«Ладушки, ладушки…» – тайна детской потешки . С…: vasily_sergeev — LiveJournal

«Ладушки, ладушки…» – тайна детской потешки . С…: vasily_sergeev — LiveJournal

"бабушка из "ладушек", она того". люди узнали о смысле старого детского стишка, и их жизнь не будет прежней

"Бабушка из "Ладушек", она того, умерла". Люди узнали о смысле старого стишка, и их жизнь не будет прежней

Пользователи твиттера узнали, что присказка к старой детской игре «Ладушки, ладушки» не такая радостная, как они думали прежде. Оказалось, в ней скрывается история, которую детям лучше не рассказывать. Потому что она очень грустная и трагичная.

Произведения, литературы и народного фольклора, знакомые людям с детства, способны удивлять их во взрослом возрасте. В этом убедились пользователи твиттера, которые переосмыслили содержание присказки «Ладушки, ладушки» к детской игре, знакомой почти каждому человеку, родившемуся в странах СНГ. В милом стишке, как оказалось, скрыта история про смерть и связь с потусторонним миром.

Существуют разные варианты потешки, но все они имеют общий смысл. При этом слово «ладушки» трактуется несколькими способами: от уменьшительно-ласкательного обращения к детям до имени славянской богини весны Лады.

— Ладушки, ладушки, где были?
— У бабушки.
— Что ели?
— Кашку.
— Что пили?
— Бражку.
Кашка сладенькая,
Бражка младенькая,
Попили, поели,
Домой полетели,
На головку сели.

Обсуждение присказки 26 февраля начал пользователь с ником thetrollinmoss.

Хм, а как же наша великая скрепа — детская присказка «Ладушки-ладушки»? «Что ели — кашку, что пили — бражку.» Это что, бабушка детей спаивала? Не думаю. Что-то странное с этими брагами.

На своё замечание пользователь получил неожиданный ответ.

Понимаете, тут такое дело, что бабушка из «Ладушек», она того, умерла. А ели кашу и пили брагу у неё на поминках, да. В детский фольклор лучше не углубляться.

Открывшиеся подробности удивили не только автора вопроса, но и других людей.

Блин, как мне теперь с детьми в «Ладушки» играть?

Моя жизнь уже не будет прежней.

В подтверждение своих слов Русские летописи опубликовал скриншот из книги 2022 года «Другая Троица. Работа по поэтике» российского филолога и переводчика Ильи Франка с объяснением потешки.

Автор также предупредил скептиков, что толковать подобным образом можно не только старый стишок.

Ну, это не доказано, но у этой гипотезы есть очень серьёзные основания.
Вообще, когда видишь в тексте детской потешки кашу или пиво, это звоночек, а когда там ещё и птицы появляются, это уже трезвон.

Дело в том, что у пернатых в старинных сказаниях есть своя недетская миссия.

Птицы считались посредниками между нашим миром и миром мёртвых, они могут бывать у нас, а могут — у них.

Не всем теория показалась странной, некоторые твиттерские посчитали её логичной.

Вполне логичная версия, если учесть, что детей не ограждали от темы смерти, как сейчас.

Притом много где [не ограждали] до относительно недавнего времени. Скажем, в 1750 году в Англии была опубликована детская вечерняя молитва со словами «If I should die before I wake» («Если я умру прежде, чем проснусь»).

А у отдельных комментаторов теперь больше вопросов, чем ответов.

То есть «Гори-гори ясно» — про сжигание покойника? Отлично!

А насчёт того, что Баба-Яга — ходячий труп, тоже правда? Извиняюсь за безграмотность в этом вопросе.

Впрочем, люди часто смотрят на искусство по-новому — и не только на народное. Например, пользователь сайта Reddit внимательно посмотрел на картинку Мунка «Крик», и она сломала ему мозг. Он увидел на ней собаку, и развидеть это уже не получится. Пользователь сайта «Пикабу», напротив, не может по-прежнему смотреть на котов, ведь он заметил на их лапках человеческие носы, и выглядит это прекрасно.

