Три оси, гашетка, тяга. Тестирование джойстиков, часть 1 — Игромания

Три оси, гашетка, тяга. Тестирование джойстиков, часть 1 — Игромания

Переставной стабилизатор

Другим средством балансировки самолета в установившемся режиме полета может служить переставной стабилизатор. Обычно такой стабилизатор крепится шарнирно на задних узлах подвески, а передние узлы соединяются с силовым приводом, который, перемещая носовую часть стабилизатора вверх или вниз, изменяет углы его установки в полете.

Поговорим про триммер

У меня спросили по то, как работает триммирование рулей и как это ощущается на штурвале. Сразу говорю, в данном посте я расскажу только про триммер, а есть и другие виды аэродинамической компенсации, а так же всё описанное относится только к семейству Cessna 172s, L 410 и другим самолётам, имеющим жесткую связь рулевых поверхностей с штурвалом, т.е. без дополнительных усилителей-бустеров, а так же не имеющих подвижного стабилизатора.

Заранее условимся и так оно и есть – каждый самолёт вращается вокруг своего центра тяжести (на картинке он будет в виде красного круга), при отклонении штурвала или других органов управления (педали, сайдстик) отклоняются соответствующие управляющие поверхности. Воздушный поток, воздействуя на отклонённые поверхности, вызывает силу, которая и отклоняет самолёт вокруг центра тяжести. Управляющих поверхностей много разных, в нашем примере я возьму руль высоты и не буду всё усложнять с указанием моментов сил, плеч сил, всё предельно просто и понятно

Итак, представьте – вы находитесь в равномерном горизонтальном полёте и на него воздействуют одновременно 4 силы – тяги, сопротивления, подъёмной и тяжести:

Далее вы решили подняться выше, для этого необходимо потянуть штурвал на себя. Что произойдёт? А вот что (раскрасил по-другому чтобы было лучше видно):

Воздух, до этого равномерно обтекавший хвост вдруг начинает встречать на своём пути сопротивление в виде отклонённого вверх руля высоты. При этом на руль высоты оказывается давление (указал в виде плюсов), что создаёт силу, направленную вниз, указанную стрелкой. Эта сила действует относительно центра тяжести, что вызывает подъём носа самолёта вверх.

Сейчас читают:  Триммер с лазерным наведением поможет лучше ухаживать за бородой | Компьютерра

Ладно, с этим разобрались, ничего сложного, дальше так же просто. Ну летите вы так, со штурвалом, вытянутым на себя, минуту, другую, третью, дальше нужно подниматься ещё несколько минут. А вдруг ещё и разворот нужно совершать? А руки-то устают долго держать штурвал. Это Цессна ещё маленькая, у неё усилия в единицах килограммов могут быть, а на самолётах побольше усилия могут достигать десятков килограмм, буквально. Что делать? Нужно добавить силу, которая будет нам помогать и для этого придумали кучу разных устройств и одно из них – триммер. Посмотрите как он расположен на Цессне:

на L 410:

И что он делает? А просто, он тоже выдвигается в поток, создавая дополнительную силу, направленную в противоположную сторону силы руля высоты (фиолетовая стрелка):

Сила эта меньше, чем сила, которую создаёт руль высоты, но её достаточно, т.к. она действует относительно не центра тяжести, а относительно места крепления руля высоты. Таким образом, отклоняя триммер больше или меньше мы создаём больше или меньше такой вот отклоняющей силы. Когда эти две силы (триммера и руля высоты) уравновешены, самолёт называется оттриммированным, а штурвал находится в нужном положении без участия пилота:

Органы управления триммером на Cessna 172 – две кнопки на штурвале (необходимо нажимать сразу две, иначе не сработает, а так же колесо):

На L 410 можно триммировать не только руль высоты, но и элероны и руль направления, которые действуют так же:

Вот и всё. Ничего сложного, я же говорил :^) Прошу прощения за графику, фотки с интернета, а чукча – не художник.

Три оси, гашетка, тяга. тестирование джойстиков, часть 1

Казалось бы, здесь все просто: рукоятка, соединенная с подставкой шарниром. На деле все куда сложнее: одни джойстики хвалятся наличием “оси Z”, другие — отдельным рычагом тяги, третьи — вибромотором

    Если вы часто играете в компьютерные игры, то наверняка задавались вопросом: “А что, если бы мне не пришлось управлять в этой игре при помощи неудобной клавиатуры?” Надоело заново приспосабливаться к управлению в каждом новом симуляторе? Не можете привыкнуть к тому, что на незаметные клавиши W, A, S и D часто вешают функции кнопок-стрелочек? Хотите получить полную свободу в трехмерном пространстве? Ответ на эти вопросы один — играйте джойстиком!
В нашей статье мы расскажем о том, в какие игры можно играть джойстиком, как устроены его органы управления, и, наконец, мы протестируем самые популярные и распространенные модели этих устройств, которые сегодня можно найти во многих компьютерных магазинах. Если вы еще не купили джойстик, то, прочитав эту статью, вы поймете, зачем вообще существует такое устройство. И узнаете, какой именно игровой агрегат стоит приобрести.
Но даже если джойстик у вас уже есть — все равно читайте наш обзор. Вы почерпнете из него много нового, узнаете о технологиях и новинках рынка.

