Магний и пиридоксин как основы нутрициального подхода к патогенетической терапии детей с синдромом дефицита внимания c гиперактивностью

Магний и пиридоксин как основы нутрициального подхода к патогенетической терапии детей с синдромом дефицита внимания c гиперактивностью

В чем разница между активностью и гиперактивностью?

Здоровый малыш дошкольного возраста – это активный ребенок. Он любит бегать, прыгать, играть в подвижные игры, петь и танцевать, задает множество вопросов обо всем на свете, разбрасывает игрушки и так далее. Как отличить высокий уровень активности от гиперактивности и перевозбудимости?

Активный ребенок ведет себя так не всегда и не везде. Если малыш заинтересовался чем-то (например, книгой или игрой), он может спокойно заниматься своими делами. В присутствии малознакомых людей или в новой обстановке ребенок обычно не такой непоседливый, как дома.

Гиперактивный ребенок, напротив, ведет себя одинаково активно в любых ситуациях: дома, в детском саду, в гостях, и даже на приеме у врача. Причем навязчивая подвижность не имеет под собой какой-либо цели. На гиперактивного ребенка не действуют уговоры, просьбы, наказания и другие воспитательные меры, так как гиперактивный малыш просто не может контролировать свое поведение.

Гиперактивность часто рассматривается исключительно как характеристика поведения ребенка, однако нужно понимать, что внешние проявления являются следствием перевозбуждения нервной системы малыша. Диагноз СДВГ может поставить только врач.

Занятия с психологом

В основе уроков психотерапии лежит тренировка памяти и развитие внимательности. Психолог также использует методики по снижению тревожности. Если у малыша наблюдаются дефекты речи, проводятся логопедические занятия. Вместе с тем развиваются коммуникативные навыки и нивелируется конфликтность.

Родителям рекомендуется посещать такие занятия вместе с ребёнком. Нередко мама и папа «обзаводятся» раздражительностью и депрессивными состояниями, не сумев самостоятельно справиться с проблемой. Партнерские занятия помогают родителям выбрать правильную модель поведения и устранить собственные ошибки в воспитательном процессе.

Во время уроков с психологом родители поймут, что запреты в случае с СДВГ не действуют, а лишь усугубляют ситуацию. В отношения мамы и ребёнка привносится доверие. Специалист также поможет подобрать тип физических нагрузок.

Игры с гиперактивными детьми

  1. Игры для развития внимания

  • «Лови – не лови». Самой известной игрой из этой категории является «Съедобное – несъедобное». Ведущий бросает ребенку мяч и называет слово. Если это слово обозначает съедобный предмет, малыш должен поймать мячик, а если несъедобный – то отбить его. По аналогии с этим можно придумать множество различных игр, которые будут интересны именно Вашему ребенку (например, «Транспорт – не транспорт», «Живое – неживое», «Опасно – неопасно» и так далее).

  • «Следопыты». Выберите небольшую игрушку и спрячьте ее в комнате, но так, чтобы ее можно было заметить. Чтобы найти нужный предмет, малышу необходимо быть внимательным и не отвлекаться на другие вещи.

  • «Ушки на макушке» – это игра, направленная на развитие слухового внимания. Ее суть заключается в том, чтобы услышать, в каких из названных слов есть определенный звук. Например, договоритесь, что вы будете произносить слова, а ребенок должен хлопать в ладоши каждый раз, когда услышит звук «р».

  1. Игры для развития самоконтроля

  • «Замри». Включите динамичную веселую музыку и предложите малышу потанцевать. Как только вы нажимаете на паузу, ребенок должен замереть на месте.

  • «Жди сигнала». Это словесная игра-беседа. Ее суть заключается в том, что взрослый задает малышу разнообразные вопросы, а ребенок может начинать отвечать на них только после определенного сигнала (например, когда вы дотронетесь рукой до уха или сложите руки на груди).

  • «Молчу – шепчу – кричу». Задача ребенка в этой игре – выполнять все действия, ориентируясь на знак, который ему показывает взрослый. Договоритесь с крохой об условных обозначениях: к примеру, жест сна – малыш должен молчать и не двигаться, палец у губ – говорить тихо и двигаться медленно, руки вверх – можно кричать, бегать и прыгать.

