«Флотская чарка»: Как в Российском императорском флоте появилась традиция водочного пайка, и почему  ← Hodor

«Флотская чарка»: Как в Российском императорском флоте появилась традиция водочного пайка, и почему ← Hodor

Законная чарка в российском императорском флоте

«Флотская чарка»: Как в Российском императорском флоте появилась традиция водочного пайка, и почему  ← Hodor

Петр I, основатель российского флота во многом копировал традиции голландского флота, естественно, помимо прочих и встал вопрос от том, какой напиток употреблять в армии и на флоте зарождающейся Российской империи.

На голландских кораблях употребляли пиво и джин, на испанских в вине вымачивали лимоны, чей сок считался лучшим средством от цинги, англичане предпочитали ром…

Напиток, прежде всего, должен быть доступен в необходимых количествах для растущей армии и флота. Ром в русской действительности был довольно дорог, также как и вино, поэтому выбор был не богат и очевиден.

Воинский устав Русской Армии 1716 года определил помимо прочего нормы питания военнослужащих. В день военнослужащий должен был получить помимо прочего: пива -1 гарнец ( 3,27 литра), две чарки «хлебного вина»; на флоте «хлебного вина» всего четыре чарки в неделю.

Объем чарки был установлен в 1/100 часть ведра ( около 120 мл).

Предусмотрительно воинский артикул оговаривал наказания за пьянство как для нижних чинов, так и ответственность офицеров. Например, «В бою или в виду неприятеля полагалось «лишать живота», вне зависимости от чина. Если же проступок обнаруживался при нахождении в карауле, то «лишение живота» могло быть заменено вечной или длительной ссылкой на галеры, «по важности вины». Пьянство в момент плавания под парусами гарантировало офицеру потерю месячного жалованья, а рядовому — наказание «кошками» у мачты…»

«Флотская чарка»: Как в Российском императорском флоте появилась традиция водочного пайка, и почему  ← Hodor

Распитие грога. 1893 «Дмитрий Донской»

Русским морякам новая традиция пришлась по вкусу, но ее переняли с некоторыми изменениями. В России вино выносилось на палубу не в деревянной кадушке, а в специальном медном, луженном изнутри сосуде – ендове. Раздачей заведовал баталер (заведовавший продовольственным и вещевым снабжением экипажей кораблей и береговых флотских команд) отмечавший получение продукта экипажем в «форменной книге». По требованию врачей чарку разделили на две части: две трети в обед, одна треть — в шесть часов вечера.

Однако установленную пропорцию соблюдали редко: у баталера имелась мерная получарка которой просто половинили дневную дозу.

Процесс выглядел следующим образом: «За пятнадцать минут до обеда с вахты отдавалось приказание «Вино достать». По этой команде караульный начальник получал от старшего офицера ключи от ахтер-люка и в сопровождении вахтенного офицера, баталера и баталерского юнги открывал ахтер-люк. Баталер наполнял ендову вином из бочки.

Ахтер-люк закрывался, и процессия шла на шкафут, где и ждала команды «Вино наверх», даваемой за пять минут до обеда.

Вино выносилось на шканцы, устанавливалось на особом табурете, покрытом чистой парусиновой подстилкой. На верхний открытый край ендовы клалась чистая дубовая дощечка, а на нее – чарка. Форма чарки также в старорусском стиле. По команде «К вину» все имеющие дудки делали первый, предварительный призывный сигнал.

По этому сигналу все унтер-офицеры и боцманы располагались вокруг ендовы, стоявшей в центре; троекратно подавался сигнал дудками, очень красивый и мелодичный.

После этого в порядке старшинства, начиная с боцмана, каждый с почтительно-торжественным лицом подходил к ендове, зачерпывал вино и, подставляя ладонь левой руки под чарку, чтобы ни одна капля не упала на палубу, с чувством полного блаженства на лице медленно ее выпивал.

Интересно при этом отметить, что каждый, подходя, снимал фуражку и пил чарку с непокрытой головой. Делалось это в силу постоянного обычая отдания уважения шканцам и флагу. Баталер отмечал в книге всякого выпившего чарку….»

Перед приемом чарки полагалось снять шапку, осенить себя крестным знамением, а после поклониться и передать емкость по очереди. Закусывать и тем более запивать чарку не полагалось.

«Флотская чарка»: Как в Российском императорском флоте появилась традиция водочного пайка, и почему  ← Hodor

Выдача водки матросам на крейсере «Россия»

С этой традицией связано понятие «адмиральский час», означавшее время приступать к винопитию перед обедом. «Адмиральский час» ведет свою от привычки Петра I «в 11 часов после трудов праведных пить водку с сотрудниками своими», в числе коих были и члены Адмиралтейств-коллегии. Сравнительно ранее время для употребления спиртного не было таким уж и ранним, просто напросто Петр был «жаворонком» вставал в пять утра, а обедал как раз в 11 часов.

У адмиральского часа есть и другое значение — два часа отдыха после работы и полуденного обеда. На кораблях российского императорского флота свято соблюдали это правило, особенно в отношении нижних чинов. Эта традиция сохранилась и до сих пор- в адмиральский час в море не проводят тренировки и не играют учебные тревоги без особой надобности.

«Флотская чарка»: Как в Российском императорском флоте появилась традиция водочного пайка, и почему  ← Hodor

На палубе броненосного крейсера «Рюрик» перед раздачей винной порции

Также как на других флотах нормы выдачи постепенно менялись, к середине XIX века нижнему чину полагалось 20 чарок в месяц, а к концу века нормативы были следующими: в военное время строевым нижним чинам по одной чарке три раза в неделю, нестроевым — по две чарки в неделю; в мирное – 15 чарок в год по праздникам, а также по усмотрению командира «для поддержания здоровья, в ненастье, после продолжительных учений и парадов».

«Флотская чарка»: Как в Российском императорском флоте появилась традиция водочного пайка, и почему  ← Hodor

В кают-компании корвета ВИТЯЗЬ, зима 1893 г.

Таким образом, на русском флоте выдача водки была не только частью снабжения, но и как поощрение, которое регулировалось капитаном.

Произошедшее снижение нормы флотской чарки было вполне обоснованным, т.к. тяжелых работ связанных с парусами становилось все меньше — флот становился паровым.

«Флотская чарка»: Как в Российском императорском флоте появилась традиция водочного пайка, и почему  ← Hodor

Интерьер кают-компании кресера «Адмирал Нахимов»

К слову сказать, на русском флоте хорошо и довольно успешно стимулировался и отказ от чарки. Например, к концу XIX века за невыпитую чарку выплачивали «заслугу» — 2 руб. 40 коп. в месяц, за 7 лет действительной службы сумма выходила очень значительная. Перспектива уволиться со службы с капиталом не только за полагающиеся чарки, но и с дополнительными наградными чарками «за усердную службу» привлекала многих…

«Флотская чарка»: Как в Российском императорском флоте появилась традиция водочного пайка, и почему  ← Hodor

Императора Николая II встречают на корабле с чаркой водки

С началом XX века разговоры об отмене флотских чарок усилились, сторонники и противники ломали копья, но последнее слово осталось за императором Николаем II. На флоте искренне полагали что царь, который никогда не отказывался от традиционной чарки, которую ему подносили во время визитов на военные корабли. выберет сторону моряков. Однако вышло совсем иначе.