    Во что можно играть с джойстиком?
Джойстик изначально сконструирован для свободного перемещения в виртуальном трехмерном пространстве: будь то воздух, вода или абсолютный вакуум. Это значит, что в первую очередь он необходим для игры в авиационные и космические симуляторы, а также в редко встречающиеся симуляторы подводных кораблей (игры типа Aquanox). Более того, в большинстве подобных игр вообще трудно обходиться без джойстика, так как пытаться управлять свободным полетом при помощи четырех “стрелочек” клавиатуры не слишком

удобно, да и мышка спасает далеко не всегда. Таким образом, если вы хотите играть в 3D-симуляторы (неважно — в реалистичные или аркадные), джойстик вам необходим.
Кроме того, джойстик можно использовать в любой другой игре, например, в некоторых экшенах с видом от третьего лица или в спортивных симуляторах. Здесь уже все зависит от привычки. Одним нравится водить персонажа по лабиринтам при помощи джойстика, другим это сподручнее делать теми же “стрелками”. Например, я сам с удовольствием играл джойстиком в экшен The Return of the King, футбольный симулятор Pro Evolution Soccer 3 и даже в квест Broken Sword: The Sleeping Dragon! Все названные игры пришли к нам с консолей, и управление привычной мышкой в них не сумели реализовать по-человечески. Справедливости ради замечу, что во всех трех случаях джойстик, по сути, исполнял роль другого игрового устройства — геймпада. Но главное — было действительно удобнее играть в эти игры джойстиком, а не клавиатурой.
Итак, джойстик может пригодиться вам не только в авиасимуляторе, но и в играх совсем других жанров, которые не заточены под мышь или клавиатуру. А таких игр на PC становится все больше и больше — многие интересные проекты ориентируются на игровые приставки.

    База для тестирования
Системная плата
: Albatron PX865PE PRO
Процессор: Intel Pentium 4 2,8 ГГц, 512 кбайт, 800 МГц, Socket 478
Кулер: Titan TTC-CW8TB
Память: 2х256 Мбайт PC3200, PQI
Видеокарта: Albatron GeForce FX5900QV1 Turbo 256 Мбайт
Жесткий диск: Western Digital 1200LB, 120 Гбайт, 7200 об/мин, UltraATA/100
Оптический привод: Sony CDR-CRX300E BLACK
Дисковод: FDD 3,5” NEC Black
Корпус: Casetek CK-1016-2B Black 250W
ОС: Windows XP Professional SP1
Игры: “Ил-2 Штурмовик: Асы в небе”; “X2: Угроза”; Secret Weapons over Normandy.


