Как управлять квадрокоптером: учимся делать это правильно

Как управлять квадрокоптером: учимся делать это правильно

Что же выбрать из линейки dji исходя из потребностей?

Как я говорил ранее, в своей первой статье – для пробы,

DJI Mavic Mini

– идеальное решение.


Малый вес, из-за которого на нём можно летать почти в любой стране мира без регистрации, время полёта 23-25 минут, приемлемая картинка и зарядка дрона и батарей от павербанка. Минус только один – дальность.

Вышедший DJI Mavic Mini 2 имеет окусинк, что позволяет ему дальше летать, съёмку 4к 30 кадров. Имея 1й «миник», смысла переходит на 2й – нет.

DJI Mavic Air 2 – является золотой серединой для любительской (и не только) видеосъёмки. В нём есть всё, что нужно. Самое длительное пребывание в воздухе. Отличная дальность и высота полёта (я на нём в Киеве спокойно поднимаюсь на залоченные 500 метров в любом месте, что на «минике» удалось лишь раз).

Расширенные возможности видеосъёмки и «сырой» профиль под покраску. 48 мп фото (да, оно не прям «вау», но для своего уровня очень даже).

Из минусов: для полётов заграницей его надо регистрировать и получать лицензию. Аккумуляторы заряжаются от розетки или через автомобильный инвертор. Есть умельцы, которые делают самоделки, которые позволяют заряжать от павербанка, но такого знаю лишь одного.

DJI Mavic Air 2s – это улучшенная версия DJI Mavic Air 2, с полноценной дюймовой матрицей. Остальные улучшения не так важны. В случае перехода с мини 1 на мини 2 я не вижу смысла, ибо матрица кропнутой и остаётся, а тут есть резон для тех, кто снимает ночью.

DJI Mavic 2 pro – этой птичкой уже надо зарабатывать деньги. Это предполагает техническая часть дрона (полноценные ручные настройки как у младших моделей, НО тут есть регулировка диафрагмы). Дрон нафарширован всевозможными датчиками. Дюймовая матрица. Поэтому, для коммерческой съёмки – это отличный вариант. Почему не завезли 4к 60 кадров – история умалчивает.

Из серии DJI Phantom, я бы рассматривал их топовую модель — DJI Phantom 4 pro, который умеет то же, что и младшие собратья, только при дюймовой матрице имеет 4к 60 фпс и картинка у него интереснее, чем с DJI Mavic 2 pro. Его преимуществом является устойчивость из-за габаритов, но с появлением ветки мавиков, «фантик» берут особо искушённые. Там есть свои плюсы и минусы, где лично для меня – больше минусов.

DJI Inspire – это элитная ниша дронов от DJI, они имеют сменную оптику, выдают шикарную картинку. Ценник кусается и размеры ещё больше, чем у фантома. Это аппараты для определённых профессиональных целей и заработка.

DJI FPV – гоночный дрон, вышедший весной 2021, я считаю, самым неудачным решением этой компании. Во-первых, навыки и сноровка полётов на fpv дронах – это другая вселенная, в сравнении с обычными дронами. Во-вторых, за цену DJI шустрика, можно купить контейнер китайских ФПВшек по 150-200$ и получать фан.

Про поисковые и промышленные дроны опустим ибо то уже скучная тема и далеко отходит от домашнего использования.

Cheerson cx-23

  • Дальность полета: 500 м
  • Продолжительность полета: 14 мин
  • Функция FPV: есть

Один из самых дорогих квадрокоптеров среди тех, что оснащены камерой, умеющей снимать лишь HD-видео. За дрон просят 15000 рублей или даже чуть больше, если требуется более наполненная комплектация. В отличие от ранних моделей от этого производителя, устройство получилось более компактным, а в его состав вошли бесщёточные моторы.

В отличие от большинства квадрокоптеров с HD-камерой, пульт у Cheerson CX-23 обладает двумя антеннами и сегментным дисплеем, на который выводится телеметрия — удаленность дрона, его высота и некоторые другие параметры. Также к этому пульту крепится сравнительно небольшой монитор. Он нужен для того, чтобы видеть всё, что попадает в поле зрения встроенной камеры.

Как уже говорилось выше, коптер снимает картинку только в разрешении 720p. Но делает он это достаточно неплохо. Изображение получается достаточно детализированным, оно лишь немного не дотягивает до того, на что способны современные смартфоны. Однако картинку всё же потряхивает, и это несмотря на использующиеся здесь бесколлекторные моторы.