  1. Игры для снятия эмоционального и мышечного напряжения

  • «Рисуем пальчиком». Попросите ребенка принять расслабленную позу и закрыть глаза. На его спине или ладони Вы можете пальцем «рисовать» различные фигуры, цифры, буквы и другие схематичные изображения. Малыш должен догадаться, что Вы нарисовали.

  • «Ветер – ветерок». Вместе с крохой изобразите руками сильный ветер и слабый ветерок. Делать это можно под классическую музыку в зависимости от ее темпа.

  • «Мыльный пузырь». В этой игре взрослый делает вид, как будто он надувает мыльный пузырь, а ребенок «летает» по комнате как пузырик. После команды «лопнул», малыш должен лечь на пол.

Как проявляется синдром у взрослых

сдвг у взрослых

Чаще всего взрослые люди обнаруживают у себя признаки СДВГ в тот момент, когда этот диагноз ставится их детям. Тогда они понимают, что депрессии, беспокойство и отсутствие концентрации внимания связаны именно с этим расстройством.

Для взрослых пациентов наиболее характерными будут такие СДВГ симптомы:

  • одним из основных симптомов СДВГ является неустойчивость внимания, но у взрослых людей он проявляется не во всех сферах. Больному сложно концентрироваться на выполнении рутинных делах. Он будет забывать вовремя оплачивать счета, принимать лекарственные препараты, производить уборку в доме и т.д. Но если речь зайдет о чем-то новом и необычном, то человек с СДВГ способен к концентрации. Фильмы ужасов, рискованные виды деятельности и склонность к созданию конфликтных ситуаций – все это перенасыщено стимулирующими факторами, заставляющими концентрировать внимание, даже если обычно с этим возникают сложности. Кроме того, люди, имеющие СДВГ симптомы, способны концентрироваться на личных проблемах, особенно в период снижения настроения;
  • СДВГ симптомы включают в себя рассеянность. Больной человек не способен отключиться от несущественных вещей. Если присутствует раздражающий фактор, то все мысли и разговоры такого человека будут крутиться вокруг него. Маленькому ребенку сложно справиться с этим симптомом, но, взрослея, человек учится жить с этим. Они обрезают все ярлычки на одежде, так как у них повышена тактильная чувствительность. Приобретают вещи точно по размеру, в противном случае они находятся в постоянном дискомфорте. Для того, чтобы уснуть, они используют некий белый шум. Такая звуковая завеса позволяет абстрагироваться от других звуков и заснуть. Многие пациенты, особенно женщины, не могут концентрироваться во время секса, что не позволяет им достигать оргазма;
  • люди, имеющие симптомы СДВГ, не организованны. Практически всегда их окружает беспорядок, в их комнатах разбросаны вещи, на рабочем столе хаос, в чуланах сложно найти нужную вещь. Кроме того, больные в больших количествах поглощают кофе и курят, потому что кофеин и никотин являются мощнейшими стимуляторами для них;
  • перечисляя СДВГ симптомы, необходимо упомянуть практически полное отсутствие внутреннего контроля. Люди, страдающие этим расстройством, не задумываются прежде, чем что-то сказать, поэтому у них часто возникают проблемы с окружающими людьми. Они не могут ставить перед собой долгосрочные цели, важные дела оказываются отложенными на последний момент.
Сейчас читают:  Выпиливание лобзиком из фанеры: чертежи и трафареты

Если у взрослого человека будут проявляться описанные выше симптомы СДВГ, то у него возникнут трудности с личной жизнью и трудоустройством. Данное расстройство приводит к появлению хронической забывчивости, постоянным опозданиям, невозможности контролировать вспышки гнева и импульсивности.

Диагностика СДВГ у взрослых более сложная, чем у детей. Врач должен произвести оценку поведения пациента в детстве и во взрослой жизни. Если будут обнаружены одинаковые СДВГ симптомы, то можно говорить о наличии расстройства. В качестве диагностических методов используется беседа с членами семьи и близкими людьми пациента, психологическое тестирование и полное медицинское обследование.

Если вы обнаружили вышеописанные симптомы у себя или своего ребенка, обязательно обратитесь за помощью к специалистам. Это расстройство является постоянным, его невозможно полностью вылечить, но при своевременной терапии удается заметно снизить выраженность проявлений расстройства и улучшить качество жизни больного человека.