Из чего состоит джойстик?
Казалось бы, здесь все просто: рукоятка, соединенная с подставкой шарниром. На деле все куда сложнее: одни джойстики хвалятся наличием “оси Z”, другие — отдельным рычагом тяги, третьи — вибромотором. Попытаемся разобраться во всем многообразии конструктивных различий и дополнительных “фишек”.
    Конструкция
Практически у всех джойстиков основание рукояти крепится внутри подставки при помощи большого шарнира, причем сам “шарик” является составной частью рукояти и помещается в сферическую полость в подставке. Удивительно, но встречаются исключения из этого конструкторского правила, это мы увидим при тестировании конкретных моделей.
    Рукоять должна сама возвращаться и фиксироваться в центральном положении, поэтому она подпружинена. Обычно пружинные элементы находятся внутри подставки. Но фирма Saitek, производящая популярные джойстики, пошла другим путем — в ее моделях единственная пружина находится снаружи и охватывает нижнюю часть рукояти.
Поскольку Создатель поделил людей на праворуких и леворуких, дизайнерам джойстиков приходиться думать и об интересах левшей. К сожалению, джойстик, изготовленный специально для левшей, в продаже найти нелегко. Изготовители этих устройств пытаются найти компромисс, выпуская
абсолютно симметричные модели, которые одинаково удобны (или, если хотите, одинаково неудобны) для представителей обеих групп человечества. Правшам повезло куда больше: существует множество джойстиков, сделанных с учетом анатомии кисти правой руки.
В нижней части рукоятки джойстика расположен выступ, отвечающий за поддержку руки. По идее, благодаря ему рука не должна уставать от напряжения. Но, к несчастью, удобство этого выступа всегда остается на совести дизайнеров устройства — далеко не все модели обеспечивают хорошую поддержку кисти.
Подставка джойстика просто ставится на стол и, как правило, не закрепляется какими-либо винтами или присосками. Отсюда простой вывод: чем больше площадь подставки и чем она тяжелее, тем стабильнее будет стоять устройство.
Управление
    Рассмотрев общие черты конструкции, перейдем к осям движения, а также кнопкам, колесикам и рычажкам, которые обильно покрывают тела самых продвинутых джойстиков. Рассмотрим по порядку все основные органы управления. Мы специально приводим их русские и английские названия, чтобы проще было ориентироваться в магазинах. Смотрите рисунок – цифры означают органы управления джойстика.
    1-2. Оси “X” и “Y” (axes X & Y). “X” — это ось, по которой мы двигаем джойстик “от себя” и “к себе”. “Y” — соответственно, отвечает за движения влево-вправо. По сути, перемещения по обеим осям обсчитываются одним и тем же “контроллером”, который связан с шарниром рукоятки. В 3D-симуляторах при этом происходит вращение управляемого объекта в трехмерном пространстве, а в 2D-играх — движение “вверх-вниз-влево-вправо”.
Отдельно нужно рассмотреть серьезные авиасимуляторы. Игроки, впервые садящиеся за штурвал виртуального самолета, удивляются, что “ручка на себя” поднимает нос крылатой машины вверх, а “от себя” — опускает вниз. А ведь в космическом симуляторе (и во многих аркадных авиасимуляторах) все происходит ровно наоборот и не противоречит логике! Необычная реакция реалистичных авиасимуляторов — дань уважения настоящим самолетам, в которых штурвал именно так отзывается на движения пилота. Так или иначе, в большинстве игр можно инвертировать оси.
Таким образом, в серьезных авиасимах ось “X” управляет рулем высоты (горизонтальное хвостовое оперение) и отвечает за тангаж — движение самолета вверх или вниз. А ось “Y” обеспечивает разворот летательного аппарата (изменение крена) и управляет положением элеронов (рулями на крыльях).
По принципу считывания информации с главных осей джойстики, как и мышки, делятся на резисторные (механические) и оптические. Последние, как водится,
существенно дороже. Впрочем, для джойстиков, в отличие от мышей, принцип устройства не столь принципиален. Возможно, это покажется странным, но точность для джойстика гораздо менее важна, чем для манипулятора-указки, то есть привычной мышки.
Все джойстики, которые описываются в этой статье — резисторные.
3. Ось “Z”, или руль направления (axis Z, или rudder). Легко догадаться, что по осям “X” и “Y” наклоняется рукоять любого джойстика. То есть не существует такого девайса, у которого была бы, к примеру, только ось “Y” и не было бы оси “X”. А вот третья ось — “Z” — вполне может отсутствовать в дешевых моделях. Как правило, она контролируется вращением (а не наклоном, как в случае с “X” и “Y”) рукояти джойстика вокруг собственной оси. В космических симуляторах это движение также отражается на поведении корабля — он тоже начинает вращаться вокруг своей продольной оси.
Ну а в реалистичных авиационных симуляторах третья ось исполняет иную, более важную функцию. Если ось “Y” управляет элеронами самолета, а “X” — горизонтальным хвостовым оперением, то на долю оси “Z” выпал контроль над вертикальным оперением (руль направления в киле самолета). Руль направления позволяет корректировать курс, немного отклоняя самолет влево и вправо. Это очень важно при прицеливании, когда вы пытаетесь поймать в перекрестье корпус вражеской машины. Если у джойстика отсутствует ось “Z”, с его помощью нельзя полноценно играть в авиасимуляторы.
Для “самолетных” аркад, космосимов и двумерных игр отсутствие третьей оси не будет критичным. Поэтому, если вы не собираетесь играть в реалистичные авиасимы, есть возможность сэкономить на оси “Z”.