Приказ Генерального штаба гласил: «Государь император в своих непрестанных заботах о благе армии, дабы оградить ее от признанных опытом и наукою вредных последствий употребления спиртных напитков и охранить в ней вящую силу, здоровье и твердость духа, столь необходимые для боевой готовности, как в мирное, так и в военное время, высочайше повелеть соизволил принять к неуклонному исполнению «Меры против потребления спиртных напитков в армии».

Далее шли собственно «меры», вот выдержки из них:

1) Начальствующие лица, начиная с самых высших, обязаны принимать все меры к сокращению во вверенных им частях потребления спиртных напитков, действуя в этом направлении личным примером…
2) Появление офицера в нетрезвом виде где бы то ни было, а особенно перед нижними чинами, считается тяжким проступком…
3) В аттестацию каждого офицера обязательно должно вноситься вполне определенное указание об отношении его к употреблению спиртных напитков…
4) При исполнении всяких нарядов и служебных обязанностей… употребление спиртных напитков воспрещается.
5) Офицерские собрания не должны служить местом для кутежей…
14) Все, что в настоящих правилах говорится об офицерах, касается в равной степени военных врачей и всех вообще военных чиновников и военного духовенства…
15) Нижним чинам всех категорий в течение состояния их на действительной военной службе… воспрещается потребление спиртных напитков…
16) Не разрешается посылать нижних чинов в трактиры, винные лавки, погреба за покупкой и приносом спиртных напитков…
22) Начальствующие лица и духовенство обязаны содействовать всеми мерами привлечению нижних чинов в полковые общества трезвенников…
24) С тою же целью отвлечения от вина обратить внимание на развитие спорта, устройство состязаний в виде гимнастических, стрелковых, конных, ПАРУСНЫХ и других праздников…

По этому случаю контр-адмирал Г.И.Бутаков вспоминал, что после отмены чарки один матрос на «Дмитрии Донском» с горечью сказал ему: «Эх, ваше высокоблагородие, ведь мы за чарку служим!».

«Флотская чарка»: Как в Российском императорском флоте появилась традиция водочного пайка, и почему  ← Hodor

Настоящая чарка

Эти меры совпали с началом Первой мировой войны, что не добавило популярности царю, как на флоте, так и в армии…

Отмена чарки не только ударила по престижу Николая II, но и спровоцировала еще один серьезный аспект.

Церемония выдачи вина, была не только дорога моряку как традиция, она укрепляла дисциплину, лишний раз напоминая об основе основ – понятии о старшинстве, о шканцах.

Упразднение чарки лишало возможности наградить матроса так, как это делалось столетия. Чарка была упразднена, но чарочные деньги сохранили, хотя их прежнего значения уже не было.

Из чего ели и пили моряки

Для начала замечу, что у нас на ракетном катере офицеры, мичманы и старшины с матросами питались, как говорится, из одного котла. Никаких отдельных блюд не готовилось. Различие было в посуде. Матросы ели из алюминиевых мисок и пили из эмалированых кружек. В миниатюрной кают-компании, где за одним столом размещались офицеры и мичманы, на нём расставлялись тарелки из простенького фаянса, но позже перешли на пластик голубого цвета, как менее подверженный разбиванию. Напитки подавались в стеклянных стаканах.

Кстати, интересный штрих. Один из мичманов в летах рассказал по случаю, как происходила передача торпедных катеров проекта 206 в ГДР. В частности, когда алюминиевая посуда была принята и тщательно пересчитана, её выбросили за борт. Братья по оружию такой не пользовались, на катера тут же была доставлена посуда из фаянса. А может и фарфора, кто их разберёт?

Готовя статью, вспомнил кувшин, в который мама наливала молоко в дни моего дальневосточного детства на берегах залива Владимира. Тихоокеанцы, вам не надо напоминать, где находилась славная Ракушка? 🙂

Кувшин выглядел вот так:

посуда

Рабоче-Крестьянский Военно-Морской Флот. Он называется кувшин-молочник. На флоте, блин. Изготовлялся в 20-30-е годы, фарфоровый. Поставлялся на корабли в комплекте посуды для кают-компаний, вот он, правда без тарелок:

посуда1

Я отчётливо помню ещё заварочный чайник и солонку. Когда покидал родительский дом в 1967 году, кувшин был всё ещё жив, а может и сейчас верно служит в посудных войсках на кухне моей сестры.

Одним из главных врагов посуды на корабле помимо кривых рук посудомойщиков является качка. В более древние времена посуда изготовлялась из небьющегося олова, но уже во времена Петра I стекло шагнуло на корабельные столы и билось при качке, само собой.

Существует легенда, (а может это и правда), что именно тогда был изобретён гранёный стакан из зелёного особо прочного стекла, вот такой:

посуда5

Упав на стол, он скатиться с него благодаря своей форме практически не мог, а если и падал на палубу, то разбивался исключительно редко. В книге о флоте В.А.Дыгало упоминается, что за четыре последних года жизни Петра для флота изготовили около 13 000 таких стаканов, примерно столько же, сколько и пушек 🙂 И только в 1756 году гранёные стаканы стали производить и для сухопутных потребителей.

Есть и другие формы для предотвращения падения со стола посуды. Это вот кружка из США:

посуда2

А это графин-декантер:

посуда3

Пишут, что корабельный, капитанский. Может быть, но меня заинтересовало словечко “декантер”. Оказывается, люди, которые подкованы в этих делах, переливают в такие графины молодое вино, чтобы оно, постояв в нём часа три перед употреблением, максимально насытилось кислородом благодаря большой свободной поверхности. В комментариях к этой статье на Дзене, где первоначально появляются все мои статьи о море и моряках, меня аккуратно ткнули носом, что декантер всё-таки отличается по внешнему виду и выглядит так:

«Флотская чарка»: Как в Российском императорском флоте появилась традиция водочного пайка, и почему  ← Hodor

И пробок у них не бывает. А на снимке просто графинчик, коих и в ресторане можно повстречать. Ну что ж, век живи, век учись перепроверять всё, на что наткнёшься в интернете 🙂

Выходит, то, что графинчик именно морской – не факт, но выглядит красиво.

P.S. Больше о море и моряках на моём канале
https://vseopilah.ru/amico

«Флотская чарка»: Как в Российском императорском флоте появилась традиция водочного пайка, и почему  ← Hodor

§

шхера

Иду как-то по штормовому коридору своего катера и слышу какую-то возню в шахте забора воздуха носового машинного отделения. Эта шахта может перекрываться противопыльным фильтром, он представляет собой раму, в которую вставляются сделанные из металлической сетки в несколько слоёв кассеты. Обычно она стоит в вертикальном положении, но при нужде снимается со стопоров и перекрывает шахту наискосок.

Приоткрыл небольшую дверцу, ведущую в шахту, и вижу матросскую задницу, торчащую из-за слегка отклонённой от вертикального положения рамы. Делать там абсолютно нечего, ясно, что боец что-то “шхерит”, а на обычном языке прячет.

“Как всем известно” ™, шхеры – это лабиринты из скалистых островков и узких извилистых проток между ними, где очень легко заблудиться или наоборот, намеренно спрятаться. Это словечко давно поселилось в морском жаргоне, обозначая потаённое место на корабле. Есть и производные от него – глаголы зашхерить (есть вариант с буквой К, зашкерить) – спрятать, зашхериться – спрятаться самому, а также прилагательное зашхеренный.