Potigr

ПОТЕШКИ С ИГРОЙ

«Ладушки, ладушки...» – тайна детской потешки . С…: vasily_sergeev — LiveJournal


1.”Ладушки”
«Ладушки, ладушки...» – тайна детской потешки . С…: vasily_sergeev — LiveJournal

1.1
Берут руки ребенка в свои и, хлопая
ими в ладоши, произносят:

– Ладушки, вы – ладушки.
– Где были?
– У бабушки.
– А что ели?
– Кашку.
– А что пили?
– Бражку.
– А что на закуску?
– Кислую капустку.
– Попили? Поели?
Кыш, полетели.
На головку сели.
Спрашивая “Попили? Поели?”, берут руки ребенка и кладут их ему на голову.


1.2
– Ладушки, ладушки!
– Где были?
– У бабушки.
– Чего ели?
– Кашку.
– Чего пили?
– Бражку.
Кашка масленька,
Бражка сладенька,
Бабушка добренька,
Попили, поели,
Домой полетели,
На голову сели,
Ладушки запели!
С ребенком играют в ладушки, приговаривая эти слова.

1.3
– Ладушки, ладушки!
– Где были?
– У бабушки.
– Чего ели?
– Кашку.
– Чего пили?
– Бражку.
Кашка сладенька,
Бражка хмеленька.

1.4
– Ой, ладушки, ладушки,
Где были?
– У бабушки.
– Чего ели?
– Кашку.
– Чего пили?
– Бражку.
Кашка сладенька,
Бабушка добренька.

1.5
– Ладушки, ладушки!
Где были?
– У бабушки.
– Что ели?
– Кашку.
– Что пили?
– Бражку.
Кашка сладенька,
Бражка миленька.
Полетели, полетели и на головку сел!

1.6
– Лады – лады – ладушки,
Где были?
– У бабушки.
– Что ели?
– Кашку.
– Что пили?
– Бражку.
– Что на закуску?
– Кислую капустку.

1.7
– Ладушки, ладушки,
Где были?
– У бабушки.
– Чего ели кашку?
– Кашку.
– Чего пили?
– Бражку.
– Чего на закуску?
– Хлеба да капустку.
Попили, поели,
На головку сели.

1.8
Ох, полетели рученьки,
На головку сели,
Полетушки полетели,
– Ладушки, ладушки,
Где были?
– У бабушки.
– Что ели?
– Кашку.
Кашка масленькая,
Бабушка добренькая.
Спи-ко, Таненька,
Спи-ко, крошечка.

2.1
Хлопают ручками ребенка, при последних словах ручки поднимают на головку.
Гули, гули полетели,
На головку сели.
Киш, киш.

2.2
Ой, люли, люли,
Прилетели гули,
Ох, улетели,
На голову сели.

3.
Курочка – потатурочка,
Кукушка – рябушка.
Сели, поели,
За море полетели.

4.
– Гуси, гуси!
– Га-га-га
– Есть хотите?
– Да-да-да!
– Летите домой!
Серый волк под горой!
Быстренько поели
И полетели!
При последних словах машут ручками и ребенка.

5.
Трататушки-трататушки,
Пекла бабушка ватрушки.
Бабка плюшки пекла –
Вода по полу текла.
Попили-поели, .
Шу – полетели!
Шире-шире полетели,
На головку к Леночке сели!

6.”Идет коза рогатая”.

6.1
Идет коза рогатая,
Идет коза бодатая,
Забодаю, забодаю!

6.2
Идет коза рогатая
За малыми ребятами.
Кто не пьет молока,
Того пыр под бока!

6.3
Складывают пальцы руки в “козу” и, помахивая ею в такт, произносят:
Идет коза рогатая
За малыми ребятами.
Кто кашу не ест?
Молоко не пьет?
Забодает, забодает, забодает!

6.4
Идет коза рогатая,
Идет коза бодатая,
Ножками топ-топ,
Глазками хлоп-хлоп.
Кто каши не ест,
Молока не пьет, –
Забодает, забодает, забодает.

6.5
Играют с маленькими детьми, показывая в конце, как бодается коза.
Идет коза рогатая,
За малыми ребятами,
Ножками топ-топ, глазками хлоп-хлоп.
Кто каши не ест,
Кто молока не пьет,
Того забодаю, забодаю!

6.6
Идет коза рогатая
За малыми ребятами.
Ножками топ-топ,
Глазами хлоп-хлоп.
Кто вовремя не спит, не пьет,
Того коза забудет.