На джойстике ось “Z” может быть привязана и не к вращению рукояти, а к другим, сторонним органам управления. Например, к какому-нибудь колесику или к выступающей клавише с двойным уклоном (обычно такая клавиша симметрична и имеет две половинки, каждую из которых можно вдавить в корпус игрового девайса). Насколько удобно пользоваться такими альтернативами — решать игроку. Здесь все определяет привычка.
У наиболее продвинутых и дорогих джойстиков ось “Z” может быть вынесена… на педали! Не спешите удивляться — именно так устроены настоящие самолеты. В реальности летчик, нажимая на педали, контролирует руль направления.
4. Тяга (throttle). Управление тягой — обязательная черта современного джойстика. Помнится, в начале 90-х годов прошлого столетия я летал в F-117 Stealth Fighter при помощи джойстика, у которого не было ручки тяги, и скорость штурмовика-невидимки приходилось регулировать с клавиатуры. Но в нашем обзоре вы не найдете подобных агрегатов — возможно, джойстики без тяги больше не выпускаются. И это к лучшему, ибо управлять тягой нам придется в любом симуляторе.
Как ясно из названия, тяга отвечает за скорость вашей крылатой (плавниковой, космической) машины. В идеале регулятор тяги представляет собой удобный рычаг в подставке джойстика, с плавным и широким ходом, размещенным под левую руку. На практике он может быть выполнен в виде заедающей рукоятки, колесика или незаметного штырька. Дорогие девайсы могут включать в комплект раздельные джойстик (под правую руку) и регулятор тяги (под левую руку). Последний в таком случае имеет большой размер (на нем полностью помещается ладонь), и на нем расположено множество кнопок, переключателей и других приятностей.
В не-симуляторах рычаг тяги, как правило, не нужен. Но на него обычно можно повесить другие, необходимые в игре функции.
5. Гашетка (trigger). Единственная кнопка джойстика, для которой и в русском, и в английском языке нашлось специальное слово. Еще бы — ведь это Самая Главная Кнопка! Гашетка — спусковой крючок под указательный палец, который активирует основное оружие. Проще говоря, именно на нее жмут, поймав врага в прицел. Хорошая гашетка не должна мешать вам наклонять рукоятку джойстика, мозолить палец и самопроизвольно нажиматься.
6. Кнопки (buttons). Все прочие клавиши джойстика, помимо гашетки. Обычно они отмечаются цифрами прямо на устройстве и нумеруются начиная с цифры “2” (“единичка” оставлена за гашеткой). Кнопки могут располагаться и на рукоятке, и на подставке, и даже, если тяга выполнена как отдельное устройство, — на рычаге тяги.
Понятно, что чем больше кнопок — тем лучше. Если брать те джойстики, которые прошли наш тест, то максимальное количество кнопок было равно двенадцати (включая гашетку).
Если джойстик симметричен (в расчете на левшу), то ту половину кнопок, которая расположена со стороны “рулевой” руки, использовать не удастся — кисти будут упорно мешать друг другу. Обратите на это внимание, если будете приобретать девайс, ориентируясь на большое количество кнопочек.
Кстати, для серьезного авиа- и космосимулятора даже 12 кнопок на джойстике не хватит — вам все равно в процессе игры придется задействовать клавиатуру. Так что число кнопок не должно быть решающим фактором при покупке устройства.
7. Шляпка (hat). Это хитрый манипулятор в виде кнопочки-рычажка. Располагается он на макушке рукоятки. С помощью большого пальца рычажок можно перемещать в восьми направлениях. В симуляторах шляпка обычно служит для осмотра окрестностей из кабины — повернул ее направо, и голова пилота повернулась направо. Очень удобно, потому что в сторону можно посмотреть, не отрываясь от полета. Если шляпку отпустить, то она возвращается в центральное положение, а вместе с ней — и взгляд пилота.
Этому органу управления можно присвоить и другие функции. На дорогие модели порой ставят несколько манипуляторов типа “шляпка” — каждый из них выполняет собственные задачи.
Это, конечно, не все “примочки”, которые сегодня есть у хороших джойстиков. О вибромоторе, эмуляторе компьютерной мыши, обратной связи (force feedback) и ее эффектах, а также прочих необязательных, но приятных дополнениях мы расскажем в следующем номере, когда будем тестировать самые дорогие и продвинутые модели.
Как подключить джойстик?
Сравнительно недавно джойстик можно было подключить не к каждому компьютеру, а только к такому, у которого был игровой порт (игровой порт часто монтировался на звуковую карту). После внедрения USB-шины подключение любых устройств к ПК значительно упростилось, это касается и джойстиков.
В комплект большинства недорогих джойстиков не входят диски с драйверами. Но для того, чтобы купленный манипулятор заработал под последними версиями Windows, вам, скорее всего, не придется специально искать драйверы. Система сама увидит девайс, а настроить его (например, откалибровать) вы сможете в “Панели управления”, в разделе “Игровые устройства”.
Но резон для вылазки в интернет в поисках фирменного софта есть. Вы можете скачать и установить специальное программное обеспечение, которое позволяет вам превратить джойстик в подобие виртуальной клавиатуры или мыши. Такие программы есть на сайтах почти всех производителей игровых устройств.
Зачем это может понадобиться? Чтобы сделать джойстик еще более удобным девайсом! В некоторых играх, к сожалению, невозможно перезадать часть управления: некоторые функции жестко закреплены за конкретными кнопками клавиатуры. Например, некоему непризнанному гению при разработке космосимулятора “X2: Угроза” пришла идея намертво привязать пуск ракет к клавише L. Попробуйте в пылу сражения, когда обе ваши руки будут покоиться на джойстике, безошибочно ткнуть какой-нибудь конечностью в эту самую L! Гораздо удобнее при помощи специального софта присвоить значение L одной из основных кнопок джойстика, и тогда пускать ракеты можно будет и с клавиатуры, и с игрового устройства.