Квадрокоптер получился достаточно быстрым, максимальная его скорость составляет 15 м/с. Потерять его достаточно сложно. Дело в том, что здесь присутствует GPS-чип, который буквально заставляет устройство вернуться на место взлета, если сигнал с пульта потерян. Это же случится и в том случае, если заряд аккумулятора начнет подходить к концу.

Каких-то очень умных функций у этого дрона нет. Он умеет летать вокруг заданной точки, снимая её, но и даже с этой задачей изделие справляется не лучшим образом. Впрочем, рассчитывать на что-то такое при покупке достаточно недорогого квадрокоптера бессмысленно.

Если вы желаете вплотную заняться качественной видеосъемкой, то лучше подумать над покупкой какого-нибудь дрона с 4K-камерой. Или же хотя бы приобрести DJI Spark, летающий не очень долго, но зато умеющий снимать великолепную картинку в разрешении Full HD.

Xiaomi mi drone 4k

  • Камера: 2160p (внешняя)
  • Тип управления: радиоканал
  • Дальность управления: 2000 м
  • Время полета: 27 мин

Компания Xiaomi выпускает, как кажется, абсолютно всё. От зонтов до квадрокоптера Mi Drone 4K. Этот девайс продается в нашей стране примерно за 35 тыс. рублей. Но не исключено, что где-то его можно приобрести и ещё дешевле. По своим характеристикам он сравним с каким-нибудь вторым или третьим «фантомом».

В частности, здесь тоже имеются навигационный чип и несколько других вспомогательных датчиков. На крупные препятствия реагирует ультразвук, поэтому врезаться в дом дрону не удастся. Ещё здесь присутствует камера, дополненная отличным трёхосевым подвесом.

То есть, вы можете наклонять квадрокоптер вправо, влево, вперед, назад — горизонт ни в одном из случаев не завалится. Камера умеет снимать в 4K-разрешении, но лучше остановиться на Full HD. Качество картинки весьма приятное — оно уступает только камерам, которые стоят дороже этого самого дрона.

Увы, но это далеко не идеальный среднебюджетный квадрокоптер. У него есть пара ярко выраженных проблем:

  • Использовать устройство предлагается в паре со специальным приложением, которое нужно установить на свой смартфон.
  • Первые 300 минут полета будут в режиме новичка, когда будут действовать многие ограничения. На самом деле это сущий бред, ведь новички столь крупные квадрокоптеры не покупают — они учатся летать на более компактных и дешевых моделях.
  • Передача картинки на смартфон осуществляется по USB-кабелю. Если этот порт является низкоскоростным, то картинка будет едва понятна, а на большое расстояние дрон попросту не улетит.
  • Дальность полета вообще не радует. В характеристиках заявлены 2000 м, но на практике проблемы могут начаться гораздо раньше.
  • Неприятные чувства вызывает ограничение в виде 120-метровой высоты. Квадрокоптер мог бы подняться и выше, но эта возможность заблокирована даже после отключения режима новичка.
  • В некоторых экземплярах отказывается калиброваться цифровой компас. А это может однажды привести к печальным последствиям. Говорят, что с новой версией прошивки эта проблема устранена.

Словом, дрон у Xiaomi получился неплохим, но со своими недостатками. Однако рассмотреть вариант его покупки вполне можно. Но многие люди предпочтут подождать выпуска второй модели.

Как управлять квадрокоптером с помощью пульта управления

На пульте управления квадрокоптером обычно присутствуют стики (рычажки), триммеры, и функциональные кнопки. Также во многих моделях есть дисплей и держатель для смартфона.

Стики в первую очередь отвечают за перемещение дрона в пространстве. Здесь принцип управления похож на тот, что используют в радиоуправляемых машинках, только коптер еще умеет двигаться вверх и вниз. Часто левый стик отвечает за набор высоты, снижение и позволяет вращать дрон вокруг своей оси в ту или иную сторону.

Как управлять квадрокоптером: учимся делать это правильно

Также стики отвечают за запуск и остановку двигателей. Традиционно запуск или остановка производится при сведении стиков в нижние углы друг к другу. Во многих моделях двигатель останавливается и при нажатии и удержании левого стика вниз. Помимо этого перед запуском дрона может потребоваться сопряжение с пультом, для чего выполняется конкретная комбинация движений (например, нужно потянуть левый стик вверх, затем вниз до специального звукового или светового сигнала).

Как управлять квадрокоптером: учимся делать это правильно

Функциональные кнопки выполняют одну или несколько функций: включение / выключение дрона, выполнение фото- или видеосъемки, выполнение трюков (их число и сложность зависит от конкретной модели), переход в разные режимы полета и другое.