Куда обращаться родителям

Если родители обнаружили хотя бы несколько признаков гиперактивности, следует обратиться за консультацией к специалисту. Вопросами развития нервной системы занимается детский невролог и психиатр. Начать обследование можно с визита к детскому психологу.

Диагноз СДВГ подтверждается либо опровергается на основе предоставленных родителями данных:

  • Поведение ребёнка в коллективе.
  • Любимые игры и характер забав.
  • Соответствие умственного и речевого развития возрасту.
  • Характер сна, пищевого поведения и дневной активности.
  • Наличие или отсутствие двигательной расторможенности.

Помимо этой информации, специалист предлагает ребёнку пройти ряд психологических тестов. Может быть назначено обследование МРТ, ЭЭГ (Электроэнцефалография) и другие виды диагностики.

Лекарственные препараты

Любопытно, что ряд специалистов в области медицины отрицают существование такого синдрома, как гиперактивность. Некоторые медики объясняют поведение ребёнка особенностями темперамента, поэтому и лечить СДВГ у детей не нужно.

Некоторые специалисты утверждают, что СДВГ возникает в результате внутреннего протеста ребёнка против неправильного обращения. Жесткие рамки воспитания, нездоровая обстановка в семье или внезапный стресс могут спровоцировать повышение активности.

Однако в некоторых случаях медикаментозное лечение все же практикуется. В основе его лежит психостимулирующая терапия. Применяются также ноотропные средства и седативные препараты. Успокаивающие и другие лекарства должен назначать специалист. Он же подбирает и дозировку.

Поскольку медикаментозная терапия назначается на длительное время, химические препараты периодически заменяют натуральными средствами. Среди народных методов лечения СДВГ стоит отметить травяные чаи, настои валерианы, мелиссы и мяты. Седативные настои применяются в период отдыха ребёнка. Эффективны также ванны на основе травяных сборов.

Лечение при сдвг

При лечении используются медикаментозные средства, проводится психотерапия для коррекции поведения ребенка. Назначается специальная диета. Гиперактивному ребенку не рекомендуется пить крепкий чай или кофе, употреблять шоколад, а также острую пищу. Подростков следует ограждать от употребления пива и других спиртных напитков.

Назначаются такие медикаментозные препараты, как Церебролизин, Пантогам, Кортексин, Метилфенидат, Пирацетам. Их действие направлено на улучшение обмена веществ и питания мозга, повышение устойчивости нервных клеток к воздействию негативных факторов.

Благодаря использованию этих препаратов у пациента, страдающего синдромом дефицита внимания и гиперактивности, улучшается память, активизируются умственные способности, повышается настроение. Такие препараты употребляются только по назначению врача и в строго индивидуальных дозах.

Назначаются также успокаивающие средства, в том числе и народные (настои мяты, женьшеня, сосновых почек, валерианы, пустырника, зверобоя). Кроме психотерапии, благотворное действие на нервную систему детей оказывает массаж головы, а также шеи в области воротниковой зоны, лечебная физкультура, прогулки на свежем воздухе.

Последствия сдвг

Неспособность к нормальному восприятию нового материала, задержка развития речи и умственного развития приводят к тому, что ребенок плохо учится, не имеет элементарных навыков чтения, письма, выполнения простых заданий. Непредсказуемое поведение делает его изгоем среди сверстников.

Из-за отсутствия естественного чувства страха и неспособности контролировать свои действия гиперактивные дети чаще попадают в опасные ситуации, получают травмы. Подросток может совершить преступление, так как у него прогрессируют такие черты характера, как хитрость и жестокость. Появляется склонность к курению, алкоголизму, приему наркотиков.

Если уголовных наклонностей у взрослого человека с таким отклонением нет, то предположить наличие у него СДВГ можно, если он склонен к конфликтам, резким вспышкам гнева, пренебрегает данными обещаниями, не способен выслушать собеседника.