    Тестирование
Для тестирования в этом номере журнала мы отобрали 8 моделей джойстиков. Большинство устройств появилось в продаже не так давно, и их нетрудно найти. В данном обзоре участвуют манипуляторы ценой до $60. У этих джойстиков нет дополнительных наворотов типа обратной связи, вибромотора или радиопередатчика. Модели с этими и другими функциями, которые существенно увеличивают цену, мы протестируем в следующем номере “Игромании”.

    Saitek ST90
Примерная цена
: $20
    Ось “Z”: нет
Тяга: две кнопки
Количество кнопок (включая гашетку): 3 2 кнопки тяги, все на рукояти
    Шляпка: нет
Управление левой рукой: возможно (полная симметрия)
Драйверы и ПО в комплекте: нет
ST90 — джойстик с самой оригинальной конструкцией в нашем сегодняшнем обзоре. Он обладает аж тремя неповторимыми конструктивными особенностями.
Во-первых, у джойстика нет привычной подставки. Вместо нее — складная тренога. Сложив ножки, можно компактно упаковать устройство, чтобы ежедневно таскать его с собой в игровой клуб. Удивительно, но джойстик прочно стоит на таком основании!
Во-вторых, джойстик имеет обратное шарнирное соединение, причем исключительно благодаря “во-первых”, то есть из-за отсутствия подставки. Шарнир — это составная часть не рукояти (как бывает обычно), а верхушка той самой треноги. В рукояти же находится полость, куда вставляется шарнир. Ощущения от управления таким джойстиком поначалу необычные, но через некоторое время привыкаешь. Странно, но при максимальном наклоне рукоять ходит не кругу, а по… квадрату! И застревает в угловых местах.