Как управлять квадрокоптером: учимся делать это правильно

Триммеры — это такие переключатели, которые помогают калибровать дрон. Разберем, что это значит. На заводе устройство настраивают так, чтобы оно летело четко в заданном направлении. Но в результате ударов, тряски или иных воздействий дрон может начать заносить в ту или другую сторону.

Для устранения подобного заноса и нужны триммеры. Если коптер кренится вправо, тогда соответствующий триммер нажимается влево (всегда в противоположную заносу сторону). Установить точные значения помогают шкалы на пульте управления или на экране смартфона. Иногда один из триммеров используют в роли функциональной кнопки, например, для съемки фото или видео.

Как управлять квадрокоптером: учимся делать это правильно

Камера

— Хочу квадрокоптер.— С какой целью интересуетесь?[Правильный ответ:] — Чтобы взглянуть с высоты.

Это единственный аргумент, которым можно оправдать траты, запланированные на приобретение неигрушечного дрона. Если хочется «просто полетать», то выгоднее купить летайку-неломайку за тысячу рублей либо вообще запустить гелиевый шарик или китайский фонарик и наблюдать за его улетом.

Однако просто посмотреть с высоты — это полдела. Качество видеотрансляции, идущей с камеры дрона, обычно невысокое. Важно записать увиденное, чтобы впоследствии поделиться им с другими или использовать в каких-то проектах. А для этого требуется очень хорошая камера.

Ее «хорошесть» зависит от нескольких составляющих: конструкции, используемой оптики и разрешения (разрешающей способности). Начнем с конструкции камер, ведь от нее целиком зависят такие характеристики съемки, как стабилизация и возможность направлять камеру на нужные объекты.

Форм-фактор: на что влияет подвес

Итак, все камеры, которые могут работать с коптерами разных конструкций, делятся на три типа:

  • встроенные в корпус дрона (дешевый вариант)
  • комплектные внешние камеры на подвесе (оптимальный вариант)
  • сторонние камеры на внешнем подвесе (дорого, профессионально, не рассматриваем)

Первый вариант — это, чаще всего, вмонтированная в корпус (или жестко прикрепленная к корпусу) дрона камера, не имеющая никаких подвижных частей. Дешевое решение, которое имеет серьезные минусы.

Дело в том, что корпус камеры здесь — это сам коптер, а для смены направления «взгляда» камеры требуется поворот или наклон всего дрона, что не очень-то удобно. К тому же, некоторые ракурсы становятся и вовсе недоступными — например, направить камеру вниз не представляется возможным.

Более того, эти дешевые варианты жесткого размещения камеры не предполагают наличия стабилизатора, кроме электронного (программного). Что приводит не только к тряске и болтанке в кадре, но и к появлению роллинг-шаттера (подробнее см. в материале Роллинг-шаттер в видеосъемке — описание дефекта, примеры, пояснения).

Да, такое видео не зальешь на видеосток для продажи — не примут. Но совсем иначе выглядит съемка, сделанная камерами второго типа, которые закреплены на подвесе.

Их конструкция может быть разной, опишем самую типичную: такие подвесы имеют резиновые мягкие демпферы, препятствующие передаче мелкой вибрации от корпуса дрона к корпусу камеры, а также точнейшие сервоприводы, автоматически выравнивающие горизонт, смягчающие резкие повороты дрона и дающие камере свободу вращения и наклона.

Иногда эти внешние камеры производитель защищает прозрачным колпаком-фонарем. Похожий имеется в комплекте DJI Mavic Pro Platinum. Это разумное решение, гарантированно защищающее камеру и ее нежный подвес от любых внешних воздействий при транспортировке.

В менее дорогих моделях такая защита тоже существует, но ее приходится покупать отдельно. Разумеется, летать и снимать с колпаком не надо — любое загрязнение поверхности фонаря непременно скажется на качестве изображения.

Результат съемки внешней камерой на амортизирующем подвесе выглядит совсем не похоже на съемку камерой, вмонтированной в корпус коптера.

А благодаря сервоприводам подвеса объектив камеры во время полета можно наклонить вниз от горизонтали на любой угол, вплоть до 90 градусов.

Свобода наклона дает возможность создавать уникальные фотопанорамы. Это довольно популярная тема, такой материал не просто интересен, но и применим на практике. Например, в строительстве, планировке или для контроля целостности владений и угодий.

Еще одну немаловажную роль играет используемая в камерах оптика. Нет, речь не о светосиле — ну какая светосила может быть при микроскопическом диаметре входного зрачка? Речь идет исключительно о наличии либо отсутствии оптических искажений.