7.1
Ритмично ребенка похлопывают по спинке, приговаривая:
– Что в горбочке?
– Денежки.
– Кто наклал?
– Дедушка.
– Чем он клал?
– Ковшиком.
– А каким?
– Золотым.
– А выкладывал каким?
– Посеребряным

7.2
Приговаривают когда качают ребенка:
Что в горбу? – Денежки.
Кто наклал? – Дедушка.
Чем он клал? – Ковшиком.
Каким? – Золотым.

8.
Ребенка теребят за нос и приговаривают:
Чей нос? – Савин.
Где был? – Славил.
Что выславил? – Копейку
Что купил? – Конфетку.
С кем ел? – С козой.
Не ешь с козой, а ешь со мной
Не ешь с козой, а ешь со мной.

9. “Сорока-ворона”

9.1
Загибают по очереди пальчики ребенка, приговаривая:
Сорока-белобока
Кашку варила,
Детей манила,
Этому дала,
Тому дала,
А этому не дала.

9.2
Сорока-воровка
Кашу варила,
Деток кормила.
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала.

9.3
Чики-чики,
Сорока
Кашу варила,
Гостей манила,
Ребят кормила:
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А маленькой Якишке (указывают на мизинец)
Досталась малинка.
Полетели, полетели, полетели (машут руками ребенка),
Шу! На голову сели.

9.4
Взрослый показывает на ладошку ребенка и говорит:
– Сорока- сорока! Где была?
– Далеко!
– Что делала?
– Кашу варила, деток кормила.
Этому дала (показывает на большой палец),
Этому дала (показывает на указательный палец),
Этому дала (показывает на средний палец),
Этому дала (показывает на четвертый палец),
А этому не дала (указывает на мизинец)
Ты дров не носил, ты печку не отпил!

9.5
Сорока-сорока,
Бело-белобока,
Кашку варила,
Гостей манила,
Гости во двор –
Кашку на стол.
Гости со двора –
И кашка со стола.

9.6
Сорочка, сорочка,
Бело-белобочка,
На порог скакала,
Гостей созывала.
Гости, на двор –
Кашка, на стол,
Гости со двора –
Кашка со стола.

9.7
Сорока- сорока,
Бело-белобока,
Кашку варила,
Гостей манила,
Гости не бывали,
Кашку не едали.

9.7
Сорока-ворона
Кашу варила,
Детей кормила,
Этому дала,
Этому дала,
– А ты где был?
Дров не рубил,
Печку не топил,
Кашу не варил,
Позже всех приходил.

9.8
Сорока, сорока,
Белый лобок,
Кашу варила,
Гостей манила.
Гости на двор –
Каша на стол.
Гости со двора –
Каша со стола.
Этому дала,
Этому дала,
А ты больно мал.
Крупу не драл,
По воду не ходил,
Каши не варил,
Дрова не носил,
Не дам тебе кашки
На красненькой ложке,
На середненьком окошке,
Захлопала, захлопала,
И-и полетела.

9.9
– Ворона, ворона,
Куда летала?
– Гостей скликала,
Каши им давала.
Кашка масляная,
Ложка крашеная,
Ложка гнется,
Нос трясется,
Душа радуется.

9.10
Сорока, сорока
Была белобока,
Кашку варила,
Деток кормила:
Этому дала
И тому дала,
И четвертому дала
А пятому не дала:
Толстый, жирный,
За водой не ходил,
Дров не рубил,
Нет тебе кашки!

10.2
По кочкам, по кочкам,
По маленьким лесочкам
В ямку бух!

10.3
Ехали, поехали,
В лес за орехами.
В ямку – бух, а там – петух.
При произнесении последней фразы ребенка опускают между колен.

10.4
Ехали, ехали,
К бабе за орехами,
В ямку – бух!
А там – петух.

10.5
По кочкам, по кочкам,
По маленьким дорожкам,
В ямку – бух,
А там петух.

10.6
Качая ребенка на ноге, приговаривают:
Ехала барыня
По ровненькой дорожке,
По кочкам, по кочкам –
Да бух!

10.7
По кочкам, по кочкам,
По маленьким дорожкам,
В яму бух – раздавили сорок мух!