В-третьих, это единственный джойстик в сегодняшнем тесте, у которого управление тягой изначально закреплено за кнопками, а не за рычагом или колесиком. Кнопки даже маркированы соответствующе — “плюс” и “минус”. Опять же, это следствие “трехногости”: была бы нормальная подставка — было бы куда крепить рычажок. И это серьезный недостаток — давя на кнопки, невозможно резко убрать газ или, наоборот, выставить его на максимум. Будь я физиком, сказал бы, что ST90 превращает скорость в дискретную величину.
Джойстик сделан под крупную руку: не все дотянутся до кнопок тяги большим пальцем. Две нижние кнопки на вершине рукоятки кажутся слишком крупными — между ними легко встала бы еще одна клавиша. Поддержка руки явно недостаточна, к тому же джойстик симметричен и не может похвастаться анатомическим соответствием кисти.
Нельзя не отметить забавную упаковку устройства: джойстик с подвернутыми ножками дизайнеры засунули в компактный прозрачный цилиндр.
В итоге: Интересный вариант “походного” джойстика, который можно ежедневно носить в рюкзаке. В остальном — функциональность соответствует невысокой цене. Но отсутствие нормальной тяги в любом случае — серьезный минус.
    Thrustmaster USB Joystick
Примерная цена
: $22
Ось “Z”: нет
Тяга: рычажок
Количество кнопок (включая гашетку):
4 на рукояти
Шляпка: есть
Управление левой рукой: невозможно
Драйверы и ПО в комплекте: нет
Самая простая модель от Thrustmaster. Отличается небольшой и очень неустойчивой подставкой — при крайних наклонах и рывках рука легко перевернет джойстик. Рычаг тяги маленький и, к сожалению, имеет слишком короткий ход.
О рукояти расскажем отдельно и подробно. Дело в том, что на все недорогие модели Thrustmaster, включая описанный ниже TopGun Fox 2 Pro, устанавливаются одинаковые рукояти — как на этом USB Joystick. Рукоятка выполнена в “анатомическом” стиле, достаточно толстая и приятно сидит в руке, с хорошей поддержкой кисти. Расположение второстепенных кнопок, правда, трудно назвать идеальным, зато даже на этой дешевой модели есть три дополнительных клавиши.
К сожалению, у этого типа рукояти есть один существенный недостаток, перекрывающий все ее достоинства, — неудачная гашетка! Она маленькая, и когда гашетка тонет в корпусе рукояти, указательный палец попадает на острый пластиковый угол. Час активной стрельбы — и на вашем пальце появится неприятный синяк. Но и это еще не все! Разработчики ухитрились сконструировать пазы главной кнопки таким образом, что игрок невзначай может прищемить кожу на пальце между гашеткой и краем отверстия, в которое она утапливается. Самое обидное, что этот недостаток свойственен многим джойстикам компании Thrustmaster, на которые устанавливается такая рукоять.
В итоге: Рычаг тяги с чересчур коротким ходом, неустойчивая подставка и неудачная гашетка. Двадцати двум долларам можно найти лучшее применение.
    Genius MaxFighter F23U
Примерная цена
: $23
Ось “Z”: неподпружиненное колесико
Тяга: колесико
Количество кнопок (включая гашетку): 4 на рукояти, 4 на подставке
Шляпка: есть
Управление левой рукой: невозможно
Драйверы и ПО в комплекте: нет
Широкая подставка позволяет джойстику стабильно чувствовать себя, когда игрок рвет рукоятку в разные стороны. Правда, поддержка для руки недостаточная, и уж совсем непонятно, зачем потребовалось делать поддержку под левую руку, если джойстик несимметричен.
8 кнопок — это действительно много для устройства нижней ценовой категории. А уж за наличие оси “Z” дизайнерам надо объявить благодарность. Правда, функциональность оси “Z”, привязанной к колесику на тыльной стороне подставки (а не к вращению рукояти), вызывает немалые сомнения. А если учесть, что это колесико не
подпружинено, а потому не возвращается само в центральное положение, то смысл в таком “руле направления” почти пропадает. Зато к шляпке и тяге претензий не имеется.
Из субъективных впечатлений. Внешний вид пластика и кнопок будто говорит наблюдателю: “Посмотри, какой дешевый джойстик!” Кроме того, при установке этого устройства возникли проблемы с калибровкой, и нам понадобилось время, чтобы их решить.
В итоге: Все равно — лучшая модель из тех, что продаются дешевле 700 рублей.
Logitech Attack 3
    Примерная цена: $31
Ось “Z”: нет
Тяга: колесико
Количество кнопок (включая гашетку): 5 на рукояти, 6 на подставке
Шляпка: нет
Управление левой рукой: возможно (полная симметрия)
Драйверы и ПО в комплекте: нет
Аж 11 кнопок предлагает нам это интересное устройство от Logitech. Правда, тут мы сталкиваемся с проблемой “симметрии”, которую описывали выше. Правша не сможет дотянуться до двух клавиш справа от рукоятки, а левша — до тех двух, что слева. Так что можете считать, что у Attack 3 только 9 кнопок. Но и это немало.
Квадратная подставка достаточно устойчивая. Пластик, из которого выполнен девайс, приятен на ощупь, а стык рукояти с подставкой прикрыт резиновым кольцом-гармошкой — как у автомобильного рычага коробки передач.
Непонятно, почему на верхушке рукояти отсутствует шляпка. Вряд ли она помешала бы симметрии, к которой стремились конструкторы. Сама рукоять оставляет самые хорошие впечатления: она удобна для охвата и той, и другой рукой. Чего не скажешь о колесе тяги, которое разместилось прямо по центру подставки. Рука, лежащая на нем, скорее всего, будет мешать перемещениям рукоятки джойстика.
Еще одной ложкой дегтя стало отсутствие третьей оси. Заплатив за джойстик больше 30 долларов, я хотел бы получить возможность крутить руль направления.
В итоге: Ни оси “Z”, ни шляпки, хотя оба органа управления были на куда более дешевой модели — Genius MaxFighter F23U. Да еще и неудобная тяга в придачу! Но привлекательные материалы и дизайн, устойчивая подставка, приятный ход рукоятки и куча кнопок, возможно, скрасят картину.
    Saitek ST290
    Примерная цена: $32
    Ось “Z”: нет
    Тяга: большой рычаг
Количество кнопок (включая гашетку): 6 на рукояти
Шляпка: есть
Управление левой рукой: возможно (рукоять-конструктор)
Драйверы и ПО в комплекте: есть
Подставка у данного агрегата могла быть и шире. Рука пользователя находится достаточно высоко, и при резких наклонах рукоятки джойстик ерзает по столу. Правда, только при действительно резких наклонах.
Рукоять обладает интересной особенностью — она разбирается и собирается снова, но — под другую руку. Был у нас джойстик для правши, стал — для левши (и наоборот). Снимаются и перестанавливаются два элемента поддержки руки: нижняя (под упор ладони) и боковая (под основание большого пальца). Трудно поверить, даже будучи разборным, этот джойстик предоставляет лучшую поддержку кисти из всех протестированных моделей, причем и для правой, и для левой руки. (Не считая, конечно, топовой модели этого обзора — Cyborg Evo, которая является усовершенствованным вариантом ST290.) Помимо этого можно регулировать расположение поддержки по высоте.
