На посошок: что это означает, откуда пошло выражение

На посошок: что это означает, откуда пошло выражение

Что это означает – «на посошок», определение

Перед длительным путешествием или дальней дорогой все стараются соблюдать исконно русские традиции – чтобы не приключилось беды. Так поступали и на Руси. Еще с давних времен зародилась традиция опрокидывать чарочку другую на дорожку, если этого не сделать – путь будет тяжелым.

После застолья гости, отправляющиеся домой и странники, следующие по своему пути, выпивали «на посошок». Для этого накрывали отдельный стол, застилали его белой скатертью, ставили на нее хлеб с солью и молча выпивали. Главное – опрокинуть рюмку и не разлить ни капли, иначе дорога будет плохой, потому лучше остаться на ночевку.

Внимание! Исконно русское выражение «выпить на посошок» означало, что рюмку ставили на посох (его использовали странники). Емкость недопустимо было опрокинуть или разлить содержимое.

10 стопок на посошок

Русское застолье отличалось не только хлебосольством, отменными закусками, но и обильным возлиянием. И, если по какой-то причине человек собирался покинуть гостеприимных хозяев, ему предлагались 10 стопок «отходных», причем выпить их нужно было в определенной последовательности. Из них пресловутый посошок был на 6 месте, когда участник застолья был уже на дворе. Немногим позволяло здоровье дойти до этого шага. А уж если гость смог удержаться в седле и выехать за ворота, то его и вовсе считали богатырем. Сегодня предлагаю вам познакомиться с перечнем прощальных стопок на дорожку.

Если уж величать — так на пороге встречать

Так говорили в старину и четко следовали этому правилу. Самых дорогих гостей встречали хлебом-солью на пороге дома или прямо у ворот. В ответ гостю полагалось прикоснуться к караваю губами, выражая тем самым свое уважение к хозяевам. Иногда отщипывали кусочек хлеба и, обмакнув его в соль, отправляли в рот. Согласитесь, что и теперь эта традиция сохранилась повсеместно, а караваи пекут просто на загляденье!

Сейчас читают:  Как выбрать погружную дисковую циркулярную пилу, видео обзор

За столом гостю отводилось лучшее место – на «покуце», под иконами. Угощение зависело от достатка хозяев. Чаще всего предлагали картошку, рыбу, самодельные колбасы, сало, яичницу, грибы, капусту (причем капустой называли любые блюда из этого овоща – от тушенки до щей).

Если гость пришел перед Рождеством, когда пост еще не закончился, то на столе было семь блюд, среди них: «куцця» (каша из цельных очищенных зерен ячменя), борщ, оладьи с маком, коржики, орехи и яйца.

На само Рождество на стол выставлялось 12 блюд. Этот древний обычай берет свои истоки в язычестве. Тогда блюда готовили в честь двенадцати месяцев, каждому из которых покровительствовало языческое божество. Со временем этот обряд был переосмыслен и 12 блюд стали готовить в честь 12 апостолов.

По обычаю рождественский стол должен быть устлан белой скатертью, под которую наши предки клали сено или солому.

Если застолье происходило в новогодний вечер (для православных имеется в виду старый Новый год — 13 января) на столе блюд должно было быть 13, в том числе и изделия из мяса: колбасы, «верашчака»,  кровянки, сальтисоны.

Запивали, как правило, узваром (компотом из яблок и груш) или «сытой» —  (растворенным в холодной воде медом). Готовили кисели и сбитень. Если хотелось чего-то покрепче, пили медовуху. Кстати, алкоголем наши предки не злоупотребляли – до XIX века народ вообще не пил крепких алкогольных напитков.

Более того, чрезмерное увлечение крепкими напитками считалось «заганай», грехом и горячо осуждалось. Об этом свидетельствуют многочисленные поговорки и пословицы: «Ад гарэлкі розум мелкі», «П’янства розум з’ела», «Гарэлкай розуму не прамыеш», «Пі – дурнейшы станеш».

Праздничная трапеза предполагала, в отличие от повседневной, долгие разговоры, поэтому сохранились такие выражения: «Не дорага ежка, дорага пацешка»,  «Даражэйша не сняданне, а прывітанне», «Не частуй (мяне) ні піўцом, ні вінцом, а прывітай шчыранькім слаўцом». А еще говорили: «Ці з перцам, ці не з перцам, абы са шчырым сэрцам», подчеркивая тем самым ценность общения.

Отличительной особенностью белорусского застолья, как отмечают многие этнографы, являлось принуждение к еде – «прымус». То есть гостеприимные хозяева буквально заставляли гостя попробовать все, что было на столе. Существовало такое выражение: «Прынука і прымус – гасцінны беларус».