Героем оказался молодой электрик по кличке “Киса”, высокий белобрысый ленинградец, довольно неловкий добродушный парень первого года службы. Ясно, что три бутылки портвейна он прятал не для себя, а по поручению старших товарищей. Я не счёл нужным его наказывать, а просто вывел на бак и расколотил при нём эти бутылки о привальный брус, чтобы остались следы и Киса смог бы доказать своим поручителям, что не скрысил сам, а действительно механик совершил это кощунство.

Второй интересный случай с зашхеренным был связан тоже, как ни странно, с воздухозаборной шахтой. Только если на ракетных катерах воздух в шахты забирается через жалюзи наверху штормового коридора, то на торпедных крылатых проекта 206М в кормовую машину воздух попадает через жалюзи в задней части этого коридора, на фото обозначено стрелкой.

Сейчас читают:  Лобзик циркуль

Нам было поручено расконсервировать такой катер, стоявший в Черноморском, привести машину в рабочее состояние и перейти в Балаклаву на СРЗ, где его должны были лишить крыльев, торпедных аппаратов и в качестве артиллерийского отправить на Сейшельские острова (и там довелось побывать).

Сколько он стоял в “консервах”, не помню, что несколько лет – это точно. Когда корабль законсервирован, принимаются меры для его максимальной герметизации, чтобы свежий воздух, содержащий влагу, не проникал внутрь, вызывая коррозию, а во всех помещених расставляются противни с силикагелем, круглыми гранулами, поглощающими влагу из уже имеющегося воздуха.

Стали снимать металлический щит, закрывавший эти кормовые жалюзи, там болтов 30 как минимум было. И обнаружили за ним свёрток из клеёнки, содержавший прекрасно сохранившийся комплект новенькой матросской формы №3. Кто и с какой целью её там зашхерил, осталось конечно, тайной. Но обычно шхера должна быть достаточно легкодоступна. Не представляю, как планировалось добывать форму обратно, учитывая такое колиство крепежа. Так она там и осталась, не дождавшись хозяина.

В училище на первом курсе пытались зашхериться от участия в утренней физзарядке, когда уже наступала холодрыга, но продолжали выгонять из казармы в одних трусах и “гадах”. Но эти попытки быстро прекратились, все шхеры в казарме дежурная служба давно знала наизусть.

На эсминце во время моей первой корабельной практики матросы шхерили в машинно-котельном отделении “птюхи” – хлеб с маслом и сахар, в расчёте схомячить их в удобный момент. Не потому ли там было полно крыс, а тараканы маршировали по машине во всех направлениях, особенно по изоляции в верхней части котлов. Там, кстати, были зашхерены и матрасы с одеялами, где годки почивали, зашхерившись от начальства.

Но если “шхера” – это нелегитимное хранилище, то “кандейка” – вполне себе законное, обычно небольшое помещение для хранения всякой всячины. Это слово в таком значении я слыхал на флоте неоднократно, но параллельно кандейкой можно было назвать пустую банку из-под краски, например – “возьми кандейку, сходи к боцману, пусть нальёт “слоновки” подкрасить дизель”.

Такие различные значения одного слова меня заинтересовали и вот что я накопал. Изначально кандия есть церковный сосуд, используется в частности для переноски святой воды, вот так она может выглядеть:

шхера1

Но в то же время она может служить и для подачи звуковых сигналов во время церковной службы:

шхера2

Согласно древним Уставам, в греческих и русских монастырях во время трапезы игумен ударом лжицы о край металлической кандии извещал о начале и об окончании трапезы, смене блюд, разрешении пить вино.

Но это кандИя. А вот кандЕя по Далю, это светский сосуд – чашка, чашечка, жбан.

Кроме того, кандеем (кондеем) называют кондиционер, камеру для штрафников (карцер), у Конецкого так называли повара на рыбацких судах, в некоторых местностях питейные заведения и даже эстрадного певца и музыканта Алексея Кондакова.

P.S. Больше о море и моряках на моём канале
https://vseopilah.ru/media/amico/jurnal-o-moriakah-i-flote-s-15-tysiachami-podpischikov-polnoe-oglavlenie-5c2364bb48936900a9801dd4

«Флотская чарка»: Как в Российском императорском флоте появилась традиция водочного пайка, и почему  ← Hodor

§

рынок

Восхитительная новость пришла из краёв рыночной экономики: Всемирная торговая организация признала, что ЕС 15 лет незаконно субсидировал производство Эрбаса. 15 лет, Карл!! Вот она, невидимая рука рынка! Вот она, святая Конкуренция!

А в апреле этого года та же самая ВТО признала, что в свою очередь США незаконно субсидировали Боинг в сумме 12 млрд. долларов. Что не помешало вынести окончательное решение в пользу американцев: им позволено ввести санкции против европйцев в размере 7-7,5 млрд. Что неудивительно, иначе бы зачем американцы так топили в своё время за создание этой конторы?

Причём США планируют обложить пошлинами не только европейские самолёты и авиакомплектующие, но также ряд продовольственных товаров, включая сыр, оливковое масло, апельсины и муку. Забавно – где самолёты, а где апельсины. А что сказал агент Дональд по этому поводу? Это большая победа для США, не так ли? При прошлых президентах такого не было. С тех пор, как я стал президентом, у нас много побед по ВТО. Семь миллиардов долларов — не плохо.
Нам, бывшим “совкам” не понять, но по мнению западных “партнёров” это справедливо. Вот тебе и рынок, вот тебе и честная конкуренция и та самая невидимая рука, которая всё отрегулирует без участия государства. Эта же рука удавила бывшую российскую авиапромышленность в гражданской сфере, очень западным гражданам мешал жить шум советских авиадвигателей. И вместо того, чтобы вложить деньги в создание новых двигателей, наши рыночники практически зарубили производство пассажирских самолётов вообще, заводы обанкротили, средства попилили, вырученные деньги закрысили.

Теперь в муках и при затратах неизмеримо больших выродили Суперджет, будущее которого так и неясно, да и не российский он по большому счёту – и на подходе МС-21, судьба которого тоже таится во мгле. Вдобавок наши решили скооперироваться с китайцами в создании нового широкофюзеляжного самолёта. Китайцы не имеют опыта в их создании, а наш ИЛ-86 был создан ещё много-много лет назад.

Сомневаюсь ли я, что китайцы, приобретя такой опыт, выдавят потом наших из этого сегмента рынка, используя свои неисчислимые финансовые возможности? Нисколько. Лохов учат, но так и не могут научить. Да и лохи ли с нашей стороны занимаются этими аферами? Возможно, у них есть свои интересы, личные?

Если отвлечься от авиации, то приходит на память многое, что втирали в мозги людям в рамках “рыночной” экономики. Помните истерики насчёт озоновых дыр? Альберт Гор в своё время на этом заработал порядка 100 миллионов долларов. Ну и где эти озоновые дыры нынче и кто помнит о них вообще?

Нынче в раскрутке новый психоз, связанный с именем Греты Тунберг. У которой украли детство в отличие от этих никому неведомых негритят.

рынок1

Ей приписывают некие болячки, влияющие на её сознание, но я не хочу в эту область вдаваться. По версии “Тайм”, она входит в список 100 самых влиятельных людей в мире. Кто это может проверить? Как это можно оценить? Зачем её так рекламируют?