11.
Ребенка качают на коленях и приговаривают:
Скок-поскок!
Молодой дроздок,
По водичку пошел,
Молодичку нашел.
Молодиченька,
Невеличенька:
Сама с вершок,
Голова с горшок.
Шу-вы! Полетели,
На головушку и сели!
Приговаривают, когда нянчась с маленьким ребенком, подбрасывают его на коленях, и при последних словах опускают между ног.

12.”Мальчик-пальчик”

12.1
Перебирают по очереди пальчики ребенка, приговаривая:
– Мальчик- пальчик,
Где ты был?
-С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песни пел.

12.2
Мальчик- пальчик,
Где ты был?
-С этим братцем
В лес ходил.
С этим братцем кашу ел.
С этим братцем
Песню пел,
А с этим пальцем что делал?
Взрослый поочередно показывает на все пальцы одной руки, пальчик, который остался, ребенок сам показывает, что с ним делал.


13.
Поочередно загибая пальчики ребенка приговаривают:
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
А вот этот – наш малыш,
Наш малыш -… (называют имя).

14.
Загибают пальчики ребенка и приговаривают:
Раз, два, три, четыре, пять,
На другой руке опять:
Раз, два, три, четыре, пять.

Второй смысловой ряд

Из некоторых источников можно понять, что Ладу включали в тройку «женских» богинь – рожанец (рожаниц). Несмотря на столь скромное вроде бы название, рожаницы – вовсе не мелкие божества; отвечали они ни много ни мало – за всю Вселенную! И Лада не просто устраивала семьи – через любовь мужчины и женщины она сотворяла и поддерживала мировую гармонию.

В языческом мировосприятии Лада-богиня отражалась и повторялась во всех влюбленных мужчинах и женщинах. И они становились её подобиями – ладами. Так их и называли. Встречалось слово «лада» и в значении «ребёнок», «дитя», но было это гораздо реже.

Так что наши «ладушки» – это влюбленная пара, жених и невеста. 

Какую бабушку навещают будущие супруги?

Судя по всему, имеется в виду не родная бабушка – мать одного из родителей нашей пары, – а «бабушка общая», «прародительница». Наши предки жили большой семьей – родом, в котором не просто мама-папа-дети, а ещё и тети-дяди, единокровные и двоюродные… до седьмого колена!

Где-то в глубине времен в эту семью входили и самые первые родовичи – прародители. Естественно, они уже давно пребывали в ином мире, но здесь, на земле, у них были заместители – те, кто их представлял. И, как правило, это была женщина, причем в возрасте и многодетная.

Почему женщина? Потому что кому как не женщине, вынашивающей и приводящий в мир новых детей, хранить родовую память.

Почему в возрасте? Потому что прожитые годы приносили мудрость и опыт.

Почему многодетная? Потому что сама родив много детей, женщина несла в себе силу плодородия, которой могла поделиться и с другими.

Такая женщина поистине становилась «общей бабушкой» – всем старшей и почитаемой родственницей. Часто она выполняла роль главной жрицы рода. И не менее часто – повитухи.

Ничего удивительного: рожающая женщина «открывала» дверь между миром живых и миром душ; роды были событием отчасти сакральным. И кому ещё помогать в таком деле как не мудрой (самой не раз рожавшей), наделенной знанием и опытом прожитых лет женщине! Это же почти обряд, а она в нём – жрица, помощница и проводница.

«Прикасавшаяся» к иному миру, повитуха помогала рожать детей и сама несла в себе запас священных сил. Следовательно, могла ими поделиться – одарить ладу-невесту детьми.

Так что будущей семье навестить бабушку-повитуху, получить от неё щедрый дар – обещание будущих деток, – было очень логично.

Что делают в гостях у бабушки? Едят кашку и пьют бражку. 

Каша – в древности не просто еда, это целая алхимия.

Во-первых, её варят из зерен. Зерно ложится в землю («умирает»), но даёт росток, который затем развивается в большое взрослое растение – а на нём вырастают колосья, в которых зерён множество. Так что зерно – мощный символ, с множеством смыслов. Здесь и торжество жизни, и возрождение, и идея цикличности, и преумножение-плодородие.