Оптика: широкоугольность бывает разной

Для съемки больших площадей и общих планов всегда используется широкоугольная оптика, именно такими оптическими системами оснащены все экшн-камеры. Камеры коптеров, как правило, тоже дают широкоугольную картинку. Однако широкоугольность эта у разных производителей может быть реализована по-разному.

В кино такой брак увидишь лишь в том случае, если он допущен намеренно, по юмористической задумке режиссера/оператора.

Количество моторов

Мультикоптеры условно разделяются на несколько категорий, причем по разным признакам. Например, их можно классифицировать по количеству пропеллеров (двигателей). Такие аппараты носят разные названия, начало которых — числительное из греческого языка: три-, квадро-, гекса- и октокоптеры имеют три, четыре, шесть и восемь лопастей соответственно.

От количества моторов обычно зависят все прочие характеристики, каждая из которых может быть самостоятельным классификатором: масса, размеры (диаметр выброса лучей), грузоподъемность, скорость — все эти показатели растут вместе с количеством моторов. Как правило.

Но есть и исключения. Например, некоторые «комнатные», почти безопасные мини-устройства, умещающиеся на ладони или чуть крупнее, также оснащены четырьмя пропеллерами (а бывают и шестилопастные мелкодроны!). Кстати, многие из них даже оснащены микрокамерами — этакая селфи-палка-леталка.

Но это не более чем игрушка, которую не жаль подарить мальчишке детсадовского возраста. Причем вовсе не обязательно ожидать мгновенной поломки подаренного дрона вследствие аварии (которая непременно случится при первой же попытке взлететь), потому что среди недорогих дронов можно отыскать сверхлегкие защищенные модели, не боящиеся падений, ударов, а иногда и воды.

Вторая крайность — шести- и восьмилопастные аппараты, которые относятся к профессиональному сегменту беспилотников, поскольку позволяют поднимать серьезный груз. И это уже совсем не игрушка. Эксплуатация таких аппаратов сопряжена с большими расходами и риском: в рюкзак или сумку их не положишь, а значит, стои́т вопрос транспортировки до полетной зоны и обратно.

В их конструкции сложно и дорого буквально всё — от усиленной рамы до большого количества датчиков, иногда дублированных, показания которых анализируются мудреным программным обеспечением. Более того, чтобы приспособить к коптеру полноразмерную камеру, недостаточно примотать ее синей изолентой.

Для крепления камер используются специальные многоосевые стабилизирующие подвесы, управление которыми — а значит, и камерой — производится отдельно от радиоканала управления полетом. Наконец, для управления самой камерой — запись, зум, фокус и прочие настройки — также требуется отдельная полоса связи и обслуживающие ее элементы. Следовательно, нужен второй человек, который осуществляет съемку — оператор.

По этим причинам не хочется затрагивать аспекты, относящиеся к профессиональным мультикоптерам. Да, сегодня без них не обходится ни одна экстренная или ремонтная служба, ни одна телекомпания или агентство (про вооруженные силы многозначительно промолчим).

Например, связистам и энергетикам гораздо проще и выгоднее осмотреть мультикоптером свои вышки и линии электропередачи, чем отправлять на травмоопасную работу дефицитных верхолазов. А телевизионщикам или киношникам для съемки красивостей теперь не требуется нанимать настоящий вертолет, час работы которого обходится в нечеловеческую сумму.

Таким образом, выбор дрона для любительского применения имеет смысл ограничить самой распространенной ветвью — квадрокоптером средних размеров и массы. Не зря именно такие устройства составляют подавляющее большинство беспилотных летательных аппаратов, предлагаемых сегодня на рынке.

Такая популярность объясняется четырехлучевой конструкцией, которая оказалась оптимальной по цене и сложности изготовления. Она позволяет переносить небольшие грузы (в большинстве случаев — мини-камеру), обеспечивая при этом неплохую динамику подъема и перемещения.

С длительностью пребывания в воздухе у них всё тоже обстоит неплохо: некоторые модели могут летать до получаса без подзарядки или замены аккумулятора. Но конечно же, их функциональность, а значит, и возможности коптера, сильно зависит от цены. Которая может отличаться на порядки.

Летать можно не везде

Зарегулировано сейчас всё: от перепланировки садового участка и получения водительских прав до торговли отдельными видами товаров и уровня шума в вашей квартире. Владельцы дронов (их закон именует БПЛА или БЛА — беспилотные летательные аппараты) тоже не остались без внимания: их права и обязанности давно узаконены.