Я согласен с её словами, что у неё украли детство. И это сделали большие дяди, раскручивающие её, и которые наверняка готовят что-либо новенькое в области экономики, которое сильно удивит простаков, верящих, что такие вещи происходят сами по себе. Невидимая рука рынка дёргает за ниточки, управляющие несчастной девочкой.

6633_original

§

Что интересно, мины были в основном советского и российского производства. В ходе войны за независимость Бангладеш от Пакистана, (кто ещё помнит о ней?) длившейся 9 месяцев и превратившейся в войну между Пакистаном и Индией, мины валили в воду как бангладешские повстанцы, так и пакистанские военные. Так вот, пакистанцы использовали русские мины образца 1902 года. Наши в своё время безвозмездно передали их братскому Китаю, а братья потом перепродали небратскому Пакистану.

На минах этих подорвалось очень много судов и крупнейший порт Бангладеш Читтагонг был практически блокирован. Индийские ВМФ взялись было их тралить, понятно, что никаких планов минных полей не было. В результате подорвался индийский тральщик, правда остался на плаву. А тут началась грызня между индийским и бангладешским руководством и индусы заявили, что раз индийские войска выгоняют из Бангладеш, то разминирование проводить затруднительно и быстро это не получится, ну вы поняли.

Меж тем в стране начинался голод, а порт продолжал работать в очень ограниченном масштабе. Тогда правительство Бангладеш обратилось к СССР. А надо знать, что в качестве одного из принципов нового государства был объявлен социализм. Это слово действовало на советское руководство как валерьянка на кота. Правда, будем честны до конца – в состоявшихся выборах участвовали и социалистическая и коммунистическая партии Бангладеш. Потом их там периодически душили конечно, но компартия существует до сих пор. При 160 млн. населения она составляет аж 25 тыс. членов.

А тогда в страну пошли советские корабли с гуманитарным рисом и начата операции по разминированию акватории и очистке её от затонувших судов. На снимке советские моряки за боевой работой:

мины1

Нельзя сказать, что мировая общественность осталась равнодушной. К делу подключилась ООН. На подъём четырёх судов было выделено около 10 млн. долларов. За такие денежки согласились поработать американцы, итальянцы и югославы. Наши, само собой, работали безвозмездно. Имеется в виду государство. Матросы же получали целых 60 фунтов стерлингов в месяц, а офицеры и все 200. На их долю досталось поднимать 26 судов плюс минные поля. Количество наших специалистов, как военных, так и гражданских, достигло полутора тысяч человек.
Дело осложняло то, что многие мины посрывало с якорей. Тропическая жара и сильнейшие течения осложняли работу. В первый же день траления была уничтожена первая мина. Наши попытались привлечь к тральным работам и индусов, но те мудро уклонились от дальнейшего участия, хотя успели уже уничтожить 18 мин. К осени 1972 года советские корабли протралили порядка 2000 квадратных миль, минная опасность в основном была снята, хотя контрольные траления проводились и в 1973 году, а окончательно эти воды наши тральщики покинули весной 1974 года. Наши моряки с местными жителями:

мины

Их труд был оценён по достоинству, несколько десятков награждены орденами и медалями, с некоторых сняты ранее наложенные взыскания. Получили награду они и от природы, из-за качества местной воды многие расстались с большим количеством зубов.

Практически в то же время проводились работы по тралению Суэцкого залива после арабо-израильской войны 1973 года. Тут дела обстояли пожалуй посложнее. Трудно сказать, сколько миллиардов полновесных тогдашних долларов вбухал СССР в вооружение Египта. То, что не в коня корм, стало ясно ещё после войны 1967 года, однако все потери арабами вооружений были вновь возмещены и поток их не прекращался в последующие годы, не считая тысяч наших советников и специалистов, а потом и непосредственно боевых частей, авиационных и ПВО.

Однако в 1972 году новое египетское руководство выперло в кратчайшие сроки всех наших военных с египетской территории, решив, что сами с усами. И в 1973-м развязало новую войну с Израилем. Всем известны её результаты, но в ходе боевых действий были произведены обильные минные постановки на выходах из Суэцкого канала, да и в сам канал много чего попало.

Минировали по-дурному, без точных планов минных постановок, по ночам, используя в том числе и рыбацкие суда. После окончания боевых действий египтяне попытались производить траление своими силами, тральщиков наши им тоже вволю поставили. Но на 7 вытраленных мин произошло два подрыва тральщиков и воины ислама поняли, что так дело не пойдёт.

Обратились к США, Франции и Британии за помощью, но те послали их подальше, согласившись поработать лишь на очистке самого канала. Оно конечно, попроще – малые глубины, чётко обозначенная акватория. Надо сказать также, что минных постановок в самом канале не было, но он был сильно засорён затонувшими судами, военной техникой и боеприпасами.

Годовая очистка канала стоила Египту около всё тех же 10 млн долларов. Прямо единая такса какая-то 🙂

Суэцкий залив достался нашим морякам. 31 мая 1974 года было достигнуто соглашение между Каиром и Москвой, что Советский Союз проведёт разминирование Суэцкого залива – то есть, проливов Губаль. Работа должна была начаться “немедленно”, завершена к 15 августа 1974 г. и проводиться “бесплатно”.

Те, кто греют сейчас пузо в Хургаде, вряд ли подозревают, что на тот момент она стала базой наших тральных сил. О курортах для наших туристов там ещё никто не задумывался, но уже тогда советские термометры с максимальным делением 50 градусов по Цельсию зашкаливало. Поскольку планы минных банок отсутствовали, для точного траления надо было организовать радионавигационные и теодолитные посты на берегу и близлежащем острове. Вот так они выглядели:

мины2

На островке Губаль-Сакир помимо нестерпимой жары и горячих ветров с песком надо было ещё внимательно смотреть под ноги, местность изобиловала змеиными норами.

Траление шло частично  в водах, которые Израиль после оккупации Синайского полуострова считал своими. Многократно израильские военные устраивали провокации, мешая своими катерами идущим боевым курсом тральщикам, когда невозможно изменить направление движения, и совершая непрерывные облёты истребителями и штурмовиками.

Траление проводилось как кораблями, так и вертолётами. Впервые были применены БШЗ – буксируемые шнуровые заряды. Они затягивались от тральщика вертолётом на предполагаемое минное поле и подрывались, вызывая детонацию и контактных и бесконтактных мин в коридоре шириной 40 метров и длиной в 1 километр.

мины3

Дело было новое, не обошлось без накладок. Однажды часть шнурового заряда утонула, на плаву оставался лишь небольшой отрезок. А минное поле же. Пошли к заряду на барказе флагманский минёр ЧФ, представитель завода-изготовителя и сотрудник НИИ-проектировщика. Я не понял, почему, но пишется, что существовала вероятность самопроизвольного подрыва этого устройства.

Но наши герои тем не менее приблизились к плававшему концу заряда и установили на него подрывное устройство. Таймер начал отсчитывать время и тут отказался запускаться мотор барказа. Как вспоминал капитан 2ранга Платонов, “у меня волосы встали дыбом”, хотя он был лыс, как биллиардный шар. И всё же им повезло, взрыв произошёл, когда барказ всё же смог отойти на безопасное расстояние.

