Ерулик: казахский обычай, который сближает соседей

Ерулик: казахский обычай, который сближает соседей

Кого и почему русский язык начал злить в казахстане

На фоне январских погромов в Казахстане в России вновь заговорили о русофобии в мятежной стране. Триггером, запустившим обсуждение обострявшегося до беспорядков в Алматы национализма, стало назначение на пост министра информации правительства Аскара Умарова, прослывшего ярым русофобом из-за своих шовинистских взглядов. Их, впрочем, поддерживали политические элиты страны, но неприязнь к русскому языку имеет и еще одну, глубинную причину. Свои наблюдения из Казахстана привезли журналисты URA.RU.

За русский побьют даже казаха

Официально декларируется, что январские события в Казахстане укрепили дружбу народов Казахстана и России. Ввод войск ОДКБ и огромная помощь России в частности простыми казахами была встречена с огромной благодарностью. Однако антирусские настроения в казахском обществе все же существуют. Они не бросаются в глаза сейчас, но на бытовом уровне не заметить разделение довольно сложно, говорят русские жители Казахстана.

В памяти многих еще жива прошлогодняя история с языковыми патрулями, когда несколько оголтелых казахских националистов заставляли русских граждан изъясняться лишь на казахском. При этом все это записывалось на видео и выкладывалось в интернет. После острого порицания явление быстро сошло на нет, но осадок в русскоязычном обществе остался.

По словам главного редактора издания «Московский Комсомолец — Казахстан» Сергея Апарина, национализм и неприязнь к русскому языку — явления не характерные для всей страны в целом. Ситуация, однако, сильно разнится в зависимости от региона.

«Если говорить именно о языковых патрулях, то в большинстве городов страны за такие вещи можно сильно получить по лицу от граждан. И скорее даже от казахоязычного населения.

Не говоря уже о том, что подобное строго пресекается полицией. Мое мнение, что ребята из языковых патрулей — это самые обыкновенные провокаторы. Тем более, что приставали они в основном к женщинам или работали там, где было мало взрослых мужчин», — рассказал главред «МК».

Вторит ему глава Евразийского аналитического клуба Никита Мендкович. «Ситуация с отношением населения к русскому языку в Казахстане сильно зависит от региона. Чем дальше на север, тем больше русского и русскоязычного населения даже в самых глухих местах, поэтому там этой проблемы практически нет. А вот если мы говорим о южных регионах республики, то здесь ситуация кардинально иная. Там, как и везде в 90-е годы, была угроблена система образования, поэтом русский язык и предметы на русском в селах и небольших городках преподавали плохо. Из-за этого те, кто их закончили, имеют гораздо худшее положение на рынке труда, поскольку без русского языка получить хорошую работу и профессиональное образование в Казахстане практически невозможно», — поясняет собеседник.

Сейчас читают:  Ключи "хром-ванадий" - Оснастка и инструменты - Металлический форум

По словам Мендковича, русскоязычное население, включая русскоязычных казахов, составляет большую часть населения Казахстана. На русском большая часть населения говорит лучше, чем на казахском. Русский язык также наиболее широко используется в юридической практике, СМИ и ряде других сфер.

«Поэтому среди малообразованного населению южной части Казахстана, население которого пострадало от деградации образования в 90-е годы, на бытовом уровне носитель русского языка, даже казах, воспринимается как представитель чуждого класса.

И когда он говорит на русском, он как бы напоминает, что у него есть шанс на хорошее образование и работу. Та же часть населения, которая не владеет русским, автоматически относит себя к низшему сорту. Все это порождает определенные конфликты, но это скорее классовая рознь, нежели языковая. Причем такое явление характерно для всей постсоветской Средней Азии, где получить в лицо за разговоры на русском может скорее местный, нежели русский человек. Иными словами, русский, говорящий на русском, вызывает более спокойные эмоции, а вот казах, говорящий на русском — это как напоминание его более привилегированного положения», — отмечает Никита Мендкович.

Казахи держатся обособленно

За неделю, что корреспонденты URA.RU провели в Казахстане, они почти не столкнулись с негативом. В общей массе казахи приветливый и доброжелательный народ, который на фоне случившейся в их стране трагедии, горячо благодарили Россию за военную помощь. Журналистам издания удалось поговорить со многими жителями Алматы и Нур-Султана и лишь единожды нам в агрессивной форме сказали, что справиться с беспорядками в стране здесь могли бы и своими силами и уж тем более без участия россиян.