Шустрее всех оказались власти некоторых субъектов, попросту запретившие любые полеты любых конструкций (например, согласно приказу Минтранса РФ от 2021 года, территория внутри МКАД является запретной для полетов). Это очень разумно, поскольку в этой зоне концентрация людей, производств и засекреченных объектов фантастически, несоизмеримо высока. Но площадь столицы — это всего лишь 1/7000-я часть огромной страны. Ну а что же там, за МКАДом? Кроме жизни?

На конец 2021 года в России так и не утвержден порядок регистрации и учета БПЛА. Да, разумеется, беглый запрос в поисковой системе выведет на целый ворох документов, касающихся регистрации и разрешений на полеты. Даже с названиями структур, которые якобы обязаны вести учет.

Любая юридическая фирма предоставляет такой список. Но если жестко и бездумно следовать сырым и несогласованным нормам, то запущенного на пустыре воздушного змея вполне можно счесть несанкционированным полетом летательного аппарата, а родителям сопливого пилота будет грозить солидный штраф.

Временным спасением из тупика оказывается гражданская сознательность и ответственность. Управляя потенциально опасным средством (а тяжелый коптер — это довольно грозное оружие против человека, автомобиля и любого летательного аппарата), грамотный пилот использует его с умом, так, чтобы не нанести никому вреда и не нарушить явные запреты.

А запретных зон, где полеты нежелательны, более чем предостаточно. Навскидку: это мосты, путепроводы, тоннели, федеральные трассы, аэродромы с прилегающей территорией, государственные учреждения, приграничные зоны, военные объекты, объекты энергетики, нефтегазовые производства. Что же остается?

Обеспечить безопасность окружающих (а также свою и коптера) можно только тщательным планированием сценария полета и съемки. Например, следует воспользоваться картографическими сервисами. Отыскав на карте потенциально интересное место (в данном случае это хитро-извилистая речушка), нужно убедиться в наличии подъездных путей к нему, а также в отсутствии жилья хотя бы на километр вокруг. Осталось поставить метку и далее полагаться на включенный навигатор.

Лишь в таких условиях вы гарантированно никому не помешаете и сохраните оборудование в целости. А полученные кадры вполне могут украсить видовой фильм.

Но это крайности. Все-таки граждане, проживающие в так называемой «глуши», к полетам БПЛА относятся или благосклонно, или с живым интересом. Но чем кучнее вокруг, тем выше вероятность столкнуться с активистом, растрачивающим свою жизненную энергию на благое, как ему кажется, дело.

Кроме того, некоторые дроны просто откажутся взлетать, если находятся в месте, где полеты запрещены.

Мы еще вернемся к правовым вопросам использования мультикоптеров, но основная диспозиция остается неизменной: перед полетом нужно включать не только дрон, но и голову. В таком случае не придется иметь дел с остальными двумя частями нормы права — с гипотезой и санкцией.

Программное обеспечение

Теперь коснемся такого важного аспекта, как программное обеспечение. Очевидный факт: чем дороже аппарат, тем продуманнее и функциональнее его софт. Речь не о ПО, составляющем мозг коптера, в которое лезть запрещено. Имеется в виду пользовательское приложение или несколько приложений под разные платформы, с помощью которых осуществляется настройка, управление, просмотр видеотрансляции, задается целеуказание и происходит иное «общение» с коптером.

Рассмотрим такое ПО на примере приложения, которым комплектуется квадрокоптер Xiaomi Mi Drone 4K. Популярность этого аппарата объясняется его невысокой стоимостью и наличием продвинутых характеристик: долгое время полета, программируемые режимы и высококачественная камера с разрешением 4K.

Это, конечно, не идеал функциональности, однако можно не сомневаться: даже такой скромный набор возможностей используется большинством пилотов разве что наполовину.

К примеру, оператор может дать коптеру несколько разных команд: автоматический взлет и приземление, полет по заданному маршруту, полет к объекту на карте, облет объекта по кругу, отлет от объекта с уходом вверх и т. д.

Минус этих функций заключается в том, что все эти команды можно дать лишь во время работы двигателей, то есть когда дрон уже находится в воздухе на автопилоте в режиме зависания. Но беда в том, что запас аккумулятора во время полета тает буквально на глазах.

Следующие функции должны присутствовать в приложении для каждого серьезного коптера: настройки камеры (экспозиция, разрешение при съемке и т. д.), отображение карты с указанием местонахождения.