Надо сказать, что сведений об установленной кратности взрывателей выставленных мин от египтян получить так и не удалось. А это очень важно, чтобы знать, сколько раз нужно проходить тральщикам, ведь мина скажем три корабля пропустит, а под четвёртым  рванёт. Так и произошло 13 сентября с тральщиком “МТ-33”. 20 пробоин, сорванный с фундамента дизель-генератор, залило румпельное отделение. Для заделки пробоин пришлось даже нырять в цистерну с соляркой, но спасти корабль всё же удалось.

Сейчас читают:  Электрический триммер для ногтей roto clipper в Москве: 500-товаров: бесплатная доставка, скидка-63% [перейти]

Египтяне, получая безвозмездную помощь, не забывали драть с наших моряков деньги за некачественные продукты. Даже воду продавали по два с половиной фунта за тонну, так что выгоднее оказалось возить её аж из Адена, где она стоила один фунт. Периодически им попадала вожжа под хвост и то они начинали нудить, что разминирование идёт медленнее, чем им хотелось бы, то вдруг запрещали полёты вертолётов.

А вишенкой на торте оказалось то, что разминирование в районе Порт-Саида они разрешили американцам и англичанам, несмотря на наши протесты. И те получили неплохой опыт по тралению советских мин, а может и смогли изучить их устройство.

Как бы то ни было, наши моряки очистили 1230 квадратных миль акватории, уничтожили несколько десятков мин. Был получен бесценный опыт в использовании средств траления и отработки тактики их использования. В мае 1975 года Суэцкий канал был открыт для судоходства.

Если кто-нибудь из читателей участвовал в тех событиях, или просто знает подробности, неплохо было бы поделиться своими воспоминаниями 🙂

P.S. Больше о море и моряках на моём канале
https://vseopilah.ru/media/amico/jurnal-o-moriakah-i-flote-s-15-tysiachami-podpischikov-polnoe-oglavlenie-5c2364bb48936900a9801dd4

«Флотская чарка»: Как в Российском императорском флоте появилась традиция водочного пайка, и почему  ← Hodor

§

торговля людьми

В старые заскорузлые времена, как только человек смог производить больше, чем съест сам, стало выгодно одевать ему ошейник и приставлять к какому-нибудь делу. Людей этих обычно покупали и продавали после всяких удачных набегов и войн, а попозже взялись и за своих сограждан – должники, крепостное право и тому подобное.

Теперь же у нас есть айфоны, автомобили Тесла и вермишель Доширак, казалось бы и люди должны измениться. Ан нет, общечеловеческие ценности практически не мутируют.

Только слепой и одновременно глухой не знает о торговле людьми в зонах конфликтов, той же Сирии, да что далеко ходить, мы ещё не забыли о нравах в свободной Ичкерии и ̶с̶в̶е̶ч̶н̶ы̶х̶ кирпичных заводиках в других солнечных местах юга России. И существует целая организация под названием “Альтернатива”, занимающаяся борьбой с торговлей людьми и освобождением из рабства не только в России, но и по всему миру. Вот её сайт: https://alternative.help/

Первый Международный конгресс по борьбе с торговлей женщинами состоялся в Лондоне в 1899 году. До того вообще никто этим не заморачивался. Обратите внимание, первый, значит, были потом и другие, а воз и ныне там.

Но ведь людьми можно торговать не только в полной комплектации, но и по частям, трансплантологию имею в виду. Она может быть легальной, когда вы продаёте свою почку для покрытия долга например, и стоит она около $ 5 000-15 000. Но не все больные, особенно небедные, могут ждать своей очереди и тогда они обращаются на чёрный рынок. А тут цена уже от $ 50 000 до $ 150 000 и органы добываются криминальным путём, без согласия “доноров” и ещё их счастье, если вообще в живых останутся.

Такая участь может выпасть любому, вот прочитал, готовя заметку, про одного столичного актёра, отправившегося в сауну с проституткой. Ну, там выпили, а очнулся он на автобусной остановке от сильной боли в животе, и как потом установили в “скорой помощи”, с пустой мошонкой и свежим швом на ней. А могут и вообще полностью разобрать на запчасти, о чём жертве узнать уже не придётся.

Незаконный оборот человеческих органов в мире оценивается в $600 млн в год. Об этом 5 марта 2022 года сообщило издание Пренса Латина со ссылкой на данные Управления ООН по наркотикам и преступности.

Но торговать можно не только человеческими органами, но и тем, что они производят. Об “аренде матки” приходилось слыхать? Это другое название так называемого суррогатного материнства, когда женщина вынашивает чужого ребёнка, за деньги само собой. А по большому счёту торгует маленьким человечком. Хорошо, пусть в нём нет её генов. Но сколько единокровных детей продаются по сути, в результате отказа от них матерями опять же за определённые деньги? Сколько стоит? От $ 95 000 до $ 160 000.

Но можно и подешевле. Вот очень необычный случай. Американской паре, она белая, муж чёрный, понадобились $ 35 000 для выплаты залога за свой дом. И женщина согласилась выносить ребёнка бездетной китайской пары. По условиям контракта, американцы не имели права заниматься сексом без презерватива после подсадки донорской оплодотворённой яйцеклетки. Но негр оказался столь могуч, что несмотря на предохранение, заделал супруге второго ребёнка.

И что же вышло? Жена рожает маленького китайчонка и крупного мулатика. Но яйцеклетка-то была только одна, китайская! Как пояснили ученые, речь идет о суперфетации — оплодотворении яйцеклетки во время беременности. По словам специалистов, феномен обычно встречается в животном мире — у грызунов, кроликов, лошадей, овец и кенгуру. Что касается людей, то науке известно лишь около десятка подобных случаев.

И по договору, оба ребёнка принадлежали китайцам, однако они от мулата отказались, но потребовали компенсацию в $ 22 000. Таких денег у у наших героев не было. Тогда агенство по суррогатному материнству решило продать мулатика желающей усыновить приёмного ребёнка бездетной паре. Дело дошло до суда и возможность оставить своего ребёнка у себя обошлась плодовитой паре в 3 тысячи долларов за услуги адвоката.

А что это за радостно улыбающеся мужчины на заглавном снимке, вызывающем некоторые подозрения? Что ж, подозрения вполне оправданы – это гомосексуалисты, усыновившие ребёнка. Ну, не пропадать же ему вообще без семьи? Но усыновление – это одно, а покупка ребёнка – совсем другое.

Меж тем, в Брюсселе прошла ярмарка младенцев для гомосексуальных пар. Четвёртая уже, а будут ещё в начале ноября в Нью-Йорке, затем в январе в Сан-Франциско, также это мероприятие проходит в Тель-Авиве, Тайпее, Чикаго и Торонто. На ней однополые пары могут арендовать матку или купить уже готового младенца.

А ведь в 2022 году Комиссия по институциональным вопросам Сената Бельгии единогласно вынесла постановление против “вынашивания детей для других”. Также еще в 1989 году Бельгия подписала Международную конвенцию о правах ребенка, согласно которой «каждый ребенок имеет право знать своих родителей и воспитываться ими». Но ни один сенатор, политический деятель, член парламента не протестует против ярмарки, не делает никаких заявлений. Хотя в Конвенции написано, что все подписавшие её государства “принимают все соответствующие меры на национальном, двустороннем и многостороннем уровнях для предотвращения похищения, продажи или торговли детьми в любых целях и в любой форме”.