Причины возникновения сдвг

СДВГ возникает у детей в результате нарушения функций нервной системы и связано с нехваткой дофамина (гормона, отвечающего за психоэмоциональность человека) и норадреналина (гормона, регулирующего агрессивность). Причинами синдрома являются:

  1. Наследственность. Как правило, подобные особенности поведения имеются у кого-либо из кровных родственников ребенка.
  2. Особенности развития лобных долей головного мозга, нарушение активности нейронов определенной группы.
  3. Отклонения в развитии центральной нервной системы у плода (перинатальная энцефалопатия). Другими проявлениями такой патологии могут быть слабый мышечный тонус, неконтролируемое мочеиспускание (энурез) и опорожнение кишечника, судорожный синдром.
  4. Осложнения, возникшие во время беременности и родов у матери. К ним относятся инфекционные заболевания женщины, существование угрозы выкидыша, сильные переживания, прием медикаментов для сохранения беременности и стимуляции родов, курение, употребление алкоголя в период вынашивания плода. Преждевременные роды, обвитие плода пуповиной, гипоксия мозга, стремительные или затяжные роды, осуществление кесарева сечения повышают риск возникновения СДВГ у ребенка.
  5. Травмы и заболевания головного мозга, перенесенные детьми в младшем возрасте.
  6. Проживание беременной матери в экологически вредных условиях, употребление ею, а впоследствии и ребенком, продуктов, содержащих вредные добавки.
Сейчас читают:  Установка лобзика

Примечание: Проблемы в семье (частые ссоры и скандалы, неполная семья, недостаток внимания к ребенку, чересчур строгое воспитание, физические наказания, алкоголизм родителей) являются факторами, провоцирующими возникновение синдрома гиперактивности у детей. Большой психологической травмой является для ребенка вынужденное расставание с отцом, бросившим семью.

Проявления синдрома у школьника

Поскольку умственное отставание от сверстников прогрессирует, у школьника, страдающего СДВГ, появляется еще больше проблем в учебе и общении с людьми. Проявления болезни могут стать опасными. Любит драться не только в школе, но и нападает на мать, отца, бабушку с дедушкой. Может ударить учителя или врача, отличается жестокостью, склонен к садизму.

Вскакивает и ходит по классу во время урока, не терпит замечаний, не реагирует на них. Не желая учиться сам, мешает другим детям, подбивает их к неповиновению учителю, запугивает, срывает уроки.

Ребенок болтлив, но не способен к диалогу, не «слышит» слов окружающих, перебивает и проявляет излишнюю эмоциональность. Не дослушав вопроса, бездумно выкрикивает ответ. Если поведение маленького ребенка еще может вызывать недоумение, а диагноз СДВГ способен поставить только врач, то у школьника подобные симптомы явно говорят о неврологической патологии, и диагноз сомнений не вызывает.

В зависимости от типа СДВГ, возникающего у детей, признаки заболевания отличаются: преобладает либо умственное отставание (дефицит внимательности), либо физическая сверхактивность. При смешанной форме заболевания наблюдается и то, и другое.

Симптомы сдвг у дошкольника

Если со временем повышенная возбудимость не исчезает, то о развитии СДВГ у малыша-дошкольника говорят следующие особенности поведения:

  1. Постоянные телодвижения (вскакивает во время еды, размахивает конечностями, крутит головой).
  2. Невозможность сосредоточить внимание и проявить терпение во время игры.
  3. Стремление ломать и разбрасывать игрушки. У ребенка нет любимой игрушки, так как он не способен привязаться ни к одной из них, не получает удовольствия от спокойных занятий.
  4. Он не любит, когда ему читают или что-то рассказывают, без конца перебивает взрослых, отвлекается, подбегая к окну, пытается делать несколько дел одновременно, ему быстро все надоедает.
  5. Поскольку мозг не контролирует его движения, он может ненароком толкнуть окружающих, что-либо сломать, причинить боль другому ребенку.

Несмотря на то что у малыша имеются способности к обучению, наблюдается отставание в его интеллектуальном развитии из-за плохой памяти, отсутствия интереса к познавательным занятиям и играм. Часто такой ребенок поздно начинает говорить, неправильно произносит слова.

Нередко проявляются и физические недуги невротического происхождения (тики, внезапные судороги, беспричинное вскрикивание, частое моргание, а также непроизвольное мочеиспускание и дефекация). У такого ребенка наблюдается повышенный расход энергии в организме, поэтому он худеет, часто страдает от простудных заболеваний из-за низкого иммунитета.