Однако не все так однозначно, утверждает Дмитрий, живущий в Алматы с рождения и отдавший службе в местной полиции 20 лет жизни. «В таких крупных городах как Алматы, конечно не встретишь неприязни со стороны национального большинства. Здесь русские и казахи дружат между собой, ведут бизнес, работают вместе и отмечают праздники. Однако в отдаленных селах той же Алматинской области мне лично приходилось лицезреть весьма неоднозначные вещи. Приведу простой пример. Я заядлый любитель рыбалки. Однажды я приехал на озеро на окраине в области. Там рыбачил казах. Я подошел к нему пообщаться на чисто рыбацкие темы, обратился к нему на русском. Он же сделал вид, что меня просто не понимает. Спустя несколько часов у него застряла в грязи машина, и он обратился ко мне за помощью на отличном русском. На мой вопрос, почему же он до этого сделал вид, что не понимает, он не ответил. И вот таких вроде бы безобидных моментов в быту немало. Каждый в отдельности они вроде бы не значат много, но в целом складывается весьма неприятная картина. И заметно, что казахи в глубинке относятся к русским с некоторым пренебрежением», — говорит Дмитрий.

По словам Вячеслава, который несколько лет работал в Нур-Султане, он также замечал, что казахи, а в большинстве своем молодежь, стараются существовать несколько обособленно от русских. «Я работал в крупной торговой компании, где работали, как казахи, так и русские. И если на работе общение с казахами было вполне нормальным, то за пределами офиса, я и другие русские ребята, так и не смогли выстроить нормальные отношения с коллегами. Они держатся особняком, проводят время в своем собственном кругу и русских в него не пускают. В итоге, это стало одним из основных факторов, из-за чего я решил вернуться в Россию, несмотря на хорошие заработки в Казахстане и карьерные перспективы», — говорит Вячеслав.

Национализм поддерживается элитами

Национализм в стране многие годы хоть и не явно, но поддерживается на государственном уровне, утверждает Дмитрий. «Казахстанские чиновники вот уже многие годы реализуют программу переселения в страну оралманов (этнические казахи жившие за пределами СССР в основном в Китае). Они легко получают землю, тогда как русскому, да даже казаху, живущему в стране со времен СССР, получить ее невозможно. При этом оралманы зачастую не имеют образования, а многие даже не говорят на казахском. Они ставят дома на полученной от государства земле и даже ее не обрабатывают. И от государства они постоянно требуют каких-то преференций, а к русским на казахской земле относятся негативно», — рассказывает Дмитрий.

Программы репатриации оралманов вот уже многие годы поддерживаются властями Казахстана, подтверждает слова Дмитрия Никита Мендкович.

«Идея была в том, чтобы за счет возвращенных на родину этнических казахов увеличить население страны и повысить количество людей общающихся на казахском языке. Проблема в том, что оралманы зачастую не знают ни казахского, ни русского, что влечет за собой огромные расходы.

Дело в том, что репатрианты более низкоквалифицированные работники, чем коренное население Казахстана. В программу же переселения вкладывают огромные финансовые ресурсы, оралманам раздаются земли. Это одно из проявлений текущей политики искусственного увеличения присутствия казахскости в обществе», — говорит эксперт.

Элиты Казахстана долгие годы поддерживали национализм и даже его радикальные течения в республике. «В республике на уровне политической элиты продвигается программа казахизации, подразумевающая насильное использование казахского языка и в свою очередь ущемления русского. С целью чтобы люди не читали иностранную нецензуированную прессу. В принципе на протяжении долгих лет в Казахстане происходило покровительство радикалов и националистов. Их старались не трогать и наоборот подавляли евразийских активистов», — отмечает глава Евразийского аналитического клуба.

По мнению Никиты Медковича, Казахстан — это часть русского мира по языку и культуре, а властям нужно это принять и перестать заигрывать с националистами, игравшими ключевую роль в январских беспорядках. Иначе это может закончиться для государства весьма плачевно

«Дальнейшее развитие событий полностью зависит от позиции властей. Все проявления, которые есть сейчас — языковые патрули, нацпропаганда и угрозы в адрес русских активистов — это все результаты текущей политики. Как только власть проявит политическую волю и начнет преследовать по закону как разжигание национальной розни — эта проблема очень быстро исчезнет. Поскольку эта проблема в большей степени не общественная, а политическая, существующая за счет поддержки сверху. По логике, власть должна пересмотреть свое отношение к этому вопросу после январских погромов, поскольку прозападные националисты — это топливо для „цветных“ революций. С другой стороны мы видим ситуацию, когда в новое правительство попали такие люди, как Умаров, которые по-прежнему составляют костяк элиты Казахстана», — подытоживает эксперт.