Цэ Европа – подписание различных красивых бумажек, это одно, а приятно шуршащие доллары или евро – совсем другое. Так что торговля людьми в разнообразнейших видах продолжается и конца этому не видно.

6633_original

§

Стою я как-то вахтенным на яхте “нового русского”, переделанной из бывшего пограничного корабля 205П проекта. Выходной день, на борту кроме меня и кошки Ксюхи никого нет. Тут подходят трое крепких молодых мужчин лет под тридцать и один говорит: “Батя, можно на борт зайти, я служил на нём, хочу посмотреть, что с ним сделали”.

Отчего же нельзя, заходите. И в помещении бывшей столовой команды он увидел стоявшую в уголке швабру. “О, Машка, как я по тебе соскучился!” – и стал показывать друзьям, как с ней управляться. Очень ловко, ничего не забыл 🙂

швабра4

Заглянул в Вики поискать истоки этого слова. Написано, что происходит от немецкого Schwabber , инструмент для уборки пола. Хорошо, а ну-ка пойдём обратным ходом – забиваю в гугл-переводчик слово швабра с преводом на немецкий. Получаю ответ : der Mopp. Чудеса, да и только! Думаю, что же за Mopp такой? Ещё один обратный перевод, уже Moppа этого – и Гугл и Яндекс выдают однозначно “швабра”.

А вот в английском “мор” означает и космы, и копну волос, и помазок. Так и не понял, откуда же эта “швабра” взялась. А откуда “Машка” – понятно, длинные пряди, напоминающие женские волосы 🙂
Но и в русском языке этим словом называют довольно непохожие вещи. Вот снимок, аналогичный верхнему, тоже швабры:

швабра3

Однако и такой инструмент, как на фото ниже, на который можно наматывать мокрую тряпку, тоже кличут шваброй.Только “Машкой” его вряд ли уместно называть:

швабра8 — копия

Каких только швабр не существует – и с механическим отжиманиеи, и с зажимами для мягкого мтериала, имеется куча патентов на изобретения в этой важной области.

Но нам милее всё же своя, флотская “Машка”. Сделать её несложно. Берём рукоятку нужной длины с вырезанными круговыми канавками у одного конца, равномерно обкладываем её прядями распущенного троса и плотно обвязываем по этим канавкм. Потом верхняя половина выворачивается вниз и обвязывается повторно.

швабра9а

В рукоятке делается отверстие, в котором укрепляется колечко из тонкого линя, но можно обойтись и без него. “Машка” иногда купается в море, за это кольцо привязывается конец, на котором её опускают за борт. Вот снимок с мемориального броненосца “Микаса”, флагманского корабля японской эскдары в цусимском сражении:

швабра8а

Швабры вполне аутентичные, хотя и без приспособлений для полоскания за бортом. Может, их только как экспонаты держат?

Дело в том, что я усердно поискал фото иностранных матросов, посвящённые их дружбе со своими “Машками”. И не нашёл ни одной!

Те же японцы на авиансце “Дзуйкаку” во время второй мировой войны обходятся уже только большими щётками на рукоятке:

швабра7

На немецком крейсере той же поры. Снимки довольно нечёткие, но уж “Машку” с щёткой трудно спутать:

швабра6

Чего уж говорить о современных американцах?

швабра5

Пользуются щётками и на наших кораблях. Правда, в описаниях машкообразных швабр говорится, что они особенно хороши как раз для собирания влаги с промытых поверхностей. Отрицать это трудно, но вот на снимках я нашёл их только в руках наших матросов.

Как-то наткнулся, что приспособление для натирания полов в казарме мастикой, состоящее из нескольких щёток, придавленных сверху тяжёлым грузом на длинной рукоятке тоже называли “Машкой”. Но это явная профанация. У нас он назывался “паровоз” 🙂

P.S. На днях количество подписчиков моего морского журнала на Дзене,https://vseopilah.ru/amico, откуда взята и эта статья, перевалило за 16 000. А это его оглавление с 444 статьями : Полный каталог статей журнала

«Флотская чарка»: Как в Российском императорском флоте появилась традиция водочного пайка, и почему  ← Hodor

§

англичане и голландцы

Существует такая категория наших сограждан или просто людей, владеющих русским языком, у которых при любом упоминании об истории российского флота тут же срабатывает прочно укоренившийся условный рефлекс. И они обязательно доложат, что было плохого в рассматриваемом эпизоде, а если не было, то ведь вся правда в том, что были другие неприятные эпизоды, давайте о них не забывать! Хрена ли об успехах говорить, когда были промахи и неудачи вот тут, и вот в этом, и вон в том тоже!

То ли дело владычица морей Британия и её флот, слава которого сияет в веках! И я подумал – так что, разве никто англичанам приличных трендюлей на море не давал, может ли так быть? Тут надо понимать роль флота для Британии. Что там есть, на этом острове? Из полезных ископаемых издавна были известны разве что добыча олова, а уголь стал интересен лишь с наступлением технической революции. Еда – ну что там – овсянка, сэр! Ещё овец в достатке, а значит, баранины, шерсти и сукна.

А за морем же богатств – немеряно! Но чтобы наложить на них лапу, а потом успешно доставить в закрома, нужен флот, – и флот, способный решить эти задачи успешно. Оказалось, что к тому времени подобные мысли уже посетили головы ближних соседей, голландцев, столкновение стало неизбежным.

Но англичане не были бы англичанами, если бы не попытались загрести жар чужими руками. Шла Тридцатилетняя война между континентальными державами, но Британия не желала усиления ни одной из сторон, а потому, будучи формально нейтральной, предоставляла свои корабли для транспортировки войск своего старинного соперника, Испании, во Фландрию, что никак не могло понравиться голландцам.

Голландский адмирал Тромп зажал испанскую эскадру с войсками, ещё не пересаженными на английские корабли в территоральных водах Британии, где она пыталась укрыться под бочком у английской эскдры. И нанёс испанцам сокрушительное поражение. Битва у Даунса был воспринята в Англии как вопиющее нарушение английского нейтралитета. Ну, а как же можно терпеть такое? Начался период англо-голландских войн на море.

И голландцы сумели показать зубы, несмотря на общее превосходство англичан. 10 декабря 1652 года у мыса Дандженесс Тромп нанёс поражение эскадре адмирала Блейка. Потеряв один корабль в результате случайного взрыва, он сумел утопить три и захватить два британских. Однако общий итог боевых действий был на стороне англичан. Они первые поняли необходимость массового строительства чисто военных кораблей большого водоизмещения. Противостоять им для обычных купеческих судов, пусть и вооружённых, и сведённых в эскадры, оказалось нереальным.

В августе 1665 года после начала второй англо-голландской войны эскадра из 15 военных кораблей англичан не смогла справиться с 11 торговыми судами голландцев в Бергене. Понеся потери в личном составе, англичане были вынуждены отступить. Поражение при Бергене привело к отстранению графа Сэндвича от командования английским флотом. В 1666 году во время знаменитого четырёхдневного сражения голландцы потеряли 6 кораблей и 2500 человек, англичане – 20 кораблей, и 7000 человек убитыми, раненными и пленными. В 1667 году голландский адмирал Рюйтер во главе эскадры совершил известный рейд на Медуэй.