Синдром непросто диагностировать, и зачастую консультации только с терапевтом или педиатром недостаточно.

Как правило, необходим консилиум специалистов из разных областей медицины и психологии. СДВГ требует комплексного лечения: это и приём медикаментов, и работа с нейропсихологом, и физиотерапия, и, возможно, психотерапия. Только такой подход позволит не просто снять основные симптомы, но и решить проблемы, ставшие причиной возникновения СДВГ.

Гиперактивные дети: в чём причина?

Теперь давайте поговорим о тех проявлениях, которые общепринято называть «гиперактивностью» в тех случаях, когда это не медицинский диагноз. 

Мы являемся в этот мир крайне незрелыми существами. Наш мозг развивается долгие и долгие годы, прежде чем мы станем зрелыми, осознанными, ответственными личностями. В этом и заключается смысл взросления и развития. Период детства у человека самый долгий из всех живых существ. Это необходимо, чтобы незрелый человеческий мозг развивался постепенно в определённом темпе.

Различные области мозга созревают в разное время. Префронтальная кора, которая отвечает за абстрактное мышление, умение мыслить рационально, способность сдерживать нежелательные действия и мысли, сосредоточение внимания, умение предугадать последствия своих поступков, окончательно развивается лишь к 25 годам.

Поэтому недостаток зрелости префронтальной коры является причиной детской импульсивности, непредсказуемости, излишней подвижности и активности. Это нормально! Это соответствует задуманному природой плану познания окружающего мира маленькими человечками.

Да, это сложно для нас, родителей. Да, за детьми нужен глаз да глаз, чтобы они не «напознавали» проблем на свою голову. Да, иногда так хочется отдохнуть от шума и гама. Да, детская непосредственность порой ставит нас в неловкое положение. Но мы, взрослые, созданы на этой планете такими сильными, зрелыми и мудрыми, чтобы заботиться о своём потомстве.

Можно ли снизить градус активности?

Сейчас читают:  ФИГУРКИ ИЗ ФАНЕРЫ ДЛЯ УКРАШЕНИЯ УЧАСТКА!

Вполне. Для этого нужно соблюдать несколько важных, но несложных правил:

Советы для родителей

Поскольку медикаментозное лечение СДВГ у детей используется редко, медики советуют пересмотреть атмосферу, в которой воспитывается данный ребёнок. Нередко корень проблемы кроется именно в несоответствии выбранной родителями модели поведения темпераменту ребёнка. Советы для родителей:

  1. Отношения родителя и ребёнка должны строиться на взаимопонимании. Доверие станет ключом к внутреннему миру гиперактивного малыша.
  2. Обязательна организация режима дня и соблюдение распорядка.
  3. Помимо периода бодрствования, коррекции подлежит и время сна. Ложиться и просыпаться ребёнок должен в одно и то же время, независимо от того, будни это или выходные.
  4. Рацион малыша составляют из натуральной, полезной пищи и максимально питательных продуктов.
  5. Особое внимание уделяется запретам. Врождённая любознательность должна быть удовлетворена, поэтому запрещать крохе можно лишь то, что действительно угрожает её безопасности. В основе общения не должны лежать приказы. Родителям следует использовать просьбы, но не команды. Это избавит ребёнка от желания протестовать.
  6. Следует проявлять максимум понимания, заботы и любви. Ребёнок не должен быть свидетелем конфликтов.
  7. Он должен получать небольшие поручения. Выполнять их вместо него запрещается. Обязанности помогут воспитать в юном члене семьи чувство ответственности.
  8. На время лечение стоит избегать посещения слишком людных мест. Также важно минимизировать просмотр телевизора и игры с гаджетами.
  9. Родители должны стать примером для чада, поэтому нервозность следует устранить и из собственного поведения ещё до того, как малыш начнёт лечиться.

Медики до сих пор спорят относительно синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей. Лечение этого заболевания заключается в психотерапевтическом подходе и весьма редко включает медикаментозное лечение.