Во-вторых, для получения каши зерно нужно, как минимум сварить, т.е. обеспечить союз воды и огня – тоже сильных и многоплановых стихий. Ко всему прочему, огонь – сам по себе бог, один из самых почитаемых – младший брат Солнца, к тому же проживавший не где-то в небесах, а на земле, рядом с людьми – в каждом очаге.

В-третьих, в кашу часто добавляли ягоды (в символике – «дикий» эквивалент зерна) и мёд, рассматривавшийся как «сконцентрированное солнце», «пища богов».

Бражка – тоже не просто напиток.

Практически во всех религиях (особенно в тех, которые относят к языческим) имеется священный напиток, дарующий исцеление, продление жизни, вдохновение и приравнивавший человека к богам. 

В совокупности каша и брага несли в себе весьма мощный посыл: приобщение к божественности, обеспечение плодородия, накопление жизненной силы и обещание возрождения… 

Поэтому неудивительно, что будущие супруги, навещая главную жрицу рода, вкушают священную пищу. Это позволяет им на время встать рядом с богами и получить часть их силы, нужной для обеспечения рождения здоровых и крепких детей.

На этом фоне последние слова песенки кажутся бессмысленными и даже чужеродными. Но это не так.

Славяне полагали: осенью птицы переселяются в ирий, небесную обитель богов. Когда приходит время, они отпирают райские врата и выпускают Весну – наступает новый год и жизнь возрождается.

Птицы приносят тепло, поэтому люди весной проводили специальный обряд – заклички. В это время пекли фигурки птиц из теста, выносили их на улицу – показывали солнцу, поднимая повыше (на шестки или просто на голову). А заодно и пели призывные слова – закликали. Настоящие птицы увидят свои подобия, подумают, что часть сородичей уже прилетела, и поспешат к ним – наступит весна.

Заклички – часть обрядов календарного цикла, относящихся к весне. Но к весне относились и обряды свадебные. Точнее весной люди искали пару, ухаживали, сговариваясь о будущей свадьбе и «играли любовные игры». Ну да, именно то самое: и эти действия не были развратом; люди делились с землей силой плодородия и сами брали от неё.

Ритуалы вполне могли объединяться в один обряд, призывающий весну, тепло, жизнь. Его участниками вполне логично становились те, кто мог принять силу жизни и отдать сторицей – молодые девушки и парни. Они воплощали Ладу, звали птиц и вкушали священную кашу с главной жрицей рода и тем самым способствовали возрождению и обновлению мира.

Два весёлых гуся

* * * * *Жили у бабусиДва веселых гуся.Один серый,Другой белый -Два веселых гуся.

Мыли гуси лапкиВ луже у канавки.Один серый,Другой белый -Спрятались в канавке.

Вот кричит бабуся:«Ой, пропали гуси!Один серый, Другой белый -Гуси мои, гуси!»

Выходили гуси,Кланялись бабусе.Один серый, Другой белый -Кланялись бабусе.

* * * * *Гуси, гуси!Га, га, га!Есть хотите?Да, да, да!Так летите же домой!Серый волк под горойНе пускает нас домой!

* * * * *Бабка, бабка,Рваные тапки,Дай нам кашки,Кашки-малашки.Кому кашки дашь,Тот и князь наш!Бабка, бабка,Красная шапка,Дай нам блинчики,Дай гостинчики,Сладкой кашкиВ золотые чашки.Если кашки нету,То давай конфету!

* * * * *Баю, баю, буси!Прилетели гуси.Сели гусюшки в кружок,Дали Ване пирожок,Дали Ване пряничка.Спи скорее, Ванечка!

* * * * *Как на Ваньки имениныИспекли пирог из глиныВот такой вышины!Вот такой ширины!Каравай-каравай,Кого хочешь выбирай!А потом с округи всейПриглашай на пир гусей!

* * * * *Прилетели птички,Принесли водички.Надо просыпаться,Надо умываться,Чтобы глазки блестели,Чтобы щечки горели,Чтоб смеялся роток,Чтоб кусался зубок!

* * * * *Ладушки-ладушки!Где были – у бабушки!Что ели – кашку,Что пили – бражку!Ладушки-ладушки,Снова едем к бабушке!

* * * * *Ты вода-водица,Всех морей царица,Пузыри пускай,Мой и полоскай!Моем глазки, моем щечки,Моем сына, моем дочку,Моем кошку, моем мышку,Моем серого зайчишку!Моем, моем наугад,Перемоем всех подряд!С гуся-лебедя вода -С нашей детки худоба!