17 июня он вошел в устье Темзы и разорил Ширнесс и Чатам, сжег там корабли и запасы, после чего заблокировал все юго-восточное побережье Англии. Особенно удачны были действия нидерландского флота у Ширнесса , где все английские корабли, арсеналы и запасы были уничтожены. В Лондоне началась паника, многие начали спасаться бегством. 24 июня нидерландский флот покинул Темзу.

Сейчас читают:  Что пили в СССР и сколько это стоило (19 фото)

Затем началась блокада нидерландским флотом Лондона и Темзы, в результате цены на продовольствие в Лондоне резко повысились. После этого де Рюйтеру было приказано ещё раз подняться вверх по Темзе и в начале июля его корабли дошли до Грэйвсэнда.

В июле был заключён мир. Голландцы расстались с Новым Амстердамом, который со временем превратился в Нью-Йорк, а взамен получили британскую колонию Суринам и облегчение своего судоходства в Европе.
Во время третьей англо-голландской войны в июле 1673 года Рюйтель смог нанести поражение соединённой англо-французской эскадре, но понёс очень сильные потери. В августе он победил англичан в сражении при Текселе. Вскоре был заключён мир.

Была ещё и четвёртая война, но голландский флот был уже не тот. На суше французы сильно потрепали голландцев, на флоте это отразилось отсутствием средств для ремонта, боеприпасов и людей, которые требовались для армии. Стратегически эта война, как и все англо-голландские войны, дала преимущество Англии: втянув Голландию в борьбу на суше, Англия сумела подорвать способность той бороться за морское господство. То есть Англия чужими руками обеспечила свой главный жизненный интерес. Как всегда.

Попадали под раздачу англичане и при атаках на берег. Нападение на колумбийскую Картахену, 1741 год. Эскадра адмирала Вернона – 30 линейных кораблей (из них 8 — трехдечных), 5 фрегатов, 130 транспортов и около десятка мортирных судов, а живой силы порядка 30 000 человек пыталась взять и разграбить этот городишко, который защищали 3000 солдат (1100 были ветеранами, имевшими боевой опыт, а кроме них — 400 новобранцев, 600 моряков, 300 ополченцев, и 600 индейцев, негров и мулатов) и 6 линейных кораблей .
Споры между армейским и морским командованием англичан превратили эту осаду в клоунаду. Результат немного предсказуем: 17 линкоров тяжело повреждено, 4 фрегата и 27 транспортов потеряны, людские потери – 11500 солдат и моряков. Картахена устояла. Как и наш Петропавловск на Камчатке через сто лет.

В Великобритании заранее отчеканили 11 различных памятных медалей, чтобы отпраздновать эту «победу». В одной из этих медалей адмирал Вернон был изображён глядя на побеждённого испанского адмирала дона Блас де Лесо, который стоял на коленях. Когда новости о поражении британской Армады добрались до Лондона все медали было приказано изъять из обращения, и король ГеоргII запретил упоминать о поражении.

Вот так грамотные государства пишут свою историю и создают мифы о непобедимости 🙂

Не всегда у англичан получалось справиться и с французами. В 1756 году в сражении у острова Менорка сошлись 12 британских и 12 французских кораблей. Французы превзошли англичан в огневой мощи и получив значительные повреждения, британская эскадра вынуждена отступить. Адмирал Бинг был осуждён за это военным трибуналом и расстрелян на палубе линейного корабля “Монарх”.

Было достаточно и других печальных эпизодов в истории британского флота, но всегда существовала и британская политика, которая умела достигать целей, которые оказывались не по зубам военным.

Ну, а наша история имеет немало примеров, когда успехи военных были прогажены политиками, одни итоги наполеоновских или балканских войн чего стоят, но это уже совсем другая тема…

Истчоник: мой журнал https://vseopilah.ru/amico

«Флотская чарка»: Как в Российском императорском флоте появилась традиция водочного пайка, и почему  ← Hodor

§

флотская еда

“Макароны по-флотски”, “Флотский борщ” – кому неизвестны эти блюда? А что ещё, относящееся к флотской тематике, люди закладывают в желудки?

Попробуем рассмотреть эту тему как с точки кулинарной, так и исторической. Вот, кстати, о макаронах. Так ли давно они появились в России, тем более, на флоте? С удивлением прочитал, что это блюдо было завезено в Россию итальянцами, которых с начала XVIII века приглашали в качестве специалистов, в основном как строителей. В Италии оно было известно ещё в средние века. Имеется в виду смесь мяса с макаронами.

На флоте же мясо в те времена хранилось в качестве солонины, и частенько, гм, начинало через определённый срок попахивать, если выражаться деликатно. Вот тогда эту солонину отмывали, измельчали, обжаривали, чтобы убить заразу и смешивали с макаронами. Но и когда мясо было свежим, после варки на мослах оставались его лохмотья. Их опять же, тщательно счищали, измельчали и вот вам макароны по-флотски. Имеет место быть и такая профанция, когда с макаронными изделиями тупо смешивается тушонка и эта смесь тоже носит такое название.

Но, оказывается, есть и гречка по-флотски. В принципе, в этом блюде отваренная гречка заменяет макароны, всё остальное то же самое – обжаренный с луком и морковью фарш смешивается с отваренной гречкой.

Что до борща, то задолго до его появления на русском флоте существовали флотские щи, в которые помимо обжаренного сала и грудинки, добавляли ещё и рыбу. Само собой, ни о каком томате или помидорах речи быть не может.

Картошка по-боцмански, бифштекс из акулы по-матросски, свинина по-капитански… Всё же это скорее из ресторанных меню. Или взять зразы “адмирал Нельсон” – встречались ли вам вообще во время службы на флоте подобные изыски?
А вот флотский компот известен повсеместно. Но заморачивались ли коки на вашем корабле подобным рецептом его приготовления: Сухофрукты перебрать, разобрать по видам, так как они требуют разных сроков варки, промыть тёплой водой. Крупные яблоки и груши порезать кусочками. В кастрюлю налить воду, довести до кипения, положить сахар, растворить при помешивании и вновь довести до кипения. В этом сиропе сначала в течение 20 минут варить яблоки и груши, затем добавить урюк и чернослив, варить ещё 10 минут, после этого положить изюм и варить ещё 4-5 минут. В конце варки для улучшения вкуса добавить лимонную кислоту. Готовый компот охладить до 10°С и обязательно выдержать в течение 10-12 часов.

У нас сухофрукты попросту валились в кастрюлю все вместе и варились с добавлением сахара.

А теперь поговорим о калорийности и разнице между питанием на флоте и в сухопутных войсках. Существуют определённые нормы и раскладки продуктов для разных видов вооружённых сил. Не будем столь наивными, чтобы верить тому, что они неукоснительно соблюдаются, ясно же, что те же свежие овощи доступны не всегда и не везде в том ассортименте, какой существует в этих нормах.

В старые, например, в петровские времена, сухопутные войска не брезговали и грабежом местного населения для собственного пропитания. Особенно за рубежом. Впрочем, почему только в старые? 🙂 На флоте с этим было посложнее, что заложил в трюмы, то и будешь харчить. Кстати, интересный факт – во флоте водки выдавалось значительно меньше. Матрос выпивал по 123 грамма (чарку) всего четыре раза в неделю. Солдат же имел четвертинку водки (две чарки) ежедневно, не считая 3,27 литра пива. Нехило так.