Как управлять квадрокоптером: учимся делать это правильно
Настройки экспозиции

В хорошем приложении обязательно имеются и другие функции, так называемые «офлайновые», которые могут быть востребованы не в полете, а позже. Это просмотр и «расшаривание» записанных фото- и видеоматериалов, просмотр статистики по полетам. Есть даже возможность просмотра подробнейших логов, которые ведутся при каждом взлете и автоматически сохраняются, как это делается «черными ящиками» самолетов и вертолетов.

Как управлять квадрокоптером: учимся делать это правильно
Статистика налета

Убедиться в наличии подобных функций можно, не только изучив руководство пользователя, но и почитав тематические форумы. Последние содержат в сотни раз больше полезной информации, чем скупые и лаконичные официальные источники.

Прочие трудности, секреты и загвоздки будут раскрыты лишь со временем. Например, такие, как проблема аккумуляторов. Любому владельцу коптера крайне желательно всегда иметь запасную батарею, хотя бы одну. Этим не только увеличивается время загородных полетушек, но и экономится ресурс батарей.

Например, за год эксплуатации дрона с одной батареей (около 60 км налета) ее общая емкость упала как минимум на треть, теперь ни о каких 27 паспортных минутах нет и речи — время полета снизилось до 15 минут. Но фирменное приложение эту «мелочь», к сожалению, не показывает.

Размеры квадрокоптеров, как правильно выбрать

Один из самых важных параметров. Как говорилось выше, даже полупрофессиональные модели квадрокоптеров могут быть весьма миниатюрными. Однако самые маленькие девайсы страдают от всё той же беды — ветер их буквально сносит. Тем не менее, иногда всё же есть смысл приобрести дрон, помещающийся на ладони.

Если он обладает хорошим пультом, то это позволяет приступить к изучению управления. Летая над мягким ковром, можно не переживать, что вы сделаете что-то не так. Да и бытовой технике миниатюрный девайс вряд ли причинит какой-то заметный ущерб. Однако от телевизоров и мониторов лучше держаться подальше.

В целом, квадрокоптер маленького размера служит для развлечения. На него не повесить даже самую маленькую камеру — такое изделие не предназначено для поднятия дополнительного веса. Но зато подобное устройство легко взять с собой, например, в поездку к родственникам. Поверьте, ваши бабушки и дедушки будут удивлены даже такому дрону!

Если же вы хотите ощутить настоящее управление квадрокоптером, то лучше взглянуть на модели среднего размера. Да, с их переноской возникнут проблемы — придется использовать хотя бы традиционный рюкзак. Но зато изделие спокойно сможет летать на улице, когда нет очень сильного ветра.

При этом подобные девайсы всё ещё подходят для того, чтобы опробовать их дома — для этого в комплекте можно найти защитные дуги. Другой важной особенностью дрона среднего размера является возможность смены аккумулятора. Дополнительные батареи для каких-нибудь Syma или Holy стоят очень недорого, а иногда они поставляются вместе с квадрокоптером.

Самые большие дроны нужны только для тех случаев, когда вам требуется видеосъемка с высоты или транспортировка какого-то груза. Изделия среднего размера если и оснащаются камерой, то весьма крошечной — получающееся видео выкладывать куда-то будет стыдно. Впрочем, исключения из правила случаются всё чаще, что не может не радовать.

Крупные квадрокоптеры брать с собой достаточно сложно, так как они занимают собой практически весь рюкзак. Компания DJI даже выпускает собственные рюкзаки, рассчитанные под конкретную модель дрона, идеально защищающие девайс от повреждений.

Режимы полёта дрона

Существуют различные режимы полёта в зависимости от установленного в дрон контроллера полёта (ПК/Flight Controller): KK2/Multiwii/Naze32/ArduCopter и другие). Наиболее распространенными режимами являются:

«Acro mode» (Rate mode/Manual mode) — в этих режимах электронные помощники отвечающие за стабилизацию дрона будут отключены. Скоростные показатели достигнут максимальных значений. Пилотирование смогут осуществить лишь продвинутые пилоты.

«Self-level mode» (horizon mode) – в данных режимах электроника отвечающая за стабилизацию дрона (гироскоп, акселерометр) активна, ограниченны расходы (скоростные показатели). Режимы хорошо подходят для обучения пилотированию.

Attitude Holding Mode — данный режим полёта контролируется бортовой электроникой отвечающей за стабилизацию дрона, активна функция удержания высоты, реализованная посредством бародатчика (барометра). Осуществляя полёт в этом режиме, если пилот отпустит стики/джойстики, квад не упадёт, как это могло бы быть при использовании выше указанных режимов, а зависнет на занимаемой в момент полёта высоте.