Тяга выполнена в виде основательного плоского рычага, расположенного по центру подставки. Такое размещение не будет мешать игроку, как это случалось с Logitech Attack 3. Рычаг большой, и им можно управлять, захватив его сбоку от рукоятки джойстика.
На верхушке рукоятки, помимо гашетки, помещаются еще пять кнопок. Но отсутствие клавиш на подставке джойстика все равно стоит считать недостатком. Есть и более серьезный минус — ST290 лишен оси “Z” и для реалистичных авиасимов не подходит.
В итоге: Великолепная настраиваемая поддержка руки и мощный рычаг тяги искупают “двуосность”. При условии, что вы не собираетесь по-серьезному играть в авиационные симуляторы.
    Logitech Extreme 3D Pro
Примерная цена
: $40
Ось “Z”: вращение рукояти
Тяга: рычаг
Количество кнопок (включая гашетку): 6 на рукояти, 6 на подставке
Шляпка: есть
Управление левой рукой: невозможно
Драйверы и ПО в комплекте: есть
Подставка Extreme 3D Pro похожа на более дешевую модель от Logitech — Attack 3. А потому так же надежна и не вызывает нареканий. Зато кнопок куда больше — целых 12 штук. Поскольку джойстик асимметричен, все кнопки могут использоваться в игре.
Extreme 3D Pro — первый джойстик в нашем обзоре, который полноценно работает с осью “Z” (в классическом варианте — за счет вращения рукоятки вокруг ее оси). Рычаг тяги маленький, но на удивление удобный. “Анатомическая” рукоятка
отлично ложится в правую руку, поддержка кисти хорошая. Единственный недостаток — игроку с небольшой ладонью будет нелегко дотянуться до верхних клавиш и шляпки на рукоятке.
Пластик выглядит дорого (если такое вообще можно сказать о пластике), основание рукояти практично закрыто складками резины, как и в Attack 3.
В итоге: Блестяще! Играть в симуляторы с этим джойстиком — одно удовольствие. Эта модель стоит каждого рубля, который за нее просят. Она почти лишена недостатков. Extreme 3D Pro — один из лучших джойстиков этого обзора.
    Thrustmaster TopGun Fox 2 Pro
Примерная цена
: $46
Ось “Z”: вращение рукояти
Тяга: рычаг
Количество кнопок (включая гашетку): 4 на рукояти, 3 на подставке
Шляпка: есть
Управление левой рукой: невозможно
Драйверы и ПО в комплекте: нет
TopGun Fox 2 Pro обладает самой надежной и устойчивой подставкой из всех джойстиков этого теста. Симпатичный пластмассовый корпус подставки украшен желтыми вставками, которые перекликаются с другими желтыми элементами в дизайне джойстика: полосатой кнопкой на верхушке рукояти и штрихами около рычага скорости. Приняв во внимание еще и резиновое уплотнение у основания рукоятки (как у рычага переключения передач), а также стилизованное металлическое кольцо вокруг него, можно утверждать, что TopGun Fox 2 Pro — один из самых стильных джойстиков сегодняшнего обзора.
Здесь есть “классическая” ось “Z”, которая привязана к вращению рукоятки вокруг своей оси. Под левой рукой игрока находятся три крупных клавиши и очень удобный рычаг тяги.
Эффект от всех упомянутых плюсов портит установка стандартной рукоятки, которая идентична той, что мы критиковали при описании Thrustmaster USB Joystick. Нарекания вызывает гашетка этого устройства: она давит указательный палец и может защемить кожу.
В итоге: Много достоинств на одной чаше весов и чудовищная гашетка на другой. Что из них перетянет? Однозначного ответа нет.
    Saitek Cyborg Evo
    Примерная цена: $59
    Ось “Z”: вращение рукояти
    Тяга: большой рычаг
Количество кнопок (включая гашетку): 6 на рукояти, 6 на подставке
Шляпка: есть
Управление левой рукой: возможно (рукоять-конструктор)
Драйверы и ПО в
комплекте: есть
“Evo” в названии этого джойстика, конечно же, сокращение от слова “эволюция”. Проэволюционировала в данном случае модель ST290, о которой мы писали выше. Поэтому “Киборгу” присущи как минусы, так и плюсы своего “предшественника”. То есть, с одной стороны, подставка могла бы быть чуть крупнее. С другой стороны — перед нами снова “рукоятка-конструктор”, которую можно настроить по высоте под руку — левую или правую. И поддержка кисти, и большой рычаг тяги очень удачно выполнены.
Но это далеко не все. Компоненты рукоятки Cyborg Evo можно подгонять под руку пользователя — изменять наклон головки джойстика, а также наклон панели с тремя клавишами. Тем самым эта модель позволяет оптимально подогнать рукоятку и размещенные на ней элементы под анатомию руки. Для изменения положений этих элементов нужно просто прокрутить два выступающих металлических цилиндра.
Про поддержку оси “Z” можно не упоминать — при такой цене она уже обязательна. По обе стороны рукоятки на подставке разместилось по три клавиши (в игре можно использовать только одну из этих групп кнопок в зависимости от того, правша вы или левша), причем верхней из них разработчики назначили функцию “шифта”. Нажимая ее совместно с другой кнопкой, вы существенно увеличите количество команд, возложенных на джойстик.
Наконец, стоит отметить и внешний вид. Навороченность верхушки джойстика, приятный “обрезиненный” пластик и множество горящих разноцветных лампочек заставляют окружающих верить, что владелец этого агрегата — признанный ас.
В итоге: Крутая “железка”, один из двух лучших джойстиков этого теста. Если вдруг Logitech Extreme 3D Pro не подходит вам по размеру кисти или вы левша, то “Киборг” несомненно будет лучшим выбором.
После теста
Восемь моделей джойстиков крутились и вертелись в нашей лаборатории в предельном режиме. В итоге — вы ознакомились с результатами нашего тестирования.
В начальном ценовом диапазоне (до 25 долларов) однозначным лидером выглядит Genius MaxFighter F23U, который вполне подойдет для поклонников аркад и космических симуляторов.
Лучшей моделью по соотношению цены/игровые возможности является Logitech Extreme 3D Pro. Главное — перед покупкой проверить, насколько ее “анатомическая” рукоять подходит вашей руке. Собственно, это относится ко всем джойстикам.
Наконец, отметим Saitek Cyborg Evo за идеальную подгонку рукояти под руку конкретного игрока, а также за интересный дизайн и богатые возможности.
Две последние модели позволяют адекватно играть даже в
самые навороченные авиасимуляторы.
В следующем номере “Игромании” мы обратимся к более дорогим моделям джойстиков, которые обладают еще большим набором функций. Будут представлены беспроводные девайсы, джойстики с виброотдачей, модели, состоящие из штурвала и отдельного рычага тяги, и даже джойстик, превращающийся в геймпад! Читайте об этих игровых чудесах в нашем октябрьском “Железном цехе”.
Выражаем благодарность интернет-магазину “Слейм” (www.computer-online.ru) за предоставление тестового стенда.
Благодарим следующие компании:
Alion (www.alion.ru) — Logitech Extreme 3D Pro и Thrustmaster TopGun Fox 2 Pro;
Магазин Цифровой Электроники DIGITALSHOP.RU(www.digitalshop.ru) — ThrustMaster USB JoyStick и Logitech WingMan ATTACK 3;
Игалакс (www.igalax.ru) — Saitek ST90, ST290 и Cyborg Evo;
Олди (www.oldi.ru) — Genius Flight F23 USB.