Подсчёты показывают, что калорийность тогдашнего армейского питания (без учёта пива и награбленных или купленных продуктов составляла примерно 3100 ккал, при том, что согласно современным исследованиям суточная потребность в питании мужчины в возрасте 18-40 лет, занятого тяжелым физическим трудом, составляет 4200- 4500 килокалорий. Нормы питания в современной российской армии предусматривают калорийность именно в размере 4300 ккал, но мы к этому ещё обратимся ниже.

Что значит тяжёлый физический труд? Солдатам приходилось больше ходить, перенося на себе оружие и другую выкладку, а во время боя трудиться со штыком и прикладом, а матросам постоянно тягать судовые снасти, не говоря уж о комендорах, резвившихся с тяжеленными пушками и боеприпасами. Даже в гораздо поздние времена в корабельные артиллеристы подбирались особо крепкие ребята, поглядишь фотографии – одно загляденье.

Известно, что и рацион морской был более питателен. Не могу удержаться, чтобы не упомянуть, что в те же петровские времена словом рацион обозначалось питание лошадей и прочей скотины, а для людей применялось слово порцион 🙂

А что теперь? Есть солидная книга «Положение о продовольственном обеспечении Вооруженных Сил РФ на мирное время». Не будем разбирать питание всяческих специальных подразделений, авиаторов или подводников на АПЛ. Возьмём стандартный рацион обычных армейских частей и флотских экипажей – Норма №1 Общевойсковой паек и Норма №3 Морской паек.

Тщательно их проштудировав, я установил, что матрос должен съедать мяса в день на 25 граммов больше, чем солдат, зато тот – на 20 граммов больше рыбы! Солдат должен получать на 5 граммов больше жиров, зато матрос на 20 граммов больше коровьего масла. Уксусу поровну, как и овощей. Зато фруктов сушеных матросу достаётся на 10 граммов больше, а киселя ему вообще не положено в отличие от солдат, которым этот кисель может заменять сушеные фрукты. Вот, в общем, и вся разница.

Другое дело – распределение пищи в течение дня. На флоте завтрак в моё время состоял из чая, белого хлеба, сливочного масла и сахара. В более позднее время раз в неделю добавлялись два яйца, по поводу которых существовало немало скабрезных шуток. В армии же по утрам была кашка. А ещё на флоте существовал так называемый “вечерний чай”, четвёртый приём пищи в день.

И вот я сейчас читаю, что нынче современному российскому солдату

• в утренний приём пищи полагается два мясных блюда и гарнира на выбор;
• из мясных блюд — это сосиска или бефстроганов из говяжьей печени;
• в целях разнообразия меню готовят пельмени;
• в качестве напитка предложат молоко, ряженка;
• из выпечки предлагается печенье, пряники, вафли на выбор, а также два раза в неделю корж молочный и кекс;

Благодаря такому завтраку, молодой организм запасётся энергией и приободриться.

Наверно, и флот не отстаёт… Блин, что же я так поспешил родиться – ходил бы каждое утро приободрённый и полный энергии. Хотя, как помнится, её и так хватало с избытком 🙂

Источник: мой журнал https://vseopilah.ru/amico

«Флотская чарка»: Как в Российском императорском флоте появилась традиция водочного пайка, и почему  ← Hodor

Сыр в масле

Отдельно стоит остановиться на таких продуктах, как сыр и масло.

Решение проблемы снабжения английского флота (да и армии) сыром растянулось на целых три века. Конечно, во время плаваний на близкое расстояние этот прекрасный продукт всегда был в рационе британских моряков. Но он имел свойство быстро отсыревать и портиться.

В рацион английского флота сыр был впервые введён аж в 1580 году, и это был знаменитый саффолкский сыр. Матросы шутили, что «головку саффолкского сыра можно запросто использовать в качестве одного из колёс телеги, и ещё неизвестно, что быстрее развалится – деревянное колесо или колесо из этого твердокаменного сыра».

Эндрю Шиллинг, кэптен английской Ост-Индской компании, в 1621 году не без сарказма писал, что крысы на его корабле смогли прогрызть даже двухдюймовую доску в провиантскую комнату, но вот саффолкский сыр им оказался не по зубам – даже их острые зубы не смогли с ним справиться.

Собственно, те же самые проблемы были и в Голландии, которая считается родиной сливочных сыров, таких как гауда, маасдам, эдам, боеренкаас и другие. Что только не делали голландцы, дабы защитить свои сыры от разрушающей плесени! Головку сыра покрывали воском, строили специальные сушильни, увеличивали содержание соли – всё без толку. Сыры в дальних походах покрывались плесенью, гнили, в них заводились черви… Итог был один: они становились несъедобными.

Как ни странно, но проблему долгого хранения сыра-пармезана удалось решить итальянским монахам–доминиканцам. Весь секрет в том, что пармезан покрывается плесенью только снаружи, внутрь плесень не идёт. В итоге при весьма простых мерах по сохранению сыра его можно хранить и употреблять довольно долго.

Начиная с XVII века закупки пармезана сначала на голландском флоте, а потом и на английском начинают возрастать. Однако, опасаясь зависимости от Испании (а Парма и Модена тогда были вассалами испанцев), последние всё же решили импорт пармезана ограничить.

После долгих мучительных раздумий в 1758 году в Роял Неви решили убрать с флота саффолкский сыр и заменить его сортами «Чешир», «Чеддер», «Глостершир» и «Варвикшир». Но и эти сыры не могли храниться долго (до 6 месяцев), поэтому в дальние походы старались всё же снабжать корабли пармезаном.

Были предприняты и другие меры. Стремясь стимулировать производителей делать качественные сыры, Адмиралтейство заявило, что оно может кредитовать производителей сыров сроком на год. При этом часть денег (20%) выдавалась сразу, а вторая часть – через три месяца после поставки продукции на провиантские склады Адмиралтейства, после оценки качества продукта. То есть если сыр за три месяца не загнил – значит, товар качественный.

Обеспечение сыром считалось настолько важным, что в 1778 году был выпущен «Закон о 12 унциях», где по дням расписывалось снабжение матросов в том числе и этим продуктом.

Прорыв произошёл к 1800-м годам. В это время были достаточно широко освоены технологии производства сыров, аналогичных пармезану, и на флотах (речь прежде всего об английском, американском и испанском) сырная проблема была в известной мере решена.

Но этого нельзя было сказать о сливочном масле. И чего только не перепробовали на флоте для увеличения сроков его хранения! Подсоленные куски помещали в соляном растворе в бочках, корабли снабжали топлёным маслом, использовали масло козье и масло овечье – но более месяца-двух хранить его никак не получалось. И очень часто выходило так, как в ситуации, описанной в мемуарах Джеймса Харди Вокса:

«Кэптен Кинг приказал стюарту скорректировать рацион команды, поскольку баталеры доложили, что сегодня окончательно стухло сливочное масло и сыр. Запах был настолько зловонным и тягучим, пробивавшимся даже через закупоренные бочки, что командир без раздумий велел выкинуть бочки с сыром и маслом за борт, боясь, что от гнилого воздуха на корабле разовьются инфекции и болезни».

Оставьте комментарий

Adblock
detector