Потешки – Народный фольклор – Стихи на все времена

Потешки – Народный фольклор – Стихи на все времена

Кому что делать»

Ивану Большаку – дрова рубить.Ваське-Указке – воду носить.Мишке Среднему – печку топить.Гришке Сиротке – кашку варить.Крошке Тимошке – песенки петь,Песенки петь и плясать. (Проговаривая строчку, слегка крутить пальчик ребёнка в одну сторону. Потом повторить и крутить в другую сторону.)

«бабушка в очках»

Бабушка очки надела( Изобразить колечко большим и указательным пальцами )И внучонка разглядела. (Приложить «колечки» к глазам)

«бараны»

Так бодались два баранаКулаки «бодают» друг другаНамосточке утром рано.Хлопать на ударные слогиУступить не захотели –«Бодаться»Вместе в речку полетели.«Уронить» ладони на колени

«бегающий человечек»


Жил на свете человек,Скрюченные ножки,И гулял он целый векПо скрюченной дорожке.А за скрюченной рекойВ скрюченном домишкеЖили летом и зимойСкрюченные мышки. (Указательный и средний пальцы «бегают» по столу.)

Упражнение выполняется сначала одной рукой, потом другой, потом обеими.

«грабли»

Листья падают в саду,Я их граблями сгребу.  Ладонь вниз, пальцы согнуты, «гребут»

«гуси-гуси»

– Гуси-гуси!Прямые пальцы собраны, рука вращается вокруг своей оси– Га-га-га!Большой палец опускается-поднимается относительно остальных– Есть хотите?Снова вращение рукой– Да-да-да!«Говорить» при помощи большого пальца

«дятел»


Дятел дерево долбит:Тук-тук-тук.Все пальцы одной руки собрать («дятел») и стучать ими о раскрытую ладонь, стоящую вертикально («дерево»)Целый день в лесу стоит:Стук-стук-стук.Поменять руки и стучать

«забывчивый зайка»

Зайка книгу нашел, Ладони прижаты друг к другу, изображая закрытую книгу. И открыл, и прочел, «Открыть» книгу; А закрыл, все забыл. « Закрыть» книгу;  И снова открыл,И все повторил,«Открыть» книгу  А закрыл, опять забыл.«Закрыть» книгу.

«зайка и барабан»

Зайка взял свой барабанИ ударил: трам-трам-трам!Указательным и средним пальцами изобразить ушки зайки. Безымянным пальцем и мизинцем стучать по большому пальцу.

«засыпалочка»


На подушку головой –Лечь .Глажу, глажу лобик свой-Погладитьлоб. Глазкизакрываю,Ладонями закрыть глаза.Быстро засыпаю.Положить руки под щёку и закрыть глаза.

«колпачок на колпачок»

Колпачок – на колпачок.Колпачок – на колпачок.Колпачок – на колпачок   .Пальцы собрать вместе, изобразив «горсть», перевернуть ладони вниз и «надевать» колпачки друг на другаБух – упали на бочок!Уронить руки ладонями вверх

«котята»

У кошечки нашей есть десять котят,Пальцы обеих рук попарно прижать друг к другу, ладони сомкнутьСейчас все котята по парам стоят:Покачивать руками, не разъединяя ихДва толстых, два ловких, два длинных,два хитрых,Два маленьких самыхи самых красивых.Постукивать соответствующими пальцами друг о друга, начиная с большого

«кулачки»

Раз – кулак.Одна ладонь прямая, прикладываем к ней кулакДва – кулак.ПоменятьрукиТыумеешьПоменятьрукиБыстротак?Поменять руки

«кулачок»


Руки лежат на коленях ладонями вниз.

Как сожму я кулачок,(Сжать руку в кулак)

Да поставлю на бочок.(Поставить кулак на колено большим пальцем вверх)

Разожму ладошку, (Распрямить пальцы)


Положу на ножку. (Вернуть ладонь на колено)

«ладушки»

– Ладушки-ладушки,– Где были?– У бабушки.– Что ели?– Кашку.– Что пили?– Простоквашку. Хлопать в ладоши на ударных слогах. Кашка сладенька,(Гладить животик рукой) Бабушка добренька. (Погладить себя по голове). Попили-поели (Снова погладить живот) И домой улетели. (Махать руками как крыльями)

Сейчас читают:  Как удалить пень, не выкорчевывая, или быстро выкорчевать его без усилий своими руками на участке?

«мальчик с пальчик»

– Мальчик с пальчик, где ты был?– С этим братцем в лес ходил,С этим братцем щи варил,С этим братцем кашу ел,С этим братцем песни пел. (Загибать или перебирать, слегка потряхивая, пальцы ребёнка по одному на каждую строчку)

«мышонок»

Сел мышонок на маслёнок,Ладонь одной руки накрывает кулак другойА маслёнок – липкий гриб.«Ножкой» получившегося гриба вращать вокруг своей осиПосидел на нём мышонокПоелозить ладонью по кулакуИ прилип, прилип, прилип.Плотно обхватив ладонью кулак, пытаться «оторвать» её

«опята и ребята»

На пеньке –(Локти стоят на столе, ладони – горизонтально поверхности стола, собранные прямые пальцы обеих рук соприкасаются. Получается «пенёк») Пять опят.(На одной руке растопырить пальцы) У пенька –(Снова сделать «пенёк») Пять ребят. (Растопырить пальцы на другой руке)

«пальчики»

Мы с (имя ребёнка) играем,Пальцы все перебираем.Этот пальчик – всех длинней,Этот пальчик – всех умней,Этот пальчик – всех короче,Этот – стать побольше хочет,Этот – знает все игрушки,Этот – ушки на макушке,Этот – прячется в тенёк,Этот – маленький сынок.

