант ремонта не идеальный, но имеет право на жизнь, так как проверен на практике.

Еще один нюанс в использовании электролобзика Диолд – попадание древесной пыли в кнопку пуска. Происходит это по причине отсутствия герметичности, и пыль, попадая внутрь кнопки, препятствует прохождению тока. Решением проблемы будет периодическая, не реже одного раза в год, чистка контактов.

Одним из лучших электролобзиков, представленных на мировом рынке, являются модели немецкой компании Метабо. В нем хорошо все. Большая мощность, алюминиевый корпус, устройство маятникового хода. К тому же, инструмент напичкан электроникой, позволяющей настраивать лобзик на индивидуальные программы для каждого вида реза. А рез просто идеальный и по качеству, и по прямолинейности. Электроинструмент Метабо – это лучший электролобзик на сегодняшний день.

Дополнительно:  Лобзики Bosch - купить лобзик Бош, цены и отзывы в интернет-магазине СИТИЛИНК

Но не вечный. Поломки случаются и здесь. Причины могут быть самые разные. Но как показала практика, слабым местом является механика. После значительных нагрузок, а в частности, пиления металла, она может выйти из строя.

Как правило, не выдерживает ось на кронштейне подшипника, рычаг и шток. Для восстановления инструмента все запчасти лучше приобрести оригинальные, а сборку выполнить в сервисном центре силами специалистов.

При самостоятельной сборке электролобзика Метабо нужно в обязательном порядке наносить на все трущиеся поверхности смазку Castrol LMX с добавлением пластичной смазки РиМЕТ в соотношении 3:1.

Рассмотрим еще один бюджетный вариант электролобзика – крымский Фиолент. Это вполне приемлемая модель и по цене, и по качеству. В эксплуатации электролобзика возникают две проблемы. Это возможный выход из строя штока в ходе некорректного обращения с инструментом и недостаточная или безграмотная смазка.

Замена штока

В первом случае, чтобы избежать данной поломки, достаточно внимательно и аккуратно обращаться с инструментом. Но если все же это произошло, придется выполнить замену поврежденного штока. Для этого нужно:

  1. Убрать крышку корпуса, открутив 4 винта.
  2. Снять со штока шайбы прямоугольной формы и удерживающие направляющие.
  3. Выкрутить 4 болта и демонтировать крышку механизма. Под ней находится маховик и непосредственно шток.
  4. Открутить по 2 винта, снять нижний и верхний держатели штока. Последний с пружиной, поэтому нужно убирать его аккуратно.
  5. Демонтировать разрушенный шток с направляющими шайбами.
  6. Смазать маховик и эксцентрик специальной смазкой для редукторов.
  7. На новый шток надеть направляющие шайбы и установить на место.
  8. В нижней части штока закрепить держатель пильного полотна.
  9. Установить верхний и нижний держатель, прикрутить крышку механизма и поставить шайбы и удерживающие направляющие.
  10. Вставить режущий инструмент и провести тестирование лобзика на холостом ходу и под нагрузкой. Если проверка не выявила отклонений, установить крышку корпуса.

Смазка инструмента

Типичные отказы электроинструмента и меры их предупреждения

Электролобзик предназначен для выполнения черновых криволинейных резов, потому говорить об идеальности пиления не стоит. Хотя в моделях ручного инструмента от разных производителей этот показатель тоже разный. Пользуясь дешевыми моделями, на это особого внимания не обращают, и рез получается совершенно кривой. Бороться с этим нужно в сервисных центрах, но можно попробовать избавиться от кривизны в домашних условиях.

Опорный ролик может сломаться при использовании пильных полотен плохого качества или затупленного инструмента. Применение режущего инструмента в несоответствующем режиме нагрузки. Результатом может стать заклинивание или распил опорного ролика.

Во избежание такой проблемы, нужно пользоваться хорошо заточенными режущими полотнами допустимого качества, соблюдая оптимальные режимы резания и следуя рекомендациям завода-изготовителя.