Пилоту же необходимо будет контролировать горизонтальное смещение/дрейф коптера, например, из-за присутствующего ветра. Режим оценят новички, но все же, не стоит использовать его при обучении пилотированию, так как полученный опыт не будет полноценным.

GPS Attitude Holding Mode – работает при непосредственном участии GPS модуля. Данный режим полёта контролируется бортовой электроникой отвечающей за стабилизацию дрона. Активна функция удержания позиции реализованная посредством GPS. Дрон привязывается к точке координат и позволяет точно зависать без смещения/дрейфа, даже если на него воздействуют внешние факторы, например, такие как ветер.

На практике вы встретите куда больше режимов полёта. Как уже говорилось выше, это зависит от установленного в дрон контроллера полёта. Но алгоритм работы в целом у всех будет схожим.

Соотношение цены и функциональности

Для того чтобы непосвященный читатель, которому адресована статья, имел представление о том, как тесно способности коптера связаны с его ценой, приведем небольшую табличку, где присутствуют характеристики четырех летательных аппаратов разной стоимости и разных «весовых категорий».

 Hubsan X4 Desire FPV H502SWalkera AiBaoXiaomi Mi Drone 4КDJI Mavic Pro
Цена
Размеры, масса165×165×60 мм, 145 г230×230×151 мм, 570 г310×380×53 мм, 1390 гскладная конструкция, 83×83×198 мм, 743 г
Время полета12 мин.18 мин.27 мин.27 мин.
Тип управления, дальностьрадио 200 м, пульт д/у в комплектерадио 1500 м, пульт д/у в комплектерадио 2000 м, пульт д/у в комплектеWi-Fi 80 м, радио 4000 м, пульт д/у в комплекте
ДатчикиGPS, датчик высоты, магнитометрGPS, Глонасс, датчик высоты, магнитометрGPS, Глонасс, акселерометр, магнитометр, ультразвуковой датчикGPS, Глонасс, акселерометр, датчик высоты, магнитометр, ультразвуковой датчик, оптический датчик
Тип камерывстроена в корпусвстроена в корпусвнешняя, трехосевой гироподвесвнешняя, трехосевой гироподвес
Разрешение видео720p2160p2160p2160p
Трансляция видеопотокадададада

Какие основные различия можно отметить в этой табличке, какие параметры изменяются вместе с ростом цены? Первое — время полета. Чем дороже коптер, тем более емким аккумулятором он обладает. Однако существует некий предел — те самые пресловутые полчаса, — что вызвано естественными технологическими ограничениями (для подъема большой массы требуется больший запас энергии, что ведет к увеличению массы, цикл повторяется).

Также вместе с ценой увеличивается количество датчиков, которыми обвешан коптер. Если в недорогих моделях присутствует лишь геопозиционирование, компас и высотомер, то старшие модели могут похвастаться наличием акселерометра и оптико-ультразвуковых датчиков, помогающих удерживать неподвижность и избежать незапланированной «встречи» с препятствием.

Еще один существенный фактор — расстояние, на котором возможно прямое управление коптером. Оно достигает 200 метров в «игрушечных» моделях и нескольких километров в дорогих устройствах — причем с возможностью просмотра прямой видеотрансляции, идущей с камеры дрона.

Ясная погода тоже может быть нелетной

Вопрос эксплуатации при неблагоприятных погодных условиях — еще одна довольно спорная дилемма. Летать не рекомендуется даже при высокой влажности или при сильном ветре, особенно с порывами. Для дронов разных конструкций существует свой предел, в среднем критической скоростью ветра считается 12 м/с (но это справедливо только для самоуправляемых коптеров, оснащенных системой автовыравнивания со всеми положенными датчиками). Вопрос же полетов в дождь на обычном незащищенном коптере вообще не обсуждается, это табу.

Что касается зимнего периода, то здесь все сложнее и противоречивей. Например, если осторожные пользователи будут жестко следовать диапазону рабочих температур, указанному в руководстве, то они рискуют не общаться с дроном по 6 месяцев в году, с осени до лета.

На самом же деле морозы, в отличие от жары, вовсе не опасны для электроники. Основную угрозу несет не мороз, а конденсат, возникающий с переходом от низких температур к высоким. Либо снег: мелкие снежинки, проникнув внутрь какого-либо агрегата (в моторы, например), могут превратиться в капли воды.