Игры-потешки для детей от 2-х лет

«пять пальцев»

На моей руке пять пальцев,Пять хватальцев, пять держальцев.Чтоб строгать и чтоб пилить,Чтобы брать и чтоб дарить.Их не трудно сосчитать:Ритмично сжимать и разжимать кулачкиРаз, два, три, четыре, пять!Поочередно загибать пальчики на обеих руках

«собака»

Четыре четырки,Две растопырки,Седьмой вертун,А сам ворчун.Левую ладонь поставить на ребро. Большой палец поднять вверх, чуть согнув. Указательный палец согнуть, средний и безымянный соединить. Мизинец попеременно опускать и поднимать.

«совушка-сова»

Совушка-сова,Большая голова,На суку сидит,Во все стороны глядит. (Обнять лицо руками и плавно поворачивать его из стороны в сторону) Да вдруг как полетит!  (Махать руками как крыльями)

«сорока-белобока»


Ты, сорока-белобока,(Помахать руками как крыльями) Научи меня летать,(Поднять руки вверх) Ни высоко, ни далёко –(Развести руки в стороны на ширине плеч) Только море увидать. (Приставить ладонь «козырьком» ко лбу)

«сорока-ворона»

Сорока-ворона кашу варила,Деток кормила. (В такт водить указательным пальцем по раскрытой ладони)

Этому дала,Этому дала,Этому дала,Этому дала. (Загибать по одному пальцу на каждую строчку, начиная с большого) А этому не дала (Слегка потрясти мизинец– )


Ты дров не рубил,Воду не носил,Кашу не варил –Нет тебе каши! (Слегка постукивать указательным пальцем по мизинцу, «наказывая» его)

«тук-тук»

– Тук-тук-тук! Три раза ударить кулаками друг о друга– Да-да-да!Три раза хлопнуть в ладоши– Можно к вам?Ещё три удара кулаками– Рад всегда!Ещё три хлопка

«указочка»

Ротик мой умеет кушать,Показать на губыНос – дышать, а уши – слушать.Показать на нос и ушиМогут глазоньки моргать,ПоморгатьРучки – всё хватать, хватать.Изображать хватание

«ути-ути»

Ути-ути, полетели (Ребёнок машет руками) На головушку сели. (Руки на голову)Поклевали, поклевали («Клевать» голову пальчиками) И домой улетели.( Руки с головы «слетают»)

«цепочка»


Большой и указательный пальцы одной руки соединить колечком. Через него попеременно пропускаются колечки из пальчиков другой руки: большой-указательный, большой-средний и т.д.

Сейчас читают:  Как избавиться от перегара. Эффективные способы быстро скрыть неприятный запах в домашних условиях | Журнал Русская Дымка

Пальчики перебираемИ цепочку получаем. Это упражнение можно варьировать, меняя положение пальчиков

«червячки»

Раз, два, три, четыре, пять,Ладони лежат на коленях или столеЧервячки пошли гулять.Пальцы, сгибаясь, подтягивают к себе ладонь (движение ползущей гусеницы)Вдруг ворона подбегает,«Идти» по столу указательным и средним пальцами.Головой она кивает,Сложить пальцы щепоткой, качать ими вверх и вниз.аркает:»Вот и обед!»Раскрыть ладонь, отводя большой палец вниз, а остальные вверхГлядь – а червячков уж нет!Сжав кулачки, прижать их к груди

Мчится поезд (э. мошковская)

Чух-чух, чух-чух,Мчится поезд во весь дух,Паровоз пыхтит.— Тороплюсь,- гудит,-Тороплюсь, тороплюсь, тороплю-у-усь!

Маленький бычок,Жёлтенький бочок,Ножками ступает,Головой мотает.— Где же стадо? Му-у-у!Скучно одному-у-у!

Хлюп-хлюп (с. капутикян)

Хлюп-хлюп ручками,Полон мыла таз.Ты не трогай, Машенька,Мыльной ручкой глаз.А водичка булькает,А водичка пенится.Машенька помоется,Причешется, оденется.

Аист, аист длинноногий,Покажи домой дорогу.Топай правою ногой,Топай левою ногой.Снова — правою ногой,Снова — левою ногой.После — правою ногой,После левою ногой.Вот тогда придёшь домой!

Ой, ладушки-ладушки,Испечём оладушки,На окно поставим,Остывать заставим.А остынут — поедимИ воробышкам дадим.Воробышки сели,Оладушки съели,Оладушки съели —Шшу-у-у!.. — и улетели.

Чему учит детей игра в ладушки?