    Игровые устройства и наши читатели
Не так давно на сайте “Игромании” (www.igromania.ru) был проведен интересный опрос, в котором приняли участие более 6000 человек. Вот его результаты.
КАКИЕ ИГРОВЫЕ УСТРОЙСТВА ДЛЯ PC ЕСТЬ У ВАС ДОМА?
    1. Джойстик — 23% опрошенных.
2. Профессиональная, очень дорогая мышь — 17,7%.
3. Геймпад — 12,3%.
4. Руль (с педалями или без) — 11%.
5. Игровая клавиатура с джойстиками и другими наворотами — 5,4%.
6. Есть и кое-что другое! — 6,8%.
7. У меня и компьютера-то нет… — 2,2%.
8. Да нет у меня ничего! Мне клавиш и мышки хватает… — 56.4%.
9. …воздержался — 1,9%.
Как видно из этих результатов, д
жойстик является самым популярным игровым устройством у наших читателей — почти четверть опрошенных успела обзавестись этим полезнейшим девайсом.

Триммерный эффект

Аэродинамический триммер может использоваться лишь в безбустерных системах управления, в которых командные рычаги напрямую, без гидроусилителей, связаны с рулями, или в системах с обратимыми бустерами. В системах с необратимыми бустерами усилия на командных рычагах создаются загрузочными механизмами (пружинами) и от шарнирного момента руля не зависят.

В этом случае триммеры на рулях не ставятся, а балансировочные усилия снимаются специальными устройствами в системе загрузки командных рычагов — механизмами эффекта триммирования, которые перемещают точки крепления пружин к самолёту, тем самым смещая в ту или иную сторону нейтральное (при которых усилия обеих пружин уравновешены) положение штурвала или педалей и создавая постоянное отклонение руля.

Оставьте комментарий