Коза рогатая

* * * * *Идет коза рогатаяЗа малыми ребятами.Кто маму не слушает?Кто кашу не кушает?Кто отцу не помогает?Забодает! Забодает! Забодает!

* * * * *У козы-то у рогатойДома малые козлята.Весело по лавкам скачут,Не балуются, не плачут.Мама из лесу придет,Молочка им принесет.

* * * * *Ходит козочка по лугуВокруг колышка по кругу.Глазками хлоп-хлоп!Ножками топ-топ!Хвостиком-то машет,И поет, и пляшет.Малых деток веселит,Маму слушаться велит!

* * * * *Ходит по ночам коза,Закрывает всем глаза.Ну, а кто не хочет спать,Станет тех коза бодать!Быстро глазки закрывай,Баю-баю, баю-бай!

* * * * *Потягушечки,Растягушечки,Потянушечки,Вырастушечки!Вырастайте ножки -Бегать по дорожке,Вырастайте ручки -Доставать до тучки,Дождь из тучи выжимать,Огород наш поливать!Вырастай большой,Да не будь лапшой!Кашу кушай,Маму слушай!

* * * * *Жил-был у бабушки серенький козлик.Раз-два, раз-два! Серенький козлик!Бабушка козлика очень любила.Раз-два, раз-два! Очень любила!Вздумалось козлику в лес погуляти.Раз-два, раз-два! В лес погуляти!Напали на козлика серые волки.Раз-два, раз-два! Серые волки!Остались от козлика рожки, да ножки,Раз-два, раз-два! Рожки да ножки!

* * * * *Я коза-дереза,Всему свету гроза!Кто Ваню будет бить,Тому худо будет жить!

Ладушки – это не ладони

Все обычно полагают, что слово «ладушки» связано с действием «хлопать в ладони». Есть такой глагол «ладошить». Но слово «ладонь» в русском языке появилось только в XVIII веке. А эта песенка известна многим славянским народам, в языках которых не было слова «ладонь».

На Руси ладонь называли «долонь», в белорусском языке «далонь», в украинском «долоня». Скорее всего, эта песенка появилась ещё в языческой Руси, поэтому она известна многим славянским народам.

Ладушки-ладушки. сборник русских народных потешек.

(составление и обработка Олеси Емельяновой)

С самого момента рождения необходимо уделять особое внимание развитию речи и мышления ребенка. Этому, как ни что другое, способствует непосредственное с ним общение на языке песенок, потешек, колыбельных и уговорчиков, которые существовали с незапамятных времен и переходили из поколения в поколение.

О слове «ладушка»

Л. В. Успенский интерпретирует первую строчку песенки так: «Милые мои детушки, где вы были?» (Успенский Л. Очерки о языке, 1956). В славянских языках был корень «лад», который связан с нежностью и радостью. «Ладушкой» молодой муж ласково мог называть свою жену или деток.

Кстати, это не единственная народная песня, где встречается слово «ладушки».

Диди, ла-ди, диди, ладушки! Терещенко А.В. Быт русского народа. Ч. IV и V. М., 1999. Ой ладушки, ладу! Народное творчество Южного Урала. Вып. 1. Челябинск, 1948. Ой ладо, ой ладушки-ладо. А. К. Толстой в произведении «Змей Тугарин: Былина» (1867 г.)

Но всё не так просто.

Первый смысловой ряд

У этнографов есть мнение, что ходили ладушки если и к живой бабушке (что не факт), то точно на обряд поклонения Роду, то есть умершим родственникам. Отсюда и кашка с бражкой: до сих пор ритуальная каша (коливо) поедается на поминках, и “бражка” видоизменилась – на поминках или на кладбище пьется рюмка водки или вина.

Играя с ребенком в “ладушки”, мать как бы приобщала его к Роду и обычаям почитания предков, в которых маленький человечек обязательно примет участие, когда немного подрастет.

В этом плане интересно, как этот смысловой ряд озвучивается устами служителя христианского культа:

Рёва-корова

* * * * *Рева-короваРазревелась снова.Вот как слезки льются -Можно захлебнуться.Тихо, ревушка, не плачь,Подарю тебе калач!Хватит плакать, ревушка,Ревушка-коровушка!