Как правило, узлом безинструментальной фиксации пильного полотна оснащаются почти все модели электролобзиков. Это упрощает процесс смены режущего инструмента. Но эксплуатация механизма в условиях постоянной запыленности приводит к попаданию в него древесной стружки, а это приводит к выходу устройства из строя.

С целью исключения поломки узла, его необходимо постоянно очищать от пыли и смазывать специальным составом типа WD-40. В процессе эксплуатации необходимо использовать пылесос, подключая его к инструменту.

Дополнительно:  Как вырезать из фанеры лобзиком своими руками: чертежи, схемы, инструкция

Выход из строя элементов редуктора является следствием попадания через вентиляционные отверстия древесной пыли. Здесь, как и в предыдущем случае, не обойтись без пылесборника.

Поломка или изгиб опорного штока происходит в процессе неаккуратного использования электроинструмента. Это может случиться при его падении или ненамеренном столкновении корпуса электролобзика, непосредственно опорного штока с выступающими элементами обрабатываемых поверхностей.

Разрушение зуба на цанге лобзика с электрическим приводом может произойти только по вине исполнителя. К этому приводит попытка затянуть по невнимательности не до конца вставленное режущее полотно.

Червячная передача якоря не прослужит долго, если начинать процесс резания до выхода двигателя инструмента на оптимальную мощность. Чтобы продлить срок службы механизма, не стоит начинать работу до достижения полных оборотов двигателя.

Смазка инструмента

Смазать нужно все сопрягаемые детали и узлы. Для этого нужно разобрать электролобзик. Но если в первом случае вы, к примеру, ограничились только демонтажем штока, то теперь разбираем инструмент полностью и перемазываем все трущиеся поверхности деталей.

Для смазки производитель предлагает Литол 24, но он в редукторе электролобзика работать не будет, ввиду своей густой консистенции, поэтому его, как правило, смазывают маслами. Можно соединить Литол 24 с графитосодержащей смазкой Феол 2У в соотношении 3:1.

Однако следует учесть, что теперь текучесть смазочной смеси выше, и после некоторой наработки она начнет попадать в ротор двигателя. Причиной тому является левосторонняя передача. При вращении ротора смазочная смесь захватывается зубьями и как по шнеку подается к ротору. Маслоотбойник, установленный внутри корпуса электродвигателя, не выполняет своих функций.

Чтобы избежать этой проблемы, необходимо сделать некоторую доработку. А точнее, поставить маслоотбойник не внутри, а снаружи корпуса электродвигателя. При этом, чтобы улитка маслоотбойника работала и отбрасывала масло, ее переворачивают.

Еще один нюанс. Диаметр посадочного отверстия Ø 9 мм, а диаметр наружной части маслоотбойника Ø 9,2 мм – он идеально перекроет проход для смазочной смеси. Но при его установке нужно приложить определенное усилие и насадку в виде трубы подходящего размера.

Кроме этого, на задний подшипник якоря целесообразно установить пылезащитную шайбу. Она убережет его от древесной пыли и продлит срок службы.

После этого необходимо собрать смазанный лобзик и протестировать его на работоспособность. После наработки 10 часов нужно проверить инструмент на предмет попадания смазки в корпус электродвигателя. Если все сделано верно, то такая опция исключена.

Электролобзик Метабо: идеальный по качеству, но сложный в ремонте

Следует отметить, что инструмент компании Bosch практически не ломается, но есть некоторые нюансы, которые появляются в ходе длительной эксплуатации. Например, износ щеток электродвигателя, выход со строя регулятора оборотов или устройства крепления пильного полотна. Бывают аварии и посложнее, выход со строя штока или якоря, но это, скорее, от некорректного обращения.

Как и в случае с Метабо, электролобзики Bosch лучше ремонтировать в сервисных центрах. Там установят оригинальные запчасти и дадут гарантию на выполненный ремонт. Но это дорогое удовольствие.

Ознакомившись со статьей, пользователь получил теоретические знания об отказах в работе электролобзиков. Теперь в случае поломки он сможет определить причину и принять правильное решение, а может, даже выполнить мелкий ремонт.

Оставьте комментарий

Adblock
detector