Впрочем, знаменитое белорусское гостеприимство распространялось только на званых и ожидаемых гостей. Про незваных и нежелательных говорили: «Прыйшоў нязваны і йдзі нягнаны», «Няпрошанаму госцю лыжкі няма»,  «Няпрошанага госця за парог выводзяць», «З няпрошаным госцем не рукаюцца»  и «Няпрошанаму госцю месца пад сталом».

Когда трапеза завершается, гости собираются восвояси. И тогда наступает время для обряда проводов.

На посошок

На посошок

  Какие тосты были у казаков?

  Оказывается, пресловутое «на посошок» это только 1/30 дошедшей до нас народной мудрости.

  Чтобы соблюсти русские традиции стопки за столом и прощальные стопки нужно пить в такой последовательности: 

На посошок

  1. Привечальная – чарка с хлебом-солью выпивалась перед порогом дома.

  2. Застольная – «со свиданием», в знак уважения к собравшимся.

  3. За тех, кого нет с нами.

  4. За батюшку-царя – во здравие и долголетие царствования.

  5. За здоровье атамана.

  6. За славу и победы войска.

  7. В память дедов и их побед.

  8. Круговая застольная – пьется столько раз, сколько сидящих за столом, причем каждый слово должен сказать.

  9. За удачу в походе; за здоровье молодых; за крестника; за удачное возвращение; с праздником – в зависимости от повода.

  10. Разгонная – перед окончанием застолья.

  11. Подъёмная – при покидании стола.

  12. На ход ноги – движение от стола.

  13. Запороговая – при преодолении порога помещения, в котором происходит застолье.

  14. Придворная – при выходе во двор.

  15. На посошок – гостю вручали посох и ставили на него рюмку. Если гость проливал вино, ронял стопку, не доносил до рта, то его полагалось оставить ночевать в гостях.

  16. Под бурку – казак одевает бурку и папаху.

  17. Под саблю – казак достает из ножен саблю и осматривает ее.

  18. Коню в морду – чтобы конь головой не тряс, а то казак в стремя не попадет.

  19. Стременная – прежде чем поставить ногу в стремя.

  20. На ход ноги – нога в стремени, казак забрасывает ногу через коня.

  21. Седельная – за то, что поднялся в седло.

  22. На коня – казак на коне.

  23. На ход коня – перед первым шагом коня.

  24. Приворотная – перед выездом за ворота.

  25. Заворотная – за то, что все-таки сумел выехать.

  26. Тост «станичный» – казак едет по станице и прощается со станичниками.

  27. Забугорная или закурганная (когда за селом казака встречает и приветствует гулевая подруга с закуской и чаркой).

  27. С мордой коня – хорошо выпивший казак далеко в степи чокается и выпивает с мордой коня.

  28. Шапошная – когда уже все выпито, казак швыряет шапку на землю: «А, ну его, на хрен! Никуда не поеду!» – и возвращается назад.

Норму нужно знать… норму-то мы знаем, да кто же ее выпьет?

Откуда пошло значение выражения, его происхождение

Странники и путешественники издавна пользовались большим уважением на Великой Руси. Их привечали и приглашали в дом, потому что они ходили по миру не от безделья, а от таковой потребности. Они странствовали по святым местам, налаживали торговлю и делали все для формирования быта. Существовали даже специальные молитвы, которые надо было прочитать перед путешествием и вернувшись в дом родной.

Были и другие традиции, которые соблюдались беспрекословно. Путешественники передвигались от города к селу, от него к деревне опираясь на посохи. Они выступали опорой в дальнем пути, помогали защитить себя от зверя дикого и человека плохого. Это был друг и путник на многие годы, потому странники перед длинной дорогой всегда останавливались у дома, пустившего их на ночлег, опираясь на посох. В этот момент хозяйка или старший семьи подносил рюмку.

Первому наливали тому, кого ожидает дорога. После этого звучали разные пожелания, связанные с отводом лих от пути, скорейшим возвращением и другими пожеланиями удачи. Странник ставил рюмку на утолщенный верхний срез посоха, а потом выпивал ее до дна.

Застолья до сих пор занимают значимое место в традициях русского народа, и часто связаны они с гостеприимностью. Именно поэтому в каждом доме знают о том, что принято пить «на посошок». Это последняя рюмка, выпиваемая перед тем, как отправиться домой. Будем надеяться, что она сохраниться на долгие годы и будет передаваться по поколениям.

Оставьте комментарий