* * * * *Ты расти-расти, сынок,Как пшеничный колосок,Чтоб тебя отец любил,За проказы не бранил,Чтобы мамка берегла,Каждый день блины пекла!Ну, а я тебе покаДам парного молока!

* * * * *Хватит плакать, рева,Вот, смотри, корова!Говорит она: «Му-му!Что ты плачешь, не пойму?Я пришла издалека,Принесла я молока,Хватит нам на кашкуИ еще на чашку!Молоко мое ты пей,Сразу станешь веселей!»

* * * * *У дитяти царского,Княжьего, боярского,Люлька новоточена,Густо позолочена,Как лебедушка летит,Да высоконько виситНа серебряных крюках,Да на шелковых ремнях.Положки-то из парчи,Вместо цацек калачи,Одеяло из бобра,Из павлиньего пера.Повернись-ка на бочок,Высыпайся, дурачок!

* * * * *
Баю-баю, надо спать,
Все придут тебя качать!
Приди конь – Создать, линеечку, беременность, для, планирующих, детские, бэби.ру

С детства помним песенку про «ладушки», но оказывается, она не так проста и корнями уходит в славянскую обрядность.

Ладушки, ладушки,
Где были? – У бабушки!
Что ели? – Кашку.
Что пили? – Бражку.

Художник: В. Васнецов

Серенький волчок

* * * * *Баю, баюшки-баюНе ложися на краю!Придет серенький волчокИ ухватит за бочок,Да утащит во лесок,Под ракитовый кусток.Ты, волчок, к нам не ходи,Наших деток не буди!

* * * * *Ам! Ам! Ам! Ам!Я тебе конфету дам,Но сперва за маму нашуСкушай ложку манной каши!Ам! Ам! Ам! Ам!Кушай, Ваня, кашу сам!Скушай-ка за папу ложку,Подрастешь еще немножко!Ам! Ам! Ам! Ам!Есть не будешь, съем я сам.И на целую верстуС каждой ложки подрасту!Стану я большим совсем,И тогда тебя я съем!

* * * * *Баю-баю-баючок,Спит давно в лесу волчок,Спит без байканья,Да без люльканья,Без качульканья,Без баюльканья!Баю-баю-байка,Ну-ка, засыпай-ка!

* * * * *Баю-баю, баю-бай!В дом забрался к нам Бабай!Он забрался под кровать,Хочет деточку забрать.А мы Ваню не дадим,Ваня нужен нам самим.Баю-баю, баю-бай,Уходи от нас Бабай!

* * * * *Пусть у кошки заболит,У собачки заболит,Будет кошка инвалидИ собачка инвалид!А тебе пусть повезет -У тебя вся хворь пройдет!

* * * * *Раз, два, три, четыре, пять!Негде зайчикам гулять!Всюду ходит волк-волк!Он зубами щелк-щелк!

Таинственный языческий обряд

Слово «ладушки» связано, скорее всего, с богиней плодородия Ладой, а значит, эта песня относится к обрядовым.

Кашка масленька,
Бражка сладенька,
Бабушка добренька.
Попили, поели Шу-у-у!
Полетели!
На головку сели!

Ладушки запели!

Что за некие «шу», которые полетели и на головку сели? Конечно, речь идёт о птицах, такими словами приветствовали приход весны. В славянской мифологии птицы на зиму улетали в Ирий, это место похоже на рай, в нём как раз и зимуют птицы вместе с душами мёртвых.

Птицы уносят с собой тепло, а возвращаясь, открывают райские врата и выпускают на землю весну. Славяне жили от весны и до весны, так как вся жизнь в древности зависела от урожая. С прилётом птиц начинались весенние дожди, которые дарил людям Перун, и земля становилась плодородной.

В честь прилета птиц устраивали народные гулянья: пекли фигурки из теста, выносили их на улицу и пели заклички. Закличи – это обрядные песни, слово образовано от глагола «закликать».

Возможно, в «ладушках» как раз боготворили Ладу, встречали птиц и ели священную кашу в честь обновления мира.

Сейчас читают:  Как выбрать леску для триммера: виды и характеристики

Оставьте комментарий