Подписывайтесь на URA.RU в , и на наш канал в , следите за главными новостями России и Урала в  и получайте все самые важные известия с доставкой в вашу почту в нашей ежедневной рассылке.

На фоне январских погромов в Казахстане в России вновь заговорили о русофобии в мятежной стране. Триггером, запустившим обсуждение обострявшегося до беспорядков в Алматы национализма, стало назначение на пост министра информации правительства Аскара Умарова, прослывшего ярым русофобом из-за своих шовинистских взглядов. Их, впрочем, поддерживали политические элиты страны, но неприязнь к русскому языку имеет и еще одну, глубинную причину. Свои наблюдения из Казахстана привезли журналисты URA.RU. За русский побьют даже казаха Официально декларируется, что январские события в Казахстане укрепили дружбу народов Казахстана и России. Ввод войск ОДКБ и огромная помощь России в частности простыми казахами была встречена с огромной благодарностью. Однако антирусские настроения в казахском обществе все же существуют. Они не бросаются в глаза сейчас, но на бытовом уровне не заметить разделение довольно сложно, говорят русские жители Казахстана. В памяти многих еще жива прошлогодняя история с языковыми патрулями, когда несколько оголтелых казахских националистов заставляли русских граждан изъясняться лишь на казахском. При этом все это записывалось на видео и выкладывалось в интернет. После острого порицания явление быстро сошло на нет, но осадок в русскоязычном обществе остался. По словам главного редактора издания «Московский Комсомолец — Казахстан» Сергея Апарина, национализм и неприязнь к русскому языку — явления не характерные для всей страны в целом. Ситуация, однако, сильно разнится в зависимости от региона. «Если говорить именно о языковых патрулях, то в большинстве городов страны за такие вещи можно сильно получить по лицу от граждан. И скорее даже от казахоязычного населения. Не говоря уже о том, что подобное строго пресекается полицией. Мое мнение, что ребята из языковых патрулей — это самые обыкновенные провокаторы. Тем более, что приставали они в основном к женщинам или работали там, где было мало взрослых мужчин», — рассказал главред «МК». Вторит ему глава Евразийского аналитического клуба Никита Мендкович. «Ситуация с отношением населения к русскому языку в Казахстане сильно зависит от региона. Чем дальше на север, тем больше русского и русскоязычного населения даже в самых глухих местах, поэтому там этой проблемы практически нет. А вот если мы говорим о южных регионах республики, то здесь ситуация кардинально иная. Там, как и везде в 90-е годы, была угроблена система образования, поэтом русский язык и предметы на русском в селах и небольших городках преподавали плохо. Из-за этого те, кто их закончили, имеют гораздо худшее положение на рынке труда, поскольку без русского языка получить хорошую работу и профессиональное образование в Казахстане практически невозможно», — поясняет собеседник. По словам Мендковича, русскоязычное население, включая русскоязычных казахов, составляет большую часть населения Казахстана. На русском большая часть населения говорит лучше, чем на казахском. Русский язык также наиболее широко используется в юридической практике, СМИ и ряде других сфер. «Поэтому среди малообразованного населению южной части Казахстана, население которого пострадало от деградации образования в 90-е годы, на бытовом уровне носитель русского языка, даже казах, воспринимается как представитель чуждого класса. И когда он говорит на русском, он как бы напоминает, что у него есть шанс на хорошее образование и работу. Та же часть населения, которая не владеет русским, автоматически относит себя к низшему сорту. Все это порождает определенные конфликты, но это скорее классовая рознь, нежели языковая. Причем такое явление характерно для всей постсоветской Средней Азии, где получить в лицо за разговоры на русском может скорее местный, нежели русский человек. Иными словами, русский, говорящий на русском, вызывает более спокойные эмоции, а вот казах, говорящий на русском — это как напоминание его более привилегированного положения», — отмечает Никита Мендкович. Казахи держатся обособленно За неделю, что корреспонденты URA.RU провели в Казахстане, они почти не столкнулись с негативом. В общей массе казахи приветливый и доброжелательный народ, который на фоне случившейся в их стране трагедии, горячо благодарили Россию за военную помощь. Журналистам издания удалось поговорить со многими жителями Алматы и Нур-Султана и лишь единожды нам в агрессивной форме сказали, что справиться с беспорядками в стране здесь могли бы и своими силами и уж тем более без участия россиян. Однако не все так однозначно, утверждает Дмитрий, живущий в Алматы с рождения и отдавший службе в местной полиции 20 лет жизни. «В таких крупных городах как