Список использованной литературы

  1. ^ Krieger, Virginia, and Juan Antonio Amador-Campos. “Clinical presentations of attention-deficit/hyperactivity disorder (ADHD) in children and adolescents: comparison of neurocognitive performance.Child neuropsychology : a journal on normal and abnormal development in childhood and adolescence, 1-30. 30 Apr. 2021.
  2. ^ Asherson, Philip et al. “Differential diagnosis, comorbidity, and treatment of attention-deficit/hyperactivity disorder in relation to bipolar disorder or borderline personality disorder in adults.” Current medical research and opinion vol. 30,8 (2022).
  3. ^ Rocco, Ilaria et al. “Quality of life improvement in children with Attention-Deficit Hyperactivity Disorder reduces family’s strain: a structural equation model approach.” Child: care, health and development, 10.1111/cch.12874. 30 Apr. 2021.
  4. ^ Kiiski, Hanni et al. “Functional EEG connectivity is a neuromarker for adult attention deficit hyperactivity disorder symptoms.” Clinical neurophysiology : official journal of the International Federation of Clinical Neurophysiology vol. 131,1 (2020): 330-342.
  5. ^ Wong, Heng Chun, and Rashid Zaman. “Neurostimulation in Treating ADHD.” Psychiatria Danubina vol. 31,Suppl 3 (2022): 265-275.

Типы сдвг

Высококвалифицированные специалисты практикуют индивидуальный подход к лечению синдрома. Это связано, прежде всего, с тем, что для успешного выздоровления требуется устранить причины патологии. На сегодняшний день выявлено несколько типов данного расстройства, требующих разного подхода к проведению терапии:

  • классический вид связан с нарушениями в работе коры лобных долей. В этом случае будут проявляться классические СДВГ симптомы, это и неустойчивость внимания, и рассеянность, и дезориентация и т.д. Для достижения устойчивых результатов может быть применена медикаментозная терапия, способная повысить уровень дофамина в головном мозге. Пациентам рекомендуется снизить употребление в пищу простых углеводов, а продукты с высоким содержанием белка ввести в рацион;
  • невнимательный тип. Основные симптомы СДВГ будут дополнены склонностью зацикливаться на себе, упадком сил, отстраненностью и отсутствием мотивации. Данная разновидность расстройства обычно диагностируется в старшем возрасте, чаще встречается у девочек. Развитие невнимательного типа СДВГ обусловлено снижением мозговой активности в мозжечке и лобной коре;
  • синдром дефицита внимания с чрезмерной фиксацией. Классические СДВГ симптомы в этом случае сочетаются со склонностью зацикливаться на мыслях негативного содержания, навязчивым поведением. Больные с таким типом заболневания чрезмерно обидчивы и беспокойны, часто спорят и идут наперекор наставникам;
  • при нарушениях в работе височных долей СДВГ симптомы будут включать в себя повышенную вспыльчивость. Больной может испытывать чувство тревоги, его мучают головные боли и дискомфорт в области живота. Характерно появление мрачных мыслей, проблемы с памятью, затруднения при чтении текстов, а также неправильная интерпретация замечаний, обращенных к больному;
  • лимбический тип. Первичные СДВГ симптомы сопровождаются меланхолией, желанием оградиться от окружающих, пониженной самооценкой, расстройствами сна и отсутствием аппетита. Для лечения этого типа синдрома нельзя применять стимуляторы, так как они могут привести к развитию депрессии.

Также основные симптомы рсстройства могут сопровождать вспышки гнева и капризность, желание всегда быть в оппозиции и повышенная болтливость, гиперчувствительность к громким звукам и яркому свету, а также поспешность мышления.

Выводы

Многие дети дошкольного и младшего школьного возраста в глазах взрослых выглядят чересчур активными. Они постоянно находятся в движении, любят подвижные игры, не могут усидеть на месте. И это нормально, ведь активный малыш – это здоровый ребенок. Но некоторые дети не становятся спокойнее даже в незнакомой обстановке, их активность навязчива, она мешает им усваивать информацию и адаптироваться в группе сверстников.

Нервная система гиперактивных детей слишком возбудима и с трудом справляется с большим количеством раздражителей, в результате чего возникает невнимательность, импульсивность, неспособность контролировать поведение. Чтобы помочь гиперактивному ребенку справиться с трудностями, нужно выработать особой воспитательный подход к малышу, принимать его таким, какой он есть, и не ругать его за «плохое» поведение.

Оставьте комментарий

Adblock
detector