Для безопасного полета в зимних условиях достаточно как можно дольше держать коптер — особенно его аккумулятор — в сухости и тепле (дома, в кабине автомобиля, за пазухой), не давая охладиться до экстремально низких температур. Автор, случалось, осуществлял полеты и при 20-градусных морозах.

Но делал это на свой страх и риск, летая аккуратно, без резких движений, поскольку некоторые элементы пластиковой конструкции становятся хрупкими, а также изменяют свой объем и размеры из-за неминуемого охлаждения, что в теории может повлечь за собой механические неполадки.

Важный фактор, мешающий полноценному использованию дронов в зимних условиях: при температурах ниже нуля возможно замерзание мягких резиновых демпферов подвески камеры.

Эти амортизаторы на морозе твердеют и уже не могут эффективно гасить мелкую вибрацию от работающих моторов, которая начинает передаваться на корпус камеры. Это приводит к появлению в съемке заметной дрожи. Такую высокочастотную тряску, напоминающую тремор руки фотографа, может победить разве что оптическая система стабилизации, но оптических стабилизаторов в микрокамерах не встречается — это удел полноразмерных камкордеров. Ну и, возможно, некоторых дорогих смартфонов.

И кстати, переохлаждения аккумулятора во время полета дрона при низких температурах бояться не стоит. Мощные моторы активно потребляют энергию, что приводит к интенсивному разряду батареи и ее нагреву. Причем такому нагреву, что аккумулятором, вынутым из только что отлетавшего коптера, можно согреть озябшие руки.

Заключение

Кажется, в этом небольшом материале мы успели отметить все самое важное. Хотя, если подумать, за кадром остались десятки, а то и сотни нюансов. Большинство из них известны опытным пользователям, но кое-какие тонкости могут не знать даже асы. Попробуем суммировать явные факторы, которым должно следовать как при выборе дрона, так и при его эксплуатации.

При подборе коптера следует обращать внимание на следующую совокупность положительных признаков:

  • бесколлекторные двигатели (желательно четыре)
  • большое полетное время (не менее 25 минут)
  • заменяемый аккумулятор
  • возможность прямого управления на больших расстояниях (хороший показатель — два километра)
  • по возможности полный набор датчиков (GPS, Глонасс, акселерометр, датчик высоты, магнитометр, ультразвуковой датчик, оптический датчик)
  • внешняя камера с трехосевым амортизирующим подвесом
  • высокое разрешение при съемке (желательно 4K) с высокой разрешающей способностью и отсутствием оптических искажений
  • высокое качество программного обеспечения для пользователя, независимость от платформ и моделей мобильных устройств
  • наличие в магазине запасных частей и «расходников» для коптера (в первую очередь — лопасти и аккумулятор)

Ориентировочная стоимость коптера, который отвечает всем предъявляемым требованиям, начинается от 30-40 тысяч рублей (цена актуальна на конец 2021 года). Дроны с ценой выше этой, как правило, являются более функциональными. Однако тут действует известный закон изменения цены однотипных товаров: рост качества и функциональности происходит не прямо пропорционально цене.

То есть, упрощая, цена коптера (как и любого сложносоставного высокотехнологичного устройства) растет не в арифметической, а в геометрической прогрессии. Если дрон условно на 10% «лучше», то стоить он будет не на 10% дороже, как того требует логика, а на все 100%.

Эксплуатация коптера также требует соблюдения множества правил. Вот несколько бесспорных и безусловных:

  • не нарушать законодательство (если оно есть; если же нет — действовать так, словно оно существует)
  • ни в коем случае не доверять управление коптером детям, даже под присмотром
  • по возможности дольше летать в режиме «новичка», до достижения необходимого уровня опыта
  • не лихачить, не летать в дождь, снег и при сильном ветре
  • не вести съемку в условиях недостаточной освещенности — ничего, кроме разочарования, от этих шумных и размытых вечерне-ночных фотографий и видеороликов не получишь

Прочие знания придут позже. Если коптер не будет заброшен на дальнюю полку, то пользователь достаточно скоро освоит ухищрения при калибровке датчиков, узнает о способах увеличения дальности управления, способах создания панорамных фото, секретах восстановления «битого» видео.

Сумеет подобрать карту памяти для камеры, изучит особенности работы пульта ДУ, в том числе совместно с мобильным устройством, одолеет хитрости запуска на местности с разными источниками магнитного поля, решит вопросы с зарядом батарей и их хранением, решит вопрос с транспортировкой коптера, и так далее. Короче говоря, постигнет все те вещи, знать о существовании которых покупатель не должен.

Сейчас читают:  Электрический триммер какой взять? - обсуждение на форуме

Оставьте комментарий