Алматы, конечно не встретишь неприязни со стороны национального большинства. Здесь русские и казахи дружат между собой, ведут бизнес, работают вместе и отмечают праздники. Однако в отдаленных селах той же Алматинской области мне лично приходилось лицезреть весьма неоднозначные вещи. Приведу простой пример. Я заядлый любитель рыбалки. Однажды я приехал на озеро на окраине в области. Там рыбачил казах. Я подошел к нему пообщаться на чисто рыбацкие темы, обратился к нему на русском. Он же сделал вид, что меня просто не понимает. Спустя несколько часов у него застряла в грязи машина, и он обратился ко мне за помощью на отличном русском. На мой вопрос, почему же он до этого сделал вид, что не понимает, он не ответил. И вот таких вроде бы безобидных моментов в быту немало. Каждый в отдельности они вроде бы не значат много, но в целом складывается весьма неприятная картина. И заметно, что казахи в глубинке относятся к русским с некоторым пренебрежением», — говорит Дмитрий. По словам Вячеслава, который несколько лет работал в Нур-Султане, он также замечал, что казахи, а в большинстве своем молодежь, стараются существовать несколько обособленно от русских. «Я работал в крупной торговой компании, где работали, как казахи, так и русские. И если на работе общение с казахами было вполне нормальным, то за пределами офиса, я и другие русские ребята, так и не смогли выстроить нормальные отношения с коллегами. Они держатся особняком, проводят время в своем собственном кругу и русских в него не пускают. В итоге, это стало одним из основных факторов, из-за чего я решил вернуться в Россию, несмотря на хорошие заработки в Казахстане и карьерные перспективы», — говорит Вячеслав. Национализм поддерживается элитами Национализм в стране многие годы хоть и не явно, но поддерживается на государственном уровне, утверждает Дмитрий. «Казахстанские чиновники вот уже многие годы реализуют программу переселения в страну оралманов (этнические казахи жившие за пределами СССР в основном в Китае). Они легко получают землю, тогда как русскому, да даже казаху, живущему в стране со времен СССР, получить ее невозможно. При этом оралманы зачастую не имеют образования, а многие даже не говорят на казахском. Они ставят дома на полученной от государства земле и даже ее не обрабатывают. И от государства они постоянно требуют каких-то преференций, а к русским на казахской земле относятся негативно», — рассказывает Дмитрий. Программы репатриации оралманов вот уже многие годы поддерживаются властями Казахстана, подтверждает слова Дмитрия Никита Мендкович. «Идея была в том, чтобы за счет возвращенных на родину этнических казахов увеличить население страны и повысить количество людей общающихся на казахском языке. Проблема в том, что оралманы зачастую не знают ни казахского, ни русского, что влечет за собой огромные расходы. Дело в том, что репатрианты более низкоквалифицированные работники, чем коренное население Казахстана. В программу же переселения вкладывают огромные финансовые ресурсы, оралманам раздаются земли. Это одно из проявлений текущей политики искусственного увеличения присутствия казахскости в обществе», — говорит эксперт. Элиты Казахстана долгие годы поддерживали национализм и даже его радикальные течения в республике. «В республике на уровне политической элиты продвигается программа казахизации, подразумевающая насильное использование казахского языка и в свою очередь ущемления русского. С целью чтобы люди не читали иностранную нецензуированную прессу. В принципе на протяжении долгих лет в Казахстане происходило покровительство радикалов и националистов. Их старались не трогать и наоборот подавляли евразийских активистов», — отмечает глава Евразийского аналитического клуба. По мнению Никиты Медковича, Казахстан — это часть русского мира по языку и культуре, а властям нужно это принять и перестать заигрывать с националистами, игравшими ключевую роль в январских беспорядках. Иначе это может закончиться для государства весьма плачевно «Дальнейшее развитие событий полностью зависит от позиции властей. Все проявления, которые есть сейчас — языковые патрули, нацпропаганда и угрозы в адрес русских активистов — это все результаты текущей политики. Как только власть проявит политическую волю и начнет преследовать по закону как разжигание национальной розни — эта проблема очень быстро исчезнет. Поскольку эта проблема в большей степени не общественная, а политическая, существующая за счет поддержки сверху. По логике, власть должна пересмотреть свое отношение к этому вопросу после январских погромов, поскольку прозападные националисты — это топливо для „цветных“ революций. С другой стороны мы видим ситуацию, когда в новое правительство попали такие люди, как Умаров, которые по-прежнему составляют костяк элиты Казахстана», — подытоживает эксперт.