Перейти к предыдущей части статьи

А уж ритуальный смысл игры в ладушки… О чем тут говорить? Можно ли в младенческой забаве разглядеть скрытый смысл?

Это кажется смешным, но — можно. Потому что если один коротенький стишок состоит из намеков на древние верования — вряд ли это совпадение.

Вспомним песенку?

Ладушки, ладушки, где были?
У бабушки!
Что ели? — Кашку.
Что пили? — Бражку.
Кашка масленька,
Бражка сладенька,
Бабушка добренька.
Попили, поели
Шу-у-у! Полетели!
На головку сели!
Ладушки запели!

Все это сопровождается соответствующими жестами, хлопками ладоней и пр.

Прежде всего, выделим ключевые фигуры и предметы: бабушка, кашка, бражка. И конечно, сами ладушки — ладошки, ладони. Почему-то летающие!

Жесты ладонями используются в языческих обрядах самых разных народов. И не зря играют именно в ладушки. Ладонью мы машем при встрече и прощании, ладонью приветствуем или показываем что-то. С ладони кормим! Кисть руки — наш главный «инструмент» взаимодействия с миром.

У коренных жителей Австралии и Африки есть обычай отпечатывать ладони на стенах пещер или на камнях. Причем не на всех подряд, а совершенно определенных. Эта традиция идет из палеолита, из времен возникновения современного человека. Древние отпечатки ладоней, считающиеся самыми первыми произведениями искусства, встречаются по всему миру.

А что мы с вами сделаем, увидев на стене отпечаток ладони? Не примерим ли к нему свою руку. Жест настолько естественный, что и «цивилизованный» современный человек совершает его не задумываясь. Это универсальный жест приветствия, подпись из дописьменной эпохи: «Здесь был Вася».

И ещё — демонстрация мирных намерений: «Смотри, в руках нет оружия!»

К ладоням мы вернёмся. А зачем в детской песенке бражка, да ещё и «пьяненькая»? Некоторые высокоморальные родители даже заменяют её на более приличную «простоквашку».

Сейчас читают:  Пираты карибского моря: чем питались настоящие разбойники, когда надолго уходили в плавание

Но «простоквашка» не вписывается сюда не только по ритму, но и по смыслу. Ведь алкогольный напиток попал в потешку не затем, чтобы приучить детей к пьянству? Дураками предки не были!

Да просто песня — ритуальная. А брага и каша — традиционная ритуальная пища. Кстати, изначально это даже не каша, а кутья. Нам она знакома как чисто поминальное блюдо. Первоначально же это просто ритуальное кушанье для самых разных празднований.

Хотя в данном случае и поминальная кутья к месту. Что за бабушка живёт вдали (мы ведь у неё «были», да ещё и «летали»!) от семьи? Сюжет, напомню, древний, люди жили большими семьями. И почему же «полетели», а не пошли или в крайнем случае поехали?

Где пересекаются посещение «бабушки», а точнее, предков, и ритуальная пища? Да на кладбище! Или в более широком смысле — в поминальных ритуалах.

Что говорят детям, если умирают близкие? «Бабушка уехала», «бабушка далеко»…

Неспроста «ладушки» летают! Кормление летающих существ, птиц — непременная часть кладбищенских обрядов. Что отвечают детям, спрашивающим, кому рассыпают на кладбище пшено и крошки? «Птичкам!»

Детей такой ответ обычно устраивает. А взрослому бы задуматься: зачем обязательно кормить птиц? Да потому, что не «птичек» кормят, а предков. Души, приходящие (прилетающие) к живым родичам. Потому и «бабушка добренькая», что своя!

Чему учит детей игра в ладушки?

К чужакам предки настроены не столь дружелюбно. Именно поэтому в новый дом первым входил старик — своего рода жертва обитающим здесь, незнакомым пока духам. Позже обычай «смягчился», и старика заменили животным. Например, кошкой…

Вначале мешаются птицы и прилетающие души предков; затем, в потешке, птицы-души мешаются с ладушками-ладошками. Возможно, потому, что ладони использовали в обрядах, связанных с обращением к предкам.

В одной из разновидностей игры в салки не салят коснувшегося стены. Или, в крайнем случае, дерева. Но — не двери. Потому что дверь — выход во враждебный мир. А стена первоначально — стена печи, сакрального центра дома.

В христианское время сакральный центр сместился в «красный угол». Еще раньше забылся архаичный обычай хоронить под печью. Точнее, ещё под очагом. Зато в народной (обрядовой) памяти сохранилось жестовое обращение к лежащим там предкам: приложить ладони к печи. Это может быть и знакомство — когда в дом приходит чужак. И просьба о помощи, защите, сохранившаяся в игре в салки. Касание стены может сопровождаться фразой «Чур меня!», и здесь-то обращение к предкам очевидно!

И в нашей потешке «ладушки» — это приветствие; рука, «протянутая» ушедшим родичам. В архаичной картине мира предки продолжают жить, только в ином мире. Приходя к живым в дни поминовений. Ну, а игра с малышом в ладушки — своего рода «букварь», первое представление о том, как устроен мир.

Оставьте комментарий

Adblock
detector