В астане все друг с другом повязаны родственными узами

Назвала Хамит и причину неравномерности протестов в ее стране. Чтобы понимать почему в Казахстане такая сильная сегрегация, надо понимать историю Казахстана. Изначально казахи являлись составной нацией, состоящей из разных племен и родов.

Были времена, когда рода совершали набеги друг на друга, воровали друг у друга скот. У каждого рода есть свой характер, свои особенности. Например, самыми мятежными всегда были рода из младшего жуза, которые живут в основном на Западе Казахстана, средний род не отличался воинственностью, но дал казахскому народу много мыслителей.

Ерулик: казахский обычай, который сближает соседей

«Алыстағы ағайыннан, жақындағы көршін артық», – говорят казахи. В переводе это означает «сосед намного ближе, чем дальний родственник». В суровых кочевых условиях справляться одному с трудностями было нереально, поэтому степняки издревле берегли и ценили тех, кто рядом. Если в ауле появлялись новоселы, старожилы обязательно приглашали их на ерулик – это щедро накрытый дастархан, за которым происходило знакомство и сближение соседей.

Представьте себе быт степняков лет так 100-200 назад. Небольшие аулы, стоящие посреди степи, на многие километры вокруг – одна степь, со всех сторон пронизываемая ветрами. У тех, кто позажиточнее – юрты пошире, из большего числа кереге и толстого войлока, у бедняков – маленькие и невзрачные, снаружи заставленные связками из камыша и прутьев, чтобы хоть как-то защититься от буранов. Такими же связками утепляли стойла животных. Джут, засуха, набеги барымтачей – испытаний на долю казахов тех времен хватало. А потому и старались они держаться друг друга, чтобы вместе выживать в таких непростых условиях. Хороший сосед был на вес золота. Хотя, впрочем, почему был?

Ерулик: казахский обычай, который сближает соседей
Ерулик: казахский обычай, который сближает соседей

«Я увлекаюсь охотой, и однажды, когда в горах меня застал сильный дождь, я подъехал к первой юрте, оттуда выглянула лысая голова и приказным тоном говорит: «Мотоцикл туда ставь, под навес, сам заходи». Я зашел внутрь, меня обогрели возле буржуйки, накрыли дастархан, накормили, кумысом напоили, а потом еще и в дорогу с собой 5-литровую баклажку кумыса вручили. Так я познакомился с Ермеком. Теперь это мой жекжат – названный брат, чем я очень горжусь», – рассказывает житель Алматинской области Андрей Батанов.

Ерулик: казахский обычай, который сближает соседей

Дружбе Андрея с Ермеком и другими чабанами и фермерами алматинских жайляу уже больше 10 лет. Но ерулик – обычай гостеприимства – здесь проводят ежегодно. К своим друзьям-казахам Андрей приезжает вместе с супругой Еленой.

Ерулик: казахский обычай, который сближает соседей

«Ерулик – праздник, который переходит из поколения в поколение. Думаю, что суть самого праздника наши казахи немного видоизменили, но не коренным образом, а дополнив его событиями, по которым он проводится. Ерулик – это обновление, последовательность во всем. Сменяются времена года, идет обновление скота, как ни печально – людей. Но радость от встреч не становится меньше. В традицию ерулика наши казахи заложили не только дружескую встречу новых соседей, но и радость общения со старыми друзьями, радостный обмен от прибыли в разведении скота», – говорит Елена.

Ерулик: казахский обычай, который сближает соседей

Ерулик: казахский обычай, который сближает соседей

Лучше всего беседа с новыми соседями и друзьями завязывается, конечно, за дастарханом. Хозяева дома режут барашка, достают деликатесы из конины, готовят ароматный горячий бешбармак, ставят на стол разные угощения, сладости.

Ерулик: казахский обычай, который сближает соседей

«Казахи славятся своим гостеприимством, и, конечно, любого гостя встречают радушно, накрыв стол и накормив его всем, что у них есть, может даже и последним. Идет не только вкушение пищи, но и общение, построенное на добром участии друг к другу, на шутках и песнях. Поражает масштаб казахской души, ее непосредственность, простота и доброта, любовь к людям и необыкновенная щедрость», – делится Елена.

Ерулик: казахский обычай, который сближает соседей

Ерулик: казахский обычай, который сближает соседей

После такой теплой встречи новоселам было гораздо проще адаптироваться на новом месте. Если, к примеру, в первое время у них не было дров или питьевой воды, в это время и приходили на выручку соседи.

На ерулик всегда звали целыми семьями, чтобы между собой сдружились не только взрослые, но и дети. Для них на улице устраивали веселые конкурсы, состязания, игры.

Ерулик: казахский обычай, который сближает соседей

В конце застолья на главу семейства новоселов надевали праздничный чапан. Жене дарили вещи, которые будут пригодны для домашнего хозяйства. После этого для новоселов делали шашу – торжественное разбрасывание конфет и других сладостей, и только после этого провожали гостей. Но затем новоселов приглашали и другие соседи, жители аула. Так постепенно они знакомились со всеми и потихоньку становились своими.

Ерулик: казахский обычай, который сближает соседей

Ерулик: казахский обычай, который сближает соседей

Сейчас такой добрый обычай соблюдается не везде. В городах, к сожалению, многие уже не то что не могут запросто зайти к соседу за солью, но зачастую даже и не знают, кто живет на одной с ними лестничной площадке. А вот в селе без общения никак. Видимо потому, что, как и раньше, помощь соседей временами ой как нужна. Вместе ведь легче и забор поставить, и дрова распилить, и погреб выкопать, и за скотом присмотреть, да мало ли работ на земле?

Ерулик: казахский обычай, который сближает соседей

А потому, даже если молва (ұзынқұлақ) уже донесла, что ты за человек, откуда приехал и чем интересен, но все равно обычай есть обычай. Новоприбывшего зовут домой, накрывают для него дастархан, общаются – и за песнями, шутками и прибаутками сближаются. Не зря ведь умные люди говорят: «Не дом надо выбирать, а соседа». Чтобы жить в мире и согласии. Именно этому нас учили наши мудрые предки и древний казахский обычай ерулик.

Ерулик: казахский обычай, который сближает соседейЕрулик: казахский обычай, который сближает соседейЕрулик: казахский обычай, который сближает соседейЕрулик: казахский обычай, который сближает соседей

Западный казахстан сильно обозлен на столичных жителей

Если бы весь Казахстан был как Астана, то ничего бы сейчас не было. Но. Атырау, город в западном Казахстане, который является донором бюджета, живет в ужасных условиях. Атырауский нефтеперерабатывающий завод дымит с утра до вечера, а люди вечером не открывают окна, чтобы не надышаться серы.

Там же выбросы серы по ночам. Чтобы не видели. Там плохая экология, высокая заболеваемость раком, в мелких аулах нет даже асфальта. Народ работает в нефтянке, богатых много, но и бедных тоже очень. Народ видит, как шикует Астана и очень сильно злится, потому что сера на их головы, а плюшки астанинцам.

Как происходит обряд?

Семья приглашает гостей на это торжество. Наряжает юного казахского джигита или маленькую красавицу казашку в национальную одежду.

Путами обвязывают ножки младенца в форме восьмерке (знака бесконечности).

Национальный обряд, посвященный ребенку

Когда этап подготовки подходит к финишной прямой, то пора бы уже выбрать человек, который будет разрезать путы.

Перерезывать путы должен либо родственник семьи, либо хороший знакомый. Лучше для этого почетного дела подойдет уважаемый, состоявшийся, энергичный, с богатырским здоровьем и добрыми намерениями человек.

Предки верили, что малыш заимствует качества того человека, который ему перерезал путы. По этой причине нужно выбирать самого лучшего кандидата из всех имеющихся.

Резать путы – казахский обычай

Перед тем, как провести перерезание пут нужно подготовить реквизиты. 

Что нужно для “тусау кесу”:

  • купить национальную одежду;

  • позаботиться о трехцветном жгутике (ала жiп), который потребуется для обвязывания ножек;

  • не забыть про белое полотно – “ак жол”.

Оставьте комментарий